Уроки по созданию учебного мультимедийного курса на базе eLearning Office 3000
Часть 6
Регистрация преподавателем на зарегистрированном курсе
Настоящий урок заканчивает цикл статей о создании электронного учебника. В предыдущих уроках мы описали весь процесс разработки электронного учебного приложения — от стадии наполнения учебника материалами в различных форматах, до тестирования и записи на CD-ROM. Сегодня каждый желающий, создав свой учебник, может проводить по нему обучение через Интернет. На основе продукта eLearning Server компания «ГиперМетод» создала в Интернете учебный центр (www.elearn.ru), где все желающие могут бесплатно разместить свои учебные курсы и проводить полноценное дистанционное обучение. О том, как размещать в этом центре учебники и учебные материалы, как регистрировать слушателей, как создавать и проверять задания и тесты, как составлять расписания занятий и контролировать процесс обучения, будет рассказано в заключительной части статьи.
Регистрация учебного курса
Чтобы начать обучение в центре, необходимо зарегистрировать свой учебный курс. Для этого, открыв сайт www.elearn.ru в главном меню, расположенном вверху страницы, выберите пункт О курсах (рис. 1). Затем раскройте пункт Добавить курс и в окне Добавление нового курса введите название курса, адрес электронной почты, стоимость курса (если он будет платный) и другие параметры (рис. 2).
Далее укажите вид доступа к курсу: Свободный — чтобы любой посетитель сервера мог получить доступ к опубликованным материалам вашего учебного курса;
Регистрация преподавателем чтобы вы сами могли регулировать прием на ваш учебный курс; Регистрация деканатом чтобы вопросами приема на курс занимался деканат (в нашем случае деканатом являются сотрудники разработчика учебного центра компании «ГиперМетод»). Нажмите кнопку OK.
После рассмотрения заявки деканатом сервера по указанному вами обратному электронному адресу (e-mail) придет подтверждение о регистрации учебного курса, после чего ваш курс станет доступным на сервере.
Регистрация преподавателем на зарегистрированном курсе
После того как в перечне занятий появилось название вашего учебного курса, в главном меню выберите пункт Регистрация (см. рис. 1) и в регистрационной форме заполните свои данные (рис. 3). В строке Курс выберите тот курс, на который вы подали заявку.
Подтверждение о принятии вас в качестве преподавателя данного учебного курса, а также пароли доступа к соответствующему разделу сервера поступят к вам после рассмотрения заявки деканатом сервера по указанному в заявке адресу e-mail.
Набор учащихся
Когда ваш курс будет зарегистрирован и вы получите доступ к нему в качестве преподавателя, можно сообщить своим потенциальным учащимся о возможности регистрации на курсе. Для этого они должны выбрать в главном меню пункт Регистрация (см. рис. 1), сообщить информацию о себе и указать требуемый курс (см. рис. 2).
В случае если при подаче заявки вы указали вид доступа учащихся к курсу Регистрация преподавателем, заявки на обучение по данному курсу будут приходить к вам на e-mail.
Чтобы предоставить доступ к курсу учащемуся, подавшему заявку на обучение, необходимо: войти в систему в статусе преподавателя, то есть ввести свой пароль при входе на сервер, и в меню, расположенном в правой колонке страницы, выбрать пункт Успеваемость (рис. 4), откроется окно «Ведомость успеваемости» (рис. 5), в ведомости надо выбрать раздел «Абитуриенты». В отрывшемся окне в таблице абитуриентов следует отметить в графе Зачислить тех из них, кто будет проходить обучение на курсе (рис. 6). Нажать кнопку OK.
После этого учащимся автоматически будут высланы пароли доступа к вашему учебному курсу.
Размещение учебных материалов
Для размещения отдельных учебных материалов, не являющихся учебным курсом, разработанным не с помощью eLearning Office, войдите в раздел сервера под своим паролем и логином и щелкните мышью по названию вашего учебного курса в левом верхнем углу окна браузера (рис. 7).
Основной учебный материал по курсу оформляется на сервере в виде учебных модулей, которые могут содержать файлы произвольного формата. Для размещения файлов в модуле создайте учебный модуль в разделе Добавить модуль, введя его название (к примеру, Занятие 1) и нажмите кнопку OK (см. рис. 7).
Если вы хотите разместить в модуле отдельные файлы, то в разделе Добавить модуль выберите пункт Изучить материал (рис. 8).
Далее щелкните по кнопке Browse и укажите на своем компьютере тот файл, который учащиеся должны будут изучить в этом модуле. Введите наименование этого файла. После того как вы нажмете ОК, файл будет скопирован на сервер, а в содержании модуля появится его название. Щелкнув мышью по данной записи, учащийся откроет соответствующий файл с сервера. Далее вы можете аналогичным образом разместить в модуле и другие необходимые файлы.
О том как разместить в учебном центре отдельно электронный учебник, созданный с помощью eLearning Office 3000, мы рассказывали в предыдущих уроках.
Создание заданий (тестов)
Для создания теста (задания) щелкните в левом меню по пункту меню Задание, введите название задания в разделе Создать новое задание (рис. 9), щелкните по кнопке OК, после чего в окне браузера появится запись, соответствующая названию вашего учебного курса.
Щелкните по названию задания, чтобы открылось окно Добавление вопросов и список вопросов (рис. 10). В пунктах данного меню укажите тип вопроса, введите текст вопроса, сформируйте правила ответа, соответствующие одному из заданных типов (варианты ответа, заполнение формы, свободный ответ, ответ на соответствие и т.д. ), и нажмите кнопку OK. Для других вопросов повторите те же действия.
После формирования задания, щелкнув мышью по его названию, установите параметры задания (количество вопросов в блоке, время выполнения, количество возможных попыток и др.).
В поле Вопрос для любого вопроса или задачи вводится текст с формулировкой, а в поле Файл указывается иллюстрация (GIF, JPG, SWF), которую можно загрузить с помощью кнопки Browse. После этого выбирается способ ответа — выбор варианта, заполнение формы, указание соответствия, свободный ответ, открыть файл (см. рис. 10).
Чтобы установить параметры задания, щелкните по его названию и выберите пункт Редактирование задания (рис. 11). Если нужно задавать вопросы последовательно по одному, в пункте Количество вопросов в задании укажите «1». Количество задаваемых вопросов из общего числа вопросов в задании регулируется параметром Количество вопросов на страницу. Дополнительно для задания могут быть установлены следующие параметры: Количество попыток сдачи задания и Ограничение времени для прохождения задания.
Формирование учебного плана
С целью составления расписания щелкните в левом меню по пункту Расписание, выберите тот день, когда необходимо выполнить задание (рис. 12). Затем щелкните мышью по вкладке Добавить занятие, после чего откроется окно Форма добавления занятий в расписание (рис. 13).
В соответствующих пунктах укажите тип занятия и основные параметры: название, дату и время проведения (занятие может иметь продолжительность более одного дня), а также другие данные. После нажатия на кнопку ОК в появившемся окне следует указать учащихся, для которых оно будет проведено (рис. 14), а также соответствующие типу занятия параметры (если тип занятия, к примеру, Контрольная работа, то это будет соответствующий тест, а если Изучение материала, то учебный модуль и т.д.).
Контроль успеваемости
Чтобы контролировать успеваемость учащихся в специальной ведомости и выставлять оценки за выполнение тех или иных заданий, при создании соответствующего занятия в число параметров занятия необходимо включить функцию Добавлять в ведомость (рис. 15).
Для просмотра результатов обучения щелкните в левом меню на пункте Успеваемость и выберите пункт Ведомость успеваемости — откроется одноименное окно (рис. 15). Таблица содержит список зарегистрированных на вашем учебном курсе учащихся и перечень занятий, которые были включены в расписание с опцией Добавлять в ведомость.
В ячейках напротив фамилий учащихся выставлена оценка или условные обозначения: тире — если задание еще не выполнено, пробел — если не назначено. Для каждого учащегося будут представлены данные о последнем изучении материалов курса (сколько дней назад) и об общем количестве посещений.
Чтобы просмотреть протокол сдачи учащимся задания, щелкните по фамилии учащегося. Для каждого учащегося указываются дата выполнения, количество заданных вопросов, количество верных и неверных ответов.
Чтобы самостоятельно выставить оценки, в поле Оценки впишите соответствующую оценку и нажмите ОК.
Завершение обучения
Если вы считаете, что учащийся успешно усвоил материал, необходимо щелкнуть в левом меню на пункте Успеваемость (см. рис. 4), перейти в раздел Абитуриенты (см. рис. 5) и указать флажок Закончить обучение (см. рис. 6). После этого учащимся будет выслан документ, подтверждающий успешное завершение обучения.
Если же учащийся, по вашему мнению, не прошел обучение, то в разделе Абитуриенты нужно указать флажок Отчислить, и тогда ему будет выслан документ, подтверждающий отчисление с учебного курса.
Итак, наш цикл статей о создании электронного учебника подошел к концу. Мы
рассказали о том, как создать учебник с помощью программы eLearning Office 3000,
как разместить текст, картинки, видео и звук, как выстроить структуру, как создать
разделы «Словарь» и «Тесты». Помимо этого в наших уроках говорилось о том, как
расширить параметры учебника, как придать ему индивидуальную структуру и оформить
с помощью программы HyperMethod 3.5. И в завершение мы рассказали о том, как
проводить обучение по созданному учебнику в бесплатном учебном центре, созданном
разработчиком этих программ — компанией «ГиперМетод». Надеемся, что наши уроки
оказались полезными и вы с успехом будете создавать собственные электронные
учебные пособия, наполненные яркой мультимедийной информацией и оснащенные развитой
системой контроля знаний и удобной навигацией.