Приключения карманного «электроника»

Павел Глухов

Жребий брошен

Первый блин комом

Мина замедленного действия

Потребитель торжествует

Жизнь потребителя — борьба

Черная метка

Стремление сэкономить вполне естественно для потребителя с ограниченными финансовыми возможностями. Однако ступив на этот путь, легко можно стать жертвой нечестных продавцов, предлагающих вам подержанные устройства с заводскими дефектами под видом новых…

Прошло уже семь лет с того момента, когда компания Palm выпустила свой первый КПК — Palm Pilot. Новый рынок развивался чрезвычайно стремительно, и продукция Palm быстро добралась до России. К сожалению, сегодня далеко не каждый может позволить себе приобрести даже весьма скромную модель карманного компьютера на платформе Palm OS. Например, цена на модель начального уровня Palm Zire с объемом памяти всего 2 Мбайт составляет примерно 100 долл. Возможности у этого КПК также весьма скромные: в прокрустово ложе нерасширяемой 2-мегабайтной памяти с трудом умещается даже банальная почтовая программа. А ведь на КПК, как и на настольном компьютере, хотелось бы иметь и словари, и игры, и пульт ДУ, и многое другое. Можно ли получить все это, заплатив те же самые 100 долл.?

Оказывается, можно. Правда, при этом придется забыть об улыбающихся продавцах, о прохладе кондиционера, а главное — о гарантии того, что вы приобретаете именно Palm, а не прибор неизвестного происхождения. Всего этого лишен только один вид торговых предприятий — Интернет-магазины. Появившись относительно недавно, московские Интернет-магазины уже успели привлечь внимание покупателей, и не в последнюю очередь низкими ценами на предлагаемые товары. Однако, как выяснилось на практике, любителей сэкономить ожидает множество сюрпризов. В этой статье я хочу поделиться с читателями своим опытом покупки КПК через Интернет-магазин. Надеюсь, он окажется для вас полезным и суметь оградить от ошибок.

Жребий брошен

В конце 2002 года я принял окончательное решение обзавестись карманным электронным помощником. Изучив информацию о представленных на рынке моделях КПК, я выбрал Palm Vx: компактный, элегантный, оснащен 8 Мбайт памяти и к тому же относится к бизнес-классу. В качестве отправной точки поиска был использован ресурс www.price.ru, на котором мне удалось установить минимальную цену на искомый Palm — тогда она составляла 130 долл.

Последовательно обзванивая приглянувшиеся Интернет-магазины, я добрался до «П» (здесь и далее приводятся вымышленные названия). Трубку сняла госпожа Г., которая приятным голосом сообщила, что на складе магазина есть только IBM Workpad C3, являющийся аналогом Palm Vx. Все устройства абсолютно новые, снабжены годичной гарантией и доставляются на дом. Также выяснилось, что прийти на склад и самостоятельно забрать покупку, к сожалению, нельзя — вход туда для посторонних закрыт. Не обратив внимания на эту деталь, я все-таки сделал заказ.

Телефонный разговор не заронил в моей душе ни малейшего сомнения в том, что совсем скоро я стану обладателем столь желанного Palm. Однако на деле это оказался лишь первый этап борьбы потребителя за свои права с изворотливыми и, мягко говоря, не очень честными продавцами.

В начало В начало

Первый блин комом

Через некоторое время прибыл долгожданный товар. Молодой курьер, по виду студент, достал из своего портфеля изрядно потрепанную коробку, причем даже не от IBM Workpad C3 (как оговаривалось ранее), а от Palm Vx. Этот сомнительного вида предмет был представлен как мой новый Palm. «Просто других коробок не было»,  — оправдывался курьер.

В конце концов можно было смириться с состоянием и происхождением коробки, особенно учитывая чрезвычайно привлекательную цену самого КПК. Ведь главное — это все-таки не коробка, а то, что в ней находится.

Внутри коробки была инструкция к Palm Vx и КПК IBM Workpad C3, на экране которого даже присутствовала защитная пленка. Правда, и беглого взгляда на нее было достаточно, чтобы убедиться в том, что приклеена она отнюдь не на заводе. Не обращая на это особого внимания, я уже было решился заплатить деньги и отпустить курьера с миром. Однако, когда я перевернул «новый» IBM Workpad C3, на задней панели обнаружилась огромная вмятина. Реакция курьера была просто потрясающей: «Вы знаете, я вообще в “палмах” не разбираюсь, вот и подумал, может, это отверстие для какой-нибудь кнопочки...» Лицо юноши, произносившего эту совершенно бредовую тираду, не омрачала даже тень сомнения — пожалуй, его можно было принять за полного болвана, но никак не за лгуна. Курьер извлек мобильный телефон и сообщил госпоже Г. о том, что покупатель остался недоволен привезенным товаром. На прощание курьеру было высказано пожелание, чтобы в следующий раз он принес именно Palm, а не дуршлаг со «сверхсекретными кнопочками».

В начало В начало

Мина замедленного действия

На следующий день мне опять же привезли видавшую виды коробку от Palm Vx с соответствующей документацией и КПК IBM Workpad C3 внутри. На сей раз корпус КПК был уже без вмятины. А вот резинового чехольчика, который входит в комплект поставки всех Palm V, в коробке почему-то не оказалось. «IBM Workpad C3 поставляется без него»,  — моментально парировал курьер. Пришлось посмотреть на это сквозь пальцы: уж очень сильным было желание наконец-то расстаться с весьма своеобразным сервисом «П». Заплатив 130 долл., я получил коробку с IBM Workpad C3 и накладную с гарантийным талоном от «М» (то есть от абсолютно другого магазина!).

Теперь можно было наслаждаться своим приобретением. Однако работа с КПК была омрачена весьма неприятным явлением: он с завидной регулярностью начал зависать. При более внимательном изучении проблемы выяснилось, что зависание происходит при последовательном нажатии аппаратных клавиш устройства. Вывод напрашивался вполне однозначный: меня опять обманули…

Пришлось позвонить в злополучный магазин и объяснить ситуацию.

Курьер, придя ко мне уже в третий раз, оформил «талон о приеме изделия на тестирование» и унес бракованное изделие «на срок 5 дней» (как было означено в этом документе). Однако ждать пришлось намного дольше. Прошло 5 дней, но звонка из магазина не последовало. Через некоторое время я решил взять инициативу в свои руки. Госпожа Г. была растеряна, начала извиняться, оправдываться: мол, были праздники, забыли предупредить и т.п. Пришлось поставить вопрос ребром: «Так будет у меня когда-нибудь Palm или нет?» «В этот раз точно будет новый!» — ответила она не колеблясь.

В начало В начало

Потребитель торжествует

Холодным декабрьским вечером мне наконец-то доставили опрятную коробочку с надписью IBM Workpad C3. Внутри оказался толстенный том документации на русском языке ко всем существующим на свете Palm. Итак, победа?

Конечно, было бы преувеличением сказать, что на этот раз все прошло идеально. Во-первых, на гарантийном талоне остался серийный номер того устройства, которое курьер забрал в ремонт. Впрочем, на это замечание госпожа Г. отреагировала примерно так: «Все в порядке, забудь про это! Если что, обращайся к нам — все уладим!». Во-вторых, у этого экземпляра оказался ужасно слабый процессор — даже клавиши виртуальной клавиатуры западают. Пришлось решать эту проблему при помощи утилиты FastCPU.

В начало В начало

Жизнь потребителя — борьба

Как известно, скупой платит дважды. Возможно, это действительно так, но распространяется данное правило в основном на слабовольных людей, которые не в силах защитить свои законные права. Упомянутый в статье IBM Workpad C3 и поныне в строю и прекрасно работает. Но кто знает, чем бы все закончилось, если бы я не стал настаивать на своем и не вступил бы в спор с работниками «П»? Скорее всего, мне повезло бы меньше. Таким образом, если вы хотите сэкономить, обязательно тщательно проверьте качество товара при его получении. Быть может, вам станет жалко бедного курьера, проделавшего неблизкий путь и ожидающего оплаты, но постарайтесь не обращать на него внимания — лучше как следует изучите доставленный товар. Требуйте, чтобы вам принесли целое и исправное устройство. В общем, боритесь, боритесь и еще раз боритесь!

В начало В начало

Черная метка

Случайно я обратил внимание на то, что в верхней части задней панели всех КПК, которые мне доставляли из магазина «П», имелась загадочная потертость правильной прямоугольной формы — такое впечатление будто на этом месте раньше была какая-то крепкая наклейка, которую некто варварски отковырял отверткой или ножом (рис. 1). Заинтересовавшись происхождением странной отметины, я стал опрашивать знакомых «палмоводов».

В результате мне удалось найти обладателя Palm V, у которого на этом месте была наклейка аналогичного размера. Однако еще более любопытной оказалась напечатанная на ней надпись — «Reconditioned in USA» (восстановлено в США).

После этого никаких сомнений в том, что оба моих КПК относятся к категории подержанных устройств, не осталось. Логично предположить, что среди выпускаемых КПК иногда встречаются бракованные экземпляры, случайно прошедшие заводской контроль. Поскольку этот брак выявляется вскоре после покупки, пользователю предоставляют исправный экземпляр, а дефектное устройство отправляют в сервисный центр. После устранения обнаруженных неисправностей на корпус таких КПК наклеивается метка «восстановлено» и они поступают в продажу уже по существенно сниженным ценам.

Дальше все просто: отечественные Интернет-магазины по дешевке приобретают восстановленные КПК и избавляются от нежелательных наклеек: они ведь обещают своим клиентам «абсолютно новые» устройства. Правда, удалить предательскую метку бесследно все-таки не получается — изготовители наклеек постарались на совесть.

В начало В начало

Дышите глубже: вас обманывают

Весьма интересна история того экземпляра Palm V, наклейка с задней панели которого представлена на рис. 2. Это устройство было приобретено в одном из известных московских магазинов, продающих карманные компьютеры. На момент покупки эта модель только-только появилась в продаже и стоила ни много ни мало — 400 долл.!

Вскоре у этого КПК выявился производственный дефект: устройство перестало подзаряжаться при установке в крэдл. Как выяснилось позже, на гарантийном талоне не был указан срок ремонта неисправных изделий — в результате этой юридической хитрости хозяин лишился своего электронного помощника на целых 5 месяцев! В магазине объяснили, что устройство было отправлено «на обследование» в США. После долгого ожидания владельцу выдали уже другой экземпляр Palm — судя по метке, также прошедший восстановительные процедуры. Как вскоре выяснилось, этот Palm также имел дефект: у него постоянно сбивалась настройка стилуса (КПК воспринимает нажатие с погрешностью в несколько миллиметров). Надо сказать, весьма неприятная особенность, справиться с которой удалось лишь с помощью специальной утилиты.

Как видите, от произвола продавцов не застрахован никто. Сэкономить стремятся не только покупатели, но и продавцы. И если от Интернет-магазинов с удивительно низкими ценами вполне можно ожидать подобных трюков, то неприкрытый обман со стороны известного поставщика портативной техники, продающего в своих магазинах отремонтированные устройства под видом и по цене новых, просто повергает в шок. Остается надеяться, что потенциальные покупатели КПК, прочитавшие эту статью, будут внимательнее присматриваться к приобретаемым устройствам и не позволят «экономным» продавцам обвести себя вокруг пальца.

КомпьютерПресс 12'2003