Управление лицензиями

Наталия Елманова

Корпоративное лицензирование и его проблемы

Нужно ли управлять лицензиями?

Что такое управление лицензиями?

Есть ли польза от управления лицензиями?

 

Все производители коммерческого программного обеспечения заинтересованы в том, чтобы их продукция приобреталась на законных основаниях, а не копировалась нелегальными способами. При этом подавляющее большинство производителей ПО волнуют не столько индивидуальные пользователи, установившие лишнюю копию продукта на свой личный компьютер, сколько крупные компании, где число пользователей исчисляется десятками тысяч, а применяемое программное обеспечение совершенно несопоставимо по цене с «домашними» приложениями.

Корпоративное лицензирование и его проблемы

Нередко в крупных и средних компаниях нелегальное использование ПО связано отнюдь не с нежеланием его покупать, а с незнанием того, как правильно приобретать эти самые лицензии, и c отсутствием нормального учета лицензий на уже приобретенное ПО.

Непонимание того, как следует приобретать лицензии, — явление вполне объяснимое, ибо схемы лицензирования у большинства производителей ПО весьма сложны. Например, у корпорации Microsoft имеются продукты, которые можно приобрести чуть ли не тремя десятками способов; более того, существует даже сертификация Microsoft Sales Specialist, удостоверяющая, что ее обладатель специализируется именно в вопросах лицензирования ПО.

Приведу пример из своего собственного опыта. Будучи не только членом редколлегии журнала КомпьютерПресс, но и руководителем проектов в одной из российских компаний-разработчиков, я как-то столкнулась с вопросом, какое именно программное обеспечение должна приобрести организация, заказавшая нам проект, чтобы на законных основаниях использовать нашу разработку, и сколько оно должно стоить? И вот, вооружившись списком авторизованных реселлеров Microsoft, я начала обзванивать их, задавая этот вопрос, дополняя его описанием проекта и устройства корпоративной сети заказчика. Результаты оказались весьма показательными. Так, я получила несколько разных коммерческих предложений, с суммами, отличающимися друг от друга иногда чуть ли не на порядок. И только каждый пятый менеджер по продажам, беседовавший со мной, поинтересовался, не государственная ли это организация и не учебное ли это заведение и есть ли у этой организации предыдущие версии ПО, которым я интересуюсь. А в одной из компаний-реселлеров мне даже попытались продать совершенно ненужный в этом проекте серверный продукт. В общем, в плане обучения менеджеров в компаниях — партнерах корпорации Microsoft, видимо, есть над чем поработать.

В крупных компаниях, насколько я знаю, дело обстоит несколько лучше — с ними работают крупные же партнеры Microsoft, продающие им все эти лицензии и имеющие в штате специалистов, знающих, что и как продавать и покупать. Собственно, именно крупные компании первыми начали внедрять у себя с помощью партнеров Microsoft технологии управления лицензиями на программное обеспечение. Но все ли компании готовы это сделать?

В начало В начало

Нужно ли управлять лицензиями?

Чтобы понять, насколько российские компании готовы осуществлять управление лицензиями, обратимся к результатам соответствующих исследований. В качестве примера приведем документ компании «РОМИР-Мониторинг» под названием «Эксплуатация систем ПО в российских компаниях среднего бизнеса». Данное исследование проводилось путем опроса руководителей IT-служб и финансовых директоров 100 компаний среднего бизнеса из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова и Новосибирска, имеющих от 50 до 100 компьютеров и работающих в таких отраслях, как связь и телекоммуникации, розничная торговля, пищевая промышленность, химическая промышленность, финансы.

Ответы на вопрос «Как должно быть организовано планирование затрат на ПО и как оно организовано сейчас?» показали, что подавляющее большинство директоров считают, что затраты на ПО должны присутствовать в виде отдельного раздела в бюджете компании, однако сегодня реальное финансовое планирование не осуществляется (рис. 1). При этом значительная часть директоров считает, что все, что связано с использованием ПО, положительно влияет на имидж компании и на качество деловых связей (рис. 2) и что применение лицензионного ПО имеет определенные преимущества, связанные не только с юридическими рисками (рис. 3). А вот представление о том, какова примерная стоимость лицензий на все ПО общего назначения, используемое в компании, у опрашиваемых было весьма смутным (рис. 4). На основании результатов данного опроса можно сделать вывод, что многие компании в России совершенно не управляют своими лицензиями на ПО и не следят за тем, лицензионное ли оно вообще, но уже готовы начать вести учет лицензий и применять технологии управления ими.

 

Рис. 1. Распределение ответов директоров на вопросы «Как должно быть организовано планирование затрат на ПО?» и «Как оно организовано сейчас?» (по данным компании «РОМИР-Мониторинг»)

Рис. 1. Распределение ответов директоров на вопросы «Как должно быть организовано планирование затрат на ПО?» и «Как оно организовано сейчас?» (по данным компании «РОМИР-Мониторинг»)

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос:

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос:
«В какой степени все, что связано с использованием ПО, влияет на имидж компании
и качество деловых связей?» (по данным компании «РОМИР-Мониторинг»)

Рис. 3. Распределение ответов об оправданности использования лицензионного ПО общего назначения (по данным компании «РОМИР-Мониторинг»)

Рис. 3. Распределение ответов об оправданности использования
лицензионного ПО общего назначения (по данным компании «РОМИР-Мониторинг»)

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос:

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос:
«Как вы думаете, какова примерная стоимость лицензий
на все ПО общего назначения, используемое в вашей компании?» (по данным компании «РОМИР-Мониторинг»)

В начало В начало

Что такое управление лицензиями?

Управление лицензиями по сути представляет собой новый имидж борьбы с корпоративным пиратством. Применительно к корпоративному пиратству употреблялись термины «нарушение закона», «отсутствие гарантии работоспособности». В разговорах об управлении лицензиями употребляются более сдержанные определения, такие как «снижение юридических и технологических рисков».

Впрочем, помимо нового имиджа, компанией Microsoft сейчас предлагается еще и поэтапный план внедрения, включающий принятие решения об управлении лицензиями, проведение инвентаризации (традиционными методами или с помощью предназначенного для этой цели программного обеспечения), сопоставление ее результатов с количеством приобретенных лицензий, принятие решения о приобретении недостающих лицензий, а также выработку корпоративной политики и процедур приобретения и обновления ПО.

Для проведения инвентаризации компанией Microsoft предлагается несложная утилита Microsoft Software Inventory Analyzer, сканирующая реестры компьютеров в локальной сети и генерирующая отчеты по отдельным компьютерам и по категориям ПО (рис. 5). Однако данная утилита проверяет компьютеры только на наличие ПО самой Microsoft, а если нужно осуществить инвентаризацию ПО других производителей, то следует поискать соответствующие инструменты по адресу http://www.microsoft.com/resources/sam/aspx/findtool.aspx. Рекомендаций по оптимальному приобретению продукта эта утилита тоже не дает, но она может открыть Web-страницу с описаниями правил лицензирования. Расчетами и оптимизацией затрат компании придется заниматься самостоятельно, равно как и выработкой корпоративной политики обновления и приобретения ПО, — эту работу за IT-руководителя и финансового директора никто не сделает.

 

Рис. 5. Один из отчетов, сгенерированных приложением Microsoft Software Inventory Analyzer

Рис. 5. Один из отчетов, сгенерированных приложением Microsoft Software Inventory Analyzer

В начало В начало

Есть ли польза от управления лицензиями?

Какова выгода от внедрения технологий управления лицензиями? Прежде всего следует подчеркнуть, что предприятие, осуществляя своевременное приобретение лицензий на все используемое им программное обеспечение (и неся соответствующие затраты), избавляет себя от юридических рисков, связанных с эксплуатацией контрафактного ПО. Насколько это оправданно финансово — решать, естественно, руководству предприятия.

Остальные выгоды от управления лицензиями, на мой взгляд, скорее являются опосредованными, чем прямыми. Первая из таких выгод — предприятие, задумавшееся об управлении лицензиями, будет вынуждено ввести у себя стандарты на конфигурацию рабочих станций для различных категорий пользователей и, возможно, правила, запрещающие или ограничивающие установку ПО самими пользователями. Это, в свою очередь, приведет к тому, что упростится сопровождение и обслуживание рабочих станций, так что можно будет сэкономить на работе IT-специалистов. Вторая из косвенных выгод заключается в том, что при осуществлении централизованных закупок для всего предприятия (вместо приобретения лицензий различными подразделениями по отдельности) предприятие может использовать более выгодные условия приобретения ПО. Кроме того, централизованное хранение сведений о лицензиях и оригиналов лицензионного ПО упрощает перераспределение лицензий между отделами в зависимости от их потребностей. К тому же предприятие получает возможность обращения в службу технической поддержки и право на своевременное получение обновлений ПО. Не стоит забывать и о положительной имиджевой составляющей компании, связанной с эксплуатацией лицензионных программных продуктов. И это далеко не все преимущества, которые приобретет в этом случае компания.

И наконец, следует иметь в виду, что управление лицензиями на предприятиях нужно и всему обществу в целом, так как именно с государственных предприятий и крупных компаний (а вовсе не с домашних пользователей!) должно начаться цивилизованное отношение к интеллектуальной собственности, а внедрение управления лицензиями — это один из шагов на этом пути.

КомпьютерПресс 12'2004

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует