Обзор новостей компьютерной аналитики

Родион Насакин

GSM и CDMA: неопределенность

Расстановка сил на российском мобильном рынке

Метаморфозы на рынке ИТ-аутсорсинга

Игрушечный бизнес

Американские покупатели

 

GSM и CDMA: неопределенность

Компания Informa Telecom сообщила, что за последний год в западном полушарии количество абонентов сотовой связи стандарта GSM выросло вдвое. К концу I квартала 2004 года их было 65,9 млн. человек, а в том же квартале текущего года количество абонентов достигло уже 136,3 млн. Среднегодовой прирост, таким образом, составил 107% (по данным других аналитиков, число подключившихся к GSM-сетям во всем мире за год выросло на 123%) Только в США число клиентов GSM-сетей за год увеличилось на 19 млн. человек, в то время как у CDMA-сетей прирост составил только 6,4 млн. абонентов. А ведь США и Канада традиционно считаются вотчиной CDMA-стандарта! Но даже там прирост пользователей GSM-сетей составил 85%, а в Латинской Америке увеличение достигло 192%. Также в исследовании Informa Telecom сообщается о стремительной модернизации существующих сетей для поддержки технологии EDGE, которая обеспечивает ускорение связи в традиционных сотовых сетях. Сейчас эту технологию поддерживают операторы сотовой связи на территории 52 стран, а количество пользователей сетей с поддержкой EDGE составляет 478 млн. абонентов.

Число абонентов мобильной связи в мире превысит отметку в 2 млрд. уже к концу нынешнего года — так считают аналитики компаний Deloitte и Touche. В июне 2004 года общее количество пользователей сотовой связи насчитывало еще 1,5 млрд. человек. Сейчас рост обеспечивает приток абонентов из стран Азии и Латинской Америки.

В начало В начало

Расстановка сил на российском мобильном рынке

По данным J’Son&Partners, на «ВымпелКом» (владелец бренда «Би Лайн») приходится 42,6% рынка, еще 44% удерживает МТС, а 12,7% принадлежит компании «МегаФон». Количество абонентов сотовой связи в России в мае текущего года достигло 93,8 млн. человек, общий уровень проникновения вырос до 63,8%, причем в отдельно взятой московской лицензионной зоне этот показатель составил 114,6%. Наибольшее проникновение среди укрупненных регионов — в Северо-Западном и Центральном регионах, а по количеству абонентов после Москвы и Московской области лидируют Центральный и Поволжский регионы. Отрыв «МегаФона» от других операторов «большой тройки» пока ощутим, но в компании собираются изменить эту ситуацию. Для развития инфраструктуры своей сети компания «МегаФон» в июне взяла кредит в 541,5 млн. долл.

Однако остальные компании также не стоят на месте. Если об акционерном скандале «ВыпелКома» знают немногие, то ребрендинг «Би Лайна» большинство успело заметить. Эксперты полагают, что удачная смена имиджа позволит «ВымпелКому» догнать МТС уже через два или три месяца.

В начало В начало

 

Метаморфозы на рынке ИТ-аутсорсинга

Исследование, проведенное компанией DiamondCluster International, показало, что число потребителей офшорного программирования, удовлетворенных результатами выполнения заказов внешними разработчиками, снизилось с 79 до 62%. При этом количество заказчиков, досрочно расторгающих контракты, выросло до 51%. Исследование проводилось в конце 2004 — начале 2005 года в форме опроса 210 ведущих менеджеров компаний-заказчиков и 242 управляющих аутсорсинговыми фирмами в Индии, США и других странах. Исследователи отмечают, что в сложившейся ситуации виноваты не только исполнители контрактов. Просто за последние годы требования заказчиков повысились, а изменение условий в процессе выполнения контракта стало повсеместной практикой. По всей видимости, центр азиатского ИТ-аутсорсинга постепенно перемещается в Китай. Количество заказчиков, готовых воспользоваться услугами китайских программистов в ближайшие пять лет, выросло в пять раз.

В России рынок офшорного программирования растет, по различным оценкам, на 30-50% в год. Объем российского рынка оценивается в 380-500 млн. долл. Услугами российских разработчиков пользуются компании Boeing, Intel, Motorola, Northern Telecom, Sun Microsystems и др. Среди достоинств российских исполнителей эксперты отмечают отличный уровень подготовки, невысокую стоимость труда, близость к странам Западной Европы. К минусам местных разработчиков относят недостаток опыта в управлении проектами, отсутствие необходимых сертификатов у многих компаний, негативный бизнес-имидж России.

В начало В начало

Игрушечный бизнес

Первый квартал 2005 года стал чрезвычайно удачным для индустрии видеоигр. По данным NPD Group, продажи игр выросли более чем на 23%, а общий доход от них достиг 2,2 млрд. долл. При этом аналитики NPD Funworld подсчитали, что за март продажи консольных версий игр выросли почти на треть благодаря выходу на рынок таких популярных брендов, как Gran Turismo 4, GTA San Andreas-Take-Two и Resident Evil 4, которые и сейчас являются наиболее продаваемыми играми в мире. Первое место у игры Gran Turismo 4, которая разошлась в 1,15 млн. экземпляров. Общая доля консольных игр в мировом рынке видеоигр составила около 42% всех продаж, то есть примерно 1 млрд. долл. прибыли за 33,8 млн. экземпляров.

Не отстают от софтверных корпораций и производители аппаратного обеспечения для видеоигр. Sony отметила в начале лета продажу 90-миллионной игровой консоли PlayStation 2 (первая консоль этой серии вышла в марте 2000 года). Впечатляющий объем продаж обеспечивается непрерывным появлением многочисленных вариаций приставки, имеющих свои особенности, что чрезвычайно привлекает пользователей. Так, можно вспомнить бум продаж, вызванный появлением консоли PlayStation 2 версии SCPH-70000, которая поступила в продажу в ноябре 2004 года и к настоящему времени реализована в количестве более 16,17 млн. штук.

Тем временем неизменный конкурент Sony на данном рынке компания Nintendo объявила о своих планах по выпуску консоли нового поколения к лету 2006 года. Данный релиз станет ответом на появление Sony PlayStation 3 и Microsoft Xbox 360. Стоит отметить, что с выпуском этих трех консолей от мировых лидеров некоторые аналитики связывают начало технологической революции в индустрии видеоигр. Консоли нового поколения гарантируют изображение высокого разрешения и детализацию кинематографического качества. В приставке от Nintendo будет использоваться процессор PowerPC от IBM с тактовой частотой в 2,5 ГГц класса G5. Видеокарты для консоли будет поставлять ATI. Для того чтобы консоль смотрелась достойно на фоне аналогов, ее оснастят двухъядерной системой на базе чипа RN520 с 16 Мбайт фрейм-буферной памяти. Память для консоли будет поставлять компания MoSys (Monolith Systems).

Впрочем, революция ожидается не только со стороны «аппаратчиков». Помимо официальной презентации Microsoft Xbox 360, на ярмарке E3 в Лос-Анджелесе произошло еще одно значительное событие. Геймерам и бизнесменам была представлена долгожданная игра Quake 4 (пока только демо-версия) от компании Actvision. В новом потенциальном хите, по отзывам очевидцев, количество насилия будет беспрецедентным. Если же учесть графические возможности, которые открываются в консолях нового поколения, то психическому здоровью геймеров грозит опасность (впрочем, пока готовится к выходу вариант Quake 4 только для PC-платформы).

В начало В начало

Американские покупатели

eMarketer прогнозирует, что объем рынка электронной коммерции по итогам 2005 года может составить 142,5 млрд. долл., что на 21% больше соответствующего показателя прошлого года (117,7 млрд. долл.). Стоит отметить, что относительный рост рынка в нынешнем году ниже прошлогоднего (25,5%). Однако электронная коммерция будет расти еще несколько лет, в частности в 2008 году, согласно прогнозу, объем рынка может достичь 232 млрд. долл. К тому времени рост замедлится и составит уже 16,5% в год. Причина торможения вполне понятна: к тому времени рынок достигнет достаточно большого объема и исчерпает свой потенциал. В настоящее время рост Интернет-бизнеса обеспечивается благодаря распространению широкополосного подключения к Интернету. Так, из всех американских пользователей, имеющих такой доступ, покупки в Сети делают 64%, в то время как среди пользователей с dial-up-подключением таковых наберется только 49%.

Согласно прогнозам, этот год принесет сектору розничной онлайн-торговли 84,5 млрд. долл., так что прошлогодний показатель (69,2 млрд. долл.) будет превышен на 221%. Увеличат свою долю в B2C-сегменте туристические сайты, доходы которых составят 58 млрд. долл., что на 19,7% больше, чем в 2004 году (48,5 млрд. долл.). Среднестатистический американский пользователь Интернета старше 14 лет в 2005 году оставит в Интернет-магазинах 878 долл. В минувшем году этот показатель равнялся 770 долл., а в 2008-м может достигнуть 1248 долл. (то есть почти вдвое превысит показатель 2003 года — 675 долл.).

Вместе с тем, согласно аналитическому отчету от исследовательского центра Annenberg Public Policy Center, большинство американцев некомпетентны в вопросах Интернет-коммерции. Так, 75% жителей США не знают, что если Интернет-магазин проводит политику защиты приватных данных клиентов, то это вовсе не значит, что он не имеет права передать эту информацию другим магазинам, принадлежащим той же компании. 73% не знают, что банк имеет право передавать информацию о клиентах своим дочерним компаниям. 50% не в курсе, что Интернет-магазины не позволяют клиентам уничтожать ранее переданную приватную информацию о себе. 68% не подозревают, что сайты, проводящие сравнительный анализ по ценам на товары и услуги, имеют право не указывать самые низкие цены. 62% никогда не слышали о том, что Интернет-магазины могут продавать различным покупателям одни и те же товары по разным ценам, зачастую меняющимся многократно в течение суток. 49% являются потенциальными жертвами фишинга, поскольку не знают, что банки никогда не связываются со своими клиентами с помощью e-mail.

КомпьютерПресс 8'2005