Sony Media Software

Олег Татарников

ACID Pro 5

Sound Forge 8

Vegas 6

CD Architect 5

DVD Architect 3

 

DirectX или VST

 

Прежде чем приступить к рассмотрению набирающего в последнее время популярность программного обеспечения от компании Sony Media Software, отметим, что не всегда стоит слепо следовать советам тех, кто призывает отказаться от одних программ и начать пользоваться другими. Мы уже неоднократно рассказывали о таких пакетах, как Adobe Premiere Pro и Ulead MediaStudio Pro, и кому-то, возможно, они как нельзя лучше подходят в качестве продвинутых видеоредакторов. Если же их средства показались вам чрезмерно сложными, можно остановиться на аналогичных, но упрощенных пакетах для домашнего использования от тех же компаний — Adobe Premiere и Ulead VideoStudio. А можно вообще не забивать себе голову выбором каких-либо программ и воспользоваться базовым видеоредактором операционной системы Windows XP — Windows Movie Maker, которому посвящена отдельная статья в этом номере.

Главное здесь не возможности той или иной программы, а глубина их освоения пользователем. Лучше сесть за простой редактор и через некоторое время создать свой фильм, чем установить программного «монстра» для «настоящих профессионалов», а потом долго разбираться, что там есть и зачем оно нужно. Подобный опыт редко бывает полезным, и многим пользователям в лучшем случае приходится возвращаться к более простым и удобным программам, а у некоторых после подобных неудач вообще пропадает желание заниматься видеомонтажом.

Однако такие программы, как Sound Forge или Vegas, действительно заслуживают того, чтобы обратить на них самое пристальное внимание. Компания Sony Media Software (http://www.sonymediasoftware.com) является производителем широкого ассортимента профессионального программного обеспечения для создания медиапроектов на персональном компьютере, в том числе Sound Forge, Vegas, CD Architect, DVD Architect и ACID Pro. Одним словом, компания предлагает все необходимые инструменты профессионального уровня для работы с видео и звуком.

Кроме того, компания выпускает аналогичные пакеты для домашнего использования, созданные на базе соответствующих профессиональных программ. Среди пакетов с аналогичными, но упрощенными функциями — Vegas Movie Studio, ACID Music Studio, Sound Forge Audio Studio и, наконец, Super Duper Music Looper — детская программа для написания музыки. Кроме того, компания открыла ресурс ACIDplanet (http://www.acidplanet.com) для новичков и профессиональных музыкантов, где можно опубликовать свои собственные работы или посмотреть в режиме реального времени работы коллег со всего мира.

На нашем CD-ROM вы найдете демонстрационные версии описываемых ниже пакетов.

ACID Pro 5

Программа ACID Pro (текущее обновление 5.0b) предназначена для работы с так называемыми аудиопетлями, то есть с музыкальными фрагментами, или, как еще говорят, с лупами (от англ. термина «loop»). Она обычно используется для создания всевозможных ремиксов, для обрамления мультимедийных презентаций, для изготовления звуковых дорожек с эффектом объемного звучания, а также для написания музыкального сопровождения к видеофильмам, Web-сайтам и Flash-анимациям. Программа обладает простым и интуитивно понятным интерфейсом (вполне доступным даже для начинающих музыкантов), причем количество аудио- и midi-дорожек, как и в других продуктах Sony Media Software, неограниченно. В режиме реального времени ACID Pro просчитывает такие эффекты, как Pitch Shift (изменение тона), Time Stretch (изменение продолжительности звучания без изменения тона), а также делает подстройку нескольких аудиопетель под один темп (BPM) и многое другое. Одним словом, благодаря широкому применению новейших технологий и реализации всех необходимых профессиональных возможностей, ACID Pro обеспечивает удобную среду для создания медиапродуктов любого уровня.

В последней версии ACID Pro, как и в других обновленных пакетах Sony Media Software, появилась новая технология Media Manager для управления связанными с проектом медиафайлами всех типов. Этот инструмент позволяет удобно организовывать сэмплы и лупы в каталоги и архивы, задавать им имена и метки, осуществлять поиск по архиву в соответствии с заданными параметрами, а также производить расширенный поиск среди любых мультимедийных файлов (при этом для каждого файла в архиве указывается несколько дополнительных свойств: жанр, рейтинг, темп и даже собственные пометки автора).

 

ACID Pro 5

В ACID Pro 5 появились также широкие возможности для морфинга и модификации материала сэмплов и лупов (аудиопетель) благодаря новым функциям Groove Mapping и Groove Cloning (по технологии Groove Quantization). Кроме того, наконец реализована возможность импорта звука в формате MP3. В версию 5 также добавлена функция «Метроном», которая облегчает выравнивание ритмических музыкальных фраз на слух.

Для домашнего использования компания Sony Media Software предлагает упрощенную версию — пакет ACID Music Studio, который хорошо подходит для редактирования любых звуковых файлов путем добавления разных сэмплов, для обработки звука с помощью эквалайзера, для создания объемного звука, а также для работы над звуковым рядом к фильмам. Причем результаты, полученные в этой программе, можно сохранить в любом из многочисленных поддерживаемых форматов, начиная от самых популярных и заканчивая мало известными широкому кругу пользователей.

При записи музыкальной дорожки можно подложить живой вокал, гитару, клавишные и другие инструменты. После синтеза получившуюся музыку можно тут же проиграть, чтобы оценить ее качество. И хотя профессиональный вариант, конечно же, предоставляет больше возможностей, в большинстве случаев хватает и упрощенной версии.

В общем, программа ACID предназначена для людей, знакомых с музыкальной грамотой и умеющих работать с музыкой, но ее освоение вполне доступно как профессионалам, так и начинающим музыкантам. В качестве дополнения, помимо внутреннего модуля записи на CD, пакет ACID Music Studio комплектуется отдельной программой CD Architect, которая позволяет создавать и оформлять музыкальные диски более профессионально.

В начало В начало

Sound Forge 8

Программа Sound Forge (текущее обновление 8.0a) является безусловным лидером среди звуковых редакторов и фактическим отраслевым стандартом аудиомонтажа. Она широко используется профессионалами для записи аудиоматериалов, редактирования звука и создания мультимедийного наполнения различной сложности. С ее помощью можно обрабатывать любой аудиосигнал, изменяя его до неузнаваемости, или восстанавливать неудачно записанную партию какого-либо музыкального инструмента. Сегодня в Sound Forge реализованы практически полный набор современных звуковых эффектов и мощные средства редактирования.

Программа имеет удобный интерфейс и предоставляет широкие возможности по обработке звука. Кстати, влияние компании Sony явно пошло на пользу продукту от Sonic Foundry. Отличная эргономика интерфейса, безусловно, заслуживает самой высокой похвалы — теперь мы имеем полностью конфигурируемый графический интерфейс, в котором все упорядоченно, а функции могут быть равномерно распределены в рамках рабочей области. Если сравнивать последнюю версию с предыдущей, то можно отметить, что Sound Forge 8 стала еще более практичной и удобной в использовании, а ее графический интерфейс — еще более красивым. Одной из самых интересных новаций восьмой версии является возможность написания собственного программного кода на С#, Visul Basic либо Java для автоматизации процессов в программе. На сайте компании есть раздел с такими скриптами, а также специальная ветка форума, посвященная этому вопросу. Реализована и возможность программирования горячих клавиш: теперь их можно менять по своему усмотрению, создавать целые системы и собственные варианты управления. Данные сохраняются в файлы с расширением *.ini, которые можно переносить на другие компьютеры и импортировать, то есть, создав такие файлы, их можно применять даже в случаях, если система была переустановлена или если вы начали работать с Sound Forge на другом компьютере.

Помимо собственных функций редактирования, Sound Forge имеет развитые средства для встраивания и объединения любых подключаемых модулей (Plug-ins). Таких модулей за более чем десятилетнюю историю программы накопилось уже огромное количество. А если учесть, что в новом Sound Forge появилась поддержка модулей и VST-стандарта (см. врезку «DirectX или VST»), то станет понятно, что в скором времени коллекция таких вспомогательных утилит увеличится (раньше в Sound Forge использовались только DirectX-модули).

При импорте/экспорте поддерживается большое количество аудиоформатов: MP3, WMA, OGG, WAV, RAW, AVI, DIG, MOV, AU, MPG, WMV и др. Из дополнительных возможностей можно отметить встроенные синтезатор и спектроанализатор. Кроме того, Sound Forge можно использовать и в качестве программ для записи звука с любого источника. Во время записи можно отслеживать уровень сигнала и соответственно повышать/понижать его, чтобы избежать перегрузки канала.

 

Sound Forge 8

Что же отличает Sound Forge от других программ по редактированию звука и почему она так популярна? Обработка звука на компьютере имеет огромные преимущества перед традиционной аналоговой обработкой, потому что позволяет обходиться без громоздкой аппаратуры, которую невозможно разместить дома (не говоря уже о том, что подобное оборудование обошлось бы в десятки раз дороже музыкальной студии на базе компьютера). Однако в компьютерной музыкальной студии функции аналоговой аппаратуры должно выполнять разнообразное программное обеспечение. Например, для продуктивной работы нужно иметь MIDI-секвенсер, желательно с аудиовозможностями (это, например, программы Cakewalk Pro Audio, Cubase Audio и др.), программу для многодорожечной записи на жесткий диск (SAW Plus, Samplitude и др.) и, наконец, программу для редактирования аудиофайлов. Причем аудиоредакторов существует так же много, как и других специализированных музыкальных программ. Таким образом, коллекция программ для записи и обработки звука будет зависеть от целей, которые вы перед собой ставите, а их количество может превысить все разумные пределы.

Конечно, хорошо иметь множество узкоспециализированных программ, по-разному реализующих необходимые функции, но такой подход может сильно усложнить работу и запутать пользователя, поскольку при этом процесс будет разбит на множество никак не связанных между собою этапов. В итоге вы будете часто пользоваться только одной-двумя программами, а к остальному инструментарию прибегать лишь от случая к случаю. К тому же редко используемый инструмент, обладающий к тому же оригинальным интерфейсом, постепенно забудется, а необходимость работы в нем начнет вызывать раздражение. По этой причине хорошо иметь одну, но универсальную программу, позволяющую достаточно гибко и на высоком профессиональном уровне решать все возникающие по ходу работы задачи. Такой универсальной программой и является Sound Forge, разработанная фирмой Sonic Foundry. В настоящее время эта программа принадлежит компании Sony Media Software и является одним из самых популярных и по-настоящему полезных решений, предназначенных для обработки звука на персональном компьютере. А последняя версия Sound Forge даже имеет базовые возможности редактирования видео и импорта Flash-роликов.

Так же как и ACID, программа Sound Forge комплектуется программой CD Architect, которая позволяет создавать и оформлять музыкальные диски более профессионально. Кроме того, теперь можно экспортировать файлы непосредственно из Sound Forge в CD Architect, или наоборот — Sound Forge автоматически импортирует их как CD-треки для быстрого и эффективного редактирования.

В начало В начало

Vegas 6

Программа Vegas (текущее обновление 6.0b) предназначена для нелинейного многодорожечного видеомонтажа и в этом смысле не представляет собой ничего особо выдающегося по сравнению с конкурентами. Однако пакет Vegas, разработанный фирмой Sonic Foundry (сегодня права на Vegas принадлежат компании Sony Media Software), стал популярен в свое время главным образом потому, что это было одним из немногих видеомонтажных решений, предоставлявших столь широкие возможности для работы со звуком.

Многодорожечная система программы Vegas позволяет производить многокамерный нелинейный монтаж и обработку видео и звука с применением эффектов в реальном времени. При этом поддерживаются неограниченное число дорожек и многоканальный ввод-вывод в режиме полного дуплекса. Для вывода сигнала можно задействовать 26 физических выходов (мастеринговых и вспомогательных) с независимой шиной микширования на каждом. Звук можно сэмплировать в реальном времени до 24-разрядного представления с частотой дискретизации до 192 кГц и синхронизировать аппаратуру посредством MIDI Time Code и MIDI Clock. Специально для обработки звука в реальном времени можно установить в разрыв каждой дорожки четырехполосный параметрический эквалайзер и компрессор, а также использовать 32 вызова на подключаемые модули формата DirectX.

 

Vegas 6

Что касается интерфейса пакета Vegas, то его удобство также способствовало благожелательному отношению пользователей к этому продукту и до сих пор остается на высоте. А в последних версиях интеграция с Windows XP за счет использования технологий Microsoft .NET Framework усилилась еще больше — появилась поддержка стилей Windows XP и интерфейс стал более отточенным и элегантным. В плане функциональности отличия от версии к версии в пакете Vegas почти незаметны, что свидетельствует об определенной зрелости продукта. Как уже упоминалось, компания-разработчик специализировалась на программах обработки звука (достаточно вспомнить популярнейший звуковой редактор Sound Forge), поэтому не удивительно, что при разработке Vegas Video широко использовались наработки, полученные при создании музыкального софта. В результате такого синтеза появился интерфейс, в корне отличающийся от подавляющего большинства видеоредакторов, — с первого взгляда заметно обилие разнообразных микшеров, фейдеров, индикаторов уровня и других возможностей по обработке звука. Сразу становится очевидно, что звук здесь выступает с видео на равных, в отличие от других редакторов. Однако насыщенность интерфейса имеет и негативную сторону — экран, оказывается, перегружен так, что одного монитора (тем более если он поддерживает разрешение не выше 1024Ѕ768) для комфортной работы в этой программе может и не хватить (впрочем, Vegas поддерживает и двухмониторную конфигурацию, а если на вашей видеокарте есть выдеовыход, то в качестве второго монитора для вывода видео можно использовать телевизор). Позитивная же сторона такого обилия разнообразных инструментов заключается в очень большой гибкости и продуманности инструментария, который каждый пользователь может настроить по своему вкусу, оставив на экране только самые необходимые для работы инструменты.

     

DirectX или VST

Технологии встраиваемых модулей (Plug-in) для работы со звуком появились и внедрялись усилиями многих разработчиков программного обеспечения. Поэтому де-факто сформировалось несколько стандартов: DirectX (разработка корпорации Microsoft), VST (проект фирмы Steinberg), TDM и AudioSuite (архитектура поддержки встраиваемых модулей в программе Pro Tools от фирмы Digidesign), появившиеся недавно стандарты подключения встраиваемых модулей для программы Winamp от компании AOL, а также стандарты подключения приложений для программ Интернет-вещания, таких как Real Audio, Windows Media и др.

Но наибольшее распространение среди звуковых программ получили две различные архитектуры сменных модулей — технологии VST (Virtual Studio Technology) и DirectX. Одни популярные звуковые программы поддерживают DirectX-модули, другие — VST, а в третьих реализованы обе архитектуры.

Технология DirectX разработана корпорацией Microsoft и стала составной частью ее же операционных систем Windows, а также браузера Internet Explorer, поэтому поддержка Microsoft обеспечила стандарту DirectX большую популярность. Практически все современные программы, работающие под управлением операционной системы Windows, поддерживают технологию DirectX в той или иной мере и способны работать с встраиваемыми приложениями, реализованными с учетом стандарта DirectX API. Однако некоторые программы для работы со звуком продолжают сохранять приверженность технологиями VST, тем более что за долгие годы в этом стандарте были реализованы сотни различных встраиваемых модулей.

В плане качества звуковой обработки нет между модулями, созданными с применением DirectX API и при помощи VST, никакой разницы — и та и другая технологии поддерживают режим реального времени. Однако для работы приложений, использующих технологию VST, обычно требуется меньшая мощность центрального процессора, чем для применяющих DirectX.

 

Отметим, что при работе в Vegas неизменно обеспечиваются высокая четкость синхронизации видео со звуком, точность воспроизведения и превосходное качество звучания. Помимо прочего, программа поддерживает и такие продвинутые конфигурации, как распараллеливание вычислений на несколько процессоров (в том числе и полное использование возможностей двухканального режима работы новых процессоров AMD и Intel HiperTrading) и возможность раздельной установки редактора и клиента сетевого рендеринга (для установки сетевого клиента понадобится дополнительная лицензия). Таким образом, пакет четко ориентирован на работу в составе сложных сетевых программно-аппаратных комплексов, что и понятно, учитывая гигантский опыт корпорации Sony в разработке и производстве профессионального вещательного оборудования.

К тому же Vegas одной из первых стала поддерживать видео в формате High Definition Video (HDV), включая режим 24p, и теперь комбинирует возможности монтажа видеоматериалов в реальном времени в форматах SD, DV и HDV с широкими возможностями для обработки звука (то есть в одном проекте могут использоваться фрагменты разнообразных форматов и стандартов). При этом разработчики утверждают, что для работы в Vegas с форматом HDV не потребуется увеличение мощностей компьютера — если он раньше справлялся с работой в формате DV, то и с HDV будет работать так же быстро.

Из других возможностей по работе с видео можно отметить корректировку в реальном времени цветовой гаммы, яркости/контрастности, наличие большой библиотеки всевозможных эффектов и переходов, которые можно использовать при склейке видеофрагментов (применяя огибающие кривые для лучшего сглаживания переходов), наложение текста, графики, анимации и многое другое.

Одним словом, по степени оснащения и удобства применения фильтров и эффектов пакет Vegas Video, безусловно, претендует на лидерство. То же самое касается и композитинга, то есть создания финального фильма из различных слоев, содержащих видео, графику, звук, эффекты и титры. Пожалуй, именно степенью продвинутости в области композитинга определяется сейчас место монтажного решения на рынке видео и графики. Редакторы начального уровня обычно ограничиваются базовыми средствами, а профессиональные продукты наполнены гораздо более изощренными композиционными возможностями — это поддержка большого числа слоев и типов маскирования, субтитров, генераторов движения слоев, трехмерных эффектов, а также работа с ключевыми кадрами, кривыми и т.д. Именно модуль композитинга подвергся в последней версии пакета Vegas самым значительным изменениям и усовершенствованиям по сравнению с предыдущей версией. Здесь появились трехмерные перемещения видеодорожек с поддержкой ключевых кадров, кривых Безье и масок. Все это, конечно, потребует усилий для освоения, зато и результат будет впечатляющим.

Впрочем, не забывайте и о чувстве меры. Излишняя перегруженность неоправданными спецэффектами ничего, кроме разочарования, у зрителя обычно не вызывает. И тот факт, что проект воспроизводится на внешнем мониторе без предварительного просчета, а выбор эффектов и переходов очень богат, при том что упрощенные возможности навигации с предварительной демонстрацией «чудес» просто подталкивают вас к интенсивному их использованию, не должен вводить вас в заблуждение. Помните, что лучшие переходы — это прямая склейка и едва заметное микширование (вход/выход из затемнения или наплыв).

Помимо вышеописанной поддержки HDV 24p и других видеоформатов телевизионного вещания, Vegas может кодировать файлы MPEG-2 для записи на DVD-диски, а также импортировать и сохранять ролики в формате Flash.

Особо следует упомянуть о модуле видеоввода программы Vegas. Пожалуй, это лучшая программа видеозахвата, которую нам приходилось видеть в пакетах такого уровня (соответствующие инструменты, реализованные в Adobe Premiere Pro или в Ulead MediaStudio Pro, не идут ни в какое сравнение). При выборе из меню Capture Video вызывается программа Sony Video Capture 6.0, которая отличается завидной стабильностью при работе, богатством настроек и практически полным отсутствием каких-либо проблем. Количество настроек с уникальной возможностью конфигурирования под нужды любого пользователя приятно удивляет. Удобный менеджер пакетного ввода по списку фрагментов, определяемых по тайм-коду с ленты, избавит пользователей от множества проблем, причем этот список удобно редактировать, а фрагменты впоследствии можно ввести повторно и даже отследить такие мелочи, как правильность заправки именно той ленты, с которой производится повторный ввод. Так что имеет смысл потратить время на ознакомление со всем этим богатством — ваши усилия не пропадут даром!

Что касается последних новшеств в области работы со звуком, то необходимо отметить появление поддержки стандартов VST и ASIO-драйверов, благодаря чему расширена возможность подключения дополнительных модулей. Реализовано также долгожданное прослушивание звука при быстром перемещении курсора по монтажной шкале, называемое Tape-style scrubbing (эффект ручного перемещения магнитной ленты по воспроизводящей головке магнитофона).

Впрочем, средства для редактирования звука в Vegas настолько хороши, что многие профессиональные студии используют этот пакет не для видео, а исключительно для аудиообработки и мастеринга музыкальных дисков. Ведь Vegas также обеспечивает неограниченное количество звуковых дорожек (24 бит/192 кГц), может микшировать видео в формате Surround 5.1 и поддерживает работу с огибающими кривыми не только для видео, но и для аудиоэффектов. Как в серьезном аудиоредакторе, к звуку в программе Vegas можно применить более 30 настроек и эффектов, выполняющихся в реальном времени (включая Track EQ, Reverb, Chorus, Delay, Noise Gate и т.д.).

Пользователей других программ, которые хотят работать с Vegas, должен порадовать тот факт, что появилась поддержка импорта/экспорта проектов в AAF (Advanced Authoring Format). Ранее программа поддерживала только интерпретаторы EDL (Edit Decision Lists) и XML (Extensible Markup Language), но теперь, с поддержкой AAF, доступна более широкая межплатформенная совместимость.

Еще одно нововведение Vegas 6, призванное облегчить работу, называется Project Nesting. Это средство позволяет использовать файл проекта (даже непросчитанного) так, словно это обычный видеоролик, то есть можно положить проект на монтажный стол и делать с ним все, что можно делать с обычным видеофрагментом, включая нарезку, микширование, добавление эффектов и прочие функции.

Очень хорош также новый Media Manager, который служит для организации библиотек аудио- и видеофрагментов, звуков, графики и другого материала. Удобство нововведения очевидно — теперь при наведении курсора на иконку объекта показывается большое окошко для просмотра содержимого, причем если у видео в коллекции первый кадр пустой (первые кадры очень часто бывают черными с выходом из затемнения), то программа автоматически возьмет для идентификации первый полноценный кадр, чтобы можно было сразу оценить содержимое фрагмента.

Таким образом, профессиональный видеомонтажер получает в программе Vegas весь необходимый инструментарий для оптимизации технологического процесса. Благодаря столь широкому подходу к монтажу аудио- и видеоматериала, в пакете Vegas достигается максимальная скорость и продуктивность работы над любыми медиапроектами.

К сожалению, в программе Vegas пока так и не реализована запись видео на DVD-диски (непосредственно из программы можно записать видео только на архаичный CD-носитель), но с выходом последней версии программы компания Sony Media Software подготовила связку из Vegas 6.0 и DVD Architect версии 3.0. Оба приложения лежат в основе пакета Vegas+DVD Production Suite, в который также входит многоканальный кодер Dolby Digital AC-3 для записи звука в формате 5.1, и вместе предоставляют возможности для создания и записи DVD-дисков.

В начало В начало

CD Architect 5

Программа CD Architect (текущее обновление 5.2) до последнего времени распространялась отдельно либо в комплекте с пакетом Vegas, причем в линейке Vegas 5.0/Sound Forge 7.0/ACID 5.0 у каждой программы уже был свой внутренний модуль для записи CD-дисков. Однако программа CD Architect является более профессиональным решением с расширенным количеством настроек, и сегодня, похоже, она становится неотъемлемой частью всех новых версий продуктов от Sony Media Software.

Все операции при работе над проектом в CD Architect осуществляются путем простого перетаскивания нужных элементов при помощи мыши, поэтому проблем при ее освоении не возникнет. В то же время программа позволяет реализовывать сложные эффекты и переходы между композициями и создавать качественные сборники и миксты. Кроме того, CD Architect 5.2 поддерживает широкий спектр устройств для записи дисков, включая даже те, что используют интерфейсы FireWire или USB.

В начало В начало

DVD Architect 3

Программа DVD Architect (текущее обновление 3.0b) является прямым потомком CD Architect, но служит уже для подготовки (мастеринга) и записи DVD-дисков. Из новых возможностей DVD Architect 3.0 можно отметить поддержку подготовки и записи двухслойных DVD-дисков, мастеринг в форматах DLT, DDP и CMF, поддержку графического формата PSD (Adobe Photoshop), возможность добавления на DVD, кроме обычного видео, еще и другого мультимедийного материала, создание логотипа, который будет появляться на некоторых плеерах вместо стандартной заставки, пока плеер читает диск или находится в режиме ожидания, а также экспорт тем и составление сборников проектов. Полезной особенностью DVD Architect, в отличие от некоторых других пакетов для DVD-мастеринга, является отсутствие перекодирования MPEG-файлов без необходимости. Если вы уже подготовили проект и сохранили его на жестком диске, то все последующие изменения программа будет осуществлять только по необходимости — пересчитываться будут только те файлы, которых непосредственно коснулись изменения настроек проекта.

 

DVD Architect 3

В целом DVD Architect не вызывает особых восторгов — перекодирование в MPEG осуществляется только постоянным потоком (CBR), хотя та же Vegas позволяет более тонко настраивать сжатие и допускает двухпроходное кодирование с переменным потоком (VBR). Не реализована поддержка записи DTS-звука. И наконец, нельзя освободить окно программы от предварительного просмотра, как это реализовано в программе Vegas (напомним, что видео там можно отправить на дополнительный монитор, подключенный к разъему графического адаптера).

Видимо, по причине столь скромных возможностей DVD Architect отдельно не продается и идет только в комплекте с пакетом Vegas+DVD Production Suite.

КомпьютерПресс 8'2005