Основы звука

Сергей Пахомов

Звук и его характеристики

Оцифровка и сжатие аудиофайлов

Декодирование аудиосигнала

Кабели

Акустические системы

Виды акустических систем

Основные характеристики акустических систем

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ)

Основные стандарты многоканального звука

   Dolby Stereo

   Dolby Surround Sound (DSS)

   Dolby Surround Pro Logic (DPL)

   Dolby Digital

   Dolby Digital AC3

   Dolby Surround AC3

   DTS (Digital Theater System)

   Dolby Pro Logic II

   Dolby Pro Logic IIx

   Dolby Digital EX

   DTS-ES

 

 

Воспроизведение звука на компьютере — процесс достаточно сложный и многоэтапный. Прежде чем достичь человеческого уха, звук проходит несколько этапов. Схематично можно выделить четыре основных этапа: исходный файл, звуковая карта, кабели и сама акустическая система. Помимо этого на качество звука немалое влияние оказывает расположение акустических систем в пространстве.

Важность каждого этапа определяется качеством конечного звена — той акустической системы, на которой будет воспроизводиться звуковой файл. Например, если для воспроизведения звука применяются пластиковые колонки малых и средних размеров, то на остальные этапы внимания можно не обращать, но если используется хорошая акустическая система, то для получения сбалансированного решения нельзя не принимать в расчет все остальные звенья, поскольку каждое из них оказывает непосредственное влияние на качество звука.

Прежде чем перейти к детальному рассмотрению каждого звена в цепочке воспроизведения звука, рассмотрим основные понятия, связанные со звуком, а также то, как человек воспринимает звук.

Звук и его характеристики

Звук как физическое явление представляет собой волновой процесс, то есть процесс распространения колебаний воздушной среды. Источником звука является любое колеблющееся тело, которое приводит в колебательное движение прилегающие к нему частицы упругой среды (воздуха), которые, в свою очередь, заставляют колебаться соседние частицы и т.д. Таким образом возникает процесс распространения колебаний частиц упругой среды, который и называют звуковой волной.

Одна из основных характеристик звука — это его частота, или количество звуковых колебаний в секунду. Частота измеряется в герцах (Гц). Например, частота звука 1000 Гц означает, что происходит 1000 колебаний упругой среды в секунду.

Особенность человеческого уха такова, что оно лучше всего воспринимает звуковые колебания в частотном диапазоне от 1 до 5 кГц. Нижние частоты человек дополнительно воспринимает телом, определяя громкость по оказываемому давлению. Считается, что человек способен воспринимать звук с частотой от 16 Гц.

Верхняя граница слышимого диапазона достаточно индивидуальна, но среднестатистические данные следующие: после тридцати лет верхний диапазон слышимости снижается до 18 кГц, а после сорока редко кто слышит частоты более 16-17 кГц.

Другой характеристикой звуковых волн является сила звука. Сила звука определяет поток звуковой энергии, который проходит каждую секунду через квадратный сантиметр условной плоскости, расположенной перпендикулярно направлению распространения волны. Сила звука описывает энергетические свойства самой волны и измеряется в ваттах на квадратный метр (Вт/м2).

Кроме силы звука, часто используется и другая характеристика — звуковое давление. Звуковое давление — это максимальное изменение давления в воздухе при распространении звуковых волн по сравнению с давлением, существующем при отсутствии волн. Единица измерения звукового давления — один паскаль (Па).

Человек способен воспринимать только те звуковые волны, у которых сила звука не выходит за границы определенного диапазона, называемого динамическим диапазоном слуха. Нижняя граница этого диапазона называется порогом слышимости, то есть если сила звука звуковой волны оказывается ниже этого порога, то она не воспринимается человеческим ухом. За порог слышимости принимают силу звука, равную 10-12 Вт/м2, или 2x10-5 Па.

Верхняя граница динамического диапазона слуха называется болевым порогом. Если сила звука выше этого уровня, то человек ощущает боль в ушах. Болевому порогу соответствует сила звука, равная 10 Вт/м2.

На практике изменение силы звука принято выражать в белах и децибелах. Если I1 и I2 — начальное и конечное значения силы звука, то изменение уровня звука рассчитывают по формуле:

.

Минимальный перепад уровня звука, который способно воспринять человеческое ухо, как раз равен одному децибелу. В этом одна из главных причин введения такой системы измерения уровня звука. А весь динамический диапазон слуха составляет 130 дБ:

.

Хотя децибелы используются для измерения изменения физической величины, их можно также применять и для измерения абсолютного значения силы звука, приняв в качестве начального значения силы звука значение порога слышимости, то есть 10-12 Вт/м2. В этом случае значение силы звука в децибелах показывает, на сколько децибел данное значение силы звука превышает значение порога слышимости.

Таким образом, когда говорят, что уровень звука в колонках равен 100 децибелам, то подразумевают, что колонки работают на уровне, превышающем порог слышимости на 100 дБ.

Звуковое давление и сила звука находятся в квадратичной зависимости. Это значит, что:

.

В акустике силу звука принято связывать с его громкостью, однако громкость и сила звука — это не одно и то же. Громкость — это субъективное слуховое ощущение от звуковых волн, которое зависит не только от силы звука, но и от его частоты.

При неизменной частоте громкость звука растет с увеличением силы звука. Однако наше ощущение громкости во многом зависит от частоты звука. Мы гораздо лучше слышим на средних частотах, тогда как на низких и высоких чувствительность слуха притупляется. Нулевой уровень громкости звука соответствует силе звука 10-12 Вт/м2 при частоте 1 кГц.

На основании исследований человеческого слуха были построены графики, которые известны как кривые равной громкости. На них изображены линии (они расположены через 10 дБ на частоте 1000 Гц), которые соответствуют одинаково воспринимаемой громкости на разных частотах (рис. 1).

 

Рис. 1. Кривые равной громкости

Рис. 1. Кривые равной громкости

В начало В начало

Оцифровка и сжатие аудиофайлов

Впечатление, которое создается от прослушивания любой акустической системы, практически полностью зависит от качества исходного материала. Естественно, данное утверждение верно лишь для мультимедиасистем среднего класса и выше. Так, на дешевых пластиковых колонках трудно услышать разницу между mp3 192 Кбит/с и mp3 256 Кбит/с.

Вспомним, как происходит оцифровка звукового сигнала, то есть перевод аналогового сигнала в цифровую форму представления. Цифровой звук представляется в виде дискретных значений амплитуды. Оцифровка (преобразование аналогового сигнала в цифровой вид) включает дискретизацию сигнала по времени и квантование по амплитуде (рис. 2). Дискретизация — это получение значений амплитуды через определенный временной шаг. К примеру, для аудио-CD частота дискретизации составляет 44,1 кГц, то есть каждую секунду производится 44 100 отсчетов амплитуды сигнала.

 

Рис. 2. Принцип работы квантования и дискретизации

Рис. 2. Принцип работы квантования и дискретизации

Квантование по амплитуде — это замена реальных значений амплитуды сигнала на приближенные с определенной точностью. Точность квантования сигнала определяется разрядностью используемого кодека. Для аудио-CD разрядность составляет 16 бит, что позволяет задать 216=65 536 различных уровней амплитуды.

Понятно, что чем выше частота дискретизации сигнала и чем больше разрядность кодека, тем в большей степени исходный аналоговый сигнал будет соответствовать своему цифровому представлению.

В математике доказывается (теорема Котельникова — Найквиста), что для однозначного соответствия между аналоговым сигналом и его оцифрованным представлением необходимо, чтобы частота дискретизации была в два раза больше максимальной частоты аналогового сигнала. Таким образом, чтобы получить полную информацию об оригинальном аналоговом сигнале в частотном диапазоне от 0 до 22 050 Гц (в слышимом диапазоне частот), необходимо дискретизовать сигнал с частотой не менее 44,1 кГц.

Значения отсчетов, получаемых при дискретизации и квантовании сигнала, записываютcя в файл PCM (Pulse Code Modulation) в виде набора последовательных значений амплитуды. Понятно, что чем выше частота дискретизации и чем больше разрядность кодека, тем больше будет и размер получаемого файла после оцифровки сигнала. Так, при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрядности кодека 16 бит в стереорежиме один час звукового файла имеет размер приблизительно 635 Мбайт. Отметим, что стандартным типом файлов для хранения оцифрованной несжатой аудиоинформации на данный момент является формат WAV.

Представление сигнала в виде PCM-файла слишком расточительно и требует довольно много места на диске. Поэтому для экономии места звуковой сигнал сжимают. Сжатие может быть двух видов: с потерями качества и без потерь.

Сжатие данных без потерь — это способ кодирования аудиоинформации, который позволяет осуществлять стопроцентное восстановление данных. К такому способу уплотнения данных прибегают в тех случаях, когда необходимо именно стопроцентное сохранение оригинального качества звучания аудиоданных. Например, после сведения звука в студии звукозаписи данные необходимо сохранить в архиве в оригинальном качестве для их возможного последующего использования. Существующие сегодня алгоритмы сжатия без потерь (например, алгоритм, реализованный в кодеках Monkeys Audio, Flac, WavPack, TTA, OptimFrog и других) позволяют сократить занимаемый данными объем на 20-50% при обеспечении стопроцентного восстановления оригинальных данных из полученных после сжатия.

Сжатие данных с потерями используется для достижения минимального размера получаемого файла. Это достигается за счет удаления из оригинала слабослышимых деталей и обрезания частотного диапазона.

После такого преобразования декодированный сигнал при воспроизведении по звучанию похож на оригинал, однако полного соответствия между оригиналом и его преобразованной копией нет.

Методы сжатия с потерями позволяют уменьшить размер оригинала в 7-14 раз. Понятно, что чем выше степень сжатия, тем меньшее соответствие получается между оригиналом и получаемым аудиофайлом.

Методов сжатия с потерями существует достаточно много. Наиболее известные из них — MPEG-1 Layer 3 (официальное название всем известного mp3), MPEG-2/4 AAC (MPEG-2 и MPEG-4 Advanced Audio Coding), Ogg Vorbis (OGG), Windows Media Audio (WMA), MusePaсk (MPC) и др.

В начало В начало

Декодирование аудиосигнала

Декодирование аудиосигнала — это процесс преобразования исходного сжатого файла в формат, понятный для звуковых карт. Декодирование требуется только для сжатых форматов, поскольку несжатый поток и так понятен для звуковых карт. Разница при прослушивании того или иного плеера заметна лишь при прослушивании файла, сжатого кодеком с потерями, поскольку каждый плеер имеет собственный алгоритм декодирования.

После декодирования сигнал попадает на звуковую карту, включающую аналогово-цифровой преобразователь (АЦП), цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) и midi-синтезатор. Для прослушивания музыки наиболее важен ЦАП — чем он качественнее, тем выше качество получаемого звука. Поэтому, если у вас довольно хорошая акустика, то интегрированную звуковую карту лучше поменять на высококачественную, например на Terratec Aureon Space/Sky, Audiotrack ProDigy 7.1 или даже на Creative Live 24 bit 7.1. Можно, конечно, использовать и более дорогие звуковые карты, однако на мультимедиаакустике будет сложно прочувствовать разницу между ними и тем же ProDigy 7.1.

В начало В начало

Кабели

Кабели бывают двух типов: акустические и межблочные. Акустические кабели используются для подключения акустики к усилителю, а межблочные служат для соединения различных устройств, например звуковой карты и усилителя. Основное назначение межблочного кабеля — без потерь передать сигнал до усилителя. Поскольку по межблочному кабелю протекают слабые токи, наибольшее значение имеет экранирование этого кабеля. Если кабель имеет плохую экранировку, то он будет подвержен разного рода помехам.

Акустический кабель передает уже усиленный сигнал до динамиков. В этом кабеле протекают сильные токи, поэтому значение имеет не только экранировка кабеля, но и его сечение. При протекании больших токов в тонком кабеле возникает потеря слабых токов и потеря части высоких частот. Кроме того, нередко возникает так называемый скин-эффект — эффект вытеснения токов на поверхность кабеля, которому наиболее подвержены высокочастотные токи. Скин-эффект может быть снижен за счет использования кабеля с тонкими жилами, а потери слабых токов — путем применения кабеля с большим количеством жил.

Для среднего класса акустических систем достаточно использовать межблочный кабель с хорошей экранировкой и акустический кабель OFC (бескислородная медь) сечением около 1,0 мм2 для колонок мощностью 20 Вт (на колонку) и сечением 1,5 мм2 для колонок мощностью до 50 Вт (на колонку).

В начало В начало

Акустические системы

Акустическая система (АС) — это устройство, предназначенное для преобразования электрических сигналов в акустические колебания. В подавляющем большинстве АС преобразование электрических сигналов в звуковые колебания осуществляется через электродинамические головки, принцип действия которых основан на явлении электромагнитной индукции.

Основная часть электродинамической головки — диффузор, который и создает звуковые волны. У диффузора электродинамической головки имеется две поверхности — передняя и задняя. Соответственно в процессе колебательного движения диффузора порождаются две звуковые волны, одна из которых исходит от его передней, а вторая — от его задней поверхности. Эти волны противофазны друг другу и в открытом пространстве частично гасят друг друга. Чтобы устранить данный эффект гашения, волну, излучаемую задней поверхностью диффузора, гасят посредством помещения электродинамической головки в закрытое пространство (в корпус акустической колонки).

Говоря о диффузоре, отметим, что для разных частот используются различные типы диффузоров. Так, для средних и низких частот применяют кевларовые диффузоры, а для высоких частот — шелковые.

Кроме диффузора, электродинамическая головка имеет также подвес, основная задача которого — возвращать диффузор в исходное состояние при его колебательном движении. Подвес должен быть достаточно жестким, чтобы быстро возвращать диффузор в исходное состояние, но в то же время довольно мягким, чтобы не препятствовать движению диффузора.

Немаловажное значение имеет и размер колонки, в которой размещается электродинамическая головка. В принципе, чем больше — тем лучше. В малом корпусе колонки создается избыточная упругость воздуха внутреннего объема, которая давит на диффузор с обратной стороны, вызывая снижение гибкости его подвеса. Особенно отрицательно это сказывается на низкочастотных динамиках.

В начало В начало

Виды акустических систем

В плане акустического оформления акустические системы можно условно разделить на следующие виды:

  • открытый корпус или акустически разгруженное оформление (частично или полностью отсутствует задняя стенка корпуса колонки);
  • корпус с лабиринтом для гашения волн, образуемых задней стенкой диффузора;
  • закрытый корпус или акустически нагруженное оформление;
  • корпус с фазоинвертором. Фазоинвертор — это труба определенной длины и сечения, вмонтированная в корпус. Фазоинвертор позволяет достичь нормального воспроизведения низких частот за счет того, что они многократно усиливаются в трубе фазоинвертора. Кроме того, фазоинвертор обеспечивает снижение избыточного давления в колонке;
  • корпус с пассивным излучателем.
В начало В начало

Основные характеристики акустических систем

К основным характеристикам акустических систем традиционно относят следующие:

• громкость акустической системы;

• мощность акустической системы;

• чувствительность;

• амплитудно-частотная характеристика;

• гармонические искажения;

• нелинейные искажения;

• соотношение «сигнал/шум»;

• разделение частот.

Громкость акустической системы измеряется абсолютно аналогично громкости звука. Единственное различие — в основу измерения закладывается не сила звука, а напряжение на электродинамической головке, то есть:

,

где U1 — некоторое опорное напряжение, а U2 — максимально допустимое.

Существуют различные типы опорных напряжений, поэтому, чтобы избежать путаницы, используют разные единицы измерения. Так, если применяется единица измерения дБ (dBu), то в качестве опорного напряжения используется 0,775 В. Для единиц измерения дБв (dBV) в качестве опорного напряжения принимается 1 В. Единицы измерения дБ и дБв связаны друг с другом очевидным соотношением:

.

Существует также единица измерения дБм, для которой также используется опорное напряжение 0,775 В.

Громкость акустической системы непосредственно связана с громкостью создаваемого звука. Поэтому если в паспорте АС указано, что значение громкости составляет у нее 60 дБ, то в помещении при включенной на максимум такой системе разговаривать придется на повышенных тонах.

Поскольку мощность акустической системы можно измерять различными способами, соответственно существуют разные единицы измерения мощности.

Мощность, измеряемая в RMS (Root Mean Squared — среднеквадратичное значение), измеряется подачей сигнала на частоте 1 кГц на расстоянии 1 м от динамика при достижении заданных нелинейных искажений (обычно 10%). Так, если говорится, что мощность акустической системы составляет 50 Вт RMS, то это значит, что при подаче на нее сигнала мощностью 50 Вт колонка может работать длительное время без механического повреждения электродинамической головки (разрыв диффузора, повреждение подвеса, повреждение катушки и т.д.). Однако при столь сильных искажениях (10%) расслышать что-либо практически невозможно из-за сильных хрипов.

Еще одним вариантом измерения мощности является измерение пиковой кратковременной нагрузки (Peak Music Power Output, PMPO). Данная мощность определяет пиковую кратковременную нагрузку, которую акустика может выдержать без механического повреждения. Отметим, что практического смысла данная мощность не имеет.

Чувствительность акустической системы характеризует звуковое давление, создаваемое колонкой на расстоянии 1 м при подаче сигнала мощностью 1 Вт и частотой 1 кГц. Чувствительность измеряется в децибелах относительно порога слышимости (2Ѕ10-5 Па). К примеру, чувствительность 85 дБ/Вт/м означает, что колонка способна создавать звуковое давление в 85 дБ на расстоянии 1 м от динамика при подаче сигнала мощностью 1 Вт.

Условно считается, что чувствительность 84-88 дБ/Вт/м является низкой, чувствительность 89-92 дБ/Вт/м — средней, а чувствительность 93-102 дБ/Вт/м — высокой.

Чувствительность является довольно показательной характеристикой колонки, поскольку непосредственно определяет ее громкость. К примеру, при сравнении двух АС мощностью 60 Вт RMS предпочтение следует отдавать той, у которой выше чувствительность, поскольку громкость звука, создаваемого такой колонкой, будет больше при прочих равных условиях.

В начало В начало

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ)

Амплитудно-частотная характеристика представляет собой график зависимости изменения амплитуды выходного сигнала от его частоты во всем диапазоне воспроизводимых частот. АЧХ измеряют путем подачи неизменного по амплитуде синусоидального сигнала, который меняется по частоте. На графике амплитуда синусоидального сигнала, соответствующего частоте 1 кГц, принимается за 0 дБ.

В идеальном случае АЧХ представляет собой прямую линию во всем частотном диапазоне (от 20 Гц до 20 кГц). В этом случае сигнал воспроизводится без искажения. Однако в реальности таких идеальных АЧХ не бывает.

Иногда вместо термина АЧХ используют понятие FR (Frequency Response — частотный отклик). В этом случае вместо графика АЧХ приводятся лишь граничные воспроизводимые частоты и неравномерность. К примеру, если указывается 120 Гц-18 кГц (± 3 дБ), это значит, что у данной АС в частотном диапазоне от 120 Гц до 18 кГц звучание достоверное и искажение (изменение амплитуды сигнала относительно амплитуды на частоте 1000 Гц) не превышает 3 дБ.

Гармонические искажения — это искажения сигнала при его воспроизведении по частоте. То есть в результате нелинейной характеристики передающего тракта сигнал при воспроизведении обогащается паразитными гармониками, которые искажают его.

Нелинейные искажения измеряются подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц. С помощью специального фильтра в звуковом сигнале устанавливаются «лишние» гармоники и определяется их мощность. Итоговый результат выражается в виде коэффициента гармонических искажений (Total Harmonic Distortion, THD), который представляет собой вес дополнительных гармоник в спектре исходно синусоидального сигнала частотой 1 кГц после прохождения им искажающего тракта. Данный коэффициент вычисляется как квадратный корень отношения суммы мощностей всех гармоник, кроме основной, к мощности полезного сигнала. Акустика класса Hi-Fi должна иметь THD не более 1,5% на частоте 1000 Гц.

Соотношение «сигнал/шум» (Signal to Noise Ratio, SNR) — это характеристика, которая определяет соотношение между максимальной амплитудой полезного сигнала и паразитного шума. Паразитные шумы генерируются различными электронными компонентами аудиотракта и возникают вследствие неидеальной обработки сигнала. Соотношение «сигнал/шум» измеряется в децибелах:

,

где S — уровень полезного сигнала, N — уровень шума.

Показатель SNR для очень хорошей акустической системы имеет значение более 90 дБ, для системы среднего класса — порядка 75-85 дБ, а для некачественной системы — менее 60 дБ.

Перекрестные помехи — этот показатель определяет, сколько средних и низких частот передается на высокочастотный динамик. Вычисляются перекрестные помехи как отношение переданного сигнала к заглушенному с помощью частотного фильтра. Например, значение 60 дБ указывает, что частотный фильтр из исходного сигнала при подаче на высокочастотный динамик понижает низкие и средние частоты на 60 дБ.

В начало В начало

Основные стандарты многоканального звука

Dolby Stereo

Dolby Stereo — технология кодирования звуковой дорожки к фильмам, предложенная в 1976 году компанией Dolby Laboratories. Данная технология позволяет кодировать четыре канала (левый, центральный, правый и surround-канал), записанных на двух звуковых дорожках, имеющихся на кинопленке. Данная технология изначально предусматривалась только для кинотеатров. В кинотеатре двухдорожечный сигнал считывается с пленки и с помощью декодера преобразовывается обратно в четыре канала. Без декодера звук воспроизводится как при обычном стерео.

Dolby Surround Sound (DSS)

Технология Dolby Surround Sound — это технология кодирования звуковой дорожки к фильтрам, предназначенная для домашнего использования (домашние кинотеатры). При помощи декодера Dolby Surround данная технология позволяет из закодированного двухканального сигнала (стереосигнала) выделять три звуковых канала: левый, правый и тыловой с частотным диапазоном от 100 Гц до 7 кГц. При отсутствии декодера звук воспроизводится как обычный двухканальный стереозвук.

Эта технология была представлена компанией Dolby Laboratories в 1982 году.

Dolby Surround Pro Logic (DPL)

Технология Dolby Surround Pro Logic стала следующим шагом в развитии многоканального звука для систем домашнего кинотеатра. Данный стандарт был предложен компанией Dolby Laboratories в 1987 году. Технология Dolby Surround Pro Logic позволяет извлекать из двухканальной стереодорожки четыре канала окружающего звука (левый, правый, центральный и тыловой). Частотный диапазон составляет от 100 Гц до 7 кГц.

Dolby Digital

Стандарт Dolby Digital, представленный в 1992 году, — это стандарт для декодирования многоканального звука, в котором звук представляется шестью отдельными каналами: пятью каналами окружающего звука (левым, правым, центральным и двумя фронтальными) и одним низкочастотным каналом (сабвуфером). Представление звука изначально было цифровым, а частотный диапазон был расширен с 20 Гц до 20 кГц (на данный момент частотный диапазон составляет от 3 Гц до 20 кГц для пяти каналов и от 3 Гц до 120 кГц для канала сабвуфера). Данный стандарт является сегодня одним из самых распространенных.

Dolby Digital AC3

Стандарт Dolby Digital AC3 — это схема компрессии звука, которая была разработана специально для стандарта Dolby Digital. В данной схеме компрессии используется психоакустическая модель, обладающая очень высокой эффективностью (коэффициент сжатия может быть более 12:1, а битрейт — от 64 до 640 Кбит/с) и очень хорошим качеством звука.

Dolby Surround AC3

Dolby Surround AC3 — упрощенный вариант стандарта Dolby Digital, предназначенный для систем домашних кинотеатров. От стандарта Dolby Digital данный стандарт отличается сниженными скоростями потока данных.

DTS (Digital Theater System)

Как и Dolby Digital, стандарт DTS представляет собой стандарт шестиканального звука (5.1), только с гораздо более высоким качеством. Коэффициент сжатия составляет здесь 4:1, а скорость потока данных (битрейт) — 882 Кбит/с (алгоритм apt-X100). Благодаря меньшей степени сжатия и более совершенному алгоритму, качество звука, закодированного в DTS, гораздо выше, чем у Dolby Digital, однако последний стандарт более распространен в связи с широким распространением DVD. Высокое качество DTS также обусловило его использование для создания музыкальных дисков, правда в несколько измененном виде (с меньшими коэффициентами сжатия и измененным алгоритмом кодирования). В производстве DVD с DTS-дорожкой используется частота дискретизации 48 кГц, что делает этот стандарт самым высококачественным из всех существующих сегодня стандартов для кодирования звука для DVD-дисков.

Dolby Pro Logic II

Стандарт Dolby Pro Logic II, представляющий собой дальнейшее развитие стандартов Dolby Stereo Pro Logic, позволяет декодеру раскладывать обычный стереозвук на шесть каналов (5.1).

Dolby Pro Logic IIx

Стандарт Dolby Pro Logic IIx — это следующий шаг в развитии стандарта Dolby Pro Logic II. В данном случае подразумевается возможность разложения стереозвука на семь (6.1) или на восемь (7.1) каналов. Стандарт Dolby Pro Logic IIx — пока что единственный стандарт, который обеспечивает возможность правильного и полноценного расширения любого стерео- или 5.1-звука до формата 6.1 и 7.1. Возможны три режима декодирования:

• фильм (Movie) — дублирование центрального канала или тыловых каналов;

• игра (Play) — сигнал всего лишь дополнительно направляется на «новые каналы»;

• музыка (Music).

Ни в одном из режимов не используется информация с фронтальных каналов (только с центрального и тыловых).

Dolby Digital EX

Данный стандарт — вариант стандарта Dolby Pro Logic IIx, предназначенный для домашних кинотеатров.

Dolby Digital Surround EX

Стандарт Dolby Digital Surround EX — это относительно новый, расширенный до формата 6.1 вариант стандарта Dolby Digital Surround. В данном стандарте имеется еще один задний канал, который дублирует существующий центральный канал, если исходный звук записан в формате 5.1. Если же исходный файл представлен в формате 6.1, то дополнительный канал становится еще одним полноценным каналом окружающего звука.

DTS-ES

Стандарт DTS-ES — это полноценный аналог стандарта Dolby Digital EX, но от компании DTS. Данный стандарт также позволяет кодировать звук в форматах 6.1 и 7.1 и раскладывать звук формата 5.1, закодированный в DTS, соответственно на семь (6.1) или восемь (7.1) каналов.

КомпьютерПресс 8'2005