Нематериальные ценности

Родион Насакин

Информация на вес золота

Музыкальные доллары

Широкополосные перспективы: видео и игры

Мобильное подразделение

 

Рынки контента в Интернете стремительно развиваются, что позволяет говорить о формировании новой торговой индустрии.

Еще совсем недавно торговые отношения в Сети казались большинству населения, в том числе и Интернет-пользователям, довольно экзотичным видом коммерции. Однако незаметно чувство новизны исчезло, механизмы электронного бизнеса окончательно сформировались, прирост покупателей стал измеряться сотнями тысяч человек, а суммарные прибыли от Интернет-продаж — сотнями миллионов долларов. Во многих странах обыденным явлением стала покупка через Сеть компьютеров, одежды, книг и т.д. И если изначально безальтернативным средством расчетов служила кредитная карта, то, согласно прогнозам, уже в этом году 13% от всех онлайн-транзакций (в денежном выражении это 326 млн. долл.) придется на платежные системы, а в прошлом году данный показатель составлял только 8%. И это всего лишь один пример стремительной эволюции электронного бизнеса. Столь же быстро развивается в электронной коммерции отрасль информационной продукции. Еще три года назад относительно развитым направлением в этой сфере можно было назвать лишь онлайн-продажу ПО. Сегодня через Сеть успешно продаются аналитические отчеты, архивы СМИ, музыкальные и видеофайлы и прочие нематериальные товары. Далее мы подробно рассмотрим основные события и тенденции развития данной отрасли, наблюдающиеся в последнее время, а также выявим специфику продаж контента на российском рынке.

Информация на вес золота

Платный доступ к архиву публикаций на сайтах различных изданий — классическая форма продажи информации в Интернете. Впрочем, еще совсем недавно этот сервис вряд ли можно было назвать прибыльным, поскольку пользователи уже привыкли к тому, что в Сети всегда можно найти бесплатный вариант. Однако сделать это с каждым годом становится все сложнее. Количество информационных архивов, находящихся в свободном доступе, неуклонно снижается. Впервые данная тенденция четко обозначилась в 2002 году. До этого времени пользователи не жаловали изначально платную подписку на сайте New York Times, предпочитая электронный архив газеты на Интернет-портале Yahoo!, доступный любому желающему. Владельцы Yahoo! исправили эту оплошность, потребовав 2,5 долл. за каждую статью (стоимость сервиса на сайте издания такая же). Впрочем, для Yahoo! этот шаг не стал чем-то необычным. Как и ряд других крупных порталов Сети, ресурс постепенно переводит на коммерческую основу самые разные сервисы (например, видеозаписи спортивных соревнований) — так очередь дошла и до новостного подразделения. В том же году Интернет-версия британской газеты The Times лишила бесплатного доступа к материалам иностранных пользователей. К тому времени сайт уже предлагал несколько коммерческих сервисов, самый популярным из которых был доступ к кроссвордам. Сделали платной часть публикаций и такие гиганты британской прессы, как The Guardian и Financial Times. На этом этапе была сформирована и наиболее жизнеспособная бизнес-модель продажи информации — доступ по подписке. По этой модели, по всей видимости, подобные сервисы будут развиваться и дальше.

 

Библиотека М.Мошкова

Библиотека М.Мошкова

Кстати, отметим, что сфера применения подписной модели ограничена сетевыми СМИ, а отчеты по профессиональным исследованиям рынков и аналогичным проектам, подготовленные аналитическими агентствами, продаются в Интернете по более привычной схеме — поштучно. Это, впрочем, связано в первую очередь с относительно высокой стоимостью подобного товара. Отчет от мирового лидера аналитики — компании IDC может колебаться от 1500 до 5250 евро. Российская аналитика стоит несколько дешевле. Исследования от РБК обойдутся в среднем в 40 тыс. руб., от Cnews Analytics — около 400 евро. В последнем случае можно отметить и некоторое новаторство в форме оплаты, которая может производиться не только посредством наличных, банковского перевода или кредитных карт (как правило, Visa и MasterCard), но и через электронную платежную систему WebMoney.

Таким образом, изначально в Интернете деньги принято было отдавать лишь за специфическую профессиональную документацию (например, новостные биржевые ленты), но уже в течение трех лет пользователей приучают тратиться и на более популярную информацию. Новое веяние неизбежно коснулось и Рунета, хотя пока еще в меньшей степени, чем Всемирной сети на Западе. Закрытый доступ к части материалов (обычно это спецпроекты, вызывающие профессиональный интерес) и к архивам на сервере появился преимущественно на сайтах изданий финансовой направленности, таких как Интернет-версии журналов «Финанс» (finansmag.ru) и «Эксперт» (expert.ru). Кстати, последний применяет альтернативную модель продажи информации, аналогичную офлайн-варианту, то есть подписку на электронную версию с доставкой по e-mail, а также практикует составление подборки интересующих материалов, оплачиваемой по интересной форме — 30 центов за килобайт (практически «на вес»). Из изданий «для широкого круга читателей» аналогичные попытки чрезвычайно редки. Говорить о массовом распространении платного доступа в Рунете и, как следствие, о серьезной прибыли в данном секторе явно преждевременно, пока местные потребители еще не привыкли тратиться даже на стандартные товары в Интернет-магазинах. Попытка же потребовать плату за чтение у среднестатистического обитателя Рунета наверняка вызовет лишь недоуменную улыбку.

Если тенденция перехода на платную форму доступа к текстовой информации на примере российских СМИ видна не очень отчетливо — процесс идет весьма медленно и спокойно, то аналогичные веяния в литературном Рунете проявляются бурно и сопровождаются судебными инцидентами. Наверняка многие читатели догадались, что речь идет прежде всего о конфликте Максима Мошкова, владельца крупнейшей онлайн-библиотеки Рунета (lib.ru), и компании «КМ-Онлайн». Все началось с того, что владельцы популярного Интернет-портала KM.ru решили расширить сервисную линейку своего ресурса и добавить туда библиотеку, причем согласно всем канонам англосаксонского маркетинга сервис предполагалось сделать платным. Разумеется, подобный проект в Рунете потерпит фиаско — частично в силу особенностей русского менталитета, но больше по причине того, что наиболее полная коллекция текстов на русском языке, хранимая на lib.ru, находится в открытом доступе. Убрать конкурента решено было также «западным» методом — обратившись в суд по поводу нарушения Максимом Мошковым авторских прав. Однако суд был российским, а потому лишь погрозил создателю lib.ru пальцем, в поражающей воображение компенсации истцам отказал и оштрафовал Мошкова на 3 тыс. руб. Однако ответчик все же был неприятно удивлен, заметив, что договоры о размещении текстов с авторами он не заключал, ограничиваясь устным соглашением. Как показало время, этого даже в Рунете уже недостаточно. На фоне того, как все русскоязычное Интернет-сообщество проклинало дельцов из «КМ-Онлайн» и превозносило Мошкова, мало кто обратил внимание на тот факт, что прецедентное разбирательство, собственно говоря, кончилось не в пользу бесплатной библиотеки. И хотя вердикт можно сравнить с комариным укусом, направлен он все же был на частичное удовлетворение требований иска. В следующий раз правосудие может оказаться не столь милосердным и поддержать коммерческие проекты. Мораль же такова: несмотря на безрадостность перспективы для миллионов обитателей Рунета (и автор —– не исключение), коммерциализация контента набирает обороты и в отечественном сегменте Сети, а доверительные отношения между сетевыми деятелями уходят в славное прошлое. Против духа времени идти невозможно, если только русскоязычный сегмент не выберет традиционный для пятой части суши «особый путь».

На территории Рунета успешно существует уже несколько десятков платных онлайн-энциклопедий. Правда, стоимость годовой подписки на данные сервисы пока остается сравнительно низкой — от 9 до 35 долл. Для сравнения: за чтение «Британники» (britannika.com) пользователи отдают 5 долл. в месяц.

В начало В начало

Музыкальные доллары

На рынке музыкального контента продолжается впечатляющий рост оборотов легальных онлайн-магазинов, в то время как профессиональные ассоциации (RIAA ( Recording Industry Association of America — Американская ассоциация звукозаписывающих компаний), IFPI (International Federation of the Phonographic Industry — Международная федерация звукозаписывающей индустрии)) предъявляют иски распространителям и слушателям контрафактной цифровой музыки по всему миру. Причем, согласно информации от IFPI, 2004 год стал переломным в антипиратской кампании и налицо существенные успехи: разработка простой схемы продажи легального контента и усилившиеся карательные меры. В течение года было закрыто около 60 тыс. сайтов и 447 серверов пиринговых сетей, распространявших нелегальную музыку. За год IFPI предъявила 7 тыс. исков к частным и юридическим лицам, распространявшим контрафактный контент в Сети. Не обошли стороной юристы IFPI и российский сектор. В конце февраля они попросили возбудить уголовное дело в отношении владельцев сайта AllofMP3.com, однако организации было отказано. На сайте действительно продаются музыкальные композиции без согласования с правообладателями контента. Однако российский закон об авторских правах не содержит правовой характеристики Интернета, предусматривая имущественное право автора на распространение экземпляров своего произведения любым способом. Согласно российским законам распространение экземпляров произведений в Интернете невозможно, так как имеет место цифровой, а не вещественный способ передачи, то есть материальная форма музыкальных композиций отсутствует. IFPI не собирается сдаваться и считает выпад против AllofMP3.com лишь началом полномасштабной кампании против музыкальных пиратов в Рунете. Как известно, в русскоязычном сегменте Сети располагается множество магазинов, торгующих нелегальным (с точки зрения международного права) контентом по цене в 10-15 центов за песню (стоимость закачки у ответчика составляла 2 цента за мегабайт. Такая ценовая политика отметает саму возможность появления конкуренции со стороны западных легальных продавцов, стоимость контента у которых намного выше.

 

Ответчик по первому «музыкальному» иску

Ответчик по первому «музыкальному» иску в Рунете

Возможно, в силу столь жестких мер суммарный доход от сетевой продажи музыки в 2004 году достиг 308 млн. долл. (в 2003-м — только 20 млн.), а средняя цена музыкального альбома в течение года выросла с 10 до 14 долл., что, впрочем, вряд ли отразится на спросе. Всего насчитывается около 230 сетевых магазинов с легальным товаром, продающих около 2 млн. треков. Абсолютным лидером по продажам остается Интернет-магазин iTunes Music Store (далее — iTunes, владелец магазина — компания Apple), на который приходится три четверти всех легально продаваемых аудиофайлов. За время всего существования iTunes в нем было продано 350 млн. треков. Подобный успех обычно связывают с популярностью плеера iPod от той же компании, который, похоже, уже получил статус культовой вещи. С 2001 года только в США было продано 50 млн. цифровых плееров, из них более 10 млн. — iPod. В настоящее время Apple сотрудничает с пятью звукозаписывающими компаниями и с 600 независимыми лейблами. В январе 2005 года магазин решил разнообразить свой ассортимент и предложил покупателям репортажи с игр NFL нового сезона.

Потенциал рынка мало кого оставляет равнодушным. Приобщиться к электронному бизнесу решил радиовещательный холдинг Clear Channel, представители которого в январе текущего года заявили о намерении запустить в США услугу приобретения музыкальных записей непосредственно в процессе прослушивания радиостанции. Предполагается, что сервис будет воплощен в жизнь через 1,5-2 года, но конкуренция может поторопить события. Основой для данной услуги станет переход вещания большей части радиостанций компании (а всего их насчитывается 1200) в цифровой формат. Впрочем, выходить на новые ниши радиодеятелей заставляет не только погоня за дополнительной прибылью, но и боязнь потерять существующую аудиторию, которой больше нравится качество звучания спутникового радио и iPod.

 

Крупнейший музыкальный Интернет-магазин

Крупнейший музыкальный Интернет-магазин

Кстати, согласно данным Reuters, конкуренция между компаниями, работающими в сфере спутникового радио, и музыкальными онлайн-сервисами неизбежна. Лидеры рынка XM и Sirius Satellite Radio, с одной стороны, и Apple — с другой, контролируют способы распространения музыкальных записей и соответствующее аппаратное обеспечение (в отличие от традиционных радиостанций). Конкуренты подбираются к Apple и на другом поприще. Компания Real Networks рапортовала о создании технологии, на основе которой может быть разработана служба онлайн-продажи музыкальных файлов для прослушивания на iPod. Если технология получит распространение, позиции Apple как на рынке онлайн-музыки, так и в продаже плееров пошатнутся, поскольку в настоящее время многие покупают музыку в iTunes только потому, что она подходит для iPod, и, напротив, приобретают плеер, чтобы иметь доступ к крупнейшему онлайн-каталогу аудиофайлов. Уже в ближайшие два-три года конкуренция на рынке может резко обостриться, а Apple станет лишь одним из крупных участников рынка, но не монополистом. К тому же в декабре 2004 года впервые был подан иск к компании со стороны частного пользователя из Калифорнии, посчитавшего несправедливым, что для прослушивания песен, купленных в iTunes, можно использовать только iPod. Однако, согласно прогнозам аналитиков, в 2005 году рынок онлайн-музыки составит около 550 млн. долл., из которых 350 млн. получит iTunes. Остальные 200 млн. будут распределены между компаниями RealNetworks, Napster и Yahoo! (владелец магазина Music Match).

Заканчивая разговор о музыкальном контенте, хотелось бы упомянуть еще об одном судебном прецеденте. 13 апреля сего года юристы RIAA подали в суд на 400 пользователей прототипа Internet 2. Проект глобальной сети будущего в настоящее время доступен для 200 компаний, научных организаций и образовательных учреждений. Впечатляющие возможности Internet 2 по скорости перекачки мультимедийного контента уже давно смущали RIAA и другие организации, занятые защитой интересов правообладателей. Худшие подозрения подтвердились. В экспериментальном Internet 2 студентами ряда учебных заведений уже была основана пиринговая сеть, по которой «летали» аудиофайлы (на каждого участника файлообменника пришлось в среднем по 4 тыс. MP3-копий) и видеотреки (суточный трафик которых достигал 100 терабайт) безо всяких лицензионных отчислений, разумеется.

В начало В начало

Широкополосные перспективы: видео и игры

Таким образом, широкополосный доступ представляет собой потенциальную опасность для защиты лицензионного контента, однако именно по мере распространения «толстых каналов» в частном секторе стало возможным говорить о появлении глобального рынка видеоконтента. Еще в 2001 году Intel была вынуждена свернуть свой проект по распространению фильмов, которым компания собиралась диверсифицировать деятельность (75% прибыли составляет производство процессоров). Тогда сервис не оправдал ожиданий, что многие аналитики сочли показательным примером для индустрии в целом, однако нынешние пионеры рынка настроены более оптимистично. В частности, они ожидают бум нового Интернет-сервиса — video-on-demand («видео по требованию») ( Ранее аналогичный сервис планировалось реализовать с помощью специализированных приставок. Однако потенциальные потребители восприняли идею потратить 5 тыс. долл. на покупку специализированного оборудования без энтузиазма). Современные каналы связи позволяют обеспечить высокое качество продукта, а приход в бизнес кинокомпаний и кабельных компаний положительно сказывается на разнообразии контента.

Предполагается, что сервис придет на смену традиционному видеопрокату. Разумеется, такая перспектива не радует правообладателей из Голливуда, однако свою войну они уже проиграли, когда в США появились первые видеосалоны, реализующие концепцию «видео напрокат», тогда еще в офлайне. Вместе с тем с ростом популярности цифрового варианта кинокомпании получили возможность получить свою долю прибыли. Впрочем, для большинства российских пользователей цифровые видеопрокаты в ближайшем будущем останутся недоступными. Как правило, соответствующие компании обслуживают клиентов со скоростью доступа не меньше чем 500 Кбит/с. А пока аналогичные услуги начинают предлагать все новые контент-провайдеры. Сейчас среди участников рынка есть как голливудские студии MGM, Paramount, Sony Pictures, Universal и Warner Bros., так и заинтересованные новым сервисом музыкальные доткомы, например RealNetworks. Средняя стоимость одного фильма, в зависимости от его новизны и популярности, колеблется в пределах от 2 до 5 долл. Оплаченный файл можно хранить в течение месяца, однако после открытия нужно посмотреть в течение суток. По прошествии этого времени трек самоуничтожается.

Многие Интернет-компании начинают диверсифицировать свои доходы не только за счет шедевров киноиндустрии, но и эксплуатируя популярность телевидения. В частности, Yahoo! предоставляет платный сервис Platinum, подписчики которого за 10 долл. в месяц получают доступ к просмотру трансляций новостных, научно-популярных и спортивных программ. Доплатив еще 17 долл., пользователь получит доступ к спортивным шоу. ТВ-каналы охотно сотрудничают в подобных проектах, поскольку данный метод позволяет хотя бы частично компенсировать отток аудитории, променявшей ТВ на Интернет. В частности, на Yahoo Platinum представлены программы от лидеров американского эфира Fox, ABC, CBS, а также от множества других кабельных и спутниковых каналов. Основным конкурентом Yahoo! является компания RealNetworks, ветеран этого рынка. Говорить об аналогах таких служб в Рунете не приходится, поскольку и коммутируемый доступ по сей день остается для многих элементом роскоши. Хотя в компании «Система» (в которую входит «МТУ-Интел») созревает проект по созданию вещательного центра в Интернете с уникальным набором каналов, говорить о его привлекательности для клиентов еще очень рано. В окончательном варианте медийные услуги будут предоставляться по широкополосной ADSL-сети МГТС, волоконно-оптической сети «Комстар — Объединенные Телесистемы» и через IP-вещание создаваемой сети Gigabit Ethernet.

Если рынок видеоконтента пока развит относительно слабо, то ролевые многопользовательские игры, для участия в которых также требуется широкополосный доступ, уже находятся в преддверии бума. Причем это справедливо не только для зарубежного Интернета, но и для его русскоязычной части. Правда, большинство отечественных игр пока уступают зарубежным в зрелищности. Все больше игровых серверов требуют плату за доступ (в среднем от 5 до 50 долл. при регистрации и 10 долл. ежемесячно) к своим виртуальным мирам, однако это лишь небольшая часть источников дохода в этой сфере. Речь пойдет не об индустрии Интернет-гемблинга, а о сопутствующем рынке виртуальных предметов. Фанаты сетевых игр готовы тратить немалые деньги, чтобы сделать существование своего персонажа более комфортным и безопасным. Наиболее часто такое поведение пользователей объясняют психологическими причинами: люди начинают отождествлять себя с героями игр, стремятся получить в виртуальной жизни те блага, которые им, по всей видимости, не суждено обрести в реальном мире, и т.д.

По данным журнала New Scientist, в 2004 году оборот рынка предметов из игр превысил 100 млн. долл. Однако следует учесть, что данная сумма характеризует лишь продажи предметов на аукционах eBay и itemBay и что исследование обошло стороной рынки Японии и Китая, где ролевые онлайн-игры чрезвычайно популярны. В отношении нового рынка уже были сделаны некоторые выводы. В частности, установлена классификация товаров по трем основным категориям. В первую входят предметы/оружие, во вторую — виртуальные деньги (в Интернете уже существует немало обменников, где игровую валюту можно превратить в реальные доллары и наоборот), в третью — готовые «навороченные» персонажи. Также выяснилось, что рынок виртуальных предметов крайне подвержен инфляции, поскольку разработчики постоянно вводят в игровой процесс все больше предметов и денег (это необходимо для поощрения персонажей, выходящих на новые уровни).

 

Отечественная биржа виртуальных предметов

Отечественная биржа виртуальных предметов

Серьезность нового бизнеса как нельзя лучше характеризует тот факт, что в апреле текущего года японская корпорация Sony заявила о своем намерении создать к июню собственный магазин по торговле виртуальными предметами (для игры EverQuest II). Данное решение вполне оправданно, если учесть, что 20% оборота рынка приходится на ценности из игр, разработанных в корпорации. В Рунете также появилась полноценная торговая площадка — Gamelot.ru, на которой можно купить или продать виртуальные ценности из популярных у российских пользователей игр «Бойцовский клуб», SWG, Ultima Online, Anarchy Online и др. Оплата производится через систему WebMoney Transfer.

Последним крупным событием в отрасли стало появление новой версии популярной игры Project Entropia, которая отличается от своих аналогов использованием в игровом процессе реальных денег. То есть разработчики решили не обогащать сторонних Интернет-бизнесменов, а создать рынок виртуальных вещей прямо в игре. Причем в Entropia существует специальная «биржа», на которой можно не только приобрести PED за USD (Project Entropia Dollar и United States Dollar соответственно)по курсу 1:1, но и совершить обратный обмен. Таким образом, пользователь теперь может играючи зарабатывать. Кстати, недавно в онлайн-пространстве игры прошел риелторский аукцион, в ходе которого была распродана треть виртуальных жилищ на 150 тыс. долл. И если стандартная цена «недвижимости» составляет около 30 долл. плюс 10 долл. ежемесячно за коммунальные услуги, то самой дорогой покупкой стал виртуальный остров, который ушел с молотка за 26,5 тыс. долл.

В начало В начало

Мобильное подразделение

В мировой практике информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), применяемые в сотовых телефонах, традиционно отодвигают на задний план, уделяя гораздо больше внимания технологиям «большого» Интернета. Это относится и к прессе, и к разработкам ведущих корпораций. Однако в России сложилась особая ситуация. В стране число сотовых телефонов превышает количество стационарных аппаратов, а владельцев мобильников гораздо больше, чем тех, у кого есть доступ в Интернет. В результате наблюдается стремительное развитие рынка неголосовых услуг (Value Added Services, VAS — услуги с добавленной стоимостью) сотовой связи, в том числе в сфере продаж мобильного контента — рингтонов, картинок и java-игр. Учитывая значимость отрасли в общей структуре отечественной ИКТ-индустрии, вполне оправданно уделить ей несколько строк.

По данным аналитического агентства iKS-Consulting, в 2004 году объем российского рынка VAS составил около 1,025 млрд. долл. На контент-услуги пришлось 29% от этой суммы. Причем, по прогнозам «РосБизнесКонсалтинг», в нынешнем году рынок мобильного контента вырастет вдвое. Этот прогноз можно отнести к категории очевидных, так как объем рынка удваивается ежегодно, начиная с 2002 года. За столь перспективный сектор развернулась нешуточная борьба, причем во второй половине прошлого года стало очевидно, что операторы сотовой связи пошли в наступление на независимых контент-провайдеров. В первую очередь действия операторов направлены на то, чтобы не допустить прихода на рынок новых игроков и усилить позиции своих провайдеров.

 

Сайт контент-провайдера

Сайт контент-провайдера

Желание вполне объяснимое, если учесть, что на рынке уже насчитывается более сотни участников, а, по прогнозам J’son & Partners, к концу 2005 года их число может вырасти до 250. Следующим шагом по стабилизации рыночных долей стало укрупнение основных участников. Так, компания «Информ-Мобайл» провела слияние с другим участником рынка — ООО «ДиСеС». По последним данным, «Информ-Мобайл» находилась на 5-м месте в рейтинге крупнейших контент-провайдеров России и вряд ли теперь выйдет из этой пятерки. Со стороны компаний i-Free и Infon (2-е и 3-е места соответственно) ожидается создание ассоциации контент-провайдеров, основной целью которой будет совместное регулирование рынка и борьба с пиратством. Предполагается, что в ассоциацию также войдет компания Jippii. Так что в скором будущем российские суды могут столкнуться с наплывом исков, касающихся незаконного распространения мобильного контента.

Пока российские операторы и провайдеры борются за прибыль от традиционных типов контента, мировая индустрия презентует все новые и новые развлечения для владельцев сотовых телефонов. В частности, довольно перспективным выглядит новый проект британской компании Endemol UK (Создатель ТВ-проектов «Фабрика звезд» и «Большой брат»)по MMS-вещанию молодежного сериала в виде комиксов. Стоимость одной серии составляет 0,5-1,5 фунтов стерлингов. Если учесть, что телефоны, обладающие возможностями для ТВ-вещания, пока не получили широкого распространения, многосерийные комиксы вполне могут прийтись по вкусу молодежной мобильной аудитории. В России популярность сервиса будет зависеть о того, изменится ли отношение российских абонентов к MMS-сервису. В настоящее время отечественные владельцы трубок довольно пассивно относятся к технологии мультимедийных сообщений.

КомпьютерПресс 10'2005


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует