Процессор Intel Pentium Processor 965 Extreme Edition

Сергей Пахомов

Методика тестирования

Кодирование аудиофайлов

Архивирование

Кодирование видео

   XMPEG 5.2 Beta + DivX 6.1.1

   TMPGEnc 2.5

   MainConcept Encoder 1.05

   MainConcept H.264 Encoder v. 2.0

   DivX 6.11

   Windows Media Encoder 9

   Windows Movie Maker 2.1

Обработка цифровой фотографии

   Adobe Photoshop CS2

Игровые приложения

   Quake 4 (Patch 1.05)

   Half-Life 2

   Doom III (Patch 1.3)

   FarCry (Patch 1.33)

Выводы

 

Хотя компания Intel уже объявила о том, что в скором времени начнется массовое производство процессоров нового поколения, основанных на микроархитектуре Intel Core, но существующее поколение процессоров, похоже, не собирается уступать своих позиций. И, несмотря на разговоры о том, что у микроархитектуры NetBurst нет будущего и что компания Intel больше не будет выпускать новых моделей процессоров на основе этой микроархитектуры, в конце марта компания представила очередную модель двухъядерного процессора Intel Pentium Processor 965 Extreme Edition.

Выход нового процессора Intel Pentium Processor 965 Extreme Edition (Pentium 965 EE) оказался довольно неожиданным — на прошедшем в начале марта весеннем Форуме IDF 2006 об этом процессоре не было сказано ни слова, да и в roadmap он не значился. Собственно, особого смысла в продвижении нового процессора на рынок нет, ведь ни по производительности, ни по энергопотреблению, ни по цене эта модель не сможет конкурировать с ожидаемым к концу осени Conroe. В общем-то, песенка архитектуры NetBurst уже спета, а потому выпуск очередного процессора на основе этой микроархитектуры кажется нелогичным.

Однако до осени еще далеко, а образовавшийся вакуум нужно чем-то заполнять. И этим «чем-то» как раз и стал новый процессор старого поколения — Pentium 965 EE. Возможно, именно поэтому компания Intel решила не афишировать сам факт появления этого процессора и даже не стала выпускать по этому поводу пресс-релиз, давая тем самым понять, что выход нового процессора старого поколения — это настолько рядовое событие, что и упоминания недостойно.

Pentium 965 EE стал логическим продолжением процессора Pentium 955 EE, который компания Intel анонсировала в конце прошлого года. На первый взгляд единственное различие между этими процессорами заключается лишь в тактовой частоте. Так, Pentium 955 EE имеет тактовую частоту 3,46 ГГц (частота системной шины 266 МГц, коэффициент внутреннего умножения х13), а Pentium 965 EE — частоту 3,73 ГГц (частота системной шины 266 МГц, коэффициент внутреннего умножения х13). Правда, при более детальном рассмотрении выясняется, что вместе с выходом нового процессора изменился и степпинг ядра: если раньше все процессоры 900-й серии имели ядро Presler со степпингом B1, то в новом процессоре используется ядро Presler со степпингом С1 (все процессоры этой серии теперь будут выпускаться с ядром степпинга С1). Отметим, что процессоры со степпингом C1 имеют сниженное тепловыделение по сравнению со cтеппингом B1.

Напомним основные особенности старого процессора Pentium 955 EE или перечислим особенности нового процессора Pentium 965 EE — кому как больше нравится. Кристалл процессора имеет площадь 140 мм2 и содержит порядка 376 млн. транзисторов.

Тепловой пакет (TDP) нового процессора по-прежнему остался на уровне 130 Вт, а диапазон рабочих напряжений составляет от 1,2 до 1,375 Вт. Температура корпуса процессора при максимальном тепловыделении не должна превышать 68,6 °C.

Каждое ядро этого процессора основано на микроархитектуре NetBurst. При этом используется технология размещения двух раздельных ядер в одной упаковке. К тому же оба ядра процессора имеют собственный кэш второго уровня (L2) объемом 2 Мбайт, поэтому общий объем кэша L2 составляет 4 Мбайт. Как и все процессоры семейства Extreme Edition, процессор Pentium 965 EE поддерживает технологию Hyper-Threading, что в совокупности обеспечивает одновременную обработку до четырех потоков. Кроме того, данный процессор поддерживает технологии Intel Extended Memory 64 Technology, Execute Disable Bit (XD), технологию виртуализации Intel Virtualization Technology (VT), а также технологии тепловой защиты Thermal Monitor и Thermal Monitor 2.

Как мы уже отмечали, процессор Pentium 965 EE поддерживает частоту системной шины 266 МГц. Соответственно частота FSB составляет 1066 МГц, а пропускная способность процессорной шины — 8,5 Гбайт/с.

Отметим, что Pentium 965 EE поставляется с разблокированным коэффициентом внутреннего умножения, причем данная функция отсутствует у обычных процессоров семейства Pentium 4 или Pentium D. Возможность изменения коэффициента внутреннего умножения является своего рода идеальным средством для разгона процессора, поскольку двухъядерные процессоры Intel очень хорошо разгоняются до 4 ГГц.

Цена процессора Pentium 965 EE составляет 999 долл. в партиях от 1000 штук, а в розничной продаже этот процессор будет стоить свыше 1000 долл.

Методика тестирования

Для тестирования Pentium 965 EE мы использовали стенд следующей конфигурации:

  • материнская плата — MSI 975X Platinum (чипсет Intel 975X Express);
  • оперативная память — DDR2-667 Kingston HyperX KHX6000D2K2/1G (2x512 Мбайт);
  • тайминги памяти:

     - CAS Latency — 5,

     - RAS to CAS Delay — 5,

     - Row Precharge — 5,

     - Active to Precharge — 15;

  • видеокарта — ASUS EAX 1900XTX (ATI RADEON X1900XT);
  • дисковая подсистема — два диска Seagate Barracuda 7200.7 объемом 120 Гбайт, организованных в RAID 0, файловая структура NTFS;
  • операционная система — Windows XP SP2.

Поскольку мы уже тестировали процессор Pentium 955 EE на предмет его производительности в приложениях для работы с 3D-графикой, то на этот раз мы решили изменить набор используемых приложений для тестирования. Процессоры серии Extreme Edition действительно демонстрируют прекрасные результаты в задачах рендеринга трехмерных сцен — в этом сомневаться не приходится, и в этих приложениях им нет равных. Зная результаты процессора Pentium 955 EE, можно легко экстраполировать их и на процессор Pentium 965 EE, так как единственное различие между ними заключается в том, что у Pentium 965 EE тактовая частота на 7,8% выше, а следовательно, и производительность этого процессора окажется больше примерно на 7-8%.

Поэтому для тестирования двухъядерного процессора Pentium 965 EE мы выбрали приложения по обработке аудио- и видеоданных, а также игровые приложения. Исключение составил лишь архиватор WinRAR 3.51, который использовался нами для того, чтобы показать преимущество двухъядерной архитектуры процессоров в сравнении с одноядерной при многопоточной обработке данных. Такой выбор приложений был обусловлен наметившейся в последнее время тенденцией по изменению самой модели использования домашнего ПК. К примеру, компания Intel продвигает на рынок концептуальную модель компьютера для цифрового дома Intel Viiv, основой которого должны стать двухъядерные процессоры Intel. А с учетом того, что компьютеры на платформе Intel Viiv ориентированы прежде всего на обработку цифрового аудио- и видеоконтента, а также на игровые приложения, выбор тестов для нашего тестирования является вполне обоснованным.

Чтобы иметь возможность сравнить производительность платформы на основе Pentium 965 EE с производительностью платформы на основе процессора предыдущего поколения, мы провели и тестирование одноядерного процессора Intel Pentium 4 670, который имеет тактовую частоту 3,8 ГГц, частоту FSB 800 МГц и размер L2-кэша 2 Мбайт. Выполнен этот процессор по 90-нм технологическому процессу, а его TDP составляет 115 Вт.

Поскольку оба указанных процессора поддерживают технологию Hyper-Threading, мы протестировали каждый из них как с активированной, так и с заблокированной технологией Hyper-Threading, что позволило определить влияние этой технологии на производительность процессора в различных приложениях.

Для тестирования мы использовали следующий набор приложений:

  • Lame 3.98a;
  • WinRAR 3.51;
  • XMPEG 5.2 Beta;
  • TMPGEnc 2.5;
  • MainConcept Encoder 1.05;
  • MainConcept H.264 Encoder;
  • DivX 6.11;
  • Windows Media Encoder 9;
  • Windows Movie Maker 2.1;
  • Adobe Photoshop CS2;
  • Quake 4 (Patch 1.05);
  • Half-Life 2;
  • Doom III (Patch 1.3);
  • FarCry (Patch 1.33).

Кодирование аудиофайлов

Для кодирования аудиофайлов (WAV->MP3) мы использовали популярный кодек Lame 3.98a. Кодированию подвергался WAV-файл с исходным размером 195 Мбайт, который конвертировался в MP3-файл размером 17,7 Мбайт. Кодек запускался из командной строки с настройками по умолчанию 44,1 кГц, 128 Кбит/с. Учитывая, что программа LAME 3.98a является однопоточной, выявить преимущество многоядерной архитектуры в данном случае возможно только при одновременном запуске нескольких задач по конвертированию аудиофайлов. Поэтому в данном тесте производилось кодирование не одного, а четырех одинаковых WAV-файлов с разными названиями. Сначала измерялось время последовательного конвертирования четырех файлов, а потом — параллельного (для чего использовался соответствующий bat-файл). В результате теста определяется время параллельного и последовательного выполнения всей работы.

Как следует из результатов теста (рис. 1), при последовательном выполнении всех четырех задач двухъядерная архитектура процессора не имеет никаких преимуществ перед одноядерной. Не дает в данном случае преимущества и активирование технологии Hyper-Threading. Однако при одновременном выполнении всех четырех задач картина кардинальным образом меняется. В случае процессора Pentium 4 670 при блокировании технологии Hyper-Threading время параллельного выполнения задач практически совпадает с временем последовательного выполнения, но при активировании технологии Hyper-Threading время параллельного выполнения задач сокращается на 23%. В случае же двухъядерного процессора Pentium 965 EE с заблокированной технологией Hyper-Threading время параллельного выполнения задач на 50% меньше времени последовательного выполнения, а активирование данной технологии позволяет дополнительно сократить время выполнения задач на 11%.

 

Рис. 1. Результаты тестирования в задачах конвертирования аудиофайлов кодеком Lame 3.98a

Таким образом, можно констатировать, что при параллельном выполнении кодирования аудиофайлов кодеком Lame 3.98a процессор Pentium 965 EE демонстрирует на 49% более высокую производительность в сравнении с процессором Pentium 4 670 (время конвертирования на 49% меньше).

Архивирование

Для архивирования мы использовали популярный архиватор WinRAR 3.51. Архивированию подвергался тестовый каталог размером 49,5 Мбайт, который сжимался до 37,8 Мбайт. Архиватор запускался из командной строки с настройками по умолчанию. А поскольку WinRAR 3.51 не слишком хорошо распараллеливает задачу и соответственно утилизирует оба ядра процессора, то для выявления преимуществ двухъядерной архитектуры мы сначала запускали последовательное выполнение задач по архивированию четырех каталогов одинакового размера (копии одного и того же каталога с разными названиями), а затем — параллельное выполнение всех четырех задач. Данный тест определяет время параллельного и последовательного выполнения всей работы.

Результаты теста (рис. 2) показывают, что при последовательном выполнении всех четырех задач двухъядерная архитектура процессора не имеет никаких преимуществ в сравнении с одноядерной. Не дает в данном случае преимущества и активирование технологии Hyper-Threading.

 

Рис. 2. Результаты тестирования в задачах архивирования файлов архиватором WinRAR 3.51

При параллельном выполнении всех четырех задач максимальное время выполнения, а следовательно, наименьшую производительность демонстрирует процессор Pentium 4 670 с заблокированной технологией Hyper-Threading. Использование технологии Hyper-Threading в данном случае позволяет сократить время выполнения задачи на 25%.

В случае двухъядерного процессора Pentium 965 EE с заблокированной технологией Hyper-Threading время параллельного выполнения задач на 40% меньше времени последовательного выполнения, а активирование технологии Hyper-Threading позволяет сократить время выполнения задач еще на 4%.

В результате можно констатировать, что при параллельном выполнении архивирования и использовании утилиты WinRAR 3.51 процессор Pentium 965 EE демонстрирует на 27% более высокую производительность в сравнении с процессором Pentium 4 670.

Кодирование видео

XMPEG 5.2 Beta + DivX 6.1.1

Для конвертирования использовался видеоклип в формате MPEG-2 (hdwatermellon.mpg) с исходным размером 51,8 Мбайт, с разрешением 1920x1980 точек и битрейтом 18 000 Кбит/с. Посредством утилиты XMPEG 5.2 Beta вместе с кодеком DivX 6.1.1 данный видеоклип конвертировался в HD-видеофайл размером 36,5 Мбайт с битрейтом 8000 Кбит/с и разрешением 1920x1088.

По результатам тестирования (рис. 3) можно сделать следующие выводы. Применение технологии Hyper-Threading в случае процессора Pentium 4 670 позволяет сократить время выполнения конвертирования на 11%, а в случае Pentium 965 EE — на 13%. Если же сравнивать друг с другом эти процессоры (с активированной технологией Hyper-Threading), то для Pentium 965 EE время конвертирования видеофайла при использовании XMPEG 5.2 Beta и кодека DivX 6.1.1 оказывается на 36% меньше.

 

Рис. 3. Результаты тестирования в задачах конвертирования видеофайлов с использованием утилиты XMPEG 5.2 Beta вместе с кодеком DivX 6.1.1

TMPGEnc 2.5

Утилита TMPGEnc 2.5 предназначена для конвертирования AVI-файлов в формат MPEG для записи на DVD-диски. В нашем случае исходный AVI-файл (kitesurfing.avi) размером 416 Мбайт и длительностью 2 мин 1 с преобразовывался видеофайл в MPEG-2 (m2v+wav) размером 115 Мбайт в формате DVD 4:3 NTSC. Разрешение кадров устанавливалось равным 720x480 точек, битрейт — 8000 Кбит/с, скорость воспроизведения — 29,97 fps.

Как видно из результатов тестирования (рис. 4), использование технологии Hyper-Threading в случае процессора Pentium 4 670 позволяет сократить время выполнения конвертирования на 20%, а в случае Pentium 965 EE — всего на 8%.

 

Рис. 4. Результаты тестирования в задачах конвертирования видеофайлов с использованием утилиты TMPGEnc 2.5

Сравнивая друг с другом эти процессоры (с активированной технологией Hyper-Threading), можно сделать вывод, что у Pentium 965 EE время конвертирования оказывается на 38% меньше.

MainConcept Encoder 1.05

Утилита MainConcept Encoder 1.05 тоже предназначена для конвертации AVI-файлов в формат MPEG для записи на DVD-диски. В нашем случае исходный AVI-файл (kitesurfing.avi) размером 416 Мбайт и длительностью 2 мин 1 с преобразовывался в видеофайл MPEG-2 (mpg) размером 111 Мбайт в формате DVD 4:3 NTSC. Разрешение кадров — 720x480 точек, скорость воспроизведения — 29,97 fps, а скорость видеокодирования — 8000 Кбит/с.

Результаты тестирования (рис. 5) показывают, что использование технологии Hyper-Threading в случае одноядерного процессора позволяет сократить время выполнения конвертирования на 21%, а в случае двухъядерного — только на 9%.

 

Рис. 5. Результаты тестирования в задачах конвертирования видеофайлов с использованием утилиты MainConcept Encoder 1.05

Если же сравнивать процессоры друг с другом, то у процессора Pentium 965 EE время конвертирования видеофайла было меньше на 30%.

MainConcept H.264 Encoder v. 2.0

С помощью данной утилиты исходный AVI-файл (kitesurfing.avi) размером 416 Мбайт и длительностью 2 мин 1 с при использовании кодека H.264 High преобразовывался в видеофайл MPEG-2 (mpg) размером 295 Мбайт в формате DVD 4:3 NTSC. Разрешение кадров устанавливалось равным 720x480 точек, скорость воспроизведения — 29,97 fps.

Из результатов тестирования (рис. 6) следует, что утилита MainConcept H.264 Encoder в паре с кодеком H.264 хорошо оптимизирована как под использование технологии Hyper-Threading, так и под двухъядерную архитектуру процессора. Так, активирование технологии Hyper-Threading в случае процессора Pentium 4 670 позволяет сократить время конвертирования только на 21%, а в случае Pentium 965 EE — на 20%. Если сравнивать Pentium 4 670 и Pentium 965 EE с активированной технологией Hyper-Threading по времени конвертирования, то в последнем случае оно будет на 45% меньше.

 

Рис. 6. Результаты тестирования в задачах конвертирования видеофайлов с использованием утилиты MainConcept H.264 Encoder

DivX 6.11

С помощью утилиты DivX 6.11 проводилось конвертирование HDTV-видеофайла (The_Living_Sea_1080.wmv) с разрешением 1440x1080 (прогрессивная развертка) в формате WMV в DivX-файл с разрешением 960x720 (скорость видеокодирования — 60 000 Кбит/с). Для этого в утилите DivX применялась настройка конвертирования HIGH DEF. Размер исходного файла составлял 150 Мбайт, а размер сжатого файла — 80,8 Мбайт.

По результатам тестирования (рис. 7) видно, что конвертор DivX 6.1.1 плохо оптимизирован под использование технологии Hyper-Threading: в случае процессора Pentium 4 670 время конвертирования сократилось только на 3%, а в случае процессора Pentium 965 EE — всего на 1,4%. Двухъядерная архитектура процессора Pentium 965 EE в данном случае тоже не позволяет получить существенного выигрыша по времени конвертирования. И если сравнивать друг с другом Pentium 4 670 и Pentium 965 EE, то время конвертирования у двухъядерного процессора меньше на 13%.

 

Рис. 7. Результаты тестирования в задачах конвертирования видеофайлов с использованием конвертора DivX 6.1.1

Windows Media Encoder 9

Посредством утилиты Windows Media Encoder 9 проводилось преобразование видеофайла RAW DV (kitesurfing.avi) в формат WMV9. Исходный файл длительностью 2 мин 1 с и размером 416 Мбайт с разрешением 720x480 точек преобразовывался в WMV-файл с разрешением 320x240 точек. Скорость кодирования устанавливалась равной 282 Кбит/с. При настройках параметров кодирования был выбран кодек Windows Media Video 9 Advanced Profile.

Результаты тестирования (рис. 8) в задачах конвертирования видеофайлов с использованием утилиты Windows Media Encoder 9 приводят к следующим выводам. Активирование технологии Hyper-Threading позволяет сократить время конвертирования на 18% в случае процессора Pentium 4 670 и на 16% в случае Pentium 965 EE. А если сравнивать по этому показателю данные процессоры, то в случае Pentium 965 EE оно будет на 38% меньше.

 

Рис. 8. Результаты тестирования в задачах конвертирования видеофайлов с использованием утилиты Windows Media Encoder 9

Windows Movie Maker 2.1

С использованием утилиты Windows Movie Maker 2.1 проводилось преобразование видеофайла RAW DV (kitesurfing.avi) в формат WMV9. Исходный файл длительностью 2 мин 1 с и размером 416 Мбайт с разрешением 720x480 точек преобразовывался в WMV-файл с разрешением 720x480 точек. Скорость кодирования устанавливалась равной 1700 Кбит/с. Размер сжатого файла составлял 24,1 Мбайт.

Из результатов тестирования (рис. 9) процессоров с использованием утилиты Windows Movie Maker 2.1 видно, что активирование технологии Hyper-Threading в случае процессора Pentium 4 670 позволяет уменьшить время конвертирования на 14%, но никак не отражается на времени конвертирования в случае двухъядерного процессора Pentium 965 EE.

 

Рис. 9. Результаты тестирования в задачах конвертирования видеофайлов с использованием утилиты Windows Movie Maker 2.1

Сравнивая процессоры друг с другом, можно сказать, что в случае процессора Pentium 965 EE время конвертирования на 33% меньше.

Обработка цифровой фотографии

Adobe Photoshop CS2

В тесте с применением приложения Adobe Photoshop CS2 в качестве исходных файлов были использованы пять фотографий в формате TIFF с разрешением 2592x1944 и исходными размерами от 11,3 до 14,4 Мбайт. Исходные изображения преобразовывались с применением различных фильтров, а в результате была создана новая фотогалерея. Измеряемым параметром было время выполнения тестового скрипта.

Результаты тестирования процессоров в задачах по обработке цифровых фотографий (рис. 10) показывают, что использование технологии Hyper-Threading позволяет уменьшить время обработки фотографий на 7% в случае процессора Pentium 4 670 и на 6% в случае процессора Pentium 965 EE. Сравнение производительности процессоров Pentium 4 670 и Pentium 965 EE показывает, что у процессора Pentium 965 EE время обработки фотографий на 24% меньше.

 

Рис. 10. Результаты тестирования в задачах обработки цифровых фотографий с использованием пакета Adobe Photoshop CS2

Игровые приложения

При тестировании процессоров с помощью популярных игровых приложений устанавливались частота строчной развертки монитора 75 Гц и глубина цвета 32 бит. Для запуска игровых тестов применялась утилита BenchemAll 2.652beta. Все игровые тесты запускались по три раза при различных разрешениях экрана: 640x480, 800x600, 1024x768, 1280x1024, 1600x1200 точек. Помимо этого тестирование проводилось в режимах Quality и Performance (настройка на данные режимы тестирования производится как в играх, так и непосредственно в драйвере видеокарты). Режим Quality предусматривал установку в играх максимального качества отображения, а режим Performance — максимальной производительности за счет отказа от таких технологий, как анизотропная фильтрация текстур, экранное сглаживание, низкая детализация изображения и т.д.

По характеру зависимости скорости обработки кадров (fps) от разрешения экрана в игровых тестах можно было определить, чем ограничивается результат теста: производительностью видеокарты или производительностью подсистемы «процессор—чипсет—память». При увеличении разрешения экрана возрастает нагрузка на саму видеокарту, а следовательно, результат определяется производительностью видеокарты.

Quake 4 (Patch 1.05)

Игра Quake 4 — одна из немногих оптимизированных под двухъядерные процессоры (начиная с обновления 1.01). Однако по умолчанию поддержка нескольких логических процессоров в игре заблокирована, и для того, чтобы иметь возможность воспользоваться преимуществом двухъядерной архитектуры процессора, равно как и преимуществом технологии Hyper-Threading, необходимо использовать консольную команду r_useSMP 1, что мы и сделали.

Параметры настройки игры на максимальное качество (режим Quality) и на максимальную производительность (режим Performance) отображены в табл. 1.

 

Таблица 1. Параметры настройки игры Quake 4 (Patch 1.05) на максимальное качество (режим Quality) и на максимальную производительность (режим Performance)

Как видно по результатам тестирования (рис. 11 и 12), при активированной технологии Hyper-Threading нельзя говорить о явном преимуществе процессора Pentium 965 над Pentium 4 670 как в режиме настройки на максимальное качество, так и в режиме настройки на максимальную производительность. Отключение технологии Hyper-Threading приводит к тому, что результаты Pentium 4 670 немного ухудшаются, а Pentium 965 EE — сильно возрастают и в режиме настройки на максимальное качество, и в режиме настройки на максимальную производительность.

 

Рис. 11. Результаты тестирования процессоров в игре Quake 4 (Patch 1.05) с активированной технологией Hyper-Threading

Рис. 12. Результаты тестирования процессоров в игре Quake 4 (Patch 1.05) с заблокированной технологией Hyper-Threading

В данном случае можно констатировать, что при использовании процессора Pentium 965 EE в игре Quake 4 (Patch 1.05) функцию Hyper-Threading желательно отключать. Возможно, новый Patch 1.1 к игре Quake 4 способен изменить данную ситуацию, но в случае Patch 1.05 от функции Hyper-Threading вреда больше, чем пользы.

Half-Life 2

Параметры настройки игры Half-Life 2 на максимальное качество (режим Quality) и на максимальную производительность (режим Performance) представлены в табл. 2.

 

Таблица 2. Параметры настройки игры Half-Life 2 на максимальное качество (режим Quality) и на максимальную производительность (режим Performance)

Результаты тестирования (рис. 13 и 14) свидетельствуют, что в игре Half-Life и в режиме с отключенной технологией Hyper-Threading, и в режиме с активированной технологией преимущество на стороне процессора Pentium 965 EE. К тому же в данной игре технология Hyper-Threading мало влияет на результат теста, что справедливо как для процессора Pentium 965 EE, так и для процессора Pentium 4 670.

 

Рис. 13. Результаты тестирования процессоров в игре Half-Life 2 с активированной технологией Hyper-Threading

Рис. 14. Результаты тестирования процессоров в игре Half-Life 2 с заблокированной технологией Hyper-Threading

Doom III (Patch 1.3)

Параметры настройки игры Doom III (Patch 1.3) на максимальное качество (режим Quality) и на максимальную производительность (режим Performance) были абсолютно такими же, как и для игры Quake 4 (Patch 1.05).

По результатам тестирования процессоров Pentium 965 EE и Pentium 4 670 (рис. 15 и 16) можно сделать вывод, что в данной игре двухъядерный процессор Pentium 965 EE не имеет преимуществ над одноядерным процессором Pentium 4 670 в режиме с отключенной технологией Hyper-Threading и получает лишь незначительное преимущество в режиме с активированной технологией Hyper-Threading. В целом же можно констатировать, что в игре Doom III (Patch 1.3) технология Hyper-Threading положительно сказывается на производительности процессора.

 

Рис. 15. Результаты тестирования процессоров в игре Doom III (Patch 1.3) с активированной технологией Hyper-Threading

Рис. 16. Результаты тестирования процессоров в игре Doom III (Patch 1.3) с заблокированной технологией Hyper-Threading

FarCry (Patch 1.33)

Параметры настройки игры FarCry (Patch 1.33) на максимальное качество (режим Quality) и на максимальную производительность (режим Performance) отображены в табл. 3.

 

Таблица 3. Параметры настройки игры FarCry (Patch 1.33) на максимальное качество (режим Quality) и на максимальную производительность (режим Performance)

По результатам тестирования в игре FarCry (Patch 1.33) в случае отключения функции Hyper-Threading производительность процессоров Pentium 965 EE и Pentium 4 670 практически одинакова в обоих режимах настройки. При активировании функции Hyper-Threading процессор Pentium 965 EE получает преимущество в результатах тестирования, причем в режиме настройки на максимальное качество влияние технологии Hyper-Threading проявляется только при низком разрешении экрана, то есть когда возрастает нагрузка на процессор (рис. 17 и 18).

 

Рис. 17. Результаты тестирования процессоров в игре FarCry (Patch 1.33) с активированной технологией Hyper-Threading

Рис. 18. Результаты тестирования процессоров в игре FarCry (Patch 1.33) с заблокированной технологией Hyper-Threading

Выводы

После столь детального тестирования процессоров Pentium 965 EE и Pentium 4 670 можно сделать следующие выводы.

В задачах по обработке аудио- и видеоданных, а также при многопоточной обработке данных (например, в случае параллельного выполнения нескольких задач по архивированию) новый двухъядерный процессор Pentium 965 EE показывает значительное превосходство в скорости выполнения задач. На рис. 19 даны сводные результаты тестирования процессоров при активированной технологии Hyper-Threading. За единицу измерения в данном случае принимается время выполнения теста процессором Pentium 4 760, то есть все результаты нормированы относительно времени выполнения тестов указанным процессором. Как следует из представленных результатов, в данных приложениях двухъядерная архитектура процессора Pentium 965 EE позволяет получить существенный прирост в производительности.

 

Рис. 19. Сводные результаты тестирования процессоров Pentium 4 670 и Pentium 965 EE (меньшему значению соответствует лучший результат)

В игровых приложениях ситуация несколько иная — явного преимущества двухъядерные процессоры не получают, что, в общем-то, и неудивительно, поскольку в настоящее время существует не так много игр, оптимизированных под двухъядерные процессоры. И даже в игре Quake 4 (Patch 1.05), которая, в принципе, должна получать выигрыш от двухъядерной архитектуры процессора, ситуация неоднозначная: к примеру, активирование технологии Hyper-Threading в двухъядерном процессоре Pentium 965 EE приводит к существенному падению показателей.

Поэтому если речь идет исключительно об игровом домашнем ПК, то, возможно, не стоит торопиться с приобретением двухъядерного процессора Pentium 965 EE, так как для игр вполне достаточно одноядерного процессора Pentium 4 670. Но что касается универсального компьютера класса Entertainment PС, то двухъядерная архитектура процессора будет здесь как нельзя кстати.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 5'2006