Minolta ушла из фотографии…

Олег Татарников

В январе нынешнего года компания Konica Minolta, представившая свой первый фотоаппарат еще в 1903 году, объявила о том, что уходит из фотобизнеса и ее торговая марка прекращает свое существование.

Таким образом, закончилась целая эпоха в фотографии:

  • 1903 — первая фотобумага (впервые в Японии);
  • 1929 — первый ролик черно-белой пленки;
  • 1940 — первая цветная фотопленка (впервые в Японии);
  • 1958 — первый зеркальный фотоаппарат Minolta SR-2, выполненный в прочном металлическом корпусе; в нем применялся механизм автоматической диафрагмы: диафрагма была всегда открыта и закрывалась до установленного значения только в момент срабатывания затвора;
  • 1984 — первый непроточный мини-лаб;
  • 1962 — на первом космическом корабле США была использована камера Minolta;
  • 1985 — первая автофокусная зеркалка.

Что означает для мировой фотоиндустрии потеря таких имен, как Konica и Minolta? Окончательную победу цифровой фотографии над пленочной или всего лишь очередной виток глобализации и всеобщей интеграции? В последние годы тенденции к объединению в фотоотрасли стали особенно заметны: Olympus объединяется с Panasonic, Panasonic — с Leica, Pentax сотрудничает с Samsung, а Sony приобретает остатки Konica Minolta.

В свое время фотографы весьма болезненно восприняли даже объединение компаний Konica и Minolta, а уж декларацию о сотрудничестве с Sony сочли ударом ниже пояса и подготовкой к уходу с рынка. Впрочем, когда в июле прошлого года Konica Minolta заявила о сотрудничестве с Sony в разработке зеркальных фотокамер, ее крах еще мало кто предчувствовал.

Решение об отказе от векового бизнеса было мотивировано усилением конкуренции на рынке цифровых фотокамер и постепенным отказом пользователей от пленочной фотографии. Как указывается в последних пресс-релизах, производство пленочных и компактных цифровых фотокамер будет полностью прекращено, а производство, продажа и сервисное обслуживание цифровых зеркальных камер будут переданы компании Sony. Также полностью прекращается производство фотоматериалов и мини-фотолабораторий.

Компания Konica Minolta несет убытки уже не первый год. Чтобы не обанкротиться, она постепенно сворачивала выпуск фотопродукции. Убытки в 2005-м финансовом году составили около 400 млн. долл. Чтобы поправить положение, компания собиралась провести реструктуризацию с сокращением персонала в Японии до 10%. Однако выполнить задуманное не удалось и в конце концов решено было полностью свернуть бизнес.

Производство цифровых камер будет частично продано Sony (например, все активы, связанные с цифровыми зеркалками). Так что поклонники Minolta и владельцы ее качественной оптики переходят теперь под покровительство Sony. Но надолго ли? Аксессуары для фотоаппаратов Minolta уже исчезают с прилавков, а знаменитым объективам, очевидно, уготована та же судьба, что и немецкой легенде Carl Zeiss (как шутят фотографы, «Карл Цейс в мыле»).

Дальнейшая деятельность компании Konica Minolta будет связана с «технологиями бизнеса, офисным и медицинским оборудованием, а также с оптикой и устройствами отображения» (по всей видимости, со сканерами, хотя в этом секторе рынка ее тоже активно теснят конкуренты). В общем, в соответствии с «технологиями бизнеса» будут думать, как помогать Sony в производстве сменной оптики для цифровых мыльниц с креплением объективов (байонетом) Minolta Dynax.

 

Konica Minolta DiMAGE Z6 — последний цифровой фотоаппарат легендарной японской компании

Konica Minolta DiMAGE Z6 — последний цифровой фотоаппарат легендарной японской компании

Впрочем, оптимисты не теряют надежды и уверены, что Sony предпримет попытку создания третьей (после Canon и Nikon) профессиональной цифровой фотографической системы на базе Minolta Dynax. Благодаря своему прекрасному маркетингу Sony сумеет продвинуть эту систему на мировой рынок, в том числе и на рынок профессионального фотооборудования, благо на рынке профессионального видео Sony является мировым лидером уже не один десяток лет.

Однако многие забывают, что профессиональным видеооборудованием занимается в этой корпорации отдельное подразделение — Sony Broadcast, которое, в общем-то, не имеет отношения к производству ширпотреба. И хотя прошло уже несколько месяцев, подобного отделения по цифровым зеркалкам в компании Sony так и не было создано. Некоторые надеялись, что фотоаппараты Minolta просто сменят торговую марку на Sony, но будут по-прежнему выпускаться. Однако оказалось, что это не так — их производство действительно прекращается. Впрочем, первые совместные продукты в партнерстве с Sony планировалось представить уже этим летом, так что окончательные результаты мы скоро увидим. А будут ли новые фотокамеры Sony на базе разработок Konica Minolta (если таковые вообще появятся) профессиональными или останутся лишь игрушками — покажет время.

Потенциал у этого сотрудничества, конечно, есть. Если новые SLR-камеры будут оснащены объективами, как в аппаратах Minolta Maxxum, системой автофокуса и технологией стабилизации изображения anti-shake от Konica Minolta и CCD- и CMOS-матрицами, системой обработки изображения и прекрасными литий-ионными батареями от Sony, то, возможно, они станут одними из лучших зеркальных фотоаппаратов. Несомненно, с маркетинговыми возможностями компании Sony такие камеры ждет успех, тем более что прогнозы на рынке цифровых зеркалок, по данным CIPA (Camera & Imaging Products Association), весьма радужные. Так, рост числа проданных камер в прошлом году составил 44%.

Уход Konica Minolta с рынка цифровых фотокамер, кстати, привел к тому, что имеющиеся в продаже весьма приличные фотоаппараты этой компании значительно подешевели, ведь ни поддержки, ни гарантии у них скоро не будет. Впрочем, Sony взяла на себя обязательства по обслуживанию камер Konica Minolta и связанных с ними товаров, так что сейчас у фотолюбителей есть возможность сэкономить, правда на свой страх и риск. Однако подорожали аксессуары для фотоаппаратов Konica Minolta, которых становится все меньше.

Что же касается цветной фотопленки и фотобумаги, то Konica Minolta будет продолжать их производство, если они будут пользоваться спросом, постепенно сужая продуктовую линейку и снижая объемы производства так, чтобы полностью прекратить выпуск этих товаров к 31 марта 2007 года.

А вот производство мини-фотолабораторий уже прекращено, и все обязательства по их сервисному обслуживанию переданы компании NoritsuKokiCo, Ltd. Основной причиной такого решения стала, по утверждению руководства компании Konica Minolta, острая конкуренция на рынке, а также снижение спроса на классические пленочные фотоаппараты. В начале нынешнего года другой крупнейший фотопроизводитель — компания Nikon — тоже заявила о сокращении производства пленочных камер, оставив только две модели из всего ряда.

Продажа фотооборудования и фотоматериалов Konica Minolta будет полностью прекращена к 30 сентября 2007 года. Это явное свидетельство того, что судьба пленки предрешена.

«В эпоху цифровых камер становится все труднее своевременно реагировать на продукты конкурентов, даже с учетом того, что наша компания обладает передовыми технологиями в оптике, механике и электронике, — говорится в заявлении, которое распространила пресс-служба Konica Minolta. — Шаг за шагом мы ликвидируем производственные линии, на которых производились пленка и фотобумага».

КомпьютерПресс 5'2006