Цифровое фото без ПК

Сергей Асмаков

Функциональные возможности современных цифровых фотоаппаратов, фотопринтеров и портативных фотоальбомов позволяют выполнять большинство операций, необходимых фотографам-любителям для редактирования, хранения и печати снимков.

На начальном этапе развития цифровой фотографии ПК был ключевым звеном цифрового фотопроцесса, а фотоаппарат рассматривался как периферийное устройство, наподобие сканера. И это было вполне закономерно, поскольку функциональность первых цифровых фотокамер сводилась исключительно к съемке и записи изображений на некий носитель. Для того чтобы отредактировать или напечатать цифровые снимки, необходимо было использовать компьютер. Таким образом, наличие ПК было необходимым условием, или, образно говоря, ключом к миру широчайших возможностей, которые предоставляют цифровые технологии в области фотографии.

Подобный подход вполне устраивал профессиональных фотографов и увлеченных фотолюбителей, жестко подходящих к отбору снимков и тщательно дорабатывающих большую часть сохраненных кадров, однако оказался слишком сложным для фотолюбителей, действующих по принципу «снял и напечатал». Именно поэтому по мере роста доли цифровых фотоаппаратов начального уровня все более насущной становилась потребность в наличии доступных и максимально простых в эксплуатации решений для просмотра, обработки и печати фотографий без использования ПК. В противном случае цифровая фотография так и не смогла бы стать по-настоящему массовым явлением.

Со времени появления первых серийных моделей процесс развития компактных цифровых фотокамер сопровождается постоянным расширением их функциональных возможностей. За относительно короткий период появились и получили широкое распространение функции записи видео и звука; заметно увеличилось разнообразие программ сюжетной съемки и дополнительных настроек. Арсенал пользователей компактных цифровых фотокамер быстро пополнялся и принципиально новыми возможностями в области фотографирования — в частности такими, как отображение динамически обновляемой гистограммы на дисплее, режим панорамной съемки с опорным изображением предыдущего кадра, функция записи звуковых комментариев к снимкам и т.п.

Наряду с этим разработчики экспериментировали и с разнообразными функциональными дополнениями, никоим образом не относящимися к основному назначению фотоаппаратов. Стали появляться модели со встроенными будильниками, аудиоплеерами и т.д.

Отличительной чертой современного этапа развития компактных цифровых фотоаппаратов является развитие встроенных средств для редактирования и обработки полученных снимков. Сейчас можно нередко услышать выражение «карманный Photoshop» — именно так называют набор встроенных инструментов и графических фильтров, имеющийся во многих ныне выпускаемых моделях компактных цифровых фотоаппаратов. Давайте посмотрим, что же сегодня могут предложить нам разработчики цифровой фототехники.

Во многих современных цифровых фотоаппаратах имеется функция кадрирования, часто необходимая при подготовке снимков к печати. Она позволяет исправить неудачно скомпонованный снимок, вырезать нужную часть кадра (например, лицо отдельного человека на групповой фотографии) и т.д. При помощи органов управления фотоаппарата можно изменять размеры кадрирующей рамки с определенным шагом, а также поворачивать ее вдоль или поперек снимка.

Еще одна популярная и действительно полезная функция — устранение эффекта красных глаз, который проявляется на многих снимках, сделанных с использованием вспышки. В настоящее время в цифровых фотоаппаратах многих производителей имеется автоматическая функция устранения этого неприятного эффекта, которую можно активировать как в процессе съемки, так и для обработки уже полученных кадров.

Начиная с 2003 года в камерах НР Photosmart появилась функция Adaptive Lighting, позволяющая автоматически компенсировать недостаток освещенности на темных областях снимков и таким образом сохранять детали в тенях без риска переэкспонирования. Использование Adaptive Lighting позволяет значительно улучшить снимки высококонтрастных сцен. Подобная функция под названием D-lighting реализована и в ряде моделей цифровых фотоаппаратов Nikon.

 

Пример использования цифровых градиентных фильтров. Среднее и правое изображения получены из исходного кадра (левого изображения) путем обработки встроенными средствами фотоаппарата

На протяжении уже нескольких лет практически во всех компактных камерах имеется встроенная функция тонирования фотографий, представленная либо в виде программы сюжетной съемки (в этом случае кадр обрабатывается сразу же после съемки и записывается уже в модифицированном виде), либо в виде дополнительного фильтра (что позволяет сохранить исходный цветной снимок). Помимо ставших уже привычными режимов (таких как черно-белый и сепия), в новых моделях обычно предусмотрена возможность выбора из нескольких различных оттенков для тонирования фотографии. Кроме того, в некоторых аппаратах имеется функция, позволяющая имитировать эффект съемки с различными светофильтрами.

В ряде моделей компактных цифровых фотоаппаратов Canon реализована функция My Colors, позволяющая выбирать различные цветовые режимы (например, акцентирование красного или зеленого цвета, стилизация под фотопленку, оптимизация телесных тонов и т.д.) и даже заменять один выбранный цвет на другой. Начиная с этого года в старших моделях фотоаппаратов НР Photosmart среди прочих функций появились градиентные фильтры, позволяющие по отдельности изменять оттенки нижней и верхней частей кадра.

Все чаще в компактных цифровых камерах можно встретить функции обрамления изображений. Обычно в памяти фотоаппарата хранится набор готовых шаблонов, которые можно использовать для обрамления снимков, а в некоторых случаях предусмотрена и возможность загрузки собственных образцов.

 

Это лишь некоторые из возможностей пакета функций Design Gallery, имеющихся в фотокамере НР Photosmart R927. Представленные изображения получены путем обработки исходного снимка (слева вверху) встроенными средствами фотоаппарата

В последнее время в камерах начали появляться художественные фильтры наподобие тех, которые имеются в графических редакторах. Например, в ряде новых моделей фотоаппаратов НР Photosmart появился пакет функ­ций обработки изображений под названием Design Gallery, включающий инструменты тонирования и обрамления, а также набор фильтров для стилизации — «комикс», ­«акварель», «пуантилизм», «плакат», «ретро», «калейдоскоп», «фокус по центру», «рисунок», «состаривание» и т.д. Кстати, все операции со снимками выполняются по принципу неразрушающего редактирования: исходное изображение сохраняется в неизменном виде, а полученный результат записывается как отдельный файл. Таким образом, к исходному снимку можно последовательно применить несколько различных эффектов, что позволяет получать очень интересные и подчас неожиданные результаты.

По мере совершенствования режима видеосъемки в цифровых фотоаппаратах расширяется и набор встроенных инструментов для работы с видео. Во многих моделях предусмотрены средства для простейших монтажных операций (таких как удаление выделенной части видеоклипа, соединение двух фрагментов и т.п.), а также функция записи выбранных кадров как отдельных фотоснимков.

Наверное, у многих читателей может возникнуть вполне закономерный вопрос: а зачем вообще городить огород со встроенными в камеру средствами обработки снимков, если все то же самое гораздо удобнее и быстрее сделать на ПК? Конечно, по гибкости, удобству использования и спектру возможностей «бортовой инструментарий» самых продвинутых цифровых фотокамер пока не может сравниться даже с графическими редакторами начального уровня, не говоря уже о профессиональных пакетах. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что для большинства тех, кто приобретает фотоаппарат как дополнение к шлепанцам, солнцезащитным очкам и пляжному зонтику, особо изощренные возможности и не нужны. Этой категории пользователей гораздо важнее сама возможность оперативно и без особых усилий совершать те или иные манипуляции с отснятыми кадрами непосредственно в фотоаппарате, не обременяя себя загрузкой снимков на ПК и изучением многочисленных меню и настроек графического редактора. Не стоит забывать и о том, что в случае прямого подключения камеры или карты памяти к принтеру «карманный Photoshop» зачастую остается единственным средством, позволяющим каким-то устранить недостатки печатаемых снимков (неправильную компоновку, эффект красных глаз и т.д.).

Экспансия цифровой фототехники в сфере потребительских устройств оказала заметное влияние на развитие принтеров, которые еще десять лет тому назад воспринимались исключительно как периферийные устройства для ПК. В конце 1990-х годов появились первые модели фотопринтеров, оснащенные слотами для установки сменных карт памяти и позволявшие печатать изображения с этих носителей без посредничества компьютера. Вскоре появились модели фотопринтеров с цветными дисплеями, что позволило значительно упростить процедуру выбора изображений для печати. Следующей ступенью эволюции стало появление встроенных решений для прямой печати изображений непосредственно с подключенной к принтеру цифровой камеры. В 2003 году был утвержден стандарт прямой печати PictBridge, обеспечивший перекрестную совместимость устройств различных производителей. В настоящее время поддержка PictBridge имеется практически во всех выпускаемых моделях фотопринтеров и цифровых фотокамер.

 

Сегодня функция прямой печати с цифровой камеры на принтер стала уже привычной

В погоне за своей долей быстрорастущего рынка производители фотопринтеров стали активно совершенствовать встроенные системы автономной печати. В распоряжении пользователей появились автоматические средства для улучшения качества печатаемых изображений и инструменты для редактирования снимков; расширился набор поддерживаемых типов и форматов носителей, а также шаблонов для печати. К настоящему времени во многих фотопринтерах и МФУ имеются средства для кадрирования, обрамления и коррекции печатаемых изображений. Значительно расширился спектр поддерживаемых носителей и внешних устройств: помимо слотов для карт памяти нескольких форматов обычно предусмотрен порт для прямого подключения цифровых фотокамер, который, как правило, можно использовать и для подключения портативных USB-накопителей — в частности флэш-дисков. Во многих моделях фотопринтеров и МФУ EPSON Stylus Photo имеется функция резервного копирования данных с карт памяти на внешнее устройство — флэш-накопитель, дисковод ZIP или записывающий оптический привод.

 

Компактные фотопринтеры формата 10x15 см уже больше похожи на бытовую технику, чем на компьютерную периферию

По мере увеличения количества портативных цифровых устройств, оснащенных встроенными камерами (мобильных телефонов, КПК, медиаплееров и пр.), все большее распространение получают решения для беспроводной печати посредством интерфейса Bluetooth. Как правило, такая возможность может быть реализована при подключении к принтеру штатного либо опционального адаптера Bluetooth.

Реалии таковы, что фотопринтеры постепенно превращаются из периферийных устройств в самостоятельную единицу бытовой техники. Наиболее отчетливо подобные изменения наблюдаются в классе устройств малого формата, предназначенных для печати фотокарточек размером 10x15 см. Подавляющее большинство ныне выпускаемых моделей таких принтеров предназначены в первую очередь для печати непосредственно с камер и сменных носителей, в то время как работа с ПК является для них второстепенной функцией. При этом многие модели могут работать не только от электросети, но и от аккумулятора, что позволяет без проблем эксплуатировать их в мобильных условиях.

Некоторые производители (в частности, Kodak и HP) выпускают малогабаритные принтеры со встроенной док-станцией для подключения фотоаппаратов «своего» производителя. В настоящее время компания Kodak активно продвигает решения на базе стандарта ImageLink, которое в перспективе позволит решить проблему совместимости с фотокамерами других производителей. Подробнее об этом можно прочитать в статье «ImageLink — альтернатива PictBridge?».

 

Портативная фотостудия HP Photosmart 428: цифровой фотоаппарат и принтер с док-станцией

Выход цифровой фотографии на потребительский рынок привел к появлению и абсолютно новых типов устройств — портативных цифровых фотоальбомов, мобильных фотонакопителей, фоторамок и т.д.

 Качественные изменения происходят и в соответствующей инфраструктуре. К настоящему времени уже сформировалась сеть фотолабораторий, предоставляющих различные услуги по печати и обработке изображений как с пленки, так и с цифровых носителей. Немаловажно и то, что цены на печать цифровых изображений во многих лабораториях уже практически вплотную приблизились к стоимости карточек такого же формата, печатаемых с фотопленки. Таким образом, владельцу цифрового фотоаппарата сейчас вовсе не обязательно иметь компьютер и принтер. Приобретя взамен пленочного фотоаппарата цифровой, можно действовать по привычной схеме: сделал снимки — выбрал лучшие — отдал в печать.

 

Портативный цифровой фотоальбом со встроенным жестким диском

Простота печати цифровых снимков в фотолаборатории и значительно более низкая (по сравнению с персональными фотопринтерами) цена отпечатка с каждым годом привлекают все большее число фотолюбителей. По данным аналитического агентства InfoTrends, за последние два года доля владельцев цифровых фотоаппаратов, печатающих снимки дома, сократилась с 31 до 22%. Конечно, говорить о стагнации рынка персональных фотопринтеров еще рано, однако все признаки надвигающегося кризиса уже налицо.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 8'2006

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует