Глобализация в трехмерной графике

Олег Татарников

Немного забытой истории

3ds max и Maya: пиво без водки — деньги на ветер

Вместо заключения

 

Компания Autodesk (ADSK на фондовом рынке) является крупнейшим игроком на рынке САПР, хотя аналитики, отдавая должное популярности продуктов этой компании и стабильности финансового положения, не считают ее конкурентом таких разработчиков высокопрофессиональных программ для промышленного 3D-моделирования, как Dassault, PTC, UGS или SDRC, хотя последние менее известны широкому кругу потребителей.

 

Однако в данной статье речь пойдет не о промышленной 3D-графике, а о программах трехмерного моделирования и анимации для кино, видео, компьютерных игр и прочих развлечений. В этой области конкурентов у Autodesk и раньше было немного, а в последнее время и вовсе не осталось.

Дело в том, что в конце прошлого года компания Autodesk приобрела за 182 млн. долл. фирму Alias — последнего серьезного конкурента, известного своей системой трехмерной анимации Maya и другими графическими пакетами. Впрочем, такие гиганты, как Autodesk, часто покупают другие фирмы — у Autodesk и раньше было в среднем по четыре подобных приобретения в год. Здесь обычно преследуется двойная выгода: устраняется конкурент и вливается свежая кровь. Однако последняя сделка по масштабу превосходит все остальные. И даже приобретение в 1999 году компании Discreet Logic, известной своими пакетами в области профессионального монтажа и спецэффектов, за которую, кстати, Autodesk заплатила больше, чем за Alias, не идет ни в какое сравнение с последней сделкой. Ведь монтажные продукты компании Discreet Logic естественным образом дополнили Autodesk 3D Studio, а приобретение Alias прямо устраняет основного конкурента во всех областях 3D-моделирования и анимации (Maya), а также промышленной визуализации (Alias Studio).

Немного забытой истории

Авраам родил Исаака;

Исаак родил Иакова;

Иаков родил Иуду

и братьев его…

Евангелие от Матфея

 

Мало кто знает, что история популярного нынче 3D-пакета Discreet (подразделение Autodesk) 3ds max начиналась в 80-х годах на компьютерах Atari ST. А ведь именно с предоставления гранта в Институте Atari (Atari Institute) в 1982 году начал свою деятельность в области 3D-графики знаменитый Гарри Йост (Gary Yost) — создатель пакета 3D Studio, предшественника 3ds max, которым пользуются сегодня тысячи людей, в том числе и в России. Общаясь с пользователями Atari, Гарри Йост познакомился с Джеймсом Каппайреллом (James Capparell), издателем популярного в сообществе Atari журнала «Antic» («Придурки»), в сотрудничестве с которым Гарри Йост создал свою первую компанию по разработке ПО — Antic Software. По словам Гарри Йоста, его деятельность в то время вдохновлял «культ Atari», и именно среди приверженцев этой платформы он набирал своих будущих сотрудников. Там же, в журнале «Antic», Гарри Йост познакомился и с Джеком Пауэллом (профессиональным актером, работавшим редактором в этом журнале), который сыграл ключевую роль в создании и продвижении знаменитой программы 3D Studio и таких пакетов, как Animator, Animator Pro и в последующем Discreet 3ds max. Дело в том, что Гарри Йост был приверженцем технократической культуры (сам Гарри шутливо называл себе подобных «мутантами»), а Джек Пауэлл в этом дуэте обеспечивал баланс технологий и потребностей пользователей, далеких от компьютеров. Таким образом, Джек в мозговых штурмах с Гарри представлял интересы пользователя-неспециалиста, а точнее специалиста не в области программирования. Именно благодаря Джеку Пауэллу все графические пакеты Yost Group имели столь дружественный интерфейс и сразу полюбились аниматорам. Кроме того, Пауэлл значительно поднял стандарты для документации программного обеспечения в области компьютерной графики и анимации. Обратите внимание, насколько больше издавалось всяких книг и пособий по 3D Studio на протяжении всей ее истории по сравнению с конкурирующими пакетами! Возможно, именно благодаря этому 3ds max стал сегодня таким популярным.

 

Итак, с середины 1980-х годов Гарри Йост потерял интерес в чему-либо, не связанному с графическим ПО (напомним, что до этого он писал ПО общего назначения, включая компиляторы с языков высокого уровня). В результате его деятельности в этом направлении уже в 1987 году появился пакет Cyber Studio, который продавался вместе с CAD-3D за 90 долл. (последний продукт был создан Марком Кимболом, который и заразил Йоста 3D-графикой на Atari).

Эти программы увидел Эрик Лионс (Eric Lyons), директор департамента новых технологий компании Autodesk и предложил Гарри Йосту работу в этой компании. Таким образом, в 1988 году Йост оставил Atari, продал Antic Software и организовал Yost Group, Inc. как отдельное подразделение компании Autodesk (в рамках Autodesk Multimedia Division) по производству программ для компьютерной графики на компьютерах IBM PC. Это было первым серьезным приобретением Autodesk в области компьютерной графики и анимации, в результате которого в 1990 году и появился на свет пакет 3D Studio под MS DOS, ставший фактическим стандартом 3D-графики на платформе PC (а также пакеты Animator и Animator Pro для двумерной мультипликации).

Atari ST

Мало известная в России, но знаменитая в мире компьютерная платформа Atari заслуживает отдельного рассказа. Множество великолепного программного обеспечения и художественных работ было произведено на Atari ST — на персональных компьютерах второй половины 1980-х годов. Эти компьютеры имели процессор Motorola 68000 (такой же, как на оригинальном Макинтоше 1984 года) и от 512 Кбайт до 4 Мбайт оперативной памяти.

 

Выглядели они на современный взгляд очень своеобразно (в едином блоке с клавиатурой) и имели плохую расширяемость. В то же время они были полны программами на все случаи жизни и относительно недороги (как сами, так и ПО для них). Более поздние версии оснащались гибким и жестким дисками и были уже больше похожи на ПК, но к тому времени эпоха Atari уже прошла.

 

Компьютеры Atari ST использовали оригинальную операционную систему TOS (Tramiel Operating System), которая по виду напоминала графический интерфейс Макинтошей. Компьютерами можно было бы управлять в трех графических режимах в зависимости от монитора: 320x200 в 16 цветах (из полной палитры 512 цветов), 640x200 в четырех цветах (также из 512) и 640x400 в черно-белом режиме. Однако некоторые модели имели более сложную организацию работы с графикой и поддержку видео. В общем, видеокарта у Atari была для своего времени довольно продвинутой.

Кроме того, все Atari имели ряд портов MIDI, которые способствовали распространению этих компьютеров в профессиональном мире музыки.

За дополнительной информацией относительно Atari можно обратиться в виртуальный музей этой платформы (The Atari Historical Society) по адресу: http://www.atarimuseum.com/.

Необходимо отметить, что в те годы на платформе PC вообще не было ничего подобного, так что конкуренты у Autodesk фактически отсутствовали (справедливости ради можно отметить несколько попыток переноса программ 3D-графики на PC с других платформ и в то время, но по уровню они не шли ни в какое сравнение с 3D Studio). Однако на других компьютерных платформах 3D-графика уже существовала и успешно развивалась. Очень сильной в 3D-графике, анимации и видеомонтаже тогда была платформа Commodore Amiga (мало известная в России и позже почившая), и, конечно же, все профессионалы работали на графических станциях Silicon Graphics, где существовала целая россыпь прекрасных профессиональных пакетов для компьютерной графики и анимации. Платформа Wintel вообще не идеальна для подобной сферы деятельности, однако широкое распространение этой платформы, а также относительная доступность, простота и дешевизна пакета 3D Studio, по сравнению, например, с высокопрофессиональным ПО для Silicon Graphics, сыграли свою роль. В результате 3D Studio стала самой популярной программой для трехмерного моделирования, которая отлично подходила не только для профессиональной работы, но и для обучения.

 

Собственно, настоящих мировых столпов 3D-графики на платформе Silicon Graphics было четыре: канадская компания Alias Research, организованная в 1983 году (PowerAnimator, Power Modelling, Advanced Animation и другие пакеты, которые продавались по 25 тыс. долл., а на каждую рабочую станцию Silicon Graphics в России приходилось получать лицензию Госдепартамента США, что занимало иногда до трех месяцев), канадская компания SoftImage, созданная в 1986 году (пакет Softimage Creative Environment), американская компания Wavefront Technologies, основанная в 1984 году (Visualizer, Advanced Visualizer, Composer, Dynamation, Kinemation, Activation и другие пакеты), и французская компания Thomson Digital Image (TDI Explore, 3Design, IPR и другие модули).

Из производителей трехмерных программ на платформе Silicon Graphics можно отметить также компании Side Effects (Prisms) и Vertigo. В общем, на платформе Silicon Graphics в области 3D-графики (моделирования и анимации) всегда была очень жесткая конкуренция. Хорошими сплайн-моделерами обладали пакеты Alias, TDI Explore и Prisms, причем технология метаболов была включена только в TDI Explore и Prisms. Моделирование в пакетах Softimage и Wavefront было только полигональное, но, тем не менее, довольно удобное по сравнению с конкурентами.

В производстве программ для монтажа и обработки изображений непревзойденным лидером считалась компания Discreet Logic с пакетами Flame и Flint. А хорошее качество просчета смоделированных сцен (rendering) обеспечивал пакет RenderMan знаменитой фирмы Pixar.

Интересно также отметить уникальную технологию интерактивной настройки кадра (Interactive Photorealistic Renderer; IPR), которая впервые появилась в пакете TDI Explore. Художник получал просчитанную один раз специальным образом картинку и регуляторы параметров материалов, света и теней и мог настраивать кадр, воочию наблюдая за изменениями и не тратя времени на пересчет картинки с новыми параметрами. А ведь полный просчет сцены даже на суперкомпьютерах Silicon Graphics длился часами!

Однако с середины 1990-х годов именно на платформе Silicon Graphics началась повальная интеграция и объединение компаний и пакетов 3D-графики. Так, в 1993 году компания Wavefront Technologies приобрела французскую компанию TDI, а затем, в феврале 1995 года, объединилась с Alias Research и вошла в компанию Silicon Graphics на правах отдельного подразделения Alias/Wavefront. Позже именно эта компания создала для PC популярный 3D-пакет Maya.

 

Параллельно в 1994 году вездесущая Microsoft Corporation купила пакет Softimage за 130 млн. долл. с целью перенести 3D-технологии на платформу Windows NT. Таким образом, всех монстров 3D-графики на Silicon Graphics растащили еще в середине 1990-х.

Autodesk, видимо испугавшись инициативы Microsoft, создала специальную группу Kinetix, которой было поручено разработать новый продукт на базе пакета 3D Studio для MS DOS, но уже под Windows и с новым интерфейсом (работа над 3D Studio MAX 1.0 и 3D Studio 4.0 велась экспертами из двух независимых компаний — Kinetix и Yost Group).

Первая версия 3ds max вышла в 1995 году, опередив проект Microsoft (в результате последняя разочаровалась в 3D-графике и уступила Softimage другому монстру — компании Avid, где он теперь и находится, выпускать пакет SOFTIMAGE/DS, который сейчас называется не иначе как Avid/DS, а также SOFTIMAGE/XSI).

При этом объектная структура программы 3ds max подразумевала, что любую функцию — от создания простейшего объекта до многопоточной визуализации — может выполнить дополнительный модуль, выпущенный Kinetix или любой другой группой разработчиков, что обеспечивало программе невиданную доселе гибкость. Первый такой модуль появился в том же году, назывался он Character Studio и предназначался для сложной скелетной анимации персонажей. С тех пор Character Studio развивается вместе с 3ds max, который стал первым профессиональным пакетом, полностью ориентированным на операционные системы семейства Windows.

Отметим, что третья версия пакета 3ds max вышла в 1999 году (перед тем, как компания Autodesk приобрела знаменитую Discreet Logic) и стала последней версией, выпущенной Kinetix. После приобретения было создано новое подразделение Discreet, которое занималось разработкой четвертой и последующих версий 3ds max, поэтому название пакета изменилось — он стал называться Discreet 3ds max.

И вот, наконец, после распада Silicon Graphics компания Autodesk приобрела Alias, причем не только с пакетом Maya и со средствами промышленной визуализации, но и с недавно купленной компанией Alias фирмой Kaydara и ее пакетом анимации персонажей Motion Builder (который, по сути, оставался единственным серьезным конкурентом модуля Character Studio в 3ds max).

Таким образом, сегодня в мире существуют только два серьезных монстра-конкурента, причем буквально во всех областях компьютерной графики, анимации и монтажа — компании Autodesk и Avid. Осталось только гадать, кто из них кого «съест».

3ds max и Maya: пиво без водки — деньги на ветер

По словам представителей Autodesk, никаких изменений в продуктовой линейке купленной фирмы Alias не предвидится и все обновления на Maya и 3ds max будут выходить параллельно в соответствии с прежними планами (а 3ds max и Maya имели трехлетние планы по развитию еще до приобретения Alias компанией Autodesk, так что радикальных изменений следует ждать лишь через два-три года).

Возможно, разработчики 3ds max будут теснее сотрудничать с командой разработчиков Maya и удастся достичь функциональной совместимости между продуктами Alias и Autodesk при максимальной схожести интерфейсов, горячих клавиши, форматов файлов и т.д., но при этом один из пакетов будет больше ориентирован на игровую индустрию, а другой будет предназначен для производства спецэффектов для видео и кино. Пока что обсуждать это рано. Да и продукты эти находятся в разных ценовых категориях. Так что говорить о каком-то слиянии данных пакетов — все равно что мешать разные спиртные напитки — неизвестно еще, какой вкус получится у такого «коктейля», но головная боль обеспечена. Кроме того, 3ds max работает только на платформе Windows, а Maya — также на Linux и Macintosh. В конце концов, выбором и сравнением различных программ занимаются только новички, а работа настоящего профессионала мало зависит от выбора конкретного приложения. Что же касается поддержки, то Autodesk обещает продолжить оказывать эти услуги всем клиентам Alias.

Беда лишь в том, что теперь не будет серьезной конкуренции в области трехмерной графики и анимации. И пусть даже под крылом Autodesk сейчас сосредоточены самые талантливые разработчики, для движения вперед им необходим какой-то серьезный стимул, которым была в свое время конкуренция.

Вместо заключения

Напомним, что московский офис Autodesk в России был закрыт после августовского дефолта в 1998 году и возобновил работу в октябре 2004-го. Сейчас представительство интенсивно расширяет круг пользователей и планирует ежегодно увеличивать доходы от российского рынка в разы.

Что касается мирового рынка, то Autodesk, Inc. и в нынешнем году способствовала серьезному улучшению настроений на Уолл-стрит в секторе hi-tech, поскольку ее акции в начале года выросли на 10,7% благодаря превысившей прогнозы прибыли компании и оптимистичному финансовому прогнозу на 2007 год.

Сегодня Autodesk — это крупнейший в мире поставщик программного обеспечения и услуг для промышленного и гражданского строительства, машиностроения, геоинформатики, цифровых средств передачи информации и беспроводной связи, у которого более 7 млн. пользователей.

Кстати, компания Autodesk сейчас активно рекламирует, что на прошедшем чемпионате мира по футболу для создания телевизионного контента HDTV применялись ее технологии (репортажи с чемпионата 2006 года впервые транслировались целиком в формате high definition), причем при перечислении технологий упоминается, что для подготовки передач и в рекламе использовалось такое ПО, как Autodesk Maya, Autodesk Combustion, Autodesk Discreet Flame, Autodesk Discreet Smoke, Autodesk Discreet Inferno и другие (то есть продукты компании Alias с новой приставкой Autodesk). Таким образом, приверженцы этих пакетов могут пока не беспокоиться за их судьбу.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 8'2006

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует