Звук в Интернете

Родион Насакин

Меломаны уходят в Сеть

Ценовые игры и Веселый Роджер

iTunes и конкуренты

Плееры и телефоны как двигатели прогресса

Радиоволны онлайна

Музыкальный Рунет

 

Всемирная паутина вскоре после своего появления перестала восприниматься в качестве среды обитания бизнесменов, политиков и научных сотрудников. По мере активного освоения Интернета новым поколением пользователей, создающих спрос на развитие не только деловых, но и развлекательных возможностей, стремительно растет соответствующий потенциал Сети. Время страничек с анекдотами и текстовых чатов безвозвратно уходит в историю вместе с повсеместным dial-up-доступом.

Широкополосные технологии дают толчок к развитию проектов, связанных с мультимедиа. И если скачивание видеоконтента из Интернета многим желающим пока недоступно в силу недостаточной ширины канала или по причине дороговизны трафика, то музыкальный, да и весь аудиосегмент находится на пике популярности. При этом наличие постоянного, а не сеансового доступа в Сеть дает возможность как для формирования домашней музыкальной коллекции, так и для потокового аудиовещания в Интернете, крайне перспективного и с технологической, и с коммерческой точки зрения направления музыкальной онлайн-индустрии.

Поскольку правовое регулирование рынка цифровой музыки пока оставляет желать лучшего, причем в плане не только карательных мер по отношению к пиратам, но и законодательной неопределенности в целом, наряду с технологическими аспектами получения контента в статье будут упомянуты основные случаи тяжб и разбирательств.

Меломаны уходят в Сеть

Самый простой и безопасный способ заполучить аудиоконтент — просто его купить. Последние остатки скептицизма по отношению к жизнеспособности такой бизнес-модели, как продажа файлов, исчезли после оглашения рыночных итогов 2005 года. Тогда суммарный доход 1450 звукозаписывающих компаний от Интернет-продаж превысил 1,1 млрд. долл. В течение года пользователи загрузили 420 млн. композиций (для сравнения: в 2004 году удалось продать только 156 млн. песен).

О том, сколько музыки было скачано из пиратских MP3-архивов, файлообменных сетей и куплено в полулегальных Интернет-магазинах, остается только догадываться. Защитники интеллектуальной собственности сетуют на то, что значительная часть целевой аудитории — 75% пользователей в возрасте от 12 до 17 лет (причем речь идет и о западных тинейджерах) — твердо уверена, что бесплатная загрузка музыки из Интернета довольно проста и не влечет за собой никаких уголовных последствий. Несмотря на участившиеся опыты проведения в западных школах уроков по авторскому праву и мощные профилактические антипиратские кампании, участники рынка признаются, что массовое мнение означенной социальной прослойки в обозримом будущем вряд ли удастся изменить.

Невзирая на высокий уровень пиратства, легальные Интернет-магазины чувствуют себя довольно неплохо. Меломаны все чаще отказываются от покупки музыкальных CD, предпочитая приобретать новые альбомы любимых исполнителей в Сети. В частности, по данным опроса, проведенного среди клиентов британского Интернет-магазина Napster, 20% покупателей перестали приобретать диски после знакомства с музыкальным онлайн-рынком. Это исследование лишний раз подтвердило правдивость ряда аналитических отчетов о значительном падении продаж в соответствующих магазинах офлайна.

Даже наиболее консервативные звукозаписывающие компании HMV и Virgin для сохранения конкурентоспособности были вынуждены открыть Интернет-представительства. Проверить популярность Интернет-канала продаж в апреле 2006 года также решил британский дуэт Gnarls Barkley. Музыкальная группа в порядке эксперимента не стала выпускать свой сингл «Crazy» на традиционных носителях и ограничила его распространение Интернетом. Результат превзошел все ожидания. Песня стала самым продаваемым синглом в Великобритании.

В первую очередь на мировом буме онлайновой музыки зарабатывает, разумеется, культовый представитель рынка — iTunes Music Store. Ассортимент этого магазина составляет 3,5 тыс. видеоклипов, 35 тыс. подкастов (о них чуть позже), 16 тыс. аудиокниг и свыше 2 млн. песен. В конце февраля 2006 года количество проданных в iTunes композиций перевалило за миллиард. Впрочем, владельцы магазина не почивают на лаврах, а внимательно следят за изменениями в интересах потребительской аудитории и стараются охватить группы потенциальных покупателей, пренебрегать которыми в условиях растущей конкуренции становится просто недопустимо.

В частности, магазин iTunes совместно со звукозаписывающей компанией Universal Music наладил продажи классической музыки — сначала записей Нью-Йоркской и Лос-Анджелесской филармоний, а затем и популярных европейских концертов. По мнению бизнесменов, к основным потребителям продукции такого жанра относятся люди пожилого возраста. Последние, во-первых, ранее фактически не были охвачены участниками рынка, хотя проникновение Интернета в США и Европе уже позволяет рассматривать эту категорию пользователей как перспективную. А во-вторых, пожилые меломаны питают гораздо меньшую, по сравнению с молодежью, склонность к нелегальным закачкам из файлообменных сетей. Сейчас на классику в США приходится около 2% всех офлайн-продаж, в то время как в Интернете этот показатель составляет 10%. В прошлом году объем продаж CD с классической музыкой на американском рынке сократился на 15%, в то время как количество Интернет-загрузок соответствующих композиций удвоилось. Доля онлайн-продаж в доходах ряда исполнителей классики достигла 25%.

Значительный рост рынка, как, впрочем, и обострение конкурентной борьбы музыкальных Интернет-магазинов, в ближайшем будущем может обеспечить новая единая система лицензирования соответствующего вида бизнеса, которую сейчас разрабатывают в ЕС. В настоящее время во всех странах действуют различные законы о копирайте, которые зачастую противоречат друг другу. В то же время все более или менее значимые онлайн-сервисы работают в транснациональных масштабах и из-за пробелов в законодательстве развиваются не в полную силу.

Ценовые игры и Веселый Роджер

Стремительный рост музыкальных Интернет-продаж сдерживается рядом негативных факторов рынка. Во-первых, по мнению экспертов BBC, потребителей смущают год от года ужесточающиеся ограничения на хранение и распространение скачанной музыки. Формально уже сейчас во многих западных странах пользователь может быть привлечен к уголовной ответственности за то, что скопировал файл знакомому или выложил его в локальную сеть. Даже самые законопослушные граждане, столкнувшись с доходящими до абсурда правилами, либо вынуждены совершать криминальные действия, либо предпочитают держаться подальше от продукции, неосторожное обращение с которой может иметь столь печальные последствия.

Во-вторых, все чаще в Интернет- и офлайновых СМИ звучат обвинения в адрес онлайн-магазинов по поводу чрезмерно высоких расценок на контент. Ценовую политику рынку задает прежде всего iTunes, где одна композиция обойдется пользователю в 99 центов. Пока большая часть продаж сосредоточена в руках одной компании и конкуренция со стороны других участников рынка практически не ощущается (хотя первые движения по направлению к демонополизации возможны уже к концу текущего года), ждать значительного удешевления музыки не приходится.

Впрочем, подписочные сервисы, возможно, скоро снизят цены. По мнению аналитиков из Park Associates, обострившаяся конкуренция в этом сегменте приведет к тому, что ежемесячная абонентская плата уже в ближайшее время не превысит 10 долл. Пока доступ к большинству музыкальных сервисов обходится дороже 15 долл. в месяц. Согласно опросу, проведенному среди обладателей MP3-плееров, в США уже 41% респондентов не намерены платить больше 10 долл. за данную услугу. В Великобритании столь же негативно относятся к дорогим сервисам 62% опрошенных, во Франции — 49%, а в Китае — 56%. Первыми на демпинг решились в Yahoo, объявив льготную подписку на свой музыкальный сервис за 60 долл. в год. Впрочем, через несколько месяцев после закрепления Yahoo Music на рынке промо-кампания была свернута и сейчас подписка на данную услугу стоит 11,99 долл. в месяц.

Интересно, что от политики фиксирования цен на музыку в Интернете, проводимой мировыми звукозаписывающими компаниями, проигрывают не только покупатели, но и сами Интернет-магазины, в том числе iTunes. 99 центов — это еще далеко не предел. По крайней мере, руководству крупнейшего магазина в последнее время с трудом удается отстаивать даже такую сумму, поскольку правообладатели упорно пытаются отменить принцип единых расценок на любую композицию и взвинтить цены на хиты.

В марте текущего года в Минюсте США было инициировано антимонопольное расследование в отношении таких лейблов, как Warner Music, EMI, Universal и Sony BMG, по обвинению в установлении завышенных фиксированных цен на цифровую музыку и формировании коалиции для манипуляции рынком. Возможно, что более пристальным вниманием чиновников звукозаписывающие монополисты «обязаны» компании Apple, владельцу iTunes. В сентябре 2005 года глава корпорации Стив Джобс назвал музыкальную индустрию жадной из-за решения резко повысить цены на загрузку музыки из Интернета, предупредив, что это может подтолкнуть пользователей iPod к пиратству. В корпорации еще не забыли те времена, когда каждый кому не лень предрекал iTunes неизбежное разорение на фоне активно развивавшихся файлообменных сетей, и не хотят возвращаться к прошлому.

Технический прогресс явно опережает юридическое обеспечение новых форм существования информации, а потому музыкальный сегмент Сети чуть ли не каждый день потрясают новые судебные скандалы — как инициированные правообладателями, так и направленные против последних. Легитимность каждого из Интернет-каналов распространения аудиоконтента неоднократно ставилась под сомнение из-за случаев откровенного пиратства, несогласованности национальных законодательств в сфере копирайта или же вообще из-за отсутствия какого-либо правового регулирования. Сложившаяся ситуация, предоставляя меломанам широкие возможности для удовлетворения их потребностей в контенте, в то же время требует определенной ответственности за совершаемые ими действия в онлайне.

Для российских граждан эта проблема не столь актуальна, однако и в Рунете постепенно исчезает ощущение вседозволенности. В частности, федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах», последняя редакция которого приходится на 2004 год, предусматривает ряд поправок, вступающих в силу с 1 сентября 2006 года. Из нововведений можно отметить то, что теперь за рамки закона, в дополнение к прочим хранилищам защищенного копирайтом контента, попадают MP3-архивы, если только они не выложены в открытый доступ с прямого разрешения правообладателя. Пиратам грозят штрафы в размере от 10 тыс. руб. или же двойной стоимости экземпляров произведений, а также лицензионных прав на таковые. Защита интеллектуальной собственности один за другим наносит удары по последнему оплоту онлайн-вольницы.

Борьба мировой звукозаписывающей индустрии с Интернет-пиратством вышла на новый виток. Если раньше преследованию подвергались лишь распространители MP3-файлов (а также их получатели — о массовых исках RIAA к рядовым пользователям наслышаны уже все), то теперь вне закона собираются объявить музыкальные Интернет-рейтинги и сборники текстов песен. Как сообщает BBC, Ассоциация издателей музыки (MPA) собирается провести глобальную кампанию против таких сайтов уже в текущем году. При этом президент ассоциации намерен добиваться тюремного заключения для владельцев ресурсов, не убравших сомнительный контент по первому требованию.

iTunes и конкуренты

Стремительно растущий рынок онлайн-музыки вызывает живой интерес компаний, работающих в других отраслях электронной коммерции или музыкальной индустрии. В частности, о намерении открыть музыкальный отдел в конце этого года заявил крупнейший Интернет-магазин Amazon.com. Владельцы самого большого виртуального супермаркета в мире уверены, что смогут составить реальную конкуренцию iTunes за счет огромной базы постоянных клиентов. При этом в БД магазина накоплена информация об интересах и предпочтениях покупателей, что позволяет вывести качество обслуживания на новый уровень.

На место рядом с ведущими музыкальными Интернет-порталами, такими как NetFlix, Yahoo Music, Napster, Rhapsody (владелец — Real Networks) и Audible, претендует и Microsoft, которая в альянсе с телеканалом MTV в мае текущего года представила бета-версию соответствующего онлайн-сервиса Urge.com. Новый проект ориентирован в первую очередь на пользователей последней версии Windows Media Player и открывает доступ к 2 млн. композиций, рассортированным по 500 плей-листам, а также по 130 Интернет-радиостанциям. Ежемесячная абонентская плата для пользователей Urge, скачивающих композиции на ПК, составит 9,95 долл. Желающие загрузить музыку в MP3-плеер должны будут выложить 14,95 долл. Urge поддерживает практически все плееры, кроме iPod, чья популярность — главный залог успеха iTunes (самый популярный музыкальный гаджет единодушно игнорируют почти все конкуренты магазина, вплоть до припозднившихся HMV и Virgin). Сервис также позволяет прибрести композиции поштучно — по 99 центов за каждую загрузку.

 

Музыкальный магазин от Microsoft и MTV

Музыкальный магазин от Microsoft и MTV

Мощный союз Microsoft и MTV, конечно, впечатляет, однако ранее позиции iTunes на рынке уже пыталась поколебать корпорация Coca-Cola, открывшая два года назад собственный музыкальный сервис Mycokemusic. Помимо гигантских финансовых ресурсов, у компании есть немалый опыт в проведении промо-акций в Интернете. Однако борьбы с воротилами от мира онлайн-музыки Coca-Cola не выдержала, и 31 июля сервис был закрыт. Пользователей за месяц предупредили о необходимости потратить открытые в Интернет-магазине кредиты. По данным исследовательской компании XTN, в ноябре 2005 года на iTunes приходилось 54% продаж британского музыкального онлайн-рынка. Далее шли Napster и Wippit.com, а сервис Mycokemusic тогда занимал четвертое место (6%).

Масштабная кампания против iTunes, проводимая конкурентами, пользователями и политиками, с каждым годом набирает обороты. Из последних событий можно отметить обвинения в адрес iTunes со стороны норвежских властей. В июне комитет по защите прав потребителей потребовал от владельца Интернет-магазина сделать продаваемые композиции совместимыми не только с iPod, но и с другими устройствами. Тем временем умельцы из Virtualities Group разработали программу HotRecorder для конвертирования файлов iTunes-формата в MP3. Функциональность приложения этим не ограничивается — HotRecorder также взламывает DRM-защиту файлов из Yahoo Music.

 

Легендарный iTunes

Легендарный iTunes

С декабря 2005 года, когда Google запустил службу поиска информации о музыкальных группах, альбомах и концертах, в мире начали циркулировать слухи о намерении корпорации создать свой Интернет-магазин. Предполагаемому сервису даже придумали название — Goggle Tunes. Однако, несмотря на то, что предположения о скором выходе Google на рынок онлайн-музыки неоднократно высказывались самыми авторитетными аналитическими агентствами, компания по сей день упорно отрицает наличие у руководства таких планов.

Тем временем Warner Music, одна из ведущих звукозаписывающих компаний, решила отказаться от посредничества онлайн- и офлайн-магазинов и окончательно прекратить продажи CD. Новая модель дистрибьюции музыки, получившая название e-label, основана на принципе прямого платного скачивания. От музыкантов теперь будет требоваться выпуск трех композиций ежемесячно вместо традиционного CD-альбома с 10-15 мелодиями каждые полтора года. Пока концепцию e-label относят к разряду экспериментальных, однако в Warner Music полагают, что в новых рыночных условиях данная схема дистрибьюции окажется наиболее жизнеспособной.

Плееры и телефоны как двигатели прогресса

Июльский доклад компании Ipsos по американскому рынку MP3-плееров свидетельствует о непрерывном росте их популярности. В 2005 году количество счастливых обладателей данных устройств выросло на 15%, а по сравнению с 2003-м — вообще удвоилось. К 2009 году, по данным исследовательского агентства iSuppli, продажи MP3-плееров вырастут в четыре раза и достигнут показателя в 132 млн. штук.

Начало бурного спроса на эти устройства пришлось на 2004 год, когда всего за год рынок вырос на 116%, заполнив магазины самыми разнообразными модельными новинками. Каждый хотел повторить успех iPod. Попытки догнать и перегнать по популярности этот плеер, полюбившийся миллионам пользователей, предпринимаются по сей день. По сути, своему успеху iPod обязан двум факторам: интеграции с крупнейшим Интернет-магазином цифровой музыки и использованию в модели жесткого диска для хранения файлов. По прогнозам все той же iSuppli, к 2009 году доля HDD-плееров вырастет до 42,6% от общего числа MP3-плееров в мире, тогда как в 2004 году винчестерные устройства занимали не более 26,6%.

Однако ряд аналитиков полагает, что MP3-плееры начнут сдавать рыночные позиции мобильным телефонам. По данным TNS, в конце 2005 года представившей результаты исследования Global Mobile Insight 2005, каждый пятый владелец мобильного телефона слушает на нем музыку. На телефон приходится 16% всей прослушиваемой музыки, 15% воспроизводится на домашних стереопроигрывателях и лишь 10% — на MP3-плеерах. Пока более интенсивному переходу меломанов на мобильные телефоны как средства воспроизведения музыки препятствуют такие факторы, как недостаточный объем памяти, низкое качество проигрывания и сложности с загрузкой файлов.

В начале июля текущего года компания IDC опубликовала прогноз, согласно которому к 2010 году мобильные продажи музыки опередят Интернет. Разумеется, не реагировать на подобные тенденции со стороны Apple было бы чревато потерей клиентов. Все же под сомнение ставятся сразу два основных музыкальных онлайн-актива корпорации: iTunes и iPod. А потому осенью 2005 года Apple представила свою новую разработку — iTunes-телефон. Модель, созданная в сотрудничестве с компанией Motorola, получила название ROKR. В телефон, использующий flash-накопитель, можно закачать сто песен iTunes-формата. В ROKR имеются стереодинамики и стереонаушники. При поступлении входящего звонка музыка автоматически приостанавливается. Новый телефон можно расценить как попытку Apple подстраховать свой магазин iTunes на случай падения популярности iPod.

Вместе с тем пользователям может не понравиться необходимость закачки мелодий из Интернета на ПК и только с него — на телефон, так как за последние годы потребители привыкли к более удобной прямой закачке. Сейчас наблюдается, скорее, обратный процесс. Так, американский оператор Verizon Wireless в сотрудничестве с Microsoft запустил сервис Vcast Music, позволяющий закачивать музыкальные композиции на мобильный телефон, а уже оттуда — на компьютер. Наиболее же удобной можно назвать соответствующую услугу австралийского телекома Singtel, пользователи которого могут одновременно закачивать музыку в ПК и в мобильный телефон. В пересчете на доллары США загрузка на компьютер обойдется в 1,5, в мобильный телефон — в 2,25, в оба устройства — в 3 долл.

Радиоволны онлайна

Несмотря на то что потоковое аудиовещание ряда серверов позволяет прослушивать музыку при достаточно низкой скорости Интернет-подключения, настоящая популярность к Интернет-радио пришла только с распространением широкополосного доступа. Во-первых, в приемлемом для dial-up-качестве вещает сравнительно малое число «радиостанций» (примерно 20%, причем их количество непрерывно снижается (впрочем, в Рунете большинство онлайн-радиостанций вещают с битрейтом в 16-48 Кбит/с, хотя и поддерживают более качественные каналы, так что отечественным пользователям с коммутируемым доступом волноваться не стоит)), да и желающих слушать композиции с битрейтом в 32-48 Кбит/с не очень много. Во-вторых, в случае с dial-up провайдеры часто практикуют повременную оплату доступа. Минута прослушивания Интернет-радио в этом случае обходится слишком дорого для повседневного удовольствия. Кстати, данный сервис может не подойти и владельцам широкополосных подключений, работающим не по безлимитным тарифам. Часовое прослушивание «радиоволн» онлайна в битрейте 64 Кбит/с «выльется» примерно в 29 Мбайт трафика.

 

Первый отечественный подкаст-проект

Однако по мере того, как домашние широкополосные подключения становятся нормой, аудиовещание получает востребованность в массовых масштабах. К Интернет-радио начали присматриваться рекламодатели, соответствующей функциональностью стали снабжать мобильные телефоны и т.д. Естественно, в скором времени имеющийся софт для приема онлайн-вещания (помимо специализированных программных клиентов, данная возможность реализована во многих популярных медиапроигрывателях, таких как Winamp и Windows Media Player) перестанет полностью удовлетворять спрос радиослушателей. Пользователи захотят не только слушать, но и записывать понравившиеся треки, так же как в свое время меломаны дежурили у магнитофонов, фиксируя на аудиокассету пойманные вырезки из FM-трансляций. Впрочем, у современных меломанов возможностей побольше. Например, программа может самостоятельно определять окончание песни, начиная запись в другой файл со сменой композиции, вырезать рекламу или работать по расписанию.

С учетом того что Интернет-радиостанции вещают в большинстве своем бесплатно, появление такого софта и само существование онлайн-вещания совсем не понравится RIAA (Американской ассоциации звукозаписывающих компаний) и прочим организациям, радеющим об интересах правообладателей. Пока все попытки защитников копирайта организовать юридическое преследование в отношении отдельных «радиостанций» особого успеха не имели, хотя кое-какие проблемы с законодательством у американских и европейских владельцев вещательных серверов все же возникают.

Наверняка многие читатели уже слышали о том, что Интернет-СМИ как новостные онлайн-источники постепенно сдают свои позиции блогам, которые становятся для многих Интернет-пользователей основным, а то и единственным способом получения новостей. Похоже, что в сфере онлайн-вещания наблюдается похожая ситуация. На место Интернет-радиостанций приходят аудиоблоги — подкасты. Сам новый формат распространения аудиоконтента за счет внедрения мультимедиа в RSS-каналы получил название «подкастинг» (впрочем, сейчас под таковым понимают и видеовещание, организованное подобным образом), образованное от слов iPod и broadcasting (широковещание). Конкуренты Apple пытались ввести свои имена для подкастинга (так Creative, поставляющая MP3-плееры Zen, назвала аналогичный сервис Zencasting), однако название «подкастинг» стало уже нарицательным и было признано словом 2005 года, по версии New Oxford American Dictionary.

Попытки создать непрофессиональное Интернет-радио, вещание которого мог бы организовать любой пользователь без существенных затрат, увенчались успехом после появления RSS с мультимедийным элементом enclosure, описывающим аудиообъект (атрибуты элемента: url — ссылка на файл, length — длина в байтах и type — MIME-тип объекта). Теперь для создания своего Web-радио достаточно звуковой карты в компьютере, микрофона и, конечно же, доступа в Сеть. Интернет заполнили каталоги подкастов на любой вкус: от тематических подборок музыки до новостных потоков. Целевой аудиторией подкастинга остаются владельцы портативных MP3-плееров, что обусловлено удобством работы с устройствами. Специальный RSS-агрегатор можно настроить на периодическую проверку обновлений и загрузку прикрепленных файлов в плеер.

В одном из своих исследований известный блоггер Doc Searls отслеживал количество поисковых результатов, выдаваемых Google на запрос «podcast». В первый день опыта таковых обнаружилось 24. Через пару дней — 526. Каждые несколько дней это число удваивалось, а то и утраивалось и к середине октября перевалило за 100 тыс. Через год количество результатов составило 100 млн., а в текущем году Google выводит уже более 200 млн. ссылок.

Музыкальный Рунет

В русскоязычном сегменте Сети пока найдется немного Интернет-магазинов, работающих по легальной с точки зрения международного законодательства схеме. Основная масса порталов торгует музыкой по цене 10-15 центов за композицию совершенно законно согласно российскому авторскому праву, что лишний раз было доказано после того, как в отечественном суде были оправданы владельцы сайта AllOfMp3.com. Это достаточно крупный ресурс, который популярен не только у наших соотечественников, но и у зарубежных меломанов, не замеченных в излишней почтительности к национальным требованиям копирайта. Именно поэтому его неоднократно пытались закрыть через российский суд сначала Universal Music, потом IFPI (Международная федерация производителей фонограмм). Летом этого года в списке истцов отметилась и Британская ассоциация звукозаписывающей индустрии. Правда, организация обратилась не в российские органы, а в Верховный суд Великобритании. Последний признал справедливость требований, однако реальных полномочий для закрытия сайта, располагающегося на российском сервере, у англичан, естественно, нет.

 

AllOfMp3

Неизменный участник копирайтных войн — AllOfMp3

И все же столь дерзкое игнорирование священных для Запада принципов копирайта не прошло бесследно. Представитель Госдепартамента США уже заявил о том, что закрытие AllOfMp3.com является одним из ключевых условий вступления РФ в ВТО. В целом ущерб, нанесенный мировой звукозаписывающей индустрии российскими пиратами, оценивается в 1,7 млрд. долл.

Основным несоответствием отечественного и мирового законодательства является существование в России коллективных обществ по управлению авторскими правами. Эти организации формально представляют интересы всех исполнителей, хотя и не имеют явного согласия многих из них. Сейчас большое количество Интернет-магазинов в Рунете работает по так называемым коллективным лицензиям, хотя к 1 сентября, когда в силу вступят ранее упомянутые поправки, AllOfMp3.com и иже с ним должны будут заключить прямые договоры с правообладателями или окажутся вне закона. Это, в свою очередь, приведет к значительному подорожанию музыки, так как при цене в 10 центов с учетом лицензионных отчислений бизнес просто потеряет свою рентабельность.

Тем временем «Яндекс» счел музыкальный рынок Рунета достаточно цивилизованным для открытия поиска по местным легальным сервисам. Проект «Яндекс.Музыка» (music.yandex.ru) стартовал в апреле текущего года и пока находится в стадии бета-тестирования. В базе сервиса насчитываются сотни тысяч композиций, данные о которых предоставляются партнерами. Последние могут предлагать пользователям музыку как бесплатно, так и за деньги. Главное — работа в рамках закона. Участие в проекте Интернет-магазины оплачивают по схеме pay-per-click. Бесплатным сервисам занесение в поисковую базу не стоит ни копейки. При выводе результатов поиска предпочтение отдается сайтам, владельцы которых заключили прямые договоры с правообладателями. При этом по заявлению правообладателя музыка спорного происхождения исключается из базы.

 

Яндекс.Музыка

Яндекс.Музыка

Результаты поиска

Полученная информация о музыкальных произведениях обрабатывается полностью автоматически. При поиске используется алгоритм кластеризации для объединения информации об одинаковых альбомах и композициях и формирования страницы с описанием предложений по искомой композиции. Результаты содержат данные о качестве записи, формате и ценах на файл у различных партнеров, а также ссылки на покупку/загрузку музыки. Интересно, что пользователь может прослушать фрагмент композиции, поскольку такие «цитаты» в обязательном порядке предоставляются партнерами «Яндекс.Музыки».

Не пренебрегли спросом на аудиосервисы и в «Рамблере», однако поиск там создавать не стали, ограничившись собственным архивом записей (трансляции, репортажи, передачи, интервью и т.д.) и шлюзами для вещания наиболее популярных радиостанций. Ознакомиться с возможностями сервиса «Rambler-Аудио» можно по адресу: audio.rambler.ru.

 

Rambler-Аудио

Rambler-Аудио

Прошло уже больше года с тех пор, как в Рунете появился подкастинг. Никаких кардинальных изменений в этом сегменте не наблюдалось. Основным каталогом отечественных подкастов остается проект RussianPodcasting.ru Василия Стрельникова. Однако ассортимент данного сервиса значительно пополнился. Количество подкастов перевалило за 10 тыс. Самый большой выбор наблюдается в разделах «Дневники» (1020 подкастов (здесь и далее указаны данные на 20 июля)), «Культура» (928), «Новости» (907), «Эфирное радио, Интернет-радио» (861). Также в июле текущего года разработчики сайта добавили поддержку тэгов (меток), которые значительно упростили ориентацию пользователей среди обилия голосовых RSS-лент.

Кроме того, собственные подкасты все чаще запускают отечественные радиостанции и компании. В случае с последними подкастинг можно рассматривать как более качественную альтернативу корпоративному блогу. Также в марте текущего года в России появился мобильный подкастинг. Теперь подписываться на ленты с RussianPodcasting.ru могут абоненты «большой тройки», зайдя на wap-сайт wap.mobcast.ru.

 

Некоторые отечественные Интернет-радиостанции

Название

Битрейт, Кбит/с

URL

FM-трансляция

Динамит-FM

48, 128

www.dinamitfm.ru

+

Европа Плюс

48, 128

www.europaplus.ru

+

Радио “Ультра”

48, 128

www.1005.ru

-

MAXIMUM

48, 128

www.maximum.ru

+

НАШЕ Радио

32, 48, 128

www.nashe.ru

+

Смешное Радио

24, 64, 128

www.smeshnoeradio.ru

-

Эхо Москвы

48, 128

www.echo.msk.ru

+

Technowave

20, 32, 64

www.44100.com

-

Русское Радио

16, 32

www.rusradio.ru

+

Rock Radio 101

24, 32, 64

www.101.ru

-

Softwave

20, 32, 64

www.rambler.ru

-

SpecialRadio

28, 64

www.specialradio.ru

-

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 8'2006

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует