Тестирование видеокарт на графических процессорах ATI Radeon X1000

Сергей Пахомов

Технология AVIVO

Участники тестирования

   ASUS EAX 1900XTX

   ASUS EAX 1900 CrossFire

   ASUS EAX 1800XT TOP

   ASUS EAX1600XT Silent

   ASUS EAX1300PRO Silent

Методика тестирования

   Настройки драйвера видеокарты

   Настройки игр

Результаты тестирования

   Quake 4 (Patch 1.05)

   Half-Life 2

   Doom III (Patch 1.3)

   FarCry (Patch 1.33)

Выводы

 

Выпуск семейства процессоров ATI Radeon X1000 стал своеобразной поворотной точкой в истории развития видеокарт на основе графических процессоров ATI — фактически речь идет о смене поколений видеокарт. А поскольку семейство графических процессоров ATI Radeon X1000 включает решения, ориентированные как на бюджетные, так и на массовые и High-End-сегменты рынка, нетрудно предположить, что видеокарты на базе графических процессоров ATI Radeon X1000 постепенно заменят все остальные графические процессоры ATI.

Линейка графических процессоров ATI Radeon X1000 включает три категории:

  • ATI Radeon X1300 — бюджетные решения;
  • ATI Radeon X1600 — массовые решения;
  • ATI Radeon X1800/1900 — высокопроизводительные игровые видеокарты.

С учетом различных вариаций внутри каждой категории процессоров, а также возможности использования разного объема видеопамяти, можно насчитать более десяти модификаций видеокарт на базе данного семейства графических процессоров.

Семейство процессоров ATI Radeon X1000 базируется на действительно новой архитектуре графических процессоров, которая кардинальным образом отличается от архитектуры процессоров предыдущих поколений. Достаточно сказать, что все графические процессоры ATI Radeon X1000 выпускаются по 90-нм технологическому процессу, а старшая модель процессора ATI Radeon X1900 (кодовое название чипа — R580) содержит 48 процессоров обработки пиксельных шейдеров и 380 млн. транзисторов, что является абсолютным рекордом на данный момент. Не удивительно, что в новейших играх Radeon X1900 на голову выше конкурентов как по скорости, так и по качеству графики.

Перечислим новшества, реализованные во всех графических процессорах семейства ATI Radeon X1000:

  • новый технологический процесс производства чипов 0,09 мкм;
  • новая архитектура пиксельных процессоров;
  • новая архитектура вершинных процессоров;
  • эффективная и быстрая поддержка пиксельных шейдеров версии 3.0;
  • новый процессор распределения данных Ultra-Threading Dispatch Processor;
  • новый 256/512-разрядный контроллер памяти;
  • поддержка полноэкранного сглаживания (антиалиасинга) с наивысшим качеством 6x;
  • одновременная поддержка расширенного динамического диапазона цвета (HDR) и антиалиасинга;
  • поддержка анизотропной фильтрации повышенного качества High Quality AF;
  • поддержка технологии AVIVO.

О каждом из нововведений, реализованных в графических процессорах ATI Radeon X1000, можно рассказывать очень долго, однако этот необычайно интересный вопрос неизбежно уведет нас в сторону от основной темы данной статьи. Поэтому мы лишь кратко перечислим основные преимущества новых процессоров, ограничившись сухим изложением фактов, и отложим рассмотрение особенностей этой архитектуры до другого времени.

Новый технологический процесс производства чипов позволяет значительно снизить энергопотребление и тепловыделение графических процессоров, вследствие чего графические карты на процессорах ATI Radeon X1300 и ATI Radeon X1600 не требуют дополнительного питания, а многие их них имеют пассивную, а значит, абсолютно бесшумную систему охлаждения.

Поддержка режима HDR (режима расширенного динамического диапазона) делает возможным создание нового поколения сверхреалистичных эффектов, таких как динамические мягкие тени и физическая имитация жидких сред (например, дождя или воды) с невиданной ранее скоростью обработки. В случае отсутствия аппаратной поддержки режима HDR рендеринг оказывается чрезвычайно ресурсоемким, хотя и обеспечивает гораздо более высокое качество изображения. Первой игрой, способной использовать режим HDR, стала популярная FarCry (начиная с версии 1.3), правда использование данного режима без аппаратной поддержки со стороны видеокарты катастрофически снижает производительность, делая игру абсолютно некомфортной. И только появление аппаратной поддержки режима HDR в графических процессорах ATI Radeon X1000 позволяет по-настоящему реализовать режим с расширенным динамическим диапазоном.

Говорить о новых технологиях сглаживания и анизотропной фильтрации, реализованных в графических процессах ATI, можно довольно долго. Эта тема заслуживает отдельной статьи, поэтому здесь мы лишь отметим, что новые технологии позволяют еще больше увеличить реалистичность трехмерного изображения в современных играх.

И последнее, на чем хотелось бы остановиться, — это функция AVIVO, причем об этой технологии стоит поговорить более детально. К игровым возможностям видеокарты технология AVIVO прямого отношения не имеет, однако при использовании ПК в качестве мультимедийного центра или при создании домашнего кинотеатра на базе ПК эта функциональная возможность видеокарты окажется как нельзя кстати.

Технология AVIVO

Собственно говоря, технология AVIVO — это не одна, а целый ряд новых видеотехнологий, куда входят как технологии по захвату и сжатию видеоизображения, так и новый конвейер, выполняющий дальнейшую обработку видеосигнала. Видеоконвейер состоит из нескольких функциональных блоков, которые реализуют захват цифрового или аналогового видеосигнала, его кодирование, декодирование, постобработку и вывод на экран телевизора или дисплея (рис. 1).

 

Рис. 1. Структурная схема видеоконвейера AVIVO

Рис. 1. Структурная схема видеоконвейера AVIVO

Разумеется, не все устройства имеют или используют полный видеоконвейер — например ПК, не имеющий ТВ-тюнера или карты видеозахвата, не сможет обеспечить захвата аналогового видеоизображения.

Процесс обработки видеосигнала в конвейере начинается с его захвата. Под видеозахватом понимаются получение видеосигнала и его первичная обработка, которая включает несколько стадий: автоматическое усиление, аналогово-цифровое преобразование, гребенчатую фильтрацию и шумопонижение.

Автоматическое усиление уровня сигнала позволяет динамически регулировать уровень входного сигнала, чтобы получить правильный контраст цветов и максимальную яркость изображения. Для оцифровки аналогового сигнала при его захвате используются 12-разрядный АЦП, что позволяет минимизировать шум квантования и повысить детализацию сигнала для улучшения внутренней обработки. Гребенчатая фильтрация (3D Comb Filtering) — это разделение аналогового видеосигнала на цветовой и яркостной компонент, необходимое в том случае, если эти компоненты транслируются вместе (например, сигналы в традиционном телевидении или композитный сигнал). От автоматического шумопонижения при захвате сигнала в немалой степени зависят все остальные этапы обработки сигнала. Шум проявляется в виде «снега» на изображении (отличия соседних точек друг от друга по яркости или цвету). Аппаратное шумопонижение в технологии AVIVO позволяет снизить уровень шума в целях улучшения качества изображения и повышения эффективности его дальнейшего сжатия.

После захвата видеосигнал подвергается кодированию (компрессии). Даже в том случае, когда захватывается цифровой сигнал, его нередко приходится преобразовывать либо к другому формату, либо к другому разрешению или битрейту. Все новые графические процессоры семейства ATI Radeon X1000 поддерживают программно-аппаратное кодирование видеосигнала — конечно, при наличии соответствующего программного обеспечения. Отметим, что традиционные утилиты для перекодирования видео утилизируют центральные процессоры, а решение от ATI дополнительно задействует возможности графических процессоров серии ATI Radeon X1000.

Следующий блок видеоконвейера — блок аппаратного декодирования видеосигнала. Известно, что воспроизведение видеосигнала, закодированного современными форматами сжатия, является довольно ресурсоемкой задачей, особенно если имеется в виду видео высокого разрешения. Основная нагрузка при этом лежит на центральном процессоре ПК, что налагает определенные ограничения на производительность процессора. При аппаратной поддержке декодирования со стороны видеокарты утилизация центрального процессора снижается, в результате чего даже видео высокого разрешения можно воспроизводить без притормаживания.

Видеокарты с AVIVO поддерживают аппаратное декодирование таких форматов, как MPEG-2, MPEG-4, WMV9, H.264 и VC-1. Напомним, что кодек H.264 является форматом сжатия для весьма перспективных стандартов Blu-Ray и HD-DVD. И если для декодирования MPEG2 и WMV9 уже имелась аппаратная поддержка от видеочипов, то для H.264 ее до сих пор не было. Понятно, что для реализации аппаратной поддержки декодирования видео требуются как специальные декодеры (ATI DVD Decoder, Cyberlink H.264 video decoder), так и проигрыватели.

Немаловажным этапом в обработке видеоданных является постобработка, которая предназначена для улучшения качества выводимого на экран видео и включает такие операции, как деинтерлейсинг, масштабирование изображения, изменение количества кадров в секунду, цветовая коррекция, шумоподавление и уменьшение артефактов блочности. Особенно важным этот этап является в том случае, когда исходный видеосигнал имеет чересстрочную развертку, а устройство отображения поддерживает прогрессивную развертку. Такая ситуация, в частности, возникает при воспроизведении телевизионного сигнала на мониторе. В этом случае необходим перевод чересстрочного видеоизображения в прогрессивное при помощи процесса, называемого деинтерлейсингом. Процесс этот не стандартизирован, и разные производители могут использовать различные методы для его реализации, причем простые методы очень часто приводят к артефактам в виде неровных линий.

Современные графические процессоры используют так называемые адаптивные методы деинтерлейсинга, которые основаны на том, что на основе информации о движении в кадре выборочно отбрасывают пикселы. Технологией AVIVO предусматривается так называемый векторно-адаптивный деинтерлейсинг. Если движение обрабатываемого фрагмента в кадре невелико, то для построения прогрессивного кадра используются данные одного поля. Для фрагментов с быстрым движением используются данные, интерполированные по нескольким векторам, что дает полученному прогрессивному кадру максимально возможную детализацию.

Последний функциональный блок видеоконвейера AVIVO — это блок вывода изображения на экран, который включает два независимых друг от друга симметричных конвейера для поддержки двух дисплеев. Конвейеры являются 10-битными (10 бит на цвет) и реализуют следующие функции:

  • гамма-коррекция высокой точности;
  • цветовая коррекция над каждым пикселом;
  • гибкое масштабирование, при котором разрешение источника масштабируется для соответствия разрешению монитора;
  • дизеринг.

Операция дизеринга необходима в том случае, когда разрядность данных на выходе конвейера нужно уменьшить с 10-битной точности до 8 бит на цвет (например, для современного настольного ЖК-дисплея) или до 6 бит на цвет (например, для ЖК-дисплея ноутбука).

Технология AVIVO, реализованная в графических процессорах семейства ATI Radeon X1000, позволяет значительно расширить функциональные возможности игровых видеокарт, которые фактически становятся мощными инструментами для обработки видеоданных, что особенно востребовано в медиацентрах, постепенно приходящих на смену традиционной бытовой технике.

В начало В начало

Участники тестирования

Для тестирования мы отобрали пять видеокарт компании ASUS, построенных на различных графических процессорах ATI Radeon X1000 и ориентированных на разные ценовые сегменты рынка. Технические характеристики тестируемых видеокарт представлены в таблице.

 

Технические характеристики видеокарт

Технические характеристики видеокарт

Чтобы не повторяться при описании каждой видеокарты, отметим, что во всех видеокартах компании ASUS реализованы такие фирменные технологии, как ASUS Splendid, ASUS GameLive Show, ASUS GameReplay, ASUS GameFace Messenger, ASUS Video Security Online и ASUS OnScreenDisplay (OSD).

ASUS Splendid — технология, позволяющая улучшить качество воспроизведения видео. Эта технология приходит в действие при запуске видеоприложений и автоматически оптимизирует качество изображения. Технология ASUS GameLive Show позволяет транслировать игру в реальном времени в Интернете. ASUS GameReplay предоставляет возможность записывать игру в файл формата MPEG4, чтобы можно было просмотреть ее впоследствии. Кроме того, сохраненные файлы можно использовать как постеры или скринсейверы. Технология ASUS GameFace Messenger позволяет организовать аудио- и видеосвязь в реальном времени во время компьютерных игр. ASUS VideoSecurity Online — это недорогое универсальное решение для построения собственной системы видеонаблюдения. Технология ASUS OnScreenDisplay (OSD) позволяет изменять различные настройки экрана, не покидая игру.

Таблица 1. Технические характеристики видеокарт

ASUS EAX 1900XTX

ASUS EAX1900XTX является самой топовой моделью в семействе видеокарт ASUS на процессорах ATI. Достаточно сказать, что тактовая частота графического процессора этой видеокарты составляет 650 МГц, а видеопамяти — 775 МГц (1,55 ГГц DDR3). Плата оснащена 512 Мбайт видеопамяти GDDR3 с шиной передачи данных разрядностью 256 бит. Однако ее главное преимущество перед остальными видеокартами на процессорах семейства ATI Radeon X1000 заключается не в высоких частотах работы ядра процессора и памяти, а в том, что в данном процессоре используется 48 пиксельных конвейеров, 16 текстурных блоков и 8 вершинных процессоров. Отметим, что до сих пор не существовало процессоров с таким количеством пиксельных конвейеров.

 

ASUS EAX 1900XTX

Разумеется, столь мощный графический процессор требует дополнительного питания и эффективной системы охлаждения, что, в свою очередь, налагает определенные ограничения на мощность блока питания, который должен использоваться в системе. Поэтому с данной видеокартой рекомендуется использовать блок питания с мощностью не менее 500 Вт.

Тихой эту видеокарту, конечно же, не назовешь. Впрочем, не будем забывать, что она ориентирована на высокопроизводительные игровые ПК, в которых главное — производительность в играх, а не бесшумная работа. И именно шумная система охлаждения этой видеокарты ограничивает возможность ее использования в компьютерах для цифрового дома (Entertainment PC), поскольку неразумно создавать домашний кинотеатр на базе подобной видеокарты, хотя она обладает всеми возможностями для создания ПК класса Entertainment PC. Так, кроме реализации функции AVIVO, в карте имеются TV-выход, выход HDTV и видеовход (все выходы и входы реализованы через разъем S-Video).

Карта ASUS EAX1900XTX оснащена двумя DVI-I-выходами, что позволяет подключать к ней два монитора одновременно. Монитор с VGA-входом можно подключать с использованием переходника DVI-to-VGA, входящего в комплект.

Понятно, что стоит видеокарта ASUS EAX1900XTX очень дорого — 715 долл.

ASUS EAX 1900 CrossFire

Видеокарта ASUS EAX1900 CrossFire тоже построена на чипе R580 и отличается от модели ASUS EAX1900XTX несколько меньшими частотами работы графического процессора и памяти: частота графического процессора — 625 МГц, а частота видеопамяти — 725 МГц (1,45 ГГц DDR3). Видеокарта оснащена 512 Мбайт видеопамяти GDDR3 с шиной передачи данных разрядностью 256 бит. Если же говорить о количестве пиксельных и вершинных конвейеров, а также текстурных блоков, то их столько же, сколько в графическом процессоре видеокарты ASUS EAX 1900XTX.

 

ASUS EAX 1900 CrossFire

Системы охлаждения обеих видеокарт идентичны, то есть ASUS EAX1900 CrossFire такая же шумная, что, конечно же, ограничивает возможные сценарии ее использования.

В отличие от предыдущей видеокарты, в ASUS EAX1900 CrossFire имеется только один DVI-I-выход, а также разъем CrossFire для подключения с использованием специального кабеля ко второй видеокарте. Кроме того, в данном случае отсутствует разъем S-Video, вследствие чего по своим функциональным возможностям данная видеокарта несколько уступает ASUS EAX1900XTX. Соответственно и цена ее несколько ниже — 630 долл.

В заключение добавим, что видеокарта ASUS EAX1900 CrossFire комплектуется джойстиком с USB-интерфейсом.

ASUS EAX 1800XT TOP

Эта видеокарта, как и две предыдущих, ориентирована на высокопроизводительные игровые ПК. Видеокарта построена на графическом процессоре R520. По сравнению с обычной видеокартой ASUS EAX1800XT, здесь мы видим разогнанный вариант видеокарты, что отражено в обозначении TOP. Тактовая частота процессора составляет 700 МГц, видеопамяти — 1,6 ГГц (800 МГц DDR3). Видеокарта оснащена 512 Мбайт видеопамяти GDDR3 с шиной передачи данных разрядностью 256 бит.

В отличие от R580, чип R520 имеет 16 пиксельных конвейеров вместо 48, а вот количество вершинных процессоров и текстурных блоков у этих чипов совпадает.

 

ASUS EAX 1800XT TOP

Видеокарта ASUS EAX1800XT TOP обладает активной и довольно шумной системой охлаждения и требует подключения дополнительного питания.

Как и более старшая модель ASUS EAX1900XTX, видеокарта ASUS EAX1800XT TOP имеет два интерфейса DVI-I и разъем S-Video. Через разъем S-Video реализованы TV-выход, выход HDTV и видеовход.

Кроме того, ASUS EAX1800XT TOP имеет еще одну интересную особенность: на планке с разъемами расположен разъем для подключения внешнего источника питания, входящего в комплект, и такой подход решает проблему нехватки мощности блока питания, которая для топовых видеокарт может стоять достаточно остро. К тому же данная видеокарта комплектуется джойстиком с USB-интерфейсом.

Розничная цена этой видеокарты составляет около 590 долл.

ASUS EAX1600XT Silent

Видеокарта ASUS EAX1600XT Silent с интерфейсом PCI-Express 16x построена на основе графического процессора ATI Radeon X1600XT (RV530), имеющего 12 пиксельных конвейеров и работающего с тактовой частотой 590 МГц. Модель оснащена 256 Мбайт графической памяти GDDR3, которая заключена в четырех микросхемах памяти Infineon HYB18H512321AF-14. Обмен данными между графическим чипом и памятью осуществляется по 256-бит шине. Частота работы памяти при этом составляет 690 МГц (эффективная частота — 1380 МГц DDR).

ASUS X1600XT Silent имеет три выхода: аналоговый (VGA), цифровой (DVI-I), S-Video, а также видеовход!

 

ASUS EAX1600XT Silent

Данная видеокарта обладает пассивной системой охлаждения, что делает ее работу абсолютно бесшумной. Непосредственно с графическим чипом соприкасаются тепловые трубки, которые соединяются с массивным радиатором с большой площадью рассеивания, выведенным на обратную сторону видеокарты.

Розничная цена этой видеокарты составляет около 200 долл.

ASUS EAX1300PRO Silent

Самой младшей моделью в нашем тестировании является ASUS EAX1300PRO Silent. Эта видеокарта обладает одной необычной особенностью, которой нет у других плат на аналогичном графическом процессоре, — речь идет о фирменной системе охлаждения ASUS ReverseCool Technology, обеспечивающей абсолютно бесшумную работу. Графический процессор располагается на тыльной стороне платы (технология GPU-on-the-back) и при размещении в корпусе ПК обдувается вентилятором центрального процессора.

Для повышения эффективности теплоотвода используется массивный радиатор, состоящий из двух частей, одна из которых закреплена непосредственно над графическим процессором и чипами памяти. Стоит, однако, отметить, что радиатор вплотную прилегает только к самому графическому чипу. Вторая часть радиатора соединяется с первой посредством тепловой трубки и может быть повернута к основному радиатору под углом 90°. Таким образом, второй радиатор можно установить перпендикулярно к видеокарте, и тогда он будет находиться своим краем над кулером центрального процессора, что обеспечит еще более мощное охлаждение.

Все это позволяет использовать ASUS EAX1300PRO Silent для создания малошумных домашних ПК, которые становятся все более востребованными на рынке.

 

ASUS EAX1300PRO Silent

Видеокарта EAX1300PRO Silent построена на базе графического процессора ATI Radeon X1300PRO (кодовое название RV515) и поддерживает технологию CrossFire. Как и все новейшие модели, она имеет интерфейс PCI-Express 16x и не требует дополнительного питания. У ASUS EAX1300PRO имеются один VGA- и один DVI-I-выход, что позволяет подключать к ней два монитора. Кроме того, видеокарта оснащена TV-OUT-выходом.

Тактовая частота графического процессора RV515 составляет 600 МГц, а видеопамяти — 400 МГц (800 МГц DDR). Плата оснащена 256 Мбайт видеопамяти GDDR2 с шиной передачи данных разрядностью 128 бит. Графический процессор имеет 4 пиксельных конвейера и 6 вершинных блоков.

В розницу эта видеокарта стоит около 120 долл.

В начало В начало

Методика тестирования

Кроме привычного тестирования видеокарт с использованием игровых бенчмарков, на этот раз мы решили проверить и функциональные возможности технологии AVIVO. Сначала предполагалось сравнить возможности технологии AVIVO по конвертированию видеофайлов с традиционными программными конверторами. Однако после первых же опытов по аппаратному конвертированию видеоданных с использованием видеокарт с функцией AVIVO мы поняли, что сравнивать аппаратное конвертирование с программным на данный момент просто не имеет смысла.

Дело в том, что конвертор AVIVO, который устанавливается в дополнение к видеодрайверу, имеет слишком мало возможностей по настройке, и в этом плане до программных конверторов ему еще очень далеко. Во-первых, данный конвертор способен распознать далеко не все форматы видеоданных, а во-вторых, единственной настройкой является регулирование в определенных пределах битрейта, причем диапазон регулирования битрейта и шаг изменения зависят от выбранного выходного формата данных. Но самое главное состоит в том, что AVIVO-конвертор не позволяет даже задавать разрешение выходного видеофайла, то есть в зависимости от выбранного выходного формата данных конвертор сам устанавливает разрешение кадра.

Конечно, при столь мизерных возможностях настройки говорить о конкуренции AVIVO-конвертора с программными конверторами не приходится. Нынешняя реализация AVIVO-конвертора не оставляет сомнений в том, что это не более чем удачный маркетинговый ход компании ATI, от которого маловато реальной пользы. Поэтому мы отказались от сравнения программных конверторов с AVIVO-конвертором и тестирование технологии AVIVO свелось к проверке эффективности аппаратного декодирования видеосигнала.

С этой целью с использованием программного плеера проигрывался видеоролик The Discoverers.wmv формата HDTV (1920 x 1080). Данный видеоролик, длительностью 2 мин 31 с и размером 149 Мбайт, был записан со скоростью 24 кадра в секунду. С помощью утилиты FRAPS 2.7.2 фиксировалась скорость воспроизведения, и если скорость составляла 24 fps, то это означало, что видеокарта в данной системе вполне справляется с аппаратной поддержкой декодирования видеоданных.

Стенд для тестирования имел следующую конфигурацию:

  • процессор — Intel Pentium Processor 965 Extreme Edition (технология Hyper-Threading активирована);
  • материнская плата — MSI 975X Platinum (чипсет Intel 975X Express);
  • оперативная память — DDR2 667 Kingston HyperX KHX6000D2K2/1G (2x512 Мбайт);
  • тайминги памяти:

    - CAS Latency — 5,

    - RAS to CAS Delay — 5,

    - Row Precharge — 5,

    - Active to Precharge — 15;

  • дисковая подсистема — два диска Seagate Barracuda 7200.7 объемом 120 Гбайт, организованных в RAID 0, файловая структура NTFS.

Для тестирования использовался набор из четырех популярных игровых бенчмарков:

  • Quake 4 (Patch 1.05);
  • Half-Life 2;
  • FarCry (Patch 1.33);
  • DOOM III (Patch 1.3).

При тестировании использовалась операционная система Windows XP Professional SP2 и устанавливались частота строчной развертки монитора 75 Гц и глубина цвета 32 бит. Для всех видеокарт использовался видеодрайвер ATI Catalyst 6.3.

Для запуска игровых тестов применялась утилита BenchemAll 2.652beta. Все игровые тесты запускались по три раза при различных разрешениях экрана: 640х480, 800х600, 1024х768, 1280х1024, 1600х1200 точек. Тестирование каждой видеокарты проводилось в режимах Quality и Performance (настройка на данные режимы тестирования производится как в играх, так и непосредственно в драйвере видеокарты). Режим Quality предусматривал установку в играх максимального качества отображения, а Performance — максимальной производительности за счет отказа от таких технологий, как анизотропная фильтрация текстур, экранное сглаживание, низкая детализация изображения и т.д.

По характеру зависимости скорости обработки кадров (fps) от разрешения экрана в игровых тестах можно было определить, ограничивается ли результат теста производительностью видеокарты или производительностью подсистемы «процессор—чипсет—память». Поскольку при увеличении разрешения экрана возрастает нагрузка на саму видеокарту, то результат определяется производительностью видеокарты.

Как известно, игра Quake 4 оптимизирована под двухъядерные процессоры (начиная с обновления 1.01). По умолчанию поддержка нескольких логических процессоров в игре заблокирована, и для того, чтобы иметь возможность воспользоваться преимуществом двухъядерной архитектуры процессора, необходимо применить консольную команду r_useSMP 1, что мы и сделали при тестировании видеокарт с использованием процессора Pentium 965 EE. Кроме того, необходимо отметить, что в процессоре Pentium 965 EE была активирована технология Hyper-Threading, несмотря на то, что в некоторых играх (в частности, в Quake 4 (Patch 1.05)) активирование технологии Hyper-Threading в двухъядерном процессоре Pentium 965 EE приводит к значительному ухудшению результатов тестирования.

Настройки драйвера видеокарты

Тестирование видеокарт проводилось как в режиме настройки на максимальное качество, так и в режиме настройки на максимальную производительность. Параметры настройки драйвера видеокарты для различных режимов представлены в табл. 1.

 

Таблица 1. Параметры настройки драйвера видеокарты для различных режимов на максимальное качество (Quality) и максимальную производительность (Performance)

Таблица 1. Параметры настройки драйвера видеокарты для различных режимов на максимальное качество (Quality) и максимальную производительность (Performance)

Настройки игр

Параметры настройки игр Quake 4 (Patch 1.05) и Doom III (Patch 1.3) на максимальное качество (режим Quality) и максимальную производительность (режим Performance) абсолютно одинаковы и отображены в табл. 2, игры Half-Life 2 на максимальное качество (режим Quality) и максимальную производительность (режим Performance) — в табл. 3, а такие же настройки игры FarCry (Patch 1.33) — в табл. 4.

 

Таблица 2. Параметры настройки игр Quake 4 (Patch 1.05) и Doom III (Patch 1.3) на максимальное качество (Quality) и максимальную производительность (Performance)

Таблица 2. Параметры настройки игр Quake 4 (Patch 1.05) и Doom III (Patch 1.3) на максимальное качество (Quality) и максимальную производительность (Performance)

Таблица 3. Параметры настройки игры Half-Life 2 на максимальное качество (режим Quality) и максимальную производительность (режим Performance)

Таблица 3. Параметры настройки игры Half-Life 2 на максимальное качество (режим Quality) и максимальную производительность (режим Performance)

Таблица 4. Параметры настройки игры FarCry (Patch 1.33) на максимальное качество (Quality) и максимальную производительность (Performance)

Таблица 4. Параметры настройки игры FarCry (Patch 1.33) на максимальное качество (Quality) и максимальную производительность (Performance)

В начало В начало

Результаты тестирования

А теперь перейдем к самому интересному — к результатам тестирования. Сразу же отметим, что все видеокарты, независимо от ценового сегмента, одинаково хорошо справляются с воспроизведением HDTV-видеофайлов. Нет даже смысла приводить какие-то графики, поскольку для всех моделей скорость воспроизведения была постоянной — на уровне 24 fps, безо всяких выпадений кадров.

Таким образом, нам осталось лишь ознакомиться с результатами игровых тестов.

Quake 4 (Patch 1.05)

Начнем с результатов тестирования видеокарт в игре Quake 4 (Patch 1.05). В режиме настройки на максимальную производительность (рис. 2) все топовые модели видеокарт (EAX1900XTX, EAX1900 CrossFire и EAX1800XT TOP) демонстрируют независимость результатов теста от разрешения экрана, причем все эти результаты практически совпадают. Это свидетельствует о том, что в данном случае узким местом в системе является не сама видеокарта, а подсистема «процессор—память». Возможностей же видеокарты в данном случае более чем достаточно при любых разрешениях экрана.

Модель ASUS EAX1600XT Silent показывает линейную зависимость результатов от используемого разрешения, и только при самом низком разрешении (640 х 480) можно говорить о том, что показатели зависят не от производительности видеокарты, а от производительности процессора и пропускной способности памяти. Тем не менее отметим, что даже при разрешениях 1600 х 1200 в режиме настройки игры на максимальную производительность эта карта обеспечивает комфортные условия игры без подтормаживания.

Видеокарта ASUS EAX1300PRO Silent тоже позволяет играть в Quake 4 в режиме настройки на максимальную производительность с приемлемой скоростью вплоть до разрешения монитора 1280 х 1024.

 

 

Рис. 2. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре Quake 4 (Patch 1.05) при настройке на максимальную производительность

Рис. 2. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре Quake 4 (Patch 1.05) при настройке на максимальную производительность

В случае настройки на максимальное качество (рис. 3) у топовых моделей видеокарт, то есть у EAX 1900XTX, EAX1900 CrossFire и EAX 1800XT TOP, результаты тестирования не зависят от разрешения экрана вплоть до разрешения 1280 х 1024. Понятно, что в этом случае результат определяется не видеокартой, а процессором и пропускной способностью памяти, так что совпадение показателей вполне закономерно.

Модель ASUS EAX1600XT Silent демонстрирует линейную зависимость результатов от разрешения монитора. Производительности самого процессора в данном случае вполне достаточно для любого разрешения, а показатели целиком определяются производительностью видеокарты. Отметим, что в игре Quake 4 (Patch 1.05) при настройке на максимальное качество ASUS EAX1600XT Silent обеспечивает комфортные условия игры вплоть до разрешения 1280 х 1024.

В отношении же карты ASUS 1300PRO Silent можно констатировать, что в данном режиме настройки игры и драйвера видеокарты говорить о комфортных условиях игры без подтормаживания не приходится даже при низких разрешениях экрана.

 

 

Рис. 3. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре Quake 4 (Patch 1.05) при настройке на максимальное качество

Рис. 3. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре Quake 4 (Patch 1.05) при настройке на максимальное качество

Half-Life 2

В игре Half-Life 2 при настройке на максимальную производительность (рис. 4) преимущество имеет видеокарта ASUS EAX 1900XTX, хотя показатели топовых моделей EAX 1900XTX, EAX 1900 CrossFire и EAX 1800XT TOP не очень отличаются друг от друга. В данном случае, как и в игре Quake 4 (Patch 1.05), можно сделать вывод о процессорной зависимости результатов тестирования для этих видеокарт при любых разрешениях экрана.

ASUS EAX1600XT Silent тоже демонстрирует независимость результатов от разрешения монитора, но при разрешении 800 х 600 и ниже. При более высоких разрешениях монитора увеличивается нагрузка на видеокарту, а результат определяется уже производительностью самой видеокарты. В режиме же настройки на максимальную производительность эта видеокарта обеспечивает комфортные условия игры при любом разрешении.

Что касается видеокарты ASUS EAX1300PRO Silent, то в режиме Performance даже она успешно справляется с нагрузкой вплоть до максимального разрешения (1600 х 1200).

 

Рис. 4. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре Half-Life 2 при настройке на максимальную производительность

Рис. 4. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре Half-Life 2 при настройке на максимальную производительность

При настройке игры на максимальное качество (рис. 5) семейство топовых моделей (ASUS EAX1900XTX, EAX1900 CrossFire, EAX1800XT TOP) снова показывает независимость результатов тестирования от разрешения экрана, что свидетельствует о независимости данных результатов от производительности видеокарты. И только при самом высоком разрешении (1600 x 1200) наблюдается незначительное уменьшение числа fps.

Показатели видеокарты ASUS EAX1600XT Silent, напротив, определяются именно производительностью видеокарты при любом разрешении. В режиме Quality эта видеокарта обеспечивает комфортные условия игры вплоть до разрешения 1280 х 1024.

Результаты видеокарты ASUS EAX1300PRO Silent несколько скромнее — здесь можно говорить о комфортных условиях игры только до разрешения 1024 х 768.

 

Рис. 5. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре Half-Life 2 при настройке на максимальное качество

Рис. 5. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре Half-Life 2 при настройке на максимальное качество

Doom III (Patch 1.3)

В игре Doom III (Patch 1.3) в режиме Performance (рис. 6) видеокарты ASUS EAX1900XTX, EAX1900 CrossFire и EAX1800XT, как и во всех предыдущих играх, демонстрируют независимость своих результатов от разрешения экрана. И здесь тоже нельзя основываться на данных результатах для сравнения видеокарт, поскольку они определяются производительностью процессора и пропускной способностью памяти, а не производительностью видеокарты.

Показатели видеокарты ASUS EAX1600XT Silent при низких разрешениях (640х480 и 600х800) также определяются производительностью подсистемы «процессор—память», а потому они аналогичны результатам топовых моделей. Начиная с разрешения 1024 х 768 результаты определяются производительностью самой видеокарты, но остаются достаточно высокими (обеспечивая комфортные условия игры) вплоть до разрешения 1600 х 1200.

А вот видеокарта ASUS EAX1300PRO Silent даже при низких разрешениях экрана не позволяет получить скорость выше 45 fps, что можно считать своеобразным порогом комфортных условий игры.

 

Рис. 6. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре Doom III (Patch 1.3) при настройке на максимальную производительность

Рис. 6. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре Doom III (Patch 1.3) при настройке на максимальную производительность

В режиме Quality (рис. 7) ситуация меняется, и даже топовые модели видеокарт демонстрируют процессорную независимость результатов при высоких разрешениях (результаты зависят от производительности видеокарты), хотя среди них нельзя выделить явного лидера, поскольку результаты всех видеокарт примерно одинаковы для каждого разрешения.

Модель ASUS 1600XT Silent в режиме максимального качества обеспечивает комфортные условия игры только при разрешении ниже или равном 1024 х 768, то есть видеокарта с трудом справляется с этой игрой.

Ну а если комментировать показатели бюджетной карты ASUS EAX1300PRO Silent, то можно сказать только одно: данный режим настройки явно не для нее.

 

Рис. 7. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре Doom III (Patch 1.3) при настройке на максимальное качество

Рис. 7. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре Doom III (Patch 1.3) при настройке на максимальное качество

FarCry (Patch 1.33)

В режиме настройки на максимальную производительность (рис. 8) в игре FarCry 1.33 не только топовые видеокарты, но и модель ASUS EAX1600XT Silent демонстрируют примерно одинаковые и независимые от разрешения показатели. А поскольку результаты тестирования в данном случае определяются подсистемой «процессор—память», то сравнивать видеокарты на основе данных результатов бессмысленно.

Видеокарта ASUS EAX1300PRO Silent демонстрирует свою «бюджетность» даже на низких разрешениях. Отставание ее от группы лидеров достаточно велико — уже при разрешении 1024 х 768 скорость достигает критической отметки, ниже которой игра становится некомфортной.

 

Рис. 8. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре FarCry (Patch 1.33) при настройке на максимальную производительность

Рис. 8. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре FarCry (Patch 1.33) при настройке на максимальную производительность

Настройка игры FarCry (Patch 1.33) на режим Quality (рис. 9) в корне меняет ситуацию: результаты тестирования всех видеокарт уменьшаются по мере увеличения разрешения, что свидетельствует об их зависимости от производительности видеокарты. Естественно, что при более высоких результатах разница в производительности между различными видеокартами возрастает. Лидерами в данном тесте являются топовые модели видеокарт ASUS EAX1900XTX и ASUS EAX1900 CrossFire, что вполне закономерно.

Результаты тестирования видеокарты ASUS EAX1300PRO Silent говорят сами за себя: такой режим настройки игры FarCry (Patch 1.33) ей не под силу.

 

Рис. 9. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре FarCry (Patch 1.33) при настройке на максимальное качество

Рис. 9. Результаты сравнительного тестирования видеокарт в игре FarCry (Patch 1.33) при настройке на максимальное качество

В начало В начало

Выводы

Как показывают результаты тестирования, сегодня выпущено не так много игр, которые позволяют реализовать весь потенциал, заложенный в топовых моделях видеокарт ASUS EAX1900XTX, ASUS EAX1900 CrossFire и ASUS EAX1800XT TOP. Сдерживающим фактором в данном случае является производительность не видеокарт, а подсистемы «процессор—память». А если учесть, что в нашем тестировании использовался достаточно мощный процессор Pentium 965 EE, розничная цена которого превышает 1000 долл., то обоснованность применения топовых моделей видеокарт пока еще весьма и весьма сомнительна. Конечно, можно использовать и более высокопроизводительный процессор AMD Athlon 64 FX-60, но и в этом случае ситуация будет аналогичной. Еще более сомнительным является использование двух топовых моделей в режиме CrossFire: если уж одна видеокарта демонстрирует процессорную зависимость результатов, то две видеокарты в этом режиме тем более не приведут к росту этого показателя.

Конечно, можно было использовать для сравнительного тестирования и такой популярный бенчмарк, как 3DMark06, который, вероятно, позволил бы выявить разницу в производительности топовых видеокарт. Однако этот тест является в какой-то мере синтетическим, да и что толку, к примеру, знать, что видеокарта ASUS EAX1900XTX демонстрирует более высокую производительность, чем ASUS EAX1800XT TOP, если в реальных играх заметить эту разницу в производительности невозможно.

Есть и еще одно обстоятельство, на которое стоит обратить внимание при выборе видеокарты. В большинстве современных игр топовые модели демонстрируют производительность на уровне 100 fps и выше. Понятно, что столь высокая производительность является избыточной, так что вряд ли следует ориентироваться на незначительную разницу по производительности, поскольку на практике она практически неощутима.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующий важный вывод. При использовании топовых моделей (ASUS EAX1900XTX, ASUS EAX1900 CrossFire и ASUS EAX1800XT TOP) необходимы самые мощные процессоры, а также как минимум 19’’ мониторы, которые поддерживают высокое разрешение. Если же эти условия не будут выполнены, то реализовать потенциал топовых видеокарт в современных играх совершенно нереально. Конечно, вполне можно допустить, что в будущем появятся более реалистичные и ресурсоемкие игры, которые смогут полностью использовать весь потенциал топовых видеокарт; к тому же не за горами новое поколение высокопроизводительных процессоров. Однако все это в будущем, а если говорить о нынешнем дне, то еще раз отметим, топовые модели видеокарт нужны далеко не всем.

Если же говорить о видеокарте, которая в полной мере отвечает возможностям современных процессоров и наряду с этим обладает прекрасным соотношением «производительность/цена», то стоит обратить внимание на видеокарту ASUS EAX1600XT Silent. Во-первых, эта модель обеспечивает комфортные условия в большинстве современных игр, а во-вторых, обладает пассивной системой охлаждения, что позволяет создавать на ее основе малошумные ПК. Таким образом, видеокарту ASUS EAX1600XT Silent можно считать своего рода золотой серединой, то есть решением, подходящим как для игровых ПК, так и для ПК класса Entertainment PC.

В отношении ASUS EAX1300PRO Silent можно сделать вывод, что данная видеокарта плохо подходит для динамичных 3D-игр: комфортные условия в данном случае обеспечиваются лишь при низких разрешениях и за счет ухудшения качества изображения. Поэтому оптимальным является использование видеокарты ASUS EAX1300PRO Silent в малошумных компьютерах класса Entertainment PC, а в игровых компьютерах — только для нединамичных 3D-игр.

 

Редакция выражает признательность российскому представительству компании ASUS (www.asuscom.ru) за предоставление видеокарт для тестирования.

КомпьютерПресс 5'2006