Мультимедийный центр своими руками

Сергей Пахомов

Требования, предъявляемые к мультимедийному центру

Аппаратная конфигурация мультимедийного центра

   Корпус

   Блок питания

   Материнская плата

      Соответствие материнской платы назначению ПК

      Соответствие типу процессора

      Соответствие блоку питания

      Соответствие типу кулера процессора

      Соответствие типу видеокарты

      Соответствие типу памяти

      Соответствие типу жестких дисков

   Процессор

   Видеокарта

   Дисковая подсистема

   Оптический привод

   Операционная система

Примеры конфигураций

Инструкция по сборке мультимедийного центра

   Установка процессора

   Установка кулера

   Укладка шлейфа оптического привода

   Монтаж материнской платы

   Монтаж и подключение жестких дисков

   Монтаж блока питания и укладка кабелей

   Монтаж оптического привода

   Подключение проводников фронтальной панели и других кабелей (кроме картридера)

   Инсталляция операционной системы и всех необходимых драйверов

 

В последнее время всё большую популярность на рынке домашних ПК завоевывают так называемые мультимедийные центры, или компьютеры класса Entertainment PC. С концептуальной точки зрения они представляют собой совершенно новый тип устройств, которые предоставляют пользователям новые функциональные возможности и предусматривают абсолютно новую модель использования ПК.

Четкого определения термина «мультимедийный центр» или «компьютер класса Entertainment PC» до сих пор не существует. Оно достаточно широко — это концепция, которая может быть воплощена на различных платформах. Примером такой платформы может служить Intel Viiv, которая, кроме концептуального наполнения, строго формализует и возможный перечень допустимых комплектующих. Так, любой ПК семейства Intel Viiv будет относиться к разряду мультимедийных центров, но не любой мультимедийный центр будет принадлежать к семейству Intel Viiv.

В настоящей статье мы рассмотрим основные требования, которым должен отвечать современный мультимедийный центр, примеры конфигураций ПК такого класса и расскажем о том, как собрать и правильно настроить подобный мультимедийный центр.

Требования, предъявляемые к мультимедийному центру

Как уже отмечалось, строгого определения мультимедийного центра не существует, поэтому, чтобы как-то охарактеризовать его, перечислим функциональные возможности ПК класса Entertainment PC, на основании которых можно будет сформулировать и основные требования, предъявляемые к мультимедийным центрам.

Итак, мультимедийный центр — это прежде всего компьютер для развлечений, который заменяет собой бытовую технику. Вообще, компании, производящие компоненты для ПК, давно уже стремятся заполучить кусок от такого лакомого пирога, как рынок бытовой электроники. Помните, недавно компания Intel ввела в обиход понятие «конвергенция всех цифровых устройств». Понятно, что появление мультимедийных центров является логическим продолжением конвергенции и, конечно же, преследует такую глобальную цель, как постепенное вытеснение с рынка традиционных устройств бытовой электроники путем замены их на мультимедийные компьютеры. Что ж, в каком-то смысле это логичный шаг. Действительно, как свидетельствуют прогнозы всех аналитических компаний, спрос на традиционные компьютеры постепенно снижается на фоне увеличения спроса на мобильные компьютеры (ноутбуки). В этой ситуации единственное, что остается, — найти достойную нишу традиционным настольным компьютерам. И все что для этого нужно — это превратить их из традиционных компьютеров в нетрадиционные. Собственно, именно на эту цель и ориентирована концепция мультимедийного центра и именно в этом заключается ее революционность.

Итак, если суммировать все вышеизложенное, то концепция мультимедийного центра подразумевает создание компьютеров, которые должны обладать следующими функциональными возможностями:

  • могут заменять собой устройства бытовой электроники (телевизоры, DVD-проигрыватели, стереосистемы и др.). В этом смысле мультимедийные центры представляют собой некий «симбиоз» компьютера и бытовой техники;
  • являются основой цифрового дома, то есть должны иметь широкополосное подключение к Интернету, обеспечивать взаимодействие с другими компьютерами и устройствами цифрового дома, предоставлять пользователям доступ к хранимой на ПК информации в любое время из любой комнаты дома при помощи самых разных устройств;
  • предоставлять пользователям эффективный доступ к новейшим развлекательным Интернет-сервисам, позволяющим загружать фильмы и музыку или принимать участие в многопользовательских сетевых играх.

Отметим, что мультимедийные центры — это абсолютно новый тип домашних ПК, которые не просто заменяют собой традиционные домашние компьютеры, а расширяют их функциональность и предполагают абсолютно новый формат использования ПК. Такие компьютеры устанавливаются в гостиной и подключаются к плазменной панели или к широкоэкранному жидкокристаллическому монитору-телевизору. Обратите внимание, что с концептуальной точки зрения компьютеры на базе платформы Intel Viiv могут вообще не иметь клавиатуры (ее можно заменить пультом дистанционного управления). Но, заглядывая в ближайшее будущее, стоит отметить, что перспективы у платформы Intel Viiv весьма незавидные.

Учитывая функциональные возможности мультимедийных центров, можно сформулировать и основные требования, которым они должны соответствовать.

Прежде всего, поскольку речь идет о компьютерах, которые способны заменить собой устройства бытовой электроники, особое внимание должно уделяться корпусу такого ПК. Мультимедийные центры выполняются в стильных корпусах типа Desktop, оснащенных пультом дистанционного управления, которые по своему внешнему виду не отличаются от бытовых DVD-проигрывателей. В большинстве случаев на передней панели таких корпусов помещается ЖК-экран для отображения статуса работы компьютера. Пожалуй, именно корпус имеет первостепенное значение для мультимедийного центра.

Кроме того, мультимедийные центры должны быть малошумными, поэтому необходимо обеспечить такое сочетание комплектующих, которое позволяет использовать эффективную, но в то же время малошумную систему охлаждения.

Следующий важный аспект — это аудиоподсистема мультимедийного центра. Поскольку мультимедийные центры заменяют собой и музыкальный центр, и DVD-проигрыватель, и домашний кинотеатр, необходимо, чтобы в них была установлена звуковая карта, обеспечивающая звук в формате 5.1 или выше.

Понятно, что любой мультимедийный центр должен быть оснащен мультиформатным оптическим приводом, обеспечивающим возможность чтения и записи DVD-дисков различных форматов.

Немаловажной для мультимедийного ПК является и его видеоподсистема. В данном случае речь не идет о мощной игровой видеокарте, поскольку мультимедийный центр — это не игровой ПК. Однако видеокарта в нем должна обладать такими функциональными возможностями, как поддержка аппаратного кодирования и декодирования различных видеоформатов, обеспечение совместной работы с ТВ-тюнером или с платой видеозахвата с возможностями по аппаратной обработке видеосигнала.

Учитывая требования, предъявляемые к видеоподсистеме мультимедийного центра, нелишне отметить, что вкупе с видеокартой он, как правило, оснащается и ТВ-тюнером, позволяющим использовать центр в качестве телевизора.

Следующее требование, предъявляемое к мультимедийному центру, — это широкие коммуникационные возможности. В данном случае речь идет о том, что мультимедийный центр должен не только иметь широкополосное подключение к Интернету, но и обладать возможностью ретрансляции цифрового контента на другие ПК или устройства. Поэтому, кроме традиционного сетевого интерфейса Fast Ethernet или Gigabit Ethernet, мультимедийный центр должен оснащаться беспроводным адаптером стандарта 802.11g или подключаться к беспроводной точке доступа (беспроводному маршрутизатору). В последнем случае желательно, чтобы в мультимедийном центре было два сетевых интерфейса Fast Ethernet или Gigabit Ethernet.

Ну и последнее требование, предъявляемое к мультимедийному центру, — это уровень его производительности, который определяется установленным процессором, а также типом и объемом памяти. В идеале уровень производительности мультимедийного центра должен соответствовать типу решаемых на нем задач. Мультимедийный центр — это не высокопроизводительный игровой ПК и не графическая станция, поэтому мощная процессорная подсистема в данном случае необязательна. В то же время мультимедийный центр должен обеспечивать возможность обработки цифрового контента, как-то: редактирование цифровых фотографий, редактирование и конвертирование звуковых файлов, редактирование и конвертирование видеофайлов. Кроме того, учитывая специфику использования компьютера в качестве мультиимедийного центра, его процессорная подсистема должна предоставлять возможность эффективной многопоточной и многозадачной обработки данных.

Аппаратная конфигурация мультимедийного центра

Итак, после того как требования, предъявляемые к мультимедийным центрам, сформулированы, можно перейти к следующему пункту — аппаратной конфигурации, которая должна позволить реализовать все вышеперечисленные функциональные возможности.

Корпус

Как уже отмечалось, выбор корпуса ПК класса Entertainment имеет первостепенное значение. Дело в том, что корпус определяет не только внешний вид мультимедийного центра, но и его функциональные возможности.

На российском рынке предлагается множество разнообразных корпусов для мультимедийных центров от разных производителей. В данную категорию попадают как десктопные корпуса, так и компактные barebone-системы. Отличительный признак корпусов, ориентированных на мультимедийные центры, — наличие пульта дистанционного управления, входящего в комплект поставки корпуса.

Традиционно корпуса для мультимедийных центров бывают либо черного, либо металлического цвета. Нередко встречаются и комбинации этих цветов, когда корпус имеет черную окраску, а передняя панель выполнена под металл.

Довольно часто лицевая панель корпуса или отдельные ее элементы изготавливаются из пластика и окрашиваются под металл (речь идет о десктопных корпусах, а не о barebone-системах). Для стильных корпусов, которые размещаются в тумбе для видео- и аудиоаппаратуры, такое решение явно не приемлемо, поскольку выглядит как дешевая подделка под качественную технику.

Как уже отмечалось, корпус во многом определяет функциональные возможности мультимедийного центра, поэтому при его выборе необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  • наличие отсека для установки оптического привода;
  • формфактор оптического привода, совместимого с данным типом корпуса;
  • количество установочных мест для жестких дисков;
  • количество установочных мест для вентиляторов;
  • возможность вывода USB-портов на лицевую панель корпуса;
  • наличие картридера или места для его установки;
  • формфактор материнской платы, совместимой с данным корпусом;
  • формфактор блока питания, совместимого с данным корпусом;
  • возможность использования полноразмерных PCI-карт (особенно актуально для Slim-корпусов);
  • наличие ЖК-дисплея на лицевой панели корпуса.

Рассмотрим каждый из перечисленных критериев более подробно. Требование наличия отсека для установки оптического привода является очевидным и вряд ли нуждается в комментариях. Отметим, что некоторые модели корпусов не допускают использования стандартных по длине оптических приводов и требуют применения укороченных приводов.. Дело в том, что если ширина и высота оптического привода стандартизированы, то его длина может быть разной и варьируется от 16,5 до 19 см.

Количество установочных мест для жестких дисков — еще одна немаловажная характеристика корпуса. Желательно, чтобы диски помещались в специализированную съемную корзину — это облегчает их монтаж. Что же касается количества мест для установки дисков, то лучше, если их два. Это позволяет выделить диск для операционной системы и программ, а второй диск использовать в качестве хранилища данных.

От количества мест для размещения дополнительных вентиляторов внутри корпуса зависит эффективность системы теплоотвода. Для корпусов типа десктоп вполне достаточно двух мест для вентиляторов. При этом важно, чтобы в корпусе были предусмотрены вентиляционные отверстия для забора холодного воздуха и выдува наружу горячего. Кроме того, в комплекте с корпусом должны поставляться дополнительные вентиляторы.

Следующий момент — это возможность вывода разъемов USB и IEEE-1394 на лицевую панель. В противном случае при временном подключении устройств с соответствующим интерфейсом, таких как флэш-память, вы столкнетесь со множеством трудностей.

Картридер является непременным атрибутом современного мультимедийного центра, и если в корпусе нет штатного картридера, то необходимо предусмотреть возможность его установки: в корпусе должен иметься отсек для установки устройства с формфактором 3,5 дюйма.

Компактные модели корпусов для мультимедийных центров нередко допускают установку материнских плат только с формфактором micro-ATX. Функциональные возможности плат с таким формфактором несколько уже возможностей плат с формфактором ATX, однако их вполне достаточно для мультимедийных центров. В этом смысле не столь важно, какую именно материнскую плату использовать. Главное, чтобы по своему формфактору она соответствовала корпусу.

Корпуса для ПК класса Entertainment могут поставляться как с блоком питания, так и без него. Как правило, для мультимедийных центров в силу их специфики не требуются мощные блоки питания — мощности в 350-420 Вт будет вполне достаточно. Куда более важным обстоятельством является формфактор блока питания. Дело в том, что в некоторых моделях тонких корпусов предполагается применение нестандартных по своим размерам блоков питания (как правило, в этом случае корпуса уже укомплектованы такими блоками питания). Ну а учитывая, что выход из строя блока питания — одна из наиболее частых поломок, понятно, что в случае использования нестандартного по размерам блока питания его замена может оказаться непростой задачей. Поэтому желательно, чтобы корпус мультимедийного центра предусматривал возможность применения блока питания стандартного формфактора.

При использовании тонких корпусов (Slim-корпусов) необходимо также учитывать возможность применения полноразмерных (full-size) PCI-карт. Дело в том, что некоторые модели Slim-корпусов могут допускать установку только укороченных по высоте PCI-карт. В этом случае неизбежно возникнут проблемы при выборе видеокарты для подобного корпуса. Иногда полноразмерные PCI-карты и видеокарта с интерфейсом AGP или PCI Express x16 устанавливаются горизонтально (параллельно материнской плате), для чего используется специальный переходник «елочка». Однако оптимальным является применение обычных полноразмерных плат, устанавливаемых вертикально (перпендикулярно материнской плате).

Еще один аспект, на который стоит обращать внимание при выборе корпуса, — это наличие ЖК-дисплея на лицевой панели. В принципе, такой дисплей вовсе не обязателен, поскольку не несет какой-либо функциональной нагрузки и представляет собой просто моддинговый аксессуар. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в некоторых случаях для активизации работы такого дисплея требуется устанавливать операционную систему Windows XP Media Center Edition 2005, так как при использовании традиционной ОС типа Windows XP такой ЖК-дисплей не функционирует, создавая впечатление неработающей техники.

Ну и последнее обстоятельство, на которое необходимо обратить пристальное внимание при выборе корпуса для мультимедиацентра, — возможность создания эффективной, но в то же время малошумной системы охлаждения. Конечно же, сам по себе корпус не является системой охлаждения, однако именно от типа корпуса зависит, сколько и каких вентиляторов можно установить, а кроме того, импеданс корпуса (сопротивление воздушному потоку) определяет, насколько эффективным будет отвод тепла. Немаловажный фактор для малошумных систем — толщина стенок корпуса. Если толщина стенок корпуса мала, то возможен эффект резонирования и дребезжания. Поэтому желательно, чтобы толщина стенок была не менее 0,8 мм.

Примером идеального корпуса для мультимедийного центра может служить Zalman HTPC Enclosure HD160, который мы и рассмотрим (рис. 1).

 

Рис. 1. Корпус Zalman HTPC Enclosure HD160

Компания Zalman выпускает два типа корпусов — черные или серебристые. Независимо от цвета корпус целиком выполнен из алюминия.

Корпус HTPC Enclosure HD160 предусматривает горизонтальное расположение, его габариты составляют 435x420x160 мм. Толщина стенок корпуса равна 2 мм, а лицевой панели — 7 мм. Понятно, что это полностью исключает вибрацию, а значит, создает неплохие предпосылки для построения малошумных ПК. При этом вес корпуса всего 4,8 кг.

По внешнему виду корпус HTPC Enclosure HD160 почти невозможно отличить от Hi-Tec-усилителя или музыкального центра. И только детальное исследование лицевой панели (наличие кнопок Power, Reset, светодиодных индикаторов Power LED, HDD LED, а также разъемов USB и Firewire) позволяет понять, что перед нами компьютер.

Помимо светодиодных индикаторов, кнопок включения питания и перезагрузки, на передней панели находится ручка регулирования громкости звучания. Кроме того, как и положено настоящему мультимедийному центру, корпус оснащен ЖК-дисплеем. Здесь же имеется встроенный картридер, совмещенный с двумя USB-портами, портом FireWire и разъемами для подключения микрофона и наушников.

Немаловажным обстоятельством является тот факт, что корпус HTPC Enclosure HD160 допускает использование системных плат с формфактором ATX или microATX, а также предусматривает установку стандартного блока питания формфактора ATX. Возможна установка полноразмерных PCI-карт в вертикальном положении.

Весьма продуманной является конструкция корпуса и в плане возможности по созданию эффективной системы охлаждения. Обе боковые стенки имеют вентиляционные отверстия, выполненные в виде мелкой сетки, в верхней крышке корпуса прямо над кулером процессора есть вентиляционное отверстие, а на задней панели установлены два дополнительных 80-мм вентилятора. Кроме того, высота корпуса позволяет применять различные кулеры для процессора.

Несмотря на компактные размеры корпуса HTPC Enclosure HD160, в нем можно разместить до трех жестких дисков и, конечно, оптический привод. Для крепления жестких дисков предусмотрены резиновые демпферы, что уменьшает уровень шума, создаваемый при их работе.

Добавим также, что корпус поставляется с пультом дистанционного управления и отвечает всем требованиям, предъявляемым к корпусам для мультимединых центров.

Отметим, что данный корпус не комплектуется блоком питания.

Блок питания

Как уже отмечалось, при выборе блока питания для мультимедийного центра важно, чтобы по размерам он был совместим с корпусом. При этом желательно использовать стандартные по размерам блоки питания. Мощность блока питания в данном случае не столь актуальна. Для мультимедийных центров вполне достаточно блоков питания мощностью 350-460 Вт, а в некоторых случаях даже меньше.

Для мультимедийного центра лучше всего подходят малошумные блоки питания серии Silent. Такие блоки питания, как правило, оснащаются 120-мм вентиляторами с регулируемой скоростью вращения. Кроме того, необходимо обращать внимание на соответствие расположения вентилятора на блоке питания креплению блока в корпусе. К примеру, многие современные блоки питания имеют 120-мм вентилятор, находящийся в нижней части. При традиционной горизонтальной установке в обычный корпус ПК башенного типа подобное размещение вентилятора способствует отводу тепла из корпуса компьютера. Однако если такой блок питания установить горизонтально в Slim-корпус, то нижний вентилятор окажется у самого дна корпуса. Мало того что при таком расположении он не будет отводить тепло из корпуса и блока питания, но еще и начнет очень сильно шуметь. Поэтому, если в блоке питания используется вентилятор, расположенный снизу, то он подходит только для декстопных корпусов, предусматривающих вертикальное расположение блока питания, когда вентилятор оказывается обращенным внутрь корпуса.

Примером малошумного блока питания с нижним расположением вентилятора может служить блок питания Zalman ZM460-APS с мощностью 460 Вт. Попутно отметим, что в корпусе Zalman HTPC Enclosure HD160 предусмотрено именно вертикальное расположение блока питания, когда вентилятор оказывается обращенным внутрь системного блока. Собственно, именно поэтому мы выбрали этот блок питания для нашего мультимедийного центра.

Материнская плата

Материнская плата, процессор и память — это основа любого компьютера. Выбирая материнскую плату, следует иметь в виду, что она определяет тип устанавливаемого процессора, тип и объем оперативной памяти и количество периферийных устройств, которые можно подключить к компьютеру, то есть определяет возможность дальнейшего масштабирования системы. Кроме того, от материнской платы далеко не в последнюю очередь зависит и производительность компьютера.

На российском рынке представлено так много плат разных производителей, что даже перечислить их все невозможно. Тайваньские производители (именно на Тайване выпускается подавляющее большинство материнских плат) продолжают активно завоевывать российский рынок, и на прилавках компьютерных магазинов все еще появляется малоизвестные материнские платы. Если вы не уверены в качестве платы, то лучше проигнорируйте все заверения продавца, а также ее привлекательную стоимость и пройдите мимо. Помните: скупой платит дважды. Велика вероятность того, что такая noname-плата будет глючить, а найти причину нестабильной работы, как правило, довольно сложно. Поэтому лучше остановить свой выбор на платах известных производителей, таких как ASUS, Gigabyte, Foxconn, Intel или MSI. У каждой из этих компаний разнообразная линейка материнских плат с разными чипсетами и функциональными возможностями. Не лишним будет и наличие технической поддержки на сайте производителя (последние версии BIOS, утилиты для их обновления, драйверы и т.д.).

Итак, давайте теперь сформулируем основные правила, на основе которых должна выбираться материнская плата. Она должна соответствовать:

  • назначению ПК;
  • типу процессора;
  • блоку питания;
  • типу кулера процессора;
  • типу видеокарты;
  • типу памяти;
  • типу жестких дисков.

Соответствие материнской платы назначению ПК

Одно из главных правил при выборе материнской платы — это ее соответствие типу ПК. Компьютеры бывают разные: игровой домашний ПК, высокопроизводительный компьютер для работы, офисный ПК, бюджетный компьютер начального уровня или мультимедийный центр. Назначение ПК определяет в первую очередь тип используемого процессора и чипсет, на базе которого построена материнская плата.

Поскольку речь идет о материнской плате для мультимедийного центра, необходимо учитывать некоторую специфику применения компьютера, чтобы не переплачивать за неиспользуемые опции. Как уже отмечалось, для мультимедийных центров вполне достаточно материнских плат с формфактором micro-ATX, которые стоят дешевле плат с формфактором ATX. Впрочем, если размеры корпуса позволяют, можно применить и плату с формфактором ATX. Функциональные возможности материнских плат и их производительность определяются в первую очередь установленным на них чипсетом. К тому же в борьбе за покупателя все производители материнских плат интегрируют на них различные дополнительные устройства, которые для мультимедийного центра являются, как правило, избыточными. К примеру, нет необходимости приобретать плату с двумя интегрированными RAID-контроллерами, поскольку многодисковые системы хранения данных в мультимедийных центрах не применяются. Еще один совет: не покупайте плату с интегрированным графическим контроллером, поскольку в мультимедийном центре предполагается использование графической карты. В то же время стоит обратить внимание на наличие сетевого (желательно гигабитного) контроллера. Не лишним будет упомянуть, что на плате должен присутствовать контроллер SATA II для подключения жестких дисков (если модель платы новая, то такой контроллер на ней есть). Кроме того, на плате в обязательном порядке должна быть интегрированная звуковая карта формата 5.1 или 7.1. К примеру, неплохим выбором будет решение Intel High Definition Audio (IHDA), применяемое в современных чипсетах Intel.

Ну и последнее, на что имеет смысл обратить внимание при выборе платы для мультимедийного центра, — это возможность создания малошумной системы на базе материнской платы. В данном случае приходится учитывать такие тонкости, как наличие пассивных радиаторов на северном и южном мостах чипсета и радиатора на VRM-модуле, а также возможность динамического управления скоростью вращения кулера процессора и дополнительных вентиляторов.

Смысл динамического управления скоростью вращения вентиляторов заключается в том, что интенсивность воздушного охлаждения, определяемая скоростью вращения вентиляторов, должна зависеть от текущей температуры процессора. Существуют два основных способа динамического управления скоростью вращения вентиляторов, реализуемых на современных материнских платах:

  • управление по постоянному току (DC);
  • управление с использованием широтно-импульсной модуляции напряжения (PWM).

В технологии управления по постоянному току меняется уровень постоянного напряжения, подаваемого на электромотор вентилятора. Диапазон изменения напряжения составляет от 6 до 12 В и зависит от конкретной материнской платы. Данная схема управления скоростью вращения вентилятора довольно проста: контроллер на материнской плате, анализируя текущее значение температуры процессора (через встроенный в процессор термодатчик), выставляет нужное значение напряжения питания вентилятора. До определенного значения температуры процессора напряжение питания минимально, а следовательно, и вентилятор вращается на минимальных оборотах и шумит слабо. Как только температура процессора достигает некоторого порогового значения, напряжение питания вентилятора начинает динамически меняться вплоть до максимального значения в зависимости от температуры. Соответственно меняются и скорость вращения вентилятора, и уровень создаваемого шума.

Рассмотренная технология динамического управления скоростью вращения вентилятора применяется на всех современных материнских платах (как для процессоров Intel, так и для процессоров AMD). Для ее реализации необходимо установить соответствующую схему управления в BIOS материнской платы и использовать трехконтактный вентилятор. Отметим, что большинство процессорных кулеров являются именно трехконтактными. Два контакта — это напряжение питания вентилятора, а третий — это сигнал тахометра, подавляемый самим вентилятором и необходимый для определения текущей скорости его вращения. Сигнал тахометра представляет собой прямоугольные импульсы напряжения, причем за один оборот вентилятора формируются два импульса напряжения. Зная частоту следования импульсов тахометра, можно определить скорость вращения вентилятора.

Альтернативой технологии динамического управления скоростью вращения вентилятора кулера процессора является широтно-импульсная модуляция (Pulse Wide Modulation, PWM) напряжения питания вентилятора. Идея ее весьма проста: вместо того чтобы изменять амплитуду напряжения питания вентилятора, напряжение подают на вентилятор импульсами определенной длительности. Амплитуда импульсов напряжения и частота их следования неизменны, меняется только их длительность. Фактически вентилятор периодически включают и выключают. Подобрав частоту следования импульсов и их длительность, можно управлять скоростью вращения вентилятора.

Реализация широтно-импульсной модуляции напряжения вентилятора осуществляется на материнской плате с помощью PWM-контроллера. Отметим, что данный тип управления поддерживается только материнскими платами для процессоров Intel.

PWM-контроллер, в зависимости от текущей температуры процессора, формирует последовательность импульсов напряжения с определенной скважностью. Однако это еще не импульсы напряжения, которые подаются на электродвигатель вентилятора. Последовательность импульсов, создаваемая PWM-контроллером, используется для управления электронным ключом (транзистором), отвечающим за подачу напряжения (12 В) на электродвигатель.

Кулеры, поддерживающие PWM-управление, должны быть четырехконтактными. При этом два контакта необходимы для подачи напряжения 12 В, третий контакт — это сигнал тахометра, подаваемый вентилятором и необходимый для определения текущей скорости вращения, а четвертый контакт применяется для связи с PWM-контроллером.

Скважность PWM-импульсов зависит от текущей температуры процессора. Если температура процессора ниже некоторого порогового значения, скважность импульсов минимальна. Следовательно вентилятор вращается на минимальной скорости и издает лишь слабый шум. При превышении порогового значения температуры процессора скважность импульсов начинает линейно меняться наряду с температурой, увеличиваясь вплоть до 100%. Таким образом, и скорость вращения вентилятора, и уровень создаваемого им шума изменяются в зависимости от температуры процессора.

В заключение отметим, что для реализации PWM-управления скоростью вращения кулера необходимо активировать данный режим управления в BIOS материнской платы.

Соответствие типу процессора

При выборе материнской платы необходимо учесть, что процессоры Intel и AMD оснащаются различными разъемами. Для процессоров Intel это разъемы LGA775 и Socket 478. Для процессоров AMD — Socket 939 и Socket 745. Если процессор уже имеется и под него подбирается материнская плата, то вариантов нет: нужна плата, которая будет в точности соответствовать разъему процессора. Если процессор тоже предстоит покупать, то лучше ориентироваться на платы с разъемами LGA775 (процессоры Intel) или Socket 939 (процессоры AMD).

Соответствие блоку питания

Следующий момент, который необходимо учитывать при выборе материнской платы, — это соответствие разъемов на материнской плате и на блоке питания. Существует два типа разъемов ATX (22-контактный и 24-контактный) и два типа дополнительных разъемов ATX (4-контактный и 8-контактный (EATX)). В принципе, эти разъемы совместимы друг с другом, но есть небольшой нюанс. Если блок питания имеет 8-контактный EATX-разъем, а плата снабжена 4-контактным ATX-разъемом, то не факт, что можно будет подключить разъем блока питания к разъему материнской платы. Довольно часто на материнской плате рядом с ATX-разъемом располагаются конденсаторы, которые препятствуют подключению EATX-разъема блока питания.

Соответствие типу кулера процессора

Казалось бы, если на кулере обозначено, что его можно использовать с процессорами Intel с разъемом LGA775 или с процессорами AMD с разъемом Socket 939, то все в порядке. Однако бывают и неприятные исключения. Например, установке некоторых кулеров могут мешать конденсаторы на плате, а в некоторых платах VRM-модуль процессора выполняется в виде отдельной платы, устанавливаемой в специальный слот, и если боксовый вариант кулера не задевает этот VRM-модуль, то массивные кулеры сторонних производителей могут оказаться несовместимыми с такими платами. Следует иметь в виду, что все платы гарантированно совместимы с боксовыми вариантами кулеров (которые, кстати, являются далеко не оптимальным решением). Что же касается использования других кулеров, то в каждом конкретном случае вопрос решается по-разному.

Соответствие типу видеокарты

При выборе материнской платы необходимо также учитывать интерфейс видеокарты. В настоящее время существует два варианта интерфейса видеокарт: PCI Express x16 и AGP8X. Интерфейс AGP8Х считается уже устаревшим, однако видеокарты с таким интерфейсом и материнские платы со слотом AGP8X все еще продаются. В силу того что видеокарты для мультимедийных центров должны поддерживать специфические возможности по обработке видеоданных, а такими возможностями наделены только видеокарты нового поколения с интерфейсом PCI Express x16, необходимо, чтобы на материнской плате имелся разъем PCI Express x16.

Соответствие типу памяти

Еще одно важное обстоятельство при выборе материнской платы — ее соответствие типу оперативной памяти. В настоящее время распространены два типа памяти: DDR и DDR2, причем модули памяти разных типов не совместимы друг с другом. Если материнская плата поддерживает процессор AMD, то единственный тип памяти, с которым будет работать такая плата, — это DDR. А вот в новой модели платы под процессор Intel используется память DDR2.

Соответствие типу жестких дисков

Следующее правило, которое необходимо соблюдать при выборе материнской платы, — это соответствие материнской платы типу жестких дисков. В настоящее время существует три типа интерфейсов жестких дисков: SATA, SATA II и PATA, причем первые два типа совместимы друг с другом. Следовательно, на материнской плате должны быть разъемы для подключения SATA- и PATA-дисков. Если речь идет о новой модели материнской платы, то в ней в обязательном порядке имеются SATA-разъемы (как правило, четыре и более), а вот количество PATA-разъемов может разочаровать. Дело в том, что если в ПК предполагается устанавливать PATA-диск, а на плате имеется всего один PATA-разъем, то на один шлейф придется вешать и оптический привод, и жесткий диск, что не лучшим образом повлияет на производительность последнего. Поэтому необходимо заранее поинтересоваться количеством PATA-портов на материнской плате либо купить современный SATA-диск.

Процессор

Выбор процессора всегда оказывается самой непростой задачей. В первую очередь необходимо определиться, от какой компании будет процессор — Intel или AMD. Давать какие-либо советы в данном случае довольно сложно, поскольку в модельном ряде процессоров и той и другой компании имеются модели, в полной мере подходящие для мультимедийных центров. Поэтому вместо того, чтобы пускаться в рассуждения о том, какие процессоры лучше, мы ограничимся простыми рекомендациями. Прежде всего стоит отметить, что специфика мультимедийных центров не требует использования топовых, высокопроизводительных процессоров, более того — их применение не рекомендуется, поскольку в данном случае придется использовать мощный кулер процессора, в результате чего создание малошумной системы может оказаться просто невозможным.

Еще один аспект, который необходимо учитывать при выборе процессора, — это выбор между одноядерным или двухъядерным процессором. В данном случае можно дать следующую рекомендацию. С учетом того, что компьютер приобретается не на один месяц и все большее количество приложений оптимизируются под двухъядерные процессоры, в мультимедийных центрах имеет смысл использовать именно двухъядерные процессоры. К примеру, если речь идет о процессорах компании Intel, то для мультимедийного центра неплохим выбором будут процессоры Intel Pentium D 920/930/940/.

Видеокарта

Как уже отмечалось, мультимедийному центру не требуется высокопроизводительная и к тому же дорогая игровая видеокарта, — главное, чтобы видеокарта имела такие функции, как поддержка аппаратного кодирования и декодирования различных видеоформатов, аппаратная поддержка обработки видеосигнала, поддержка технологии по захвату видеоизображения.

Современные видеокарты оснащены такими возможностями. В видеокартах на графических процессорах ATI подобная технология называется AVIVO, а на графических процессорах NVIDIA — PureVideo.

Рассмотрим, к примеру, возможности технологии AVIVO, которая включает как целый ряд новых видеотехнологий по захвату и сжатию видеоизображения, так и новый конвейер, выполняющий дальнейшую обработку видеосигнала. Видеоконвейер состоит из нескольких функциональных блоков, реализующих захват цифрового или аналогового видеосигнала, его кодирование, декодирование, постобработку и вывод на экран телевизора или дисплея.

Разумеется, не все устройства имеют или используют полный видеоконвейер — например ПК, не имеющий ТВ-тюнера или карты видеозахвата, не сможет обеспечить захват аналогового видеоизображения.

Процесс обработки видеосигнала в конвейере начинается с его захвата, под которым понимается получение видеосигнала и его первичная обработка, включающая несколько стадий: автоматическое усиление, аналогово-цифровое преобразование, гребенчатая фильтрация и шумопонижение.

Автоматическое усиление позволяет динамически регулировать уровень входного сигнала для получения правильного контраста цветов и максимальной яркости изображения. Для оцифровки аналогового сигнала при его захвате используется 12-разрядный АЦП, что позволяет минимизировать шум квантования и повысить детализацию сигнала для улучшения внутренней обработки. Гребенчатая фильтрация (3D Comb Filtering) — это разделение цветового и яркостного компонента аналогового видеосигнала, который необходим в том случае, если эти компоненты транслируются вместе (например, сигналы в традиционном телевидении или композитный сигнал). От автоматического шумопонижения при захвате сигнала в немалой степени зависят все остальные этапы обработки сигнала.

После захвата видеосигнал подвергается кодированию (компрессии). Даже в том случае, когда захватывается цифровой сигнал, его нередко приходится приводить либо к другому формату, либо к другому разрешению или битрейту. Все новые графические процессоры семейства ATI Radeon X1000 поддерживают программно-аппаратное кодирование видеосигнала.

Следующий блок видеоконвейера выполняет функции аппаратного декодирования видеосигнала. Известно, что воспроизведение видеосигнала, закодированного современными форматами сжатия, — весьма ресурсоемкая задача, особенно если речь идет о видео высокого разрешения. Основная нагрузка при этом ложится на центральный процессор, что налагает определенные ограничения на его производительность. При аппаратной поддержке декодирования со стороны видеокарты утилизация центрального процессора снижается, в результате чего даже видео высокого разрешения можно воспроизводить без притормаживания.

Видеокарты с технологией AVIVO поддерживают аппаратное декодирование таких форматов, как MPEG-2, MPEG-4, WMV9, H.264 и VC-1. Напомним, что кодек H.264 представляет собой формат сжатия для перспективных стандартов Blu-Ray и HD-DVD. Понятно, что для реализации аппаратной поддержки декодирования видео требуются как специальные декодеры (ATI DVD Decoder, Cyberlink H.264 video decoder), так и проигрыватели.

Немаловажным этапом в обработке видеоданных является постобработка, которая предназначена для улучшения качества выводимого на экран видео и включает такие операции, как деинтерлейсинг, масштабирование изображения, изменение количества кадров в секунду, цветовая коррекция, шумоподавление и уменьшение артефактов блочности. Особенно важен этот этап в том случае, когда исходный видеосигнал имеет чересстрочную развертку, а устройство отображения поддерживает прогрессивную развертку — это возможно, в частности, при воспроизведении телевизионного сигнала на мониторе. В этом случае необходим перевод чересстрочного видеоизображения в прогрессивное при помощи процесса, называемого деинтерлейсингом.

Технологией AVIVO предусматривается так называемый векторно-адаптивный деинтерлейсинг. Если движение обрабатываемого фрагмента в кадре невелико, то для построения прогрессивного кадра используются данные одного поля. Для фрагментов с быстрым движением используются данные, интерполированные по нескольким векторам, что обеспечивает полученному прогрессивному кадру максимально возможную детализацию.

Последний функциональный блок видеоконвейера AVIVO — это блок вывода изображения на экран, включающий два независимых друг от друга симметричных конвейера для поддержки двух дисплеев.

Из всего вышесказанного следует, что технология AVIVO является весьма полезной функцией для мультимедийных центров. Осталось лишь добавить, что данная технология реализована в видеокартах, построенных на графических процессорах семейства ATI Radeon X1000. Оптимальным решением для мультимедийного центра, на наш взгляд, в данном случае будет видеокарта на базе графического процессора ATI Radeon X1300Pro или ATI Radeon X1600XT.

Что касается видеокарт на базе графических процессоров компании NVIDIA, то для мультимедийных центров мы можем рекомендовать видеокарты nVIDIA GeForce 7600 GT/GS, GeForce 7300 GT/GS или GeForce 6600 GT.

Выбор конкретного производителя видеокарты в данном случае значения не имеет — это может быть видеокарта ASUS, Gigabyte или Sapphire. Главное, чтобы на видеокарте была установлена пассивная система охлаждения, что крайне важно для мультимедийных центров.

Дисковая подсистема

Все современные модели жестких дисков имеют интерфейс SATA II и обладают практически одинаковой производительностью. Во всяком случае, заметить разницу в производительности без использования специальных бенчмарков не представляется возможным. Поэтому при выборе жестких дисков для мультимедийного центра следует обращать внимание не на производителя и конкретную модель, а на объем диска. Кроме того, стоит задуматься и над тем, сколько именно дисков нужно устанавливать.

Учитывая специфику мультимедийного центра, который должен обеспечивать возможность записи и хранения коллекции фильмов и музыкальных файлов, а также цифровых фотографий, дисковая подсистема мультимедийного центра должна быть максимально большой либо предусматривать возможность дальнейшего масштабирования.

Оптимально использование в мультимедийном центре двух дисков: диска для операционной системы и установленных программ и диска для данных. Первый диск может быть небольшого объема — вполне достаточно 120 Гбайт. Что касается диска, используемого для хранения данных, то здесь экономить не стоит: его минимальная емкость должна составлять 250 Гбайт, а еще лучше — 500 Гбайт. Возможен также вариант, когда для хранения данных используется не один, а два или три диска, которые можно объединить в RAID-массив уровня 0.

Оптический привод

При выборе оптического привода нужно прежде всего решить вопрос о его функциональности. Устанавливать в современный ПК (и уж тем более в мультимедийный центр) обычный CD-привод не имеет смысла: здесь больше всего подойдет пишущий DVD-привод.

Все пишущие DVD-приводы одновременно являются и CD-RW-приводами, то есть пишут CD-R- и CD-RW-диски. Кроме того, все современные пишущие DVD-приводы являются мультиформатными, то есть поддерживают различные типы записи (DVD-R/RW, DVD+R/RW, DVD-R DL, DVD+R DL). Конечно же, для мультимедийных центров необходимо использовать именно такие мультиформатные пишущие DVD-приводы. Что касается конкретного производителя, то мы рекомендуем использовать приводы компаний Plextor, Sony и NEC.

Операционная система

Формально операционная система не имеет прямого отношения к аппаратной конфигурации мультимедийного центра. В то же время именно операционная система во многом определяет функциональные возможности компьютера. Если говорить о мультимедийных центрах, то оптимальным решением можно считать использование операционной системы Windows XP Media Center Edition 2005, которая, помимо традиционных возможностей операционной системы Windows XP, предоставляет в распоряжение пользователя и ряд специфических функциональных возможностей, специально разработанных для мультимедийных центров.

Примеры конфигураций

Чтобы подытожить все вышеизложенное, приведем несколько вариантов возможных конфигураций мультимедийных центров, которые полностью отвечают всем перечисленным критериям. Отметим, что разнообразие корпусов и комплектующих не позволяет назвать все возможные конфигурации, поэтому ограничимся лишь платформами, поддерживающими процессор Intel, и набором комплектующих от наиболее известных производителей.

Также отметим, что, несмотря на большое количество производителей корпусов, далеко не все корпуса типа desktop можно использовать для мультимедийных центров.

Примеры конфигурации мультимедийных центров приведены в таблице.

 

Инструкция по сборке мультимедийного центра

Сборка мультимедийного центра ничем не отличается от сборки обычного ПК, а ее последовательность во многом определяется особенностями корпуса. Поэтому в качестве примера мы рассмотрим сборку мультимедийного центра с использованием корпуса Zalman HTPC Enclosure HD160, а также дадим ряд общих советов, касающихся сборки любого ПК.

Как правило, последовательность сборки любого компьютера в десктопном корпусе выглядит следующим образом:

  • установка процессора;
  • установка кулера;
  • установка модулей памяти;
  • укладка шлейфа оптического привода;
  • монтаж материнской платы;
  • монтаж и подключение жестких дисков;
  • монтаж блока питания и укладка кабелей;
  • подключение проводников фронтальной панели и других кабелей (кроме картридера);
  • установка видеокарты;
  • инсталляция операционной системы и всех необходимых драйверов;
  • подключение картридера.

Рассмотрим каждый из этих шагов (за исключением самых очевидных) более подробно.

Установка процессора

Для установки процессора необходимо поднять фиксирующую рамку и вставить процессор в разъем так, чтобы выемки на процессоре совпали с выступами на разъеме (рис. 2), а затем опустить фиксирующую рамку на место. При установке процессора следует соблюдать осторожность — никаких усилий прикладывать нельзя.

 

 

Рис. 2. Установка процессора

Перед установкой кулера на поверхность процессора необходимо нанести слой термопасты, что способствует улучшению теплоотвода между поверхностью процессора и радиатором кулера. Впрочем, здесь нужно сделать небольшое замечание. Если вы приобрели так называемый боксовый вариант процессора, который поставляется вместе со штатным кулером, то наносить термопасту не нужно. Боксовые кулеры содержат специальное покрытие, выполняющее функции термопасты. В случае использования любого другого кулера наносить термопасту обязательно. Как правило, кулеры продаются вместе с термопастой, однако ее можно приобрести и отдельно.

Наиболее распространенной ошибкой начинающего пользователя в данном случае является неправильное нанесение термопасты: либо она вообще не размазывается по поверхности процессора, либо слой термопасты слишком толстый, что приводит к ухудшению теплоотдачи (слой термопасты должен быть не более 0,5 мм).

Очень удобно наносить термпасту с помощью визитной карточки: ее разрезают вдоль на две равные части, одной из которых термопаста размазывается, а с помощью второй удобно удалять излишки термопасты (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Нанесение термопасты с помощью визитки

Установка кулера

После того, как вы нанесли термопасту на поверхность процессора, необходимо установить кулер. Разные кулеры имеют различные варианты крепления. В некоторых случаях, например, применяется специальная монтажная рамка, устанавливаемая с обратной стороны материнской платы. Крепление кулера может осуществляться с помощью либо болтов, либо пластиковых защелок пистонного типа. При использовании последних сначала необходимо зафиксировать диагонально расположенные защелки, а затем уже — все остальные, что позволит избежать перекоса кулера. Кроме того, необходимо убедиться, что все защелки зафиксированы, для чего достаточно посмотреть на крепление с обратной стороны материнской платы.

Следующий этап сборки ПК — установка модулей памяти. Сложного здесь ничего нет — наличие специальных вырезов со стороны контактов не допускает их неправильной установки.

Укладка шлейфа оптического привода

После того как на материнской плате установлены кулер процессора и память, можно приступать к прокладке кабеля (шлейфа) оптического привода. В принципе, эту операцию можно было проделать и до установки процессора, но главное, чтобы кабель был проложен до монтажа самой материнской платы.

Хорошей укладкой шлейфа можно считать такую, при которой самого шлейфа практически не видно. И дело в данном случае не только в этикетке, но и в том, что болтающиеся кабели повышают импеданс корпуса и, как следствие, ухудшают эффективность отвода тепла из корпуса. А следовательно, самое подходящее место для шлейфа оптического кабеля — под материнской платой, вот почему прокладка шлейфа должна осуществляться до монтажа материнской платы.

Подсоединять шлейфы нужно по следующему правилу: крайний провод шлейфа имеет маркировку и считается первым — его необходимо совместить с первым контактом разъема (на материнской плате первый контакт имеет обозначение). Чтобы максимально упростить процедуру соединения, производители материнских плат делают в разъемах на материнских платах специальные вырезы, а в разъемах шлейфов — соответствующие выступы, которые и обеспечивают правильное соединение.

При соединении шлейфа с оптическим приводом следует учитывать одну маленькую хитрость: первый контакт разъема, с которым нужно совместить маркированный провод шлейфа, всегда располагается со стороны разъема питания.

Для подключения оптических приводов можно использовать два типа шлейфов: 40- и 80-контактные, однако мы рекомендуем брать именно 80-контактные, поскольку они обладают большей жесткостью, что важно при их сгибании.

Отметим, что в настоящее время встречаются не только классические плоские шлейфы, но и скрученные шлейфы в оплетке (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Скрученные шлейфы в оплетке

С такими шлейфами работать крайне неудобно, поскольку из-за большой толщины невозможно даже сложить их нужным образом, а говорить о профессиональной укладке шлейфа вообще не приходится. Поэтому такие шлейфы лучше не использовать.

При укладке шлейфов их приходится различным образом изгибать; в основном это делают двумя способами: простой сгиб и сгиб с разворотом.

Простой сгиб применяется в том случае, когда шлейф нужно повернуть на 90° (рис. 5). Обратите внимание, что независимо от того, каким образом сгибается шлейф (подгибается сверху или снизу), положение маркированного провода не меняется.

 

 

Рис. 5. Простой сгиб шлейфа

Нередко возникает ситуация, когда шлейф нужно не просто повернуть на 90°, но и изменить положение маркированного провода. В таком случае используется сгиб шлейфа с разворотом (рис. 6). Для этого сначала производится простой сгиб в сторону, противоположную требуемой, а затем кабель разворачивается (подгибается в обратную сторону).

 

  

Рис. 6. Сгиб шлейфа с разворотом

В некоторых случаях необходимо изменить положение маркированного провода без поворота шлейфа на 90°. Эта операция реализуется за счет последовательного сгиба с разворотом и простого сгиба (рис. 7).

 

   

Рис. 7. Изменение положения маркированного провода без поворота шлейфа

Еще один часто используемый прием при укладке шлейфа — параллельный сдвиг кабеля, который осуществляется путем двух простых сгибов (рис. 8).

 

Рис. 8. Параллельный сдвиг кабеля

Ну и последний широко распространенный прием — это подгонка длины шлейфа. Для этого кабель складывается гармошкой, а для фиксации используется стяжка (рис. 9).

 

 

Рис. 9. Подгонка длины шлейфа

После освоения всех приемов работы со шлейфом можно приступить к его укладке в корпусе. Как мы уже говорили, оптимальным является размещение шлейфа под материнской платой. Поэтому сначала примеряем шлейф с обратной стороны материнской платы, осуществив все необходимые сгибы (рис. 10). Важно, чтобы кабель не проходил под монтажными отверстиями для крепления материнской платы к корпусу. В нашем случае для укладки кабеля используется простой сгиб и сгиб с разворотом.

 

Рис. 10. Сначала шлейф примеряется с обратной стороны материнской платы

Далее необходимо осуществить (при необходимости) параллельный сдвиг и подгонку кабеля по длине с тем, чтобы попасть точно в разъем на оптическом приводе (в нашем случае такая подгонка не потребовалась) (рис. 11).

 

Рис. 11. Укладка шлейфа в корпусе

После того как все нужные изгибы шлейфа сделаны, можно приступать к монтажу самой материнской платы.

Монтаж материнской платы

Процесс монтажа материнской платы достаточно прост, однако и здесь имеются свои маленькие хитрости. Дабы не допустить болтающихся проводов от кулера процессора и от дополнительных вентиляторов, установленных на тыльной стороне корпуса, желательно пропустить их под материнской платой, зацепив за монтажные крепления (рис. 12).

 

Рис. 12. При монтаже материнской платы провода всех вентиляторов укладываются под материнской платой

Монтаж и подключение жестких дисков

После монтажа материнской платы устанавливается корзина с жесткими дисками и производится их подключение с помощью SATA-кабелей. Собственно, ничего сложного в этом нет и вся хитрость заключается лишь в том, как их уложить. Существует несколько типов SATA-кабелей, различающихся материалами оплетки и наличием или отсутствием замка на разъеме (рис. 13).

 

Рис. 13. Типы SATA-кабелей для подключения жестких дисков

Укладка SATA-кабеля подразумевает подгонку его по длине, что достигается несколькими способами. Один из самых простых — скручивание кабеля в спираль; его преимущество заключается в том, что длина спирали легко варьируется. Другие способы скручивания SATA-кабелей требуют использования фиксирующих стяжек. Различные варианты подгонки длины SATA-кабеля показаны на рис. 14, а подключение жестких дисков — на рис. 15.

 

Рис. 14. Различные варианты подгонки длины SATA-кабеля

Рис. 15. Подключение жестких дисков

Монтаж блока питания и укладка кабелей

Теперь можно приступать к монтажу блока питания, подключению и укладке кабелей. Оптимальный способ размещения кабелей блока питания зависит от особенностей корпуса, но главное, чтобы эти провода не болтались. Первоначально укладываются кабели, которые подключаются к разъемам материнской платы. В нашем случае мы расположили их таким образом, чтобы они проходили под корзиной с картридером и оптическим приводом (рис. 16).

 

Рис. 16. Укладка кабелей блока питания

Монтаж оптического привода

На следующем этапе монтируется корзина с оптическим приводом и картридером. Поскольку между боковой стенкой корпуса и самой корзиной имеется зазор, там можно разместить неиспользуемые кабели блока питания (рис. 17).

 

Рис. 17. Укладка неиспользуемых кабелей блока питания

После того как все устройства подключены и кабели уложены, содержимое системного блока выглядит надлежащим образом (рис. 18).

 

Рис. 18. Так выглядит системный блок после укладки всех кабелей и шлейфов

Подключение проводников фронтальной панели и других кабелей (кроме картридера)

Теперь остается правильно подсоединить провода всех индикаторов и кнопок корпуса к соответствующим разъемам на материнской плате. Разные корпуса имеют различные наборы таких проводов, и вовсе не обязательно, что все их удастся подсоединить. Самый главный из них — провод от кнопки включения компьютера. Маркировка этого провода может быть различной, но чаще всего встречается надпись «Power SW». Кроме того, нужно подсоединить провода от кнопки перезагрузки компьютера (как правило, с маркировкой «Reset»), провод индикатора активности жесткого диска и другие. После этого можно установить видеокарту.

Инсталляция операционной системы и всех необходимых драйверов

Теперь ваш компьютер готов к включению, но закрывать крышку еще рано. Попробуйте его включить и убедитесь, что все подсоединено правильно. Если вентилятор на процессоре начал вращаться, а на панели корпуса загорелся индикатор питания, то все подсоединено правильно и можно приступать к инсталляции операционной системы. Обратите внимание, что до установки операционной системы подключать картридер нельзя, — в противном случае жесткому диску не будет присвоена буква «С» и операционная система будет установлена на диск с другой буквой, что в дальнейшем может отразиться на работоспособности некоторых программ. Поэтому подключение картридера необходимо осуществлять только после установки операционной системы.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 6'2006

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует