oldi

Учителя изучают «Летопись»

Александр Прохоров

Люди учатся лучше в том случае,
если они работают над созданием конкретного объекта
и у них есть объекты для деятельности
и для размышления над этой деятельностью.

Сеймур Пейперт, выдающийся математик, программист,
психолог и педагог, один из основоположников
теории искусственного интеллекта, создатель языка Лого

 

20 сентября на базе Московского педагогического государственного университета прошел семинар, на котором преподавателям вуза, аспирантам и студентам-филологам (будущим учителям средних школ), а также приглашенным журналистам была продемонстрирована учебная среда «Летопись».

Российский опыт развития образовательного Интернета показывает, что одной из причин, тормозящих развитие школьной сетевой активности, является отсутствие у учителей и учеников практических навыков работы с современными социальными сетевыми сервисами. «Летопись» (http://Letopisi.ru) — это ресурс, который призван восполнить данный пробел.

Учебная среда «Летопись» представляет собой общенациональный образовательный вики-проект с международным участием, на страницы которого приглашаются школьники, студенты, учителя, а также все, кто хочет поделиться своими знаниями и научиться создавать разделы коллективной гипертекстовой энциклопедии.

Проект создан по инициативе корпорации Intel (Отдел образовательных программ Intel; http://www.intel.ru/education) и компании ЗАО «Транстелеком», основан на технологии «ВикиВики», получившей широкую известность благодаря всемирной энциклопедии «Википедии», и в нем используются те же принципы и тот же «Вики»-движок.

Проект быстро развивается и уже стал международным — в нем участвуют Фонд «Информационная Инициатива» (http://www.os.kz/), а также школы г.Алма-Аты (Республика Казахстан) и Украины.

«Летопись» не стремится дублировать всемирный проект «Википедия» (http://ru.wikipedia.org/), ее цель заключается скорее в том, чтобы научить школьников корректно работать в подобных коллективных средах. При этом нельзя сказать, что материалы «Летописи» имеют чисто тестовый характер — там уже сейчас набралось немало уникальных статей. Занятия в рамках учебного проекта позволят проявить себя любому участнику, и если в «Википедии» правила достаточно жесткие, то в «Летописи» вам предоставят больший простор для творчества.

Многие темы осветить в «Википедии» было бы просто невозможно. Там вряд ли позволят написать статью о школьной рок-группе, составить летопись вашей собственной семьи, рассказать о том, кем были ваши предки и кем вы себя видите в будущем… В «Летописи», напротив, все это будет уместно и станет доступно самой широкой аудитории.

К тому же если предложить ученикам пополнить копилку знаний «Википедии», то нагрузка на ее модераторов возрастет многократно, а принцип, провозглашенный Гиппократом, — «не навреди» — соблюсти будет весьма непросто. Гораздо логичнее создать проект, подобный «Летописи», куда может помещать свои материалы любой двоечник. Конечно, это не означает, что проект «Летопись» ни кем не курируется и там царит школьная вольница, — сайт просматривают редакторы-модераторы. Но главное не в этом! Проект задуман таким образом, что в нем должны по-хорошему столкнуться две силы — молодое поколение, проявляющее тягу к сетевой активности, и учителя, которые смогут тут же ознакомиться с тем, что появляется на страницах «Летописи», исправить ошибки, направить идеи в нужное русло.

Важно отметить и другой аспект: не все школы, а особенно те, которые впервые подключаются к Интернету, готовы создать свои веб-сайты. «Летопись» готова принять статьи этих образовательных учреждений, автоматически решив проблемы подготовки веб-страниц, регистрации доменных имен, поиска хостинга, разработки дизайна и т.п.

Площадка Letopisi.ru приглашает к сотрудничеству всех заинтересованных в успехе проекта педагогов, специалистов, представителей государственных, коммерческих и общественных организаций. Коллективное педагогическое использование социальных сетевых сервисов поможет, в частности, обучению учителей и школьников 52 940 образовательных учреждений, подключаемых к Интернету в 2006-2007 годах в рамках мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Внедрение современных образовательных технологий».

Участие в коллективном сетевом проекте позволит привить навыки коллективного мышления, групповой работы, требующей гибкости и взаимопонимания соавторов.

В «Летописи», как и в «Вики»-проекте, возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сообщества. По сути это аналог современной электронной доски, на которой может писать целая группа. Странички создаются при помощи обыкновенного браузера, не требуется знание языка HTML-разметки, связи между страничками создаются и поддерживаются автоматически, создание и редактирование любой страницы доступно любому участнику, дизайн формируется в рамках стандартного шаблона автоматически. Помимо форматирования текста и внедрения изображений на Letopisi.ru можно даже строить интерактивные графы.

Сформировать задание для рабочей группы, в качестве которой может выступить класс или часть класса, — дело считаных минут. А главное — проверить «домашнюю работу» можно везде, где есть доступ в Сеть.

«Летопись» не только станет удобным инструментом для коллективного создания текстов, сократит время на обмен заданиями и материалами, но и позволит решить еще одну болезненную проблему — проблему плагиата. При работе в «Летописи» прямо с сайта учитель обращается к ресурсу www.antiplagiat.ru, проверяет, является ли статья оригинальной, и тут же может изложить в пункте «Обсуждение автора» свое мнение.

Если в статье содержатся ошибки, то учитель сможет исправить их, указав поверх ошибочного варианта правильный. В «Летописи» ничего не пропадает, храниться будет не только последний исправленный материал, но и все предыдущие. При этом авторство каждого из участников, а также все страницы, добавленные автором за время его работы в проекте, легко отследить.

***

Участникам семинара не просто прочитали лекцию о возможностях проведения учебных занятий на базе Letopisi, но и пригласили в дисплейный класс, разбили на группы и предложили выполнить коллективный проект — написать «Сказку филологов». На всю работу было выделено 10 мин.

В отпущенный срок уложились все, причем успели не только написать сказку, персонажами которой стали жанры и виды литературы — Поэма, Фэнтези, Утопия и другие, но и связать ее с сочинениями других участников, подтвердив, что быстро научить работать в среде «Летописи» можно не только школьников, но даже учителей и журналистов.

В результате тут же на проекционном экране можно было полюбоваться коллективным проектом и просмотреть перекрестные ссылки, обсудить получившийся результат.

Как любая технология, «Вики» имеет свои достоинства и недостатки, никто не предлагает полностью перевести в эту среду учебный процесс. Но и не использовать те преимущества, которые она дает, — значит упустить уникальный шанс.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 11'2006