Популярные цифровые фотоаппараты

Олег Татарников

На российском рынке без перемен

Canon

Olympus

Sony

Nikon

Вместо заключения

 

Как и во всех остальных секторах рынка, в сегменте цифровой техники основные продажи приходятся на недорогие решения. Как бы ни были прекрасны цифровые камеры стоимостью тысячу долларов и выше, на каждого покупателя такого фотоаппарата найдется десяток тех, кто не рассматривает потенциальную покупку стоимостью свыше 400 долл., и добрая сотня тех, кто купит камеру за 100-200 долл. и будет доволен.

Конечно, мода и рынок диктуют свои условия — в прошлом году, например, самыми популярными были компактные камеры с матрицей 5 мегапикселов (а самыми лучшими — с матрицей 7 мегапикселов), в нынешнем году стандарт покупки сместился на мегапиксел вверх — самыми популярными стали камеры с матрицей 6 мегапикселов (а самыми модными — с матрицей 10 мегапикселов). Однако даже самый непритязательный рынок цифровых «мыльниц», похоже, насытился мегапикселами и потребителя на такую удочку уже не поймаешь. Действительно, этот маркетинговый ход хорошо работал при переходе с 1 мегапиксела на 2 (площадь кадра увеличивалась на треть), еще худо-бедно — при переходе с 3 мегапикселов на 4 (площадь кадра увеличивалась на 13%), а при переходе с 9 на 10 мегапикселов это прием уже совсем не работает — за что платить, если изменений разрешения уже не видно? Для того чтобы добиться такого же заметного эффекта, как когда-то при переходе с 3 на 4 мегапиксела, потенциальный покупатель должен перепрыгивать на 10 мегапикселов не более чем с 6! А если учесть, что такие разрывы в разрешении — это существенное увеличение стоимости фотоаппарата (аналогичные переходу в более высокий класс), то такое предложение вообще заинтересует не многих.

Поэтому уже с 2005 года рост спроса на многомегапиксельные цифровые «мыльницы» замедлился — непритязательные покупатели предпочитают просто дешевые модели независимо от мегапикселов, а искушенные фотолюбители поглядывают на другой класс — все популярнее становятся намного более качественные и дорогие зеркальные цифровые камеры, которые хотя и составляют небольшую долю рынка, но сегодня в этом сегменте наблюдается опережающий рост.

Компания Canon предсказывает к концу 2006 года удвоение объема рынка цифровых зеркальных камер. Sony считает, что рынок зеркальных камер вырастет в 2006 году более чем на 100%, поэтому, обзаведясь немалыми маркетинговыми бюджетами, японская корпорация приступила к освоению нового для себя сегмента. Такого же мнения и другие производители. Например, второй по величине игрок на мировом рынке зеркальных камер и один из старейших производителей пленочных фотоаппаратов — компания Nikon уже объявила об увеличении продаж цифровых «зеркалок» на 35% и активно способствовала тому, что дальнейший рост стимулирует заметное снижение цен (еще в начале 2006 года аналитики предсказывали увеличение продаж в денежном эквиваленте всего на 7%, но при этом в количественном — на 54%). В Nikon считают, что стоимость зеркальных камер нижнего уровня должна снизиться до 500 долл. Впрочем, это понимают и в Canon, и в Olympus, и в Pentax. А согласно данным NPD Group, в нынешнем году предполагалось реализовать около 1,8 млн цифровых зеркальных камер, при этом средняя стоимость такого устройства должна была снизиться до 900 долл.

Наиболее популярны, конечно, относительно недорогие цифровые «зеркалки» стоимостью до 1000 долл., которые становятся компактнее, легче, доступнее. В середине лета компания Sony анонсировала абсолютно новую камеру Alpha A100 со сменной оптикой в измененном корпусе Konica Minolta Dynax 5D с 10-мегапиксельным ПЗС-сенсором собственного производства. Причем изначально Sony ориентировалась на сегмент любительских решений. Фактически Sony выпустила своего рода Dynax 6D, но этот проект — только начало агрессивной маркетинговой кампании Sony в области цифровых «зеркалок» для широкого круга потребителей.

Сразу вслед за Sony свой новый цифровой бестселлер представила компания Nikon — десятимегапиксельный Nikon D80 сделан в довольно компактном корпусе и при этом получил многие функции от более дорогой модели — D200. Причем если Sony только анонсировала свои аксессуары для новой камеры (а от аппаратуры Konica Minolta на прилавках магазинов уже мало что осталось), то купить любой аксессуар для D80 можно без проблем (в том числе и на вторичном рынке).

В конце лета к Sony Alpha A100 и Nikon D80 добавилась аналогичная недорогая модель от лидера индустрии цифровой фотографии — компания Canon выпустила новый EOS 400D Digital.

Наконец, видя, что модель D80 получилась дороже, чем аналогичные аппараты у конкурентов, в ноябре компания Nikon совершила еще один гигантский рывок вперед и выпустила Nikon D40 — самую дешевую, легкую и компактную из всех своих цифровых зеркальных фотокамер (правда, уже не 10-, как D80, а 6-мегапиксельную).

Таким образом, любительская цифровая фотография в 2006 году получила сразу четыре продвинутых, но недорогих цифровых «зеркалки» со сменной оптикой от лидеров — два аппарата Nikon, новинку от ключевого бренда Canon, а также первую цифровую «зеркалку» со сменной оптикой от компании Sony. Если ориентироваться на официально рекомендованные цены, то самым доступным сегодня является Nikon D40, затем с заметным отрывом следует Canon EOS 400D, потом Sony Alpha A100 и далее Nikon D80.

Одновременно с появлением относительно недорогой зеркальной цифровой аппаратуры изменился и ее потребитель. Если раньше покупателями «зеркалок» были в основном профессионалы, то теперь подобный цифровой фотоаппарат могут себе позволить более широкие слои населения. Кто-то меняет на «зеркалки» свои устаревшие «мыльницы», другие переходят на цифру с пленки, а некоторые просто покупают такой фотоаппарат в качестве первого. Дискуссию о том, что лучше — пленка или цифра, — давно уже закрыли. Даже если точка в этом вопросе еще не поставлена, для среднестатистического потребителя цифра удобнее. Даже фотолаборатории перешли на цифру, уравняв стоимость отпечатков. По данным круглого стола «Актуальные проблемы фотобизнеса», прошедшего на международной выставке PhotoForum 2006, пленки несут в проявку лишь 30% фотолюбителей, остальные 70% идут в мини-лабы с дисками и картами памяти цифровых камер. 90% жителей печатают фотографии в мини-лабах, 7% имеют дома фотопринтер и лишь 3% отправляют файлы на печать через интернет-сайты. В Европе картина другая: 54% карточек печатаются в лабораториях, 30% — на домашних фотопринтерах, 16% — в online-сервисах. Скорее всего, и у нас рынок фотопечати будет развиваться в том же направлении.

На российском рынке без перемен

Конечно, зеркальная техника становится более доступной и привлекательной, но цифровые «мыльницы» за счет невысокой цены по-прежнему устраивают большинство россиян. И это видно не только по количеству продаж.

На крупнейшем в России бесплатном сервисе для хранения фотографий Фото@Mail.Ru (http://foto.mail.ru/) появился рейтинг цифровых фотокамер, данные для которого получают на основе анализа фотографий, загружаемых пользователями. Эта информация может оказаться полезной для потребителей, выбирающих цифровой фотоаппарат, а также для производителей фототехники, так как позволит им отслеживать свою долю на рынке.

Сервис хранения фотографий Фото@Mail.ru ведет учет технических заголовков фотографий, содержащих дополнительную информацию об изображении, в том числе информацию о том, каким фотоаппаратом, с какими настройками и при каких условиях сделан снимок. Эта информация записывается в файл формата JPEG почти всеми фотоаппаратами (и даже некоторыми камерафонами), поддерживающими стандарт EXIF (Exchangeable Image File Format), и часто сохраняется в файле даже после обработки в графических редакторах.

Ежедневно на сайт Фото@Mail.Ru пользователи загружают от 70 до 100 тыс. фотоснимков, более половины из них (60%) имеют заголовки EXIF, которые поддаются автоматизированному анализу. Из тех фотографий, которые не имеют заголовков, часть — это отсканированные бумажные снимки, другая часть — снимки, обработанные в специальных программах.

На основе информации, содержащейся в заголовках, сформирован рейтинг цифровых фотоаппаратов, регулярные обновления которого выкладываются в разделе «Фотокамеры» (http://foto.mail.ru/catalog/cameras/stat.html).

Так вот, самой популярной маркой цифровых фотоаппаратов по версии этого рейтинга является, безусловно, Canon — с ее помощью сделано более четверти снимков, загруженных в виртуальные альбомы пользователей. За ней с большим отставанием следуют Olympus и Sony (приблизительно по 15%), а замыкает четверку лидеров Nikon (чуть более 9%). На популярном американском ресурсе dpreview.com, например, ситуация несколько иная. Там тоже лидирует Canon (причем с еще большим отрывом), но далее традиционно следуют Nikon, Sony, Fujifilm, Panasonic, а уж только потом Olympus. Следующие семь позиций на Фото@Mail.Ru с большим отрывом от лидеров и разницей между собой уже в несколько процентов (3-4%) занимают Casio, Panasonic, Konica Minolta, Samsung, Pentax, Kodak и Fujifilm. О распространенности других марок в России говорить вообще не стоит, так как за этими одиннадцатью фирмами следуют уже компании — производители телефонов с возможностью фотосъемки (камерафонов). Кстати, снимки, сделанные мобильными телефонами, составляют значительный процент от всех загруженных на этот хостинг. Достоверные данные о количестве «мобильных» снимков, а также о их распределении по моделям собрать довольно сложно, так как далеко не все телефоны записывают информацию о себе в файл с изображением.

Итак, учитывая данный рейтинг, рассмотрим модели только четырех фактически самых популярных брендов в России.

Canon

Самая популярная сегодня в цифровой фотографии компания Canon в этом году обновила весь свой модельный ряд.

Судя по тому, что наиболее популярным цифровым фотоаппаратом в России, по данным Фото@Mail.Ru, остается 4-мегапиксельная камера Canon PowerShot A520, наших фотолюбителей, несомненно, заинтересуют 5-мегапиксельная модель PowerShot A530 (170-190 долл.) и 6-мегапиксельная PowerShot A540 (210-220 долл.), пришедшие ей на смену. Среди существенных улучшений модели A530 по сравнению с A520, помимо мегапикселов, можно отметить:

  • появление более быстрого интерфейса USB 2.0;
  • увеличение скорости серийной съемки (A520 может снимать со скоростью 1,9 кадров в секунду, причем можно сделать всего восемь снимков, а A530 снимает без ограничения со скоростью 2,1 кадра в секунду);
  • повышение чувствительности до ISO 800 (правда, этот режим лучше не использовать — слишком высок цветовой шум).

Однако у модели A530 почему-то пропали режимы съемки с приоритетом выдержки и диафрагмы, что понравится далеко не всем. При этом качество снимков возросло не настолько существенно, чтобы можно было однозначно рекомендовать отправлять  PowerShot A520 в корзину (ведь физический размер ПЗС-матрицы у новой модели остался тем же — 1/2,5").

У A540, помимо более значительного увеличения разрешения до 6 мегапикселов, скорость непрерывной съемки возросла до 2,3 кадров в секунду, а съемки видео — до 30 кадров в секунду. Кроме того, PowerShot A540 имеет большой ЖК-дисплей (2,5 дюйма по диагонали против 1,8 дюйма в моделях A520 и A530), но и стоит эта камера почти на 100 долл. дороже.

 

Canon PowerShot A540

Наверное, более интересной покупкой станет камера Canon PowerShot A700, у которой те же 6 мегапикселов, что и у A540, но zoom увеличен с трех- до шестикратного, а также улучшен режим макросъемки. Правда, и стоит эта камера гораздо дороже, да и светосила шестикратного объектива немного упала (максимальная диафрагма — 2,8 против 2,6).

Тем не менее вся эта серия остается одной из наиболее успешных в истории производителя, так как имеет оптимальное соотношение цены и качества. Более того, сегодня на рынке трудно найти другие бюджетные модели, которые были бы столь же удобны и практичны (например, не у многих цифровых фотоаппаратов в этой ценовой категории сохраняются классические оптические видоискатели, как у этой линейки компании Canon). И когда при очень ярком или же, наоборот, слишком слабом освещении на ЖК-экране вы просто ничего не увидите, то не раз помянете добрым словом компанию Canon, которая оставила вам возможность нормально фотографировать.

Обновились и ультракомпактные фотоаппараты серии Digital IXUS (второй по популярности серии компании Canon в России).

Но если на вопрос, менять ли 5-мегапиксельный Canon Digital IXUS 50 на 6-мегапиксельный Digital IXUS 60, ответить было очень трудно (реально эти камеры почти ничем не отличались, и, более того, в Digital IXUS 65 в угоду моде на большие ЖК-экраны убрали полезный оптический видоискатель), то о 7-мегапиксельном Digital IXUS 850 IS, который появился в сентябре текущего года, стоит задуматься всерьез — здесь изменений намного больше (да и оптический видоискатель вновь вернулся на свое законное место). Среди самых значимых изменений можно отметить следующие:

  • короткий фокус уменьшился с 35 до 28 мм (в эквиваленте 35-миллиметровой пленки), что значительно увеличивает охват при съемках в помещениях;
  • уменьшилась до 1/1600 секунды минимальная выдержка;
  • добавились установки чувствительности по ISO 800 и 1600;
  • улучшилась автофокусировка (появился режим face detection — определение лиц);
  • ЖК-дисплей увеличился до 2,5 дюйма;
  • улучшилась вспышка (стала мощнее, добавился режим предварительной подсветки — slow);
  • появились разрешения формата 3:2, что больше подходит для фотобумаги, чем «компьютерные» 4:3.

Появившийся одновременно с Digital IXUS 850 IS более дорогой 10-мегапиксельный фотоаппарат из этой серии Digital IXUS 900 Ti не только имеет больше мегапикселов, но он и выше классом (физический размер матрицы уже не 1/2,5", а 1/1,8"). Вспышка у него еще мощнее, выдержка еще короче (до 1/2000 секунды), а ЖК-экран более яркий и контрастный. Однако стоит он на 100 долл. дороже, имеет меньший zoom (3-кратный против 3,8-кратного у Digital IXUS 850 IS), а главное — большее фокусное расстояние на коротком конце (37 мм против вышеупомянутых 28 мм). Таким образом, снимать и в помещении (охват существенно меньше), и на улице (с учетом меньшего увеличения) им менее удобно, чем 850 IS. Что поделаешь, за моду на пикселы надо платить не только увеличением стоимости!

Помимо ультракомпактного Digital IXUS 900 Ti можно отметить более дорогие фотоаппараты с большей матрицей (1/1.8") из серии «A» — 8-мегапиксельный PowerShot A630 (320-330 долл.) и 10-мегапиксельный PowerShot A640 (360-370 долл.). Друг от друга они отличаются только разрешением матрицы и соответственно ценой. А если сравнить их с вышеописанными A530 и A540, то из-за больших матриц «шестисотые» не только дороже, но и больше и тяжелее (габариты оптической части при прочих равных линейно зависят от размера матрицы, а объем и масса — кубически).

 

Canon PowerShot A700

Да, именно площадь поглощения света будет определять многие характеристики матрицы. И прежде всего такие, как шумы и реальная чувствительность. При прочих равных, разумеется, меньше шумят большие по физическим размерам матрицы (большие не в пикселах, а в именно миллиметрах!). Отметим также, что цветовые переходы на больших матрицах даже при меньшем разрешении выглядят более плавными, и, наконец, размер матрицы влияет на глубину резкости — чем она меньше, тем глубже будет резко отображаемое пространство. Хорошо это или плохо? Если речь идет о непритязательной фиксации события или о макросъемке, то, безусловно, очень хорошо (не нужно заботиться о точной фокусировке). Однако если говорить о художественном портрете, то необходимого в таких случаях выделения деталей при общей смазанности фона добиться не удастся и портрет будет выглядеть плоским. Причем обратная проблема (получить большую глубину резкости на большой матрице) решается достаточно легко — при помощи диафрагмирования объектива. В общем, выбор цифровой «мыльницы» A530 или A630 будет зависеть от вашего бюджета, но при приблизительно равной стоимости камер следует отдать предпочтение все-таки той, у которой матрица будет больше, даже если у нее меньше разрешение и нет каких-либо дополнительных возможностей.

 

Canon EOS 400D

И наконец, компания Canon, развивая успех, достигнутый популярными цифровыми зеркальными камерами Canon EOS 300D и 350D (Digital Rebel XT), выпустила очередное обновление в этой области — Canon EOS 400D (Digital Rebel XTi). Эта новинка завершает модернизацию всего модельного ряда цифровых камер EOS и подтверждает приверженность компании Canon политике исследований и разработок в области недорогих цифровых зеркальных камер. Теперь в каждом сегменте рынка цифровых зеркальных камер лидирующие позиции по скорости и разрешению занимают модели Canon:

  • EOS-1Ds Mark II — 16-мегапиксельный полнокадровый 35-мм сенсор, 4 кадра в секунду (до 32 JPEG-снимков или 11 снимков в RAW-формате);
  • EOS-1D Mark II — 8-мегапиксельный сенсор формата APS-H, 8,5 кадра в секунду (40 снимков в JPEG или 20 в RAW-формате);
  • EOS 30D — 8-мегапиксельный сенсор формата APS-C, 5 кадров в секунду (до 30 JPEG-снимков);
  • EOS 400D Digital — 10-мегапиксельный сенсор формата APS-C, 3 кадра в секунду (27 снимков в JPEG или 10 в RAW-формате) против 2,8 кадра в секунду у 350D (14 JPEG или 4 RAW). То есть по сравнению с EOS 350D буфер серийной съемки у 400D увеличен вдвое.

В Canon 400D используется новый сенсор КМОП-формата APS-C с разрешением 10 мегапикселов (напомним, что модели 350D, 20D и 30D были оснащены 8-мегапиксельным КМОП-сенсором, EOS 5D — 12-мегапиксельным, а в топовую камеру 1Ds Mark II установлен 16-мегапиксельный КМОП-датчик). Но самой, пожалуй, интересной новинкой новой «зеркалки» является комплексная система борьбы с пылью. Кстати, ранее подобная система использовалась в Olympus Е-300 Evolt, а компания Sony применила подобную противопылевую систему в Alpha A100. Таким образом, появление противопылевой системы в Canon 400D окончательно закрепляет новое направление развития потребительской зеркальной фототехники — антипылевой механизм становится стандартом. Основным средством борьбы с загрязнением матрицы является низкочастотный фильтр, который вибрирует под действием специальных элементов, благодаря чему пыль осыпается с защитного экрана. Реализуя антипылевой комплекс, Canon пошла дальше конкурентов. Например, у зеркальных фотоаппаратов Olympus пыль стряхивается при включении. В результате страдает оперативность камеры, что может приводить к потере интересных сюжетов. Sony учла этот недостаток и реализовала в Alpha A100 стряхивание пыли с сенсора, наоборот, при выключении. А Canon 400D чистит сенсор дважды — при включении и при выключении, приблизительно по секунде. Причем процесс чистки при включении сделан прерываемым, чтобы не повторять ошибки Olympus. То есть если вы включаете камеру и нажимаете на спуск, то чистка автоматически выключается. Таким образом, сочетается достоинство предварительной чистки с оперативным реагированием на действия фотографа.

Причем если у Sony стряхивание пыли в Alpha A100 реализовано при помощи того же механизма, который раскачивает датчик при оптической стабилизации, то в Canon 400D трясется уже не сам сенсор, а специальный фильтр над ним.

Кроме того, в комплекте с Canon 400D будет поставляться специальная программа, поддерживающая улучшенные алгоритмы удаления с уже готовых изображений дефектов, возникающих при запылении матрицы. Приложение работает по принципу вычитания из испорченного изображения следов пыли. При этом используется информация со специально отснятого кадра, как на некоторых современных моделях сканеров.

Из других полезных новинок можно отметить специальный датчик, определяющий, что вы поднесли камеру к лицу, и гасящий дисплей. Поскольку теперь вся информация выводится на основной ЖК-дисплей с диагональю 2,5 дюйма, который менее экономичен, чем маленький монохромный вспомогательный экранчик, как у предыдущих поколений «зеркалок» от Canon, то постоянный вывод на него служебной информации потенциально может привести к заметному уменьшению времени работы от аккумулятора, поэтому механизм гашения экрана при использовании оптического видоискателя очень полезен.

 

Особо отметим, что Canon предлагает 400D по очень хорошей цене: 799 долл. за «тушку», 899 долларов за базовый комплект (kit) с объективом 18-55 мм и 1140 долл. за комплект double zoom с двумя объективами (Canon EF-S 18-55 F3,5-5,6 II USM и Canon EF 55-200 F4,5-5,6 II USM). Получается, что среди всех анонсированных новинок это самый недорогой 10-мегапиксельный любительский цифровой зеркальный фотоаппарат.

Olympus

Судя по тому, что наиболее популярными цифровыми фотоаппаратами компании, по данным Фото@Mail.Ru, являются в России 3-мегапиксельные камеры Olympus Camedia C-310 Zoom и C-370 Zoom, Olympus переживает не лучшие времена. Хотя компания занимает второе место по популярности среди российских пользователей портала Фото@Mail.Ru, но постепенно сдает позиции, что сводит ситуацию на российском рынке к общемировой.

Эти камеры, конечно, неплохие, но были выпущены почти три года назад и с тех пор уже безнадежно устарели. Причем у этих фотоаппаратов и разрешение низкое, и матрицы очень маленькие (1/2,7", то есть 5,27x3,96 мм). Таким образом, качество снимков у них в любом случае неважное, так что предпочтения при покупке можно объяснить лишь низкой ценой. И даже более «свежие» камеры компании Olympus в списке предпочтений пользователей Фото@Mail.Ru, такие как 4-мегапиксельные C-480 Zoom и FE-100, ничем приметным, кроме низкой цены, не выделяются.

Исходя из этого, можно предположить, что российских пользователей фотоаппаратов Olympus интересуют лишь модели стоимостью от 150 до 200 долл., то есть эта компания популярна у пользователей малобюджетной техники.

Тогда россиян должны заинтересовать новые 6-мегапиксельные модели с 3-кратным зумом, такие как Olympus FE-170 (примерно 140 долл.), FE-180 (150-160 долл.), FE-190 (190-200 долл.) и, возможно, камера с 5-кратным оптическим увеличением FE-200 (230-240 долл).

 

Olympus FE-180

Дизайн и матрица (1/2,5") у камер FE-170 и FE-180 одинаковые, а различия заключаются лишь в том, что самая дешевая модель FE-170 не имеет встроенной памяти, обладает слабым режимом видеосъемки (низкое разрешение и частота кадров), а также чувствительность по ISO у нее выставляется только от 64 до 400. FE-180 имеет 22 Мбайт встроенной памяти, лучше записывает видео (640x480, 30 кадров в секунду) и обладает чувствительностью по ISO от 64 до 1000. FE-190 имеет 10 Мбайт встроенной памяти, лучше записывает видео (640x480, 30 кадров в секунду) и имеет чувствительность по ISO от 64 до 1000. Камеры FE-190 и FE-200 чуть легче и компактнее, имеют 22/24 Мбайт встроенной памяти, а FE-200 к тому же имеет 5-кратный зум и широкоугольный объектив на коротком конце (28 мм в 35-мм эквиваленте против 38 мм у всех остальных камер этой линейки). Но из-за наличия дополнительных возможностей FE-200 обойдется покупателю почти на 100 долл. дороже, чем самый дешевый в этой линейке фотоаппарат FE-170.

 

Не знаю, нужна ли встроенная память на этих камерах, но напомню, что почти все фотоаппараты компании Olympus используют оригинальные флэш-карты xD-Picture Card, которые при равном объеме дороже карт других форматов.

В конце августа Olympus анонсировала еще несколько камер из бюджетной серии — уже 7-мегапиксельные mju 730 Digital, mju 740 Digital и mju 750 Digital. Первая — очень компактная с трехкратным зумом, а две последние имеют стильные корпуса и 5-кратный зум. Но особых преимуществ у mju 740 перед FE-200 не обнаруживается, поэтому платить лишние 100 долл. за цветные корпуса и лишний мегапиксел не стоит. Вот у mju 750 хотя бы появился стабилизатор изображения (правда, за него придется выложить еще 50 долл.). Причем примерно за ту же сумму можно будет купить 10-мегапиксельный Olympus Stylus 1000. У него, правда, 3-кратный зум, но матрица уже не 1/2,3”, а 1/1,8” (7,18x5,32 мм). По крайней мере, его владелец сможет похвастаться высоким разрешением и чувствительностью по ISO аж до 6400.

Напомним, что компания Olympus пытается конкурировать и в классе зеркальных фотоаппаратов. После E-300 EVOLT в начале 2006 года был выпущен E-330 EVOLT. Впрочем, 7,5-мегапиксельный Olympus E-330 хоть и интересный аппарат, но вряд ли сможет конкурировать с 10-мегапиксельными Sony Alpha A100, Nikon D80 и Canon EOS 400D Digital, тем более что его цена пока не опускается ниже тысячи долларов. В отличие от 8-мегапиксельного E-300, который был построен на ПЗС-матрице компании Kodak, новый E-330 имеет матрицу нового типа — NMOS, или так называемую Live MOS (это оригинальная разновидность КМОП-сенсора с высокими характеристиками чувствительности и низким шумом, которая позволяет организовать «живой» просмотр снимаемого кадра на ЖК-мониторе). Собственно, это первая цифровая «зеркалка», которая позволяет наводить кадр по ЖК-матрице прямо с сенсора, не глядя в окуляр видоискателя. На большом поворотном ЖК-мониторе с диагональю 6,4 см компоновать снимки удобно практически из любого ракурса — даже на уровне земли. Разумеется, в этой модели есть и ультразвуковой волновой фильтр для защиты матрицы от пыли (как и у всех фотокамер серии E-System).

 

Olympus E-330

Однако, несмотря на то что компания Olympus обеспечивает свои фотоаппараты аксессуарами системы Olympus E-System, выбор объективов, вспышек и прочих принадлежностей у нее не столь велик, как у Canon, Nikon или даже Sony (Minolta). И это еще одно слабое место компании Olympus на рынке цифровых «зеркалок».

Видя такую жесткую конкуренцию со стороны других производителей в этом сегменте, Olympus недавно анонсировала новую цифровую зеркальную камеру со сменным объективом серии E-System — Olympus E-400 (цена пока не известна). Это уже более компактный 10-мегапиксельный фотоаппарат с ПЗС-матрицей (конкуренты заставили поднять разрешение и уменьшить габариты), который еще меньше, чем ранее выпускавшиеся компактные «зеркалки» Pentax серии *ist, — размеры составляют всего 130x91x53 мм, а вес — 380 г (без объектива). Достигнуть таких габаритов компании Olympus удалось за счет относительно небольшого размера сенсора формата 4/3 и отсутствия пентапризмы.

Компания Pentax тоже не отказалась от выпуска компактных цифровых «зеркалок» и в начале 2006 года на смену серии *ist пришли две 6-мегапиксельные камеры Pentax K100D (700-800 долл.) и Pentax K110D (500-700 долл.). Более дорогая Pentax K100D отличается только наличием оптического стабилизатора изображения. Однако эти аппараты хоть и относительно недорогие, но все же 6-мегапиксельные, а у всех конкурентов уже появились 10-мегапиксельные цифровые «зеркалки». Компания Pentax выпустила к концу сентября 10-мегапиксельный вариант Pentax K10D, но его стоимость зашкаливает за тысячу долларов, так что вряд ли он составит конкуренцию более именитым брендам.

Sony

Третье место в рейтинге Фото@Mail.Ru уверенно занимает компания Sony, и вряд ли ей удастся потеснить Olympus со второго, так как 6-мегапиксельных камер за 140 долл. у Sony пока нет. Самая дешевая 6-мегапиксельная Sony DSC-S600 стоит у нас 180-190 долл. (и особых преимуществ перед Olympus FE-170 у нее нет), а за эти деньги уже можно купить какую-нибудь модель более именитой фирмы Canon.

Однако приверженцы этой компании быстрее обновляют свои аппараты, нежели пользователи техники от Olympus. Например, самый популярный фотоаппарат у россиян — это 5-мегапиксельный CyberShot DSC-W5, выпущенный в начале 2005 года. Это очень приличный аппарат с матрицей 1/1,8" (7,18x5,32 мм), которому до сих пор сложно найти замену в своем классе. Ни 6-мегапиксельные Sony DSC-W30 и DSC-W50, ни даже 7-мегапиксельный Sony DSC-W70, выпущенные в начале нынешнего года, на эту роль не годятся — никаких преимуществ перед DSC-W5 у них нет, одни только недостатки. Разве что можно предложить посмотреть на 8-мегапиксельный Sony DSC-W100 (320 долл.), у которого хотя бы матрица такого же размера, а изображение на 20% больше по площади.

 

Любителям ультракомпактов от Sony можно предложить очень стильные 7-мегапиксельные DSC-T30 и DSC-T50 (у последнего сенсорный экран, но он и дороже примерно на 80 долл.).

 

Об инициативе Sony в области цифровых «зеркалок» мы уже упоминали. В прошлом году компания Koniсa Minolta передала Sony все свои активы в области цифровых камер, в том числе права на использование байонета Minolta «A». А значит, для цифровой камеры Sony Alpha DSLR-A100 уже имеется огромный парк оптики и даже круг любителей определенного типа камер. Раньше на этих камерах было написано Koniсa Minolta, а теперь будет стоять лейбл Sony.

 

Итак, в наличии у Sony есть уже раскрученный байонет с огромным парком недорогой оптики и аксессуаров Minolta и Sigma, значительный опыт в производстве фотосенсоров для большинства производителей цифровых аппаратов (в том числе и для компании Nikon), громкое имя и солидные маркетинговые бюджеты. Так как достоинств у Sony Alpha DSLR-A100, выделяющих эту камеру среди конкурентов, вполне достаточно, то успех на рынке будет зависеть только от доступности самой камеры и аксессуаров к ней. Среди достоинств можно выделить встроенный в камеру оптический стабилизатор, прекрасную матрицу высокого разрешения (предположительно ту же, которая устанавливается в профессиональную камеру Nikon D200), хороший видоискатель и популярный байонет Minolta. Ценовая политика компании пока внушает оптимизм — «тушка» без объектива предлагается за 800-900 долл., а комплект с одним объективом (kit) продается за тысячу долларов.

Nikon

Компания Nikon — это один из самых популярных мировых брендов, и, как мы уже упоминали, он уступает на мировом рынке только марке Canon. Однако в России расклад сил несколько иной — Nikon является аутсайдером, уступая компаниям Olympus и Sony. Эта ситуация в определенном смысле очень показательна и означает только то, что россияне предпочитают более дешевые фотокамеры, а на рынке цифровых «мыльниц» компания Nikon, к сожалению, в последнее время не блещет.

Понимая, что потребитель в этой нише выбирает прежде всего по цене, компания Nikon предложила в начале 2006 года доступную камеру Coolpix L4 (у нас ее можно купить всего за 140 долл.), но она не очень удобная (отсутствует, например, оптический видоискатель) и всего 4-мегапиксельная! Вряд ли такой фотоаппарат сегодня привлечет чье-то внимание. Более интересной новинкой является 6-мегапиксельная Nikon Coolpix L6, но она в России почему-то стоит дороже более продвинутой по многим параметрам камеры Canon PowerShot A540, так что никакого смысла в ее приобретении нет. А 7-мегапиксельная Nikon Coolpix L5 стоит у нас и вовсе безумно дорого — 300-350 долл. Трудно найти аргументы для покупки цифрового аппарата с матрицей 1/2,5", когда 8-мегапиксельный Sony DSC-W100 с матрицей 1/1,8" стоит дешевле (кстати в аппаратах Nikon применяются матрицы Sony). Такой разницы даже 5-кратный зум Coolpix L5 против 3-кратного в DSC-W100 вряд ли компенсирует.

 

Дело тут не только в цене (в конце концов, покупали бы у нас больше «мыльниц» от Nikon и цена бы несколько опустилась), но и в том, что ничего особенно интересного в этом сегменте у компании Nikon нет.

Другое дело — цифровые «зеркалки». Вот тут Nikon продолжает удерживать лидерство даже в России. И, скажем, Nikon D70 у нас купили больше, чем таких «мыльниц», как Coolpix E5900 или E7900.

Очевидно, что подобная или даже еще большая популярность ожидает у нас и новый 6-мегапиксельный Nikon D40 — самую доступную из цифровых «зеркалок» со сменной оптикой! И если в сегменте дешевых цифровых мыльниц компания Nikon не преуспела, то выпуск фотокамеры D40 укрепляет ее репутацию в мире цифровой фотографии как производителя высококачественных продуктов. Фотокамера D40 считается развитием модели D50, но оснащена новым специально разработанным для нее 3-кратным зум-объективом AF-S DX Zoom-Nikkor 18-55 мм f/3,5-5,6G ED II (применимы объективы только серий AF-S иAF-I) и большим ЖК-экраном — 2,5 дюйма по диагонали (маленького служебного экранчика сверху у последних зеркалок компании Nikon уже нет). Более того, эта камера легче и компактней D50, так что ее можно будет носить с собой повсюду, как и «мыльницу». А средства управления этой камерой традиционно для Nikon настолько удобны и эргономичны, что освоить их не составляет труда. Ориентируясь на широкий круг потребителей, Nikon ввела в D40 различные готовые программы съемки, подходящие для определенных условий, такие как «Портрет», «Пейзаж», «Ребенок», «Спорт», «Макро» и «Ночной портрет». При выборе соответствующего режима камера автоматически установит наилучшие параметры съемки и чувствительности в эквиваленте ISO для любого сюжета.

 

Возможно, функциональность этой камеры покажется профессионалам неприемлемо урезанной, но даже отсутствие некоторых функций не поставит ее в один ряд с дешевыми цифровыми «мыльницами». Причем, как ожидается, цена на Nikon D40 будет около 500 долл. (и, наверное, не более 600 долл. в России). Если это так, то у Nikon есть шанс повысить свою популярность, в том числе и у россиян.

Конечно, более интересной для профессионалов и продвинутых пользователей является камера Nikon D80. «Тушка» D80 у нас уже продается и стоит менее тысячи долларов, а комплект с базовым объективом (kit) — около 1,3 тыс. долл. Объектив у D80 Nikkor DX AF-S 18-135 мм F/3,5-5,6G ED. Наиболее важными отличиями D80 от предыдущих моделей являются новый сенсор, улучшенный экспозамер, большой ЖК-экран и по-другому организованное меню и органы управления. Байонет, естественно, сохранен неизменным (Nikon F) и новая D80 продолжает традиции Nikon (поддерживается оптика серии DX). Однако кое-что новое для потребителей привнесено, и доля инноваций значительная.

Новая 10-мегапиксельная Nikon D80, как и Nikon D200, поддерживает широкий диапазон чувствительности по ISO (от 100 до 3200). Есть тут и автоматический режим выбора ISO — от 100 до 1600, с задаваемым верхним порогом и шагом, с изменяемой минимальной выдержкой в автоматическом и полуавтоматическом режимах (эта функция реализована так же, как у более дорогой D200). Включив автоматику AutoISO, можно снимать с любыми настройками выдержки и диафрагмы без недоэкспонирования и пересвета. Если освещение достаточное, то камера сама опустит чувствительность, чтобы снизить шумы на матрице, а если света мало, то ISO будет выставлено выше, и вы все равно получите нормальный кадр. Это, наверное, самое разумное применение установки чувствительности в цифровых камерах (как известно, чувствительность по ISO досталась «цифровикам» от пленочных камер, где она определялась типом пленки, и многим современным пользователям цифровых фотоаппаратов, не знакомым до этого с пленочной техникой, ее назначение не понятно). В камерах Canon, кстати, такой возможности, как AutoISO, нет.

 

Можно отметить также более мощную встроенную вспышку новой камеры (ведущее число 13) и более компактный корпус, чем у предшественников.

Причем утверждается, что D80 имеет новые и более совершенные алгоритмы обработки изображения, нежели более ранние модели, а вся обработка ведется с разрядностью не менее 12 бит на канал (36 бит на изображение) и при этом сигнал с матрицы снимается по двухканальной схеме.

Необходимо также отметить современный эффективный механизм экспозамера Nikon D80 — 3D Color Matrix II, который снимает данные со специального 420-пиксельного датчика и выдает результат после процессорного анализа и обработки полученных данных (кстати, у D200 датчик 1005-пиксельный). Специалисты компании Nikon утверждают, что при работе системы 3D Color Matrix II снимаемая с датчика экспозамера информация сравнивается с имеющейся в базе данных камеры информацией о 30 тыс. реальных фотографий, то есть выбор экспозиционных параметров зависит от опыта многих тысяч фотографов.

Еще одной отличительной чертой Nikon D80 является встроенная возможность редактирования снимков прямо в камере. Для этого предусмотрено специальное меню обработки, в котором можно выбрать и применить к одному и тому же снимку сразу несколько алгоритмов постобработки. Так, функция D-Lighting оптимизирует динамический диапазон изображения, «вытягивая» слишком темные области и позволяя получать разнообразные полезные эффекты, например снимать красивое облачное небо при нормально экспонированной растительности.

А с помощью функции кадрирования можно перекомпоновать уже готовый снимок и отдать его в печать без традиционной в таких случаях компьютерной обработки. Функция наложения снимков позволяет объединять пары изображений в формате RAW (NEF), снятых при помощи Nikon D80, для получения нового, комбинированного снимка. Так можно получить свой портрет на другом фоне. Этот своеобразный графический редактор в камере, несомненно, будет интересен тем, кто не хочет или не может заниматься обработкой фотоснимков на компьютере, что, безусловно, расширяет круг пользователей этого фотоаппарата.

Таким образом, Nikon D60 — это по-настоящему революционный шаг ведущего производителя цифровых фотоаппаратов на рынок цифровых бюджетных «зеркалок», а D80 — серьезный ответ не только такому амбициозному новичку, как Sony Alpha A100, но и своему основному конкуренту — компании Canon с ее бюджетной «зеркалкой» EOS 400D.

Вместо заключения

Несмотря на популярность лидеров, мы предостерегаем вас от мыслей о том, что у других производителей нет достойных моделей цифровых фотокамер. Например, компания Sigma недавно анонсировала очень интересную и, по предварительным сведениям, недорогую цифровую зеркальную фотокамеру Sigma DP1. Новинка оснащена таким же сенсором Foveon, как и более профессиональная модель Sigma SD14 (можно сказать, что этот сенсор 12-мегапиксельный, хотя сравнивать его с традиционными ПЗС- или КМОП-сенсорами трудно, поскольку Foveon — это другая технология). Пользователи цифровых камер компании Sigma прежде всего отмечают более естественную, близкую к пленке цветопередачу и высокую контрастность снимков без артефактов, свойственных традиционному мозаичному (или «байеровскому») методу получения цифрового изображения. Sigma DP1 не должна быть дорогой, так как оснащается несменным объективом с фиксированным фокусным расстоянием (28 мм в эквиваленте 35-мм фотокамер). Помимо этого камера снабжена 2,5-дюймовым ЖК-дисплеем и поддерживает съемку в форматах RAW и JPEG. Стоимость фотокамеры Sigma DP1 пока не объявлена, но ожидается в районе 500-600 долл., так как иначе конкурировать на современном рынке будет трудно. Есть интересные модели и у других производителей.

К сожалению, сегодня пока еще нет ни одной компании, которая могла бы предложить идеальный цифровой фотоаппарат, сочетающий все достоинства конкурентов. Sigma имеет уникальную цветопередачу, Fujifilm — широкий динамический диапазон, Canon обладает удобной и точной фокусировкой, а Nikon успешно борется с муаром и выставляет экспозицию по базе знаний о реальных фотоснимках.

Какую камеру выбрать — решать вам, и спешить в этом вопросе не стоит. Это только американцы, по опросам, уже несколько лет подряд самым популярным подарком считают цифровую камеру. А наши люди не столь богаты и дарят в основном сувениры, парфюмерию, книги и цветы…

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 12'2006

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует