Интернет-зрелища

Родион Насакин

Рыночная классификация онлайн-видео

Главное хранилище

В попытках догнать и перегнать

Кинопродажи и онлайн-ТВ

 

Индустрия онлайн-видео за сравнительно небольшой срок претерпела качественные изменения. Этот процесс можно охарактеризовать как эволюцию от пробных проектов к созревшему рынку с финансовым оборотом в сотни миллионов долларов и несколькими оформившимися сегментами.

Рыночная классификация онлайн-видео

В первую очередь из общего количества ресурсов, ориентированных на потребителей данного контента, можно выделить видеообменные сервисы. В таких проектах, как правило, практикуется бесплатный доступ для конечных пользователей (отдельные попытки ввести абонентскую плату для сайтов с подобной функциональностью по-прежнему терпят фиаско). Сервисы ориентируются преимущественно на рекламную бизнес-модель.

Еще два года назад интерес рекламодателей к потоковому видео в качестве медианосителя был совершенно неочевиден, однако к настоящему времени ситуация резко изменилась. Рекламные вставки появляются в начале и в конце роликов, а некоторые доткомы уже рискуют прерывать трансляцию основного контента объявлениями. Никого не удивишь и видеобаннерами на подобных порталах. Отдельную категорию сервисов, ориентированных на показ небольших роликов, составляют интернет-проекты телеканалов и кабельных сетей. Наиболее интенсивно Сеть осваивается американскими и британскими телекомпаниями, которым приходится реагировать на резкое падение интереса населения, в особенности молодежи, к классическому ТВ. В основном пользователям предлагаются видеоновости, сериалы и архивы различных шоу. В данном случае у участников рынка не наблюдается четко выраженного единодушия при выборе бизнес-модели. Примерно с одинаковой активностью практикуется и реклама на порталах, и платный доступ к контенту.

 

Хит-парад вирусного видео

Наиболее же перспективным из всех видов рекламы в данной сфере является так называемый вирусный маркетинг, спрос на который со стороны рекламодателей в последний год приобретает характер бума. Для распространения промо-информации в этом случае применяются необычные по сюжету ролики, зачастую юмористического содержания, которые невероятно быстрыми темпами обретают десятки тысяч зрителей. Одна только полупрозрачная веб-ссылка, сопровождающая трансляцию такого видео, может оказаться эффективнее стандартной рекламной кампании с привлечением баннерных сетей. Отдают себе в этом отчет и рекламные агентства, ориентированные на продвижение брендов в Сети. Цены на создание потенциально успешных роликов непрерывно растут и уже достигают непривычно высоких отметок. В частности, для рекламы дезодоранта Axe была разработана серия видеосюжетов о провинциальном ловеласе с Аляски, активно использующем продвигаемый продукт для привлечения женского внимания. Заказчик выложил за ролики 200 тыс. долл., но остался доволен результатом. Размер месячной зрительской аудитории превысил 10 млн человек.

Бюро интерактивной рекламы (IAB) даже предлагает ряд рекомендаций по созданию рекламного видео для Интернета. Среди желательных параметров предусмотрены хронометраж не более 30 секунд для сюжетов, вставляемых перед основным роликом, минимальное разрешение 300x225 и битрейт 200 Кбит/с. Кроме того, IAB пытается сделать стандартом наличие в рекламных роликах кнопок для остановки и возобновления воспроизведения, а также регулировки громкости.

В сентябре этого года в Сети появился первый хит-парад вирусного видео, с которым можно ознакомиться по адресу: www.viralvideochart.com. Поддержку проекта осуществляют всего три человека, которые ежедневно читают сотни блогов, чтобы определить, о каких роликах пользователи говорят чаще всего, и просматривают гигабайты видео, как правило, на порталах YouTube, MySpace и Google Video.

Вторым направлением развития рыка в Интернете является продажа цифровых копий полноценных фильмов. Продажи лицензионного контента начались в Сети относительно недавно. Интерес к реализации голливудских творений среди интернет-пользователей практически одновременно проявили сразу несколько крупных доткомов и ведущих мировых кинокомпаний. Таким образом, еще два года назад практически не существующий сегмент рынка неожиданно пополнился несколькими десятками именитых игроков. Однако до жесткой конкуренции дело пока не дошло. Все продавцы фильмов в онлайне усердно борются с пиратами, а вот снижать цены на свою продукцию для привлечения дополнительных пользователей пока не спешат. Расценки на ассортимент в разных киномагазинах Сети пока примерно одинаковы.

Впрочем, для представителей кинобизнеса коммерческие интернет-проекты все еще относятся к разряду экспериментальных. Голливуд игнорировал Сеть до последнего и теперь осторожно нащупывает удачные маркетинговые ходы и технологии продаж в новой потребительской среде. Уже начала проявляться тенденция к сближению кинокомпаний с доткомами, воспользовавшись помощью которых они пытаются избежать действий по методу проб и ошибок, безусловно не самому приятному и прибыльному. В обозримом будущем наиболее вероятным видится появление ряда крупных интернет-магазинов, сотрудничающих сразу с несколькими видеолейблами. Подобные доткомы, среди которых будут как владельцы специализированных порталов, так и подразделения универсальных онлайн-ритейлеров, обеспечат большую часть продаж кинофильмов в Сети. Прямая же торговля контентом на сайтах студий вряд ли получит широкое распространение.  

Третьим направлением развития видеорынка в Сети является интернет-телевидение, или IPTV, которое в перспективе должно выйти за пределы компьютеров и при повсеместном распространении соответствующего оборудования сменить традиционное ТВ. Среди факторов пользовательского интереса можно отметить возможности VOD (video-on-demand — видео по запросу), PPV (pay per view — оплата за просмотр) и отложенного просмотра. Под VOD подразумевается заказ пользователем определенного видеоролика/фильма для просмотра в желаемое время. Второй сервис — PPV, который также известен как NVOD (near video-on-demand — почти видео по запросу) является виртуальным аналогом кинотеатра. Пользователь может ознакомиться с расписанием сеансов на тот или иной период (день, неделя, месяц) и за относительно невысокую сумму просмотреть приглянувшийся фильм в определенное время. Эта услуга значительно дешевле VOD, а компании, предоставляющие сервис, стараются подобрать привлекательный репертуар. В результате NVOD уже понравился пока еще немногочисленным пользователям IPTV.

О том, что индустрии онлайн-видео придется через считаные годы искать потребителей среди не только интернет-пользователей, но и телезрителей, говорится и в апрельском отчете исследовательской компании IDC. Согласно приведенным там данным, к 2010 году суммарные доходы участников рынка от предоставления видео в Сети вырастут до 1,7 млрд долл., что на 1,5 млрд выше, чем в 2005 году. Быстрый рост оборота приведет к ужесточению конкуренции, а потому доткомам придется заключать стратегические альянсы с производителями бытовой электроники для разработки совместных решений, который смогли бы удовлетворить новые потребности пользователей.

Главное хранилище

Наиболее популярным видеообменным сервисом в Сети, к удивлению многих аналитиков, стал не соответствующий проект одного из крупных доткомов, таких как Google или Yahoo!, а независимый портал YouTube, которому не исполнилось еще и двух лет. Если верить статистике от аналитической компании Alexa, то YouTube в июле текущего года обогнал по популярности социальную сеть MySpace, традиционно наиболее посещаемый сайт в американском интернет-сегменте. Внушительные цифры в начале сентября опубликовал и Wall Street Journal. По данным издания, за последний год количество видеороликов в архиве выросло с 5,1 до 6,1 млн, а общее число просмотров достигло 1,73 млрд. При этом общий объем хранимых на YouTube файлов составил около 45 Тбайт. С августа 2005-го по август текущего года месячная аудитория YouTube выросла с 58 тыс. до 20 млн человек.

 

Абсолютный лидер среди хранилищ
пользовательского видео

Стремительный рост популярности даже стал причиной технических проблем. Мощность серверов и пропускная способность каналов связи YouTube оказались просто не готовы к такому количеству посещений. В августе портал впервые не выдержал лавины обращений и «упал» на 6 часов. Каждые сутки YouTube проводит более 100 млн видеотрансляций. При этом на сервис приходится около 60% всех показов потокового видео в американском сегменте Сети. И хотя одноименная компания — владелец портала формально является убыточной, по некоторым экспертным оценкам, ее стоимость превышает 1 млрд долл.

До последнего времени в YouTube не предпринимали никаких попыток заработать на своей популярности, что изумляло рыночных аналитиков и заставляло их предполагать, что готовится продажа сервиса какому-нибудь крупному доткому. Когда же владельцы YouTube отвергли ряд соответствующих предложений и заявили, что намерены развивать свое детище самостоятельно, недоумение лишь усилилось. Однако в последнее время компания приступила к интенсивному внедрению рекламы на сайте, так что выход на самоокупаемость, вероятно, не за горами, так как в рекламодателях недостатка не будет.

На YouTube началось размещение текстовых объявлений от Yahoo! и Google, а также баннеров киностудий. Параллельно развивается направление вирусного маркетинга. Проект уже вызвал интерес у ряда крупных рекламодателей, таких, к примеру, как Hyundai. Для распространения промо-роликов YouTube собирается использовать уже применяемую в сервисе технологию каналов. Просто ранее свои каналы вели обычные пользователи и речь шла, по сути, о видеоблогах. Теперь аналогичное вещание наладят и корпорации. Так, в конце августа был запущен первый промо-канал Brand Channel, услугами которого воспользовалась Пэрис Хилтон для продвижения своего дебютного альбома Paris. Вместе с тем YouTube боится потерять своих пользователей и вопреки общей тенденции отказывается от внедрения рекламы внутрь транслируемых роликов.

Помимо финансовых проблем сервис сталкивается еще и с юридическими сложностями, причем недовольство наблюдается со стороны как правообладателей контента, так и конечных пользователей. Последние выразили свое возмущение в связи с новым пользовательским соглашением, введенным YouTube этим летом. Условия договора предоставляют доткому практически неограниченные права на использование контента, загруженного посетителями портала, в том числе предусматривают распространение роликов в любых странах мира, по любым медиаканалам и в любых форматах без выплаты каких-либо роялти. Это нетипично для сервисов такого рода. Как правило, доткомы, предоставляющие хостинг для мультимедийного контента, не имеют никаких прав собственности на публикуемые авторские работы.

Впрочем, юристы YouTube объясняют новую редакцию соглашения лишь стремлением обезопасить компанию от потенциальных претензий пользователей, которые вполне могут пожалеть о размещении того или иного ролика после того, как его просмотрят тысячи человек. А сравнивать свою пользовательскую политику в YouTube предлагают не с другими сервисами, а с телешоу, в рамках которых демонстрируются частные видеозаписи. В ТВ-проектах все права на видеоматериалы присваиваются устроителями навечно, в то время как пользователь YouTube может в любой момент удалить свой контент, автоматически расторгнув соглашение. Также дотком опроверг опасения рыночных экспертов, подозревавших компанию в планах по выпуску видеоподборок на CD и DVD.

С претензиями корпоративных правообладателей не все так просто. В июле текущего года иск к YouTube предъявило новостное агентство Los Angeles News. Предметом разбирательства стала видеозапись избиения водителя грузовика во время уличных беспорядков 1992 года, известных как лос-анджелесский бунт. Представители Los Angeles News Service заявили, что ролик, права на который принадлежат агентству, в течение недели посмотрели более тысячи человек, и потребовали компенсации в размере 150 тыс. долл. Попутно представители истца сравнили YouTube с ныне принудительно закрытой пиринговой сетью Grokster, заявив, что разница между сервисами заключается лишь в способе распространения пиратских материалов.

Тем временем Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) выразила недовольство нелегальным распространением музыкальных клипов через видеообменные сервисы. Свои обвинения RIAA адресовала не только YouTube, но и другому небезызвестному проекту — Google Video. Суммарная аудитория данных порталов исчисляется десятками миллионов человек, многие из которых являются нелегальными распространителями лицензированных видеоклипов, в основном записей соответствующих трансляций на музыкальных телеканалах. Представители ассоциации регулярно проверяют сайты на наличие нелегального видеоконтента, который, отметим, убирается владельцами ресурсов по первому запросу. Однако растущая популярность видеообменных сервисов делает такой труд практически бесполезным, так как спустя несколько часов после изъятия сомнительного ролика кто-нибудь размещает его очередную копию. Для решения данной проблемы RIAA предлагает YouTube и Google Video ввести предварительный отбор контента, что уже практикуется некоторыми сервисами, в частности вторым по популярности видеохостингом на MySpace.

С некоторыми медиакомпаниями, предъявляющими претензии к YouTube, уже удалось найти компромиссное решение, а в отдельных случаях даже приступить к сотрудничеству. В частности, инициатор одного из копирайтных разбирательств — американская телекомпания NBC — в настоящее время выкладывает на портале некоторые свои шоу, в том числе и самые популярные, такие как The Office, а в будущем планирует открыть на YouTube собственный раздел.

Возможно, что и музыкальный видеоконтент вскоре станет доступным на вполне законных основаниях. В конце августа этого года владельцы сервиса заявили о намерении разместить на портале в течение года все когда-либо созданные клипы. При этом изыскивать средства для окупаемости столь амбициозного проекта в кошельках пользователей компания, как всегда, не хочет. В YouTube считают, что будет вполне достаточно доходов от интернет-рекламы. Сейчас портал ведет переговоры со многими музыкальными лейблами, в том числе с такими крупными участниками рынка, как EMI и Warner Music. В случае успешной реализации проект может существенно подкосить бизнес интернет-магазина iTunes, который сегодня довольно бойко торгует клипами для портативных видеоплееров.

В попытках догнать и перегнать

Основным направлением деятельности YouTube было и остается предоставление хостинга для любительского видео. Портал является одним из наиболее часто приводимых примеров удачной реализации концепции Web 2.0. Деятельность компании ограничивается в этом случае созданием платформы, контент для которой подбирают сами пользователи. Известность YouTube стимулирует многочисленные попытки создания аналогичных сервисов как ветеранами интернет-бизнеса, так и стартапами новой волны.

Однако популярность и тем более коммерческий успех сопутствует далеко не всем компаниям. Зачастую рекламные доходы не покрывают затрат на хостинг и трафик, а платные VIP-аккаунты в таких сервисах как-то не пришлись ко двору. К тому же если YouTube в силу своей масштабности может относительно благополучно переживать юридические нападки правообладателей и борцов с порнографией, то начинающему ресурсу сделать это на порядок сложнее. Поскольку проверять весь размещаемый контент вскоре станет весьма затруднительно, единственным эффективным способом борьбы с нелицензионным видео и «клубничкой» является пользовательский контроль. Все больше сервисов такого типа обзаводятся системой так называемых флагов. Пользователь, заметив подозрительный клип, нажимает кнопку вида flag this, посылая тем самым сигнал модератору.

 

Видеоподразделению MySpace сыграла на руку популярность
одноименной социальной сети

Как уже отмечалось, традиционные законодатели моды Интернета, такие как Google, Yahoo!, MSN, AOL и MySpace также не могли обойти видеосервисы своим вниманием. Наиболее впечатляющих результатов из этой группы добились разработчики MySpace, в активах которой уже был мощный ресурс аудитории крупнейшей социальной сети. Сейчас количество пользователей портала составляет около 80 млн человек. Что же касается функциональности видеохостинга, то она вполне стандартна и мало чем выделяется на фоне других видеопроектов блогосферы.

 Создатели Google Video оснастили свое детище более широким набором возможностей и продолжают наращивать функции по сей день. Несмотря на то что аналитики, а вслед за ними и СМИ к маю этого года уже констатировали провал попыток доткома обойти YouTube, в Google, видимо, все же надеются, что звучный бренд, постоянно увеличивающиеся залежи контента и новые возможности выведут сервис на достойные рыночные позиции. В августе текущего года компания в очередной раз провела серьезное обновление сервиса. Во-первых, пользователям предоставлен доступ к платному видеоконтенту за одновременный просмотр рекламы. Во-вторых, загрузку файлов размером менее 100 Мбайт теперь можно осуществлять через специальную веб-форму. Ролик появится на сайте мгновенно после закачки. В-третьих, реализована возможность добавлять интерактивную ссылку на клип в блоге на Blogger, MySpace и других популярных порталах. Кроме того, была введена система тэгов, оценок и комментариев. В результате стало возможным составление рейтинга ста самых популярных роликов. Оставаясь верным своим принципам постепенной интернационализации сервисов, Google Video летом этого года обзавелся филиалами в Великобритании, Германии, Италии, Испании, Канаде, Нидерландах, Польше и Франции.

 

Google Video рвется в рыночные лидеры,
но пока заслужил только «бронзу»

Также дотком рассчитывает существенно улучшить свое положение на рынке онлайн-видео за счет альянса с медиакомпаний Viacom — владельцем MTV и ряда других телеканалов. Google продвигает крупнейшую рекламную сеть Click-to-Play Video Ads, которая может стать системой для распространения любого видеоконтента в Интернете. Viacom первой будет использовать интерфейсы Adsense для показа видеоклипов на любом сайте. В дальнейшем в Google намерены привлечь к работе и других контент-провайдеров. Схема пока кажется безупречной: дотком размещает видео в своей партнерской сети, дополняет его рекламой заказчиков и отчисляет определенный процент (по некоторым данным, до 60%) правообладателям. Сегодня по охвату и ценовой политике Google является наиболее привлекательным вариантом для правообладателей. AOL и Brightcove также имеют партнерские сети, но предлагают более скромную комиссию. А Revver выплачивает правообладателям до 70% дохода, но охват у сервиса не впечатляет.

В июне текущего года заметно переработали свой видеосервис и в Yahoo!. Новая версия Yahoo Video разработана по образу и подобию YouTube. Пользователи наконец получили возможность выкладывать на сайт собственные видеоролики, которые любой желающий может скачать, просмотреть и прокомментировать. Клипы сгруппированы по тематическим каталогам. Появились и каналы, подписавшись на которые можно регулярно смотреть новое видео из одного источника. Не забыли и про возможность простой интеграции роликов напрямую в блоги. Впрочем, не совсем понятно, как дотком надеется отвоевать у YouTube часть аудитории, просто скопировав сервисы популярного портала. В свете сложившейся ситуации очень символично выглядит сентябрьский уход вице-президента Yahoo! на должность финансового директора YouTube.

Тем временем в августе наконец-то был открыт AOL Video, релиз которого неоднократно переносился. Новый сервис позволяет осуществлять поиск по видеоконтенту, предоставляет хостинг UnCut для любительских роликов и содержит обширный архив телешоу. В перспективе в AOL Video также ожидается NVOD-сервис и пополнение базы материалами MTV, Nickelodeon, Comedy Central, A&E TV Networks и, разумеется, Warner Bros. (данная кинокомпания, как и AOL, принадлежит корпорации Time Warner).

Скептически настроенные аналитики утверждают, что AOL сильно опоздала с выходом на новый рынок, и ее шансы догнать конкурентов невелики. Однако Microsoft занялась онлайн-видео еще позже. В середине сентября корпорация только анонсировала скорый запуск сервиса для публикации любительского видео MSN Soapbox. Среди заявленных функций можно отметить хостинг файлов практически в любом формате с максимальным размером до 100 Мбайт, поддержку тэгов, группировку контента по тематическому каталогу, установку персональных RSS-фидов, экспорт роликов в блоги и на другие сайты и общий аккаунт с социальной сетью Live Spaces.

Кинопродажи и онлайн-ТВ

В октябре прошлого года Американская ассоциация производителей кинопродукции (MPAA) подала в нью-йоркский суд несколько исков против сайтов, которые торговали пиратскими копиями фильмов, выдавая их при этом за лицензионный контент. После оплаты пользователей перенаправляли на файлы в пиринговые сети, которые представляли как собственный легальный архив интернет-магазина. При этом за пользование бесплатными файлообменниками законопослушные граждане платили мошенникам 20 долл. за три месяца. Этот инцидент стал для голливудских компаний тревожным сигналом, ясно продемонстрировавшим наличие в Сети активного спроса на киноконтент.

 

CinemaNow — интернет-супермаркет
для киноманов

С весны текущего года интернет-проекты кинокомпаний стали появляться один за другим. В марте свой собственный сервис, ориентированный на британских пользователей, открыла Universal Pictures. Процесс продаж на нем реализован весьма необычно. За 19,99 фунтов покупателю предлагается загрузить две копии фильма в DVD-качестве: одна — для десктопа, другая — для КПК, а также получить по почте DVD с записанным фильмом. При этом Universal Pictures пытается конкурировать с интернет-магазином iTunes, а потому загруженные файлы совместимы только с PC и Windows, так что просмотреть их на iPod не удастся.

Месяцем позже шесть крупнейших студий заключили договоры о продажах своих фильмов через Сеть с компаниями — владельцами онлайн-сервисов Movielink и CinemaNow, которые ранее специализировались на видеопрокате. Правда, CinemaNow также имеет опыт продажи малобюджетных фильмов, но вот блокбастеры дотком взялся продавать впервые. Цена на первые выложенные в каталоге сервиса 85 фильмов составляла от 9,95 (старые ленты) до 19,95 долл. (новинки). Что касается лицензионных ограничений на действия пользователей с контентом, то единой политики так и не было выработано. CinemaNow позволяет просматривать купленный файл только на одном компьютере, а Movielink допускает запуск фильма на других машинах и копирование на DVD, но блокирует воспроизведение на DVD-плеере.

 

Amazon Unbox

В мае Warner Bros. договорилась со своим бывшим идеологическим противником — файлообменной сетью BitTorrent о начале продаж своего контента через пиринговые каналы. Пользователям сети предложили около 200 блокбастеров. Впрочем, копии почему-то продаются по тем же ценам, что и DVD с фильмами. Параллельно киностудия приступила к реализации через BitTorrent своих сериалов по цене около доллара за эпизод. В пиринговой сети Warner Bros. привлек удачный механизм загрузки, предусматривающий разделение файлов на фрагменты, что позволяет закачивать фильмы значительно быстрее, чем одним потоком. К настоящему времени различными программными клиентами для работы с BitTorrent пользуются более 65 млн человек.

 

Рост числа пользователей IPTV в Западной Европе в 2004-2010 годах
(источник: Gartner, январь 2006 г.)

В июне одной из последних к интернет-продавцам примкнула компания Disney, которая предложила пользователям CinemaNow возможность загружать фильмы непосредственно в день их релиза на DVD. Полученный файл разрешается воспроизводить на компьютере, DVD-плеере и мобильных устройствах. Цена закачки, как и в случае с Warner Bros., не отличается от стоимости фильма на DVD-носителе.

В конце августа свои услуги по реализации голливудского контента в Сети предложила AOL. Компания заключила контракт с киностудиями 20th Century Fox, Sony Pictures, Universal Pictures и Warner Bros. и теперь будет продавать фильмы этих лейблов через AOL Video по уже привычной цене от 9,99 до 19,99 долл.

Главным же событием последнего времени стало сентябрьское открытие видеораздела в интернет-магазине Amazon.com. Крупнейший онлайн-ритейлер заключил договоры с 30 различными студиями и телеканалами и уже к запуску нового проекта Amazon Unbox смог предложить покупателям впечатляющий ассортимент фильмов и телешоу. Фильмы продаются по цене от 7,99 до 14,99 долл., а одна серия шоу обойдется в 1,99 долл. Интерес вызывает ряд специфических возможностей сервиса. Так, разработчики вошли в положение нетерпеливых пользователей и предусмотрели функцию начала просмотра фильма еще до окончания его загрузки. Весьма полезной может оказаться возможность сделать заказ с одного компьютера, а в качестве места доставки выбрать другой. Без противостояния Apple также не обошлось. Среди партнеров Amazon фигурируют такие студии, как Paramount, 20th Century Fox, Sony Pictures, Warner Bros., Metro-Goldwyn-Mayer и др., однако отсутствует Disney, давний приверженец iTunes. К тому же сервис доступен только пользователям Windows XP, и на вопрос, планируется ли поддержка Mac OS, представители Amazon пока не отвечают ничего определенного.

Между тем неделю спустя Apple также объявила о начале продаж фильмов в iTunes от кинокомпаний Disney, Pixar и Touchstone. Цена фильма зависит от того, как давно файл попал в каталог магазина. Новинки, доступные для скачивания меньше недели, обойдутся в 12,99 долл., в дальнейшем картины дешевеют до 9,99 долл. Пока в ассортименте iTunes насчитывается менее сотни фильмов, но начало положено. Некоторые рыночные эксперты уже сделали прогноз относительно будущей расстановки сил в интернет-сегменте кинорынка, предположив, что у таких относительно малоизвестных сервисов, как CinemaNow, остаются минимальные шансы на выживание. Основными же онлайн-продавцами голливудского контента станут Amazon и iTunes, уже заручившиеся поддержкой многомиллионной аудитории.

На рынке IPTV основную роль играют уже не доткомы, а телекоммуникационные компании, в основном предоставляющие услуги интернет-доступа и VoIP. Помимо быстро растущего количества широкополосных подключений, среди факторов, предопределяющих бурное развитие сервисов, можно отметить улучшение алгоритмов компрессии передаваемого видеосигнала, а также поддержку IPTV-функциональности в новых моделях телевизоров и видеотехники. Единственным сдерживающим фактором по сей день остается скудный выбор доступного контента. Здесь новые операторы существенно уступают кабельным сетям. Разнообразие видеоассортимента вкупе с поддержкой телевещания высокой четкости (HDTV) и цифровых рекордеров (DVR) может стать ключевым конкурентным преимуществом для участников IPTV-рынка.

В России данный вид IP-сервисов только начинает приживаться. В основном отечественный IPTV-рынок формируется двумя игроками. Первый — компания «Корбина Телеком», которая еще два года назад выделила подразделение «Корбина Видео» из корпоративного интернет-департамента и возвела привлечение клиентов видеосервисов в ранг одной из стратегических задач. Тогда в рамках нового проекта компания запустила веб-трансляцию трех ведущих эфирных телеканалов. К настоящему времени на corbina.tv любому пользователю (не обязательно клиенту компании) доступны 25 каналов, 12 из которых эфирные, а остальные вещают исключительно в Интернете. Кроме того, на сайте предусмотрена услуга «виртуальный видеомагнитофон» для записи ТВ-передач по расписанию.

 

Среди постоянных посетителей corbina.tv отнюдь не только
клиенты одноименной компании

Сервис постоянно модернизируется. Так, в начале августа на corbina.tv появился раздел «Самые любимые клипы», где соответствующий контент предоставляется по запросу пользователя. Данная услуга бесплатна, единственное ограничение — это то, что для комфортной работы необходимо подключение с пропускной способностью не ниже 1 Мбит/с. Пользователь может создать собственный плейлист из представленных в каталоге роликов (доступно более 800 клипов). Скачать контент нельзя, он доступен только для просмотра. В будущем возможно также добавление клипов самими пользователями, правда с обязательной предварительной проверкой загружаемых роликов.

В августе «Корбина Телеком» также представила несколько короткометражных фильмов (преимущественно юмористического характера), которые были сняты специально для сайта. Создание уникального видеоконтента отдельным порталом — явление пока редкое не только в Рунете, но в Сети в целом. Интересно, что компания собирается привлечь к проекту рекламодателей, которым запрещено размещать свои ролики на эфирном ТВ, то есть производителей алкоголя и табачной продукции.

Другой игрок на отечественном рынке IPTV — компания «МТУ-Интел» со своим проектом «Стрим-ТВ». В рамках этого сервиса «МТУ-Интел» предоставляет абонентам услугу NVOD, известную как «виртуальный кинозал». Ежедневно проходит 216 сеансов. «Билет» на фильм обойдется в 1,95 долл. С репертуаром на неделю можно ознакомиться на соответствующей веб-странице (www.stream.ru/tvservice/films/). В текущем году «МТУ-Интел» заключила контракты с такими кинокомпаниями, как Disney, Warner Bros. и Paramount, на показ фирменных фильмов подписчикам «Стрим-ТВ» спустя три-шесть месяцев после премьеры в отечественных кинотеатрах. В сентябре сервис дополнился VOD-функциональностью. Пользователям стали доступны функции перемотки и паузы. В дальнейшем планируется расширение ассортимента кинопродукции, а также создание VOD-платформы образовательных, туристических, музыкальных и других тематических сервисов.

 

Расписание сеансов в «кинозале» «Стрим-ТВ»

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 2'2007