Персональное радио

Сергей Асмаков

Часть первая, теоретическая

Часть вторая, практическая

Часть третья, заключительная

 

Для чего нужны портативные радиопередатчики, или FM-трансмиттеры? Какие они бывают и насколько хорошо справляются со своими функциями? В данной статье мы постараемся дать исчерпывающие ответы на эти вопросы.

Часть первая, теоретическая

В настоящее время звуковые файлы сжатых форматов являются одной из наиболее популярных форм распространения музыкальных записей и аудиокниг. Функции воспроизведения файлов MP3, WMA и ряда других форматов имеются у многих бытовых устройств — портативных плееров, музыкальных центров, DVD-проигрывателей, систем домашнего кинотеатра и т.д. Присутствуют в этом списке и автомобильные аудиосистемы, однако нельзя не отметить, что внедрение новых технических решений в эту категорию устройств идет значительно медленнее, чем, например, в бытовую технику.

С одной стороны, в продаже представлено немало головных устройств, оснащенных CD- или DVD-приводом и позволяющих воспроизводить звуковые файлы сжатых форматов. С другой стороны, и по сей день выпускается множество моделей, не имеющих этой функции. Не спешат внедрять такие возможности и автопроизводители, поставляющие в продажу машины со встроенными аудиосистемами.

 

Съемное головное устройство, выполненное
в корпусе стандартного размера, не всегда идеально
гармонирует с интерьером автомобиля, однако
его можно без проблем заменить
на более современную модель

Если в автомобиле установлено съемное головное устройство, то модернизировать аудиосистему не слишком сложно: достаточно приобрести модель с CD-приводом и функцией воспроизведения звуковых файлов сжатых форматов. Младшие модели таких систем стоят сейчас порядка 3-4 тыс. руб. При отсутствии времени и желания самостоятельно заниматься установкой нового головного устройства придется еще оплатить услуги по установке новых салазок и изготовлению переходника для подключения к бортовой проводке.

К сожалению, подобный рецепт неприменим в том случае, когда автомобиль оснащен аудиосистемой с головным устройством, встроенным в салонную панель. Конечно, при покупке нового автомобиля есть возможность сразу заказать аудиосистему с поддержкой воспроизведения файлов сжатых форматов — правда, это удовольствие обойдется в кругленькую сумму (размер доплаты за замену обычного CD-ресивера на модификацию с поддержкой MP3 зависит от аппетитов производителя и дилера и достигает нескольких сотен долларов). Однако при приобретении подержанной машины изменить комплектацию в соответствии со своими желаниями уже не получится: придется довольствоваться тем вариантом, который выбрал первый владелец. У многих даже относительно «молодых» автомобилей встроенная аудиосистема, оснащенная CD-проигрывателем, позволяет воспроизводить лишь звуковые компакт-диски (AudioCD), не говоря уже о более старых машинах, в большинстве своем снабженных кассетными магнитолами.

 

Встроенная в приборную панель
аудиосистема идеально вписывается в интерьер
и зачастую снабжена пультом ДУ, вынесенным
на рулевое колесо. К сожалению, возможность
модернизации такой системы обычно
не предусмотрена

Впрочем, при отсутствии возможности заменить головное устройство автомобильной аудиосистемы можно прибегнуть к помощи дополнительных приспособлений, позволяющих тем или иным способом воспроизводить сигнал с внешних проигрывателей.

Самое простое решение — это линейный вход, позволяющий посредством стандартного кабеля подключить портативный плеер к магнитоле, однако, к сожалению, он есть далеко не у каждой автомагнитолы.

Несколько лет назад в линейках ряда производителей бытовой электроники появились портативные медиаплееры на базе флэш-памяти, выполненные в корпусе компакт-кассеты и оснащенные, помимо привычного выхода для подключения наушников, еще и магнитной головкой. При помощи такого устройства можно воспроизводить сжатые аудиофайлы через кассетную магнитолу, причем управление основными функциями плеера (воспроизведением, остановкой, переходом к следующему или предыдущему треку) осуществляется посредством ее штатных органов управления (для этого в корпус плеера встроены датчики, воспринимающие движение узлов «псевдокассеты», приводимых в действие лентопротяжным механизмом). Правда, сейчас подобные модели плееров уже сняты с производства из-за низкого спроса: в сегменте автомобильных аудиосистем кассетные магнитолы быстро отступают под натиском стремительно дешевеющих CD-ресиверов.

Но, пожалуй, наиболее универсальным решением является компактный радиопередатчик с небольшим радиусом действия (подобные приборы часто называют FM-трансмиттерами). В этом случае не имеет значения, чем оснащено имеющееся головное устройство — кассетником или CD-приводом. Единственное требование — наличие радиоприемника, позволяющего принимать FM-станции «западноевропейского» УКВ-диапазона (87,5-108 МГц).

В настоящее время в продаже представлено немало устройств с функцией трансляции звукового сигнала по радио. В зависимости от функциональных возможностей их можно разделить на две основные группы: простые передатчики и плееры-передатчики. В основном это модели, предназначенные специально для использования в автомобиле: конструкция корпуса адаптирована для установки в гнездо прикуривателя, от которого устройство получает необходимое для работы питание. Впрочем, можно найти и более универсальные модели: они могут работать как от бортовой сети, так и от стандартного элемента питания (батарейки или аккумулятора).

Функциональность простых передатчиков сводится к трансляции аналогового звукового сигнала от подключенного воспроизводящего устройства (портативного плеера, КПК, мобильного телефона, магнитофона и т.д.) на находящийся неподалеку радиоприемник. В качестве иллюстрации приведем сведения о нескольких моделях этой группы, представленных на российском рынке.

Портативные цифровые плееры Iriver в нашей стране известны многим, но далеко не все знают, что в продуктовой линейке компании представлен и FM-трансмиттер AFT-100. Этот передатчик устанавливается в стандартное гнездо прикуривателя и подключается к аналоговому стереовыходу воспроизводящего устройства. Для вещания можно выбрать любую частоту в диапазоне 88,1…107,9 МГц (настройка производится с точностью до 0,1 МГц). Текущая частота отображается на небольшом монохромном ЖК-дисплее, оснащенном подсветкой.

 

Передатчик Iriver AFT-100

Передатчик Рowerman FM-160 также выполнен в корпусе, устанавливаемом в гнездо прикуривателя. Для подключения к воспроизводящему устройству предусмотрен встроенный кабель с разъемом mini-jack. При помощи четырех двухпозиционных переключателей можно выбрать одну из 16 фиксированных частот, доступных для вещания. Из дополнительных возможностей стоит отметить порт USB, который можно использовать для подзарядки портативных устройств.

В отличие от двух описанных выше моделей, Ritmix FMT-900 может работать как от бортовой электросети, так и от батарейки. Эта особенность конструкции позволяет использовать данный передатчик не только в автомобиле. Поскольку характеристики и функциональные возможности Ritmix FMT-900 подробно рассмотрены во второй части статьи, то здесь останавливаться на них мы не будем.

В отличие от устройств первой группы, передатчики-плееры оснащаются дополнительными функциональными блоками: цифровым декодером и интерфейсом для подключения сменных носителей. Такие устройства позволяют воспроизводить аудиофайлы сжатых форматов, записанные на USB-накопителях или картах памяти, и транслировать звуковой сигнал на выбранной частоте. В качестве примера рассмотрим пару моделей из ассортимента отечественных магазинов.

Простая и недорогая модель Carmate MP3onChannel, устанавливаемая в гнездо прикуривателя, позволяет воспроизводить звуковые файлы формата MP3 с подключенного к USB-порту флэш-диска или картридера с картой памяти (гарантируется работа с носителями емкостью не более 2 Гбайт). Для вещания можно выбрать одну из семи фиксированных частот в диапазоне 87,7… 88,9 МГц. Установка частоты производится при помощи колесика-селектора. Для управления воспроизведением на корпусе предусмотрены три кнопки (воспроизведение/пауза, а также переход к предыдущему или следующему файлу). Из индикаторов имеется только светодиод, сигнализирующий о наличии питания, — таким образом, искать нужную композицию придется вслепую.

 

Плеер-передатчик Carmate MP3onChannel

Плеер-передатчик Uniplayer 3.1 стоит дороже, но и функциональных возможностей у него значительно больше. Это устройство позволяет воспроизводить сжатые аудиофайлы формата МР3 c USB-накопителей или с карт памяти SD/MMC (для их установки предусмотрен соответствующий слот) и транслировать их в эфир. Кроме того, Uniplayer 3.1 может выполнять функции простого передатчика — у него имеется аналоговый линейный вход с разъемом mini-jack для подключения внешнего источника звукового сигнала. Выбрать подходящую частоту вещания можно в интервалах 87,7…89,1 и 106,7…107,9 МГц (шаг настройки — 0,2 МГц). На панели управления расположено несколько кнопок и двухстрочный монохромный ЖК-дисплей с подсветкой, на экране которого отображается номер и название проигрываемой композиции, а также выбранная частота вещания. Устройство рассчитано на установку в стандартное гнездо прикуривателя. Часть корпуса, на которой расположена панель управления, закреплена на шарнире, что позволяет поворачивать ее наиболее удобным образом.

Стоит отметить, что в продаже встречаются также плееры-передатчики, оснащенные встроенной памятью. По функциональности они близки к устройствам второй группы — с той лишь разницей, что при загрузке файлов во встроенную память их можно использовать как полноценный плеер, не требующий подключения внешних накопителей и воспроизводящих аппаратов.

Как видите, ассортимент весьма разнообразный, что позволяет выбрать наиболее подходящий вариант, исходя из требуемой функциональности и толщины кошелька. Самым недорогим решением является простой передатчик — но только в том случае, если у автовладельца уже имеется портативный цифровой плеер. Если же воспроизводящего устройства нет, то оптимальным вариантом станет приобретение плеера-передатчика.

Часть вторая, практическая

Итак, в теории все выглядит великолепно. За вполне доступную цену можно приобрести компактное и недорогое устройство, которое позволит передавать звуковой сигнал (заметьте — в стереофоническом формате!) на любую бытовую или автомобильную аудиосистему, оснащенную УКВ-приемником. Однако жизненный опыт подсказывает, что теория рекламных буклетов нередко расходится с суровой практикой реальной эксплуатации. Чтобы проверить, действительно ли хороши в эксплуатации FM-трансмиттеры, мы решили опробовать одно из таких устройств в работе.

После тщательного изучения ассортимента одного из крупнейших столичных компьютерных рынков выбор пал на модель Ritmix FMT-900, за которую продавец просил 1100 руб. Аргументы «за»: во-первых, двойная система питания (от бортовой сети либо от батарейки), во-вторых — широкий диапазон для выбора частоты вещания, в-третьих — дисплей. Решено: берем!

В отличие от страшноватых на вид типично «автомобильных» передатчиков (устанавливаемых в гнездо прикуривателя), модель Ritmix FMT-900 выполнена в симпатичном и очень компактном корпусе, форма которого напоминает треугольную призму со скругленными ребрами. Устройство может работать как от бортовой сети автомобиля (подключение к гнезду прикуривателя осуществляется при помощи специального кабеля из комплекта поставки), так и от обычной батарейки размера ААА. Для подключения к источнику звукового сигнала предусмотрен встроенный витой кабель, оснащенный разъемом mini-jack.

 

Передатчик Ritmix FMT-900

На встроенном дисплее отображается следующая информация: значение выбранной частоты, номер используемой настройки, уровень заряда батареи и уровень звукового сигнала на входе. Дисплей оснащен подсветкой, однако в темноте она практически бесполезна: два синих светодиода, размещенные над верхними углами экрана, хорошо освещают лишь его края, в то время как середина остается темной. Видимо, производитель сэкономил на копеечном пластиковом рассеивателе.

Управление работой передатчика и его настройка выполняются при помощи всего трех кнопок, одна из которых служит для включения и выключения питания, а также активации доступа к ячейкам памяти, а две другие — для изменения значения частоты и выбора номера сохраненной настройки.

Разберемся с управлением. Для трансляции сигнала можно выбрать частоту в диапазоне от 87,5 до 107,9 МГц (шаг настройки — 0,1 МГц). Поскольку для выбора нужного значения используются только две кнопки, процесс требует определенного времени и терпения. Правда, выполнять эту процедуру нужно нечасто, поскольку значение текущей частоты сохраняется после выключения и последующего включения питания. Кроме того, в распоряжении пользователя имеется шесть ячеек, в каждую из которых можно записать значение одной из используемых частот. Процедура переключения ячеек оказалась несколько замысловатой (требуется определенная сноровка, чтобы выполнить ее с первого раза), однако пользоваться ранее сохраненными настройками в любом случае быстрее и удобнее, чем «перелистывать» по 0,1 МГц в поисках нужной частоты.

Как уже было упомянуто, на дисплее отображается уровень входного сигнала. Индикатор здесь весьма условный и позволяет определять лишь три градации уровня (низкий, нормальный и высокий). Согласно руководству пользователя, следует отрегулировать громкость на выходе подключенного к передатчику устройства таким образом, чтобы индикатор показывал нормальный уровень. Работа с сигналом, имеющим высокий уровень, может привести к возникновению заметных на слух искажений. При низком уровне принимаемый сигнал становится более зашумленным.

В процессе работы при отсутствии нажатий на органы управления передатчика дисплей автоматически отключается; активировать его можно нажатием на любую кнопку. При отсутствии сигнала на входе в течение определенного времени передатчик автоматически отключается, что позволяет избежать бесполезного расходования энергии при работе на батарейке.

Кстати, о батарейках. Согласно данным производителя, FMT-900 потребляет при работе порядка 40 мА. А это значит, что на одном аккумуляторе емкостью 1000 мА·ч он должен проработать в непрерывном режиме не менее суток, а на хорошей щелочной батарейке — еще дольше.

Первый раунд испытаний было решено провести в домашних условиях. Во-первых, для того, чтобы в спокойной обстановке найти наименее загруженные участки радиоэфира, а во-вторых, в отсутствие уличного шума можно гораздо лучше оценить влияние передатчика на качество транслируемого сигнала. Для прослушивания использовалась стереосистема из блочных компонентов: тюнера Sony ST-SE500 (оснащенного комнатной антенной-диполем), усилителя NAD 310 и акустической системы B&W DM302.

Итак, сначала необходимо найти свободную частоту. Согласно рекомендации, почерпнутой из руководства пользователя, для трансляции сигнала можно выбрать любое значение несущей частоты, отличающееся от используемого ближайшей (по расположению в диапазоне) радиостанцией не менее чем на 0,1 МГц. Однако на практике выяснилось, что лучше увеличить минимальную «эфирную дистанцию» до 0,2 МГц, поскольку при разнице в 0,1 МГц уровень помех слишком сильно зависит от расположения корпуса передатчика относительно антенны принимающего устройства. Впрочем, если есть возможность подробно изучить сетку используемых частот, то лучше всего выбрать для эксплуатации передатчика несущую, максимально удаленную от пары ближайших радиостанций.

Надо сказать, что в довольно плотно забитом столичном эфире эта задача оказалась непростой. Система автоматической настройки тюнера обнаружила 39 (!) радиостанций, вещающих в диапазоне 87,5-108 МГц. При этом интервалы между несущими частотами зачастую составляют по 0,4-0,5 МГц. Гибкость в выборе частоты вещания, которую обеспечивает Ritmix FMT-900, оказалась как нельзя кстати: нам удалось избежать трудностей, которые (с большой степенью вероятности) возникнут при использовании передатчиков, способных работать лишь на ограниченном количестве частотных каналов.

Найти более-менее свободный участок диапазона удалось в районе 96-98 МГц. При установке частот 96,0; 97,0 и 98,1 МГц интервал до ближайших станций составлял как минимум 0,4 МГц, что позволяло практически полностью исключить их влияние на передаваемый сигнал.

Экспериментируя с различными источниками сигнала, мы подключали передатчик к портативному плееру на базе флэш-памяти (он работал на батарейке), к стационарному CD-проигрывателю и к выходу звукового адаптера настольного ПК. При этом выяснилось, что слишком близкое расположение передатчика к плееру или к системному блоку может стать причиной возникновения сильных помех. Найти оптимальное взаиморасположение этих устройств можно лишь экспериментальным путем, контролируя результат по зашумленности принимаемого сигнала.

При воспроизведении с нейтральной настройкой АЧХ в принимаемом сигнале ощущался заметный недостаток низких частот. С данной проблемой удалось справиться, установив на плеере настройку эквалайзера, которая усиливает эту часть частотного диапазона. Стоит отметить, что компенсировать подобные недостатки лучше именно средствами плеера, поскольку при обработке уже принятого сигнала вместе с желаемыми частотными полосами полезного сигнала будут усиливаться и составляющие эфирных помех, попадающие в эти полосы.

Объективности ради стоит также упомянуть о том, что высокочастотная составляющая принимаемого сигнала оказалась заметно «придушенной», что негативно повлияло на прозрачность звучания. Но тут уж ничего не поделаешь: даже теоретически верхняя граница частотного диапазона для стереофонического FM-сигнала составляет 15 кГц (против 20 кГц у большинства плееров), а на практике — и того меньше.

Радиус действия передатчика позволяет вести полноценное вещание в пределах не только автомобиля, но и малогабаритной квартиры либо дачного домика: мощность вполне достаточна для того, чтобы «пробить» одну бетонную стену без заметной на слух потери качества звучания.

 

Подсоединив передатчик к плееру,
получаем мобильную FM-радиостанцию
с небольшим радиусом действия

Освоив использование передатчика в домашних условиях, мы решили перейти ко второму раунду испытаний — в автомобиле. С настройкой магнитолы и передатчика на выбранную частоту никаких проблем не возникло — после включения плеера в автомобильной аудиосистеме зазвучала музыка. Но оказалось, что не все так просто.

Сигнал, транслируемый передатчиком, по мощности уступает стационарным радиостанциям. Впрочем, это легко компенсируется увеличением уровня громкости на пару ступеней. Более серьезная проблема — управление воспроизведением. Хорошо, если вы едете не один и обязанности диск-жокея можно передать пассажиру. В противном случае рекомендуем загодя потренироваться: производить в движении манипуляции с органами управления плеера, лежащего на пассажирском сиденье, значительно сложнее, чем на панели встроенной магнитолы. В общем, при поездке в одиночку стоит заранее продумать «программу передач» и составить плейлист, чтобы в дороге не отвлекаться от управления автомобилем. Безопасность — прежде всего!

Поскольку передатчик может работать от батарейки, «мобильную радиостанцию» можно разместить в любом месте — в перчаточном ящике, кармане сиденья или в багажнике. Так, по крайней мере, мы думали перед пробной поездкой. Однако спустя несколько минут «тест-драйва» пришлось признать неприятный факт: на передаваемый сигнал накладываются хорошо различимые (даже в движении) помехи, по характеру напоминающие приглушенный свист. Может быть, это наводки от генератора или электроники блока управления двигателем? Однако и после того, как мы припарковались и заглушили двигатель, помеха не пропала. В поисках причины мы еще раз проштудировали рекомендации производителя и решили запитать передатчик от бортовой сети.

Вынув на всякий случай из отсека батарейку, подключаем кабель из комплекта поставки к гнезду прикуривателя. И действительно, помеха практически пропала, да и окраска звучания стала в целом более приятной на слух. Вообще говоря, в движущемся автомобиле довольно сложно расслышать недостатки, которые без труда выявляются в домашних условиях: во-первых, класс аудиосистемы несколько ниже, а во-вторых, свою лепту вносит шум улицы, двигателя и покрышек — тут уж не до нюансов. 

Справившись с назойливой помехой, пришлось задуматься над решением новой проблемы: куда пристроить передатчик и плеер, «привязанные» теперь кабелем к гнезду прикуривателя? Увы, штатный питающий кабель оказался слишком коротким для того, чтобы даже в полностью распрямленном состоянии дотянуться до перчаточного ящика. Следующий вариант — положить плеер и передатчик в углубление на консоли, разделяющей места водителя и пассажира. Однако можно ли надеяться на то, что при первом же повороте они не улетят под сиденье, а связывающий их кабель не затянется петлей вокруг рычага переключения передач или стояночного тормоза? В конце концов выход был найден: рядом с гнездом прикуривателя находилась пепельница, которую никогда не использовали по прямому назначению. В данном случае она оказалась как нельзя кстати: про удобство управления плеером можно забыть, зато безопасность предстоящей поездки обеспечена в полной мере.

Стоит отметить, что описанный недостаток не является следствием конструктивных особенностей выбранной нами модели. Приобретение передатчика, рассчитанного на установку непосредственно в гнездо прикуривателя, не избавит от этой проблемы: ведь «привязанный» к нему кабелем плеер все равно придется куда-то пристраивать.

Конечно, при регулярном использовании передатчика в автомобиле имеет смысл приобрести и установить специальные приспособления для надежной фиксации дополнительного оборудования. В ходе обсуждения поступило предложение использовать для этой цели прикрепляемый на «торпедо» подстаканник подходящего размера. А почему бы и нет? В конце концов, в магазинах автомобильных аксессуаров представлено немало приспособлений, подставок и держателей — наверняка среди них можно найти что-либо подходящее.

Часть третья, заключительная

Подведем итоги. Портативный передатчик оказался вполне работоспособным решением, пригодным для использования как с автомобильными, так и с бытовыми аудиосистемами. Учитывая более чем умеренные затраты, это неплохой вариант для модернизации встроенных автомобильных аудиосистем морально устаревших конструкций, замена которых на более современные модели невозможна технически или нецелесообразна по причинам экономического характера. Основные недостатки данного решения — неудобство управления воспроизведением и необходимость в использовании вспомогательных средств для крепления плеера (а в случае рассмотренной модели — и передатчика) в салоне автомобиля.

 

Из соображений безопасности передатчик,
подключенный кабелем к гнезду прикуривателя,
вместе с плеером пришлось разместить
в пепельнице

Нельзя отрицать и тот факт, что передача звукового сигнала через эфир приводит к определенному ухудшению качества звучания. Однако с учетом условий прослушивания (шум в салоне движущегося автомобиля, далеко не идеальное качество звукового тракта бюджетных аудиосистем, артефакты декомпрессии сжатых аудиофайлов и т.д.) это вряд ли можно считать серьезным недостатком.

Вывод таков: передатчик в тандеме с плеером или плеер-передатчик имеет смысл рассматривать не как полноценную альтернативу головному устройству с поддержкой MP3, а скорее как разумный компромисс, позволяющий реализовать данную функцию на штатной аудиосистеме при отсутствии возможности модернизировать ее с приемлемыми затратами.

В заключение хотелось бы пожелать, чтобы производители автомобильных аудиосистем наконец-то поняли, что поддержка воспроизведения файлов сжатых форматов уже как минимум пять лет перестала быть экзотикой, перейдя в разряд наиболее востребованных и необходимых функций. Если во всех выпускаемых автомобильных CD-ресиверах будет реализован режим воспроизведения файлов сжатых форматов, то такие полумеры, как передатчики, станут просто ненужными. Но, как говорится, нет ничего более долговечного, чем временные постройки, — тем более что объем продаж подержанных автомобилей в нашей стране в ближайшее время вряд ли будет снижаться…

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 5'2007


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует