Этнография на службе Intel

 

Корпорация Intel не только производит миллионы процессоров и наборов системной логики, но и занимается широкомасштабными исследованиями. В 75 исследовательских лабораториях Intel по всему миру, в том числе в Бразилии, Дании, Египте, Индии, Испании, Китае, Корее, России и других странах, трудятся более 7 тыс. ученых. Корпорация активно сотрудничает с более чем ста крупнейшими университетами по всему миру, осуществляя с ними более 300 совместных проектов. И наконец, в Intel работает одна из самых крупных исследовательских групп этнографов.

С 1997 года психологи, антропологи и социологи стараются помочь инженерным и продуктовым подразделениям Intel в разработке новых технологий, направленных на удовлетворение различных потребностей людей во всем мире. Этнография помогает разработчикам из Intel понять разницу между тем, что люди говорят о своих ежедневных занятиях, жизни, работе, взаимоотношениях дома и вне его, семейных традициях и устоях, и тем, чем все это является для них на самом деле. Результаты исследований этнографической группы Intel учитываются при разработке дизайна и функциональности новых продуктов. В качестве примера можно привести появление таких устройств, как Education PC в Китае, Community PC в Индии или Classmate PC, используемое или планируемое к применению в образовательной сфере во многих странах мира, включая Россию. Кроме того, этнографическая лаборатория Intel выдает гранты университетам на проведение различных исследований.

 

Что такое этнография? Это ветвь антропологии, которая использует широкий спектр технологий, методологий и способов исследования в стремлении понять культуру людей. Этнография — это качественное изучение культуры того, что делают люди. Ее основной метод — наблюдение: интервью, анкетирование, запись историй, передающихся из уст в уста, участие в социальной деятельности людей с целью понять, что происходит в человеческом обществе «на самом деле». Такой тип наблюдений и исследований помогает правильно оценить результаты традиционных исследований рынка, а концепция подобных наблюдений основывается на методе «глубокого погружения», что означает участие во всех занятиях людей, чтобы лучше понять их.

Именно этим и занимаются этнографы Intel: живут в городах и поселках рядом и вместе с людьми их повседневной жизнью дома, на работе, в школе, во время отдыха. Они активно трудятся в торговых центрах, больницах, домах престарелых, школах для глухонемых детей и т.п., чтобы сделать дизайн продуктов оптимальным для удовлетворения потребностей людей в тех или иных условиях. С помощью этнографов разработчики вычислительных технологий учитывают повседневный опыт людей в своих продуктах, модернизируют традиционные бизнес-модели, интегрируя в них человеческие аспекты использования технологий и Интернета.

Именно в этом и состоит цель этнографических исследований в Intel — перестать воспринимать технологии как вещь в себе, сделать их более понятными и доступными для простых людей. Руководитель этнографических исследований в Intel Женевьева Белл отмечает: «Не слишком разумно продолжать развивать и воспроизводить технологии, не обращая внимание на то, полезны они пользователям или нет. Единственный способ узнать, что люди думают о технологиях и чего хотят от них, — это этнография».

У этнографической лаборатории Intel есть целый набор качественных методов для сбора данных и анализа повседневных нужд людей. Это и видеозаписи, и фотографии специалистов, изучающих поведение людей в различных ситуациях, и подробные, так называемые глубокие интервью, и методы «глубокого погружения» в различные типы человеческой активности.

Современные этнографические исследования хорошо вписываются в общую стратегию корпорации Intel по ориентации на реальные потребности людей, которая лежит в основе платформенного подхода. Они рассматриваются инженерами Intel как взгляд извне на создаваемую ими продукцию и помогают разрабатывать сценарии ее использования и даже внешний вид устройств. Набор качественных требований к продукту преобразуется в количественные инженерные характеристики. Если же в процессе разработки продукта некоторых технических параметров не удается достичь, то можно попытаться вернуться назад, на уровень общечеловеческих требований к продукту, и попытаться модернизировать эти требования.

Один из наиболее ярких примеров результативности этнографических исследований в корпорации Intel — это платформа Community PC, созданная с учетом интенсивных этнографических исследований, проведенных сотрудниками Intel в сельских районах Индии. Этнографы наглядно продемонстрировали, что и там есть потребность в технологиях. Исследования показали, что погодные условия в Индии (жара, пыль, влажность) и ненадежное электропитание могут нарушить работу ПК, поэтому данный вопрос нужно продумать особенно тщательно. Исследования также выявили, что модель интернет-киоска является весьма востребованной и популярной в индийских селах. Такие киоски обслуживаются местными предпринимателями и предоставляют жителям деревень доступ к интернет-услугам, например позволяют заполнить необходимые справки и документы и сэкономить время и деньги, поскольку жителям не приходится тратить целый день на поездку в районный центр для подачи этих бумаг. Начинается использование таких киосков и в целях телемедицины.

После тщательного изучения всех возможных моделей применения и выяснения функциональности и ограничений современных ПК при использовании в сельских районах Индии в Intel была разработана платформа Community PC (что можно перевести как «Общественный ПК») — надежная, управляемая система с возможностью удаленной диагностики и низким энергопотреблением. Среди ее уникальных характеристик стоит отметить:

  • особо прочный корпус, способный противостоять пыли, влажности и перепаду температур; в нем предусмотрен сменный пылевой фильтр и дополнительный вентилятор для регулирования температуры внутри ПК;
  • специальный элемент питания (Customized Power Supply Unit, CPSU), который содержит встроенный элемент питания и источник бесперебойного питания, позволяющие ПК работать даже от автомобильных аккумуляторов в случае выхода из строя электрической сети;
  • низкое энергопотребление — меньше 100 Вт.

Кроме всего прочего, корпорация Intel ведет активные переговоры с местными представителями бизнеса, правительства, образования, провайдерами услуг доступа в Интернет, чтобы определить набор услуг и контента, который может быть предоставлен и востребован через интернет-киоски и будет способствовать повсеместному распространению платформы Community PC. Таким образом, Intel не только облегчает жизнь жителям сельских районов, но и способствует развитию новых услуг и бизнес-моделей.

Другой яркий результат деятельности этнографов Intel — это создание настольного ПК для обучения, ориентированного на китайский рынок.

Оценка потребностей китайского рынка показала, что 60 млн городских семей хотели бы приобрести настольный ПК и имеют возможность купить его, но, тем не менее, не делают этого. Почему? В результате большого количества интервью, проведенных сотрудниками этнографического подразделения Intel, удалось понять, что главная цель использования ПК в молодых китайских семьях — это обучение детей, но китайцы беспокоятся, что дети могут попасть в Интернете на опасные для них сайты.

С учетом всего этого была разработана специальная платформа для ПК. Во-первых, в ней применяется особый ключ, который позволяет заблокировать доступ в Интернет и ограничить использование ПК только образовательными функциями. Во-вторых, важнейшей частью ПК стал сенсорный экран, позволяющий вводить информацию в ПК не только в традиционном режиме посредством клавиатуры и мыши, но и путем начертания на экране китайских иероглифов с помощью специального светового пера. В-третьих, в такие ПК устанавливается ПО для изучения китайского и английского языков со звуковым сопровождением.

Наконец, один из последних примеров успешной деятельности этнографов Intel — это появление устройства Classmate PC, то есть «Персонального компьютера ученика», предназначенного для школьников в возрасте от 6 до 12 лет.

«Персональный компьютер ученика» на основе технологий Intel призван помочь школьникам и учителям в организации учебного процесса в школе и во внеурочное время. Он может применяться в современном образовании в различных вариантах. Учебная среда школы, в которой каждый учащийся и учитель может использовать персональный мобильный компьютер, наполняется новыми инновационными моделями применения информационных и коммуникационных технологий. Школьники младших и средних классов могут выполнять задания и работать самостоятельно, участвуя в учебных исследовательских проектах.

Технические особенности устройства позволяют подключать к нему разнообразные стандартные периферийные устройства для расширения возможностей учащихся. Данное мобильное устройство может работать как на основе операционной системы Microsoft Windows, так и Mandriva/Metasys Linux, минимальные требования к сетевой инфраструктуре учебного класса или школы позволяют легко подключить устройство к локальной сети и Интернету по беспроводной технологии стандарта 802.11 b/g. Устройство обладает специальным антиударным покрытием корпуса, просто в обращении, имеет небольшой вес (около 1,3 кг) и по внешнему виду напоминает толстую тетрадь. В качестве дополнительного ПО устройство располагает пакетом специальных образовательных программ.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что этнографические исследования Intel сыграли заметную роль при создании новых платформ и устройств.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 9'2007

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует