Электронные библиотеки: новая бизнес-модель

Олег Татарников

«Мягкая» коммерциализация

Парикмахерская для автора

Google по русской литературе

Халява бессмертна!

 

В течение всего нынешнего года, как никогда, активно проходили многочисленные форумы и оживленные дискуссии об электронных библиотеках. Впрочем, обсуждение этого вопроса длится у нас уже довольно давно — то затихая, то разгораясь с новой силой после очередных скандалов «о нарушении авторских прав», как будто несчастные собиратели литературных текстов такие же торгаши, как продавцы аудиовизуального конрафакта. Но только в этом году наконец были приняты реальные меры по урегулированию наболевших проблем в читающем онлайне, которые позволяют сделать оптимистические прогнозы на будущее.

Российские электронные библиотеки стихийно создавались на протяжении 10-15 лет на сайтах энтузиастов-одиночек в виде небольших коллекций отсканированных книг. Особенно бурно они развивались в течение последних пяти лет, и в итоге сегодня, по разным оценкам, в Рунете насчитывается около 2 тыс. онлайновых библиотек. С распространением Интернета в России и ростом популярности онлайнового чтения это направление постепенно самоорганизовывалось и теперь начинает коммерциализироваться. В результате серии слияний появилось несколько ресурсов, где можно скачать практически все что угодно, но в ряде случаев за это придется заплатить. Однако главный принцип — бесплатность и всеобщая доступность — на большинстве ресурсов пока сохраняется. Между тем уже сейчас скачивание авторских текстов из Интернета регулируется законом.

Российские законы, как известно, довольно быстро меняются. Сначала у нас был закон «О библиотеках и библиотечной деятельности», потом появился закон «Об авторском праве», который ликвидировал часть возможностей, предоставляемых законом «О библиотеках», и т.д. Поэтому перед онлайновыми библиотеками стоит непростая задача — выживать в условиях меняющегося законодательства, которое у нас порой жестче западного. Хорошо еще, что пока по закону литературная классика принадлежит народу. Однако ничто не мешает государству принять новый закон, по которому и права на классиков отдадут наследникам, ведь сроки пресловутого «копирайта» постоянно отодвигаются в прошлое. Сегодня авторское право у нас не распространяется на то, что было выпущено авторами, умершими до 1955 года. Соответственно почти все произведения классиков являются народным достоянием. Таким образом, Пушкина, Толстого и Достоевского можно копировать и читать без каких-либо ограничений. Пока…

Впрочем, и во всем мире сроки «копирайта» постоянно меняются, и всегда в сторону увеличения. Вообще же закону «Об авторских и смежных правах» уже 450 лет, хотя более-менее нормальные юридические рамки он приобрел только в XVIII веке. Первый в истории закон об авторском праве — «Статут королевы Анны» (Statute of Anne) — вступил в силу в Англии 10 апреля 1710 года. После издания книги права на нее сохранялись в течение 14 лет, а потом этот срок продлевался еще на 14 лет. Отметим, кстати, что Statute of Anne совершенно не затрагивал прав авторов. Впрочем, в значительной мере это касается и современных законов, вопреки распространенному заблуждению. Заботой об авторах коммерсанты только прикрывают суть этих законов, в том числе и от самих авторов. А на самом деле в первой редакции подобного закона об авторах не было ни слова.

В XIX веке срок запрещения копирования увеличили до 25 лет, а потом до 50. Сейчас в большинстве стран, в том числе и в России, авторские права действуют в течение 70 лет со дня смерти автора, а в некоторых странах — до 75 лет.

Правда, никакой заботой об авторах тут и не пахнет. Американцы, например, по сути дела, отсчитывают срок действия авторских прав от года смерти Уолта Диснея. Именно из-за него коммерческое лобби продлевает сроки копирайта, не желая отдавать народу Микки Мауса бесплатно.

Более того, многие авторы в мире, понимая, что самое страшное для них — безвестность, пишут завещания, в которых передают после смерти все свое наследие в public domen (то есть во всеобщее неограниченное использование, распространяемое на произведения, срок охраны авторских прав на которые уже истек), поскольку случаев, когда родственники после смерти автора (а иногда это пятая вода на киселе) в силу собственной жадности, зависти или каких-либо других причин погребали художественное наследие под спудом «авторского права», было уже предостаточно. Даже сами издатели часто говорят, что с живущими авторами им практически всегда удается договориться, а вот права на творчество тех, кто недавно умер, тут же разлетаются веером, а договариваться надо абсолютно со всеми правообладателями, иначе любой из них может предъявить иск.

«Мягкая» коммерциализация

Количество людей, пользующихся Интернетом, постоянно увеличивается. По данным агентства «Рейтер», на начало 2007 года в России их было около 25 млн. Молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет составляют в этой группе около 50%, а средний возраст читателей онлайн-библиотек, согласно онлайн-анкетам, заполняемым самими пользователями на сайтах таких библиотек, — 33 года. Исходя из этого можно предположить, что количество читателей интернет-библиотек будет стремительно возрастать. Поэтому коммерсанты заинтересовались электронными библиотеками и начали искать пути, которые позволят получать прибыль от этого явления.

В отличие от «Статута королевы Анны», где прямо указывалось, чьи интересы охраняет авторское право — тех, кто доводит произведения до широкой публики (а это другая профессия, и эту работу берут на себя не творческие, а коммерческие агенты), в нынешних законодательных инициативах чиновники проявляют заботу именно об авторах — наверное, потому, что речистые авторы, которых удалось в этом убедить, более эффективно пропагандируют подобные законы.

 

Однако смягчить жесткость законов, защищая права читателей, могут, как ни странно, только сами коммерсанты, по инициативе которых эти законы принимаются. Итак, до сих пор было два типа распространения литературы: продажа бумажных книг в книжных магазинах и бесплатная раздача текстов в Интернете.

Второй способ (если авторские права на произведение еще действуют) — это нарушение закона, порождающее массу скандалов, конфликтов и репрессивных действий по отношению к тем, кто такие тексты публикует.

Сегодня пропагандируется третий тип распространения литературы — условно-бесплатный. По такой бизнес-модели читателям предлагаются на выбор следующие варианты: онлайн-чтение при защите контента от копирования некими техническими средствами или платное скачивание текстов одним файлом. То есть электронные библиотеки станут именно библиотеками, где книги можно будет только читать.

Причем издатель (библиотека) будет зарабатывать в любом случае. Если текст читается с экрана, то прибыль идет по рекламной модели (например, от показа рекламных баннеров), естественно, с обязательным отчислением авторам определенного вознаграждения. Если же читателю требуется весь файл, например для чтения на карманном компьютере, распечатывания, цитирования или редактирования, то это трактуется как дополнительная услуга, предоставляемая за определенную плату.

 

Конечно, противники подобных нововведений со стороны читателей могут возразить, что при таком подходе у читателя скоро останутся совсем уж птичьи права. Издательские корпорации начнут с запрещения копирования, а потом вообще введут «одноразовые книги». А лоббируемые индустрией законы будут карать за обход любой защиты. В общем, скоро вас смогут осудить даже за то, что вы дали почитать электронную книгу приятелю.

Но, как бы там ни было, необходимо отметить и безусловную полезность коммерческих инициатив подобного рода. Во-первых, книги все же пока можно свободно читать, причем в полном виде, а значит, составлять о них представление, прежде чем заплатить за бумажный экземпляр или файл. Ведь раньше в онлайновых магазинах, где выкладывались только отрывки из книг, получить хоть какое-то понятие о том, что покупаешь, было невозможно. На «Озоне» (http://www.ozon.ru/), например, могли выложить либо самое начало, которое даже у хороших писателей не всегда бывает удачным, либо лучший отрывок откровенно слабого произведения.

Конечно, авторы и издатели сомневаются в надежности защиты от несанкционированного копирования, однако здесь важно отметить следующее: если кто-то смог пробиться через защиту и сделать для себя копию произведения бесплатно — это его личное правонарушение. Библиотеки же не будут предоставлять пользователям такого сервиса, а следовательно, не могут быть подвергнуты правовому преследованию вплоть до закрытия ресурса. То есть книги в Интернете останутся и их можно будет бесплатно читать, а это уже хорошо.

Все же сетования на то, что книги будут читать только «на халяву» в онлайне, а потом никто ничего не купит, никаких оснований под собой не имеют. Большинство из тех, кто прочитает книгу только в онлайне, в противном случае не только ничего бы не купили, но и не узнали бы, что такая книга существует. Поэтому недополученную прибыль из расчета количества прочитавших книгу бесплатно выводить никак нельзя — в конце концов, и бумажные книги читаются не только теми, кто за них заплатил, и бесплатные библиотеки существуют во всем мире.

Масштабы пиратских публикаций в Интернете сильно преувеличены и не являются большой проблемой для издателей серьезной литературы. Большинство читающей публики все-таки привыкло видеть и ощущать книгу, поэтому, как показывает практика, рынок электронных книг и электронных публикаций традиционных издателей не ущемляет. Более того, возможность бесплатного онлайнового прочтения может сильно ударить по книгам-однодневкам, бульварному чтиву и прочей макулатуре, которая распространяется сегодня только благодаря агрессивной рекламе.

Если новая бизнес-модель хотя бы на шаг приблизит нас к тому, чтобы авторы качественных произведений зарабатывали больше денег, чем авторы некачественных, то уже только за одно это ее следует одобрить. Ведь больше всего жалуются на пиратов издатели, поставляющие вторичный продукт, и выходящие на рынок графоманы. Если их и читают, то преимущественно с экрана монитора, вот они и обижаются.

Парикмахерская для автора

История борьбы с некоммерческими электронными библиотеками довольно длительная и неизвестно, к чему она могла бы в результате привести. Сначала у нас образовалось «Российское общество по коллективному управлению правами авторов и иных правообладателей в сферах мультимедиа, цифровых сетей и визуальных искусств» (РОМС), которое хотя и объявило себя защитником интересов всех правообладателей (в том числе и авторов произведений), но, тем не менее, вызывало много нареканий, и прежде всего со стороны производителей контента. Затем появилась «Федерация правообладателей по коллективному управлению авторскими правами при использовании произведений в интерактивном режиме» (ФАИР), которая стала своего рода альтернативой РОМСу. Кроме того, «лицензию на Интернет» выдает и Российское авторское общество (РАО). Сейчас уже имеется несколько обществ, занимающихся охраной авторских и смежных прав в том или ином виде. Но даже если самим авторам от этого ни жарко, ни холодно, что же говорить о читателях?

С наиболее интересной инициативой выступило «Агентство авторских прав в Интернете»: переводчик и по совместительству генеральный директор агентства Олег Колесников опубликовал в Сети «Меморандум об электронных библиотеках». Этот текст вызвал бурю эмоций у всех: и у читателей, и у авторов, и у создателей электронных библиотек. Предлагаемая им схема предполагает получение с читателей денег за электронный экземпляр с последующим делением выручки между автором текста и библиотекой.

В результате несколько электронных библиотек (FictionBook.lib, Aldebaran, Litportal и др.) объединилось в компанию «ЛитРес», которая реализовала описанную выше условно-бесплатную бизнес-модель для распространения литературных произведений (в группу «ЛитРес» могут войти и другие библиотеки, которым компания обязуется помогать технически и программно, внедряя, например, движок для защиты от копирования). Такой бизнес-план является вполне приемлемым как для читателей, так и для авторов. «Бумажные» издатели, продавая книги по 300 руб., платят авторам только 15-20% от их стоимости. Причем многие писатели сегодня заключают договоры с издательствами только из расчета процентов (то есть столько-то рублей с каждого проданного экземпляра книги) и долго ждут результата продаж. Естественно, таким авторам кажется, что, когда их книга появляется в Сети, они теряют реальные деньги. А бизнес-схема компании «ЛитРес» предполагает защищенное размещение книги в онлайне, при этом авторам сразу же выплачивается вознаграждение как от рекламы на сайте, так и от продажи файлов. Цена скачивания невысокая, но, скажем, от 18 руб. автор получает целых 30%!

Впрочем, авторы должны понимать, что размещение книг в Интернете — это прежде всего хороший способ дойти до читателя и в конце концов стимул для покупки бумажной версии произведения, которую можно будет читать и перечитывать в привычной манере, то есть, например, лежа на диване. А потом, возможно, к автору придет известность, и все его книги начнут расходиться, как горячие пирожки.

Благодаря тому что компания «ЛитРес» взялась за дело цивилизованно, через некоторое время мы сможем получить достоверную информацию о том, каков реальный спрос на электронные тексты (как со стороны читателей, так и со стороны покупателей файлов).

Кроме того, как и в случае с аудиофайлами, предполагается развивать дополнительные сервисы. Например, компания «ЛитРес» стала партнером рекомендательного сервиса «ИМХОклуб» (IMHOClub.ru), который оказывает помощь в выборе произведений. Теперь этот сервис позволяет пользователям подбирать книги и тут же предлагает ссылки на них в электронных библиотеках объединения «ЛитРес». Ведь в конце концов читателя гораздо больше интересует не поиск уже прочитанных книг, а выбор нового, неизвестного ему произведения. Если удастся наладить поиск тех книг, которые читатели хотят прочитать, и выбор именно того, что им на самом деле понравится, а не того, что им хотят навязать издательства, то это будет несомненным успехом нового проекта. Да и начинающие авторы получат возможность пробиться к читателям.

Google по русской литературе

Конкурентом компании «ЛитРес» и «Агентства авторских прав в Интернете» может оказаться популярный поисковый портал Google. Аналогичный сервис в Google завершает оцифровку 24 тыс. книг, вышедших в издательстве «ОЛМА Медиа Групп», и планирует продавать электронные копии по 1-2 долл. Причем цена не будет связана с тиражностью автора. Бизнес-модель предполагает стандартную цену для всех изданий.

Напомним, что на Западе Google давно оцифровывает библиотеки, однако в России с этим возникли серьезные проблемы, так как последние поправки в российском законодательстве об авторском праве не позволяют библиотекам копировать книги для нужд читателей без отчислений в некий фонд. Поэтому сейчас библиотеки вынуждены идти на преступление или хитрить, изобретая различные способы обхода этого закона. Именно поэтому поиск по библиотечным фондам (Google Book Search) не может быть реализован у нас так же, как на Западе. Однако и в столь сложных условиях возможен доступ к литературе для населения. Причем книги можно использовать не только для чтения, но и для других целей, поскольку проект включает и фотографии, и иллюстрации, и макеты книг.

Google оцифровывает книги с 2004 года, и это скорее не коммерческий проект, а меценатство (Google оказывает финансовую и техническую помощь по оцифровке библиотечных фондов). Компания Google заключила соглашения с пятью крупнейшими библиотеками США и Великобритании об оцифровке их библиотечных фондов. Сепаратные соглашения Google с каждой библиотекой предусматривают следующий объем сканирования:

  • библиотека Станфордского университета — полностью (8  млн книг);
  • библиотека Университета Мичигана — полностью (7 млн книг);
  • библиотека Гарварда — 40 тыс. книг;
  • библиотека Оксфорда — все книги, изданные до 1900 года;
  • Общественная библиотека Нью-Йорка — незащищенный копирайтом материал для школьников и студентов.

Это первый шаг к амбициозной цели — созданию Всемирной цифровой библиотеки, которая бы значительно расширила границы существующей Сети. Причем большинство книг после оцифровки будет доступно для бесплатного чтения в Интернете, как сейчас они доступны в обычных библиотеках.

Соглашение Google с библиотеками не является эксклюзивным, поэтому к проекту могут подключиться и другие компании, специализирующиеся на поиске в Интернете: Microsoft, Yahoo, а также Amazon, которая уже предлагает на своем сайте полнотекстовый поиск по содержанию только что изданных книг. Программа Google Print предусматривает заключение соглашений с книгоиздателями, которые предоставляют книги для оцифровки и полнотекстового поиска, но пользователь может просмотреть не более двух-трех страниц книги за одну поисковую сессию. Многие издательские дома — HarperCollins, Penguin Group, Houghton Mifflin, Scholastic — зарегистрированы одновременно в двух программах, в то время как крупнейший американский книгоиздатель Random House — только в Amazon и игнорирует Google.

Разумеется, после сканирования библиотечных фондов в свободный доступ для полнотекстового поиска будут выложены только старые книги, не подпадающие под действие копирайта. Защищенные копирайтом работы тоже будут отсканированы полностью, но, судя по всему, они станут доступны через Google примерно на таких же условиях, что и в программе Google Print.

Кроме того, в Google придумали, как решить проблему поиска по библиотечным фондам даже в условиях жесткого копирайта. В сервисе Google Book Search можно находить цитаты из огромного количества книг, при этом показывается именно фрагмент книги, а скопировать произведение целиком нельзя. Впрочем, в России и с цитатами проблема, поэтому данный сервис не может быть реализован у нас так же, как на Западе. Кстати, и в проекте «ЛитРес» проблема цитирования никак не решена.

Российским конкурентом «ЛитРес» и Google может стать «Президентская библиотека», о которой недавно упомянул Владимир Путин. Президент подчеркнул, что в ней будут работать «современные специалисты, способные превратить библиотеки из обычного хранилища книг в информационно-аналитические и досуговые центры». Возможно, после ухода с поста президента Путин как раз и займется этим проектом, о котором пока никаких подробностей не сообщается.

Халява бессмертна!

В заключение отметим, что даже тем читателям из провинции, которые выходят в Интернет с модемов и поэтому не могут позволить себе подолгу читать книги в онлайне, не стоит отчаиваться. До тех пор, пока до них не дойдет высокоскоростной Интернет, у них, видимо, все же останется возможность скачивать книги бесплатно. В конце концов любую защиту можно обойти — дело лишь во времени и трудозатратах. И не все интернет-библиотеки в одночасье станут платными, в чем уверен и создатель одной из самых известных электронных библиотек www.lib.ru Максим Мошков, который пока не собирается присоединяться к «ЛитРес». Вопрос лишь в том, какая модель окажется наиболее значимой для российской культуры в целом. На самом деле этот вопрос не такой простой, как может показаться на первый и даже на второй взгляд.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 10'2007


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует