Популярные цифровые фотоаппараты

Олег Татарников

Бум цифровой фотографии

Рейтинги популярности

Рейтинги фотоальбомов

 

Вы еще помните, что когда-то фотоаппараты были пленочными? Странно, если помните, потому что об этом сегодня начали забывать даже профессиональные фотографы.

Согласно проведенным недавно исследованиям, около трети европейских профессионалов и более четверти американских больше не пользуются фотопленкой. Причем те из них, кто еще остается верен традиционной химической фотографии, работают в основном со средним и крупным форматами. Напомним, что средним форматом, в отличие от распространенной когда-то 35-миллиметровой пленки, называется фотопленка шириной 60 мм, на которой получают кадры форматом 6x4,5, 6x6, 6x7, 6x9, 6x17 см и некоторых других нестандартных размеров, а для крупного формата уже используются листовые фотоматериалы и стационарное фотооборудование. Таким образом, 35-миллиметровая пленка сегодня практически полностью вытеснена «цифрой», а что касается средних форматов, то главным сдерживающим фактором перехода на цифровые технологии в этом сегменте является непомерно высокая стоимость цифровой фототехники с сенсорами большого формата.

 

Однако профессионалы отмечают преимущества черно-белой пленки и при всех достоинствах цифровых камер в цветной фотографии подчеркивают, что пленка гораздо лучше справляется с фиксацией реальности в монохромном отображении. Причем почти 90% опрошенных профессионалов используют черно-белую фотосъемку как инструмент творческого самовыражения и две трети из них делают черно-белые снимки именно пленочными камерами.

В ходе недавно организованного компанией Kodak опроса 9 тыс. фотографов-профессионалов США 68% респондентов заявили, что съемка на пленку в определенных условиях дает лучший результат, чем цифровая съемка. Особенно ценится в пленочной фотографии следующее:

  • в среднем и крупном форматах пленка передает больше информации — так считают 48% опрошенных;
  • пленка придает снимкам более органичный и традиционный фотографический вид — это мнение 48% респондентов;
  • негативная пленка лучше передает детали в самых темных и светлых участках кадра — заявили 45% опрошенных;
  • у негативной пленки больше интервал экспозиции, или фотоширота, — такой точки зрения придерживаются 42% респондентов;
  • пленка удобнее для архивного хранения — отметили 38% профессионалов.

Правда, анализируя данные этого опроса, не стоит забывать, что, во-первых, Kodak является крупнейшим поставщиком фотопленки, а во-вторых, что даже те профессионалы, которые не спешат отказываться от фотопленки, на каждый черно-белый снимок, снятый при помощи пленочной камеры, делают тысячи цветных уже при помощи цифровых аппаратов. Хотя с мнением профессионалов об органичности вида кадров, полученных с фотопленки, нельзя не согласиться. По нашему мнению, основным недостатком современных цифровых фотокамер в этом смысле является байеровская интерполяция изображений, которая характерна для цифровых фотосенсоров большинства производителей цифровой фототехники. Именно метод Байера при формировании изображения придает многим шумам и артефактам регулярную структуру, которая плохо воспринимается глазом человека, а на пленке подобные артефакты сохраняют случайный характер и воспринимаются органично даже в том случае, если их больше, чем у «цифры». К сожалению, альтернативные проекты, предполагающие использование сенсоров другого типа формирования изображения, такие как многослойный Foveon в цифровых камерах компании Sigma, не приобрели популярности (главным образом из-за недостатков камер и ПО для обработки снимков) или приостановлены (например, компания Canon разрабатывает многослойный сенсор для цифровых камер, подобный Foveon, но пока эта разработка не вышла за пределы лабораторий).

Прежде чем перейти к анализу предпочтений широкого круга фотолюбителей, отметим, что, как и во всех остальных секторах рынка, в сегменте цифровой фототехники основные продажи приходятся на недорогие решения. Как бы ни были прекрасны цифровые камеры стоимостью в тысячу долларов и выше, но на каждого покупателя подобного фотоаппарата найдется десяток таких, которые не рассматривают модели стоимостью свыше 400 долл., и добрая сотня тех, кто купит камеру за 100-200 долл. и будет доволен.

Однако анализ рынка показывает, что большинство покупателей дешевых фотоаппаратов являются «случайными» потребителями, то есть пользуются своими камерами очень редко — от случая к случаю. Если же исследовать предпочтения продвинутых фотолюбителей, то результаты окажутся иными, нежели сухие сводки продаж. Например, по данным компании J.D. Power and Associates (http://www.jdpower.com), владельцы зеркальных фотокамер делают сегодня почти в три раза больше снимков в месяц, чем пользователи камер, относящихся к другим сегментам (на 140 снимков «мыльницами» приходится примерно 400 фотографий, сделанных цифровыми SLR-камерами), причем эта тенденция с каждым годом только усиливается. И не мудрено, ведь в последние годы цифровые зеркалки настолько подешевели, что буквально «убили» рынок просьюмерских фотоаппаратов. Впрочем, поскольку термин «просьюмерский» не конкретизирует технические параметры камер, а лишь очерчивает целевую группу потребителей, то сегодня можно смело относить к просьюмерским зеркальные цифровые камеры нижнего ценового диапазона. Одновременно с появлением относительно недорогой зеркальной цифровой аппаратуры изменился и ее потребитель. Если раньше покупателями зеркалок были по большей части профессионалы, то теперь подобный фотоаппарат могут позволить себе многие фотолюбители. Одни меняют на зеркалки свои устаревшие «мыльницы», другие переходят на «цифру» с пленки, а третьи просто покупают такой фотоаппарат в качестве первого.

Бум цифровой фотографии

Отметим еще одну важную тенденцию прошедшего года — значительное снижение цен на цифровые камеры во всех сегментах, включая потребительские «мыльницы» начального уровня и профессиональные зеркалки (по разным оценкам, цены снизились на 13-15%, то есть средняя цена цифрового аппарата упала примерно с 350 до 300 долл. и продолжает уменьшаться). В долгосрочной перспективе, по мнению аналитиков компании IDC, средняя цена камеры снизится к 2011 году до 250 долл. Потребители, обнаружив такую тенденцию, начали активно заменять свои аппараты более новыми, и в результате продажи росли вдвое быстрее, чем ожидалось (что несомненно способствовало дальнейшему снижению цен). А ведь в последние 4-5 лет наблюдалась тенденция снижения темпов роста продаж цифровой фототехники, и только в нынешнем году она была преодолена.

Кроме того, важным следствием столь значительного удешевления является еще и то, что цены на цифровые камеры, видимо, перешли какой-то психологический рубеж и камеры нижнего уровня попали в разряд так называемых импульсных покупок, то есть товаров, решение о покупке которых принимается на основе эмоционального фактора прямо в торговой точке, в отличие от утилитарного подхода, основанного на предварительной подготовке. Кроме того, по мнению аналитиков из агентства IDC, современные камеры становятся модной вещью, подобно сотовым телефонам и MP3-проигрывателям. Появление камер с разноцветными корпусами и статусных камер типа Leica в ретродизайне только подтверждает эти соображения. Не за горами, видимо, и использование фотокамер не только по их основному назначению, но и в качестве модных аксессуаров светской жизни.

Еще одним подтверждением этой тенденции является быстрая смена рейтингов продаж цифровых камер в нижнем ценовом диапазоне. Например, в этом году мы пытались каждый месяц помодельно отслеживать предпочтения покупателей «мыльниц», но десятка лидеров так быстро менялась, что мы сочли это занятие бессмысленным. В прошлом году, например, такого разнообразия интересов покупателей не наблюдалось. Более того, в очередном отчете агентства IDC — Updated Worldwide Digital Camera Forecast — говорится, что среднее количество камер в расчете на одного владельца сохранилось на том же уровне, что и год назад, — 1,4 штук. Эксперты IDC справедливо полагают, что это связано с тем, что потребители просто обновляют парк камер быстрее, чем ожидалось.

Что касается цифровых зеркальных камер, то здесь ситуация еще интереснее. Данная категория, ранее ассоциировавшаяся с профессионалами и энтузиастами фотосъемки, постепенно становится локомотивом отрасли. Этому способствует не только снижение цен, но и упрощение зеркальных камер, позволяющее охватить более широкий круг потребителей. В первую очередь это относится к рынкам США, Японии и Европы. Однако российские потребители в данном отношении не отстают от покупателей других стран — они становятся более требовательными к качеству предлагаемой продукции. По мнению экспертов, будущее за зеркальными фотоаппаратами с более качественными сменными объективами и оптическими стабилизаторами изображения. Расчеты аналитического агентства Lyra Research показывают, что к 2010 году в мире ежегодно будет производиться более 130 млн цифровых фотокамер (аналитики IDC полагают, что к 2011 году объем поставок вырастет до 138 млн штук), а скорость роста рынка составит порядка 10% в год.

Рейтинги популярности

Итак, как мы уже упоминали, наша попытка проанализировать предпочтения покупателей дешевых «мыльниц» в этом году провалилась, (десятка лидеров так быстро менялась, что говорить о каких-либо предпочтениях не приходится). Поэтому мы укажем наиболее достоверные, на наш взгляд, источники рейтингов и в соответствии с общемировой тенденцией рассмотрим цифровые зеркальные аппараты низшего ценового диапазона. Если же вы выбираете дешевый фотоаппарат (а функций фотокамеры в мобильном телефоне вам недостаточно), то дадим только два совета: приличная «мыльница» должна иметь оптический видоискатель (кроме ЖК-монитора, который плохо работает и при ярком свете, и в сумерках) и питаться от литий-ионных аккумуляторов (причины этого описаны в статье «Тест питания цифровых фотоаппаратов», опубликованной в прошлом номере нашего журнала). Такие фотоаппараты бывают довольно компактными (например, Canon Digital IXUS 950 IS или Sony DSC-W200), но их стоимость выше среднего — 300-400 долл. Если же вас не убеждают приведенные нами аргументы, то просто приходите в магазин и выбирайте, что понравится, — никаких особых технических различий между фотоаппаратами в ценовом диапазоне 100-200 долл. нет и выбирать их можно исключительно по внешнему виду.

 

Canon Digital IXUS 950 IS

Аналитическое агентство IDC, проанализировав положение дел на рынке цифровых фотоаппаратов, составило свой рейтинг его лидеров. Первые четыре строчки заняли следующие компании:

  • Canon (21% всех проданных фотокамер);
  • Sony (16%);
  • Kodak (13%);
  • Samsung (11%).

Отметим, что к тройке лидеров вплотную приблизилась компания Samsung, которая занимает сейчас первое место по темпам роста. На рынке сегмент этой компании составил в I квартале текущего года 11%, тогда как в прошлом году за аналогичный период достиг 4%.

 

FinePix S5 Pro — лучшая европейская камера
2006-2007 годов

Компания Kodak, как отмечают эксперты, начинает потихоньку поправлять свое финансовое положение, причем исключительно благодаря увеличению доходов от продажи своих цифрокомпактов — она показала в этом году пятипроцентный рост и завершила таким образом череду пяти предыдущих убыточных кварталов.

В то же время, по мнению аналитиков IDC, есть на рынке фототехники и явные аутсайдеры. Неожиданно в их число попала знаменитая японская корпорация Nikon, которая сегодня расположилась в конце десятки рейтинга производителей. Ее продажи снизились на 13%, что аналитики IDC связывают с неудачами в сегменте компактных фотокамер, ведь Nikon традиционно сосредоточивает свои усилия на зеркальных фотоаппаратах.

 

Nikon D40 в защитном кожухе

Падает популярность компании Nikon и в России, хотя и не так явно. В одном из наиболее соответствующих, на наш взгляд, реальному положению дел российских рейтингов фотокамер «е-Каталог» компания Nikon находится на третьем месте вслед за Canon и Sony.

 

Интересное исследование в конце лета провела компания J.D. Power and Associates, в котором выяснялась степень удовлетворенности американских покупателей цифровых фотоаппаратов. В исследовании принимали участие более 7500 человек, которые купили цифровые камеры в период с июня 2006 года по май 2007-го. В отчете отражены данные по четырем категориям цифровых камер:

  • Point and Shoot — дешевые цифровые «мыльницы»;
  • Ultra Slim — ультракомпактные камеры;
  • Premium Point and Shoot — компактные камеры высшего ценового сегмента;
  • SLR — зеркальные цифровые камеры.

В формулу расчета рейтинга, максимальное значение которого равно 1000 баллов, вошли четыре показателя, определяющих степень удовлетворенности потребителей:

  • качество изображения;
  • технические возможности;
  • эксплуатационные показатели;
  • внешний вид.

В низшей ценовой категории лучшими стали камеры Fujifilm Finepix серии F, заработавшие 749 баллов, с небольшим отрывом за ними следуют Kodak серии Z и Canon PowerShot серии A — 744 и 739 баллов соответственно. Про Canon PowerShot серии A нашим покупателям рассказывать не надо — эти камеры и в России занимают верхние строчки рейтингов продаж, а вот Fujifilm Finepix серии F и Kodak серии Z у нас почему-то особым спросом не пользуются. Причем если ситуацию с камерами компании Kodak, традиционно популярными в Америке и непопулярными (и практически никем не продаваемыми) у нас, понять можно, то вот стремительное падение в России популярности компании Fujifilm необъяснимо. А между тем камеры Fujifilm регулярно удостаиваются высших призов EISA (European Imaging and Sound Association) — ведущей европейской ассоциации в сфере потребительской техники, включающей около 50 европейских тематических изданий из 20 стран, посвященных фото, видео, аудио, а также мобильной электронике. Недавно, например, «Лучшей европейской камерой 2006-2007 годов» стала зеркалка FinePix S5 Pro.

 

Среди ультракомпактов первое место удалось завоевать камерам Casio Exilim Zoom — 802 балла. За ними с небольшим отрывом следуют камеры Canon PowerShot SD и Kodak серии V — 796 и 787 баллов соответственно.

Категорию компактных камер высшего ценового диапазона возглавляют опять же камеры Canon PowerShot серии SD — 829 баллов, второе место заняли аппараты Panasonic DMC-FZ — 785 баллов, а третье — Kodak серии Z (783 балла).

Что касается зеркальных камер, то вне конкуренции, по мнению американских потребителей, изделия компании Nikon. Камеры Nikon серии D набрали 822 балла, заметно опередив занявшие второе место камеры Sony серии A (793 балла) и оказавшиеся последними в тройке лидеров камеры Canon, которые смогли набрать всего 788 баллов. Здесь пристрастия американцев от наших практически не отличаются, разве что победители меняются местами: впереди у нас традиционно идет Canon, за ней следует Nikon, а замыкает тройку лидеров компания Sony, с камерами которой еще поспорят зеркалки от Olympus серии E.

Кстати, разницу в пристрастиях американских и российских фотолюбителей можно объяснить тем, что пользователи продукции конкретной фирмы демонстрируют высокую лояльность по отношению к выбранному ими производителю. Например, по оценкам J.D. Power and Associates, процент пользователей, готовых порекомендовать свою камеру другим покупателям, среди владельцев «мыльниц» равен 88%, а владельцы зеркалок еще более консервативны — для них этот показатель равен 95% (впрочем, пристрастие к бренду владельцев зеркалок часто объясняется необходимостью — ведь у них накапливается большое количество аксессуаров, которые не подходят к аппаратуре другой компании).

Желающие ознакомиться с текущими американскими рейтингами J.D. Power and Associates могут найти их по адресу: http://www.jdpower.com/electronics/ratings/digital-camera-ratings. Кстати, рейтинги популярности цифровых камер там немного отличаются от исследований степени удовлетворенности покупателей и на момент написания статьи рейтинг популярности зеркальных камер был близок к российским предпочтениям: впереди камеры Nikon D, на втором месте Canon Digital EOS, третье захватили Olympus Evolt E, а камеры Pentax K Digital опережают Sony Alpha, даже несмотря на значительное падение цены Sony DSLR-A100 с выходом новой Sony DSLR-A700, которой, к слову, по данным российского рейтинга «е-Каталог», российские покупатели очень заинтересовались.

Кстати, в США сейчас, после выхода Sony DSLR-A700, всего за 650 долл. (без учета налогов и доставки) можно купить такой богатый комплект вместе с камерой Sony DSLR-A100, который нашим фотолюбителям за подобную сумму и не снился: камера A100, универсальный объектив Sony DT 18-70 мм, широкоугольная насадка Titanium 0,45x Wide Angle Lens, вспышка, фотосумка для переноски, алюминиевый Hard Case, два штатива (нормальный и настольный), флэш-карточка на 1 Гбайт и т.д. Компании Sony или ее американским дистрибьюторам, видимо, невыгодно держать на рынке оба аппарата в одном сегменте, и они хотят побыстрее избавиться от DSLR-A100.

 

Canon EOS 40D — самая популярная зеркалка
в России

В категории Point and Shoot на сайте J.D. Power and Associates продолжает лидировать Fujifilm Finepix серии F, а вот Kodak серии Z сдал позиции — его обогнали и Canon PowerShot серии A, и Fujifilm Finepix серии A, и даже HP Photosmart E. А в категории Ultra Slim камеры Casio Exilim Card и HP Photosmart серии R сместили Kodak серии V на пятое место, где вплотную к нему уже подбираются камеры Nikon Coolpix серий L и S.

Если на Западе, помимо J.D. Power and Associates, есть много рейтингов фотокамер, которые адекватно отражают рыночную ситуацию и предпочтения пользователей, то в России с этим, к сожалению, не так благополучно. Единственная альтернатива, которая нам остается, это изучение прайс-листов торговых компаний и, возможно, чтение субъективных отзывов на интернет-сайтах и в специализированных фотофорумах. Изучение прайс-листов тоже не лишено смысла, поскольку, например, с редко встречающимися у нас камерами явно возникнут проблемы как при гарантийном обслуживании, так и при приобретении необходимых аксессуаров (если речь идет о компактах, то трудно будет найти замену аккумулятору, а для зеркалок это объектив, вспышка и т.д.).

Зарубежные рейтинги популярности фотоаппаратов можно посмотреть, например, на сайте популярного издания ZDNet (http://review.zdnet.com/Digital_cameras/4521-6530_16-5021301-8.html?tag=subnav). Здесь, правда, не очень удобная разбивка по категориям и рейтинг аппаратов редко обновляется.

Свой рейтинг интереса читателей к тем или иным фотоаппаратам ведут специализированные фотосайты Digital Photography Review (http://www.dpreview.com/reviews/stats.asp), Image Resource (http://www.imaging-resource.com/WB/WB.HTM?view=10), Photography Review (http://www.photographyreview.com/defaultcrx.aspx) и Digital Camera Info (http://www.digitalcamerainfo.com/ratings.php?ratingsGroup=SLR). Они не всегда удобны в использовании, но, как правило, хорошо отражают интерес профессионалов и увлеченных фотолюбителей, то есть безусловно являются репрезентативными выборками. Существуют и отечественные подобные ресурсы — например DC Photo (http://www.dcphoto.ru/bestofthebest.phtml?sw=3), где можно узнать, скажем, что за последний месяц самыми популярными камерами у российских фотолюбителей были зеркалки Canon EOS 40D (интерес — 16%), Samsung Pro 815 (14%), дорогущий Canon EOS 5D (10%) и Canon PowerShot Pro 1. За ними следуют более или менее доступные широкому кругу пользователей аппараты, такие как Olympus C-40Z, Sony CyberShot DSC-F828 или Canon PowerShot S2 IS. В общем, не очень понятный рейтинг, поскольку многие фигурирующие в нем камеры сильно устарели,—возможно, он основывается на информации, взятой из заголовков присланных снимков, о чем мы поговорим далее (информации о методике составления рейтинга на сайте DC Photo найдено не было).

Рейтинги также можно посмотреть у продавцов всевозможной электронной аппаратуры или в системах поиска и сравнения цен на цифровую технику, таких как mySimon, Price Grabber (http://www.pricegrabber.com/home_mostpop.php/topcat_id=11/) или C/Net Reviews (http://reviews.cnet.com/digital-cameras/?legacy=cnet). Кроме того, интересно посмотреть ежедневно обновляемый рейтинг популярности цифровых камер от крупнейшего мирового интернет-магазина Amazon (http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/new-for-you/top-sellers/-/photo/all/ref=p_hp_tn_/002-2887608-3201621), но там вы получите представление только об общем настроении покупателей, которые совсем необязательно являются фотолюбителями. Ведут аналогичные рейтинги популярности среди покупателей и наши отечественные ресурсы, такие как Price.ru, но они менее репрезентативны, так как имеют меньшую выборку по моделям и реже обновляются.

Рейтинги фотоальбомов

Наиболее интересные рейтинги популярности цифровых фотоаппаратов, причем тех, которыми пользуются активно, а не от случая к случаю, можно найти в статистике сайтов, размещающих фотографии. В техническом заголовке любого снимка с фотоаппарата, поддерживающего стандарт EXIF (EXchangeable Image File Format), сохраняются данные о камере, объективе и условиях съемки (такая информация сегодня записывается почти всеми фотоаппаратами и даже камерами мобильных телефонов). Данные EXIF, как правило, сохраняются в файле даже после его редактирования в графических редакторах. Таким образом, из снимка можно взять информацию о том, каким фотоаппаратом он был сделан, и представить соответствующую статистику. К сожалению, не все хранилища фотографий предоставляют такую информацию, а ведь она была бы интересна и тем, кто только мечтает заняться фотографией и еще не выбрал себе подходящий фотоаппарат.

Интересная реализация сбора такой статистики с популярного фотосайта Flickr (http://flickr.com/) находится по адресу: http://bighugelabs.com/flickr/topcameras.php. Здесь читатели могут убедиться в том, что в десятке наиболее активно используемых камер нет ни одной цифровой «мыльницы» — только зеркальные фотоаппараты высокого качества. Первая недорогая компактная камера, которая там встречается (на момент написания данной статьи это была Canon PowerShot SD600), находится на 15-м месте, причем уже на протяжении нескольких недель ее уверенно опережает такой дорогой зеркальный фотоаппарат, как Canon EOS 5D, стоимость которого до сих пор держится на уровне 2500 долл.!

Таким образом, активно снимающие фотолюбители в основном используют зеркальные цифровые фотоаппараты, причем совсем не обязательно для создания шедевров, а просто для фотографирования в кругу семьи. С начала года, сменяя друг друга, в высших строках этого рейтинга находятся Canon EOS 300D, 350D, 400D, а также Nikon D30, D40, D50, D70 и D80. Вы думаете, что такова ситуация только в США, Японии и Западной Европе? Ничего подобного! Наш отечественный русскоязычный ресурс Sharepix.ru (http://www.sharepix.ru/camera_rating.html), куда вряд ли заходят западные пользователи, отражает похожую тенденцию: Canon EOS 350D там находится отнюдь не на последнем месте. По результатам за год эта зеркалка оказалась на 6-м месте, а в летний период поднималась до второго! Не теряются в статистике и Sony DSLR-A100, и Nikon D50, хотя, естественно, на первом месте держатся такие популярные «мыльницы», как Canon PowerShot A550 или A540.

Впрочем, тенденция активного снижения цен на цифровые камеры, перевернувшая представление о потребительских фотоаппаратах, возможно, до России еще не докатилась. Между тем, по сентябрьской информации правительственной пресс-службы, Правительство РФ утвердило ставку импортной таможенной пошлины в отношении цифровых камер в нулевом размере сроком на 9 месяцев (код ТН ВЭД России 8525 80 300 0). Напомним, что ранее она составляла 10%. Постановление № 552 о временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении цифровых камер было принято 3 сентября и вступило в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть в начале ноября сего года. Так что смело требуйте скидок при покупке цифрового фотоаппарата в ближайшие месяцы!

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 12'2007

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует