oldi

Инструменты моделирования бизнес-процессов

Часть 1. Инструменты компании QPR

Наталия Елманова

О критериях успеха средств моделирования на мировом и российском рынках

О компании QPR

QPR ProcessGuide — моделирование и документирование бизнес-процессов

QPR ScoreCard — поддержка технологии BSC

Продукты QPR в России

 

Как и было обещано несколько месяцев назад, мы возвращаемся к теме моделирования бизнес-процессов, предлагая вашему вниманию цикл статей, посвященный инструментам, с помощью которых осуществляется этот вид деятельности. В данном цикле мы будем рассматривать инструменты ведущих производителей, которые российские компании могут использовать для решения задач моделирования и совершенствования бизнес-процессов без существенных рисков. Но прежде чем приступить к рассмотрению первого из инструментов, мне хотелось бы пояснить, что именно означает фраза «без существенных рисков» (а следовательно, каковы критерии включения тех или иных инструментов в этот цикл статей).

О критериях успеха средств моделирования на мировом и российском рынках

В общемировом масштабе (в первую очередь для многонациональных компаний и в некоторых случаях — для компаний американских) одним из самых серьезных критериев выбора программного обеспечения для осуществления того или иного вида деятельности является высокая оценка продукта аналитическими компаниями, такими как Gartner Group, Forrester Research, IDC и Meta Group.

Для национальных же рынков (включая российский) критерии выбора корпоративного программного обеспечения несколько иные. В этом случае при принятии решения о применении продукта на первый план выходят такие факторы, как доступность на национальном рынке и самого продукта, и услуг по сопровождению, технической поддержке, обучению на национальном языке, а в случае продуктов, предназначенных для конечных пользователей (средства моделирования бизнес-процессов относятся именно к этой категории), — еще и наличие локализованной версии. В условиях нашей страны эти факторы оказываются более весомыми, нежели признание аналитиков, поскольку, в отличие от относительно небольших европейских стран, мы не настолько тесно связаны с мировым сообществом, чтобы требовать от пользователей свободного владения иностранными языками, организовывать обучение пользования инструментром для конечных пользователей за рубежом и общаться с англоязычной службой техподдержки, расположенной в Европе или США, — затраты на все перечисленное даже для очень успешной российской корпорации из финансовой, добывающей или энергетической отрасли могут оказаться слишком высокими. Поэтому на российском рынке могут стать весьма успешными производители инструментов моделирования, отнюдь не являющиеся мировыми лидерами. Именно с таких инструментов хотелось бы начать наш обзор.

О компании QPR

Финская компания QPR присутствует на мировом рынке достаточно давно — она была основана в 1991 году с целью создания интерактивного программного обеспечения, значительно улучшающего процесс принятия решений на любом организационном уровне. В настоящее время компания QPR занимается научно-исследовательской работой и разработкой программного обеспечения, предназначенного для управления эффективностью деятельности организации.

Несколько лет назад QPR была названа аналитической компанией Gartner Group одним из ведущих производителей средств моделирования, обладающих видением рынка и перспектив его развития, во многом благодаря поддержке концепции BSC (Balanced Scorecard), очень популярной в области стратегического планирования. Впрочем, о поддержке BSC в продуктах QPR мы расскажем чуть позже.

QPR ProcessGuide — моделирование и документирование бизнес-процессов

Поддерживаемые нотации

Для моделирования бизнес-процессов компания QPR поставляет на рынок решение QPR ProcessGuide. Этот продукт позволяет создавать многоуровневые модели бизнес-процессов в нотации, сходной с нотацией Swim Lane и диаграммами потоков работ, — функции (или, в другой терминологии, шаги процессов) расположены на так называемых ролевых дорожках. При этом каждая функция процесса может быть детализирована на самостоятельный подпроцесс, описываемый отдельной диаграммой, и число уровней детализации ничем не ограничено.

С одной стороны, наличие многоуровневой системы диаграмм (именно набор диаграмм в терминологии QPR называется моделью) позволяет создавать непротиворечивые описания деятельности компаний и, безусловно, является признаком зрелости средства моделирования — далеко не каждый инструмент, используемый в данной области, обладает поддержкой подобных наборов диаграмм на уровне хранения данных.

 

Рисунок

Модель процесса в QPR ProcessGuide

С другой стороны, это средство моделирования не отличается большим количеством различных типов диаграмм наподобие тех, что доступны пользователям ARIS Business Architect или Microsoft Visio, — фактически этот инструмент обладает единственным типом моделей, поддерживающим декомпозицию шагов процесса. Но справедливости ради заметим, что QPR ProccessGuide позволяет расширять библиотеку символов — элементов бизнес-процессов, поэтому формально соблюсти любую графическую нотацию можно, например, в случае, когда она является корпоративным стандартом, принятым в компании.

 

Документирование процессов

Само по себе моделирование бизнес-процессов мало кому интересно. Этот вид работ проводится с определенной целью, по большей части для того, чтобы найти в процессах компании так называемые узкие места и на основании этого оптимизировать процессы, повысив тем самым эффективность деятельности компании, а также обеспечить их документирование и регламентацию (последнее нередко делается при сертификации компании на соответствие одному из стандартов качества).

Возможности документирования процессов в QPR ProcessGuide весьма широки — данный продукт обладает программным интерфейсом на основе технологии COM, позволяющим обратиться к абсолютно любым данным, содержащимся в моделях, а встроенный язык программирования представляет собой Visual Basic for Applications. Последний факт значительно упрощает генерацию отчетов в форматах приложений Microsoft Office — при наличии установленных офисных приложений можно обращаться из скрипта отчетности, созданного для QPR ProcessGuide, непосредственно к COM-интерфейсам Word, Excel, PowerPoint. Кроме того, наличие программного интерфейса подобного класса позволяет создавать на основе QPR ProcessGuide различные прикладные решения, такие как средства обмена моделями с другими инструментами моделирования, средства интеграции с различными информационными системами и т.д.

Отметим, что подобными программными интерфейсами обладает далеко не каждое средство моделирования, хотя, конечно, для их эффективного применения требуется умение программировать. Впрочем, в комплект поставки продукта входит и некоторое количество готовых скриптов отчетности.

 

Имитационное моделирование и совершенствование процессов

Совершенствование бизнес-процессов с помощью QPR ProcessGuide можно осуществлять путем как количественного анализа характеристик процессов и их шагов, так и имитационного моделирования выполнения процессов — средства имитационного моделирования включены в состав продукта.

 

Рисунок

Результаты имитационного моделирования в QPR ProcessGuide

Имитационное моделирование — это процесс имитации выполнения различных экземпляров одного и того же процесса. Перед выполнением имитационного моделирования модель процесса снабжается данными, необходимыми для выполнения имитации, например частотами наступления тех или иных событий, вероятностями того или иного исхода в случае ветвления выполнения процесса, законами распределения времени выполнения различных шагов процесса и другими характеристиками. В процессе же выполнения имитационного моделирования для каждого экземпляра имитируемого процесса генерируются случайные данные в соответствии с выбранными вероятностями, законами распределения и частотами. Если данные для имитационного моделирования выбраны корректно, результаты моделирования и статистические данные, полученные на их основе, и есть та информация, исходя из которой можно принимать решения о внесении изменений в процесс с целью повышения его эффективности, оптимизации временных издержек, расхода денежных средств и ресурсов.

 

Публикация моделей на корпоративном интранет-портале

QPR ProcessGuide позволяет публиковать модели на интранет-порталах, при этом пользователю предоставляется возможность добавления и просмотра комментариев и составления планов действий, связанных с бизнес-процессами. Справедливости ради заметим, что подобный доступ не является неограниченным — для тех пользователей портала, которые создают в нем презентации, систему задач и комментариев, предполагается приобретение лицензий (правда, отличающихся по стоимости от лицензий для разработчиков моделей).

 

Рисунок

Публикация моделей на корпоративном интранет-портале

QPR ScoreCard — поддержка технологии BSC

Balanced Scorecard (BSC), или система сбалансированных показателей (ССП), — это разработанный в 1992 году профессорами Гарвардского университета Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном инструмент управления, позволяющий преобразовывать стратегические цели компании в четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников и оценивать результаты их деятельности с точки зрения реализации стратегии компании с помощью ключевых показателей результативности. Применение сбалансированной системы показателей позволяет осуществить целенаправленный мониторинг деятельности предприятия, прогнозировать и упреждать появление проблем, контролировать наиболее существенные финансовые и нефинансовые показатели деятельности предприятия.

Основная идея ССП заключается в формулировании достижимых и количественно измеримых стратегических целей компании с постепенной их детализацией и распределении этих целей по группам, называемым также перспективами, а также учете взаимного влияния этих целей.

Указанный инструмент управления активно используется лидирующими западными компаниями (а именно — 402 организациями из 500 крупнейших в рейтинге газеты Financial Times), а в последнее время привлекает пристальное внимание топ-менеджеров в России. Подробнее о технологии BSC можно прочесть в отдельной статье, посвященной данному вопросу, которая будет опубликована в одном из ближайших номеров нашего журнала.

 

Рисунок

Дерево целей компании в QPR ScoreCard

Рисунок

Стратегическая карта компании в QPR ScoreCard

Для поддержки технологии BSC компания QPR производит отдельный продукт QPR ScoreCard, позволяющий строить стратегические карты, осуществлять сравнение плановых и реальных ключевых показателей результативности и публиковать результаты на корпоративном портале.

Отметим, что QPR ProcessGuide позволяет связывать шаги бизнес-процессов с ключевыми показателями результативности, созданными в QPR ScoreCard, и тем самым предоставляет руководству компании возможность оценивать степень достижения ее стратегических целей на уровне отдельных процессов.

Как и QPR ProcessGuide, QPR ScoreCard обладает удобным программным интерфейсом на основе технологии COM, что позволяет создавать скрипты для генерации отчетов любой сложности, а также другие прикладные решения на основе QPR ScoreCard.

Продукты QPR в России

При выборе средства моделирования бизнес-процессов вопросы технической поддержки и локализации оказываются одними из наиболее существенных. В отличие от ИТ-специалистов, которые в большинстве своем готовы читать английскую документацию, писать письма в европейские службы техподдержки, да и в целом не очень капризны, бизнес-пользователи, занимающиеся описанием процессов, зачастую бывают крайне недовольны, увидев английский интерфейс приложения, с которым им приходится иметь дело, да и техподдержка подобных пользователей предполагает наличие в ней людей, говорящих с ними на одном языке.

На российском рынке доступны русскоязычные версии продуктов компании QPR. Их поставку, внедрение и поддержку осуществляет компания «Тродос Консалтинг» — эксклюзивный дистрибьютор QPR Software plc в России и СНГ. Кроме того, указанная компания поставляет на российский рынок ряд созданных на основе указанных продуктов прикладных решений с использованием данных, полученных из учетных систем, например решения для автоматизации управления штатным расписанием, формирования системы мотивации персонала, бюджетирования, планирования. На данный момент этой компанией осуществлено несколько десятков успешных внедрений — как продуктов QPR, так и собственных решений на их основе. Это означает, что компании, решившиеся не просто внедрить продукты QPR, но и интегрировать их с имеющимися у них информационными системами (а современные бизнес-пользователи, как правило, категорически настаивают на подобной интеграции), не останутся с этими задачами один на один.

Отметим также, что для пользователей QPR доступно обучение применению продукта на русском языке длительностью от 2 до 5 дней, включающее совместное создание вместе с заказчиком рабочего прототипа модели деятельности его компании, что является, по существу, консалтинговой услугой.

Продукты QPR выгодно приобретать при большом количестве лицензий. Так, пакет лицензий QPR Process Guide для небольшого числа разработчиков (2-5) и нескольких десятков пользователей (20-100) с годовой техподдержкой стоит от 12 до 30 тыс. евро, тогда как в случае нескольких десятков разработчиков (20-40) и нескольких сотен пользователей (200-400) стоимость лицензий и годовой технической поддержки соствляет от 60 до 115 тыс. евро. Впрочем, основными потребителями продуктов подобного класса как раз и являются довольно крупные компании — ведь именно им в первую очередь требуются специализированные инструменты, помогающие совершенствовать бизнес-процессы.

***

Итак, сегодня мы рассмотрели два продукта для моделирования бизнес-процессов и поддержки стратегического планирования, которые, на наш взгляд, имеют неплохие позиции и поддержку на российском рынке. Отметим, однако, что QPR — далеко не единственная компания, обладающая подобной поддержкой. Поэтому в последующих статьях данного цикла мы расскажем о средствах моделирования других производителей.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 7'2008