Тенденции развития российского Интернета

Олег Татарников

Рунет в цифрах и фактах

Тематические предпочтения российских пользователей

Россияне подсели на онлайн-игры

 

В настоящее время Глобальная сеть продолжает расширяться и набирать обороты во всем мире. Развитие Интернета в России повторяет основные мировые тенденции, однако имеет и ряд отличий, характерных только для нашей страны.

Рунет в цифрах и фактах

По данным различных аналитических агентств, в настоящее время число пользователей Интернета в России приближается к 40 млн (исследователи из компании eMarketer даже прогнозируют, что к концу 2008 года Россия займет второе место в Европе по числу интернет-пользователей, а обойти сегодняшнего лидера — Германию — должна уже по итогам 2010 года, когда ее интернет-аудитория превысит 50 млн человек), что приближает нашу страну к общеевропейскому уровню использования интернет-услуг. Однако до сих пор наблюдается существенный перевес в области коммуникационных услуг в сторону Москвы и Санкт-Петербурга. Значительная разница в численности интернет-аудитории, степени доступности электронных услуг, коммерческих и социально значимых сервисов, ценовой доступности Интернета в субъектах Федерации создает немало сложностей не только для создания единого информационного пространства и обеспечения свободы доступа к информации, но и для развития электронного бизнеса. В настоящий момент наблюдается серьезное отставание российской глубинки от центра. Среди основных проблем развития интернет-сообществ в регионах аналитики отмечают недостаточно отлаженную инфраструктуру доступа, высокие цены, кадровый голод и низкий уровень подготовленности как пользователей, так и существующих электронных ресурсов (по разным данным, большинство пользователей в России (22,5 из 24%) довольствуется выходом в Интернет через dial-up и ADSL, которые в Москве и Санкт-Петербурге уже почти вытеснены более скоростными технологиями доступа).

Тем не менее у нас пока сохраняется годовой 30-процентный рост интернет-аудитории, и по текущим цифрам незаметно, чтобы он замедлялся. Более того, с увеличением доли домашних пользователей происходит удвоение, а то и утроение времени, которое люди проводят в Сети. А благодаря динамичному развитию сектора услуг по предоставлению доступа в Интернет в течение последних нескольких лет, сегодня россияне имеют гораздо больше возможностей для доступа во Всемирную сеть со своих домашних компьютеров, чем пять лет назад. Причем качество связи также обеспечивает им неограниченный просмотр web-ресурсов. Не секрет, что, в отличие от офиса (где сегодня, как правило, применяются драконовские меры по ограничению трафика), выход в Интернет из дома обеспечивает доступ к любым сайтам, не ограничивает возможности скачивания данных и не устанавливает жестких временных рамок. Именно поэтому наиболее предпочтительным местом для серфинга в Сети становится дом. По данным исследования WEB-Rating (опрос, правда, проводился исключительно в Москве и Санкт-Петербурге), среди еженедельной аудитории Интернета в возрасте 16-55 лет 70% чаще всего подключаются к сети дома и только треть — на работе. Кстати, по данным социологических опросов, примерно треть россиян заявляет о своем знании и умении пользоваться Интернетом. Причем серьезный разрыв наблюдается лишь между городским и сельским населением (здесь соотношение продвинутых пользователей примерно 2:1), в то время как разницы с точки зрения освоения Интернета между хорошо оснащенными доступом в Интернет Москвой и Санкт-Петербургом с одной стороны и другими крупными городами с другой практически нет. Это означает, что каждый год интернет-рынок может предложить бизнесменам и рекламодателям в несколько раз больше контактов, чем в предыдущем году. Действительно, подобная тенденция наблюдается на российском рекламном рынке — ежегодно вложения в Интернет практически удваиваются. А в последнее время активно развивается кроссмедийный маркетинг, когда в одном СМИ внимание переключается на другое, например дается реклама в газете, где предлагается зайти на сайт. Подобная схема активно применяется сейчас во всем мире, однако, например, в США траты на цифровой сегмент возросли за прошедший год всего на 3-4%, впрочем на традиционные СМИ они увеличились лишь на 0,3-0,5% — это самый медленный рост со времен рецессии 2001 года. Проблемы американских рекламистов Россию пока не затронули, причем в отличие от Запада у нас не ощущают серьезного оттока рекламных средств и традиционные СМИ. Так, с учетом двукратного удорожания ТВ-рекламы, связанного с вступлением в силу «ограничительных» поправок в закон «О рекламе», доля интернет-рекламы в общем объеме рынка несколько снизилась — с 3% в 2006-м до 2,5% в 2007-м, хотя в суммарном денежном выражении интернет-рынок рекламы даже превзошел ожидания, продемонстрировав рост в 97%. По-видимому, рекламщики просто не успевают загружать Рунет рекламой, и, в отличие от всего остального рекламного рынка, здесь наблюдается отрицательная медиаинфляция: скорость роста аудитории опережает скорость роста рекламных бюджетов. Сливки с Рунета спешат снять не только серьезные бренды при помощи рекламных кампаний и новых сервисов, но и спамеры. По регулярно публикуемым данным «Лаборатории Касперского», в течение 2008 года доля спама в общем объеме почтового трафика российского Интернета достигала в среднем 90%!

По прогнозам различных экспертов, суточная аудитория Интернета в России к концу 2010 года должна превысить 20 млн человек, что будет соответствовать степени проникновения по количеству пользователей на уровне 15%, а по количеству домохозяйств — 29-30%. Сейчас недельная аудитория Рунета составляет 11,8 млн человек. По данным опроса, проведенного недавно исследовательским холдингом «Ромир», так или иначе (на работе, дома или в специальных интернет-центрах и игровых клубах), но сегодня достаточно регулярно пользуется Интернетом около 30% населения. Большинство из них — жители городов-миллионников в возрасте от 18 до 34 лет с неполным высшим или высшим образованием. Почти половина пользователей Интернета выходит в Сеть каждый день. Респонденты чаще всего посещают поисковые ресурсы, сайты с музыкой, кино и литературой, новостные ленты и развлекательные сайты.

Тематические предпочтения российских пользователей

Что касается тематических предпочтений российских пользователей Интернета и наиболее популярных ресурсов, то тут исследования показывают, что безусловными лидерами по аудитории у нас являются такие порталы, как Mail.?ru и Яндекс. Аудитории этих двух сайтов сопоставимы — они идут примерно вровень по числу пользователей, попеременно получая лидерство в различных опросах, и значительно опережают все остальные ресурсы. Например, в начале 2008 года TNS Gallup Media насчитала 14,9 млн человек, хотя бы раз зашедших за месяц на сайты Mail.ru, а у Яндекса таковых оказалось 14,69 млн. Недельные аудитории Mail.ru и Яндекса (среднее количество людей, заходивших на сайт раз в неделю и чаще) составили 11,54 и 11,45 млн соответственно (аудиторию сайтов TNS Gallup измеряет, опрашивая 5 тыс. жителей городов с населением от 100 тыс. человек). Согласно данным TNS Gallup Media, по этим показателям вышеупомянутые порталы примерно вдвое превосходят Rambler, до сих пор воспринимавшийся рекламодателями как сопоставимый с ними по аудитории. Сравнима с Rambler по охвату всероссийской аудитории и социальная сеть «Одноклассники.ру».

Между тем Яндекс с конца 2007 года прочно вошел в топ-10 поисковиков планеты. Так, согласно рейтингу систем поиска в Интернете, опубликованному исследовательским агентством ComScore, за последний месяц прошлого года Яндексом воспользовалось 566 млн человек, что составляет 0,9% от общего количества поисковых запросов во всем мире. Для сравнения: абсолютным рекордсменом по количеству поисковых запросов пользователей в том же месяце стал Google — 41 млрд (62,4% от общего количества запросов), далее следует Yahoo — 8,5 млрд (12,8%), а российская интернет-компания Яндекс заняла девятое место. Эксперты считают появление Яндекса в мировом топ-10 поисковых систем закономерным еще и потому, что Россия — одна из немногих стран, где локальные игроки удерживают лидерство на интернет-рынке и не собираются уступать его мировым брендам. По различным данным, Яндекс в Рунете обслуживает более 50% национальных поисковых запросов, и поисковых компаний такого масштаба у нас больше нет. Следующей по популярности у россиян поисковой системой является общепризнанный мировой лидер Google (примерно 25% запросов), затем идет российский портал Rambler (около 20%) и замыкает четверку Yahoo (менее 5%).

Россияне подсели на онлайн-игры

Из негативных сторон всеобщей интернетизации в нашей стране можно отметить то, что серьезной проблемой многих российских пользователей Интернета становится нездоровое увлечение онлайн-играми. Так, согласно результатам опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир», 12% интернет-пользователей России играют в онлайне. Большинство пользователей выбирают простые игры — покер, преферанс и «тысяча». Самая популярная в Интернете карточная игра — покер. Ею увлечены около 7% участников опроса. На втором месте по популярности — преферанс (около 5% опрошенных), на третьем — «тысяча» (чуть более 1,5% опрошенных). Чаще других играют в азартные игры в Интернете жители городов-миллионников Центрального федерального округа.

Самый посещаемый сайт среди игроков — PokerStars, где сражаются 15,6% опрошенных. Второй по посещаемости — «Абсолют Покер» (15,5% респондентов). На третьем месте — «Клаб Покер», которым пользуются 7% игроков.

Несомненно, что рынок онлайн-игр — один из самых быстрорастущих в мире. В России данное направление повторяет динамику мирового, но пока значительно уступает США, Европе и некоторым странам Азии. Тем не менее темпы роста отечественного рынка онлайн-игр высоки — около 25% в год.

 

Рисунок

Однако гораздо большую опасность в плане отрыва населения от реальной жизни представляют сегодня не простые онлайновые игры MMOG (Massive Multiplayer Online Game), а такие сложные многопользовательские ролевые виртуальные пространства, как MMORPG (Massive Multiplayer Online Roleplaying Games).

Собирая игроков со всего мира в одном виртуальном пространстве, разработчики MMORPG позволяют миллионам пользователей общаться, создавать и совершенствовать своих героев, строить виртуальные миры и выполнять различные действия. Чтобы удержать и гарантировать интерес игроков, виртуальные миры в подобных играх постоянно развиваются, дописываются новые сценарии, добавляются новые интересные возможности. Создатели игры постоянно поддерживают существование игрового мира, привлекая в него все новых и новых пользователей.

Основные проблемы, порождаемые растущей популярностью таких игр, — это прогрессирующая зависимость, которая выражается в различных психопатологических симптомах, и неспособность игрока переключаться на другие развлечения. Естественно, что никакие временные нормы, рекомендованные при работе за компьютером, при этом не соблюдаются. Так, по различным данным, средний пользователь ПК тратит на онлайновые игры от 18 до 20 часов в неделю, в то время как на игровых приставках играют в два раза меньше — 8-10 часов в неделю, а владельцы мобильных устройств тратят на игры и того меньше — 4-6 часов в неделю. И это естественно, так как в онлайновых играх симулируется живое общение, а людям гораздо интереснее состязаться друг с другом, чем с компьютером.

 

Рисунок

Среди российской аудитории наибольшей популярностью сегодня пользуются такие игры, как World of WarCraft, Lineage II и EverQuest II. Интересен и тот факт, что онлайн-игры привлекают внимание не только подростков, но и тех, кому за 30. Немало среди онлайн-игроков и женщин, которые отдают предпочтение приключенческим играм. Одна из самых популярных во всем мире приключенческих онлайн-игр World of WarCraft (разработанная в США) погружает игрока в мир фэнтези, где он борется со злом и тьмой или, напротив, выступает на стороне злых сил, совершает подвиги и прославляется. Южнокорейская игра Lineage II тоже популярна во всем мире, хотя и уступает World of WarCraft по числу пользователей. Она разработана на базе модифицированного движка от игры Unreal и демонстрирует красоту фантастического мира Аден.

 

Рисунок

Среди популярных онлайн-игр от российских разработчиков можно отметить «Сферу», созданную специалистами из компании Nikita.online. Эта российская компания, основанная в начале 90-х годов, является одним из первых российских производителей компьютерных игр и онлайн-сервисов. Сегодня онлайн-играми занимаются уже практически все производители игр, так как онлайновые игры даже с простым сюжетом и незамысловатой графикой приносят больший доход, чем офлайновые, продаваемые на дисках (синглы). Если производитель сингл-игры получает доход только от продажи диска с игрой, то доход от онлайн-игры составляют и продажа самого диска с клиентом для игры на сервере (если игра не браузерная), и продажа серверной части, и регистрация аккаунта, а кроме того, сюда часто включаются доходы от продажи дополнительных возможностей к игре.

Рейтинги тематических ресурсов домашнего и офисного секторов от компании «КОМКОН»

 

Рисунок

Рисунок

В начало В начало

КомпьютерПресс 10'2008

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует