Мир становится меньше с каждым днем…

Олег Татарников

Микроблоггинг как мобильная эволюция блоггинга

Особые формы микроблоггинга

Кто такой микроблогер

 

Термин «блогосфера», означающий совокупность всех блогов (сетевых дневников), впервые появился в 1999 году. Причем автор этого неологизма Брэд Грэм употребил его в шутку — в то время вся блогосфера ограничивалась лишь сотней сайтов и десятком тысяч записей в них. Но уже пять лет спустя Merriam-Webster (ведущий издатель толковых словарей английского языка в США) назвал «блог» словом года, а грядущий в скором времени десятилетний юбилей всерьез ставит вопрос о включении в блогосферу всего человечества (во всяком случае, потенциальная аудитория быстро эволюционирующего блоггинга оценивается сегодня именно так).

Микроблоггинг как мобильная эволюция блоггинга

Блог, сетевой дневник, блогосфера — эти слова уже успели стать банальными для любого человека, хоть чуточку знакомого с Интернетом. Однако аудитория активных пользователей Всемирной сети на все человечество пока не распространяется, да и не все пользователи Интернета ведут или хотя бы читают сетевые дневники. Так что же дает повод заявлять о включении в блогосферу всего человечества? В первую очередь — это стремительная «мобилизация» Интернета и слияние популярных сервисов мобильной телефонии, например отправки коротких сообщений (SMS), с такими формами интернет-блоггинга, как микроблоги, линк-блоги и лайфстрим-сервисы. Мобильное вторжение блогосферы обеспечивается тем, что простые сотовые телефоны, по которым когда-то можно было только звонить, постепенно сменяются смартфонами и коммуникаторами типа невероятно популярного ныне Apple iPhone вместе с соответствующими сервисами вроде Twitter и Jaiku, которые кардинально меняют не только парадигму самой мобильной связи, но и Интернет. Именно телефон становится универсальным средством коммуникации с миром — от оплаты счетов и навигации до широкого общения со всем миром (а не только с друзьями и знакомыми, как когда-то). По разным оценкам, уже сейчас в мире работает около 3,5 млрд мобильных телефонов (тогда как число различных компьютеров, даже без выхода в Интернет, еще не перевалило за миллиард). Кстати, и доходы от мобильного контента выросли за последние три года примерно втрое. Поэтому перспективы любой новой коммуникационной начинки для телефона практически всеми экспертами признаются весьма радужными, а микроблоггинг как раз одна из таких «коммуникационных начинок», популярность которой в последнее время стремительно растет.

 

Сутью современного этапа эволюции блоггинга — микроблога — является лишь то, что в новой форме автор оставляет только короткие заметки, по длине обычно не превышающие 200 символов. Вспомните, что одна СМС-ка на мобильных телефонах должна обязательно влезать в одно MAP-сообщение, которое занимает 140 байт, то есть 160 7-битных символов, либо 140 8-битных, либо 70 16-битных (последними кодируются, например, сообщения на русском языке). И к такой длине сообщений мобильные пользователи давно привыкли. Таким образом, микроблоггинг по сути заимствовал предельно лаконичный жанр SMS-сообщений и отражает информацию о том, что данный человек в какой-то момент хочет, делает, думает или к чему готовится. Сюда же относятся короткие цитаты, заимствованные высказывания и ссылки на какие-то внезапно понравившиеся автору микроблога ресурсы Интернета (хотя последнее относится скорее к особой форме микроблоггинга — линк-блоггингу). Причем внезапность, непосредственность и личностная форма высказываний, характерная для SMS, также характерны и для микроблоггинга. «Пью пиво», «ем чипсы», «смотрю фильм», «жую попкорн», «приехал в Москву» — вот типичные высказывания микроблогера. У продвинутых блогеров ведение микроблога часто является дополнением к основному классическому блогу, когда для самых преданных читателей в микроблоге освещается «мобильная жизнь» автора, а затем она уже более глубоко «анализируется» в классическом блоге с картинками и комментариями. Впрочем, фотографии и даже видеозаписи сейчас публикуют и многие мобильные пользователи, пересылая их в виде MMS-сообщений с телефона, оснащенного фото/видеокамерой (а сегодня редкий телефон ее не имеет).

Дату рождения микроблоггинга сейчас восстановить уже трудно, поскольку грань между короткими, но обычными блогами и микроблогами довольно тонка, однако полноценный микроблоггинг принято отсчитывать с момента появления в 2006-м таких интернет-сервисов, как Twitter и Jaiku. Самым популярным в мире сервисом для микроблоггинга до сих пор остается Twitter (http://twitter.com/), который заслужил доверие пользователей и оброс всевозможными клиентами для постинга и дополнениями. Однако после того, как в начале нынешнего года поисковый гигант Google купил Jaiku (основного конкурента Twitter) за 12 млн долл., дальнейшее лидерство среди сервисов для микроблоггинга теперь под вопросом. Но как бы то ни было, после этой сделки все ведущие эксперты в области Интернета единодушно признали: будущее за микроблоггингом!

 

Впрочем, Google — пока единственный из интернет-гигантов, который задумался о мобильном Интернете как о грядущей новой эпохе. И почему он купил Jaiku, понятно — к экспансии в мобильный веб его подталкивает анализ популярности мобильников и всего, что с ними связано. Например, название iPhone — коммуникатора, который его разработчики разрекламировали как специально предназначенный для мобильного Интернета, — пользователи набирают в этом поисковике в 50 раз чаще других моделей телефонов! Об этом феномене заявил, например, на последнем конгрессе Mobile World Congress в Барселоне Вик Гундотра, глава подразделения мобильных сервисов Google.

Почему Google не купил более популярную микроблоговую платформу Twitter, тоже понятно — названная компания со штатом менее 50 человек оценивается сегодня в 75-80 млн долл., и эта цифра постоянно растет (и это при том, что компания вот уже третий год не зарабатывает ни копейки). Все-таки Google сделал выбор в пользу гораздо более дешевой компании Jaiku, основанной финнами Яри Энгестремом и Петери Коппоненом. Она в 20 раз уступает Twitter по популярности, однако считается более перспективной с точки зрения отправки и размещения контента с мобильных телефонов.

Особые формы микроблоггинга

В принципе, микроблоги изначально развивались и эволюционировали в разных формах. Например, линк-блоги предусматривали только сервисы с удобным размещением ссылок на различные интернет-ресурсы. В таком линк-блоге вы можете увидеть только ссылки и, возможно, краткое описание к ним. А лайфстрим-сервисы (Lifestream) использовались для протоколирования серфинга по Интернету. Такой сервис собирает всю информацию, оставленную вами в Интернете, в один поток (чаще всего через RSS), публикуя ссылки на все посещаемые вами ресурсы. Так, если вы выкладываете фотографию на каком-то фотохостинге или видео на каком-то видеохостинге типа YouTube, то ссылки на них автоматически появляются в вашем линк-блоге, добавляете закладки на сервисе хранения линков — они тоже публикуются в вашем линк-блоге — одним словом, любая информация, оставленная вами на другом сервисе, попадет и в ваш линк-блог, и единственное, что необходимо для его трансляции другим пользователям, — это RSS-поток. В итоге получается, что весь производимый вами контент собирается в один поток, доступный любому пользователю, а следовательно, теперь вашему читателю нет необходимости подписываться на ваши закладки, видео и фотохостинг (и, естественно, даже не нужно регистрироваться на всех этих сервисах), потому что есть один большой поток, в котором все ваше «наследие» собрано в одном месте. Одновременно такой лайфстрим-блог выступает и как сетевой журнал, где вы всегда можете найти необходимую ссылку, которую за вас сохранил лайфстрим-сервис. Причем даже тем людям, которым некогда вести «настоящий» большой блог, нравится использовать такие сервисы в качестве сетевых дневников для личного использования.

 

Кстати, вышеупомянутый ресурс Jaiku (http://jaiku.com/), приобретенный недавно интернет-гигантом Google, — это типичный пример лайфстрим-сервиса, который позволяет добавить любой RSS-поток. Впрочем, пользователь может выбрать в Интернете один из подобных сервисов, — тот, который ему больше подходит. Например, русскоязычные пользователи предпочтут что-нибудь типа микроблоггинг-ресурса SMSter (http://smster.ru) или «Делаю.РУ» (http://delayu.ru). Одним из первых русскоязычных сервисов микроблоггинга (фактически русскоязычным клоном Twitter) весной 2007 года стал сайт smspr.ru, однако через некоторое время он прекратил свое существование, но сама идея не умерла — теперь эта ссылка ведет на микроблоггинг-сервис Mblogi.ru (http://mblogi.ru/), который тоже позиционируется как блог-сервис в формате «мини». Однако сегодня наиболее популярным (по количеству пользователей) и динамично развивающимся микроблоггинговым сервисом в русскоязычном Интернете стал запущенный в мае 2008-го SMSter. Его отличает разнообразие интерфейсов (Web, Wap, SMS, ICQ, Google Talk), возможность создавать группы друзей, тематические сообщества (каналы) и оставлять комментарии к сообщениям.

 

Так что выбор богат, и вам нужно только определиться в своих предпочтениях. Например, Friendfeed, в отличие от Jaiku, не обладает такими широкими возможностями отправки и размещения контента с мобильных телефонов, но имеет удобный и красивый интерфейс, который позволяет отмечать понравившийся пост в общей «свалке» сообщений на ленте. Впрочем, любой микроблог-сервис оценивается сегодня по тому, насколько он надежно работает и может ли стать вашим лайфстрим-помощником, поддерживая импорт информации с используемых вами сервисов. (К сожалению, универсальных лайфстрим-блогов, которые поддерживают импорт практически из всех популярных сервисов, пока не так много, но они активно развиваются.) Не остаются в стороне и популярные социальные сети, интегрируя у себя различные сервисы, реализующие функции лайфстрима. Например, популярные социальные сети Facebook и MySpace тоже имеют функцию микроблоггинга, называемую «режим заметки» (англ. status update). У многих классических блог-сервисов возникают специальные плагины Lifestream и RSS Stream. Недавно появилось и множество новостных сервисов с функцией микроблоггинга. Так, основатель популярного новостного социального сайта Digg Кевин Роуз вместе с тремя другими разработчиками недавно открыл сервис Pownce (http://pownce.com/), в котором микроблоггинг интегрирован с обменом файлов и раздачей приглашений («инвайтов»). А в мае 2008-го стартовал быстро набирающий популярность ресурс Plurk, отличительными чертами которого являются размещение сообщений на таймлайне и более простое комментирование.

Пока же считается, что наиболее популярным является универсальный микроблог-сервис Twitter, который обрабатывает около 3 млн сообщений в сутки, привлекая более 2 млн посетителей, причем его конкуренты — Jaiku, Pownce, Kyte, Plurk и др. (сегодня можно насчитать несколько сотен специализированных сервисов для микроблоггинга) — заметно отстают.

Кто такой микроблогер

Представьте себе человека, который шлет СМС-ки с телефона или пишет что-то на компьютере, а вся эта информация моментально транслируется всем, кто записал его себе в друзья. Такое может показаться странным и даже в чем-то противоестественным, вроде эксгибиционизма, но скоро вы обнаруживаете, что это прекрасный способ постоянно оставаться на связи с тем, кто вам наиболее интересен.

В принципе, любой желающий может «зафоллоувить» (от англ. follow — следовать) ваш микроблог, записи из которого будут отображаться на одной странице с его собственными (то есть записями «фоллоувера»). И тогда в сплошном потоке сообщений на его странице появятся и ваши комментарии, если вы захотите обратиться к хозяину этого микроблога. А с учетом того, что подобных «друзей» у микроблогера может быть сотни и даже тысячи, то с непривычки такая страница может показаться «свалкой» бессвязных и отрывочных высказываний различных людей и различной информации о том, что происходит в мире его собеседников. Однако настоящего микроблогера это не пугает — он легко ориентируется в этом на первый взгляд бессвязном потоке, и такая модель общения «все в одном» заменяет ему и ICQ, и Skype, и Jabber, и GoogleTalk, и Yahoo messenger, и какие-либо другие IM-сервисы. Собственно, микроблогер может даже не использовать «настоящие» блоговые платформы, поскольку сама по себе информация ему может быть совсем не важна — она служит ему лишь поводом для более тесного контакта, для заведения знакомств, поиска работы, друзей или места жительства.

 

А лайфстрим-сервисы помогают оставаться на связи всегда и везде, даже переходя с одного сайта на другой. Кого-то в микроблогах привлекает максимально удобный и быстрый, без особых изысков постинг, кого-то прельщает быстрая индексация микроблогов, что позволяет использовать их для получения дополнительных ссылок на основные ресурсы, а кто-то просто испытывает недостаток общения.

 

Конечно, чтобы заинтересовать тысячи людей несколькими предложениями, в которых совсем немного слов, нужно обладать определенными способностями (хотя сам формат блога помогает понять основные принципы доходчивого и интересного изложения мысли и развивает навыки общения), но найти десяток-другой единомышленников или просто приятных в общении или чем-то полезных людей в многомиллионной сети всегда возможно, так что каждый найдет здесь что-то и для ума, и для души.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 10'2008

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует