Гаджет-аддикция

Новый русский купил золотой телевизор.

На вопрос о качестве изображения на экране хозяин этого чуда отвечает:

«Не он показывает, его показывают!»

Современный анекдот

 

По мере распространения портативных электронных устройств возник новый вид психологической зависимости, который специалисты называют гад­жет-аддикцией. Рассмотрению этого явления и посвящена данная статья.

В конце 2003 года агентство Benchmark Research проводило в европейских странах маркетинговое исследование по заказу японской корпорации TDK. Цель опроса, в котором приняли участие жители шести европейских стран (Франции, Испании, Польши, Германии, Италии и Великобритании) в возрасте от 18 до 45 лет, заключалась в том, чтобы определить количество потенциальных покупателей определенных типов электронных устройств.

Согласно результатам исследований, в среднем на каждого из опрошенных пришлось пять находящихся в пользовании гаджетов. Вполне закономерно, что возглавили рейтинг наиболее популярных устройств мобильные телефоны — они наличествовали у 93% опрошенных. Далее по убыванию популярности следовали портативные ПК (73%) и DVD-проигрыватели (60%). Почти половина респондентов заявила, что не мыслит своей жизни без мобильного телефона, а по мнению 42% опрошенных в списке самых необходимых предметов фигурирует ноутбук.

Аналитики, которые обрабатывали результаты опроса, обратили внимание и на мотивацию решения о покупке. Оказалось, что многие респонденты приобретают то или иное электронное устройство не вследствие насущной необходимости или наличия в нем каких-либо уникальных функций, а главным образом под влиянием моды и желания выглядеть современными в глазах окружающих. При этом ради покупки нового гаджета женщины готовы экономить на косметике, а мужчины урезать бюджет предстоящего отпуска. Многие из них даже влезают в долги ради покупки модного электронного прибора.

По мнению психологов, которых привлекли для изучения результатов опроса, у 10% респондентов наблюдаются явные признаки психологической зависимости от электронных устройств. На языке специалистов такой вид зависимости называется гаджет-аддикцией. Что же это такое?

В «Большом психологическом словаре» можно найти следующее определение: «Аддиктивное поведение (от англ. addiction — склонность, пагубная привычка; лат. addictus — рабски преданный) — особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния». Вместо решения реальных жизненных проблем человек для достижения более комфортного психологического состояния выбирает аддиктивную модель поведения. Психологи различают множество разновидностей аддиктивного поведения: алкоголизм, наркоманию, переедание и голодание, трудоголизм, лудоманию (игроманию) и пр. В случае гаджет-аддикции изменение психического состояния достигается путем постоянного приобретения и использования все новых и новых электронных устройств (зачастую весьма недешевых и совершенно бесполезных с практической точки зрения). Развивается зависимость, которая начинает управлять жизнью человека, подавляет его волю, разрывает социальные связи. Приобретение гаджетов становится главной целью и стилем жизни. Формируется эмоциональная привязанность к неодушевленным предметам, и в итоге гаджеты начинают заменять живых людей.

Характерным симптомом гаджет-аддикции является безудержное стремление к покупке новых «игрушек» в сочетании с полным нежеланием контролировать затраты на их приобретение и эксплуатацию. В процессе освоения и использования гаджета у человека улучшается самочувствие и возникает ощущение эйфории. Как следствие, человек не может оторваться от любимого устройства и посвящает его использованию все больше и больше времени. Однако, как и в случае приема алкоголя или наркотиков, по мере привыкания петля зависимости затягивается все туже. Имеющиеся устройства быстро приедаются, а в отсутствие возможности регулярно приобретать новые гаджеты возникает ощущение пустоты, развивается депрессия, все чаще возникают конфликты с друзьями и членами семьи, начинаются проблемы на работе. Нередко угнетенное психологическое состояние усугубляется и физиологическими расстройствами — бессонницей, головными болями и т.д.

По мнению специалистов, в настоящее время только в европейских странах гаджет-аддикцией страдает как минимум несколько миллионов человек. Для России эта проблема также становится все более актуальной. Многие преподаватели, работающие в российских школах и вузах, говорят о настоящей эпидемии SMS-мании. Ученики непрерывно обмениваются друг с другом текстовыми сообщениями, пряча мобильные телефоны под партами. При этом никакие меры дисциплинарного воздействия не позволяют эффективно бороться с этим явлением. Характерно, что отправка и прием SMS зачастую используется не для обмена информацией, а исключительно для поддержания процесса коммуникации как такового (а как еще можно охарактеризовать пересылку сообщений, состоящих главным образом из смайликов, междометий и знаков препинания?).

Конечно, в современных условиях уже вряд ли возможно полностью отказаться от использования разного рода электронных устройств. Впрочем, этого и не требуется. Согласитесь, далеко не каждый обладатель мобильного телефона или портативного медиаплеера подвержен гаджет-аддикции. Среди владельцев сотовых трубок и GPS-навигаторов найдется немало тех, для кого эти аппараты являются отнюдь не модными аксессуарами, а без преувеличения незаменимыми помощниками. Ведь гаджет-аддикция (как и другие формы аддиктивного поведения) возникает не вследствие наличия в продаже широкого ассортимента электронных устройств, а в первую очередь из-за желания человека уйти от решения реальных жизненных проблем. Одни выбирают для этого алкоголь, другие — наркотики, а третьи — модные электронные игрушки. Однако не стоит обвинять в этом создателей столь привлекательных и желанных гаджетов…

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 11'2008

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует