Сравнительное тестирование современных видеокарт

Максим Афанасьев

Методика тестирования

Настройка игровых приложений

Расчет интегральной оценки производительности видеокарты

Определение эффективности теплоотвода

Результаты тестирования

Участники тестирования

BioStar GeForce 9500GT

Gigabyte ATI RADEON HD 4850

Sapphire ATI RADEON HD 4850

Palit ATI RADEON HD 4850 Sonic

Leadtek GeForce 9800GTX+

Zotac GeForce GTX260 AMP

Выводы

 

В тестовой лаборатории «КомпьютерПресс» проведено сравнительное тестирование видеокарт нового поколения на базе последних графических процессоров серии ATI RADEON HD 4800 и NVIDIA GeForce 200 с целью определения их производительности в играх. В тестировании принимали участие следующие видеокарты: BioStar 9500GT, Palit RADEON HD 4850 Sonic, Sapphire ATI RADEON HD 4850, Gigabyte RADEON HD 4850, Zotac GeForce GTX260 AMP и LeadTek 9800GTX+.

Прошло совсем немного времени после выпуска двумя конкурирующими фирмами — NVIDIA и AMD/ATI — новых видеокарт, базирующихся на последних, наиболее производительных графических чипах. Отметим, что компания NVIDIA представила новые графические адаптеры серии NVIDIA GeForce 2xx и новые модели серии NVIDIA GeForce 9xxx, а компания AMD/ATI — ATI RADEON HD 48xx. При этом стоит отметить, что продукция компании NVIDIA ориентирована на все сегменты рынка, а графические адаптеры AMD/ATI — на low- и middle-сегменты рынка. Теперь, спустя некоторое время, компании, занимающиеся выпуском и продажей видеокарт, обновили линейки своих моделей, выпустив разные их версии на одном чипе, но различающиеся частотными характеристиками и объемом видеопамяти. Данное тестирование было выполнено с целью определения рейтинга производительности видеокарт, основанных на графических процессорах последнего поколения. Напомним, что поскольку производительность видеокарты целиком определяется типом и частотой графического процессора, а также типом, частотой и объемом видеопамяти, то конкретный производитель видеокарты не столь важен. Таким образом, видеокарты, построенные на одном и том же графическом процессоре и использующие одинаковую память, будут демонстрировать равную производительность. Исключение составляют лишь урезанные или разогнанные версии графических адаптеров, которые как раз и участвовали в нашем тестировании.

Для тестирования были отобраны видеокарты с интерфейсом PCI Express x16 разных производителей, построенные на графических процессорах серий RADEON HD 4800 компаний AMD/ATI и NVIDIA — GeForce 9xxx и NVIDIA GeForce 2xx.

Отметим, что все видеокарты, участвующие в этом тестировании, имеют новую архитектуру и поддерживают последнюю на данный момент модификацию DirectX — 10. Безусловно, поддержка этой технологии позволяет значительно повысить качество изображения, однако, во-первых, это требует использования операционной системы Windows Vista (далеко не все пользователи перешли с Windows XP на эту операционную систему), а во-вторых, самое главное — пока еще очень мало игр, полностью поддерживающих современный API DirectX 10, и уж тем более нет таких, которые поддерживают спецификацию 10.1.

Методика тестирования

Стенд для тестирования имел следующую конфигурацию:

  • процессор — QuadCore Intel Core 2 Extreme QX9650;
  • материнская плата — ASUS P5E3 Deluxe (чипсет Intel X48);
  • оперативная память — DDR3-1866 Patriot PDC32G1866LLK (2x1024 Мбайт);
  • тайминги памяти:
    • CAS Latency — 8,
    • RAS to CAS Delay — 8,
    • Row Precharge — 8,
    • Active to Precharge — 20;
  • дисковая подсистема — диск Seagate Barracuda 7200.10 объемом 120 Гбайт, файловая структура NTFS;
  • монитор NEC SpectraView LCD2690WUXi с максимальным разрешением 1920x1200;
  • операционная система — Windows Vista x86 Service Pack 1.

Для тестирования видеокарт в игровых приложениях применялся набор следующих популярных игр:

  • Quake 4 (Patch 1.43);
  • S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl (Patch 1.006);
  • Half-Life 2: Episode 2;
  • Crysis (v.1.2);
  • Call of Juares Demo Benchmark v .1.1.1.0;
  • 3Dmark 2006 v 1.1.0;
  • 3Dmark Vantage v 1.0.1.

В тестировании использовалась операционная система Windows Vista Ultimate 32 bit и устанавливались частота строчной развертки монитора 60 Гц и глубина цвета 32 бит. Для всех видеокарт на графических процессорах ATI RADEON HD 48xx применялся последний официальный видеодрайвер ATI Catalyst 8.9, для видеокарт на основе графических чипов компании NVIDIA использовалось несколько драйверов, каждый из которых подходит к определенной видеокарте, Forceware 178.13 и 177.41.

Настройка игровых приложений

Необходимо акцентировать внимание на выборе тестовых инструментов, которые использовались для тестирования видеокарт. Известно, что игр, имеющих встроенные бенчмарки, сегодня очень мало. Большинство современных игр позволяют определить лишь мгновенное fps (количество кадров в секунду), а также не дают возможности записывать и проигрывать демо-сцены и на основе их проигрывания записывать результаты в отдельный файл. Конечно, можно применять очень популярную сейчас утилиту FRAPS, позволяющую собирать информацию о текущем количестве кадров в секунду (fps) в фоновом режиме при любой запущенной игре. Однако тестирование с помощью этой программы будет некорректным, поскольку в играх, где нельзя проиграть одну и ту же сцену, приходится каждый раз проходить один и тот же этап самому тестеру. Очевидно, что пройти один и тот же путь в игре со стопроцентной идентичностью невозможно, поэтому результаты тестирования с помощью такого метода будут варьироваться в зависимости от каждого прохода. С учетом того что некоторые видеокарты отличаются друг от друга по производительности всего на несколько процентов, использовать вышеописанный метод нельзя, так как полученные результаты не будут отражать реального положения вещей. Поэтому для нашего тестирования применялись игры, имеющие встроенные бенчмарки: Quake 4, Half-Life 2, Call of Juares, S.T.A.L.K.E.R. и Crysis, а также известные тестовые пакеты 3DMark 2006 и 3DMark Vantage.

Специально для тестирования видеокарт в нашей тестовой лаборатории на базе игровых бенчмарков были разработаны автоматизированные скрипты, которые значительно облегчили работу с приложениями и позволили поставить тестирование на поток. Игры для тестирования выбирались с учетом наличия встроенного бенчмарка, поддающегося автоматизации, который автоматически определял среднее количество кадров в секунду (fps) в записанных демо-сценах. Игра Crysis тестировалась с двумя демо-сценами, одна из которых служила для тестирования графического процессора, а другая — для тестирования центрального процессора в совокупности с графическим, поскольку при проигрывании затрагивает физическую составляющую движка игры (обе демо-сцены идут в комплекте с игрой). Чтобы уравновесить влияние «тяжеловеса» Crysis, который выдает небольшое количество кадров в секунду даже на самых современных видеокартах, в игровые тесты были включены уже устаревшие Quake 4 и Half-Life 2 — это позволило получить итоговый результат, отображающий реальную усредненную производительность в современных играх.

Все игровые тесты запускались по пять раз при разном разрешении экрана: 1280x800, 1440x900, 1680x1050 и 1920x1200 точек. При тестировании применялся монитор с диагональю 25,5 дюйма — NEC SpectraView LCD2690WUXi с максимальным разрешением 1920x1200 точек. Исходя из результатов измерений рассчитывались среднее значение и погрешность измерения с доверительной вероятностью 95%. Игры для тестирования подбирались таким образом, чтобы они были максимально ресурсоемкими при высоких настройках качества и в то же время производительными при низком качестве изображения.

Тестирование каждой видеокарты выполнялось в режимах Quality и Performance (настройка на данные режимы тестирования производится как в играх, так и непосредственно в драйвере видеокарты). Отметим, что для сравнения видеокарт (получения интегральной оценки производительности) мы использовали только результаты тестирования в режиме Quality, то есть в режиме максимальной нагрузки на видеокарту. Тем не менее результаты тестирования в режиме Performance тоже важны, поскольку дают возможность оценить, какого максимального результата позволяет достичь в игре видеокарта при заданном разрешении. К тому же если определить среднее значение fps между результатами, полученными при максимальном и минимальном качестве изображения, то можно предположить, насколько комфортно будет играть в игру на этой видеокарте при средних настройках качества изображения.

Режим Quality предусматривал установку в играх максимального качества отображения, а Performance — максимальной производительности за счет отказа от таких технологий, как анизотропная фильтрация текстур, экранное сглаживание, низкая детализация изображения и т.д.

По характеру зависимости скорости обработки кадров (fps) от разрешения экрана в игровых тестах можно определить, чем ограничивается результат теста — производительностью видеокарты или подсистемы «процессор — чипсет — память», и таким образом установить, насколько корректно в данном случае сравнение производительности видеокарт. Если в ходе тестирования выясняется, что полученный результат ограничивается производительностью процессора, а не видеокарты, то сравнивать видеокарты по производительности нельзя, поскольку отсутствуют условия для реализации всех их возможностей. Во избежание подобной ситуации мы использовали в тестировании один из самых производительных на данный момент процессоров — четырехъядерный QuadCore Intel Core 2 Extreme QX9650. Пороговое значение скорости обработки кадров, при котором можно комфортно играть в компьютерные игры, — 40 fps.

Расчет интегральной оценки производительности видеокарты

Поскольку основная цель нашего тестирования заключалась в составлении рейтинга производительности современных видеокарт, то, кроме получения результатов в каждом бенчмарке, необходимо было разработать алгоритм, позволяющий свести воедино результаты всех бенчмарков, чтобы получить интегральную оценку производительности, которая даст возможность корректно сравнивать видеокарты друг с другом. При этом, поскольку игры и приложения трехмерного моделирования — это абсолютно разные сценарии применения ПК, мы не пытались свести все результаты к единой оценке производительности, а ввели интегральные оценки производительности только для игровых тестов в соответствии с моделями применения видеокарт.

Для получения интегральной оценки производительности, как и в предыдущих наших тестированиях, вводилось понятие референсной видеокарты, в качестве которой использовалась видеокарта BioStar 9500GT Sonic на базе графического процессора NVIDIA GeForce 9500GT. Результаты этой видеокарты во всех тестах принимались равными единице, и относительно них нормировались результаты всех остальных видеокарт. Такой подход позволил нам перейти к безразмерным результатам во всех тестах.

Для расчета интегральной оценки производительности видеокарт в играх сначала вычислялся интегральный показатель производительности для каждой игры. С учетом того что максимальная нагрузка на видеокарту реализуется в режиме Quality, интегральный показатель производительности для каждой игры рассчитывался как средневзвешенное нормированных результатов при каждом разрешении в режиме Quality. При этом, принимая во внимание, что с увеличением разрешения растет и нагрузка на видеокарту, для разных разрешений применялись различные весовые коэффициенты. В итоге интегральный показатель производительности для каждой игры вычислялся по формуле [1], где Pixk — нормированный результат при разрешении txk.

 

Рисунок

Интегральная оценка производительности по совокупности всех игр рассчитывалась как среднее геометрическое от интегральных показателей производительности по каждой игре (см. формула 2).

 

Рисунок

Определение эффективности теплоотвода

Кроме сравнения производительности видеокарт в играх, мы оценивали эффективность их систем теплоотвода. Это особенно актуально для видеокарт с пассивной системой охлаждения, а также в случаях, когда предполагается осуществлять разгон видеокарты. Однако, поскольку многие видеокарты только появились на рынке, а некоторые были еще первыми сэмплами, у части из них определить температуру можно было лишь субъективно.

Тестирование эффективности системы теплоотвода видеокарты заключалось в том, чтобы в стрессовом режиме загружать графический процессор и одновременно контролировать его температуру. Для контроля температуры графического процессора мы использовали известную утилиту RiveTuner 2.09, которая позволяет регистрировать данные в фоновом режиме, а загрузка графического процессора производилась с помощью непрерывного проигрывания в течение 30 мин демо-сцены из игры Crysis (выбор этой игры обусловлен тем, что она самая «прожорливая»). Следует отметить, что стенд для тестирования располагался на открытом пространстве (на столе), в реальных же условиях, когда ПК монтируется в корпусе, температура графического процессора будет несколько выше, если, конечно, не установлены дополнительные вентиляторы охлаждения. Также в некоторых случаях использовались данные, которые предоставляет популярная в последнее время утилита GPU-Z версии 0.2.8.

Результаты тестирования

Технические характеристики тестируемых видеокарт представлены в таблице, а краткие сводные результаты тестирования (итоговый рейтинг производительности видеокарт) — на рис. 1. Более детальные результаты тестирования приводятся в описании видеокарт.

 

Рисунок

Рис. 1. Рейтинг производительности тестируемых видеокарт

Участники тестирования

BioStar GeForce 9500GT

Данная видеокарта выступала в нашем тестировании в роли референсной, поскольку по результатам испытаний показала среди всех видеокарт самую низкую производительность в большинстве игр. Однако отметим, что в сравнении с low-end-решениями она имеет ряд преимуществ и дополнительных возможностей. Эта карта прекрасно подходит для работы с 2D-графикой, офисными приложениями и некоторыми играми. BioStar GeForce 9500GT оснащена разъемом S-Video, с помощью которого ее можно подключить к телевизору, разъемом DVI, поддерживающим Dual-Link, и разъемом D-SUB (VGA). А также, как и все современные видеокарты, она поддерживает технологию HDTV, HDMI (через переходник) и последнюю версию DirectX — 10 (Shader model 4.0). Хотя референсная плата от самой компании NVIDIA имеет однослотовое исполнение, модель BioStar GeForce 9500GT при таком же дизайне обладает другим типом охлаждения. В ней установлен кулер от именитого производителя систем охлаждения — компании Zalman, оснащенный двухконтактным 60-мм вентилятором. Чипы памяти не имеют охлаждения, а графический процессор накрыт алюминиевым радиатором, окрашенным в желтый цвет. Также небольшой радиатор установлен на стабилизаторах дополнительного питания. В комплект видеокарты входят переходник DVI-VGA и шнур для подключения дополнительного питания.

 

Рисунок

Данная видеокарта построена на основе нового, недавно появившегося в широкой продаже графического процессора NVIDIA GeForce 9500GT и оснащена 512 Мбайт графической памяти стандарта GDDR3. Установленный в ней графический процессор с кодовым названием G96 работает на частоте 550 МГц. 32 унифицированных процессора работают на частоте 1375 МГц. В отличие от видеокарт на графических процессорах GT92b, где используется 55-нм техпроцесс, этот чип изготовлен по более старому 65-нм техпроцессу, поскольку эта видеокарта не является высокопроизводительным решением. В качестве микросхем памяти в ней используются чипы Hynix. Память работает на частоте 950 МГц (1900 МГц DDR). Видеокарта BioStar GeForce 9500GT имеет шину памяти 128 бит. При этом нельзя обойти вниманием, что эта модель является разогнанным вариантом оригинальной видеокарты NVIDIA GeForce 9800GT, у которой частоты несколько ниже: 600 МГц — ядро, 1800 МГц — память, 1500 МГц — шейдерные блоки. Память на ней работает на максимально эффективной частоте 950 МГц, а значит, эта видеокарта не предполагает разгона.

Если говорить об абсолютных результатах (рис. 2-7), то в режиме Performance данная видеокарта обеспечивала комфортные условия во всех играх только при любом из протестированных разрешений. В режиме Quality — только в игре S.T.A.L.K.E.R. и Hal-Life 2 при любом разрешении. В нашем тестировании это самый низкий результат, поэтому видеокарта BioStar GeForce 9500GT и была выбрана в качестве референсной (точки отсчета). Отметим также, что во всех игровых тестах как в режиме Quality, так и в режиме Performance ее производительность линейным образом зависела от установленного разрешения монитора, а это свидетельствует о том, что в данной конфигурации узким местом является именно видеокарта и результат теста не зависит от процессора.

 

Рисунок

Рис. 2. Результаты тестирования видеокарты BioStar GeForce 9500GT
в игре Quake 4

Рисунок

Рис. 3. Результаты тестирования видеокарты BioStar GeForce 9500GT
в игре S.T.A.L.K.E.R.

Рисунок

Рис. 4. Результаты тестирования видеокарты BioStar GeForce 9500GT
в игре Half-Life 2: Episode 2

Рисунок

Рис. 5. Результаты тестирования видеокарты BioStar GeForce 9500GT
в игре Crysis: GPU-тест

Рисунок

Рис. 6. Результаты тестирования видеокарты BioStar GeForce 9500GT
в игре Crysis: CPU-тест

Рисунок

Рис. 7. Результаты тестирования видеокарты BioStar GeForce 9500GT
в игре Call of Juares

Видеокарта BioStar GeForce 9500GT отличается от референсной, представленной самой компанией NVIDIA. Утилита RivaTuner 2.09 определила температуру графического процессора в 39 °С при минимальной загрузке ядра. При 100-процентной нагрузке на ядро видеокарты температура устанавливалась около 67 °С.

Sapphire ATI RADEON HD 4850

Видеокарта Sapphire ATI RADEON HD 4850 относится к middle-end-сегменту рынка видеокарт. Рассматриваемая модель основана на новом графическом процессоре ATI RADEON HD 4850 (кодовое название чипа RV770) и имеет однослотовое исполнение. Дизайн системы охлаждения практически идентичен тому, который характерен для видеокарт прошлого поколения — ATI RADEON HD 3850. Она имеет два выхода DVI с поддержкой Dual-Link. Кроме того, у данной видеокарты есть выход S-Video, посредством которого она подключается к телевизору. Карта поддерживает технологии HDTV и HDMI, которые сейчас очень популярны и реализованы в большинстве новых телевизоров и мониторов. Стоит отметить, что в комплекте с видеокартой идет переходник DVI-HDMI.

 

Рисунок

В этой видеокарте графический процессор RV770 работает на частоте 625 МГц. Модель обладает 512 Мбайт памяти GDDR3. Частота памяти — 993 МГц (1986 МГц DDR). В качестве микросхем памяти используются чипы Qimonda. Интерфейс шины памяти — 256 бит. Данные чипы памяти рассчитаны на эффективную тактовую частоту 1000 (2000 DDR) МГц. С учетом того что в этой видеокарте память работает на максимально допустимой частоте 2000 МГц, запаса по разгону памяти нет. Как и вся новая линейка видеокарт серии ATI RADEON 48xx, данная модель аппаратно поддерживает DirectX 10.1.

Как уже упоминалось, в игровых приложениях видеокарта продемонстрировала результат, практически совпадающий с результатом референсной видеокарты BioStar GeForce 9500GT. В трех из пяти тестовых игр (рис. 8-13) видеокарта Sapphire ATI RADEON HD 4850 обеспечивала комфортные условия для игры при любом разрешении в режиме максимального качества, а при незначительном ухудшении изображения — и при более высоком разрешении.

 

Рисунок

Рис. 8. Результаты тестирования видеокарты Sapphire ATI RADEON HD 4850
в игре Quake 4

Рисунок

Рис. 9. Результаты тестирования видеокарты Sapphire ATI RADEON HD 4850
в игре S.T.A.L.K.E.R.

Рисунок

Рис. 10. Результаты тестирования видеокарты Sapphire ATI RADEON HD 4850
в игре Half-Life 2: Episode 2

Рисунок

Рис. 11. Результаты тестирования видеокарты Sapphire ATI RADEON HD 4850
в игре Crysis: GPU-тест

Рисунок

Рис. 12. Результаты тестирования видеокарты Sapphire ATI RADEON HD 4850
в игре Crysis: CPU-тест

Рисунок

Рис. 13. Результаты тестирования видеокарты Sapphire ATI RADEON HD 4850
в игре Call of Juares

Данная модель оснащена активной системой охлаждения графического процессора, в которой используется 50-миллиметровый управляемый вентилятор, осуществляющий отвод тепла от медного радиатора, закрепленного над GPU. Микросхемы памяти также накрыты этим радиатором. В режиме активной работы температура графического процессора составляла не более 65 °С. В режиме простоя температура не поднималась выше 55 °С.

Gigabyte ATI RADEON HD 4850

Видеокарта Gigabyte ATI RADEON HD 4850 также относится к middle-end-сегменту рынка. По производительности она отличается от референсной видеокарты BioStar GeForce 9500GT уже намного. И хотя ее производительность в режиме максимального качества выше, чем у референсной видеокарты, в режиме максимальной производительности ее показатель ниже, но, поскольку в качестве итогового результата мы рассматриваем режим максимального качества, эта видеокарта оказалась мощнее.

 

Рисунок

Рассматриваемая модель основана на новом графическом процессоре ATI RADEON HD 4850 (кодовое название чипа RV770) и имеет однослотовое исполнение. По дизайну система охлаждения практически идентична тем, которые устанавливались на видеокартах прошлого поколения — ATI RADEON HD 3850. Она имеет два выхода DVI с поддержкой Dual-Link. Кроме того, у данной видеокарты есть выход S-Video, посредством которого она подключается к телевизору. Карта поддерживает технологии HDTV и HDMI, которые сейчас очень популярны и реализованы в большинстве новых телевизоров и мониторов. Стоит отметить, что в комплекте с видеокартой идет переходник DVI-HDMI.

В этой видеокарте графический процессор RV770 работает на частоте 625 МГц. Модель обладает 512 Мбайт памяти GDDR3. Частота памяти — 993 МГц (1986 МГц DDR). В качестве микросхем памяти используются чипы Qimonda. Интерфейс шины памяти — 256 бит. Данные чипы памяти рассчитаны на эффективную тактовую частоту 1000 (2000 DDR) МГц. С учетом того что в этой видеокарте память работает на максимально допустимой частоте 2000 МГц, запаса по разгону памяти нет. Как и вся новая линейка видеокарт серии ATI RADEON 48xx, эта модель аппаратно поддерживает DirectX 10.1.

Как уже упоминалось, в игровых приложениях видеокарта продемонстрировала результат, практически совпадающий с результатом референсной видеокарты BioStar GeForce 9500GT. В трех из пяти тестовых игр (рис. 14-19) видеокарта Gigabyte ATI RADEON HD 4850 обеспечивала комфортные условия для игры при любом разрешении в режиме максимального качества, а при незначительном ухудшении изображения — и при более высоком разрешении.

 

Рисунок

Рис. 14. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte ATI RADEON HD 4850
в игре Quake 4

Рисунок

Рис. 15. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte ATI RADEON HD 4850
в игре S.T.A.L.K.E.R.

Рисунок

Рис. 16. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte ATI RADEON HD 4850
в игре Half-Life 2: Episode 2

Рисунок

Рис. 17. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte ATI RADEON HD 4850
в игре Crysis: GPU-тест

Рисунок

Рис. 18. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte ATI RADEON HD 4850
в игре Crysis: CPU-тест

Рисунок

Рис. 19. Результаты тестирования видеокарты Gigabyte ATI RADEON HD 4850
в игре Call of Juares

Данная модель оснащена активной системой охлаждения графического процессора, в которой используется 50-миллиметровый управляемый вентилятор, осуществляющий отвод тепла от медного радиатора, закрепленного над GPU. Микросхемы памяти также накрыты этим радиатором. В режиме активной работы температура графического процессора составляла не более 65 °С. В режиме простоя температура не поднималась выше 55 °С.

Palit ATI RADEON HD 4850 Sonic

Видеокарта Palit ATI RADEON HD 4850 Sonic основана на новейшем графическом процессоре от компании AMD — RADEON HD 4850 с кодовым названием чипа RV770. На данный момент эта серия включает самые производительные из всех присутствующих на рынке видеоадаптеров, построенных на графических ядрах этой компании. В ней сочетаются самые передовые технологии. Представленная видеокарта является модифицированной версией референсной видеокарты от компании ATI на этом чипе — в ней изменена система охлаждения и установлен трехконтактный кулер от известного производителя Zalman.

 

Рисунок

В отличие от видеокарт предыдущей серии RADEON HD 3800, эта модель имеет большее количество унифицированных процессоров — в этом графическом адаптере их 800 (10 блоков по 80 шейдеров). Как и все последние видеокарты, основанные на графических чипах компании AMD/ATI, она построена по новому, 55-нм техпроцессу и аппаратно поддерживает технологию DirectX последней на текущий момент версии 10.1. По сравнению с видеокартой Gigabyte RADEON HD 4850 этот графический адаптер имеет более высокую тактовую частоту ядра и памяти. Так, реальная тактовая частота видеопроцессора у этой видеокарты составляет 750 МГц. Эффективная частота памяти GDDR3 также увеличена и равна 900 МГц (3600 МГц — 4x900 QDR). В качестве микросхем памяти применяются чипы Samsung. На момент написания статьи это был самый мощный графический адаптер компании AMD/ATI, представленный в широкой продаже. Технические характеристики этого ядра рассматриваются во многих обзорах, поэтому мы остановимся лишь на самом главном — на результатах тестирования в сравнении с производительными адаптерами конкурирующей фирмы NVIDIA.

В игровых приложениях видеокарта Palit ATI RADEON HD 4850 Sonic продемонстрировала уровень производительности, сопоставимый с производительностью самого мощного видеоадаптера NVIDIA GeForce GTX260, — их интегральные результаты при максимальном качестве изображения практически одинаковы. При этом данная модель обойдется пользователю почти в два раза (!) дешевле (цены отражены в таблице). Даже в режиме настройки на максимальное качество видеокарта Palit ATI RADEON HD 4850 Sonic обеспечивает предельно комфортные условия игры при любом разрешении (рис. 20-25) во всех современных играх, кроме, конечно, игры Crysis. В режиме максимальной производительности она позволяла комфортно играть во все игры при любом устанавливаемом разрешении.

 

Рисунок

Рис. 20. Результаты тестирования видеокарты Palit ATI RADEON HD 4850 Sonic
в игре Quake 4

Рисунок

Рис. 21. Результаты тестирования видеокарты Palit ATI RADEON HD 4850 Sonic
в игре S.T.A.L.K.E.R.

Рисунок

Рис. 22. Результаты тестирования видеокарты Palit ATI RADEON HD 4850 Sonic
в игре Half-Life 2: Episode 2

Рисунок

Рис. 23. Результаты тестирования видеокарты Palit ATI RADEON HD 4850 Sonic
в игре Crysis: GPU-тест

Рисунок

Рис. 24. Результаты тестирования видеокарты Palit ATI RADEON HD 4850 Sonic
в игре Crysis: СPU-тест

Рисунок

Рис. 25. Результаты тестирования видеокарты Palit ATI RADEON HD 4850 Sonic
в игре Call of Juares

На данной видеокарте установлен более крупный вентилятор, расположенный в верхней части платы, а радиатор имеет большую высоту, поэтому видеокарта занимает сразу два слота. Отметим, что радиаторы, как и у младшей видеокарты, являются полностью медными, что увеличивает вес видеокарты, но по сравнению с графическими адаптерами NVIDIA GeForce 260GTX она заметно легче, поскольку имеет однослотовое исполнение. Применение более продвинутой системы охлаждения обусловлено увеличенными тактовыми частотами графического ядра и памяти, так как тепловыделение при этом больше. При активном использовании модели Palit ATI RADEON HD 4850 Sonic утилита RivaTuner 2.09 показывала температуру графического ядра порядка 84 °С. При минимальной нагрузке на GPU температура ядра составляла не более 70 °С.

Leadtek GeForce 9800GTX+

Данная видеокарта скрывает в себе передовой графический чип компании NVIDIA — GeForce 9800GTX+. За исключением несколько измененной системы охлаждения и немного разогнанных частотных характеристик, внешне она практически не отличается от младшей модели Zotac GeForce GTX260. Эту модель можно отнести к решениям для midlle-end-систем и геймеров.

Видеоадаптер Leadtek GeForce 9800GTX+ построен на основе графического процессора GeForce 9800GTX+ (чип G92b) и обладает 512 Мбайт памяти стандарта GDDR3. В качестве микросхем памяти в нем используются чипы Samsung. Интерфейс шины памяти — 256 бит. Данные чипы памяти рассчитаны на эффективную тактовую частоту 1200 (2400 DDR) МГц. В этой видеокарте память работает на частоте 2214 МГц, так что запас по ее разгону еще есть. Графический процессор работает на увеличенной тактовой частоте 740 МГц (оригинал — 700 МГц). 216 унифицированных процессоров работают на тактовой частоте 1836 МГц (оригинал — 1236 МГц).

 

Рисунок

В игровых приложениях видеокарта Leadtek GeForce 9800GTX+ продемонстрировала результат ненамного выше, чем у топовой видеокарты от компании AMD/ATI. В синтетических тестах (3DMark 2006, 3DMark Vantage) результат у этой модели выше, чем у флагмана AMD/ATI RADEON HD 4870, однако в игровых приложениях результаты практически совпадают. Во всех играх, кроме Crysis, эта видеокарта обеспечивает комфортные условия для игры при любом из протестированных разрешений (рис. 26-31).

 

Рисунок

Рис. 26. Результаты тестирования видеокарты Leadtek GeForce 9800GTX+
в игре Quake 4

Рисунок

Рис. 27. Результаты тестирования видеокарты Leadtek GeForce 9800GTX+
в игре S.T.A.L.K.E.R.

Рисунок

Рис. 28. Результаты тестирования видеокарты Leadtek GeForce 9800GTX+
в игре Half-Life 2: Episode 2

Рисунок

Рис. 29. Результаты тестирования видеокарты Leadtek GeForce 9800GTX+
в игре Crysis: GPU-тест

Рисунок

Рис. 30. Результаты тестирования видеокарты Leadtek GeForce 9800GTX+
в игре Crysis: СPU-тест

Рисунок

Рис. 31. Результаты тестирования видеокарты Leadtek GeForce 9800GTX+
в игре Call of Juares

У этой модели система охлаждения несколько отличается от той, что установлена на старшей карте в серии GeForce GTX260. Система охлаждения состоит из массивного алюминиевого радиатора с медным основанием и управляемого вентилятора. Отвод воздуха осуществляется за пределы корпуса компьютера. Площадка радиатора полностью закрывает графическое ядро, чипы памяти и систему стабилизации питания. Отметим также, что эта видеокарта имеет два 6-штырьковых разъема дополнительного питания. Во время простоя при работе в 2D-режиме графическое ядро прогревается до 44 °С, а при 100-процентной нагрузке на графический процессор температура составила чуть более 71 °С.

Zotac GeForce GTX260 AMP

Данная видеокарта построена на одном из самых последних графических чипов калифорнийской компании NVIDIA — GeForce GT200. В настоящее время на вариациях этого чипа построены самые производительные видеокарты данной фирмы — GeForce GTX260 и GeForce GTX280. В этих видеокартах сочетаются самые передовые технологии. Представленная видеокарта от компании Zotac является копией оригинальной видеокарты от NVIDIA на этом чипе. И хотя данная видеокарта базируется на одном из последних графических адаптеров, построена она по 65-нм техпроцессу, поскольку вышла раньше, чем GeForce 9800GT. Эта модель аппаратно поддерживает одну из последних версии DirectX — 10 (shader model 4.0), а также технологии HDMI и HDCP. Как и большинство видеокарт, она имеет двухслотовое исполнение. На лицевой панели расположены два разъема DVI, поддерживающие режим Dual-Link, и разъем S-Video для подключения к телевизору. В задней части платы находятся два 6-штырьковых разъема для подключения дополнительного питания. Видеокарта Zotac GeForce GTX260 выполнена в цельном корпусе.

 

Рисунок

Но поговорим о «начинке» модели. Так, реальная тактовая частота видеопроцессора у этой видеокарты составляет 650 МГц, унифицированные процессоры (в этой видеокарте их 192) работают на тактовой частоте 1400 МГц. Эффективная частота памяти GDDR3 составляет 1050 МГц (2100 МГц DDR). В качестве микросхем памяти применяются чипы Samsung, рассчитанные на эффективную тактовую частоту 1250 (2500 DDR) МГц. Всего в этой видеокарте установлено 896 Мбайт памяти с шиной 448 бит. Из этого можно сделать вывод, что данная видеокарта предоставляет возможность разгона.

В игровых приложениях видеокарта Zotac GeForce GTX260 продемонстрировала высокий уровень производительности. Даже в режиме настройки на максимальное качество эта модель обеспечивает предельно комфортные условия игры при любом разрешении (рис. 32-37). Во всех современных играх, кроме, конечно, Crysis, при максимальном качестве изображения скорость обработки кадров у Zotac GeForce GTX260 гораздо выше, чем у видеокарт на графических процессорах GeForce 9800GT или RADEON HD 4850.

 

Рисунок

Рис. 32. Результаты тестирования видеокарты Zotac GeForce GTX260 AMP
в игре Quake 4

Рисунок

Рис. 33. Результаты тестирования видеокарты Zotac GeForce GTX260 AMP
в игре S.T.A.L.K.E.R.

Рисунок

Рис. 34. Результаты тестирования видеокарты Zotac GeForce GTX260 AMP
в игре Half-Life 2: Episode 2

Рисунок

Рис. 35. Результаты тестирования видеокарты Zotac GeForce GTX260 AMP
в игре Crysis: GPU-тест

Рисунок

Рис. 36. Результаты тестирования видеокарты Zotac GeForce GTX260 AMP
в игре Crysis: СPU-тест

Рисунок

Рис. 37. Результаты тестирования видеокарты Zotac GeForce GTX260 AMP
в игре Call of Juares

Данная модель обладает активной системой охлаждения процессора и чипов видеопамяти, по конструкции напоминающей несколько измененную систему охлаждения, которую компания NVIDIA использует для своих топовых и высокопроизводительных видеокарт. Средняя температура графического ядра при нулевой нагрузке на видеокарту достигала 44 °С. При максимальной нагрузке на графический адаптер температура ядра не превышала 62 °C. Данные получены с помощью утилиты GPU-Z 0.2.8.

Выводы

Исходя из результатов тестирования, можно сделать следующие выводы. Поскольку целью тестирования было выявление наиболее оптимальной по соотношению «производительность/качество» видеокарты, можно сказать, что разогнанные версии видеокарт такими решениями не являются.

Все протестированные видеокарты можно разделить на три категории с учетом их стоимости. К первой категории — видеокарты для геймеров начального уровня — относятся бюджетные модели на графических процессорах AMD/ATI RADEON HD 4850 и NVIDIA GeForce 9500GT/9800GTX. При относительно небольшой стоимости они обеспечивают приемлемое качество в современных играх. В этой категории лидируют видеокарты на основе новых графических чипов AMD/ATI RADEON HD 4850. Такие видеокарты нельзя назвать мощными, поэтому они не подойдут для установки в мощные геймерские компьютеры. Но их вполне можно использовать для динамичных игр при разрешении до 1680x1050 точек.

Ко второй категории можно отнести лишь видеокарту на базе графического процессора NVIDIA GeForce GTX260. Она представляет собой переходный вариант от первой категории ко второй. При высоких показателях fps в современных играх эта видеокарта, однако, как свидетельствует тестирование, не дотягивает до флагманов GeForce GTX280 и RADEON HD 4870. Она подойдет начинающим геймерам, для которых цена на видеокарту хоть и не критична, но и все же имеет значение. Такие видеокарты вполне можно использовать для динамичных игр, но только при разрешении до 1920x1200 точек, причем в некоторых случаях за счет незначительного ухудшения качества отображения.

В третью категорию — высокопроизводительные видеокарты — входят модели на графических процессорах серий AMD/ATI RADEON 4870 и NVIDIA GTX280. Данные видеокарты подходят для любых динамичных игр при разрешении экрана свыше 1920x1200 точек при настройке на максимальное качество отображения. Такие видеокарты предназначены для работы в приложениях, использующих DirectX 10 на полную мощность. Однако их стоимость соответствует производительности, поэтому за эти видеокарты пользователю придется заплатить приличную сумму. В данной категории стоит выделить видеокарты, основанные на новых графических чипах компании AMD/ATI, — RADEON HD 4870. При гораздо меньшей стоимости по сравнению с конкурентами такие видеокарты обеспечивают практически одинаковую производительность. Поэтому для них целесообразно выбирать монитор с диагональю 25 дюймов и более. Кроме того, для получения сбалансированной конфигурации ПК в сочетании с этими видеокартами необходимо применять высокопроизводительные процессоры, память и жесткие диски.

 

Редакция выражает признательность за предоставленные для тестирования видеокарты представительствам компаний:

Sapphire (http://www.sapphire.com) за Sapphire ATI RADEON HD 4850;

Leadtek (http://www.leadtek.ru) за Leadtek GeForce 9800GTX+;

Gigabyte (http://www.gigabyte.com) за Gigabyte RADEON HD 4850;

Zotac (http://www.zotac.com) за Zotac GeForce GTX260 AMP;

BioStar (http://www.biostar.ru) за BioStar GeForce 9500GT;

Palit (http://www.palit.com) за Palit RADEON HD 4850 Sonic.

Редакция благодарит компанию DISTI Group (http://www.disti.ru) за монитор NEC Spectra View 2690.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 11'2008


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует