Домашний компьютер: покупать или собирать

Сергей Пахомов

Еще совсем недавно на вопрос, что выгоднее и проще — покупать готовый компьютер или собирать его самостоятельно, мы бы дали однозначный ответ: проще и выгоднее приобрести готовый ПК. Увы, но так было несколько лет назад, когда в России было множество локальных сборщиков, собиравших действительно качественные ПК с продуманной конфигурацией и заботившихся о своей репутации. Увы, эти времена прошли и сегодня на рынке практически невозможно купить хороший компьютер. На вопрос, какую компанию мы можем порекомендовать, чтобы купить хороший домашний компьютер, у нас нет ответа. Сегодня качественный компьютер купить нельзя. Его можно лишь собрать самостоятельно. И дело здесь не в том, что сборка ПК обойдется вам дешевле, а именно в том, что готового компьютера с грамотной, сбалансированной конфигурацией, компьютера, собранного в понравившемся вам корпусе, найти практически невозможно. Ну а рекламные заявления компаний, занимающихся сборкой ПК, что собирать компьютеры должны профессионалы, которые якобы лучше знают, что нужно пользователям, — это больше лукавство. Примеров того, что конфигурации готовых решений различных компаний могут быть абсолютно несбалансированными и не будут соответствовать их позиционированию и стоимости, — хоть отбавляй.

Впрочем, не будем голословными и расскажем о реальных случаях из нашей практики.

В нашу тестовую лабораторию часто обращаются российские сборщики ПК с просьбой протестировать их компьютеры. А потому о качестве тех компьютеров, которые поступают в розничную сеть, мы знаем не понаслышке. Нередко бывали случаи, когда к нам привозили компьютеры с явным браком. Причем это мог быть как брак сборки, так и банальная несовместимость отдельных комплектующих друг с другом (как это ни смешно, но и такое встречается) или, к примеру, абсолютно непродуманная в инженерном плане конфигурация. Вспоминается случай, когда одна московская компания поставила нам партию из десяти серийных компьютеров, в которых не были подключены к разъему материнской платы кулеры процессора. Другой случай: на материнских платах серийных компьютеров была установлена перемычка в положение Clear CMOS Setup, в результате чего компьютер просто не загружался. Нередки случаи, когда мощность блока питания просто не соответствует энергопотреблению компьютера, в результате чего компьютер после нескольких минут работы отключается. Нередки случаи, когда малоэффективная система охлаждения приводит к перегреву отдельных компонентов ПК. И это отнюдь не выдуманные истории, не страшилки, а реальные примеры из жизни.

Обобщая все подобные примеры, можно сделать неутешительный вывод, что на многих предприятиях, занимающихся сборкой ПК, не используется ни входной контроль комплектующих, ни выходной контроль качества сборки, ни тестирование готовой продукции. Конечно, все компании в один голос заявляют о том, что вся их продукция, поступающая в розничную сеть, проходит тщательное тестирование, но факты говорят совсем о другом.

В чем же причина ухудшения качества ПК, которые собирают наши российские компании? В общем-то, все достаточно прозаично. Жесткий ценовой демпинг со стороны китайских производителей, а также острая конкурентная борьба российских фирм приводят к тому, что выживают отнюдь не те компании, которые собирают хорошие компьютеры, а те, что делают их много и далеко не всегда качественно. Показателен в этом плане уход с рынка компании «Клондайкс Компьютерс», которая, кстати сказать, производила действительно очень качественные компьютеры с продуманной конфигурацией. «Конкурировать при сохранении качества и хотя бы окупаемости продукта не представляется возможным», — говорилось в официальном пресс-релизе компании. Увы, производить качественные компьютеры сегодня просто нерентабельно, и тому есть несколько причин. Дело в том, что располагать производство в регионах с высоким уровнем жизни в принципе нерентабельно. К примеру, все мировые компании, выпускающие ноутбуки, материнские платы, видеокарты и т.д. размещают свои производственные мощности в Центральном Китае, где уровень жизни пока еще очень низкий и рабочие на этих производствах работают в буквальном смысле за килограмм риса в день. А в последнее время наблюдается тенденция перевода производственных мощностей во Вьетнам, где уровень жизни еще ниже. Если же говорить о наших локальных производителях компьютеров, то многие крупные компании имеют свои производственные цеха по сборке ПК в Москве (или недалеко от Москвы), то есть в регионе с очень высоким уровнем жизни. Понятно, что в этих условиях сделать производство рентабельным можно только при условии выпуска большого количества компьютеров при одновременном снижении себестоимости самого производства за счет частичного отказа от некоторых технологических этапов, как-то: входной контроль качества комплектующих, поэтапный контроль качества конвейерной сборки, выходное тестирование готовой продукции.

Вообще, если говорить о рентабельности производства компьютеров, которая во многом определяется конечной стоимостью готового изделия, то нужно учитывать, что в цену компьютера, кроме стоимости отдельных комплектующих и предустановленного программного обеспечения, закладывается и гарантия, и стоимость сборки компьютера, и та наценка, которую берет себе продавец, что, в общем-то, вполне справедливо. Однако нужно учитывать, что розничные цены комплектующих и цены, по которым их закупают крупные компании, — это далеко не одно и то же. По некоторым данным, сегодня маржа на каждом собираемом ПК для крупных компаний достигает 20% от его стоимости.

Хороший компьютер довольно сложно купить на розничном рынке, поскольку он имеет свои особенности. Нет ни одной крупной компании, которая работала бы исключительно на розничный рынок и для которой он был бы профильным. Все крупные компании стараются иметь дело с корпоративным рынком, в особенности с государственным. Именно на госзаказах компании и получают основную прибыль, нередко «сплавляя» в госучреждения морально устаревшие компьютеры по явно завышенным ценам.

Ну а розничный рынок для крупных компаний является второстепенным, поскольку имеет низкую рентабельность и подвержен таким явлениям, как сезонный спрос на ПК. Кроме того, из-за постоянного снижения цен на комплектующие и непредсказуемости российской таможни риски, связанные с розничным рынком, достаточно высоки. В то же время именно розничный рынок для крупных компаний является своего рода плацдармом для раскрутки собственной торговой марки. Именно на розничном рынке есть возможность рекламировать самих себя. Получается парадоксальная ситуация: если хочешь успешно играть на прибыльном корпоративном рынке, нужно прежде обозначить свое присутствие на низкорентабельном розничном рынке.

Что касается розничного рынка, то основную прибыль здесь приносит продажа дешевых компьютеров. Покупательная способность населения растет, и компьютер становится в доме таким же непременным атрибутом, как телевизор или холодильник. Подавляющее большинство покупаемых сегодня ПК — это первый компьютер в доме для ребенка. И вполне естественно, что ни ребенок, ни его родители не разбираются в «железе» — для них главным критерием выбора является стоимость и внешний вид ПК.

Собственно, именно на таких неискушенных покупателей и рассчитана продукция всего розничного рынка. Предлагаются дешевые компьютеры, для которых позиционирование подчас не соответствует конфигурации. Кстати, зачастую узнать об аппаратной конфигурации компьютера вообще нельзя либо сообщается лишь самая общая информация. Вспоминается случай, когда одна московская компания федерального уровня привезла к нам на тестирование компьютер, который позиционировался как игровой. Однако его комплектация явно не соответствовала игровому ПK (он был оснащен самой обычной видеокартой, которая не позволяла играть в 3D-шутеры при высоком разрешении экрана с настройками на максимальное качество). Когда мы указали на этот факт, представители маркетингового отдела компании вежливо ответили нам, что не существует общепринятого критерия, определяющего понятие игрового ПК, а раз так, то каждый волен трактовать это понятие по-своему. И уж если найдутся игры, которые будут запускаться на этом компьютере, то почему бы не позиционировать его как игровой? Другой подобный случай из нашей практики — это когда самый обычный бюджетный компьютер начального уровня компания позиционировала как мультимедийный центр. И никого при этом не волнует, что данный компьютер не в состоянии был воспроизводить даже HD-видео (мощности процессора не хватало). Главное, что позиционирование его в качестве мультимедийного центра позволяло обеспечить более успешное продвижение этой модели на рынке. Ну а на наше замечание, что некорректно называть мультимедийным компьютер, который не может воспроизводить HD-видео, нам ответили, что HD-контент в России не распространен и пользователям это совсем не нужно.

Есть и еще один типичный способ обмана покупателей. Идея заключается в том, чтобы сконцентрировать внимание неискушенного покупателя на какой-либо одной детали, оставив без внимания все остальные. К примеру, в рекламе говорится, что компьютер построен на базе четырехъядерного процессора Intel Core 2 Quad. Торговая марка Intel Core 2 Quad достаточно раскручена, и грех этим не воспользоваться. Процессоры Intel Core 2 Quad хорошо известны своей высокой производительностью, и наличие такого процессора ассоциируется с высокой производительностью компьютера в целом. Теперь осталось лишь добавить к высокой производительности процессора низкую стоимость всего компьютера, и хорошая приманка для клиентов готова. Низкая стоимость компьютера обеспечивается за счет того, что все остальные компоненты системы, о которых ни слова не говорится в рекламе, мягко говоря, совсем не соответствуют процессору Intel Core 2 Quad. И то, что в результате получается абсолютно несбалансированная конфигурация компьютера с низкой производительностью, уже не столь важно. Самое удивительное, что эта схема срабатывает — люди охотно покупают подобные компьютеры.

Впрочем, об уловках производителей можно рассказывать еще долго. Однако вопрос не в том, как и кто вас пытается обмануть, а в том, как этого избежать. Конечно, того, кто разбирается в компьютерах, эта проблема не должна волновать — он, скорее всего, соберет компьютер самостоятельно. Но если опытному пользователю ПК возиться с этим не хочется, то он по крайней мере с умом подойдет к выбору модели. А как быть тем, кто не разбирается в «железе»? Оптимальный вариант — найти знакомого, который поможет в этом вопросе или хотя бы съездит с вами в магазин, чтобы проконсультировать вас по поводу покупки ПК. Заметим, что компьютер более рационально покупать не в крупных магазинах, а на компьютерном рынке, где вам смогут собрать компьютер под заказ в понравившемся вам корпусе и именно в той конфигурации, которая вам необходима. Это, конечно, не означает, что такой ПК будет стоить ниже аналогичного ПК в компьютерном салоне крупной компании, но то, что качество окажется не хуже, это точно. А главное, у вас будет возможность собрать эксклюзивный по конфигурации компьютер, который невозможно купить в розничной сети крупной компьютерной компании.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 12'2008

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует