Модные функции цифровых фотоаппаратов

Часть 3. Серийная съемка

Сергей Асмаков

Скорость и длина серии

Режимы фокусировки

Характеристики: типичные и рекордные

 

Практически у любого фотографа время от времени возникает необходимость запечатлеть движущийся объект (или, наоборот, неподвижную сцену из окна движущегося автомобиля) либо быстротечный процесс (например, взрыв или прыжок). Согласитесь, задача непростая, тем более что возможности снять дубль и исправить допущенную ошибку в подобных ситуациях, как правило, нет. Действия фотографа осложняются еще и тем, что ему приходится действовать с упреждением (то есть нажимать на спусковую кнопку немного раньше, чем произойдет нужное событие) — с учетом задержки срабатывания затвора, а также времени, необходимого камере для выполнения автоматической фокусировки (в том случае, если нет возможности выполнить фокусировку заранее).

Для того чтобы упростить подобную задачу и свести к минимуму вероятность брака, фотографы используют режим серийной съемки. В настоящее время такая функция имеется в большинстве фотоаппаратов как профессионального, так и любительского уровня (за исключением разве что самых недорогих моделей).

В зависимости от конструкции камеры переключение в режим серийной съемки может осуществляться либо отдельной аппаратной кнопкой, либо в меню фотоаппарата. При активации этой функции камера после нажатия на спуск начинает снимать один кадр за другим до тех пор, пока фотограф удерживает кнопку в нажатом положении. Таким образом, за относительно короткий период можно получить от нескольких до сотен снимков, а затем, уже в спокойной обстановке, выбрать из них наиболее удачный.

Необходимо отметить, что возможности серийной съемки в разных моделях фотоаппаратов существенно различаются. Далее мы рассмотрим наиболее важные моменты, на которые следует обратить внимание при выборе камеры и настроек.

Скорость и длина серии

В спецификации аппарата производитель обычно приводит значения двух основных параметров серийной съемки: скорости (как правило, измеряемой в количестве кадров, снимаемых в течение одной секунды) и максимальной продолжительности серии.

В зависимости от конструкции камеры (а в некоторых случаях — выбранных настроек и версии микропрограммы) запись снимков в режиме серийной съемки может производиться либо в высокоскоростную буферную память фотоаппарата, либо непосредственно на карту памяти.

 

Рисунок

Режим серийной съемки незаменим в том случае,
когда необходимо запечатлеть быстротечный процесс —
например огненный столб, вырывающийся из дула пушки
в момент выстрела. Цена ошибки при съемке этого с
южета была высока: чтобы сделать дубль, пришлось бы ждать
целые сутки

В первом случае скорость съемки и максимальное количество кадров определяются производительностью и емкостью буферной памяти, используемой в цифровом фотоаппарате для промежуточного хранения изображений. Соответственно максимальное количество кадров формата JPEG, которые можно снять в одной серии, зависит от выбранных пользователем настроек разрешения и степени сжатия. Например, компактный цифровой фотоаппарат Lumix DMC-FZ28 в режиме серийной съемки позволяет снять с максимальным разрешением (которое составляет 3648x2736 пикселов) последовательность из пяти кадров с качеством Standard либо из трех изображений с качеством Fine. Уменьшив размер изображения, можно значительно увеличить скорость съемки. Например, при разрешении 2048x1536 скорость составит 11 кадров в секунду, а при разрешении 1920x1080 — уже 13.

Аналогичное правило действует и в отношении снимков, сохраняемых в формате RAW. Объем снимка, сохраненного в формате RAW, в несколько раз больше по сравнению с изображением формата JPEG, записанным с таким же разрешением. Соответственно длина серии при выборе формата RAW значительно меньше. Например, зеркальная камера Canon EOS 5D Mark II позволяет снять серию из 78 снимков формата JPEG либо из 13 RAW со скоростью 3,9 кадра в секунду.

При записи непосредственно на карту памяти максимальная скорость съемки определяется характеристиками применяемого носителя и аппаратной части камеры. Как правило, встроенная буферная память фотоаппарата обеспечивает более высокую производительность по сравнению даже с наиболее скоростными картами памяти. Стоит учитывать и то обстоятельство, что далеко не у всех фотоаппаратов пропускная способность контроллера позволяет в полной мере использовать потенциал высокоскоростных носителей (таких как SanDisk Extreme III, Extreme IV и т.п). Максимальная скорость съемки при записи непосредственно на карту памяти относительно невелика (обычно от 0,5 до 1,5 кадров в секунду), зато снимать можно до тех пор, пока есть свободное место на карте памяти (разумеется, если аккумулятор не разрядится раньше).

 

Рисунок

Использование серийной съемки
позволяет получить последовательность
кадров и затем выбрать из них
наиболее удачный

Для обеспечения максимальной гибкости в ряде моделей цифровых фотоаппаратов применяется комбинированный метод. Сначала осуществляется съемка во внутренний буфер камеры (с более высокой скоростью), а после его заполнения аппарат продолжает снимать, записывая снимки уже на карту памяти (как правило, скорость при этом снижается).

Режимы фокусировки

При прочих равных условиях скорость серийной съемки зависит от выбранного режима фокусировки. В некоторых камерах фокусировка осуществляется только перед съемкой первого кадра (то есть все последующие снимки серии будут сфокусированы аналогичным образом). С одной стороны, такой метод обеспечивает максимальную скорость съемки, а с другой — имеет существенный недостаток: если производится съемка приближающегося к фотографу (или удаляющегося от него) объекта, то фокусировка на одной точке приведет к тому, что на большей части снимков фотографируемый объект окажется вне границ резко изображаемого пространства — иными словами, не в фокусе.

Чтобы устранить описанную проблему, в ряде современных цифровых фотоаппаратов предусмотрена возможность выполнения автоматической фокусировки отдельно для каждого кадра серии. Разумеется, за это приходится расплачиваться снижением скорости съемки. Например, компактный фотоаппарат Canon PowerShot G10 позволяет снимать серию с фокусировкой по первому кадру со скоростью 1,3 кадра в секунду, а с фокусировкой для каждого кадра — 0,7 кадров в секунду.

Характеристики: типичные и рекордные

До недавнего времени хорошим показателем даже для зеркальных камер считалась скорость серийной съемки на уровне 4-5 кадров в секунду с максимальным разрешением. В качестве примера можно привести характеристики серийной съемки трех популярных моделей цифровых зеркальных фотоаппаратов, выпущенных в 2008 году:

  • Canon EOS 450D — 3,5 кадра в секунду с сохранением в буфер, максимальная продолжительность серии — 53 файла JPEG или 6 RAW;
  • Canon EOS 1000D — 3 кадра в секунду с сохранением снимков формата JPEG непосредственно на карту памяти;
  • Nikon D60 — 3 кадра в секунду с сохранением снимков формата JPEG непосредственно на карту памяти либо серия из девять файлов RAW с сохранением в буфер.

Впрочем, по мере совершенствования электронных компонентов и технических решений нам приходится довольно часто пересматривать свои представления о том, что в настоящее время считать нормой. Параметры серийной съемки в цифровых фотоаппаратах не являются исключением.

 

Рисунок

Зеркальные камеры Canon EOS 1000D и Nikon D60
позволяют снимать серию изображений в формате
JPEG со скоростью 3 кадра в секунду.
Длина серии ограничена лишь свободным пространством
на установленном в аппарат носителе

 

В январе 2008 года компания Casio представила новую компактную камеру Exilim Pro EX-F1, которая, без преувеличения, установила новые стандарты в области серийной съемки. Этот аппарат позволяет снимать до 60 кадров в секунду с максимальным разрешением (2816x2112 пикселов) — это вдвое быстрее, чем стандартное видео! В отличие от большинства цифровых фотоаппаратов, в Exilim Pro EX-F1 предусмотрена возможность изменения скорости съемки (в том числе и непосредственно в процессе фотографирования) поворотом кольца на объективе.

Естественно, что при такой скорости запись снимков возможна только в буфер. Максимальная длина серии у Exilim Pro EX-F1 составляет 60 кадров формата JPEG (возможности сохранения RAW в этом режиме не предусмотрено). Кроме того, снимать серию можно и при включенной вспышке. В этом случае продолжительность серии ограничена 20 снимками, а максимальная скорость составляет 7 кадров в секунду.

По окончании съемки пользователю Exilim Pro EX-F1 остается решить, что делать с полученным материалом. Можно сохранить на карте памяти все полученные снимки (правда, запись 60 кадров займет 15-20 минут) или сразу же выбрать из них наиболее удачные в ходе просмотра на встроенном дисплее камеры.

 

Рисунок

Цифровая камера Exilim Pro EX-F1 позволяет
снимать со скоростью до 60 кадров в секунду
с максимальным разрешением

В преддверии выставки Fotokina 2008 компания Casio представила еще одну компактную цифровую камеру, обеспечивающую возможность высокоскоростной серийной съемки. Модель Exilim EX-FH20 позволяет в течение одной секунды запечатлеть до 30 кадров с максимальным разрешением (3264x2448 пикселов) или до 40 кадров с разрешением 3072x2304.

В заключение хотелось бы остановиться на еще одной интересной возможности, реализованной в камерах Exilim Pro EX-F1 и EX-FH20. Как уже было упомянуто в начале статьи, при съемке движущихся объектов фотографу часто приходится действовать с упреждением. Однако в силу различных причин успеть вовремя нажать на спусковую кнопку удается далеко не всегда. Например, очень трудно предугадать момент появления автомобиля из-за «слепого» поворота на гоночной трассе или же «поймать» слаломиста, проносящегося на огромной скорости по горнолыжному склону.

 

Рисунок

Эти кадры сделаны камерой Exilim Pro EX-F1
в режиме серийной съемки

Для того чтобы не пропустить нужный момент, в аппаратах Exilim Pro EX-F1 и EX-FH20 предусмотрен режим PreRecord. Работает он следующим образом. При нажатии спусковой кнопки наполовину камера выполняет автоматическую настройку фокусировки и экспозиции и начинает цикличную серийную съемку в буферную память. В тот момент, когда пользователь нажмет спусковую кнопку до конца, сделанные кадры будут сохранены в буфере, и съемка будет продолжена до заполнения буфера. При этом соотношение количества сохраняемых кадров, сделанных до и после нажатия на спуск, можно задавать в настройках аппарата. Таким образом, использование режима PreRecord позволит получить нужный кадр даже в том случае, если фотограф немного запоздал с нажатием на спуск (что вполне естественно, поскольку время реакции человека составляет порядка 0,2-0,3 с).

На этом мы завершаем рассмотрение темы серийной съемки. Заключительная статья цикла будет посвящена прямой печати с цифровых фотоаппаратов.

Цейтраферная съемка

Обычно серийная съемка используется для фотографирования быстротечных процессов. Но иногда возникает необходимость запечатлеть событие, происходящее в течение длительного времени, - например восход, закат или таяние ледяных кубиков в стакане. Объединив последовательность кадров, сделанных с одной и той же точки через равные промежутки времени, можно получить весьма эффектный видеоролик. Подобный прием называют цейтраферной (от нем. Zeit - время и raffen - собирать) или интервальной съемкой.

Разумеется, для получения описанного эффекта обычный режим серийной съемки не годится - ведь в данном случае важна не скорость, а возможность делать снимки с заданным временным интервалом. В отличие от обычного серийного режима, функция интервальной съемки имеется далеко не во всех цифровых фотоаппаратах.

Впрочем, найти в продаже камеру, оснащенную данной функцией, не очень сложно. Например, начиная с 2007 года компания Canon реализовала функцию интервальной видеосъемки (под фирменным названием Time Lapse) во многих моделях компактных цифровых фотоаппаратов (в частности, Digital IXUS 960 IS, PowerShot G9 и др.). С ее помощью можно снять серию кадров с разрешением VGA с интервалом 1 или 2 с. Максимальная продолжительность съемки в этом режиме составляет 2 ч. По окончании съемки камера автоматически создает из полученных снимков видеоролик, который можно просмотреть на встроенном дисплее или загрузить на компьютер.

Окончание следует

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 1'2009