Антимонопольная служба штрафует за спам

Елена Покидова

Презумпция виновности

Закон нельзя нарушать, но его можно обойти

Автодозвон и авторассылка запрещены

Распространение рекламы при справочном телефонном обслуживании

 

В новой редакции закона «О рекламе», которая действует уже несколько лет, введены определенные ограничения на распространение рекламы по сетям электросвязи. Но эти ограничения не налагают тотального запрета на рекламу товаров, работ, услуг по телефону или посредством SMS-сообщений и интернет-рассылки.
В антимонопольные органы все чаще обращаются граждане и организации с письменными жалобами на нежелательную рекламу, поступающую по сетям электросвязи (телефонные звонки, SMS-сообщения, интернет-рассылки, письма, рассылаемые по факсу). По каждому такому обращению проводится проверка, возбуждаются дела по признакам нарушения законодательства о рекламе и дела об административных правонарушениях.

Презумпция виновности

Распространение рекламных сообщений по сетям электросвязи (в том числе телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи) допускается только в случае, если абонент, адресат дал свое предварительное согласие на получение подобной рекламы (ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе»). Доказать наличие такого согласия должен сам рекламораспространитель, в противном случае антимонопольный орган может установить, что реклама была ненадлежащей и привлечь лицо, распространившее такую рекламу, к ответственности.

Следует отметить, что распространение рекламы посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов также допускается при условии предварительного согласия адресата (оно может быть получено, например, при предоставлении электронного почтового ящика). Не является нарушением размещение рекламы владельцами (администраторами) сайтов по адресам их доменов.

Добросовестные распространители рекламы обычно по первому же требованию представляют антимонопольной службе документальные доказательства, объяснения, из которых явно следует, что заявитель жалобы в свое время прямо выразил свое согласие на получение рекламы либо согласие было получено от прежнего владельца телефонного номера, электронного адреса и пр. В этом случае проверка по обращению или производство по возбужденному делу прекращается.

Согласие на получение рекламы может предусматриваться в договорах, анкетах и в иных подписанных гражданином или уполномоченным представителем организации документах (например, заявление на получение дисконтной карты, при регистрации в качестве участника форума, конференции, при посещении выставки, ярмарки и пр.). Согласие абонента, адресата может быть дано и при заполнении им электронных форм, например при регистрации лица в качестве участника интернет-проекта, при дистанционном способе оформления заказа на товары, работы, услуги (предусмотрительные продавцы, исполнители при дистанционном способе оформления заказов включают в форму электронной заявки соответствующие пункты) и пр.

Если вы заинтересованы в распространении рекламы по сетям электросвязи, то при оформлении согласия граждан и организаций на получение таких сообщений следует уделять внимание мелочам. Избегайте размытых, нечетких, неоднозначных формулировок. Согласие абонента, адресата на получение рекламы должно выражаться так, чтобы возможность двоякого толкования той или иной фразы была полностью исключена. Кроме того, важно убедиться, что согласие получено от лица, которому в дальнейшем будет адресована реклама. Законодатель предусмотрел право абонента, адресата в любой момент отказаться от получения рекламы. Об этом он должен лишь уведомить ее распространителя. После получения такого отказа распространение рекламы должно быть немедленно прекращено.

Так, в феврале 2008 года в орган МВД обратился гражданин с жалобой на рекламную рассылку, поступающую в виде SMS-сообщений от одного из столичных банков. Заявитель указал, что своего согласия на получение рекламы не давал и неоднократно уведомлял службы этого банка о своем отказе от получения рассылки (представители распространителя рекламы каждый раз обещали помочь, но SMS все равно продолжали регулярно приходить).

Из органа МВД это обращение переслали в Московское УФАС России. Антимонопольному органу банк сообщил, что номер телефона, на который приходили сообщения, указал его бывший клиент (другой гражданин) при заключении договора и что именно ему и была адресована информация о новых продуктах. По запросу УФАС банк представил копию договора с клиентом, но ни в договоре, ни в сопутствующих документах не содержалось согласия гражданина на получение рекламных сообщений.

Дальнейшая проверка показала, что телефонный номер, на который приходили сообщения, принадлежит не заявителю жалобы и не бывшему клиенту распространителя рекламы, а некоему ЗАО (работники получали SIM-карту в пользование). Телефонный номер, с которого производилась рассылка, принадлежал банку. Его и признали виновным в совершении правонарушения.

Закон нельзя нарушать, но его можно обойти

Запрет на рассылку сообщений о товарах, работах, услугах не является тотальным — он касается только рекламы. Если же распространяемые по сетям электросвязи сообщения не являются рекламой, это не будет считаться нарушением, причем даже в случае, если согласие абонента, адресата на получение такой информации отсутствует.

Итак, определим, что такое реклама. Рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и на его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе»). Это определение следует толковать буквально.

Формально не является рекламой информационное сообщение о товаре, услуге, работе, направляемое распространителем конкретному лицу, которое ему заранее известно, например постоянному покупателю, клиенту. Согласно разъяснениям ФАС, под «неопределенным кругом лиц» в данном случае понимаются лица, которые «…не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования...».

Тем не менее, распространяя подобные сообщения, рекламораспространители зачастую балансируют на грани закона. Как мы увидели выше, банку, который посылал SMS-сообщения с информацией об услугах, не удалось доказать, что в сообщениях содержалась не реклама, а информация о банковских продуктах, адресованная только бывшему заемщику кредитной организации и никому более.

В другом случае Московское УФАС России признало ненадлежащей рекламой сообщения, которые распространялись компанией при справочно-информационном обслуживании ее клиентов. Сообщение воспроизводилось на автоответчике при бесплатном звонке на прямой московский номер и до получения абонентом нужной ему справочной инфоермации (последнее обстоятельство, как мы увидим дальше, само по себе является нарушением).

Нарушителю не удалось доказать, что объявление о его новой услуге не является рекламой, предназначается исключительно клиентам (с которыми заключены договоры) и делается в рамках справочно-информационного обслуживания. Антимонопольный орган эти доводы отверг, сославшись, что на прямой телефонный номер могли звонить лица, не являющиеся клиентами.

Автодозвон и авторассылка запрещены

Использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки) запрещает ч. 2 ст. 18 ФЗ «О рекламе». Иными словами, телефонный номер, электронное письмо должны набирать и отсылать операторы (например, сотрудники распространителя рекламы).

Несмотря на трудности доказательства, данная норма не является «мертвой» и применяется, хотя и не так часто.

Так, 27 октября 2008 года ФАС оштрафовала ООО «Столичный доктор» за ненадлежащую рекламу услуг стоматологической клиники «Все свои». Ранее, 13 октября 2008 года, комиссия установила, что общество нарушило чч. 1, 2 ст. 18 ФЗ «О рекламе». Антимонопольный орган счел доказанным факт распространения летом 2008 года рекламы по сетям электросвязи с применением средств автоматического дозванивания на территории столицы, да еще и без предварительного согласия абонентов.

А ранее Курганское УФАС привлекло к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ оператора сотовой связи, который распространял рекламу чужих услуг, направляя своим абонентам SMS-сообщения. Дело об административном правонарушении возбудили в связи с жалобой одного из абонентов. Рассылка SMS-сообщений проводилась путем автоматического дозванивания и автоматической рассылки по комплексной автоматизированной программе выборки без предварительного согласия абонентов на получение рекламы. Нарушитель был привлечен к административной ответственности, предусматривающей штраф в 50 тыс. руб. Законность и обоснованность постановления антимонопольного органа в дальнейшем подтвердили арбитражные суды.

Распространение рекламы при справочном телефонном обслуживании

Часть 3 ст. 18 закона «О рекламе» предусматривает, что при справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения запрошенной абонентом справки. Правда, сами распространители рекламы об этом либо не знают, либо рассчитывают избежать ответственности, полагаясь на весьма сомнительные с точки зрения закона основания.

Например, если в процессе ожидания соединения с сотрудником компании вместо фоновой музыки клиенту любезно предоставляется возможность прослушать сообщение о продуктах фирмы (или ее контрагента) — это является нарушением.

В заключение обратим внимание на последнюю, 4-ю часть ст. 18 закона «О рекламе». Она предусматривает, что при предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 2'2009

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует