Новый флагман Radeon HD4890 от компании Gigabyte

Максим Афанасьев

Методика тестирования

Расчет интегральной оценки производительности видеокарты

Интегральная оценка производительности в играх

Определение эффективности теплоотвода

Энергопотребление видеокарты

Результаты тестирования

Выводы

 

Хорошо известная компания Gigabyte одной из первых представила конечным пользователям новую видеокарту, основанную на новом графическом ядре Radeon HD4890. Сразу отметим, что видеокарта Gigabyte Radeon HD4890 обеспечивает пользователям максимальную производительность однопроцессорного решения, которую предлагает компания ATI/AMD. Новая модель заменила собой предыдущего одночипового лидера среди видеокарт на базе графических процессоров ATI/AMD — видеокарту Radeon HD4870.

 

Рисунок

Если исходить из ценовой политики компании AMD, то новые видеокарты по своей стоимости должны расположиться между однопроцессорной видеокартой Radeon HD4870 и двухпроцессорной версией Radeon HD4850 X2. В этом небольшом тестировании, посвященном только модели Radeon HD4890, мы попытаемся выявить ее преимущества и недостатки по сравнению с прошлыми решениями на базе графических процессоров ATI/AMD.

Методика тестирования

Для тестирования этой модели мы применили новую методику, опробованную нами в ходе предыдущего сравнительного тестирования, посвященного видеокартам на базе графических чипов NVIDIA GeForce GTS250. Чтобы не перегружать статью, изложим только ее суть.

Для этого небольшого тестирования мы использовали высокопроизводительный стенд, который с недавнего времени применяется нами для выполнения многих задач. Стенд обеспечивает максимальную на текущий момент производительность, которую может дать домашний компьютер. Он основан на новейшем процессоре компании Intel с архитектурой Nehalem и наборе системной логики Intel X58 Express. Подробные характеристики этого тестового стенда следующие:

  • процессор — Intel Core i7 965 Extreme с частотой 3,2 ГГц;
  • системная плата — ASUS RAMPAGE II EXTREME;
  • чипсет системной платы — Intel X58 Express;
  • оперативная память — DDR3-1333 (референсные модули Qimonda);
  • объем памяти — 3 Гбайт (три модуля по 1024 Мбайт);
  • режим работы памяти — DDR3-1333, трехканальный режим;
  • тайминги памяти:
    • CAS Latency — 7,
    • RAS to CAS Delay — 7,
    • Row Precharge — 7,
    • Active to Precharge — 20;
  • жесткий диск — Intel SSD X25-M (Intel SSDSA2MH080G1GN) объемом 80 Гбайт, файловая структура NTFS;
  • монитор Acer P243W с максимальным разрешением 1920x1200 (Full HD);
  • операционная система — Windows Vista x86 Service Pack 1;
  • блок питания компании Tuniq Ensemble мощностью 1200 Вт.

Для тестирования видеокарт в игровых приложениях применялся набор из пяти популярных игр:

  • Quake 4 (Patch 1.43);
  • S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (Patch 1.006);
  • Half-Life 2: Episode 2;
  • Crysis (v.1.2);
  • Call of Juares Demo Benchmark v .1.1.1.0;
  • Left 4 Dead (v 1.1);
  • S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky Patch 1.005 Rus.

Кроме того, при тестировании использовались два популярных игровых бенчмарка 3DMark 2006 (версия 1.1.0) и 3DMark Vantage (версия 1.0.1).

Тестирование проводилось на операционной системе Windows Vista Ultimate 32 bit с установленным пакетом обновлений Service Pack 1. Частота строчной развертки монитора принималась равной 60 Гц, глубина цвета — 32 бит. Монитор подключался к установленной видеокарте через цифровой вход DVI. При тестировании использовалась последняя на момент тестирования версия видеодрайвера ATI Catalyst 9.4.

Расчет интегральной оценки производительности видеокарты

Поскольку основная цель любого тестирования видеокарт заключается в составлении рейтинга их производительности, то, кроме получения результатов в каждом бенчмарке, необходимо было разработать алгоритм, позволяющий свести воедино результаты всех бенчмарков, чтобы получить интегральную оценку производительности, которая даст возможность корректно сравнивать видеокарты друг с другом. При этом, поскольку игры и приложения трехмерного моделирования — это абсолютно разные сценарии применения ПК, мы не пытались свести все результаты к единой оценке производительности, а ввели интегральную оценку производительности только для игровых тестов в соответствии с моделями применения видеокарт.

Для получения интегральной оценки производительности, как и в предыдущих наших тестированиях, вводилось понятие референсной видеокарты, в качестве которой использовалась связка двух двухпроцессорных видеокарт последнего поколения GeForce GTX295 на базе графического процессора NVIDIA GeForce GTX295. Результаты тестирования этой референсной конфигурации во всех тестах принимались равными 1000 баллов, и относительно них нормировались результаты исследуемой видеокарты. Такой подход позволил нам перейти к безразмерным результатам во всех тестах.

Интегральная оценка производительности в играх

Для расчета интегральной оценки производительности видеокарт в играх сначала вычислялся интегральный показатель производительности для каждой игры. Первоначально для каждой игры в каждом режиме настройки по формуле рассчитывался средневзвешенный по всем разрешениям результат:

 

Рисунок

В данной формуле результаты для различных разрешений имеют разные весовые коэффициенты, причем максимальный весовой коэффициент имеет результат для разрешения 1440x900.

После этого рассчитывалось среднегеометрическое между определенными по описанной выше формуле результатами для режима максимального качества и максимальной производительности. Найденный таким образом результат представляет собой интегральную оценку производительности видеокарты в отдельной игре.

Для получения интегральной оценки производительности в тесте 3DMark Vantage рассчитывалось среднегеометрическое между результатами для всех пресетов по формуле:.

 

Рисунок

Далее интегральные оценки производительности в каждой игре нормировались на аналогичные результаты для референсного стенда и рассчитывалось среднегеометрическое по всем нормированным интегральным результатам. Для удобства представления результатов полученное значение умножалось на 1000. Это и есть интегральная оценка производительности видеокарт в играх.

Определение эффективности теплоотвода

Кроме определения производительности видеокарты в играх, мы оценивали эффективность ее системы охлаждения. В данном случае эффективность системы охлаждения имеет большое значение, поскольку в замкнутой системе, то есть в корпусе компьютера, повышенная температура может оказать влияние на работу других его комплектующих. К тому же многие современные видеокарты имеют повышенные частотные характеристики как графического процессора, так и графической памяти.

Тестирование эффективности системы теплоотвода видеокарты заключалось в том, чтобы в стрессовом режиме загружать графический процессор и одновременно контролировать его температуру. Для контроля температуры графического процессора мы использовали известные утилиты RivaTuner и GPU-Z, которые позволяют регистрировать температурные изменения в фоновом режиме. Загрузка графического процессора производилась с помощью тестового пакета FurMark 1.6.5 (режим Stability Test: Xtreme Burning Mode) в течение 10 минут, до тех пор, пока температура не стабилизировалась. Следует отметить, что стенд для тестирования располагался на открытом пространстве (на столе), в реальных же условиях, когда ПК монтируется в корпусе, температура графического процессора будет несколько выше, если, конечно, не установлены дополнительные вентиляторы охлаждения.

Энергопотребление видеокарты

Кроме тестирования видеокарты на предмет максимальной температуры прогрева при максимальной нагрузке, нами был добавлен тест на определение потребляемой графическим адаптером электроэнергии. В наше распоряжение поступил новый ваттметр, с помощью которого и стало возможно проводить такой тест. Стоит отметить, что для тестирования на температурные максимумы и потребляемую мощность применялся отдельный стенд следующей конфигурации:

  • процессор — Intel Core 2 Duo E7200 с частотой 2,6 ГГц;
  • системная плата — ASRock G43Twins-FullHD (ICH10);
  • чипсет системной платы — Intel G43;
  • оперативная память — DDR3-1333 (Corsair Dominator);
  • объем памяти — 2 Гбайт (два модуля по 1024 Мбайт);
  • режим работы памяти — DDR3-1333, двухканальный режим;
  • тайминги памяти:
    • CAS Latency — 7,
    • RAS to CAS Delay — 7,
    • Row Precharge — 7,
    • Active to Precharge — 20;
  • жесткий диск — Western Digital WD2500JS (объем 250 Гбайт);
  • монитор Bliss с максимальным разрешением 1024x768;
  • операционная система — Windows Vista x86 Service Pack 1;
  • блок питания — Silencer EPS12V стандарта 80Plus и мощностью 750 Вт.

Поскольку системная плата, используемая в этом стенде, обладает встроенным графическим ядром Intel X4500, интегрированным непосредственно в чипсет, это позволило получить не только пиковую мощность исследуемой модели, но и такой важный показатель, как потребление видеокарты в режиме ожидания. Стоит отметить, что потребление конфигурационного стенда при работе на интегрированном графическом адаптере в режиме ожидания (без нагрузки на видеоподсистему) составляет 50 Вт. Также для сравнения мы приводим графики энергопотребления двухпроцессорной видеокарты на базе двух графических чипов HD4870 — Sapphire Radeon HD4870 X2 и референсной видеокарты Radeon HD4870.

 

Рисунок

Энергопотребление видеокарты Gigabyte Radeon HD4890

Рисунок

Энергопотребление видеокарты Sapphire Radeon HD4870 Reference

Рисунок

Энергопотребление двухпроцессорной видеокарты Sapphire Radeon HD4870 X2

Если рассматривать полученные графики мощности данных моделей, то можно заметить присущие всем им особенности. При включении нагрузки на графический процессор пиковая мощность достигалась лишь спустя несколько минут после начала теста. Для всех моделей время этой стабилизации было примерно одинаковым и составляло около 2 мин. При отключении нагрузки такая тенденция сохранялась, то есть в течение нескольких минут после отключения нагрузки видеоадаптеру нужно было остыть. И хотя время стабилизации для большинства видеокарт одинаково, разность мощности после 5 с теста или его отключения и разность мощности после окончательной стабилизации различны. Нельзя не отметить и тот факт, что при отсутствии драйверов для видеокарты практически все они потребляют в среднем порядка 105 Вт.

Также стоит обратить внимание читателей на то, что при тестировании применялся пакет FurMark, который загружает видеокарту на 100%. В реальности даже в мощных играх, например Crysis, загрузка графического ядра, а следовательно, и потребляемая мощность видеокарты будут несколько ниже.

Результаты тестирования

Технические характеристики тестируемых видеокарт представлены в таблице, а результаты тестирования (интегральный показатель производительности) — на диаграмме.

 

Рисунок

Интегральный показатель производительности видеокарт

Рассматриваемая в этом тестировании видеокарта Gigabyte Radeon HD4890 (GV-R489-1GH-B) обеспечивает максимальную производительность однопроцессорного решения на базе графических процессоров ATI/AMD. Здесь нельзя не отметить тот факт, что новый графический адаптер не является инновационным продуктом, это просто отлаженный и модернизированный графический чип RV770, установленный в предыдущем флагмане Radeon HD4870, но имеющий новое кодовое наименование RV790. Надо отдать должное компании ATI/AMD: в отличие от другого лидера рынка графических чипов, компании NVIDIA, она не стала запудривать мозги пользователям маркировкой, а присвоила своей новой модели вполне адекватное название — Radeon HD4890. Компания NVIDIA, напротив, слукавила и оформила старый процессор G92b, произведенный, правда, по новым нормам, под новым наименованием GeForce GTS250, наряду с новыми графическими чипами последнего поколения — GeForce GT200. Графический процессор Radeon HD4890 предназначен для работы на повышенных тактовых частотах. И хотя 55-нм технологический процесс остался прежним, общее энергопотребление практически не возросло по сравнению с предыдущим флагманом Radeon HD4870 — это можно увидеть на представленных графиках потребляемой мощности. Число транзисторов в этой модели весьма внушительное — почти миллиард, точнее 959 млн (на 3 млн больше, чем в чипе RV770). Поскольку рассматриваемая видеокарта Gigabyte Radeon HD4890 является копией референсной видеокарты от самой компании ATI/AMD, она имеет тактовые частоты 900/975 МГц. Расшифруем: тактовая частота графического ядра 900 МГц (в режиме простоя она понижается до 240 МГц), унифицированные процессоры, количество которых, как и в предыдущих флагманах, составляет 800 штук, работают на частоте 900 МГц. В предыдущем графическом чипе RV770, устанавливаемом в графических видеоадаптерах Radeon HD4870, частота графического ядра и унифицированных процессоров составляла 750 МГц. В новой видеокарте, как и в некоторых видеокартах прошлой серии Radeon HD4800, используется память нового стандарта GDDR5 объемом 1 Гбайт, которая представлена дюжиной микросхем, расположенных на лицевой части печатной платы. Микросхемы произведены компанией Samsung — мировым лидером в производстве и инновациях в графической памяти. Эффективная частота работы графической памяти со средним временем доступа 8 нс составляет 975 МГц (3900 QDR).

Система охлаждения этой модели, по сравнению с системой, установленной на референсных видеокартах Radeon HD4870, не изменилась. Единственным отличием является усовершенствованный корпус фирменного вентилятора. Система охлаждения стала работать значительно тише, исчез донимавший многих пользователей «пластмассовый» звук, появлявшийся на высоких оборотах кулера. Температура при максимальной нагрузке и в режиме ожидания также снизилась по сравнению с референсными видеокартами Radeon HD4870. Температура графического ядра при 100-процентной нагрузке у этой модели составила 75 °С. В режиме ожидания, то есть без нагрузки, температура стабилизировалась на отметке 56 °С.

Выводы

По результатам этого небольшого тестирования можно сделать следующие выводы. Новая видеокарта Gigabyte Radeon HD4890 будет востребована на рынке графических адаптеров в первую очередь благодаря своей низкой стоимости. Небольшая цена и высокая производительность делают эту карту одной из востребованных по соотношению «цена/качество» в среднем сегменте рынка. Безусловно, надо отдать должное компании AMD, ведь ее инженеры исправили все недочеты прошлых моделей. В целом видеокарта Gigabyte Radeon HD4890 является отличным выбором для геймера, которого беспокоит не только качество картинки, но и уровень шума, издаваемого видеокартой. За все свои неоспоримые достоинства эта видеокарта получила знак «Редакция рекомендует».

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 5'2009


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует