Будущее видеокарт

Рынок видеоадаптеров, наверное, один из самых популярных и обсуждаемых в Интернете, где можно встретить бесконечные холивары с вопросами, кто быстрее, качественнее, функциональнее, дешевле. При этом никто из экспертов не может дать четкого ответа, какая компания — производитель видеокарт лучше. Продукция каждой из них хороша по-своему, а чаши весов, на которых балансируют производительность и цена, клонятся то в одну, то в другую сторону при выпуске очередной новой модели.

На данный момент на рынке представлены графические видеокарты, поддерживающие самые современные технологии. Однако лидером в поддержке инновационных технологий прорисовки 3D-изображений в играх бесспорно является компания AMD/ATI, которая осенью этого года выпустила новое поколение видеокарт серии Radeon HD5800, аппаратно поддерживающих DirectX 11. Это особенно актуально в связи с выходом операционной системы Windows 7, полностью поддерживающей данную технологию. Дебют таких графических процессоров оказался очень удачным, и сегодня многие пользователи покупают решения именно от компании AMD/ATI, поскольку они являются самыми продвинутыми с технической точки зрения. Основной конкурент AMD — компания NVIDIA — увы, несколько отстает по графику в выпуске своих новых графических процессоров серии под кодовым названием GT300. До сих пор новых графических чипов от NVIDIA нет даже в виде сэмплов, что не может не огорчать тех, кто предпочитает видеокарты на базе чипов от этой компании. В то же время, учитывая ситуацию в предыдущие годы, компания NVIDIA, скорее всего, представит нечто новое и революционное, что пошатнет позиции, занятые на рынке конкурентом в лице AMD. Поскольку за выпуском новых видеокарт следит практически каждый пользователь, играющий в компьютерные игры, мы не будем подробно описывать последние видеокарты, которым посвящено уже множество обзоров и разного рода статей.

Рассмотрим тенденцию развития графических карт как отдельных устройств на ближайшее будущее. Не секрет, что компания Intel, являющаяся лидером по производству интегрированных графических решений в мире, в самом ближайшем будущем анонсирует центральные процессоры с интегрированным графическим ядром (кодовое название десктопных процессоров — Clarkdale, а мобильных — Arrandale). Тем самым этот процессорный гигант полностью избавляется на рынке интегрированных в чипсет графических решений от конкурента в лице NVIDIA. Отметим, что графическое ядро будет выполнено в виде отдельного кристалла по технологическому процессу 45 нм, тогда как основной процессор будет выполнен по техническим нормам 32 нм. При этом тенденция снабжать центральный процессор графическим ядром будет перенесена и на процессоры Intel Atom, новые версии которых также будут содержать интегрированную графику, что не позволит компании NVIDIA выпускать решения наподобие NVIDIA ION. Напомним, что в этом решении популярный бюджетный процессор Intel Atom работает в сочетании с интегрированным в чипсет графическим чипом NVIDIA 9400M. Компания AMD также анонсировала подобную технологию, и ожидается, что первые процессоры с интегрированным графическим чипом появятся на ноутбуках с платформой Fusion. Поэтому можно утверждать, что NVIDIA теперь будет выпускать исключительно дискретные графические видеоадаптеры, нацеленные на применение в современных играх, поскольку рынок интегрированных графических адаптеров будет принадлежать самим процессорным компаниям, которые совсем не хотят делиться прибылью с конкурентами.

Но что такое рынок интегрированных графических решений? Сегодня это один из самых прибыльных и обширных сегментов рынка графических адаптеров, поскольку такие решения приобретаются компаниями и относятся к решениям для корпоративных клиентов. В то же время, поскольку наблюдается тенденция вытеснения ноутбуками стационарных персональных компьютеров, рынок интегрированных графических адаптеров тоже меняется. Ведь в большинстве современных ноутбуков устанавливаются дискретные графические решения, а ноутбуки с интегрированными в чипсет графическими процессорами с рынка постепенно уходят. Это происходит, в частности, из-за того, что пользователи, купившие ноутбук, хотят использовать его как универсальное решение, сочетающее в себе и рабочую лошадку, и устройство для развлечений, то есть для игр и просмотра фильмов. Если попытаться осмыслить все эти перестановки графических видеокарт в современных устройствах, то можно прийти к выводу, что компания NVIDIA хотя фактически и лишается рынка интегрированных видеокарт, но с успехом может развернуться на рынке дискретных графических адаптеров для мобильных устройств, то есть ноутбуков. А рынок ноутбуков за последнее время растет очень быстро и уже практически преодолел 50-процентный барьер на рынке пользовательских компьютеров, опередив стационарные ПК.

На данный момент компания NVIDIA активно рекламирует свою систему параллельных вычислений на основе интегрированных в их графические видеокарты процессоров CUDA. Технология вычислений с помощью графических процессоров в обход центральных процессоров компьютера не нова. Однако, благодаря активной пиар-поддержке, она на слуху у каждого владельца видеокарт NVIDIA. На самом деле задач, которые могут быть просчитаны с большей производительностью, чем на центральных процессорах, не очень много, и все они, как правило, относятся к узкоспециализированным направлениям жизнедеятельности человека. Например, такие расчеты будут эффективны при работе с физическими или биологическими моделями, расчетами траекторий и т.п. И с учетом того, что лишь немногие пользователи интересуются подобными направлениями, можно говорить, что технология CUDA практически не востребована. Отметим, что, несмотря на то, что графические процессоры AMD поддерживают примерно такую же технологию просчета, в последнее время от представителей AMD о ней практически ничего не слышно. Это подтверждает тот факт, что AMD просто отказалась от этой технологии, считая ее на данный момент неактуальной.

Также нельзя обойти вниманием и новую технологию 3D Vision, которую активно рекламирует компания NVIDIA. Она позволяет играть в игры и просматривать фильмы в режиме псевдо-3D. К концу года вышло достаточно большое количество игр, поддерживающих эту технологию, однако существуют и проблемы. Для работы этой технологии, например, необходим монитор последнего поколения, поддерживающий частоту развертки 120 Гц, а также специальные 3D-очки. А это дополнительные деньги, причем немалые. Поэтому данная технология хотя и развивается, но пока не является достаточно массовой вследствие своей дороговизны.

Тем не менее стоит упомянуть об отказе компании IBM от дальнейших вложений в разработку графических решений — процессоров Cell. Популярная приставка PlayStation 3 компании Sony, одного из лидеров рынка, основана именно на этих процессорах, и можно предположить, что в следующей версии данной приставки будут использоваться другие графические процессоры. Вполне вероятно, что ими станут графические процессоры компании NVIDIA.

Подводя итог, отметим, что рынок графических процессоров стоит на пороге передела сфер влияния основных игроков рынка. В связи с этим сложно делать долгосрочные прогнозы, поскольку не ясно, какие решения приглянутся пользователям, а в первую очередь — производителям компьютерного оборудования.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 12'2009

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует