oldi

Компания AsRock: итоги года и секреты успеха

КомпьютерПресс: Компания AsRock молода, но в то же время уже хорошо известна пользователям. Причем многие пользователи ошибочно полагают, что AsRock — это лишь торговая марка, принадлежащая компании ASUS. Не могли бы вы вкратце рассказать об истории компании AsRock и прояснить ситуацию с компанией ASUS?

Кен Лиу: AsRock действительно самая молодая компания среди производителей материнских плат. Она была образована в 2002 году как дочерняя фирма ASUS. Тогда компанию возглавил Тэд Су (Ted Hsu) — один из основателей компании ASUS. Первоначально предполагалось, что компания AsRock, как дочерняя компания ASUS, будет фокусироваться на производстве и продажах материнских плат нижнего и среднего ценовых сегментов и конкурировать с компанией ECS. Однако в 2007 году компания AsRock расширила спектр своей продукции и стала фокусироваться также на платах верхнего ценового сегмента и приобрела полную независимость от компании ASUS. В том же году компания AsRock начала размещать свои акции на Тайваньской фондовой бирже. И хотя в настоящее время компания ASUS является одним из крупнейших держателей акций AsRock, в плане менеджмента мы полностью независимы от ASUS.

КП: По некоторым данным, компания AsRock занимает третью позицию по доле рынка материнских плат в России. Так ли это, и каковы результаты продаж компании AsRock за прошлый год?

К.Л.: В 2008 году российский рынок материнских плат составлял примерно 5,5 млн штук. И тогда наша доля на рынке была всего 4,5%. В 2009-м в компании AsRock произошли существенные изменения, способствующие росту продаж. Мы анонсировали большое количество новых продуктов, стали проводить агрессивную ценовую политику, провели широкомасштабную рекламную кампанию, пересмотрели нашу маркетинговую стратегию и стали очень плотно работать с нашими дистрибьюторами. В результате, несмотря на тот факт, что в прошлом году рынок материнских плат в России снизился с 5,5 до 4,5 млн штук и многие игроки на нем отметили спад объемов продаж, компания AsRock сумела добиться увеличения объемов продаж в России на 165% и заняла третье место с результатом 15% по доле рынка.

Пока я не могу раскрыть вам наши планы на текущий год, однако могу сказать, что результаты продаж в I квартале позволяют нам смотреть в будущее с оптимизмом.

КП: Какова доля компании AsRock по материнским платам в мире?

К.Л.: Здесь многое зависит от того, как именно считать долю рынка. Дело в том, что у некоторых компаний велика доля OEM- и ODM-бизнеса, то есть эти компании производят материнские платы не только под своим брендом, но и для других компаний. AsRock вообще не имеет OEM-бизнеса, и если рассматривать только ритейловые, или, по-другому, канальные, поставки материнских плат, то на первом месте находится компания ASUS, на втором — Gigabyte, а на третьем — AsRock.

КП: Какова доля OEM/ODM-бизнеса в компании AsRock?

К.Л.: Мы фокусируемся только на канальных поставках материнских плат, и у нас вообще нет OEM-бизнеса.

КП: Но ведь многие компании полагают, что заниматься как канальными, так и OEM-поставками плат более выгодно, чем концентрироваться только на канальных поставках…

К.Л.: Я думаю, что каждая компания должна самостоятельно определять свою стратегию. Не существует некой универсальной формулы успеха на рынке. И каждая компания должна искать собственную стратегию развития, которая подходила бы именно ей. К примеру, у компании ASUS долгое время был как OEM-, так и канальный бизнес. Однако сегодня ASUS создала отдельную компанию Pegatron, которая занимается исключительно OEM/ODM-бизнесом, а сама ASUS сфокусировалась на канальных поставках. Такие компании, как Gigabyte, MSI и ECS, до сих пор имеют свой OEM/ODM-бизнес.

Компания AsRock с первого дня своего существования фокусировалась именно на канальных поставках продукции, и мы не планируем менять нашу стратегию.

КП: Компания AsRock достаточно молодая. Вам всего восемь лет, а как самостоятельная и независимая фирма вы существуете три года. Но за столь короткий срок вы сумели достичь очень хороших результатов, заняв третье место по доле рынка в России. В чем вы видите секрет вашего успеха?

К.Л.: Я думаю, что секрет нашего успеха заключается в том, что мы очень простая компания. Крупные фирмы имеют очень сложную и малоэффективную систему управления. В них всегда присутствуют внутренние конфликты, своя внутренняя бюрократия и внутренняя борьба за власть. Все это в конечном счете серьезно препятствует эффективному развитию бизнеса. Мы же, наоборот, имеем очень простой менеджмент, а следовательно, эффективную систему управления. У нас нет внутренней бюрократии, поэтому все решения принимаются очень оперативно. Мы очень гибкая компания, что позволяет нам быстро подстраиваться под все изменения рынка.

КП: А как вы оцениваете качество материнских плат AsRock, и в чем вы видите их конкурентное преимущество перед платами таких компаний, как ASUS и Gigabyte?

К.Л.: Естественно, качество наших материнских плат очень высокое и ничуть не уступает качеству плат ASUS и Gigabyte. Мы всегда поддерживаем связь с нашими дистрибьюторами и никаких нареканий с их стороны на качество наших плат не получаем. Если сравнивать наши платы с платами ASUS и Gigabyte, то при одинаково высоком качестве у нас более приемлемые цены. То есть наш главный козырь мы видим в том, что платы AsRock оптимальны по соотношению «цена/качество».

КП: А как вы собираетесь укреплять свой бренд на рынке?

К.Л.: В прошлом мы в основном продавали свои платы дистрибьюторам, которые уже сами распределяли их по рынку. Однако начиная с ноября прошлого года, мы стали также обес-печивать наших дистрибьюторов постерами и баннерами с рекламой нашей продукции, которые устанавливаются в витринах магазинов. Была проведена масштабная акция под названием «Материнские платы AsRock на полках каждого московского компьютерного магазина». Мы дарили материнскую плату и давали рекламные материалы. За это каждый магазин оформлял уголок, посвященный продукции AsRock, и покупал наши платы. Уже сейчас наши рекламные постеры имеются во многих компьютерных магазинах в России. И это только начало. Кроме того, начиная с этого года мы проводим агрессивную рекламную кампанию в Интернете и в специализированной компьютерной прессе.

КП: Свои материнские платы вы разрабатываете и производите самостоятельно, или это делают для вас по заказу другие ODM/OEM-компании?

К.Л.: Все наши платы мы разрабатываем и производим самостоятельно. У нас очень сильное подразделение R&D, и мы имеем несколько заводов по производству плат, которые расположены в Китае.

КП: А каковы взаимоотношения между AsRock и Pegatron?

К.Л.: Я понимаю, о чем вы говорите. Еще раз подчеркну, что все материнские платы мы производим самостоятельно. Компания Pegatron изготавливает для нас лишь неттопы.

КП: А рынки каких стран для вас наиболее важны?

К.Л.: Наиболее важными для нас являются рынки развивающихся стран, таких как Китай, Россия, Бразилия и Индия. Экономика этих стран быстро развивается, и рынки имеют очень высокий потенциал.

КП: Сейчас все более популярным становится приобретение ноутбуков, а не настольных ПК. Во многих странах объем продаж ноутбуков уже превышает объем продаж ПК, и рынок ноутбуков продолжает расти. Как в связи с этим вы оцениваете будущее рынка материнских плат?

К.Л.: Да, действительно, рынок ноутбуков интенсивно развивается. Однако в конечном счете ситуация на рынке стабилизируется и ноутбуки займут определенную долю рынка. Но рынок материнских плат никогда не умрет, поскольку далеко не всегда ноутбуки могут заменить настольные ПК.

Если же говорить о текущей ситуации, то бурное развитие рынка ноутбуков имеет и свои негативные последствия. К примеру, прибыльность ноутбучного бизнеса даже ниже, чем прибыльность на рынке материнских плат.

Что же касается рынка материнских плат, то он будет постепенно развиваться. Конечно, темпы роста рынка материнских плат не столь высоки, как темпы роста ноутбуков, но, тем не менее, рост есть. Конечно, глобальный экономический кризис внес свои коррективы. К примеру, согласно прогнозам аналитических агентств, рынок материнских плат в России в этом году составит от 4 до 4,5 млн штук, в то время как в прошлом году он насчитывал 4,5 млн штук, то есть рынок материнских плат может сократиться на величину до 10%. Но это лишь последствия кризиса, а не общая тенденция сокращения рынка материнских плат.

КП: По мере развития рынка материнских плат остается все меньше и меньше компаний, которые составляют основу этого рынка. Некоторые аналитики полагают, что в результате такого естественного отбора на рынке останется три, максимум пять компаний, которые полностью поделят между собой весь рынок. Как вы считаете, кто выживет?

К.Л.: Еще несколько лет назад насчитывалось порядка 20 игроков на рынке материнских плат, однако многие мелкие производители со временем покинули этот рынок. Сегодня четырем крупнейшим производителям — ASUS, Gigabyte, AsRock и MSI — принадлежит порядка 90% рынка материнских плат в России, а остальные компании, такие как Intel, ECS, Foxconn, Biostar, и другие борются между собой за 10% рынка. Кто из них выживет? Возможно, мы все выживем. Но предсказать это со стопроцентной вероятностью невозможно.

КП: Что, по-вашему, произойдет с такими компаниями, как ECS и Foxconn?

К.Л.: Обе эти компании сейчас имеют большие проблемы со своим канальным бизнесом. Но что с ними произойдет в будущем — я предсказать не берусь.

КП: Скажите, а вам нравится ваша работа?

К.Л.: Да, безусловно. Я люблю свою работу, особенно мне нравится работать с профессионалами. К примеру, в России мне очень нравится работать с нашими дистрибьюторами, и я считаю, что все сотрудники наших дистрибьюторских компаний имеют очень высокую квалификацию. Работа с ними действительно доставляет удовольствие, но, кроме того, является залогом нашего успеха на российском рынке.

КП: Как вы проводите свободное время?

К.Л.: Если у меня есть свободное время, я стараюсь проводить его со своей семьей. Мы с женой посещаем супермаркеты, ходим в кино. В общем проводим свободное время, как все нормальные люди.

КП: А если бы вам выпал шанс начать всё сначала, что бы вы выбрали?

К.Л.: Если бы довелось начать всё сначала, я бы, наверное, уже не пошел в ИT-бизнес, а занялся бы литературой или театром. Я вообще до сих пор не понимаю, как оказался в ИT-бизнесе. Жизнь непредсказуема и всегда преподносит нам сюрпризы.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 4'2010