oldi

Зачем внедряют ERP в России

Наталия Елманова

Индекс зрелости ERP-рынка

Использование функциональности, интеграция приложений и их доработка

Задачи проектов и их реализация

Для чего используется ERP

Удовлетворенность результатами внедрения

Некоторые выводы

 

Недавно компания Microsoft представила результаты исследования уровня зрелости ERP-решений, используемых различными российскими компаниями (см. «Исследование зрелости внедрений ERP-систем в российских компаниях: Microsoft Dynamics ERP Index»). Методология исследования зрелости ERP-систем в российских компаниях была разработана для Microsoft аналитическим агентством IDC при участии аудиторско-консалтинговой компании KPMG. В ходе исследования в ноябре — декабре 2009 года были опрошены 150 бизнес-руководителей и руководителей ИТ. Опрос проводился в компаниях с оборотом от 50 до 500 млн долл., представляющих такие отрасли, как торговля, производство, транспорт, телекоммуникации, при этом половина опрошенных компаний находилась в Москве. Отбор с точки зрения производителей и поставщиков ERP-решений и применяемой компанией­респондентом системы управления не осуществлялся, поэтому в выборку вошли пользователи практически всех основных систем управления предприятием, присутствующих на российском рынке.

В данной статье приводятся наиболее интересные результаты данного исследования.

Индекс зрелости ERP-рынка

Индекс зрелости ERP-рынка (Microsoft Dynamics ERP Index) рассчитывался как произведение двух коэффициентов, полученных в ходе исследования: проникновения и эффективности ERP-систем. Коэффициент проникновения учитывает полноту внедрения функциональности, степень интеграции решения в ИТ-инфраструктуру предприятий, охват пользовательской аудитории, удобство работы, стоимость владения и степень использования решений топ­менеджментом компаний. Он оценивался на основе нескольких факторов, таких как число внедренных функциональных модулей, число рабочих мест, подключенных к системе, наличие неиспользованных лицензий, степень интеграции различных модулей системы, степень доработки решения, использование системы для принятия решений. Коэффициент эффективности ERP-систем отражает полноту достижения целей внедрения решений и рассчитывается исходя из ответов респондентов на вопрос, какие цели ставились перед началом проекта внедрения и в какой мере каждая из них была достигнута.

Согласно результатам исследования (рис. 1), коэффициент проникновения для российского рынка ИСУП составил 68%, а коэффициент эффективности — 81%. Таким образом, потенциал корпоративных систем управления используется в среднем всего на 55%. При среднем значении индекса зрелости ERP-рынка 55% минимальный результат оказался равен 20%, а максимальный — 95%.

 

Рисунок

Рис. 1. Индекс зрелости российского рынка ERP, 2009

При этом почти двум третям предприятий следует предпринять шаги, направленные на оптимизацию существующих бизнес-приложений.

Использование функциональности, интеграция приложений и их доработка

В исследовании были выделены 24 функциональные области, которые потенциально могут быть автоматизированы с помощью интегрированной системы управления предприятием. В среднем компании продемонстрировали довольно высокую степень освоения функциональности своих систем управления — 50%. Тем не менее важно понимать, что далеко не все они нуждаются в полном освоении функциональности ИСУП.

Доля автоматизированных рабочих мест также весьма высока — 58% от общего числа. Правда, фактическое число купленных лицензий оказалось гораздо выше из-за просчетов при планировании проекта внедрения: у 14% опрошенных компаний в среднем 21% купленных ими лицензий оказался избыточным.

В ряде компаний одновременно используются системы разных производителей, поэтому им предстоит решать вопрос интеграции и обмена данными. У большинства компаний (67%) обмен данными происходит в режиме реального времени, еще у 23% — с определенной периодичностью.

Согласно опросу, только 7% компаний практически не прибегали к доработке систем в ходе внедрения, а 67% компаний указали на то, что им пришлось значительно или очень существенно дорабатывать внедряемую ERP-систему. Это свидетельствует об определенных проблемах российского рынка ERP-систем, а именно о возможных ошибках при выборе поставщика решения и о непринятии компаниями тех бизнес-процессов, которые «зашиты» во внедряемые системы.

Говоря о зрелости решений, отметим следующее. Чем дольше идет работа над внедрением ERP-системы, тем большее количество функциональных областей и рабочих мест автоматизируется, растет охват и интеграция различных модулей между собой (рис. 2). Вместе с тем эффективность решений респонденты оценивают достаточно высоко, и здесь зависимость от возраста системы не столь очевидна.

 

Рисунок

Рис. 2. Зависимость коэффициентов проникновения и эффективности
от возраста проекта

Задачи проектов и их реализация

Основными задачами проектов автоматизации на данный момент являются сокращение времени на подготовку финансовой отчетности и автоматизация российского бухгалтерского и налогового учета. В то же время 67% от общего числа опрошенных компаний ставили задачу повышения прозрачности деятельности предприятия перед началом проекта внедрения (рис. 3).

 

Рисунок

Рис. 3. Цели, которые ставят компании перед началом проекта внедрения

Если задачи автоматизации бухгалтерского и налогового учета в соответствии с требованиями российского законодательства компании научились решать при помощи ERP-систем максимально эффективно — полностью этих целей достигли 88 и 78% респондентов соответственно, то с реализацией других, более комплексных задач всё обстоит не столь благополучно. Например, полностью решить задачу сокращения времени поставок или оптимизации планирования смогли лишь чуть более половины компаний, а с автоматизацией бухучета и подготовки отчетности по международным стандартам не справились 12% компаний.

Основной причиной неэффективности внедрения, с точки зрения авторов исследования, является недостаточно глубокий анализ требований к системе на этапе планирования проекта внедрения, что, в свою очередь, вызвано недостаточной вовлеченностью менеджеров бизнес-подразделений в проект автоматизации, неправильным подходом к выбору системы, а также неготовностью пользователей к участию в проекте.

Для чего используется ERP

По данным опроса, в 27% компаний система управления вообще не применяется для принятия решений высшим руководством, иными словами — их системы не поддерживают решение бизнес-задач компаний.

Ненамного лучше обстоят дела и с автоматизацией документооборота. Четверть опрошенных компаний так и не смогла отказаться от бумажного документооборота, а еще 50% компаний сделали это частично. На практике это означает, что большое количество документов в таких компаниях по-прежнему оформляется вручную.

Большинство опрошенных предприятий уже решили задачу управления цепочками поставок и логистическими операциями (рис. 4), а также задачи управления основными ресурсами предприятия, включая управление финансами и персоналом.

 

Рисунок

Рис. 4. Внедренные функциональные модули ERP-систем

Основная масса российских компаний не так сильно нуждается в автоматизации процесса подготовки отчетности по международным стандартам, как крупнейшие российские компании, поэтому лишь 17% из них успешно ее реализовали. Эта задача является одним из пяти наиболее приоритетных направлений для инвестиций (рис. 5).

 

Рисунок

Рис. 5. Планируемая к внедрению в ближайшие год-два функциональность ERP-систем.
Пять основных направлений инвестиций

Что касается планируемых в ближайшие два года проектов внедрения ERP, то чаще всего компании говорят о необходимости планирования производства, о внедрении управления проектами и портфелями проектов, а также инструментов бизнес-аналитики. Управление взаимоотношениями с клиентами тоже является важной задачей для многих российских компаний.

Заслуживает внимания тот факт, что в условиях, когда многие компании испытывают экономические затруднения, 32% из них планируют расширение функциональности своих решений.

Удовлетворенность результатами внедрения

Невысокий уровень зрелости решений на базе ERP-систем неизбежно приводит к недостаточной удовлетворенности результатами внедрения в первую очередь основных пользователей этих систем — руководителей бизнеса. На рис. 6 представлена статистика ответов на вопрос «Насколько функциональность системы соответствует вашим ожиданиям до внедрения?», заданный бизнес-руководителям и ИТ-директорам опрошенных компаний.

 

Рисунок

Рис. 6. Ожидания руководителей ИТ и бизнеса, связанные с функциональностью системы

На рис. 7 приводится статистика ответов на вопрос «Насколько повысилась скорость получения управленческой информации после внедрения системы?», заданный бизнес-руководителям и ИТ-директорам опрошенных компаний.

 

Рисунок

Рис. 7. Повышение скорости получения управленческой информации
с точки зрения руководителей ИТ и бизнеса

По мнению авторов опроса, причины столь значительных различий в оценке результатов проектов внедрения ERP-систем ИТ-директорами и руководителями бизнеса нередко связаны с недостаточной вовлеченностью руководителей бизнеса в проекты внедрения, с отношением к проектам внедрения ERP-систем как к техническим, а не стратегическим с неполной формулировкой целей проекта.

Тем не менее подавляющее большинство респондентов (по 78% ИТ-директоров и финансовых директоров) считают, что совокупная стоимость владения ERP-системой, включая затраты на ее внедрение и поддержку, оправдывает себя.

Некоторые выводы

Представленные результаты свидетельствуют о том, что российские компании используют потенциал своих корпоративных систем управления лишь немногим более чем наполовину. Не менее 15% решений весьма незначительно интегрированы в деятельность компаний и неэффективны.

Задачи, которые компании решают при помощи ERP (ИСУП), зачастую носят тактический характер. Основной задачей проектов создания корпоративных систем управления по-прежнему остается автоматизация управления бухгалтерией, финансами, персоналом, расчетом заработной платы. Лишь немногие компании пытаются решать с помощью ERP стратегические проблемы. Такие задачи, как финансовый и стратегический анализ, бизнес-аналитика, управление проектами, оказываются в списке целей проектов по внедрению ERP менее чем в половине случаев. Подобная ситуация приводит к тому, что ожидания руководителей бизнеса от внедрения ERP по завершении проекта зачастую не оправдываются. В то же время руководители, принимающие технологические решения, склонны переоценивать эффект от внедрения.

В целом можно сделать вывод, что невысокая степень раскрытия потенциала внедренных решений связана с тем, что многие предприятия относятся к внедрению ERP-решений как к техническому, а не бизнес-проекту. Владимир Водянов, директор департамента Microsoft Business Solutions в России, так прокомментировал результаты данного исследования: «Компании, которые уже внедрили ERP-решения или только готовятся к подобным проектам, помимо стандартных аспектов, касающихся стоимости, сроков проекта и функциональности, должны обращать внимание на конечные цели использования ERP-систем сотрудниками и топ­менеджерами. Практика бизнеса требует отношения к ERP-проектам как к проектам оптимизации и повышения эффективности деятельности предприятий, а не как к сугубо техническим проектам».

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 5'2010