Цифровое «зазеркалье»

Сергей Асмаков

Зеркальные камеры: за и против

Рождение нового класса

Заключение

 

На рынке цифровых фотоаппаратов зарождается новый класс, который займет промежуточное положение между компактными и зеркальными моделями.

С каждым годом на улицах становится всё больше фотографов-любителей, щеголяющих с небрежно повешенными на шейном ремешке зеркальными фотоаппаратами. К сожалению, среди этих людей совсем немного тех, кто действительно владеет искусством фотографии. Почему же они выбрали сложный и дорогой зеркальный аппарат, а не компактную камеру?

Видимо, происходит это под влиянием стереотипов, сформированных при активном содействии назойливой рекламы. В последние годы производители зеркальной цифровой фототехники расходуют огромные средства на продвижение этой продукции среди пользователей­непрофессионалов. Эти инвестиции уже начали приносить неплохие дивиденды: продажи цифровых зеркальных моделей (в особенности начального уровня) растут как на дрожжах. Даже в неблагоприятных условиях финансового кризиса, когда мировой объем продаж компактных моделей в прошлом году сократился (по сравнению с итогами 2008-го) на 11,6%, сегмент зеркальных фотоаппаратов немного вырос (на 2,3%).

Основную идею, продвигаемую в разно­образных рекламных материалах, кратко можно сформулировать следующим образом: «Единственный способ получить снимки высокого качества — пользоваться зеркальной камерой». Ни больше, ни меньше. Между тем любому человеку, разбирающемуся в фотографии, хорошо известно, что абсолютного мерила качества попросту не существует. Искать единую точку отсчета для этой категории столь же бессмысленно, как и абсолютную истину. Разговор об уровне качества того или иного снимка (не важно, цифрового или сделанного на пленке) обретает практический смысл лишь после четкого определения задачи, для решения которой он будет использован. Только в этом случае можно говорить о том, позволили характеристики камеры и уровень мастерства фотографа выполнить поставленную задачу или нет. Разумеется, точка отсчета в каждом случае будет разной: фото для семейного альбома и снимок для оформления обложки глянцевого журнала оценивают, мягко говоря, по разным критериям.

Зеркальные камеры: за и против

Но, может быть, цифровые зеркальные камеры действительно имеют принципиальное превосходство перед прочими типами аппаратов? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобраться в аргументации производителей, продвигающих цифровую зеркальную технику. Если отбросить маркетинговую шелуху, то останется три заслуживающих внимания довода в пользу цифровых зеркалок. Во­первых, это светочувствительный сенсор большого размера, позволяющий получать четкое изображение с низким уровнем цифрового шума. Во­вторых, возможность использования сменных объективов. Благодаря этому обеспечивается максимальная гибкость конфигурирования аппарата с учетом специфики выполняемых задач. И в­третьих, это оптический TTL-видоискатель с подъемным зеркалом, позволяющий видеть снимаемую сцену в буквальном смысле через объектив.

Разберемся по порядку с каждым из выше-изложенных аргументов. Начнем с размеров сенсора. Действительно, современные цифровые зеркальные камеры оснащаются сенсорами гораздо большего (по сравнению с применяемыми в компактных моделях) размера. Благодаря большему размеру ячеек такие сенсоры обладают более высокой чувствительностью, обеспечивают высокую четкость получаемого изображения и низкий уровень цифрового шума.

Но если разобраться, то использование сенсоров большого размера в цифровых зеркальных камерах было, по большому счету, вынужденным шагом. Осознав неизбежность цифровой революции, ведущие производители пленочных зеркальных фотоаппаратов приложили максимум усилий для того, чтобы сохранить лояльность своих клиентов, предоставив им возможность плавного перехода с пленочной техники на цифровую. Одной из важнейших задач стало обеспечение совместимости цифровых зеркальных аппаратов с объективами, выпущенными для пленочной техники.

Кстати, полностью решить проблему так и не удалось: массовое производство светочувствительных сенсоров с размером активной области, эквивалентной кадру 35-миллиметровой фотопленки, оказалось делом весьма хлопотным, а сами изделия — чересчур дорогими. Чтобы удержать на приемлемом уровне цены цифровых зеркальных камер для массового рынка (таких как Canon EOS 300D и череды последовавших за ней бюджетных моделей), пришлось пойти на компромисс: установить сенсор размера APS-C. Благодаря стандартному байонету такие камеры позволяют применять стандартную оптику, которая выпускалась еще для пленочных моделей. Однако из-за того, что физические размеры активной области сенсора формата APS-C меньше по сравнению с кадром 35-миллиметровой пленки, угловые размеры изображения на снимке оказываются меньше. Соответственно диапазон эквивалентных фокусных расстояний объектива изменяется в большую сторону. У фотоаппаратов с сенсором формата APS-C — обычно в 1,5-1,6 раза. Например, установив на камеру, оснащенную сенсором формата APS-C, широкоугольный объектив с номинальным фокусным расстоянием 28 мм, мы получим реальный угол охвата, соответствующий эквивалентному фокусному расстоянию порядка 45 мм.

Некоторые производители (например, Olympus и Panasonic) выбрали для своих цифровых зеркалок еще меньший формат сенсора — 4/3 дюйма. У таких аппаратов эквивалентное фокусное расстояние больше номинального вдвое.

Однако сенсоры большого размера и сменная оптика не являются эксклюзивной особенностью зеркальных фотоаппаратов. Например, в начале 2004 года была выпущена цифровая дальномерная камера Epson R-D1, оснащенная ПЗС-сенсором формата APS-C и рассчитанная на использование сменных объективов с байонетами Leica M и Leica L. Два с половиной года спустя появилась цифровая дальномерная камера Leica M8, также оснащенная ПЗС-сенсором формата APS-C и рассчитанная на применение сменной оптики Leica.

 

Рисунок

Цифровая дальномерная камера Leica M8

Итак, сенсоры большого размера и сменная оптика могут использоваться не только в зеркальных моделях. Кроме того, в большинстве ныне выпускаемых зеркальных моделей установлены сенсоры меньшего (по сравнению с кадром 35-миллиметровой пленки) размера, вследствие чего возникает несоответствие между номинальным фокусным расстоянием используемой оптики и угловыми размерами получаемого изображения.

Остается последний аргумент — TTL-видоискатель с подъемным зеркалом. Это действительно эксклюзивная особенность зеркальных аппаратов, по которой они и получили свое название. В эпоху пленочной фотографии внедрение TTL-видоискателя действительно стало важным достижением, поскольку лучшего способа увидеть то, что проецируется объективом камеры на пленку, просто не было. Однако с наступлением цифровой эры ситуация изменилась. Ведь, в отличие от пленки, электронный светочувствительный сенсор позволяет транслировать изображение, проецируемое через объектив, в режиме реального времени. Полученный видеосигнал можно воспроизводить на экране встроенного ЖК-дисплея или электронного видоискателя, а в случае применения специального ПО — даже на мониторе ПК.

Не стоит забывать и о том, что использование системы визирования с подъемным зеркалом неизбежно приводит к возникновению определенных технических проблем. Из­за необходимости поместить зеркало с подъемным механизмом между внутренней линзой объектива и поверхностью светочувствительного сенсора нельзя уменьшить расстояние между этими узлами. Как следствие, не представляется возможным сделать более компактным как сам фотоаппарат, так и предназначенные для него объективы.

Поскольку зеркальные камеры гораздо больше и тяжелее компактных моделей с несменной оптикой, они не очень удобны для повседневной съемки. К тому же из-за больших размеров корпуса сделать снимок зеркальной камерой, не привлекая внимания окружающих, весьма затруднительно.

У многих моделей цифровых зеркальных аппаратов визирование возможно исключительно через оптический видоискатель, из-за чего в ряде ситуаций приходится снимать в буквальном смысле вслепую: например, если нужно сфотографировать что­либо из плотной толпы, удерживая камеру на вытянутых руках.

Профессиональные фотографы уже давно привыкли к недостаткам зеркальной фототехники и стараются не обращать на них особого внимания. Однако как только производители стали активно продвигать зеркальную фототехнику на массовом рынке (то есть среди фотолюбителей и новичков), перечисленные недостатки оказались серьезной проблемой. Чтобы не растерять потенциальных покупателей, производителям пришлось срочно предпринимать адекватные меры. Приведем несколько характерных примеров.

Начнем с габаритов. Обратите внимание: каждая новая модель из младшего ценового сегмента чуть компактнее своего предшест-венника, причем, даже если удалось сократить лишь пару миллиметров, в рекламных и маркетинговых материалах на этом сделан значительный акцент.

Буквально за пару лет заметно увеличилась доля зеркальных моделей с функцией визирования по экрану встроенного дисплея (Live View). Интересно отметить, что в 2007 году Sony провела собственное исследование среди покупателей цифровых зеркальных камер, чтобы выяснить их предпочтения. Большинство респондентов поставили на первое место в списке личных предпочтений именно функцию Live View.

 

Рисунок

Прототип незеркальной камеры Sony
со сменной оптикой

В 2008 году появились первые модели зеркальных камер с функцией записи видео, и их количество год от года увеличивается. При этом очевидно, что в случае видеосъемки подъемное зеркало лишь создает дополнительные проблемы.

Рождение нового класса

С каждым годом всё более очевидным становится тот факт, что зеркальные цифровые камеры в их традиционном виде являются не самым удобным инструментом для любительской фотосъемки. Впрочем, компактные модели тоже не лишены недостатков: нет возможности менять оптику, а сенсоры микроскопического размера не позволяют получить четкое и незашумленное изображение.

Попытки совместить лучшие черты зеркальных и компактных камер, по возможности избавившись от их принципиальных недостатков, предпринимаются на протяжении нескольких лет, и эти усилия уже начали приносить свои плоды. На наших глазах формируется новый класс цифровых фотоаппаратов. Его предтечей стал представленный осенью 2006 года фотоаппарат Sigma DP1, оснащенный КМОП-сенсором Foveon X3 с размером активной области 20,7x13,8 мм (что примерно соответствует размерам сенсоров формата 4/3 дюйма) и несменным объективом с фиксированным фокусным расстоянием. Кстати, точно такой же сенсор использовался в зеркальной модели Sigma SD14.

 

Рисунок

Избавившись от подъемного зеркала,
можно сделать корпус фотоаппарата
более компактным

Символической датой рождения нового класса можно считать август 2008 года. Именно тогда компании Olympus и Panasonic представили стандарт Micro Four Thirds System. Данное решение было разработано на базе стандарта Four Thirds System, описывающего требования к зеркальным аппаратам, оснащенным сенсорами формата 4/3 дюйма и рассчитанным на использование унифицированных сменных объективов. Камеры стандарта Micro Four Thirds унаследовали от зеркальных моделей КМОП-сенсор формата 4/3 дюйма и возможность использования сменной оптики, а их отличительной особенностью стало отсутствие оптического TTL-видоискателя и соответственно подъемного зеркала.

Исключив из конструкции этот узел, разработчикам удалось уменьшить расстояние между плоскостью байонета и поверхностью светочувствительного сенсора вдвое — с 40 до 20 мм. В результате корпус фотоаппарата стал значительно более компактным и легким. Кроме того, за счет меньшего фокусного расстояния сменные объективы системы Micro Four Thirds получились более компактными по сравнению с оптикой для зеркальных аппаратов, обладающей аналогичными характеристиками (диапазоном эквивалентных фокусных расстояний, светосилой и т.д.).

Первую в мире серийную камеру формата Micro Four Thirds выпустила в конце 2008 года компания Panasonic. Модель Lumix DMC-G1 оснащена 12-мегапиксельным сенсором Live MOS (4/3 дюйма) и рассчитана на использование сменных объективов с байонетом Lumix G Micro System. В аппарате имеется электронный видоискатель и ЖК-дисплей на поворотной платформе. Размеры корпуса Lumix DMC-G1 — 124x83,6x45,2 мм; вес без объектива — 385 г.

 

Рисунок

Lumix DMC-G1

В марте 2009-го Panasonic выпустила модернизированный вариант этой камеры под названием Lumix DMC-GH1. Изменения затронули функцию видеосъемки: у новой модели появился режим записи видеосигнала высокой четкости (1080 линий с прогрессивной разверткой с частотой 30 кадров в секунду) в формате AVCHD.

В сентябре того же года дебютировала Lumix DMC-GF1. По сравнению с предшествующими моделями серии эта камера стала более компактной (119x71x36,3 мм) и получила ряд новых функций. Правда, ради уменьшения габаритов корпуса разработчики пожертвовали поворотным дисплеем: у Lumix DMC-GF1 он встроен в заднюю панель.

 

Рисунок

Камера Lumix DMC-GF1 с аксессуарами

В марте нынешнего года компания представила сразу две новые модели стандарта Micro Four Thirds — Lumix DMC-G2 и Lumix DMC-G10. Обе оснащены 12-мегапиксельными сенсорами Live MOS (4/3 дюйма), оптическими видоискателями и ЖК-дисплеями с 3-дюймовым экраном. Эти камеры позволяют использовать сменные объективы с байонетом Lumix G Micro System.

 

Рисунок

Lumix DMC-G2

Обе модели выполнены в корпусах одинакового размера (124x83,6x74 мм). Различия заключаются в конструкции дисплея и наборе функциональных возможностей. В камере Lumix DMC-G10 установлен обычный дисплей, вмонтированный в заднюю панель корпуса, а в модели Lumix DMC-G2 — дисплей с сенсорным экраном, установленный на поворотной платформе. Соответствующим образом изменен пользовательский интерфейс и добавлены некоторые функции, например выбор приоритетного объекта в кадре путем прикосновения к соответствующему участку экрана. Обе камеры, помимо фотографий, позволяют снимать видео с разрешением до 1280x720.

На данный момент компания Panasonic выпус­тила несколько сменных объективов системы Lumix G Micro System: Lumix G Vario 14-42mm F3.5-5.6 ASPH Mega O.I.S. (экв. 28-84 мм), Lumix G Vario 14-45mm/F3.5-5.6 ASPH./MEGA O.I.S. (экв. 28-90 мм), Lumix G Vario 45-200mm/F4.0-5.6/MEGA O.I.S. (экв. 90-400 мм), Lumix G Vario 7-14mm/F4.0 ASPH (экв. 14-28 мм) и Lumix G 20mm F1.7 ASPH (экв. 40 мм).

Летом 2009 года своего союзника по альянсу поддержала компания Olympus, представившая свою первую камеру стандарта Micro Four Thirds — Pen E-P1. Этот аппарат оснащен 12-мегапиксельным сенсором Live MOS и рассчитан на установку сменной оптики Micro Four Thirds System. В отличие от моделей Lumix, в камерах Pen используется система стабилизации изображения, работающая по принципу сдвига платформы со светочувствительным сенсором относительно оптической оси объектива. Благодаря этому функция стабилизации доступна с любой оптикой.

 

Рисунок

Olympus Pen E-P1

Корпус Pen E-P1 удалось сделать очень компактным для аппаратов этого класса (120,5x70x35 мм). Правда, определенным недостатком этой камеры является отсутствие альтернативного видоискателя: визирование возможно только по экрану 3-дюймового ЖК-дисплея.

В ноябре 2009 года Olympus анонсировала следующую модель — Pen E-P2. По размерам и внешнему виду она практически не отличается от своего предшественника. На корпусе появился дополнительный разъем, расположенный рядом с «горячим башмаком» и служащий для подключения съемного электронного видоискателя и микрофона. Появилось и несколько новых функций — в частности непрерывный режим работы автофокуса (C-AF), система улучшения изображений i-Enhance и дополнительные художественные фильтры.

 

Рисунок

Olympus Pen E-P2 со сменными объективами
и съемным электронным видоискателем

В феврале нынешнего года компания Olympus пополнила линейку камер Pen моделью E-PL1. Она получила модифицированный, более легкий корпус (его размеры — 114,6x72,2x41,5 мм; вес — 296 г против 335 г у предшествующих моделей Pen), а также выдвигающуюся вспышку новой конструкции. Из новых возможностей появилась функция следящего автофокуса.

 

Рисунок

Olympus Pen E-PL1

В настоящее время для камер серии Pen выпускаются четыре модели объективов: M. Zuiko Digital ED 9-18mm 1:4.0-5.6 (экв. 18-36 мм), M. Zuiko Digital ED 14-150mm 1:4.0-5.6 (экв. 28-300 мм), M.Zuiko Digital ED 14-42mm 1:3.5-5.6 (экв. 28-84 мм) и M. Zuiko Digital 17mm 1:2.8 (экв. 34 мм). Помимо оптики Micro Four Thirds System на камеры Olympus Pen при помощи специальных адаптеров можно устанавливать сменные объективы серий Zuiko Digital (системы Four Thirds) и OM.

Внимательно следившая за действиями конкурентов Sony в начале этого года решила застолбить место в зарождающемся сегменте рынка. На проходившей в феврале выставке PMA 2010 японская компания продемонстрировала прототип незеркального цифрового фотоаппарата, оснащенного КМОП-сенсором Exmor APS HD формата APS-C и рассчитанного на использование сменных объективов. Помимо фотографий этот аппарат сможет снимать видео высокой четкости в формате AVCHD. Хотя представленный концепт отмечен логотипом серии «альфа», в нем используется оригинальный байонет уменьшенного диаметра.

Согласно информации, полученной от представителей Sony в ходе выставки «Фотофорум 2010», серийные модели камер подобного типа появятся в продаже уже в конце нынешнего года. Одновременно с фотоаппаратами компания планирует выпустить три модели сменных объективов с новым байонетом. Кроме того, в продаже появится и специальный переходник, позволяющий устанавливать на такие камеры полноразмерные объективы серии «альфа».

Заключение

Итак, дебют нового класса камер состоялся. В ближайшее время следует ожидать появления не только новых моделей, но и новых производителей в этом сегменте. Имеющаяся информация позволяет сделать и определенные выводы относительно перспектив нового класса фотоаппаратов.

Скорее всего, незеркальные камеры со сменной оптикой займут ныне практически пустующую нишу камер класса prosumer. Они идеально подходят на эту роль, поскольку позволяют использовать сменную оптику, а по качеству получаемого изображения не уступают зеркальным камерам начального уровня. При этом незеркальные модели гораздо удобнее для повседневной любительской съемки благодаря более компактному и легкому корпусу.

Что касается конкуренции с зеркальными моделями начального уровня, то здесь многое будет зависеть от ценовой политики производителей. Теоретически незеркальные камеры должны быть дешевле зеркалок, однако пока наблюдается обратная ситуация. Цены на модели Panasonic серии Lumix G сопоставимы со стоимостью зеркальных камер начального уровня, а вот аппараты Olympus Pen заметно дороже. Какой будет ценовая политика Sony, пока неизвестно. Ситуация усугубляется еще и тем, что выбор объективов для незеркальных моделей пока весьма ограничен. Несложно прогнозировать, что в нынешней ситуации большинство покупателей отдадут предпочтение зеркальным моделям. Некоторые осознанно, большинство — под влиянием навязанных рекламой стереотипов.

Тем не менее можно с большой степенью вероятности утверждать, что у незеркальных камер со сменной оптикой появятся свои поклонники, не подверженные влиянию сложившихся стереотипов. Конечно, их ряды будут не очень многочисленными по сравнению с армией владельцев зеркалок. Однако в данном случае важнее не количество, а реальная возможность сделать осознанный выбор.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 5'2010