oldi

Business Intelligence для пользователей

Тема Business Intelligence для нашего издания не нова: помнится, еще девять лет назад мы публиковали цикл статей «Введение в OLAP», посвященный главным образом тогда еще новым и мало кому известным технологиям аналитической обработки данных, доступным пользователям Microsoft Office, Microsoft SQL Server, а также решениям на их основе. Да и в последующие годы мы не забывали освещать новшества в этой области, выпущенные производителем самого популярного в нашей стране офисного пакета.

Нынче из новинок в этой сфере, заслуживающих осо­бого внимания, в первую очередь следует отметить недавно вышедшие Microsoft Office 2010 и Microsoft SQL Server 2008 R2. О том, чем порадуют офисные приложения пользователей, активно применяющих их аналитический инструментарий, мы попросили рассказать менеджера по маркетингу продуктов бизнес-аналитики российского представительства корпорации Microsoft Юлию Перевозскую.

КомпьютерПресс: Какие, на ваш взгляд, категории и технологии разработки BI-решений будут наиболее востребованы в ближайшие несколько лет?

Юлия Перевозская: Инструменты бизнес-аналитики, как это явствует из их названия, предназначены прежде всего для управления бизнесом. Именно поэтому все тенденции в этой сфере тесно взаимосвязаны с текущей экономической ситуацией.

 

Рисунок

Год назад, в самый пик мирового финансового кризиса, для компаний важно было экономить деньги, в связи с чем наиболее востребованными были те BI-решения, которые позволяли находить возможности для экономии ресурсов и помогали консолидировать всю информацию в компании с целью проведения аналитической работы по выявлению новых каналов извлечения прибыли.

Теперь же компании заинтересованы не только в оптимизации расходов, но и в дальнейшем развитии и расширении своего бизнеса; они ставят перед собой задачи по определению конкурентного преимущества и прибыльных сегментов. В связи с этим всё более популярными становятся инструменты визуализации информации. Особенно высокий интерес к подобным BI-решениям мы видим среди российских компаний, которые вслед за своими западными коллегами приходят к пониманию того, что важна не столько сама обработка информации, сколько та форма, в которой аналитические данные представлены.

Кроме того, на примере наших российских заказчиков мы замечаем огромный интерес компаний к инструментам самостоятельной отчетности, позволяющим аналитикам и менеджерам проектов легко и быстро самостоятельно строить отчеты. Особенно важно, что все отчеты можно создавать и обновлять в режиме реального времени — это преимущество дает компаниям возможность корректировать свои планы и принимать важные стратегические решения непосредственно в момент обсуждения результатов аналитической работы и полностью исключает необходимость ожидания длительной повторной обработки или редактирования информации. На самом деле, скорость — это очень важный фактор. В условиях современного бизнеса компании не хотят и не могут долго ждать.

На данный момент, пожалуй, именно эти инструменты становятся всё более востребованными, особенно в России. Но в целом можно сказать, что компании сейчас интересует всё богатство и разнообразие современных BI-решений.

КП: Какие общие рекомендации вы могли бы дать сотрудникам ИТ-подразделений, выбирающим платформу для построения BI-решения?

Ю.П.: С системой бизнес-аналитики должны работать конечные пользователи, причем процесс работы должен быть легким, быстрым и удобным. Этими критериями и должен прежде всего руководствоваться ИТ-специалист при выборе соответствующей платформы. Также нужно обязательно учитывать бизнес-задачи самой организации и ее сотрудников.

Кроме того, я хотела бы обратить особое внимание на некоторые моменты, связанные с эксплуатацией системы бизнес-аналитики. Во­первых, BI-решения требуют комплексной и порой весьма затратной ИТ-поддержки. Это связано с огромным массивом данных, постоянно обрабатываемых системой бизнес-аналитики, с необходимостью обеспечения конфиденциальности информации, с организаций доступа к инструментам и данным и управлением этим доступом, а также со многими другими факторами. Поэтому отдельное внимание при выборе платформы нужно уделять тому, какое количество BI-инструментов в ней предлагается: чем их больше, тем выше будут расходы на поддержку.

Кроме того, дорогостоящие BI-продукты могут существенно сократить бюджет компании на обучение персонала работе с новыми технологиями. Чем меньше сотрудников в организации умеет грамотно работать с инструментами бизнес-аналитки, тем выше риск простаивания системы в те периоды, когда обученные люди отсутствуют на своем рабочем месте. Этот момент тоже нельзя упускать из виду.

Хочу также упомянуть еще об одной особенности работы с аналитическими системами. Обычно решения в компании принимаются коллективно, поэтому очень важно, чтобы инструменты бизнес-аналитики были легко доступны всем ответственным сотрудникам. ИТ-специалистам необходимо обеспечить свободный обмен информацией внутри организации, отрыть доступ к отчетам и результатам аналитической работы всем заинтересованным специалистам. В России это направление только начинает развиваться. И будет очень интересно посмотреть на результаты 2010 года, поскольку именно сейчас компании начинают всё активнее пользоваться инструментами social computing, которые позволяют обмениваться данными в формате социальных сетей. В качестве примера можно привести платформу SharePoint, которая предоставляет внутреннюю сеть с персональными веб­страницами для сотрудников My site. На этих страничках аналитики или люди, обрабатывающие информацию, могут опубликовать результаты своей работы и открыть к ним доступ всем членам команды. Это очень удобно и помогает сотрудникам и клиентам компании эффективно взаимодействовать даже удаленно.

КП: Насколько эти рекомендации универсальны? Различаются ли они в зависимости от масштаба компании и ее отраслевой принадлежности?

Ю.П.: Это хороший вопрос. Ведь система бизнес-аналитики используется для управления бизнесом. А принципы управления достаточно универсальны. Соответственно и требования к BI-решениям в целом идентичны как для больших, так и для малых компаний. Важно, чтобы система бизнес-аналитики была простой в применении и ею было легко управлять, важна стоимость поддержки и лицензий. Безусловно, принятие решений в крупных организациях — это гораздо более сложный процесс по сравнению с небольшими компаниями. Но в обоих случаях внедрение системы бизнес-аналитики существенно влияет на успешность бизнеса, и к этому решению компании приходят после предварительного анализа своих задач и возможностей системы.

КП: Существуют ли методы оценки экономической эффективности внедрения средств бизнес-аналитики на предприятиях? Какие аргументы в пользу подобного внедрения сможет привести ИТ-директор своему руководству?

Ю.П.: Безусловно, эти методы существуют и находятся в свободном доступе. Многие исследовательские институты и компании предлагают свои методики. Кроме того, некоторые крупные предприятия, которые давно уже внед-ряют системы бизнес-аналитики, используют собственные методы оценки. Естественно, какого-то универсального метода не существует, потому что системы бизнес-аналитки по своим задачам сильно различаются. Выбирать наиболее подходящий способ нужно, исходя из конкретной ситуации.

В целом все эти методы можно подразделить на качественные и количественные. Начну с конкретного примера: совсем недавно я была у одного из наших заказчиков и спросила у него, в чем они видят основную выгоду от внедрения системы. Он ответил так: «Важно не то, насколько быстро наши сотрудники стали создавать отчеты, а то, что мы теперь верим в наши данные». Это качество данных очень сложно выразить каким­то количественным показателем и как­то конкретно оценить. Это просто очень важный качественный фактор, свидетельствующий об успехе внедрения системы бизнес-аналитики.

Другой важный качественный показатель — это автономность и независимость в работе. Зачастую до внедрения систем бизнес-аналитики все вычисления в компании производятся одним или двумя людьми, которые знают, где искать какие­то определенные данные. Соответственно, если этот человек отсутствует на рабочем месте, операционная деятельность компании приостанавливается. Независимые BI-решения в силу своей простоты в применении доступны для работы многим сотрудникам, что позволяет избежать перебоев в работе. Система постоянно доступна для управления деятельностью компании.

Продолжая разговор о качественных показателях, хочу еще отметить следующий момент: система бизнес-аналитки дает компании некие глубинные знания, то, что по-английски называется insight. Зачастую после внедрения BI-систем руководители и менеджеры узнают о своей компании что­то новое. Например, они находят перспективный сегмент в продажах или обнаруживают причины падения продаж в отдельных регионах. Просто обычно на такие вещи влияет много факторов, и сопоставить их вручную очень сложно, а системы бизнес-аналитики позволяют легко объединять разрозненные данные и проводить глубокий анализ ситуации.

Если говорить о количественных показателях, то здесь стоит выделить такие факторы, как скорость обработки информации, регулярность отчетов, быстрота обучения работе с системой и многие другие. В отличие от качественных показателей эффективности внедрения системы бизнес-аналитики, количественные показатели гораздо более очевидны и заметны, поскольку быстрее всего отражаются на деятельности компании.

КП: Какие новшества в инструментах аналитической обработки данных появятся в Microsoft Office 2010? Что нового будет доступно в средствах интеграции офисных приложений с аналитическими службами Microsoft SQL Server?

Ю.П.: В новом Office 2010 мы внедрили революционную технологию, которая позволяет обрабатывать миллионы строк в Excel за секунды. Это PowerPivot — аналитическое приложение для анализа данных, которое обеспечивает беспрецедентную вычислительную мощь непосредственно в рамках Microsoft Office Excel, который пользователи давно знают и любят. Это решение поможет пользователям анализировать огромные объемы данных. При этом им не нужно будет обращаться к ИТ-специалистам, поскольку технология очень проста в применении. Помимо всего прочего PowerPivot позволит подключать к обработке любые источники данных, включая реляционные базы данных, многомерные источники, интернет-сервисы, потоки данных, файлы Excel и текстовые файлы в корпоративной сети и Интернете, а также позволит сортировать, фильтровать и просмат­ривать миллионы строк данных в Excel с той же производительностью, как если бы их было только тысячи.

Развитие компонентов бизнес-аналитики было как раз одним из важнейших инновационных направлений при разработке системы Office 2010.

Наших пользователей в первую очередь ждут улучшения в форматировании данных и новые виды графиков. Также появятся такие функции, как спарклайны и слайсеры. Спарклайны предоставят пользователям возможность увидеть разрозненные данные в одной ячейке, например график динамики продаж рядом с самими цифрами. А интерактивные слайсеры позволят обрабатывать большую выборку данных и на ее основе выявлять тенденции. Лично я, как бывший аналитик, уже влюбилась в эти новые функции.

Также пользователи Office 2010 смогут воспользоваться конструктором отчетов, который позволяет интуитивно строить отчеты при помощи различных компонентов и шаблонов.

Существенные усовершенствования про­изошли и в продукте Visio, который также входит в систему Office 2010. Теперь все диаграммы, слайды и другие визуализированные данные можно не только обновлять в режиме реального времени, но и публиковать на SharePoint. Развитие именно этих инструментов визуализации очень важно в связи с наблюдающимся повышением интереса со стороны российских компаний, о чем мы уже говорили.

И наконец, пользователей Office 2010 ждут улучшенные функции бизнес-аналитики в службах Excel. Фактически Excel на SharePoint позволит обмениваться файлами в формате Excel через веб­браузер. Теперь для того, чтобы посмотреть отчет, сотруднику не понадобится открывать Excel, он сможет ознакомиться с ним в окне браузера. Также службы Excel позволят командам вести совместную работу над одним документом.

Если говорить о продукте SQL Server, то отмечу, что он предлагает готовую инфраструктуру данных и платформу для бизнес-аналитики, в основе которой лежит революционная технология PowerPivot.

Совместно с платформой SharePoint 2010 решение SQL Server обеспечивает надежную и безопасную основу для совместной работы, а также расширяет возможности Microsoft Office 2010.

КП: Существуют ли успешные полномасштабные или пилотные внедрения решений на основе технологий аналитической обработки данных, доступных в Microsoft Office, в российских компаниях? Что именно технически представляют собой эти решения?

Ю.П.: Да, один из первых проектов с применением новых функций бизнес-аналитики Microsoft Office был реализован нами совсем недавно в государственной корпорации РОСНАНО. Внедрение нового решения для аналитической обработки информации заняло всего два месяца (для сравнения: на развертывание аналогичной платформы OLAP ушло бы не менее полугода).

Что мы использовали в этом проекте? Во­первых, самостоятельные BI-модели на основе PowerPivot для ускорения обработки данных в базе Excel. Теперь процесс обновления информации и ее обработки в Excel 2010 происходит автоматически и занимает меньше минуты. Кроме того, специальные фильтры­срезы, также доступные в рамках BI-моделей на PowerPivot, делают данные более наглядными, облегчая их восприятие. Помимо всего прочего мы расширили возможности построения отчетов, добавив в них функцию использования географических данных SQL Server 2008 R2.

В результате заказчик получил комплексное и современное решение, упрощающее и ускоряющее ежедневную операционную работу. Аналитики РОСНАНО могут теперь готовить отчеты и производить вычисления без привлечения ИТ-служб корпорации. Кроме того, они могут самостоятельно осваивать и использовать новые интерактивные модели. Немаловажно также то, что вероятность ошибок в вычислениях существенно снизилась.

КП: Может ли что­нибудь из технологий аналитической обработки данных, доступных в новой версии Microsoft Office, быть интересно не только корпоративным, но и домашним пользователям?

Ю.П.: Я думаю, что определенные группы домашних пользователей, безусловно, по достоинству оценят новые BI-возможности Office 2010. К таким заинтересованным категориям можно отнести в первую очередь студентов, которым новые инструменты помогут в учебе, а также фрилансеров и независимых консультантов, которые ведут аналитическую работу для различных компаний, не являясь их штатными сотрудниками. Кроме того, люди, которые привыкли вести свой домашний бюджет и планировать расходы, с новым Office 2010 смогут делать это гораздо быстрее и эффективнее.

А вообще в силу своей легкости и простоты в применении инструменты бизнес-аналитики в Office 2010 будут доступны любым домашним пользователям, и работа с ними не потребует специальной подготовки и навыков.

КП: Большое спасибо за интересное интервью! От имени наших читателей позвольте пожелать вашей компании дальнейших успехов на российском рынке!

Вопросы задавала Наталия Елманова

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 6'2010