Уйдут ли мыши на покой?

Сергей Асмаков

Принципиально новые системы ввода, в частности сенсорные экраны, с каждым годом приобретают всё больше поклонников. Но если в сегменте портативных электронных устройств подобные новшества внедряются быстрыми темпами, то занять место привычных клавиатуры и мыши на рабочих местах владельцев ноутбуков и настольных ПК им пока не под силу.

Сейчас сложно представить себе рабочее место пользователя ПК без клавиатуры и мыши. На протяжении уже более двух десятилетий мыши являются самой массовой разновидностью компьютерных манипуляторов, с огромным преимуществом опережая устройства других конструкций. И это при том, что изобретатели регулярно представляют на суд публики всё новые и новые варианты конструкций манипуляторов для работы с ПК. Некоторые из таких изобретений даже доживают до стадии серийного выпуска и находят своих приверженцев. Тем не менее позиции мышей пока выглядят незыблемыми.

 

1

Существуют, как минимум, две объективные причины, объясняющие этот феномен. Первая — это постоянное развитие технологий, благодаря внедрению которых мыши год от года становятся все более удобными, надежными и долговечными. С тех пор как мыши, образно говоря, поселились на рабочих столах пользователей, произошло несколько технологических революций, каждая из которых безо всякого преувеличения выводила эти манипуляторы на качественно новый уровень.

После долгого господства «шариковых» мышей (с электромеханическим, а затем и оптомеханическим устройством регистрации перемещения) в 1999 году появились первые манипуляторы, оснащенные оптическими сенсорами второго поколения. Это был значительный шаг вперед: оптические мыши обеспечили более высокую точность и стабильную работу на большинстве «бытовых» поверхностей без специального коврика. Кроме того, пользователи раз и навсегда избавились от необходимости регулярно чистить поверхность шарика и других подвижных частей механизма регистрации перемещений. Неудивительно, что буквально за три года оптические мыши полностью вытеснили своих «шариковых» предшественников.

Оптическая технология тоже постоянно развивается. Так, в 2004 году появились оптические сенсоры с полупроводниковыми лазерами, в 2008-м корпорация Microsoft представила свою технологию BlueTrack, а в 2009-м компания Logitech выпустила манипуляторы с оптическими сенсорами Darkfield Laser Tracking.

 

1

Современная оптическая мышь

Были свои мини-революции и в сфере оптимизации органов управления мыши — например изобретение колесика прокрутки.

По мере роста популярности мышей увеличивались объемы их производства. Это, в свою очередь, способствовало появлению в продаже огромного количества самых разно­образных моделей — как говорится, на любой вкус и кошелек. Сейчас у покупателей имеется широчайший выбор из множества форм корпуса (причем есть отдельные модификации для правшей и левшей), вариантов расцветки и т.д. Выпускаются специальные модели для геймеров, в которых предусмотрена возможность изменения веса и смещения центра тяжести манипулятора путем установки в корпус специальных утяжелителей, входящих в комплект поставки. В зависимости от специфики использования можно выбрать как проводную, так и беспроводную модель. Вариаций на тему такого, казалось бы, несложного устройства, как мышь, появилось столько, что впору издавать отдельный справочник.

Всё перечисленное, безусловно, способствовало укреплению позиций мыши как наиболее доступного и универсального компьютерного манипулятора. Однако если разобраться, то наиболее весомый вклад в популяризацию и долголетие мышей внесли разработчики программного обеспечения. Вспомните: пока пользователи работали с командной строкой, необходимости в применении мыши не возникало — хватало и клавиатуры. Манипуляторы стали востребованными лишь тогда, когда в ОС и приложениях получили распространение графические интерфейсы.

 

1

Смартфоны — наиболее

быстроразвивающаяся разновидность

портативных устройств с сенсорными

экранами

Так вышло, что отправной точкой при создании графических интерфейсов «настольных» ОС, получивших впоследствии широкое распространение (в первую очередь, конечно же, Windows), стала концепция, разработанная еще в начале 70-х годов прошлого века в исследовательском центре PARC компании Xerox. Лучше всего для управления подобными интерфейсами подходит именно мышь. Что, впрочем, неудивительно, учитывая, что одним из сотрудников PARC в то время был Дуглас Энжельбарт (Douglas Engelbart) — изобретатель этого манипулятора.

Если бы развитие ОС для персональных компьютеров пошло по иному пути, то не исключено, что сегодня пользователи были бы поголовно вооружены графическими планшетами, трекболами или чем­нибудь еще. Однако в качестве базового манипулятора была выбрана мышь, и за последние два десятка лет в этом смысле мало что изменилось. Если сравнивать, например, Windows 3.1 с Windows 7, то нетрудно найти огромное количество различий. Однако есть и кое­что общее: как и в начале 90-х годов, графический интерфейс Windows предполагает использование клавиатуры и мыши в качестве основных устройств ввода. И разнообразные украшательства вроде интерфейса Aero не должны вводить в заблуждение. Здесь уместно вспомнить, что в свое время Microsoft пришлось даже выпустить специальную версию ОС (Windows XP Tablet PC Edition) для планшетных ПК, у которых основным инструментом ввода является сенсорный экран.

 

1

Графический планшет Wacom серии Bamboo Pen&Touch:

можно использовать и штатное перо, и пальцы

Есть ли предпосылки к тому, что ситуация изменится? Вопрос отнюдь не праздный, учитывая значительный рост интереса к портативным устройствам с сенсорными экранами, который наблюдается в последние годы. Смартфоны, портативные медиаплееры, GPS-навигаторы, устройства для чтения электронных книг, входящие в моду планшетные ПК — вот далеко не полный список гаджетов, среди которых стремительно увеличивается доля моделей, оснащенных сенсорными экранами.

Сделаны первые шаги и в освоении сегмента настольных ПК. Осенью прошлого года компания Wacom представила новую линейку графических планшетов серии Bamboo Pen&Touch. Эти устройства способны функционировать и как привычные графические планшеты (со специальным пером), и как сенсорные поверхности, воспринимающие прикосновения пальцев. В последнем случае поддерживается возможность регистрации прикосновений в нескольких точках одновременно.

В конце июля нынешнего года компания Apple выпустила Magic Trackpad — беспроводной сенсорный планшет для настольных ПК. В отличие от традиционных графических планшетов, работающих только со специальным пером, данное устройство реагирует на прикосновения пальцев. Кроме того, Magic Trackpad обеспечивает регистрацию касаний в нескольких точках одновременно, что позволяет использовать специальные жесты для выполнения ряда действий (поворота, масштабирования и пр.). Для подключения Magic Trackpad к компьютеру используется беспроводной интерфейс Bluetooth, а источником питания служат два стандартных элемента формата АА. Необычный планшет­манипулятор рассчитан на использование с ПК Apple серий Mac Pro и iMac.

Впрочем, пытаясь интерполировать успехи сенсорных технологий в сфере портативной электроники на сегменты ноутбуков и настольных ПК, нельзя игнорировать вполне очевидный факт. Ни ноутбуки, ни тем более настольные ПК с функцией сенсорного ввода никак нельзя причислить к бестселлерам. Графические планшеты здесь не в счет, поскольку они являются нишевым решением и к тому же в большинстве случаев используются не как альтернатива, а как дополнение к мыши. Обратите внимание: ни ноутбуки-трансформеры, ни компьютеры-моноблоки с сенсорными дисплеями (которые, кстати, выпускаются уже не первый год) пока не получили широкого распространения, и даже малейших предпосылок к изменению ситуации сейчас не наблюдается. И еще один интересный факт: владельцы ноутбуков в большинстве своем весьма редко пользуются штатными сенсорными панелями (touchpad), предпочитая при любом удобном случае подключать мышь.

 

1

Ни ноутбуки-трансформеры,

ни компьютеры-моноблоки с сенсорными

дисплеями пока не получили широкого

распространения

Сенсорные экраны привлекательны прежде всего возможностью использовать естественные движения и жесты для управления приложениями и элементами интерфейса. И это отлично работает в таких устройствах, как смартфоны и портативные медиаплееры. Но в то же время программные оболочки, ориентированные на работу исключительно с сенсорным экраном, пока не обладают достаточной универсальностью для того, чтобы одинаково эффективно справляться со всем спектром задач, выполняемых на ПК.

Посредством несложных движений и жестов можно без труда перелистывать фотографии или страницы электронного документа, менять масштаб изображения или уровень громкости. Однако как насчет того, чтобы выделить несколько букв в тексте или отдельные файлы в списке? Согласитесь, что мышь и клавиатура гораздо лучше подходят для выполнения таких операций, нежели сенсорный экран.

В определенном смысле сенсорные экраны (во всяком случае на современном этапе их развития) можно сравнить с игровыми манипуляторами. Несомненно, управлять авиасимулятором удобнее при помощи специального джойстика, а для погружения в мир виртуальных автогонок пока не придумали ничего лучше манипуляторов, выполненных в виде руля и педалей. Однако для работы даже с примитивным веб­браузером или текстовым редактором подобные устройства совершенно непригодны.

Примерно то же самое можно сказать и о сенсорных экранах. Если рассматривать возможную сферу их применения в ПК, то пока они претендуют лишь на место дополнительного устройства ввода, используемого вместе с мышью, но не вместо нее.

Впрочем, помимо сенсорных экранов существуют и другие, не менее интересные разработки. На проходившей в середине июня этого года выставке Electronic Entertainment Expo (E3) корпорация Microsoft представила серийный образец системы Kinect — новаторского устройства ввода для игровых приставок XBox. Над созданием этого устройства, ранее фигурировавшего под кодовым названием project Natal, сотрудники отдела аппаратных средств Microsoft работали на протяжении нескольких лет.

Система Kinect представляет собой отдельный модуль, оснащенный цифровой видеокамерой, микрофоном, дальномером и мощным микропроцессором. При помощи видеокамеры, осуществляющей съемку с частотой 30 кадров в секунду, устройство в режиме реального времени отслеживает положение тела пользователя. Используемый в текущей версии Kinect алгоритм распознавания образов позволяет выделить 48 контрольных точек на теле человека и отслеживать изменения в их взаимо-расположении.

 

1

Модуль Kinect

Подключив систему Kinect к игровой приставке, пользователь получает возможность управлять игровым процессом посредством движений, жестов и изменения позы. По замыслу разработчиков, Kinect может заменить множество специализированных игровых манипуляторов (геймпадов, джойстиков, рулей и т.д.) и сделать управление игровым процессом более простым и естественным.

Несмотря на высокую цену (в США Kinect можно будет приобрести за 150 долл.), Microsoft рассчитывает уже до конца текущего года реализовать порядка 5 млн таких устройств. Оправдаются ли столь оптимистичные прогнозы — пока сказать сложно. Однако независимо от результатов продаж появление подобной системы само по себе является знаменательным событием.

Да, пока Kinect — чисто игровое устройство и к тому же выпускается исключительно для игровых приставок Microsoft. Однако это вовсе не означает, что подобные системы не могут появиться в ближайшее время и в обычных компьютерах. Ведь если разобраться, то по сравнению с сенсорными панелями это более универсальное и гибкое решение. А встроить миниатюрную видеокамеру в рамку дисплея — давно уже не проблема.

Кстати, некоторое время тому назад нынешний председатель Совета директоров Microsoft Стив Балмер обмолвился, что лет через пять необходимость в использовании мышей и прочих аппаратных манипуляторов при работе с ПК отпадет благодаря появлению массовых систем ввода, использующих технологии оптического распознавания движений и жестов. Однако для того, чтобы это произошло на самом деле, необходимо выполнить как минимум два условия. Во­первых, создать надежную и стабильно работающую ОС с принципиально новым пользовательским интерфейсом, а во-вторых, убедить если не всех, то по крайней мере значительную часть владельцев ПК отказаться от старых решений в пользу революционной новинки. Стоит ли говорить, что вероятность выполнения двух этих условий крайне низка. А это значит, что старые добрые манипуляторы еще немало послужат на наших рабочих местах.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 8'2010


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует