AMD Radeon HD 6850 и HD 6870: первый выход в свет

Олег Добрынин

«Поверь своим глазам»

Новая старая архитектура Barts

Встречайте: AMD Radeon 6850 и AMD Radeon 6870

И многое другое

Выводы

 

Нынешней осенью компания AMD по традиции провела презентацию новых видеокарт серии 6800. На этот раз мероприятие прошло в Лос-Анджелесе, и нельзя не отметить, что место было выбрано очень удачно: этот город живет кино, что, согласитесь, наиболее близко к современному игровому миру и компьютерным разработкам в этой области. За минувший год у компании накопилось много сюрпризов и новостей для геймеров, которыми мы спешим поделиться с читателями.

Лос-Анджелес, североамериканская столица киноиндустрии, встретил гостей теплом: солнце, пальмы — всё это не могло не произвести впечатления на прибывших из разных уголков мира участников презентации новых видеокарт семейства Radeon. Серия 6800 — одна из немногих в истории компании, вызвавших оживленные обсуждения среди компьютерных пользователей. Связано это прежде всего с тем, что заранее было сообщено об отказе от перевода техпроцесса изготовления чипов для видеокарт на заветные 32 нм, что вызвало много домыслов и предположений: неужели снова 40 нм? С этой мыслью журналисты со всего мира в нетерпении ожидали предварительной демонстрации видеорешений в узком кругу, которая состоялась 15 октября.

«Поверь своим глазам»

Именно под таким лозунгом, «Поверь своим глазам», проходила в этом году презентация AMD. Мероприятие состоялось в одном из культовых мест Лос-Анджелеса — в здании бывшей фондовой биржи, ныне превратившемся в популярное место отдыха горожан, которое в дань уважения к прошлому получило название Exchange LA. Как и ожидалось, презентация в основном была посвящена игровой карте AMD Radeon 6850 — первой модели в новой серии видеоплат. Однако несколько слов было сказано и о более интересной старшей модели AMD Radeon 6870. Но обо всем по порядку.

 

Рисунок

Сначала было рассмотрено общее положение компании AMD на мировом рынке игровых видеоадаптеров. В минувшем году успехи AMD были весьма заметны: быстрое освоение 40-нм техпроцесса, активное внедрение новой графики для мобильных платформ, стремительный захват рынка решений DirectX 11, 90% которого теперь, по данным компании AMD, принадлежит ей. AMD остается единственным производителем, который охватывает весь компьютерный рынок, поставляя пользователям процессоры и графические решения для мобильных и настольных платформ. Иными словами, похвастаться действительно есть чем.

Поскольку на рынке графических адаптеров по-прежнему остается два главных игрока —AMD и NVIDIA, — не обошлось без легких колкостей в сторону конкурента (рис. 1), однако стоит признать, что отношение к NVIDIA у AMD весьма серьезное и уважительное.

 

Рисунок

Грозные конкуренты в современном игровом мире больше
похожи на старинных друзей за партией в шахматы

Многочисленные доклады были посвящены новой политике компании AMD по глобальному присутствию на рынке. Причем речь идет не просто о главенствующей позиции на рынке видеоадаптеров, а о внедрении решений AMD во многие отрасли современной науки, техники и индустрии развлечений. Например, выступающие продемонстрировали кадры из новых голливудских блокбастеров «Мачете» (“Machete”) и «Хищник» (“Predator”), при создании которых, как оказалось, использовались решения компании AMD. Более того, с докладом выступил представитель студии Troublemaker, которая работала над вышеупомянутыми фильмами. Кроме того, AMD дала понять, что на данный момент сотрудничает со многими известными брендами и компаниями, тем самым доказывая свое глобальное присутствие во многих отраслях. В очередной раз была упомянута платформа FUSION, которая, напомним, призвана объединить силы современных центральных и графических процессоров в единое ядро, тем самым выводя современные персональные компьютеры на новый уровень.

 

Рисунок

Развитие шестой серии AMD Radeon
станет интересным завершением года

После приветственных слов и рассказа о положении компании AMD на мировом компьютерном рынке выступающие перешли к главному — серии видеокарт Radeon 6800. Ее лозунг «Today, the best just got better» можно перевести как «Сегодня лучшее становится еще лучше». Для тех, кто не знаком с серией 6800, он может показаться странным. Однако его суть как нельзя лучше отражает положение новой серии дискретной графики на рынке. Дело в том, что предыдущая серия графических карт — Radeon 5800 — по мнению AMD, дала пользователям всё необходимое, однако ее недостатком стала малая доступность для пользователей (если говорить о топовых моделях). Поэтому, взяв за основу серию 5800 и учитывая требования пользователей, главным из которых всегда остается «Мы хотим лучшее по минимальной цене», разработчики AMD создали серию 6800. Развитие серии 5800 пошло в разных направлениях, предполагающих свою архитектуру (кодовые названия Barts и Cayman). Архитектура Barts легла в основу решений 6850 и 6870, а Cayman, возможно, продолжит развитие одночипового сегмента в течение этого года и станет основой серии 6900. Кроме того, ожидается появление двухчиповой карты на базе двух Cayman-чипов, которая по праву займет место в топовом сегменте двухчиповых видеоадаптеров.

 

Рисунок

В 2010 году линейка AMD должна заполнить все целевые сегменты

Архитектура Barts фактически не является новинкой, поскольку техпроцесс остался прежним. Выпускать новую архитектуру под 40 нм компания не решилась, поэтому был произведен апгрейд чипа Cypress предыдущего поколения. Цель апгрейда довольно проста — добиться прежней производительности, снизив затраты, учтя все современные технологии и наработки и, разумеется, повысив эффективность. Кроме того, у новых решений есть еще одна очень важная цель — выровнять модельный ряд AMD, предоставив пользователю большую мобильность при выборе видеоплат. В каком­то смысле ситуация повторяется: после серии 4800 верхний сегмент закрыла серия 5800, а нижний (менее производительный, чем 4800) — 5700. В нашем случае серия 5800 будет перекрыта сверху модельным рядом 6900, а снизу — 6800. Разница лишь в том, что модельный ряд окажется шире и сделать выбор будет проще. Ну и, конечно, в кои­то веки будет нарушен порядок выхода моделей: более слабые решения появятся раньше, чем более производительные.

Новая старая архитектура Barts

Наверное, одним из самых интересных развлечений инженеров различных компаний является именование архитектур, которые ложатся в основу тех или иных решений. Предыдущая, 5-я серия видеоадаптеров от AMD базировалась на архитектурах с названиями различных вечнозеленых деревьев: кипарис, кедр, можжевельник и др. В качестве названий для новой серии архитектур и чипов выбрана тематика «северные острова» (Nothern Islands).

Несмотря на то что новая архитектура Barts мало чем отличается от старой Cypress, мы кратко рассмотрим ее, отметив основные нововведения.

На рисунке видно, что, несмотря на схожее строение SIMD-ядер, их стало меньше. От 20 ядер, которые украшали архитектуру Cypress, осталось только 14 (соотношение 18:12 для младших моделей). Таким образом, количество потоковых процессоров упало до отметки 1120 и 960 для Radeon HD 6870 и Radeon HD 6850 соответственно. А это означает лишь одно: для того чтобы добиться того же уровня производительности, оставшимся ядрам предстоит работать быстрее. Действительно, заявленная частота работы ядер в решении AMD Radeon 6870 — 900 МГц. В решении 5870 это значение составляло 850 МГц.

 

Рисунок

Новая архитектура Barts

Кроме того, небольшие изменения коснулись и других блоков: к одному управляющему чипу UTDP (Ultra-Thread Dispatch Processor) добавился еще один, был встроен блок тесселяции нового поколения. Снижение стоимости новой архитектуры обу­словлено не только урезанием количества SIMD-блоков, но и уменьшением площади кристалла, которая теперь равна 255 мм2 вместо 334 мм2 у кристаллов предыдущей архитектуры. Уменьшение площади чипа, в свою очередь, позволило улучшить еще одну важную характеристику — потребляемую мощность. Иными словами, если верить представителям компании AMD, новая архитектура действительно стала более эффективной. Кроме того, в ней обновилась поддержка линейки интерфейсов HDMI и DisplayPort до версий HDMI 4.1а и DisplayPort 1.2. Количество контроллеров памяти GDDR5 у архитектуры Barts осталось прежним: четыре 64-битных контроллера, да и в остальном это старый добрый Cypress. Несмотря на схожесть архитектур Barts и Cypress и попытки производителя приблизить дешевую 6800-ю серию к дорогой 5800-й, скорее всего, их производительность будет сильно различаться, а вот каким при этом станет соотношение «цена/производительность» — пока вопрос.

Встречайте: AMD Radeon 6850 и AMD Radeon 6870

Как вы уже, наверное, успели заметить, компания AMD окончательно отказалась от использования в наименовании видеокарт знакомого любому геймеру бренда — ATI. Ни в названии новых продуктов, ни на презентации легендарное имя не было упомянуто. Компания AMD поясняет, что это было сделано с целью обобщить все продукты компании под единым брендом и таким образом еще раз подтвердить свое глобальное присутствие во всех сферах компьютерного рынка. Однако то ли в память о былых временах, то ли из уважения к бренду ATI в названиях видеокарт сохраняется маркировка Radeon, которая, к слову, так же привычна геймерам, как и бренд ATI.

 

Рисунок

Видеокарта AMD Radeon HD 6850

Рисунок

Видеокарта AMD Radeon HD 6870

Сводная таблица поможет сравнить преды­дущую серию видеоадаптеров AMD Radeon 5800 с решениями AMD Radeon 6850 и AMD Radeon 6870.

Пока неясно, какое место в линейке займут представленные решения, но, исходя из предоставленной AMD информации, а также анализа архитектуры Barts, можно сделать вывод, что AMD Radeon 6850 станет хорошей заменой карты HD 5830, предоставив, по сравнению с ней, пользователям улучшенные энергоэффективность, систему кондиционирования и доступ к современным версиям интерфейсов HDMI и DisplayPort. Второе же решение, AMD Radeon 6870, займет место рядом с картой прошлой серии — HD 5850. Кроме того, благодаря улучшенной модификации чипов и самих карт данные решения войдут в более низкий ценовой сегмент, что, несомненно, привлечет большое количество пользователей. Рассматривая выпуск новых видеокарт с точки зрения конкуренции на рынке графических адаптеров, становится понятно, что AMD, быстро отреагировав на выход младших решений серии компании NVIDIA, предложила пользователям свою версию бюджетных современных решений, взяв за основу мощную 5800-ю серию и переведя ее в младшую лигу. Однако до получения результатов тестирования новых карт мы поостережемся делать какие­либо серьезные выводы. Более подробная информация о видеокартах AMD Radeon 6850 и AMD Radeon 6870, а также результаты их тестирования будут опубликованы в декабрьском номере журнала КомпьютерПресс.

И многое другое

Обсуждение новой архитектуры и новых моделей видеоплат заняло не так уж много времени, несмотря на то что презентация длилась практически весь день. Это вполне объяснимо: говорить о картах и обсуждать их возможности без проведения испытаний в собственной тестовой лаборатории нельзя, а журналисты, собравшиеся на предпоказ, — не тот контингент, который можно увлечь рекламой новой линейки видеорешений. Поэтому помимо технических характеристик новых решений компания AMD предоставила массу интересной информации.

Много было сказано по поводу улучшения качества изображения и поддержания передовой технологии DirectX 11. Как мы уже упоминали, AMD сейчас намного опередила своих конкурентов в этом сегменте. Помимо поддержки упомянутого стандарта, в новой серии видеоадаптеров появился новый блок тесселяции седьмого поколения. Хотя поддержка Directx 11 была включена уже в предыдущем, шестом поколении, новый блок был еще усовершенствован, а именно было улучшено распараллеливание и увеличен размер буфера блока, за счет чего, по уверениям специалистов AMD, скорость тесселяции в новых решениях возрастет в 1,5-2 раза.

 

Рисунок

Улучшения в анизотропной фильтрации в новой серии видеоадаптеров

Кроме того, был продемонстрирован взгляд компании AMD на современную геометрию 3D-моделей, которые недостаточно эффективно строятся, создавая узкие места в работе шейдерных блоков при высокой тесселяции. По мнению AMD, современные игровые приложения не должны стремиться к геометрии одного пиксела, то есть к созданию полигона размером в один пиксел, а, наоборот, должны найти золотую середину между детализацией (качеством) и быстротой обработки полученной модели (производительностью). В качестве такой золотой середины AMD предлагает выбрать модель с разбиением, в которой на каждый полигон приходится около 16 пикселов — при этом значении видеоадаптер будет работать действительно эффективно, а отдельные блоки не будут перегружаться. В качестве одного из решений данной проблемы может послужить технология адаптивной тесселяции, которая, напомним, позволяет по-разному обрабатывать модели, находящиеся на разных планах на изображении. Проще говоря, она обеспечивает тщательную обработку изображений на переднем плане и немного снижает детализацию на заднем плане, приводя общее изображение к некому балансу производительности и качества.

Еще один метод, который, по мнению AMD, способен существенно улучшить качество картинки в современных игровых приложениях, получил название Morphological Anti-Aliasing (MAA). Этот метод сглаживания поддерживается на программном уровне и фактически является фильтром размытия, который накладывается на всю картинку в целом, избегая обработки каждой грани полигона. Конечно, данный эффект применяется выборочно при нахождении резких переходов по цвету. Это позволяет добиться довольно ощутимого прироста производительности по сравнению со стандартными методами антиалиасинга и даже мультисемплирования.

Изменения претерпел и еще один метод улучшения качества изображения — анизотропная фильтрация. Что именно было изменено — не понятно, но по сравнению с преды­дущим поколением карт разница заметна невооруженным глазом.

При обсуждении игрового опыта пользователей и улучшения качества игр благодаря работе видеоадаптеров были упомянуты не только способы обработки картинки на глубоком уровне, но и новые веяния современной игровой индустрии — 3D и поддержка большого количества мониторов. Конечно, пока данная сфера игровой индустрии находится в начальной стадии развития, но это одна из самых обсуждаемых тем среди геймеров и видеолюбителей. В области 3D, к сожалению, пока больше слов, чем дела. Однако это не означает, что индустрия не развивается: множество компаний продолжает работу над снижением стоимости данной технологии — этот фактор до сих пор остается главным препятствием для массового распространения стереовидения.

 

Рисунок

Для поддержки шести мониторов видеоадаптеру потребуется
всего два интерфейса

Что касается поддержки большого количества мониторов, то эта технология была представлена наглядно. Три гигантские панели, на которых демонстрировались слайды мероприятия, по окончании презентации превратились в поле боя игровой новинки серии Medal of Honor. Зрелище действительно впечатляющее, увеличение игрового поля в три раза не может не поразить даже тех геймеров, которые уже перестали удивляться современным технологиям. Технология AMD под названием Eyefinity способна увеличить число поддерживаемых мониторов до шести. Как известно, в арсенале AMD уже была карта, оснащенная шестью интерфейсами mini DisplayPort, которые обес-печивали такую поддержку. Теперь, по уверениям AMD, для этого потребуется всего два подобных интерфейса и небольшой апгрейд, в качестве которого служит устройство MST hub.

Таким образом, компания AMD с перспективой смотрит в будущее и надеется, что все технологии, которые сегодня вызывают изум-ление, в скором будущем станут доступны пользователям.

В заключительном блоке выступлений слово было предоставлено многочисленным партнерам AMD, представителям самых разных сфер современного компьютерного рынка и рынка медиаразвлечений.

Выводы

Итак, на очередную ступеньку компания AMD поднялась твердо и уверенно. Выпуск новых решений видеоадаптеров — очень удачный ход в плане как маркетинга, так и расширения ассортимента. Таким образом компания AMD убила даже больше, чем двух зайцев: видеоадаптеры серии 6800 заняли пустующую нишу младших решений в линейке Radeon, стали сильным конкурентом для решений компании NVIDIA в данном сегменте, а самое главное — позволили пользователям бюджетного и начального мейнстрим­сегментов приобщиться к мощной графике серии Radeon 5800. Даже тот факт, что вышедшие решения будут слабее предшественников серии 5800, ничуть не смущает — ведь на это и делалась ставка. Снижение цены, уменьшение тепловыделения, современная оснастка и апгрейд старого (по сути) чипа — всё это пришлось как нельзя кстати. Освоение новых техпроцессов — важная, но не первоочередная задача современной игровой индустрии — вот что, по нашему мнению, поняла компания AMD. Она наглядно доказала, что и в 40 нм еще есть куда двигаться, причем в данном случае этот шаг вперед был сделан навстречу пользователю, а не просто в неизвестное «завтра». Рассуждать о популярности новых решений пока рано, для этого нужно дождаться полной комплектации 6-й серии видеоадаптеров и, конечно, показательных сравнительных тестов всех решений. Но одно можно сказать точно: компания AMD в очередной раз показала себя перспективным, сильным и умным игроком на рынке компьютерных решений, который не только отстаивает свои позиции, но и готов двигаться вперед.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 11'2010

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует