Звуковые проекторы — альтернатива многоканальным АС

Сергей Асмаков

Звук из бруска

Классики жанра

Новая волна

За и против

 

Если хочется насладиться настоящим окружающим звуком, а жилищные условия не позволяют инсталлировать многоканальную АС традиционной конструкции, не стоит отчаиваться: достойной альтернативой в подобной ситуации может стать звуковой проектор. И если первые модели подобных устройств не отличались гуманной ценой, то сегодня в продаже появились и более простые по конструкции бюджетные варианты.

Многоканальный окружающий звук уже давно стал фактическим стандартом для кино и трехмерных игр. Даже интегрированные звуковые адаптеры настольных ПК, как правило, имеют многоканальный выход формата 5.1 или 7.1, а приобрести компьютерную акустическую систему формата 5.1 можно за пару тысяч рублей. Казалось бы, погрузиться в нирвану окружающего звука не так уж и сложно.

Увы, серьезным (а во многих случаях — практически непреодолимым) препятствием для многих пользователей является сложность инсталляции многоканальной АС. Ведь не секрет, что для достижения желаемого эффекта сателлиты акустической системы необходимо разместить в определенных точках помещения. Но если с размещением еще как­то удается справиться, то прокладка соединительных кабелей без ущерба для интерьера может стать поистине неразрешимой задачей.

Конечно, когда есть возможность выделить отдельную комнату под домашний кинотеатр и развлекательный центр, то решить проблемы с размещением многочисленных колонок и прокладкой к ним кабелей, скорее всего, не составит труда. Но как быть тем, кто не может себе позволить подобной роскоши?

Звук из бруска

Одним из альтернативных вариантов является использование АС, известных под названием звуковых проекторов (sound projector). В последнее время широкое распространение получило еще одно название подобных устройств — soundbar (дословно — «звуковой брусок»). Ассоциация весьма удачная, поскольку корпус многих моделей имеет форму, близкую к вытянутому по горизонтали параллелепипеду.

Звуковой проектор представляет собой активную акустическую систему, выполненную в компактном корпусе­моноблоке и при этом позволяющую создавать более­менее правдоподобную иллюзию окружающего звучания.

В многоканальных АС традиционной конструкции эффект окружающего звука достигается за счет расположения нескольких сателлитов в различных точках пространства вокруг слушателя. В простейшем случае каждый из каналов декодированного сигнала воспроизводится через соответствующий громкоговоритель. Каким же образом с подобной задачей может справиться звуковой проектор, не имеющий разнесенных в пространстве сателлитов?

 

Рисунок

Звуковые проекторы: корпус-моноблок и много динамиков

Как ни парадоксально, принцип используется схожий — с той лишь разницей, что вместо физических громкоговорителей звуковой проектор задействует так называемые фантомные источники звука. Чтобы создать у слушателя иллюзию того, что источник звука находится не прямо перед ним, а, например, сбоку или сзади, звуковой проектор воспроизводит с определенной временной задержкой через разные динамики несколько копий исходного сигнала, каждая из которых к тому же подвергается рассчитанной по хитроумному алгоритму амплитудно- и фазочастотной коррекции. Для выполнения этих операций в звуковых проекторах применяются специализированные сигнальные процессоры (DSP), обладающие внушительной вычислительной мощностью. Для формирования звуковой картины задействуется большое количество динамиков (от полудюжины до нескольких десятков), каждый из которых снабжен отдельным усилителем мощности.

Если алгоритм обработки звуковых сигналов скорректировать с учетом акустических особенностей помещения, в котором инсталлирована система, то можно значительно повысить точность позиционирования фантомных источников звука. Именно поэтому в дорогих моделях звуковых проекторов предусмотрена возможность калибровки с применением измерительного микрофона.

Благодаря возможности формировать фантомные источники звука в произвольных точках пространства звуковые проекторы обладают гораздо большей гибкостью по сравнению с многоканальными АС традиционной конструкции. Во многих моделях звуковых проекторов предусмотрено несколько различных режимов, позволяющих оптимальным образом подстраиваться под особенности воспроизводимой фонограммы. Например, при воспроизведении стереофонических звуковых записей проектор может имитировать работу обычной двухканальной АС, а при просмотре фильмов переключаться в режим многоканальной системы формата 5.1 или 7.1.

Классики жанра

Первой серийные модели звуковых проекторов для систем домашнего кинотеатра начала выпускать компания Yamaha. В качестве примера рассмотрим одну из современных моделей этого производителя — звуковой проектор Yamaha YSP-2200. Данная система выполнена в плоском корпусе размером 44x79x145 мм и оборудована 16 динамиками. Воспроизведение глубокого баса обеспечивает отдельный сабвуфер, входящий в комплект поставки (его габариты — 435x137x350 мм).

 

Рисунок

Звуковой проектор Yamaha YSP-2200

Для подключения источников сигнала предусмотрено три входа интерфейса HDMI 1.4a, два цифровых входа S/PDIF (оптический и электрический коаксиальный), а также стереофонический аналоговый линейный вход. Кроме того, имеется выход HDMI 1.4a для сквозного подключения телевизора.

Устройство оснащено встроенным декодером многоканального сигнала, поддерживающим работу с потоками форматов Dolby Pro Logic IIx, Dolby Digital, Dolby Digital EX, DTS и Dolby TrueHD. Для настройки звукового проектора предусмотрена система автоматической калибровки IntelliBeam (необходимый для ее работы измерительный микрофон входит в комплект поставки).

Еще один звуковой проектор от известного производителя акустики — B&W Panorama. Это моноблок, имеющий размеры 1100x125x181мм и вес 14,1 кг. Конструкция позволяет устанавливать его как на горизонтальной поверхности, так и подвешивать на стену при помощи входящего в комплект поставки кронштейна.

 

Рисунок

Звуковой проектор B&W Panorama

Данная модель оборудована цифровыми усилителями и девятью динамиками: двумя 90-миллиметровыми низкочастотными, шестью 75-миллиметровыми среднечастотными и высокочастотным излучателем купольного типа диаметром 25 мм. Согласно данным производителя, воспроизводимый диапазон частот простирается от 36 Гц до 50 кГц при неравномерности АЧХ ±3 дБ.

Для подключения источников сигнала в этом устройстве имеются три цифровых входа S/PDIF (два оптических и один электрический коаксиальный) и два аналоговых стереофонических линейных входа с разъемами RCA. Предусмотрен линейный выход для подсоединения внешнего сабвуфера.

Встроенный декодер B&W Panorama поддерживает работу с многоканальными потоками Dolby Pro Logic, Dolby Digital и DTS. В настройках системы реализована возможность коррекции алгоритма обработки звука в зависимости от варианта установки (на тумбе или на стене) и типа отделки стен в помещении.

Новая волна

В течение пары последних лет на сцену вышло новое поколение звуковых проекторов, отличительными чертами которых являются скромные габариты, относительно небольшое количество динамиков и наличие в комплекте поставки штатного сабвуфера. Кроме того, подобные модели не предусматривают возможность точной калибровки, позволяя лишь выбрать наиболее подходящий режим из набора готовых настроек. Более простая конструкция и сокращение количества функций позволили сделать такие модели заметно дешевле и, таким образом, привлечь к ним внимание более широкого круга пользователей. Рассмотрим несколько примеров.

В минувшем году компания Sony выпустила звуковой проектор HT-CT150, предназначенный для систем домашнего кинотеатра. В комплект поставки входят моноблок размером 800x67x60 мм и активный сабвуфер (его габариты — 196x450x410 мм). Для подключения источников сигнала предусмотрено три входа HDMI, три цифровых входа S/PDIF (два оптических и один электрический коаксиальный), а также пара стереофонических аналоговых линейных входов с разъемами RCA. Есть и один выход HDMI для сквозного подключения дисплейной панели. Встроенный декодер поддерживает работу с многоканальными потоками форматов Dolby Digital и DTS. Интересно отметить, что панель коммутации этой системы вынесена на корпус сабвуфера.

Накануне январской выставки CES 2011 компания LG представила акустическую систему HD Sound Bar LSB316, представляющую собой компактный звуковой проектор с сабвуфером. Ширина моноблока соответствует ширине плоскопанельных телевизоров с 42-дюймовым экраном, а его конструкция обеспечивает возможность как установки на тумбу, так и крепления на стену. Моноблок оборудован шестью динамиками: четырьмя 2,5-дюймовыми среднечастотными и парой высокочастотных с шелковыми купольными излучателями.

 

Рисунок

Звуковой проектор LG HD Sound Bar LSB316

Для подключения источников звукового сигнала предусмотрены два цифровых оптических входа S/PDIF и стереофонический аналоговый линейный вход. Есть и ряд дополнительных функций. В частности, устройство позволяет воспроизводить записи форматов MP3 и WMA с внешних USB-накопителей. Встроенный беспроводной адаптер Bluetooth обеспечивает возможность подключения мобильных устройств, оборудованных этим интерфейсом. Примечательно, что через Bluetooth-соединение можно не только воспроизводить сигнал с различных устройств (мобильных телефонов, ноутбуков, медиапроигрывателей и пр.), но и транслировать звуковой поток на беспроводные наушники.

Конструкция модели Samsung HW-C450 во многом напоминает изделие ее земляка-конкурента. В моноблоке размером 956x45x92 мм установлено в общей сложности шесть динамиков: четыре двухдюймовых среднечастотных с плоскими металлическими диффузорами и пара высокочастотных излучателей купольного типа диаметром 16 мм. В комплект поставки входит сабвуфер, соединяемый с моноблоком без помощи проводов (сигнал транслируется по радиоканалу на частоте 5,8 ГГц).

 

Рисунок

Звуковой проектор Samsung HW-C450

Для подключения внешних источников сигнала система оборудована двумя цифровыми оптическими входами S/PDIF и одним стереофоническим аналоговым линейным входом с разъемом mini-jack. Встроенный декодер позволяет работать с многоканальным цифровым потоком формата Dolby Digital и DTS.

Судя по всему, в ближайшее время можно ожидать появления недорогих звуковых проекторов, разработанных специально для применения с настольными и портативными ПК. Первой ласточкой стала модель Cine5, представленная компанией ASUS в конце прошлого года. Кстати, на момент анонса это устройство являлось самым компактным серийно выпускаемым звуковым проектором в мире: размеры его корпуса — всего 373x100x80 мм (при установке на входящие в комплект поставки металлические ножки конической формы высота конструкции увеличивается на 20 мм).

 

Рисунок

Компактный звуковой проектор ASUS Cine5

Звук в Cine5 воспроизводится шестью широкополосными динамиками, разделенными на две равные акустически изолированные секции. Для улучшения звучания низкочастотных составляющих каждая из секций снабжена собственным фазоинвертором. Заявленный в спецификации диапазон воспроизводимых час­тот простирается от 80 Гц до 20 кГц, а звуковая мощность составляет 15 Вт (RMS).

Эффект окружающего звука достигается благодаря применению запатентованной технологии EmbracingSound Theatre HD. Кстати, Cine5 является первым серийно выпускаемым продуктом, в котором реализовано данное решение. Как утверждает производитель, конструкция Cine5 не требует калибровки и обеспечивает готовность к работе сразу после подключения.

Для подключения источника звукового сигнала система оборудована 6-канальным аналоговым линейным входом, конструктивно реализованным в виде трех 3,5-миллиметровых разъемов mini-jack. Цифровых входов, равно как и встроенного декодера, не предусмотрено: данная модель рассчитана на подключение к выходам интегрированной звуковой подсистемы или мультимедийной звуковой карты. Как и у большинства компьютерных АС, предусмотрено гнездо для подключения наушников. На верхней панели моноблока установлен вращающийся регулятор громкости, совмещенный с кнопкой отключения звука.

За и против

Можно ли рассматривать звуковые проекторы как полноценную альтернативу многоканальным АС традиционной конструкции? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо принимать во внимание множество различных факторов: ведь у каждого из этих решений есть свои достоинства и недостатки.

Наиболее важными преимуществами звуковых проекторов являются их компактность и простота установки. Конструкция большинства современных моноблоков предусматривает различные варианты крепления (на тумбе, на стене и пр.) и разработана с привязкой к размерам наиболее популярных моделей плоскопанельных телевизоров. Звуковой проектор можно разместить в непосредственной близости от телевизора и компонентов домашней AV-системы, что позволит использовать соединительные кабели минимальной длины. В результате не придется ломать голову над поиском приемлемых вариантов размещения сателлитов в интерьере и прокладки к ним соединительных кабелей.

К сожалению, у звуковых проекторов есть и серьезные недостатки — прежде всего это высокая цена подобных устройств по сравнению с сабвуфер-сателлитными АС традиционной конструкции. Разумеется, необходимо обратить внимание на то, что речь идет исключительно о стоимости оборудования: если включить в смету расходы на приобретение стоек (кронштейнов) для сателлитов и прокладку соединительных кабелей, то разница может оказаться уже не столь существенной.

Более серьезная проблема — качество звучания. Дело в том, что субъективное восприятие фантомных источников звука в значительной мере зависит от физиологических особенностей слушателя, поэтому разные люди будут по-разному оценивать создаваемый звуковым проектором эффект. Кто-то сочтет его вполне убедительным, однако некоторые могут посетовать на недостаточно четкую локализацию источников звука — в особенности тех, которые должны находиться позади. Естественно, многое зависит от класса устройства: дорогие модели, конструкция которых предусматривает возможность калибровки, обеспечивают более высокую точность и предоставляют более гибкие настройки по адаптации к акустическим особенностям помещения.

Многие эксперты отмечают, что в сравнении с многоканальной (и тем более стереофонической) АС аналогичной стоимости звуковые проекторы заметно проигрывают в качестве звучания музыкальных записей. К тому же достичь убедительного и глубокого звучания басов удается только при использовании сабвуфера. Кстати, именно по этой причине в последнее время значительно увеличилась доля моделей, укомплектованных штатным сабвуфером.

Разумеется, в каждом конкретном случае выбор в пользу того или иного варианта определяется спецификой решаемых задач, а также вкусами и предпочтениями пользователя. По мере появления бюджетных моделей звуковых проекторов эта категория АС становится более массовой, а значит, возможность выбора появляется у всё более широкого круга пользователей, что можно только приветствовать.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 04'2011