Оркестр в кармане: выбираем МР3-плеер

Сергей Асмаков

Память

Поддержка звуковых форматов

Загрузка медиафайлов

Поиск музыки

Поддержка плейлистов

Радио

Обработка звука

Подключение наушников

Электропитание

 

Даже в условиях повального увлечения смартфонами, планшетами и прочими многофункциональными гаджетами портативные цифровые аудиопроигрыватели, или, как их еще часто называют, МР3-плееры, по-прежнему пользуются спросом. В этом обзоре мы ознакомим читателей с особенностями данной категории устройств, а также снабдим полезными советами и рекомендациями по выбору модели на базе флэш-памяти.

Возможно, кто­то удивится, узнав, что портативные аудиопроигрыватели до сих пор востребованы. Казалось бы, заполонившие прилавки многофункциональные гаджеты (сотовые телефоны, смартфоны, планшетные ПК и т.д.) способны выполнять роль портативного проигрывателя звуковых записей. Тем не менее устройства с «узкой специализацией» по-прежнему находят своих покупателей. Причин тому несколько.

Во­первых, лишь немногие модели многофункциональных гаджетов могут похвастаться хорошим качеством воспроизведения звука и разнообразием поддерживаемых аудиоформатов. Во­вторых, благодаря простоте конструкции портативные плееры обеспечивают гораздо более удобное и понятное управление воспроизведением и поиском записей, а за счет низкого энергопотребления намного реже нуждаются в подзарядке. Ну и, в­третьих, выбор многофункционального устройства — это всегда поиск компромиссов (подробно данная тема была рассмотрена в публикации «Изнанка конвергенции» в № 7’2011), а истинный меломан вряд ли пойдет на компромисс, когда дело касается качества звука. Согласитесь, что при выборе новой модели смартфона функция воспроизведения звуковых записей вряд ли будет иметь высокий приоритет.

В настоящее время в продаже представлено огромное количество моделей портативных аудиоплееров, отличающихся функциональными возможностями, размерами, пользовательским интерфейсом и т.д. Далее мы рассмотрим наиболее важные аспекты, которые необходимо принимать в расчет при выборе модели. А начнем с такой характеристики, как объем памяти.

Память

Объем встроенной флэш­памяти современных аудиоплееров варьируется в широких пределах: от пары гигабайт в устройствах начального уровня до 32 и даже 64 Гбайт во флагманских моделях. Кроме того, в ряде устройств предусмотрен слот для сменных носителей, при необходимости позволяющий наращивать объем доступной памяти. Как правило, такие устройства рассчитаны на использование карточек формата microSD и microSDHC. В силу конструктивных особенностей плеера максимальный объем сменных носителей может быть ограничен, например не более 8 Гбайт. Как правило, информация об этом приведена в руководстве пользователя. Существует и весьма немногочисленная группа моделей, не оборудованных встроенной памятью и рассчитанных исключительно на применение сменных карточек.

 

Рисунок

Благодаря миниатюризации электронных компонентов
в корпусе размером не больше спичечного коробка можно
уместить дисплей и несколько гигабайт памяти

Разумеется, при выборе плеера возникает вопрос о том, какой объем памяти можно считать необходимым и достаточным. Чтобы ответить на него, следует учитывать как личные предпочтения будущего владельца, так и специфику использования устройства.

Чем больше памяти установлено в плеере, тем больше записей можно в ней сохранить. Это очевидный факт. Однако на самом деле всё не так просто: ведь объем файла с одной и той же записью может варьироваться в очень широких пределах в зависимости от битрейта, с которым она была закодирована. Например, уменьшив битрейт с 320 до 128 Кбит/с, в тот же объем памяти можно загрузить в 2,5 больше (по суммарному времени звучания) записей. Зависимость совокупной продолжительности звучания от битрейта и объема памяти плеера можно оценить по данным, приведенным в табл. 1.

Но всегда ли имеет смысл гнаться за максимальным объемом памяти? Не спешите с ответом: многое зависит от специфики эксплуатации плеера. В том случае, когда устройство используется главным образом для прослушивания записей по дороге из дома на работу и обратно (или, как вариант, в ходе утренней пробежки), у его владельца есть возможность ежедневно обновлять фонотеку, подбирая ее в соответствии со своим настроением, погодными условиями и прочими факторами. В данном случае приобретение плеера с большим объемом памяти вряд ли будет целесообразным.

Другое дело, если плеер планируется время от времени брать в дальние поездки. В такой ситуации требования к объему памяти выдвигаются совершенно иные. Ведь если у владельца не будет возможности обновлять фонотеку во время путешествия, то большой объем памяти окажется как нельзя кстати.

Поддержка lossless-форматов: есть ли смысл?

Нужна ли поддержка lossless-форматов в портативных устройствах? Обсуждение этого вопроса зачастую превращается в жаркие дискуссии. Сторонники lossless-форматов вполне справедливо указывают на то, что при прочих равных условиях качество звучания записи, сохраненной в формате FLAC или APE, будет выше, чем при использовании МР3 даже с максимальным битрейтом. Их противники убеждены в том, что недостатки звукового тракта подавляющего большинства портативных аудиопроигрывателей и «музыкальных» телефонов в любом случае не позволят в полной мере реализовать потенциал lossless-форматов — а значит, не имеет смысла записывать музыку в виде более объемных файлов.

Несмотря на всю остроту, спор этот, по большому счету, не имеет ни малейшего смысла. С тем же успехом можно обсуждать, какой цвет лучше — красный или синий. Ведь слышат-то все по-разному. Есть немало тех, кто не способен услышать разницу даже между фонограммами, воспроизводимыми с компакт­диска и из файла МР3, сжатого с битрейтом 128 Кбит/с. Естественно, что, с точки зрения этих людей, применение lossless-форматов вообще бессмысленно. Те же, кто способен услышать и оценить гораздо более тонкие нюансы, отлично знают, что артефакты компрессии имеют совершенно иную природу, нежели искажения, вносимые элементами звукового тракта (модулем ЦАП, частотными фильтрами, аналоговым усилителем и т.п.). Иными словами, цифровая компрессия и недостатки элементов звукового тракта по-разному влияют на воспроизводимую фонограмму. Таким образом, даже при наличии определенных недостатков у звукового тракта портативного плеера разницу между звучанием одной и той же записи, сохраненной в МР3 и lossless-форматах, услышать можно. Вопрос заключается лишь в том, способен ли на это пользователь.

Разумеется, многое зависит и от самой записи. Наиболее пагубно артефакты компрессии отражаются на звучании акустических инструментов, особенно рояля и струнных. В то же время при прослушивании записей, сделанных при помощи синтезаторов (к коим, в частности, относится «современная танцевальная музыка»), подобные недостатки не столь заметны. И это вполне объяснимо. Дело в том, что звучание партий, исполняемых на реально существующих инструментах, слушатель непроизвольно сравнивает с хранящимися в их памяти эталонами, запечатленными во время «живых» выступлений. В то же время аналогов многих «синтетических» инструментов попросту не существует — следовательно, в памяти слушателя нет и соответствующих эталонов. Не имея образца для сравнения, оценить воздействие компрессии на звучание гораздо сложнее. Именно поэтому субъективное восприятие записей, сжатых с одним и тем же битрейтом, может в значительной мере варьироваться в зависимости от жанра музыки и состава исполнителей. На практике это означает, что при прослушивании музыки в стиле «рейв» воздействие артефактов даже довольно сильной компрессии может вообще не вызывать ни малейшего дискомфорта, в то время как запись классической музыки, сжатой с аналогичными настройками, будет воспринята как откровенное издевательство над оригиналом.

Поддержка звуковых форматов

Набор поддерживаемых аудиоформатов является одним из важнейших критериев оценки плееров. К сожалению, неискушенные покупатели зачастую не обращают должного внимания на этот аспект, о чем многим из них впоследствии приходится сожалеть. Ведь в отличие от ПК или смартфонов, позволяющих при необходимости загружать дополнительные приложения для воспроизведения медиаконтента, портативные аудиоплееры лишены такой возможности.

Конечно, в большинстве ныне выпускаемых моделей предусмотрена функция обновления управляющего микрокода. Это дает возможность надеяться на реализацию новой функциональности по мере выпуска новых версий прошивок. Однако на практике изменения, вносимые производителями в обновленных версиях микропрограмм, нацелены главным образом на устранение ошибок, выявленных в процессе эксплуатации. Столь радикальные новшества, как поддержка дополнительных звуковых форматов, появляются крайне редко.

Конечно, можно попробовать расширить возможности плеера путем установки одной из альтернативных прошивок. Однако этот способ подходит далеко не всем: во-первых, требуются определенный опыт и навыки, а во-вторых, нельзя быть на 100% уверенным в том, что прошивка стороннего разработчика обеспечит нормальное функционирование устройства — не говоря уже о том, что подобные эксперименты иногда приводят к фатальным поломкам, которые с позиции многих производителей не являются гарантийными случаями.

 

Рисунок

У самых простых моделей нет
даже встроенного дисплея

Но вернемся к основной теме этого раздела. Поддержка каких форматов действительно необходима в современных условиях? Вариантов ответа на этот вопрос существует немало, как, впрочем, и самих форматов (краткая информация о наиболее распространенных форматах приведена в табл. 2). Проблема заключается в том, что универсального рецепта в данном случае нет: слишком многое зависит от личных предпочтений пользователя и особенностей его цифровой фонотеки.

Начнем с того, что всё многообразие форматов, которые в настоящее время применяются для хранения цифровых фонограмм, можно разделить на две большие группы по степени воздействия на саму запись. Одни из них производит сжатие с потерей определенной части полезной информации, содержащейся в исходной записи, обеспечивая за счет этого получение относительно небольших по размеру файлов. Другие же позволяют сжимать исходные данные без потерь (аналогично тому, как это делают программы­архиваторы) — их кратко называют lossless-форматами (от англ. lossless — без потерь).

Основным достоинством форматов первой группы является возможность варьировать размер получаемых файлов в широких пределах за счет некоторого ухудшения качества звучания. Это, в частности, позволяет уместить исходную запись в определенный объем памяти либо обеспечить передачу звукового потока в реальном времени по каналу связи с ограниченной пропускной способностью. Естественно, что чем больше степень сжатия сигнала, тем больше специфических искажений (так называемых артефактов компрессии) возникает при его декодировании.

В свою очередь, lossless-форматы обеспечивают полную сохранность качества звучания исходной записи, но при этом не позволяют достичь высокой степени сжатия. Кроме того, уровень компрессии в значительной степени зависит от особенностей исходной фонограммы. Отметим также, что в настоящее время существуют форматы, спецификация которых предусматривает возможность сжатия звуковых записей как с потерей качества, так и без потерь.

По вполне понятным причинам наиболее популярными являются форматы, обеспечивающие сжатие звуковых записей с потерей качества. Безоговорочное лидерство на протяжении уже многих лет удерживает МР3 (а точнее, MPEG-1/2/2.5 Layer 3), разработанный в середине 90-х годов группой специалистов немецкого Института Фраунхофера (Fraunhofer-Institut). Именно этот формат был выбран в качестве основного для первых моделей портативных цифровых аудиопроигрывателей — и вполне закономерно, что впоследствии их стали называть МР3-плеерами.

 

Рисунок

Плеер iriver T9 — одна из моделей, оснащенных встроенным
выдвигающимся разъемом USB типа А

За счет сжатия с потерей части исходной информации формат МР3 позволяет значительно уменьшить объем получаемых файлов. Например, при кодировании с битрейтом 128 Кбит/с объем МР3-файла примерно в 11 раз меньше по сравнению с несжатой записью, сохраненной с параметрами AudioCD (стерео, 44,1 кГц/16 бит). Именно это обстоятельство стало одной из причин популярности формата МР3 в то время, когда объем встроенной флэш­памяти плееров измерялся лишь десятками мегабайт.

Необходимо отметить, что сегодня МР3 является не самым оптимальным сжатым форматом. За последние годы были созданы более эффективные алгоритмы, обеспечивающие лучшее качество записи при том же битрейте (или более низкий битрейт при сопоставимом уровне качества). Тем не менее МР3 по-прежнему популярен — не в последнюю очередь благодаря тому, что на интернет-ресурсах, физических носителях, в пиринговых сетях и в фонотеках пользователей накоплено огромное количество записей в этом формате. Кроме того, возможность воспроизведения файлов МР3 реализована во многих аппаратных устройствах, причем не только в портативных плеерах, но и в музыкальных центрах, DVD-проигрывателях, автомобильных мультимедийных системах, мобильных телефонах и т.д.

Еще один формат, получивший широкое распространение, — WMA (Windows Media Audio), разработанный корпорацией Microsoft в качестве альтернативы МР3. Изначально спецификация WMA предусматривала сжатие с потерей качества, однако начиная с версии 9 появилась возможность кодирования без потерь. В отличие от МР3 формат WMA является лицензируемым — то есть производители устройств с функцией воспроизведения WMA-файлов обязаны выплачивать отчисления в пользу Microsoft. Еще одной особенностью формата WMA является поддержка технологии DRM (Digital Rights Management), обеспечивающей защиту от нелегального распространения медиаконтента.

 

Рисунок

iriver T60 SE — одна из немногих
ныне выпускаемых моделей, рассчитанных
на питание от стандартной батарейки
формата ААА

В настоящее время поддержка WMA реализована во многих аппаратных устройствах. Правда, из-за наличия нескольких версий спецификации WMA заявленная производителем поддержка данного формата еще не гарантирует того, что устройство способно воспроизвести любой WMA-файл. Наиболее часто подобные проблемы возникают с записями формата WMA 9. Кроме того, плееры, не имеющие поддержки технологии DRM, не позволяют воспроизводить защищенные файлы (WMA DRM).

В конце 90-х был разработан еще один сжатый формат — AAC (Advanced Audio Coding). Благодаря использованию более эффективного (по сравнению с МР3) алгоритма сжатия звукового сигала AAC позволяет получать более компактные файлы при сопоставимом качестве звучания. Фонограммы формата AAC могут быть сохранены как в исходном виде (*.aac), так и в файлах-контейнерах MPEG. В последнем случае предусмотрена возможность использования DRM-защиты.

Хотя формат AAC обеспечивает более высокую эффективность сжатия по сравнению с MP3 и WMA, он не снискал столь же высокой популярности. Наиболее часто файлы данного формата используются онлайновыми музыкальными магазинами. Кроме того, этот формат применяется в ряде моделей портативных плееров, загрузка записей в память которых производится с перекодированием при помощи фирменного ПО.

Уже в начале нынешнего века был разработан формат OGG Vorbis, обеспечивающий сжатие звуковых записей с потерей качества. Спецификация кодека Vorbis предусматривает применение более широкого диапазона битрейтов (до 1000 Кбит/с для стереофонических фонограмм), что позволяет получать записи более высокого (по сравнению с МР3) качества за счет увеличения объема файлов.

Еще несколько лет тому назад казалось, что формат OGG Vorbis имеет неплохие перспективы. Однако, несмотря на поддержку ряда известных производителей, которые реализовали функцию воспроизведения OGG-файлов в своих устройствах, данный формат так и не стал по-настоящему популярным. На данный момент доля портативных плееров с поддержкой OGG невелика и отчетливо прослеживается тенденция к ее дальнейшему сокращению.

В последнее время наблюдается значительный рост интереса к lossless-форматам — в частности FLAC и APE. Объективными предпосылками этого процесса являются совершенствование технических характеристик выпускаемых устройств (объем памяти даже недорогих моделей портативных плееров измеряется гигабайтами) и повсеместное распространение широкополосного доступа в Интернет. Данная тенденция не осталась незамеченной производителями портативных аудиоплееров, которые стали активно внедрять функцию воспроизведения lossless-форматов в выпускаемых моделях. Всего за пару лет доля устройств, обеспечивающих возможность прослушивания файлов форматов FLAC и/или APE, заметно возросла. Причем эта тенденция затронула не только портативные медиаплееры, но и другие устройства: мобильные телефоны, электронные ридеры и т.д.

Резюмируя изложенное в этом разделе, приведем три практических совета.

Во­первых, плеер должен поддерживать воспроизведение МР3 — наиболее распространенного на данный момент звукового формата.

Во­вторых, необходима поддержка тех форматов, которые составляют основу вашей личной фонотеки. Согласитесь, что необходимость каждый раз конвертировать хранящиеся на жестком диске ПК записи для того, чтобы загрузить их в память плеера, — мягко говоря, не самый удобный вариант. Тем более что преобразование записей из одного сжатого формата в другой не лучшим образом отражается на качестве их звучания.

В-третьих, если вы считаете себя истинным меломаном, то обязательным требованием к аудиоплееру является поддержка набирающих популярность lossless-форматов, таких как FLAC и APE.

Загрузка медиафайлов

На протяжении уже многих лет стандартом для подключения портативных плееров к ПК является интерфейс USB. В зависимости от конструкции плеера подключение может осуществляться при помощи интерфейсного кабеля либо посредством встроенного разъема USB типа А.

Некоторые производители оснащают свои плееры нестандартными разъемами, которые служат для подключения к зарядным устройствам, ПК, док­станциям и т.д. С точки зрения удобства эксплуатации это наименее удобный вариант. Во­первых, чтобы иметь возможность подключаться к ПК по мере необходимости, придется постоянно носить с собой интерфейсный кабель или док­станцию. А во-вторых, подзарядить такой плеер можно только от адаптера с фирменным разъемом. Очевидно, что использование стандартных разъемов (miniUSB или microUSB) обеспечивает большую гибкость и удобство.

В зависимости от особенностей аппаратной и программной части доступ к содержимому встроенной памяти плеера (и сменному носителю) может осуществляться либо в режиме стандартного USB-накопителя (USB Mass Storage, UMS), либо по протоколу MTP (Media Transfer Protocol).

В первом случае для подключения устройства к ПК не требуется устанавливать какие­либо специфические драйверы. Память плеера будет отображена в иерархии системных устройств компьютера как стандартный съемный диск с соответствующим набором функций. В частности, можно создавать, удалять, копировать и перемещать папки и файлы любых типов при помощи обычных файловых менеджеров, а значит, при необходимости часть или даже всю память плеера можно задействовать для переноса любых данных, как обычную USB-флэшку.

Для обмена данными по MTP потребуется программный медиапроигрыватель (например, Windows Media Player 10 или более новой версии) либо фирменное ПО с поддержкой данного протокола. Отметим, что для пользователей ПК, работающих под управлением ОС Windows Vista и 7, данная проблема не столь актуальна: поддержка протокола MTP реализована в штатном файловом менеджере этих систем.

При подключении по MTP можно передавать только файлы поддерживаемых данным устройством форматов. С одной стороны, такой способ обеспечивает наиболее удобную синхронизацию устройства с программным медиапроигрывателем, а следовательно, с цифровой фонотекой, хранящейся на жестком диске ПК. Кроме того, протокол MTP предусматривает возможность дистанционного управления воспроизведением медиафайлов и имеет встроенный механизм защиты от нелегального копирования. Но, с другой стороны, есть и немало ограничений. В частности, по протоколу MTP нельзя получить доступ к файловой системе памяти плеера, вследствие чего у пользователя нет возможности самостоятельно сортировать загружаемые записи по разным папкам. По этой же причине нельзя задействовать плеер в качестве USB-флэшки. Кроме того, могут возникнуть проблемы и с загрузкой файлов поддерживаемых форматов, если система DRM сочтет их пиратскими.

Очевидно, что подключение в режиме UMS является более универсальным вариантом, в то время как использование протокола MTP несколько ограничивает функциональные возможности плеера. Отметим, что в настройках ряда моделей предусмотрена возможность выбора способа подключения к ПК (UMS или MTP).

Некоторые производители (в частности, Apple) реализуют собственные системы защиты медиаконтента. Плеер подключается к ПК в режиме UMS, однако звуковые файлы в памяти устройства хранятся в фирменном закодированном формате. Таким образом, если подключить такой плеер к ПК и загрузить в его память звуковые файлы штатными средствами ОС, то прослушать их будет невозможно. Для загрузки записей необходимо применять фирменное ПО, которое перекодирует исходные файлы в специальный формат, поддерживаемый данным плеером. Такой подход обеспечивает эффективную защиту медиаконтента, что, несомненно, радует производителей и владельцев авторских прав, однако создает множество проблем для конечных пользователей. Например, вы не сможете прослушать файлы, сохраненные на другом ПК или плеере. Кроме того, перекодирование записей из одного сжатого формата в другой (например, из МР3 в ААС) влечет за собой существенное ухудшение качества звука.

В заключение данного раздела остается лишь констатировать, что наибольшую гибкость и удобство обеспечивают модели, позволяющие выбирать способ подключения к ПК (UMS или MTP) и оснащенные одним из стандартных разъемов USB.

Поиск музыки

Поскольку объем встроенной памяти современных плееров позволяет уместить тысячи звуковых файлов, важным аспектом является удобство встроенных средств поиска и сортировки записей. В современных моделях для этого используются два инструмента.

Первый — это простой файловый браузер, позволяющий осуществлять навигацию по иерархической структуре встроенной памяти и выбирать файлы поддерживаемых форматов. Такой подход дает пользователю возможность самостоятельно структурировать свою фонотеку, для удобства поиска сортируя записи по разным папкам. Однако у этого метода есть и существенный недостаток: имена файлов далеко не всегда содержат достаточно полную информацию о записи, что затрудняет поиск в обширной фонотеке.

Более гибким и удобным является поиск, базирующийся на обработке данных, которые сохранены в тэгах файлов. Структура большинства распространенных в настоящее время файлов-контейнеров, используемых для записи звука, предусматривает возможность хранения не только собственно цифровой фонограммы, но и тэгов с сопроводительной информацией — именем исполнителя, названиями произведения, альбома и музыкального жанра, годом издания и т.д.

При наличии соответствующих инструментов содержащаяся в тэгах информация может быть использована для выборки записей, соответствующих определенному критерию — например указанному имени исполнителя или музыкальному жанру. Работает это следующим образом. Открыв меню поиска музыки, пользователь выбирает один из критериев, например имя исполнителя. После этого на экран выводится список всех найденных в тэгах сохраненных в памяти плеера звуковых файлов имен исполнителей. Выбрав нужное имя, пользователь переходит к списку альбомов данного исполнителя, а далее — к списку треков. Разумеется, интерфейс и возможности функции поиска записей по метаданным могут в значительной мере различаться у разных моделей.

Оценивая удобство встроенной системы поиска выбранного плеера, важно поинтересоваться, позволяет ли данная модель корректно отображать содержимое тэгов и названий объектов (фалов и папок), набранных кириллицей. Как ни странно, в продаже еще встречаются плееры, снабженные русифицированным интерфейсом, но при этом не способные корректно отображать кириллические тэги. Проблема усугубляется еще и тем, что тэги с именами и названиями на русском языке могут быть записаны в различных кодировках. Следовательно, плеер, поддерживающий отображение кириллицы только в одной кодировке (например, в UTF-8), может корректно отображать тэги одних файлов, но переходить на «птичий язык» при загрузке других. В некоторых моделях для корректного отображения кириллицы необходимо выбрать соответствующие параметры в настройках.

Поддержка плейлистов

Одним из эффективных способов, позволяющих воспроизводить записи в желаемом порядке, является использование плейлистов. Однако поддержка плейлистов предусмотрена далеко не во всех ныне выпускаемых плеерах. Но даже если такая функция имеется, это еще не означает, что плеер позволит применять плейлисты широко распространенных форматов (таких как M3U). Есть немало моделей, поддерживающих работу с плейлистами только собственных форматов, для создания которых необходимо использовать фирменное ПО.

Радио

В большинстве ныне выпускаемых портативных плееров имеется встроенный тюнер, позволяющий принимать программы радиостанций FM-диапазона (87,5-108 МГц). Необходимо иметь в виду, что роль антенны радиоприемника выполняет провод подключенных к плееру наушников. Таким образом, качество и стабильность принимаемого сигнала могут в значительной мере меняться в зависимости от особенностей конструкции используемых наушников, а также от местонахождения и положения их провода в пространстве.

Как правило, в разделе радиоприемника предусмотрена возможность сохранения настроек избранных станций. В некоторых моделях также реализована поддержка RDS, благодаря чему можно получать информацию о радиостанции, на которую в данный момент настроен тюнер.

Во многих плеерах предусмотрена функция записи эфирных программ (как правило, в виде файлов сжатых форматов) во встроенную память.

Обработка звука

Даже в недорогих моделях предусмотрен хотя бы минимальный набор функций обработки звука. Одной из наиболее распространенных является эквалайзер, позволяющий корректировать амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) воспроизводимого сигнала. Обычно в распоряжении пользователя имеется набор из нескольких готовых настроек для музыки разных жанров. В некоторых моделях реализована возможность создания собственного профиля АЧХ при помощи экранного графического эквалайзера.

Помимо эквалайзера во многих моделях предусмотрены и более изощренные средства обработки (Creative X-Fi, SRS WOW HD и др.), применяющие многополосную динамическую компрессию для маскировки артефактов сжатия и фазочастотную коррекцию для создания эффекта «объемного» звука.

Необходимо отметить, что в большинстве плееров функции обработки влияют только на звучание воспроизводимых файлов, но не позволяют изменять звучание радиопрограмм, принимаемых встроенным тюнером.

Подключение наушников

В настоящее время стандартным разъемом для подключения наушников к портативным устройствам является 3-контактный 3,5-миллиметровый mini-jack. Тем не менее некоторые плееры оснащаются более компактным 2,5-миллиметровым гнездом. Это не является проблемой при использовании штатных наушников, оборудованных штекером соответствующего диаметра, однако может создать определенные неудобства в процессе эксплуатации, поскольку для подключения других наушников потребуется соответствующий переходник.

Встроенные усилители большинства портативных плееров рассчитаны на работу с низкоомными наушниками, имеющими импеданс порядка 16-32 Ом. Соответственно при подключении высокоомных наушников могут возникнуть проблемы, связанные с нехваткой мощности: даже при установке максимального уровня громкости воспроизводимый сигнал окажется слишком тихим.

Хорошо, если в магазине есть возможность опробовать выбранный плеер до покупки. Для пробного прослушивания лучше всего взять те наушники, которые вы собираетесь использовать в дальнейшем. Это позволит оценить не только качество звука, но и запас мощности встроенного усилителя, а также возможность достаточно плавного регулирования громкости.

Электропитание

Большинство ныне выпускаемых моделей оснащаются встроенными литий­ионными или литий­полимерными аккумуляторами. Благодаря значительному прогрессу, достигнутому за последние годы в области снижения уровня энергопотребления электронных компонентов, даже малогабаритные аккумуляторы способны обеспечить до нескольких десятков часов автономной работы устройства. Это с лихвой покрывает потребности большинства пользователей.

Фактическим стандартом для портативных плееров, оснащенных встроенными аккумуляторами, стала подзарядка от интерфейса USB. В качестве внешнего источника питания может служить как работающий ПК, так и специальные адаптеры с розеткой USB, подключаемые к стационарной электросети либо к бортовой сети транспортных средств. Нелишне обратить внимание на то, что одни модели нельзя использовать в процессе подзарядки, у других же такая возможность предусмотрена.

В продаже еще можно встретить модели, рассчитанные на работу от стандартных элементов питания (аккумуляторов или батареек формата АА либо ААА), однако их количество невелико. Очевидным преимуществом таких плееров является возможность продлить время работы устройства в дороге, купив батарейку соответствующего формата. Однако по продолжительности работы на одном элементе питания такие плееры значительно уступают моделям, оснащенным встроенным литий­ионным аккумулятором.

Разумеется, многих интересует вопрос: соответствует ли продолжительность автономной работы, указанная производителем в технических характеристиках модели, реальному положению дел? Рассчитывать на это не стоит. Как минимум потому, что эти показатели обычно достигаются при множестве условий (непрерывность воспроизведения, отключенный дисплей и т.д.), которые невозможно соблюсти при реальной эксплуатации. Так что если продолжительность автономной работы выбранной модели укладывается в 70-80% от заявленной производителем величины, это можно считать отличным результатом.

***

Итак, мы рассмотрели наиболее важные аспекты, которые необходимо учитывать при выборе портативного аудиоплеера. Напоследок остается лишь дать банальный совет: в магазине старайтесь не обращать особого внимания на дизайн. Спонтанная покупка, сделанная под влиянием эмоций («он такой симпатичный!»), может впоследствии глубоко разочаровать. В конце концов, главным в данном случае является звук, а всё остальное вторично.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 09'2011