Кластерный подход к созданию системы нового поколения подготовки ИКТ-специалистов в вузах

И.И. Филиппов
Руководитель отделения «IT-образование» Международной академии
системных исследований, к.т.н., академик МАСИ.
Контактный тел.: 8-916-795-13-41
е-mail: icomt@mail.ru.

 

Состояние подготовки ИКТ-специалистов в вузах

Создание региональных кластеров ИКТ — вуз

Общие положения

Региональные кластеры ИКТ — вуз

Выводы

Состояние подготовки ИКТ-специалистов в вузах

О недостатках в подготовке специалистов в российских вузах в области информационно­коммуникационных технологий (ИКТ) хорошо известно.

Помимо причин, общих для всей системы высшего образования, эти недостатки об-у­словлены следующими обстоятельствами. ИКТ-индустрия характеризуется чрезвычайно высокими темпами развития. В условиях острой конкуренции ведущих мировых разработчиков полная смена аппаратно­программной базы в этой сфере происходит в течение одного-двух лет.

В большинстве российских вузов эти особенности ИКТ-индустрии не находят адекватного отражения в учебном процессе по ИКТ во всех основных его аспектах: кадровом, учебно-методическом, материально­техническом, информационном и других, а также в научно-исследовательской деятельности кафедр.

Очевидно, что если современная ИКТ-индустрия имеет уникальные особенности, обусловленные ее чрезвычайно быстрым развитием, то и система подготовки специалистов в высшей школе в области ИКТ должна существенно отличаться от системы подготовки специалистов по другим отраслям. Однако каких­либо системных решений по этому вопросу нет. Известны лишь различные попытки разрешить данное противоречие. Например, чтобы избежать переподготовки выпускников ИКТ-вузов и доведения их до необходимой «кондиции», некоторые ИКТ-фирмы открывают в вузах свои кафедры. Понятно, что это решает лишь частные задачи той или иной компании. В качестве успешного примера более эффективных формы и содержания подготовки специалистов в высшей школе можно привести Московский физико-технический институт, в котором обучение студентов старших курсов осуществляется на базовых кафедрах научно-исследовательских институтов РАН. Однако приведенный пример отражает только частную инициативу и не позволяет решить проблему в целом.

Еще одной характерной чертой в подготовке ИКТ-специалистов является то, что образовательные ресурсы по ИКТ в каждом регионе рассосредоточены по небольшим кафедрам отдельных вузов. В таком разобщенном виде они не могут обеспечить необходимого уровня подготовки выпускников, соответствующего требованиям современной ИКТ-индустрии.

Таким образом, важно отметить системный характер несоответствия традиционных форм и содержания подготовки ИКТ-специалистов в российских вузах требованиям современной ИКТ-индустрии и то, что, к сожалению, на вызов времени, заключающийся в стремительном развитии ИКТ-отрасли, высшая школа ИКТ сегодня не дает адекватного ответа.

Создание региональных кластеров ИКТ — вуз

Общие положения

Для разрешения отмеченного системного противоречия необходимо обеспечить тесную взаимосвязь между ИКТ-индустрией и высшей школой по ИКТ. В условиях рыночной экономики это может произойти только естественным путем и на взаимовыгодных условиях. Для того чтобы возникли такие взаимовыгодные условия сотрудничества, необходимо интегрировать локальные научно-образовательные ресурсы, рассосредоточенные по небольшим кафедрам ИКТ региональных вузов, в единый научно-образовательных ресурс.

Одним из современных рыночных способов интеграции является так называемый кластерный подход. С позиции системных исследований под этим термином понимается объединение взаимосвязанных субъектов хозяйственной деятельности в единую организацион-ную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и совместно функционируют для достижения определен­ных целей. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается прорывное продвижение в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши. Поэтому при создании в кластерах единой организационной структуры предусматривается реализация инновационных подходов.

В настоящее время в регионах России происходит создание с участием региональных властных структур разного рода кластеров: экономических, технологических, производственных, в частности ИКТ-кластеров. В процессе формирования ИКТ-кластеров активно участвуют ИКТ-фирмы. Например, создание региональных ИКТ-кластеров поддерживает и продвигает президент известного некоммерческого партнерства «РУССОФТ» Валентин Макаров. Созданный при непосредственной поддержке «РУССОФТ» Санкт-Петербургский ИТ-кластер включает технические вузы, центры НИР и разработки ПО крупных зарубежных компаний, поставщиков ИКТ-услуг, производителей ИКТ-продуктов, дистрибьюторов, системных интеграторов, а также различные инфраструктурные элементы развития. Другим примером ИКТ-кластера, но уже во главе с вузом является Производственно-технологический кластер Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (САФУ).

Региональные кластеры ИКТ — вуз

Адекватным ответом высшей школы ИКТ на стремительное развитие отрасли ИКТ, на наш взгляд, является создание региональных клас-теров ИКТ — вуз. Под таким кластером понимается объединение вузов региона, осуществляющих подготовку специалистов по одному и тому же направлению или специальности ИКТ (группе близких специальностей). Вузы регионального кластера ИКТ — вуз связаны между собой единым процессом подготовки и обучения студентов по одной и той же специальности или группе близких специальностей по ИКТ на базе объединения научно-образовательных ресурсов этих вузов по ИКТ.

Целью создания регионального кластера ИКТ — вуз является повышение качества вузовского образования в области ИКТ, создание системы нового поколения подготовки ИКТ-специалистов в высшей школе и обеспечение тесной взаимосвязи вузов, осуществляющих подготовку ИКТ-специалистов, с организациями и фирмами ИКТ-индустрии. В этот клас-тер, кроме указанных вузов, должны входить фирмы ИКТ-индустрии региона, которые заинтересованы в подготовке ИКТ-специалистов данного профиля, соответствующие властные структуры, а также различные инфраструктурные организации.

Важно отметить, что региональный кластер ИКТ — вуз не является механическим объединением вузов с выполнением тех или иных договорных обязательств. Назначение кластера ИКТ — вуз — инновационным путем устранить несоответствие традиционных форм и содержания подготовки кадров в российской высшей школе в области ИКТ требованиям современной ИКТ-индустрии, создать систему нового поколения подготовки ИКТ-специалистов в высшей школе и тем самым совершить прорыв в повышении качества подготовки ИКТ-специалистов в вузах. Такой инновационный путь создания региональных кластеров ИКТ — вуз заключается в следующем. В кластере ИКТ — вуз процесс подготовки и обучения студентов старших курсов по специальности и направлению по ИКТ осуществляется на основе единого учебного плана и единой программы подготовки ИКТ-специалистов с использованием объединенного модернизированного образовательного ресурса. Этот ресурс, создаваемый на базе образовательных ресурсов по ИКТ вузов, входящих в кластер, включает: кадровое, учебно-методическое, материально­техническое, информационное и другие виды обеспечения учебного процесса студентов старших курсов, обучающихся в вузах кластера по одному и тому же направлению или специальности ИКТ. Для организации и управления единым учебным процессом и вновь созданным единым образовательным ресурсом участники регионального кластера ИКТ — вуз создают новое объединенное научно-образовательное структурное подразделение, которое является ядром кластера ИКТ — вуз, под условным названием «Объединенный институт ИКТ». Это подразделение целесообразно создавать на базе ведущего университета региона, который имеет высший рейтинг по данной специальности по сравнению с другими вузами кластера ИКТ — вуз. По согласованию с участниками кластера он должен быть наделен соответствующими полномочиями и может одновременно являться структурным подразделением этого ведущего университета региона.

Для организации и проведения единого учебного процесса для студентов старших курсов по ИКТ в составе «Объединенного института ИКТ» создаются межвузовские кафедры: межвузовская выпускающая кафедра по данной специальности ИКТ и межвузовская кафедра специальных дисциплин по ИКТ. Эти кафедры образуются вместо соответствующих кафедр ИКТ вузов, входящих в кластер ИКТ — вуз. Они аккумулируют и модернизируют образовательные ресурсы выпускающих кафедр ИКТ вузов, входящих в кластер, и путем конкурсного отбора создают профессорско-преподавательский корпус нового формата, где преподаватели сочетают высокое педагогическое мастерство со знанием новейших программных продуктов, подтвержденным международными сертификатами в области ИКТ. Межвузовские кафедры «Объединенного института ИКТ» являются централизованно­распределенными структурными единицами и располагаются на территориях и площадях вузов, входящих в кластер ИКТ-вуз.

Таким образом, для региональных вузов, объединенных в кластер ИКТ — вуз, обучение студентов на старших курсах по специальности и направлению ИКТ, преподавательский корпус по ИКТ и ресурсное обеспечение образовательного процесса по ИКТ выведены за рамки традиционной вузовской среды отдельных вузов, входящих в кластер, и помещены в среду новой интегрированной научно-образовательной структуры «Объединенный институт ИКТ». Новая интегрированная научно-образовательная среда и новая интегрированная научно-образовательная структура характеризуются качественно новыми компонентами объединенного ресурсного обес-печения по ИКТ, необходимыми для установления тесных взаимосвязей с компаниями из ИКТ-индустрии.

Выводы

  1. Создавая в каждом регионе кластеры ИКТ — вуз и новые интегрированные научно-образовательные структуры «Объединенный институт ИКТ», мы тем самым выводим на рынок ИКТ мощный, интегрированный интеллектуальный кадровый ресурс, состоящий, с одной стороны, из высокопрофессионального профессорско-преподавательского корпуса, а с другой — из молодых и энергичных кадров, только начинающих свою профессиональную деятельность в сфере ИКТ, — студентов старших курсов и выпускников «Объединенного института ИКТ». Такой объединенный кадровый ресурс, в отличие от небольших кафедр ИКТ отдельных вузов, обладает огромным творческим и интеллектуальным потенциалом, способным обеспечить выполнение научно-исследовательских разработок и научно-практических работ, решение сложнейших задач по созданию новых программных и аппаратных средств ИКТ совместно с отечественными и зарубежными организациями и фирмами ИКТ и является интересным и перспективным игроком на рынке научно-образовательных услуг по ИКТ.
  2. Образование региональных кластеров ИКТ — вуз и новых интегрированных научно-образовательных структур «Объединенный институт ИКТ» с участием профильных фирм ИКТ-индустрии позволит наладить тесные связи и сотрудничество с российскими и зарубежными организациями и компаниями ИКТ-индустрии и на основе этого решить важнейшую задачу ИКТ-образования — адекватно реагировать в учебном процессе на чрезвычайно быструю смену аппаратно­программных средств ИКТ и отслеживать тенденции развития мировой ИКТ-индустрии. Кроме того, тесные связи и сотрудничество с российскими и зарубежными организациями и фирмами ИКТ-индустрии позволят высшей школе ИКТ решить следующие актуальные задачи:
    • создать профессорско-препо­дава-тельский корпус нового формата, состоящий как из высококвалифицированных преподавателей с учеными степенями и званиями, обладающих огромным педагогическим мастерством, так и из профессионалов-практиков и разработчиков новейших программно-аппаратных средств ИКТ;
    • дать преподавателям возможность активно участвовать в научно-исследовательских проектах с организациями и компаниями ИКТ-индустрии, чтобы они могли повышать свою квалификацию, поднимать уровень оплаты труда и своей мотивации;
    • предоставить преподавателям возможность изучать учебно-методические материалы ведущих зарубежных организаций и фирм ИКТ-индустрии и использовать их в учебном процессе;
    • проводить производственную практику, курсовое и дипломное проектирование на базе ведущих отечественных и зарубежных организаций и компаний ИКТ-индустрии и обеспечивать гарантированное трудоустройство выпускников в организациях и фирмах ИКТ-индустрии.
  3. Налаживание тесных взаимосвязей фирм ИКТ-индустрии в кластерах ИКТ — вуз с новыми интегрированными научно-образовательными структурами типа «Объединенный институт ИКТ» позволяет компаниям ИКТ-индустрии, в свою очередь, решить следующие задачи:
    • укомплектовать свои региональные структурные подразделения молодыми ИКТ-специалистами — выпускниками вузов кластера ИКТ — вуз (бакалаврами, специалистами, магистрами ИКТ);
    • обеспечить выполнение своих научно-исследовательских разработок и научно-практических работ в области ИКТ высокопрофессиональным профессорско-преподавательским коллективом нового интегрированного научно-образовательного подразделения кластера — «Объединенного института ИКТ».
  4. Региональные кластеры ИКТ — вуз, включающие интегрированные научно-образовательные структуры типа «Объединенный институт ИКТ» и имеющие в своем составе, кроме межвузовских кафедр ИКТ, различные инфраструктурные подразделения и организации по материально­техническому обеспечению учебного процесса и эксплуатации программно-аппаратных средств ИКТ, являются свое-образным локомотивом инновационного развития региональных вузов, входящих в кластеры ИКТ — вуз, и позволяют на базе ИКТ решить следующие задачи инновационного развития региональных вузов:
    • создать и постоянно развивать на современной унифицированной программно-аппаратной базе для вузов региона единое информационно­образовательное пространство;
    • внедрить на унифицированной программно-аппаратной базе унифицированную для вузов региона современную систему дистанционного обучения и постоянно ее совершенствовать;
    • вместо «лоскутной» автоматизации внедрить и постоянно совершенствовать для вузов региона унифицированную автоматизированную систему управления, которая позволит связать в единую электронную систему все основные виды деятельности вуза: учебный процесс, научные исследования и административно­хозяйственное управление;
    • внедрить в вузах региона на унифицированной программно-аппаратной базе современные электронные библиотеки и постоянно их совершенствовать;
    • организовать постоянное повышение квалификации преподавателей непрофильных кафедр вузов региона в области современных ИКТ и оказывать им помощь в сертификации знаний в области ИКТ.
  5. В крупных регионах можно сформировать несколько кластеров ИКТ — вуз, готовящих ИКТ-специалистов по разным направлениям и специальностям. Тогда интегрированные научно-образовательные структуры типа «Объединенный институт ИКТ», входящие в разные кластеры, и участвующие в них фирмы ИКТ-индустрии могут быть объединены в еще более мощный многопрофильный региональный научно-образовательный и производственный ИКТ-кластер, способный решать сложные комплексные научно-технические задачи ИКТ-отрасли.
  6. Важно отметить, что в кластерах ИКТ — вуз будет иметь место так называемый синергетический эффект взаимодействия и саморазвития между фирмами ИКТ-индустрии и интегрированной научно-образовательной структурой типа «Объединенный институт ИКТ», что будет способствовать как дальнейшему повышению качества подготовки ИКТ-специалистов, так и развитию фирм ИКТ-индустрии и повышению их конкурентоспособности.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 12'2011

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует