Моделирование бизнес-процессов в 2011 году

Наталия Елманова

Насколько распространено моделирование бизнес-процессов в России

Что приобретают компании от использования BPM

BPM и архитектура предприятия

Инструменты для BPM

 

В последние годы моделирование бизнес-процессов (Business Process Modelling, BPM) стало широко распространенным явлением, охватившим многие компании различной отраслевой принадлежности и масштаба. Во многих фирмах создаются подразделения, основная задача которых заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию деятельности компании на основе применения процессного подхода, представляющего собой рассмотрение деятельности компании как совокупности процессов, каждый из которых является связанным набором повторяющихся действий, которые преобразуют исходный материал и (или) информацию в конечный продукт (или услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами. Сегодня моделирование бизнес-процессов используется на практике для решения широкого спектра задач, в том числе для совершенствования бизнес- и ИТ-архитектуры предприятия, создания корпоративной нормативно-правовой базы, управления требованиями при разработке или внедрении информационных систем.

В соответствии с этой тенденцией сегодня на рынке широко доступны услуги процессного и ИТ-консалтинга, в том числе предложения с конкретной предметной или даже отраслевой специализацией, например, в области постановки процессов управления или ведения проектов, а также программное обеспечение для моделирования бизнес-процессов, в том числе таких известных фирм, как IBM, Microsoft и Software AG. По данным ряда аналитических компаний, мировой рынок BPM в 2011 году рос намного быстрее, чем мировой рынок программного обеспечения.

Каково нынешнее состояние российского рынка BPM, и насколько полезным может быть развитие этого направления в компании того или иного профиля? Ответ на этот вопрос могут дать исследования аналитиков. В качестве примера рассмотрим некоторые статистические данные, приведенные в отчете «Российский рынок BPM», выпущенном в ноябре 2011 года аналитической компании IDC, основанном на результатах опроса 132 крупных российских фирм (численность которых в основном превышает 1000 человек) различной отраслевой принадлежности из разных регионов России.

Насколько распространено моделирование бизнес-процессов в России

По данным вышеупомянутого опроса IDC, большинство опрошенных компаний осознают необходимость описания бизнес-процессов. Почти в каждой четвертой компании описаны все процессы, а в 60% компаний описаны ключевые процессы (рис. 1).

 

Рисунок

Рис. 1. Стадии, на которых находится
описание бизнес-процессов компаний
(источник: «Российский рынок BPM»
(специальное исследование IDC,
ноябрь 2011 г.)

Среди отраслей, где чаще всего описаны все бизнес-процессы, — нефтегазовая (44%), производство товаров народного потребления (41%) и торговля (25%). Наиболее отсталыми отраслями, где доля компаний, только планирующих описание БП, превышает среднее значение в 8%, являются транспорт и логистика (19%), госсектор (19%) и энергетика и ЖКХ (12%). Почти в половине компаний бизнес-процессы описаны максимально глубоко, до уровня исполнителей. В первую очередь это банки и страховые фирмы, а также нефтегазовые компании (76 и 69% соответственно, до уровня исполнителей). Наименее глубоко бизнес-процессы описаны в торговых и телекоммуникационных компаниях (в обоих секторах — 13%, до уровня топ­менеджеров).

Доля компаний, в которых подразделения, отвечающие за описание и оптимизацию бизнес-процессов, уже существуют или планируются к созданию, составляет 39% и примерно одинакова в большинстве отраслей, кроме производства ТНП и торговли, где их доля значительно выше среднего (59 и 63% соответственно), и транспорта и логистики, где их доля, наоборот, очень низка — всего 25%.

Что касается наличия в компании полного цикла управления структурой бизнес-процессов (моделирование — внедрение — контроль — анализ), то их доля довольно велика — 41%. Больше всего таких компаний в сфере телекоммуникаций (60%) и торговле (53%), меньше всего — в банковском секторе и страховании.

Подавляющее число компаний не имеют четкого графика изменения бизнес-процессов, изменяя их по мере необходимости. Исключение составляют операторы связи, регулярно меняющие бизнес-процессы раз в год и даже раз в месяц. Большинство компаний (три четверти) не имеют регулярной процедуры их оптимизации.

Что касается уровня зрелости процессного управления, то большинство респондентов заявили, что их ключевые бизнес-процессы регламентированы, выполняются в соответствии с регламентами и в целом обеспечивают достижение заданных целей, а в энергетике и ЖКХ этот показатель достигает 65%. Тем не менее пока еще очень небольшое количество компаний ведет постоянный мониторинг и совершенствование бизнес-процессов с целью адаптации к изменяющимся рыночным условиям.

Что приобретают компании от использования BPM

Более половины (52%) респондентов упомянутого выше опроса отметили сокращение времени выполнения процессов и еще почти половина (48%) — улучшение качества производимых товаров и оказываемых услуг в качестве основных результатов внедрения процессного управления.

Отметим, однако, что положительный эффект от применения процессного управления в значительной мере зависит от уровня его зрелости. Так, отсутствие подразделений, отвечающих за оптимизацию бизнес-процессов, и полного цикла управления структурой бизнес-процессов существенно снижает этот эффект. Есть и прямая зависимость уровня процессной зрелости компаний от поддержки внедрения процессного управления высшим руководством компании. В компаниях, где руководство активно поддерживает внедрение BPM, этот уровень в среднем в полтора раза выше, чем в компаниях, где руководство не уделяет должного внимания данной проблеме.

Среди основных причин отсутствия положительного эффекта от внедрения BPM компании называют отсутствие средств для финансирования и сопротивление персонала. Кроме того, довольно часто они не получают положительно эффекта от внедрения решений либо этот эффект слабее ожидаемого из-за недостаточной проработки проектов или нехватки опыта у исполнителей. Примерно в половине случаев основными препятствиями являются не финансовые трудности или отсутствие необходимости в таких решениях, а проблемы, которые мог бы решить внешний поставщик услуг: сложность решений, трудоемкость, нехватка специалистов и т.д.

Тем не менее приведенные данные подтверждают, что в целом сегодня в нашей стране наблюдается не просто интерес к описанию бизнес-процессов, а довольно широкое распространение этого вида деятельности в самых разных отраслях. Поэтому хотелось бы понять, каковы перспективы дальнейшего развития BPM и областей применения BPM на ближайшие годы. Ответ на этот вопрос опять же могут дать исследования аналитиков.

BPM и архитектура предприятия

Согласно рекомендациям Gartner (см. Hill J.B., Olding E., Norton D., Make EA and BPM Work Together to Deliver Business Value. 26 July 2011. ID:G00214679), управление бизнес-процессами, являющееся в первую очередь операционной дисциплиной, должно осуществляться совместно с построением архитектуры предприятия (включающей в том числе и архитектуру технологическую) и планированием ее развития, то есть разработкой соответствующих стратегических инициатив.

Что подразумевается под словосочетанием «архитектура предприятия»? Аналитическая компания Gartner определяет архитектуру предприятия как процесс перевода видения и стратегии бизнеса в набор эффективных изменений в компании с помощью создания, донесения до сотрудников компании и совершенствования ключевых требований, принципов и моделей, описывающих будущее состояние предприятия и позволяющих осуществить его эволюцию. Архитектура предприятия охватывает не только бизнес-процессы, но и сотрудников, информацию, технологии предприятия, а также их взаимодействие друг с другом и окружающим миром. Архитектура предприятия — это способ информирования компании о том, что следует сделать для достижения ее стратегических целей, тогда как управление бизнес-процессами предполагает превращение соответствующих утверждений в описание того, как это следует сделать.

Именно в проектах в области описания и совершенствования бизнес-процессов могут быть созданы те преимущества для бизнеса, которые оправдывают цели изменения архитектуры предприятия. И наоборот, стратегические цели развития архитектуры предприятия и принципы ее построения должны быть первоисточником для планирования будущих бизнес-процессов.

Организационно подобное взаимодействие может заключаться в осуществлении совместных проектов командами, занимающимися планированием развития архитектуры предприятия, и командами, ведущими моделирование бизнес-процессов. Как минимум, подобные проекты могут выполняться в области развития бизнес-архитектуры предприятия, включающей стратегические инициативы в области совершенствования бизнес-процессов компании, принципы моделирования процессов, их иерархию, оргструктуру, финансовые требования и описание услуг (рис. 2).

 

Рисунок

Рис. 2. Связь между проектами в области BPM и в области развития
архитектуры предприятия (источник: Hill J.B ,  Olding E.,
  Norton D. Make EA and BPM Work Together to Deliver Business Value.
26 July 2011. ID:G00214679)

Инструменты для BPM

Совместные проекты в области архитектуры предприятия и моделирования бизнес-процессов предполагают наличие взаимодействия между соответствующими инструментами. В идеале для обоих направлений деятельности должен использоваться единый инструмент, предоставляющий доступ к моделям и метаданным на нужных уровнях абстракции и с нужных точек зрения. Тем не менее в реальности в одной и той же компании может использоваться несколько инструментов, зачастую от разных производителей.

На нынешнем этапе развития рынка Gartner рассматривает три категории инструментов: инструменты для описания архитектуры предприятия (Enterprise Architecture (EA) tools), инструменты для анализа бизнес-процессов (business process analysis (BPA) tools) и инструменты для управления бизнес-процессами (BPM suites). Возможности первых позволяют осуществлять стратегическое высокоуровневое планирование, вторых — подробно описывать бизнес-процессы, третьих — наблюдать за выполнением процессов на операционном уровне (при этом сегодня они тоже содержат средства детального моделирования процессов, но более важными в данных инструментах всё же являются средства выполнения процессов и анализа результатов этого). Для каждой из категорий на рынке присутствуют десятки (если не сотни) наименований продуктов, в том числе выпускаемые такими известными производителями программного обеспечения, как IBM, Microsoft, Oracle и Software AG (рис. 3 и 4).

 

Рисунок

Рис. 3. Средство моделирования архитектуры предприятия
и анализа бизнес-процессов ARIS IT Architect (Software AG)

Рисунок

Рис. 4. Средство моделирования бизнес-процессов Caswise Corporate Modeler

Средства управления бизнес-процессами зачастую применяются в качестве одного из средств поддержки их эффективного выполнения, поскольку внедрение подобных средств делает процессы прозрачными, позволяет получить их количественные характеристики, такие как время выполнения каждого шага. Указанные средства, называемые иногда workflow-системами, поддерживают различные механизмы взаимодействия между исполнителями процесса и разные виды правил и алгоритмов выполнения процесса, содержат средства интеграции с бизнес-приложениями и офисным ПО, инструменты уведомления пользователей о задачах и событиях, средства моделирования выполнения процессов.

Согласно утверждениям Gartner Group, подобные инструменты сейчас активно применяются многими компаниями, особенно банками, страховыми и телекоммуникационными компаниями, и рост соответствующего рынка продолжится как минимум до 2014 года (см. Hill J.B., Schulte W.R. BPM Suites Evolve Into Intelligent BPM Suites. 17 November 2011. ID:G00226553). Интерес к высокопродуктивным «облачным» BPM-платформам, поставляемым в качестве сервисов (BPM platform as a service, bpmPaaS), также будет расти, особенно в случае процессов, в которых участвуют компании из разных стран и регионов.

***

Итак, каковы основные результаты исследований рынка BPM, проведенных ведущими аналитическими компаниями в 2011 году? Во­первых, моделирование и анализ бизнес-процессов сейчас активно применяются на предприятиях многих ведущих отраслей и уже принесли ощутимую выгоду многим компаниям, хотя в ряде случаев их использование еще не достигло оптимального уровня зрелости. Во­вторых, одной из активных тенденций сегодня является интеграция работ, связанных с моделированием и анализом бизнес-процессов, и работ по планированию развития архитектуры предприятия, что в целом отражает тенденцию интеграции стратегических инициатив в бизнесе и информационных технологиях. В-третьих, рынок инструментов для поддержки данного вида деятельности сегодня довольно широк и включает несколько категорий инструментов различного функционального назначения.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 01'2012

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует