27-дюймовый 3D-монитор ASUS VG278H

Сергей Пахомов

Дизайн

Технические характеристики

Возможности по настройке

Тестирование

Максимальная и минимальная яркость

Точность цветопередачи

Цветовой охват монитора

Время реакции пиксела

Вывод

 

Совсем недавно компания ASUS представила на российском рынке 27-дюймовый монитор ASUS VG278H с разрешением 1920Ѕ1080 (Full HD) и поддержкой технологии NVIDIA 3D Vision.

Дизайн

Монитор ASUS VG278H имеет классический дизайн. Он выполнен в пластиковом корпусе черного цвета и отличается элегантным дизайном. Монитор крепится к подставке с широким круглым основанием, которая позволяет изменять угол его наклона от –5 до 15° и регулировать высоту в диапазоне 10 см. Отметим, что блок питания в этом мониторе внутренний, а вес устройства составляет всего 8 кг.

Размеры монитора с подставкой — 643x460x220 мм.

 

3D-монитор ASUS VG278H

Поверхность экрана монитора ASUS VG278H имеет матовое антибликовое покрытие, а обрамляющая его пластиковая рамка глянцево­черного цвета.

В правом нижнем углу монитора располагаются кнопка включения и шестикнопочная панель настроек монитора.

Технические характеристики

В мониторе ASUS VG278H используется широкоформатная (соотношение сторон 16:9) TN-матрица с LED-подсветкой и размером по диагонали 27 дюймов (68,6 см). Напомним, что TN-матрицы сейчас применяются в большинстве ЖК-мониторов. Они отличаются высокой скоростью переключения пикселов (малое время реакции пиксела) и низкой ценой. Именно поэтому TN-матрицы используются в игровых мониторах. К недостаткам этих матриц можно отнести не очень большие углы обзора и относительно небольшой цветовой охват. Кроме того, в TN-матрицах черный цвет не является идеально черным, то есть выключить пикселы так, чтобы они совсем не пропускали свет, не удается. Именно с этим связано то обстоятельство, что TN-матрицы обладают не очень высоким уровнем статического контраста, измеряемым как отношение яркости на белом фоне к яркости (при тех же настройках) на черном фоне. Правда, частично данная проблема решается за счет использования технологии динамического увеличения контраста, о чем мы расскажем далее.

Говоря о LED-подсветке, напомним, что существует два ее типа: на основе белых светодиодов и цветных, комбинация которых (как правило, RGB-триады) позволяет получить белый свет.

Подсветка на основе цветных светодиодов используется в дорогих профессиональных мониторах. Причем в этом случае применяется так называемое тыльное расположение RGB-триад, когда светодиоды размещаются в определенном порядке позади ЖК-матрицы по всей площади экрана. Такой тип подсветки позволяет получить широкий световой охват и очень точную цветопередачу.

В случае LED-подсветки на белых светодиодах используется торцевая подсветка, когда светодиоды располагаются на торцах матрицы (чаще всего над и под матрицей) и их излучение направляется в световод, представляющий собой толстый лист прозрачного перфорированного полимера. Мониторы с LED-подсветкой на базе белых светодиодов с торцевым расположением не обеспечивают столь широкого цветового охвата, как мониторы с LED-подсветкой на базе RGB-триад с тыльным расположением. Спектр излучения белых светодиодов не столь широк, как у RGB-триад, поэтому цветовой охват мониторов на базе белых светодиодов мало чем отличается от цветового охвата мониторов с традиционными CCFL-лампами подсветки — он может лишь соответствовать либо слегка перекрывать цветовой охват пространства sRGB.

Максимальное разрешение, поддерживаемое монитором ASUS VG278H, составляет 1920x1080 пикселов, а шаг между пикселами — 0,311 мм. Разрешение этого монитора позволяет отнести его к категории Full HD.

Для подключения монитора ASUS VG278H к компьютеру предусмотрено три разъема: D-Sub, HDMI 1.4 и Dual-link DVI-D. Соответственно на панели управления есть отдельная клавиша, позволяющая выбирать источник сигнала. Таким образом, данный монитор можно одновременно подключить к трем компьютерам и переключаться между ними с помощью клавиши выбора источника сигнала.

Кроме разъемов для подключения монитора к компьютеру, предусмотрены аудиоразъемы (вход-выход), один из которых (вход) используется для соединения с аудиовыходом ПК, а второй — для подключения наушников.

Согласно заявленным техническим характеристикам, максимальная яркость TN-матрицы, применяемой в мониторе, составляет 300 кд/м2, а уровень динамического контраста — 50 000 000:1.

Напомним, что разница между понятиями статической и динамической контрастности состоит в том, что в первом случае яркость подсветки при измерениях должна оставаться неизменной. Поэтому показатель статической контрастности является характеристикой ЖК-панели. В случае динамической контрастности яркость белого и черного цветов измеряется отдельно, то есть при различном уровне яркости подсветки.

Для того чтобы увеличить показатель динамической контрастности, нужно снизить светимость черного цвета, чего легко достичь, уменьшив яркость ламп подсветки до минимального уровня. Следовательно, значение динамической контрастности всегда будет гораздо выше значения статической.

Мониторы с технологией динамической контрастности отслеживают распределение яркости изображения по полю дисплея и соответствующим образом подстраивают режим работы подсветки. Если на экране присутствует объект белого (R=G=B=255) цвета, то контрастность на данном кадре не будет отличаться от статического показателя и динамическая контрастность никак не сможет ее улучшить. Однако если таких объектов нет, то появляется возможность уменьшить интенсивность излучения подсветки, выполнив соответствующий пересчет изображения в сторону повышения яркости. В этом случае уровень светимости черного действительно снизится, что положительно скажется на восприятии картинки зрителем. Собственно, в этом и заключается суть динамической контрастности. Таким образом, показатель динамической контрастности является довольно абстрактной величиной, и на практике его можно достичь лишь при поочередном отображении черных и белых полей. Данная технология важна в случае просмотра фильмов или игр, где часто встречаются темные сцены, однако при традиционных видах работ на ПК смысла в ней нет — гораздо большее влияние на качество изображения оказывает показатель статической контрастности.

Что касается других характеристик монитора ASUS VG278H, то они следующие. Углы обзора монитора составляют 170° по горизонтали и 160° по вертикали. Отметим, что в данном случае речь идет об углах обзора, измеряемых по классической методике расчета углов обзора по снижению уровня контраста. То есть предельный угол обзора соответствует направлению, для которого уровень контраста уменьшается в 10 раз по сравнению с уровнем контраста, измеряемым по нормали к поверхности экрана.

Заявленное время реакции пиксела для монитора ASUS VG278H составляет 2 мс (GTG), что вполне типично для TN-матриц при измерении по методике GTG. Напомним, что под временем реакции пиксела может подразумеваться как суммарное время переключения с черного на белый цвет (время включения) и обратно (время выключения) — в этом случае говорят о методике Black-to-White (BTW), так и усредненное время переключения между различными полутонами (градациями серого) — это методика Gray-to-Gray (GTG).

Ну и последнее, на что стоит обратить внимание, говоря о технических характеристиках монитора ASUS VG278H, — это частота его кадровой развертки. Поскольку речь идет о мониторе с поддержкой технологии NVIDIA 3D Vision, частота кадровой развертки составляет 120 Гц, в то время как для обычного ЖК-монтора она равна 60 или 75 Гц.

Правда, нужно иметь в виду, что при подключении монитора по интерфейсу HDMI или D-Sub при родном разрешении монитора 1920x1080 максимальная частота кадровой развертки может быть только 60 Гц. Установить частоту кадровой развертки 120 Гц при разрешении 1920x1080 можно только при подключении монитора по интерфейсу DVI-D. Причем необходимо использовать кабель Double Link, поскольку традиционный кабель DVI-D Single Link не поддерживает частоту кадровой развертки 120 Гц при разрешении 1920x1080. Отметим, что кабель DVI-D Double Link входит в комплект поставки монитора, а кабель HDMI — нет.

Естественно, к монитору прилагаются активные 3D-очки компании NVIDIA с инфракрасным передатчиком. Напомним, что единственное требование к мониторам, чтобы они могли поддерживать технологию NVIDIA 3D Vision, — это частота кадровой развертки, равная 120 Гц. Всё остальное делается на уровне драйвера видеокарты и специальных очков NVIDIA. Конечно же, данная технология будет работать только с видеокартами NVIDIA, которые ее поддерживают. Поэтому при приобретении монитора с поддержкой технологии NVIDIA 3D Vision стоит заранее подумать и о покупке соответствующей видеокарты NVIDIA.

Идея формирования стереоскопического изображения не нова и заключается в том, чтобы сформировать две отдельные картинки для каждого глаза, точки обзора которых несколько смещены друг относительно друга. В результате каждый глаз видит свою картинку, а наш мозг благодаря этому хитрому обману формирует иллюзию объемного изображения.

Существует несколько способов формирования стереоскопического изображения. Самый простой из них основан на методе цветового разделения, который часто используется в 3D-кинотеатрах. Для этого применяются очки со светофильтрами разных цветов (как правило, синего и красного) для каждого глаза. В результате можно сформировать разные картинки для каждого глаза и получить стереоскопическое изображение.

Другой способ формирования стереоскопического изображения заключается в поляризационном разделении картинки. В этом случае применяются очки с поляризационными фильтрами разной направленности, в результате чего для каждого глаза можно сформировать свою картинку. Данный способ формирования стереоизображения также используется в 3D-кинотеатрах.

Еще один способ — это система активных затворных очков. Собственно, это и есть технология NVIDIA 3D Vision. В данном случае применяются очки с активными ЖК-затворами, работающими следующим образом: когда открыт один затвор, другой закрыт, и наоборот. Причем частота срабатывания ЖК-затворов составляет 60 Гц. Монитор, синхронизованный с очками, воспроизводит изображение с частотой 120 Гц. То есть каждый кадр как бы разбивается на два подкадра для левого и правого глаза. Все четные кадры попадают в один глаз, а все нечетные — в другой. Причем для каждого глаза частота смены кадров будет равна 60 Гц, но для монитора частота воспроизведения кадров должна составлять 120 Гц.

Естественно, при таком способе формирования стереоизображения работа ЖК-затворов должна быть жестко синхронизована со сменой кадров на экране монитора. Собственно, для такой синхронизации и предназначен ИК-передатчик, взаимодействующий с очками беспроводным образом. Этот ИК-передатчик может подключаться непосредственно к компьютеру, но в случае монитора ASUS VG278H он встроен в корпус и расположен вверху над экраном.

Возможности по настройке

Как мы уже отмечали, для управления монитором предназначена шестикнопочная панель, расположенная в правом нижнем углу устройства.

Кроме традиционной для всех мониторов регулировки яркости и контраста, в ASUS VG278H есть и другие специфические настройки. Яркость и контраст можно изменять с очень маленьким шагом, что позволяет осуществлять точную калибровку монитора. Возможности по настройке монитора зависят от того, по какому интерфейсу он подключается. Но при подключении по любому интерфейсу можно изменять яркость, контраст и цветовую температуру, а также выбирать один из предустановленных режимов его настройки.

Система регулировки цвета позволяет выбрать один из трех предустановленных режимов с различной цветовой температурой: «Холодный», «Обычный», «Теплый». Кроме того, можно самостоятельно задавать цветовую температуру путем регулировки уровня каждого канала (R, G, B) по отдельности для точки белого (режим «Пользовательский»).

Кроме перечисленных возможностей по настройке монитора ASUS VG278H, которые нужны главным образом для его калибровки, имеются и другие настройки.

В частности, можно выбрать один из шести предустановленных режимов настройки монитора: «Пейзажный режим», «Стандартный режим», «Театральный режим», «Игровой режим», «Ночной режим» и «sRGB». Эти режимы отличаются друг от друга настройками яркости, контраста и цветовой температуры.

Тестирование

После знакомства с монитором ASUS VG278H нам осталось лишь представить результаты его тестирования. В ходе тестирования монитор подключался к компьютеру по цифровому интерфейсу DVI-D, а для измерения его технических характеристик использовался программно-аппаратный комплекс, включающий спектрофотометр GretagMacbeth Eye-One Pro, программный пакет ProfileMaker Pro 5.0.5, программу basiCColor Display 4.1.9, цифровой осциллограф BORDO 211A и фотодатчик.

В ходе тестирования измерялись следующие характеристики монитора:

  • максимальная и минимальная яркость;
  • точность цветопередачи;
  • цветовой охват монитора;
  • время реакции пиксела.

Максимальная и минимальная яркость

Прежде чем перейти к рассмотрению результатов тестирования, подчеркнем, что характеристики, заявленные для самой ЖК-матрицы (монитора), и те значения, которые удается измерить, — это далеко не одно и то же. Так, максимальную и минимальную яркость можно измерять по-разному (например, при различном значении цветовой температуры и для разных профилей монитора), а следовательно, получать различные значения. Естественно, что для пользователя важны те показатели, которые он получит при рабочих (то есть комфортных для работы) настройках монитора.

Для измерения максимальной и минимальной яркости использовался спектрофотометр GretagMacbeth Eye-One Pro в сочетании с программой basiCColor Display 4.1.9. Значения максимальной и минимальной яркости фиксировались в центральной точке экрана.

Первоначально монитор калибровался и профилировался при следующих настройках программы basiCColor Display 4.1.9:

метод калибровки — Software (монитор не поддерживает функцию редактирования LUT-таблицы (аппаратная калибровка), поэтому возможно только редактирование LUT-таблицы видеокарты (программная калибровка);

  • настройка калибровки — Office:
  • точка белого — D65,
    • тональная гамма — 2.2,
    • свечение — белый максимальный (120 кд/м2), черный минимальный;
    • настройка профиля — LUT based:
  • тип профиля — 16-бит LUT,
    • хроматическая адаптация — CAT02.

После проведения калибровки и создания профиля с помощью программы basiCColor Display 4.1.9 измерялись максимальное и минимальное значения яркости по белому полю в центральной точке экрана.

При измерении максимальной яркости в настройках монитора уровень контраста и уровень яркости устанавливались на 100%, а при измерении минимальной яркости — на 0%.

Согласно проведенным измерениям, максимальный диапазон изменения яркости монитора ASUS VG278H в центральной точке экрана составляет от 15 до 406 кд/м2.

Точность цветопередачи

Нужно отметить, что точность цветопередачи очень сильно зависит и от установленного уровня яркости, и от калибровки монитора, и от созданного профиля. Обычно производится несколько процедур калибровки и создается несколько профилей монитора, а затем выбирается тот профиль, который точнее всего соответствует цветопередаче.

При определении точности цветопередачи монитор предварительно калибровался и профилировался точно так же, как и при определении максимальной и минимальной яркости. Отметим, что уровень яркости выставлялся равным 120 кд/м2. Далее с помощью программы basiCColor Display (уже 4.1.9 без проведения калибровки и профилирования) оценивалась точность цветопередачи путем сопоставления референсного цветового шаблона с результатами его измерения. По результатам сопоставления определялось усредненное по всем цветовым полям значение цветовой разницы ΔE 94. Согласно проведенным измерениям, оно составило 0,83 (рис. 1), что является неплохим результатом для монитора, который, в принципе, не предназначен для профессиональной работы с цветом. Вообще, при значении ΔE 94 менее единицы можно говорить об очень высокой точности цветопередачи. Во всяком случае, на глаз заметить разницу в цвете при ΔE 94 менее единицы просто невозможно. Правда, максимальное значение ΔE 94 для темно­серого цвета составило 2,26, что, конечно же, уже многовато. Вообще, у данного монитора есть проблемы с корректной передачей темных тонов.

 

Рисунок

Рис. 1. Сравнение референсного шаблона с результатами его измерений для определения
точности цветопередачи

Усредненное по всем цветовым полям значение ΔE 94, равное 0,64, означает, что в обычных условиях определить отклонение по большинству цветовых полей на глаз нереально.

Цветовой охват монитора

Определение цветового охвата монитора проводилось с применением программного пакета ProfileMaker Pro 5.0.5 по сохраненному профилю, полученному при калибровке и профилировании монитора.

Как выяснилось (рис. 2-4), цветовой охват монитора ASUS VG278H близок к цветовому охвату стандартного монитора с профилем sRGB и даже немного превосходит его.

 

Рисунок

Рис. 2. Двумерное сопоставление цветового охвата
профиля монитора с цветовым охватом профиля sRGB
при уровне L = 50

Рисунок

Рис. 3. Двумерное сопоставление цветового охвата
профиля монитора с цветовым охватом профиля sRGB
при уровне L = 75

Рисунок

Рис. 4. Двумерное сопоставление цветового охвата
профиля монитора с цветовым охватом профиля sRGB
при уровне L = 25

Время реакции пиксела

Для измерения времени реакции пиксела использовались фотодатчик и цифровой осциллограф BORDO 211A.

При измерениях с помощью специальной утилиты включалась или выключалась горизонтальная линия шириной в один пиксел, цвет которой мог изменяться в градациях серого. Посредством фотодатчика и осциллографа регистрировалось время изменения яркости пиксела.

Методика измерения времени реакции пиксела подобна методике измерения Grey-to-Grey (GTG), однако не повторяет ее полностью, поэтому результаты измерения не могут быть сопоставлены с техническими данными, приводимыми в документации.

Измерение времени реакции пиксела проводилось на откалиброванном по описанной выше методике мониторе. Уровень яркости и контраста выставлялся равным максимальному значению.

В ходе тестирования измерялось время перехода между следующими состояниями полутонов (в координатах R-G-B) пиксела: 0-0-0, 50-50-50, 100-100-100, 150-150-150, 200-200-200, 255-255-255.

Под временем перехода понималось время, за которое пиксел изменяет свою яркость от 0 до 90% или от 100 до 10%.

После измерения всех возможных переходов между различными полутонами рассчитывалось усредненное значение времени реакции пиксела. Для расчета усредненного значения вычислялось среднегеометрическое время переходов между всеми полутонами. Рассчитанное таким образом значение и является временем реакции пиксела по нашей методике измерения.

Нужно отметить, что процедура измерения времени реакции пиксела на современных ЖК-мониторах может оказаться непростой задачей из-за широтно­импульсной модуляции ламп подсветки, которые мерцают на высокой частоте (это незаметно для глаз). За счет широтно­импульсной модуляции ламп подсветки регулируется яркость монитора, то есть путем изменения скважности мерцания ламп подсветки изменяется средний уровень яркости (под скважностью понимают отношение времени, в течение которого горит лампа, к суммарному времени нахождения лампы во включенном и выключенном состоянии).

Для того чтобы измерение времени реакции пиксела оказалось возможным, необходимо избавиться от мерцания ламп подсветки. Именно поэтому при измерении времени реакции пиксела мы устанавливали максимальную яркость монитора, при которой лампы не мерцают.

Результаты измерения времени перехода между различными состояниями пиксела приведены в таблице. Среднее время реакции пиксела, рассчитанное по описанной нами методике, составило 3,0 мс. Если же говорить о времени переключения пиксела с черного на белый цвет, то оно равно 8,6 мс, а время выключения — 1,5 мс.

Вывод

Подводя итоги тестирования модели ASUS VG278H, можно сказать, что это стильный, функциональный монитор с хорошими характеристиками. Его с одинаковым успехом можно применять и для работы в традиционном режиме, и для игр в 3D-режиме. Конечно, главной особенностью этого монитора является его совместимость с технологией NVIDIA 3D Vision.

Стоит отметить, что сегодня существует порядка 500 игр с поддержкой технологии NVIDIA 3D Vision.

Перед принятием решения о покупке 3D-монитора обратите внимание на два немаловажных аспекта. Во­первых, глаза в 3D-очках все­таки очень устают и болят. Что бы там ни говорили представители компании NVIDIA о лечебном и профилактическом эффекте 3D-очков, долго вы в них не просидите. Второй немаловажный аспект заключается в том, что при применении технологии NVIDIA 3D Vision существенно (иногда вдвое) снижается производительность видеоподсистемы, то есть в играх падает такой показатель, как FPS (количество воспроизводимых кадров в секунду), и многие из них будут подтормаживать. Собственно, последнее обстоятельство требует, чтобы при использовании технологии NVIDIA 3D Vision применялась достаточно мощная видеокарта, что, естественно, повышает стоимость решения в целом.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 01'2012

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует