Наступление «незеркалок»

Сергей Асмаков

Смена поколений

Новые имена

Многообразие концепций

Претенденты на подходе

 

Незеркальные камеры со сменной оптикой являются сейчас, пожалуй, наиболее динамично развивающимся сегментом цифровых фотоаппаратов. В этом обзоре мы отметим наиболее значимые события и премьеры минувшего года, а также поделимся информацией о грядущих новинках.

Смена поколений

В середине минувшего года пионеры данного направления — компании Olympus и Panasonic — представили уже третье по счету поколение фотоаппаратов системы Micro Four Thirds. Это отражено даже в индексах моделей: во многих из них фигурирует цифра 3.

Летом компания Olympus выпустила флагманскую модель третьего поколения серии PEN (PEN E-P3) и пару более компактных фотоаппаратов — PEN E-PL3 (PEN Lite) и PEN E-PM1 (PEN Mini). Все они построены на базе общих компонентов (в частности, двухъядерного процессора TruePic VI, 12-мегапиксельного КМОП-сенсора Live MOS формата 4/3 дюйма и системы стабилизации изображения, работающей по принципу сдвига платформы со светочувствительным сенсором относительно оптической оси объектива), но отличаются размерами корпуса и набором функциональных возможностей. Каждая из новинок нацелена на определенную группу покупателей.

 

Olympus PEN E-P3

Фотоаппарат Olympus PEN E-P3 —
новый флагман линейки PEN

Флагманская PEN E-P3, оборудованная OLED-дисплеем с 3-дюймовым сенсорным экраном и встроенной вспышкой, адресована главным образом тем, кто фокусируется непосредственно на фотографии. В свою очередь, PEN Lite и PEN Mini можно рассматривать не только как фотоаппараты, но и как модные аксессуары. Это подчеркивается как меньшими габаритами корпуса (ради чего пришлось пожертвовать встроенной вспышкой, вместо которой в комплект поставки входит складная внешняя), так и разнообразием цветовой гаммы: PEN Lite выпускается в четырех вариантах расцветки, а PEN Mini — аж в шести!

В мае компания Panasonic объявила о выпуске фотоаппарата Lumix DMC-G3, а спустя месяц официально представила еще одну новинку — Lumix DMC-GF3. Основные изменения по сравнению с моделями Lumix G второго поколения — это уменьшение габаритов и веса, а также расширение функциональных возможностей. В Lumix DMC-G3 установлен 16-мегапиксельный, а в DMC-GF3 — 12-мегапиксельный КМОП-сенсор Live MOS формата 4/3 дюйма с ультразвуковой системой очистки поверхности. Процессор в обеих камерах используется одинаковый — Venus Engine FHD.

 

Panasonic Lumix DMC-G3

Камера Panasonic Lumix DMC-G3

Старшая модель этой пары — Lumix DMC-G3 — оборудована электронным видоискателем, поворотным ЖК-дисплеем с 3-дюймовым сенсорным экраном и «горячим башмаком» для установки внешней вспышки и других аксессуаров. У Lumix DMC-GF3 дисплей вмонтирован в заднюю панель корпуса, а от электронного видоискателя и «горячего башмака» создатели этой модели отказались ради снижения массогабаритных показателей. Так же как и у Olympus, налицо тенденция к четкому сегментированию модельного ряда: очевидно, что выпущенные модели нацелены на разные группы покупателей.

Кстати, Panasonic применила аналогичный подход и к формированию линейки фирменной оптики. В ней появилась новая серия объективов Lumix G X, где будут представлены премиум­версии сменной оптики системы Micro Four Thirds для камер Lumix G. Открыли серию Х два зум­объектива: универсальный Lumix G X Vario PZ 14-42mm/F3.5-5.6 Asph./Power O.I.S. (H-PS14042) и Lumix G X Vario PZ 45-175mm/F4.0-5.6 Asph./Power O.I.S. (H-PS45175), рекомендуемый производителем для съемки портретов, пейзажей и удаленных объектов. Оба оснащены встроенной системой оптической стабилизации изображения Power O.I.S. и моторизованным приводом трансфокатора, который управляется при помощи небольшого качающегося рычажка на боковой стороне корпуса объектива.

Вместе с этими объективами Panasonic представила фотоаппарат Lumix DMC-GF3X, который, по большому счету, представляет собой тот же Lumix DMC-GF3, только снабженный новой версией микропрограммы и укомплектованный объективом Lumix G X Vario PZ 14-42mm/F3.5-5.6 Asph./Power O.I.S. В новой прошивке добавлены функции отображения на дисплее текущего фокусного расстояния и изменения скорости работы привода трансфокатора — это необходимо для полноценной работы с оптикой серии Lumix G X.

 

Lumix DMC-GF3X

Фотоаппарат Lumix DMC-GF3X с объективом
Lumix G X Vario PZ 14-42mm/F3.5-5.6 Asph./Power O.I.S.

В середине декабря свой первый объектив системы Micro Four Thirds с моторизованным приводом трансфокатора представила компания Olympus. Правда, в отдельную серию его не выделила. Конструкция модели M.Zuiko Digital ED 12-50mm F3.5-6.3 EZ (экв. 24-100 мм) обеспечивает возможность как ручного, так и моторизованного управления трансфокатором (в последнем случае можно выбирать из трех скоростей). Благодаря применению бесшумного линейного привода объектив можно без проблем использовать и для видеосъемки.

 

M.Zuiko Digital ED

Объектив M.Zuiko Digital ED
12-50mm F3.5-6.3 EZ

Если фотоаппараты системы Micro Four Thirds по-прежнему выпускают лишь две компании, то производителей оптики этого стандарта уже гораздо больше. В феврале минувшего года сразу несколько компаний из числа производителей оптики — Carl Zeiss, Komamura, Schneider Kreuznach, Tamron и Cosina — объявили о присоединении к альянсу производителей, поддерживающих стандарт Micro Four Thirds. Перечисленные компании планируют выпускать сменные объективы для цифровых фото- и видеокамер этого стандарта. Таким образом, выбор сменной оптики для фотоаппаратов системы Micro Four Thirds станет заметно разнообразнее, что можно только приветствовать.

За три летних месяца компания Sony полностью обновила модельный ряд камер Alpha NEX. В начале июня была анонсирована модель Alpha NEX-C3, пришедшая на смену NEX-3. Новинка стала немного меньше и легче своей предшественницы (размеры корпуса — 110x60x33 мм; вес — 225 г) и, как утверждает производитель, имеет целый ряд преимуществ, в частности расширенный набор функций и более высокое качество получаемых изображений. Эта камера оборудована 16-мегапиксельным КМОП-сенсором EXMOR формата APS-C (такой же используется и в зеркальной модели SLT-A35) и 3-дюймовым ЖК-дисплеем Xtra Fine LCD (920 тыс. пикселов) с изменяемым углом наклона. Как и у предшествующей модели, встроенной вспышки не предусмотрено: в комплект поставки NEX-C3 входит съемная внешняя вспышка.

В августе была анонсирована NEX-5N, которая заменила ранее выпускавшуюся NEX-5, а также новый флагман линейки — NEX-7. Одним из новшеств, реализованных в этих моделях, стал новый графический интерфейс Photo Creativity Touch, который обеспечивает максимально эффективное использование возможностей сенсорного экрана.

 

NEX-7

Камера Sony NEX-5N

Sony NEX-5N

Фотоаппарат NEX-7 — новый флагман линейки Sony NEX

Светочувствительный сенсор в аппарате NEX-5N установлен такой же, как и у NEX-C3. Что касается флагманской модели, то у нее есть ряд важных конструктивных отличий. Во­первых, это 24-мегапиксельный КМОП-сенсор Exmor APS HD. Наряду с ЖК-дисплеем здесь предусмотрен еще и электронный видоискатель на базе OLED-панели высокого разрешения (2,3 мегапиксела). В отличие от младших моделей, есть выдвигающаяся встроенная вспышка и фирменный «горячий башмак» (Auto-lock Accessory Shoe).

Еще одна отличительная особенность модели NEX-7 — новая система управления настройками TRINAVI. В распоряжении пользователя имеются три органа управления (вращающееся колесико, расположенное справа от дисплея, и пара круглых крутящихся регуляторов, вынесенных на верхнюю панель), каждый из которых можно настроить на управление определенным параметром (например, величиной диафрагмы, значением светочувствительности, выбором сюжетной программы и т.д.).

Новые имена

В минувшем году список производителей незеркальных камер со сменной оптикой пополнился двумя всемирно известными (если не сказать — легендарными) брендами мира фототехники, причем каждый из этих анонсов стал небольшой сенсацией.

В последний день июня Pentax представила фотоаппарат Pentax Q, оснащенный крохотным (по меркам данного класса) 12-мегапиксельным КМОП-сенсором формата 1/2,3 дюйма. Благодаря использованию миниатюрного сенсора камера получилась очень компактной — всего 98x57x31 мм. Слухи о появлении подобной модели в линейке Pentax начали циркулировать еще в марте, однако многие просто не верили в то, что Pentax действительно решится на выпуск такого аппарата — слишком уж противоречивым казалось сочетание предполагаемых характеристик.

 

Pentax Q

Камера Pentax Q с объективом 01 Standard Prime

Специально для этого аппарата был разработан новый байонет Q mount. Стартовая линейка объективов включает пять моделей: светосильный портретник Pentax 01 Standard Prime с фиксированным фокусным расстоянием (экв. 49 мм; 1:1,9), 3-кратный зум Pentax 02 Standard Zoom (экв. 27,5-83 мм), «рыбий глаз» Pentax 03 Fisheye (с углом охвата 160°), и еще пару с фиксированным фокусным расстоянием — Pentax 04 Toy Lens Wide (экв. 35 мм) и Pentax 05 Toy Lens Telephoto (экв. 100 мм). Немного позже (в конце августа) компания выпустила специальный адаптер, с помощью которого можно устанавливать на камеру Pentax Q объективы с байонетом К, который применяется в зеркальных камерах этого производителя.

Интересно отметить, что анонс Pentax Q стал заключительным аккордом в рамках работы известного бренда под началом Hoya Corporation. Уже на следующий день была распространена официальная информация о том, что Pentax Imaging Systems переходит в собственность компании Ricoh.

Слухи, так или иначе касающиеся дебюта Nikon, начали циркулировать еще во второй половине 2010 года. В различных СМИ регулярно появлялись противоречивые сообщения. Если в одних интервью содержались весьма откровенные намеки на грядущий анонс «принципиально новых продуктов», то в других сама идея выпуска незеркальных камер со сменной оптикой под знаменитой японской маркой с негодованием отвергалась. Всё это наводило на мысль о том, что стратегическое решение в руководстве компании уже принято и ее представители осуществляют дозированные «утечки» информации, подогревая таким образом интерес к грядущей новинке.

Официальная премьера системы незеркальных фотокамер Nikon со сменной оптикой состоялась 21 сентября. Название было выбрано простое, но с претензией — Nikon 1. Единичка здесь символизирует не только стремление к лидерству, но и формфактор выбранного для этих фотоаппаратов 10-мегапиксельного КМОП-сенсора — 1 дюйм (впрочем, производитель именует его CX).

Первенцами линейки стали две модели — Nikon 1 V1 и Nikon 1 J1. Первая ориентирована главным образом на фотографов-энтузиастов, а вторая — на тех, кто рассматривает фотоаппарат не только как инструмент для съемки, но и как модный аксессуар.

 

Nikon 1 V1

Фотоаппарат Nikon 1 V1

Помимо камер компания Nikon представила три сменных объектива системы 1. Модель 1 Nikkor VR 10-30mm F3.5-5.6 (экв. 27-81 мм) с 3-кратным зумом и встроенным оптическим стабилизатором является базовой: именно этой оптикой будут укомплектованы фотоаппараты в варианте поставки kit. В качестве дополнительных вариантов владельцам новых камер был предложен универсальный зум­объектив 1 Nikkor VR 30-110 mm F3.8-5.6 (экв. 81-297 мм), также оснащенный встроенной системой стабилизации изображения, и компактный широкоугольный объектив с фиксированным фокусным расстоянием 1 Nikkor 10 mm F2.8 (экв. 27 мм).

Многообразие концепций

За полтора с лишним десятилетия в сегментах зеркальных и компактных фотоаппаратов уже сложилась четкая классификация моделей. Кроме того, в большинстве случаев модели разных производителей, относящиеся к одному классу, выглядят как братья-близнецы. В этом смысле сегмент незеркальных камер со сменной оптикой разительно отличается разнообразием — причем не только представленных в продаже моделей (коих пока не очень много), но и концепций. К концу минувшего года наметились три принципиально разных подхода.

Компании Olympus, Panasonic и Sony оснащают свои незеркальные модели со сменной оптикой такими же сенсорами, какие применяются в их зеркальных фотоаппаратах. Такой подход позволяет, образно говоря, убить двух зайцев: во-первых, сократить производственные затраты за счет унификации ряда ключевых компонентов с более массовыми на данный момент зеркальными моделями, а во-вторых, обеспечить высокое качество получаемого изображения.

В компании Pentax избрали иной подход, предпочтя строить свою модель на базе сенсора для компактных фотоаппаратов. В этом случае тоже есть выигрыш, получаемый от унификации (причем с еще более массовыми компактными моделями), а также от технической возможности сделать самую маленькую модель в классе, не прибегая к дорогостоящим техническим ухищрениям. В отношении качества получаемых изображений дело обстоит не лучшим образом. В связи с этим Pentax Q по своей концепции выглядит скорее дорогой игрушкой для ностальгирующих по компактным пленочным фотоаппаратам 80-х годов, нежели реальным конкурентом остальным игрокам, выступающим в данном сегменте.

И наконец, Nikon сделала выбор в пользу сенсора нестандартного формфактора. Как видно на приведенной диаграмме, он располагается ровно посередине между сенсорами, используемыми в компактных фотоаппаратах с несменной оптикой, и зеркальными фотокамерами (их основные характеристики представлены в таблице).

 

Рисунок

Относительные размеры светочувствительных сенсоров,
используемых в современных цифровых фотоаппаратах

Такой выбор обусловлен прежде всего маркетинговыми соображениями, в частности желанием руководителей Nikon четко сегментировать линейку выпускаемых цифровых фотоаппаратов со сменной оптикой и ни в коем случае не допустить прямой конкуренции своих моделей системы 1 с зеркальными. Иными словами, компания Nikon позиционирует фотоаппараты системы 1 не как альтернативу зеркальным камерам, а как предложение для владельцев компактных моделей, не вполне удовлетворенных техническим качеством получаемых снимков.

Недостаток этого подхода заключается в том, что, пытаясь защитить собственные зеркальные модели от «внутреннего каннибализма» (то есть переориентации части потенциальных покупателей на камеры системы 1), Nikon добровольно передала один из важнейших козырей своим главным конкурентам в этом сегменте. Ведь не секрет, что многие продвинутые пользователи привыкли отождествлять техническое качество снимков с размером сенсора. И с этим трудно поспорить: чем больше площадь рабочей поверхности сенсора, тем больше размер его ячеек — а это, в свою очередь, обеспечивает техническую возможность получения изображения с более широким динамическим диапазоном и гораздо меньшим уровнем цифрового шума (особенно при съемке в условиях недостаточной освещенности). С этой точки зрения аппараты на базе сенсоров формата APS-C и 4/3 выглядят более предпочтительно, чем модели Nikon 1. Тем более что Nikon не удалось сыграть на факторе компактности: некоторые модели конкурентов, оборудованные сенсорами большего размера (в частности, Olympus PEN), имеют меньшие габариты.

Разумеется, в сравнении с сенсорами, устанавливаемыми в большинстве современных компактных фотоаппаратов, формфактор Nikon CX не столь уж и мал. Площадь его поверхности в 2,5 раза больше по сравнению с сенсорами 1/1,7-дюймового формфактора, которыми оборудованы топ­модели компактных фотокамер. Кроме того, в Nikon пошли на разумный компромисс, ограничив разрешение своего дюймового сенсора 10 мегапикселами, справедливо рассудив, что этого вполне достаточно даже для продвинутых фотографов.

Завершая эту тему, необходимо отметить, что у Pentax и Nikon есть еще как минимум одна причина, побудившая их выбрать собственный путь в освоении данного сегмента, вместо того чтобы пойти по проторенной дорожке. По большому счету, они опоздали к дележу пирога, и, чтобы закрепиться в этом сегменте, крайне важно было продемонстрировать нечто принципиально отличное от продуктов более расторопных конкурентов. Насколько успешно удалось маркетологам Pentax и Nikon справиться с решением этой задачи, мы узнаем через несколько месяцев, когда будут опубликованы данные продаж за I квартал 2012 года.

Претенденты на подходе

Нынешний год обещает стать не менее интересным и насыщенным событиями, чем минувший. Во всяком случае, на это позволяют надеяться крайне любопытные новости, подборка которых завершает этот обзор.

В июле минувшего года Альфред Шопф (Alfred Schopf), возглавляющий Совет директоров Leica, в интервью британскому изданию British Journal of Photography подтвердил намерения компании выпустить собственные модели незеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой. Он сказал буквально следующее: «Это больше чем идея. Вы кое­что увидите на следующей выставке Photokina». Кроме того, г­н Шопф обмолвился, что такие камеры будут оснащаться сенсорами довольно большого формата — как минимум APS-C.

Согласно информации, опубликованной на бразильском ресурсе Ztop (http://ztop.com.br/), в феврале 2012 года собственную систему незеркальных камер со сменной оптикой планирует представить компания Fujifilm. В одном из интервью председатель Совета директоров Fujifilm Шигетака Комори (Shigetaka Komori) заявил, что эти модели обеспечат уровень шума и разрешающую способность, «превосходящие аналогичные параметры камер с полнокадровыми (35-миллиметровыми. — Прим. авт.) сенсорами».

В декабре минувшего года появилась информация о том, что Fujifilm запатентовала конструкцию светочувствительного сенсора на базе органических полупроводниковых материалов. Судя по просочившимся в онлайновые СМИ данным, каждая ячейка этого сенсора способна получать полную информацию о цвете (подобно сенсору Foveon), благодаря чему он позволит достичь более высоких показателей четкости и точности цветопередачи по сравнению с сенсорами, в которых используются одноцветные пикселы с байеровской схемой расположения светофильтров. По­видимому, именно сенсоры на базе органических полупроводников будут использованы в незеркальных моделях Fujifilm.

Как только Nikon представила фотоаппараты системы Nikon 1, стало понятно, что «симметричный ответ» Canon — это лишь вопрос времени. Подтверждение тому появилось в ноябре в японском издании Impressjapan, опубликовавшем развернутое интервью с высокопоставленными сотрудниками Canon. В ходе ответов на вопросы они подтвердили, что первая в истории компании незеркальная модель со сменной оптикой действительно будет выпущена в 2012 году. Правда, никакой информации относительно характеристик и функциональных возможностей грядущей новинки сообщено не было.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 01'2012


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует