23­дюймовый 3D­монитор ENVISION P2373dL

Сергей Пахомов

Дизайн

Технические характеристики

Возможности по настройке

Тестирование

Максимальная и минимальная яркость

Точность цветопередачи

Цветовой охват монитора

Время реакции пиксела

Выводы

 

Компания GIGAZONE, входящая в холдинг GIGABYTE, представила на российском рынке 23-дюймовый 3D-монитор ENVISION P2373dL с разрешением 1920Ѕ1080 (Full HD).

Дизайн

У монитора ENVISION P2373dL классический дизайн. Он выполнен в пластиковом корпусе черного цвета. Поверхность экрана имеет матовое антибликовое покрытие, а обрамляющая его пластиковая рамка — глянцево­черного цвета. По центру нижней грани рамки монитора располагается пятикнопочная панель настроек устройства.

Монитор крепится к пластиковой подставке с широким основанием, причем шарнирная система крепления монитора позволяет изменять угол его наклона от –4 до 18°. Регулировка по высоте в данной модели не предусмотрена. Отметим, что блок питания в этом мониторе внутренний, а вес устройства составляет всего 3,6 кг (вместе с подставкой).

 

Рисунок

Габаритные размеры монитора с подставкой — 387×547×189 мм.

Монитор имеет монтажные отверстия под VESA-крепления. Однако повесить его на стену вряд ли удастся, поскольку разъем питания и разъемы D-Sub и DVI-D на задней стенке монитора предполагают, что кабели будут подходить перпендикулярно к задней стенке монитора, а это возможно только если монитор отстоит от стенки на значительное расстояние.

Крепление монитора к подставке и его устойчивость тоже вызывают нарекания. Подставка очень легкая, и монитор может опрокинуться, если его случайно задеть рукой. Более того, если монитор даже слегка толкнуть, он начнет совершать затухающие колебания на шарнире крепления. Одним словом, дизайн явно характеризует эту модель как бюджетную.

Технические характеристики

В мониторе ENVISION P2373dL используется широкоформатная (соотношение сторон 16:9) TN-матрица с LED-подсветкой и размером по диагонали 23 дюйма (58,4 см). Естественно, речь идет о LED-подсветке на основе белых светодиодов с торцевым расположением, что типично для бюджетных моделей мониторов.

Напомним, что TN-матрицы применяются сейчас в большинстве ЖК-мониторов. Они отличаются высокой скоростью переключения пикселов (малое время реакции пиксела), а стоят недорого. К недостаткам этих матриц можно отнести не очень большие углы обзора и относительно невысокий цветовой охват. Кроме того, в TN-матрицах черный цвет не является идеально черным, то есть выключить пикселы так, чтобы они совсем не пропускали свет, не удается. Именно с этим связано то обстоятельство, что TN-матрицы обладают не очень высоким уровнем статического контраста, измеряемым как отношение яркости на белом фоне к яркости (при тех же настройках) на черном фоне.

Максимальное разрешение, поддерживаемое монитором ENVISION P2373dL, составляет 1920×1080 пикселов, а шаг между пикселами — 0,265 мм. Разрешение данного монитора позволяет отнести его к категории Full HD.

Для подключения монитора ENVISION P2373dL к компьютеру предусмотрены только два разъема: D-Sub и DVI-D, так что его можно одновременно подключить к двум компьютерам и переключаться между ними, выбирая источник сигнала на мониторе с помощью кнопки управления.

Согласно заявленным техническим характеристикам, максимальная яркость TN-матрицы, применяемой в мониторе, составляет 250 кд/м2, а уровень динамического контраста — 50 000 000:1. Статический контраст в документации не указывается, но и так понятно, что он невысокий.

Напомним, что разница между понятиями статической и динамической контрастности состоит в том, что в первом случае яркость подсветки при измерениях должна оставаться неизменной. Поэтому показатель статической контрастности является характеристикой ЖК-панели. Для определения динамической контрастности яркость белого и черного цветов измеряется отдельно, то есть при различном уровне яркости подсветки.

Для того чтобы увеличить показатель динамической контрастности, нужно понизить светимость черного цвета — этого легко достичь, уменьшив яркость ламп подсветки до минимального уровня. Следовательно, значение динамической контрастности всегда будет гораздо выше, чем статической.

Мониторы с технологией динамической контрастности отслеживают распределение яркости изображения по полю дисплея и соответствующим образом подстраивают режим работы подсветки. Если на экране присутствует объект белого (R = G = B = 255) цвета, то контрастность на данном кадре не будет отличаться от статического показателя и динамическая контрастность никак не сможет ее улучшить. Однако если таких объектов нет, то появляется возможность уменьшить интенсивность излучения подсветки, выполнив соответствующий пересчет изображения в сторону повышения яркости. В этом случае уровень светимости черного действительно снизится, что положительно скажется на восприятии картинки зрителем. Собственно, в этом и заключается суть динамической контрастности. Таким образом, показатель динамической контрастности является довольно абстрактным и на практике его можно достичь лишь при поочередном отображении черных и белых полей. Данная технология важна в случае просмотра фильмов или игр, где часто встречаются темные сцены, однако при традиционных видах работы на ПК смысла в ней нет — гораздо большее влияние на качество изображения оказывает показатель статической контрастности.

Что касается других характеристик монитора ENVISION P2373dL, то они следующие. Углы обзора монитора составляют 170° по горизонтали и 160° по вертикали (типично для TN-матриц). Отметим, что в данном случае речь идет об углах обзора, измеряемых по классической методике расчета углов обзора по снижению уровня контраста. То есть предельный угол обзора соответствует направлению, для которого уровень контраста уменьшается в 10 раз по сравнению с уровнем контраста, измеряемым по нормали к поверхности экрана.

Заявленное время реакции пиксела для монитора ENVISION P2373dL составляет 5 мс, правда в документации не указано, по какой методике оно измерялось. Дело в том, что существуют две методики измерения времени реакции пиксела: Black-To-White (BTW) и Gray-To-Gray (GTG). В методике BTW под временем реакции пиксела подразумевается суммарное время переключения с черного на белый цвет (время включения) и обратно (время выключения), а в методике GTG — усредненное время переключения между различными полутонами (градациями серого).

Ну и последнее, на что стоит обратить внимание, говоря о технических характеристиках монитора ENVISION P2373dL, — это тот факт, что он позиционируется как 3D-монитор.

Вообще, сегодня 3D-мониторы ассоциируются у большинства пользователей с технологией NVIDIA 3D Vision (а теперь и с 3D Vision 2). Действительно, подавляющее большинство продаваемых сегодня 3D-мониторов — это модели с поддержкой технологии NVIDIA 3D Vision (или более новой технологии NVIDIA 3D Vision 2). Однако это не единственная 3D-технология, которая используется в мониторах.

В частности, в мониторе ENVISION P2373dL применяется технология TriDef 3D с пассивными поляризационными очками. Для ее реализации, кроме пассивных поляризационных очков, требуется специальное покрытие экрана монитора поляризационной пленкой и программное обеспечение TriDef 3D.

Технология TriDef 3D основана на несколько иных принципах формирования стереоскопического изображения в сравнении с технологией NVIDIA 3D Vision и имеет как плюсы, так и минусы. В технологии NVIDIA 3D Vision используются активные очки затворного типа, синхронизированные с изображением на мониторе. Они представляют собой ЖК-затворы для левого и правого глаза, которые поочередно открываются и закрываются с частотой 60 Гц. Если такие ЖК-затворы синхронизировать с кадровой разверткой, то для левого и правого глаза можно формировать различное изображение (к примеру, четные кадры попадают в правый глаз, а нечетные — в левый) и создавать таким образом стереоскопическое изображение.

В технологии TriDef 3D изображение для левого и правого глаза формируется за счет специальной поляризационной пленки на поверхности экрана, которая при применении поляризационных очков позволяет разделить изображение для левого и для правого глаза, одновременно выводя его на экран чересстрочным способом.

Главное достоинство технологии TriDef 3D заключается в том, что она гораздо дешевле по сравнению с NVIDIA 3D Vision и не требует использования мониторов с частотой кадровой развертки 120 Гц. Пассивные поляризационные очки, применяемые в комплекте с мониторами с технологией TriDef 3D, также очень простые и дешевые. Вопрос лишь в том, насколько реалистичным оказывается стереоскопическое изображение, получаемое с помощью данной технологии.

Прежде всего отметим, что программное обеспечение TriDef 3D позволяет преобразовывать 2D-изображение в 3D. Речь идет о фотографиях и фильмах. Прилагаемые к утилите TriDef 3D демо-материалы (фотографии и видеоролики) весьма впечатляют. Но это контент, специально «заточенный» под технологию TriDef 3D. Если же взять обычные фотографии, то всё получается не так красиво, как хотелось бы. Скажем так: в очках с активированной технологией TriDef 3D фотографии выглядят интереснее, чем без очков, но говорить о реальном стереоизображении вряд ли возможно.

Что касается просмотра 2D-фильмов в 3D-качестве, то нужно отметить, что стереоэффект очень зависит и от конкретной сцены в фильме, и от используемого кодека. Однозначно сказать что­либо в данном случае сложно. Наш опыт показал, что на одних фильмах технология TriDef 3D практически не сказывается, а в других действительно позволяет получить стереоэффект.

Не стоит также забывать, что реализация 3D-картинки в играх — это дополнительная нагрузка на видеокарту и, как следствие, падение производительности (FPS). Мы решили проверить, каково падение производительности в играх при активации режима TriDef 3D.

Для тестирования использовался стенд следующей конфигурации:

  • процессор — Intel Core i7-2600K;
  • материнская плата — ASUS P8Z77-VPRO;
  • видеокарта — Sapphire HD 7950;
  • память — 4 Гбайт DDR3-1333;
  • жесткий диск — SSD-накопитель Intel SSD 520 (240 Гбайт).

На стенде устанавливалась операционная система Windows 7 Ultimate 64 bit.

В качестве теста мы выбрали бенчмарк, встроенный в игру Far Cry 2. Тест запускался при разрешении 1920×1080 и настройке на максимальное качество, но только для DirectX 9, поскольку в этой игре DirectX 10 технология TriDef 3D не поддерживает.

При использовании TriDef 3D результат теста составил 64 FPS, а без технологии TriDef 3D — 74 FPS, то есть падение производительности составляет 14%, что, в принципе, не так много.

Вообще, если сравнивать технологии TriDef 3D и NVIDIA 3D Vision, то, пожалуй, NVIDIA 3D Vision позволяет получать более реалистичную картинку в играх, да и количество реально поддерживающих ее игр больше. Что же касается фильмов и фотографий, то в обоих случаях лучше выбирать контент, специально подготовленный для просмотра в 3D.

Возможности по настройке

Как мы уже отмечали, для управления монитором предназначена пятикнопочная панель, расположенная в правом нижнем углу устройства. Сразу отметим, что удобной систему навигации по такому меню не назовешь, зато есть возможность выбора русского языка.

Кроме традиционной для всех мониторов регулировки яркости и контраста, в ENVISION P2373dL есть и другие специфические настройки. Яркость и контраст можно изменять с очень маленьким шагом, что позволяет осуществлять точную калибровку монитора. Возможности по настройке монитора зависят от того, по какому интерфейсу он подключается. Но при подключении по любому интерфейсу можно изменять яркость, контраст и цветовую температуру, а также выбирать один из предустановленных режимов его настройки.

Система регулировки цвета позволяет выбрать один из трех предустановленных режимов с различной цветовой температурой: Холодный (9300 K), Обычный (7300 K), Теплый (6500 K) и sRGB. Кроме того, можно самостоятельно задавать цветовую температуру путем регулировки уровня каждого канала (R, G, B) по отдельности для точки белого (режим «Пользовательский»).

Кроме перечисленных возможностей по настройке монитора, имеются и другие. В частности, можно выбрать один из шести предустановленных режимов настройки монитора: «Стандартный», «Текст», «Интернет», «Игра», «Кино» и «Спорт» — они отличаются друг от друга настройками яркости, контраста и цветовой температуры.

Предусмотрена также возможность включать или выключать функцию динамического контраста, а также использовать функции усиления цвета и изображения.

Тестирование

После знакомства с монитором ENVISION P2373dL нам осталось лишь огласить результаты его тестирования. В ходе тестирования монитор подключался к компьютеру по цифровому интерфейсу DVI-D, а для измерения его технических характеристик применялся программно-аппаратный комплекс, включающий спектрофотометр GretagMacbeth Eye-One Pro, программный пакет ProfileMaker Pro 5.0.5, программу basiCColor Display 4.1.9, цифровой осциллограф BORDO 211A и фотодатчик.

В ходе тестирования измерялись следующие характеристики монитора:

  • максимальная и минимальная яркость;
  • точность цветопередачи;
  • цветовой охват монитора;
  • время реакции пиксела.

Максимальная и минимальная яркость

Прежде чем перейти к рассмотрению результатов тестирования, подчеркнем, что характеристики, заявленные для самой ЖК-матрицы (монитора), и те значения, которые удается измерить, — это далеко не одно и то же. Так, максимальную и минимальную яркость можно измерять по-разному (например, при различном значении цветовой температуры и для разных профилей монитора), а следовательно, получать различные значения. Естественно, что для пользователя важны те показатели, которые он получит при рабочих (то есть комфортных для работы) настройках монитора.

Для измерения максимальной и минимальной яркости использовался спектрофотометр GretagMacbeth Eye-One Pro в сочетании с программой basiCColor Display 4.1.9. Значения максимальной и минимальной яркости фиксировались в центральной точке экрана.

  • Первоначально монитор калибровался и профилировался при следующих настройках программы basiCColor Display 4.1.9:
  • метод калибровки — Software (монитор не поддерживает функцию редактирования LUT-таблицы (аппаратная калибровка), поэтому возможно только редактирование LUT-таблицы видеокарты (программная калибровка);
  • настройка калибровки — Office:
    • точка белого — D65,
    • тональная гамма — 2.2,
    • свечение — белый максимальный (120 кд/м2), черный минимальный;
  • настройка профиля — LUT based:
    • тип профиля — 16-бит LUT,
    • хроматическая адаптация — CAT02.

После проведения калибровки и создания профиля с помощью программы basiCColor Display 4.1.9 измерялись максимальное и минимальное значения яркости по белому полю в центральной точке экрана.

При измерении максимальной яркости в настройках монитора уровень контраста и уровень яркости устанавливались на 100%, а при измерении минимальной яркости — на 0%.

Согласно проведенным измерениям, максимальный диапазон изменения яркости монитора ENVISION P2373dL в центральной точке экрана составляет от 1,1 до 150 кд/м2. Как видите, ни о никаких заявленных 250 кд/м2 здесь говорить не приходится (если, конечно, речь не идет о китайский канделах), и нужно отметить, что максимальная яркость в этом мониторе довольно маленькая — в играх ее может просто не хватить. По всей видимости, 250 кд/м2 — это максимальная яркость используемой матрицы, а не самого монитора. А после того, как на экран наложили поляризационную пленку, максимальная яркость снизилась до 150 кд/м2.

Точность цветопередачи

Точность цветопередачи весьма существенно зависит и от установленного уровня яркости, и от калибровки монитора, и от созданного профиля. Обычно производится несколько процедур калибровки и создается несколько профилей монитора, а затем выбирается тот профиль, который точнее всего соответствует цветопередаче.

Для определения точности цветопередачи монитор предварительно калибровался и профилировался точно так же, как при определении максимальной и минимальной яркости. Отметим, что уровень яркости выставлялся равным 120 кд/м2. Далее с помощью программы basiCColor Display 4.1.9 (уже без проведения калибровки и профилирования) оценивалась точность цветопередачи путем сопоставления референсного цветового шаблона с результатами его измерения. По результатам сопоставления определялось усредненное по всем цветовым полям значение цветовой разницы DE 94. Согласно проведенным измерениям, оно составило 0,52 (рис. 1), что является неплохим результатом для монитора, который, в принципе, не предназначен для профессиональной работы с цветом. Вообще, при значении DE 94 менее единицы можно говорить об очень высокой точности цветопередачи. Во всяком случае, на глаз заметить разницу в цвете при DE 94 менее единицы просто невозможно. Максимальное значение DE 94 для темно­серого цвета составило 1,30, что тоже очень неплохо.

 

Рисунок

Рис. 1. Сравнение референсного шаблона с результатами его измерений
для определения точности цветопередачи

Цветовой охват монитора

Определение цветового охвата монитора проводилось с применением программного пакета ProfileMaker Pro 5.0.5 по сохраненному профилю, полученному при калибровке и профилировании монитора.

Как выяснилось (рис. 2-4), цветовой охват монитора ENVISION P2373dL очень близок к цветовому охвату стандартного монитора с профилем sRGB. В общем это вполне типичный цветовой охват для TN-матрицы с LED-подсветкой на базе белых светодиодов с торцевым расположением.

 

Рисунок

Рис. 2. Двумерное сопоставление цветового охвата
профиля монитора с цветовым охватом профиля sRGB
при уровне L = 50

Рисунок

 

Рисунок

Рис. 3. Двумерное сопоставление цветового охвата
профиля монитора с цветовым охватом профиля sRGB
при уровне L = 75

Рисунок

 

Рисунок

Рис. 4. Двумерное сопоставление цветового охвата
профиля монитора с цветовым охватом профиля sRGB
при уровне L = 25

Время реакции пиксела

Для измерения времени реакции пиксела использовались фотодатчик и цифровой осциллограф BORDO 211A. При измерениях с помощью специальной утилиты включалась или выключалась горизонтальная линия шириной в один пиксел, цвет которой мог изменяться в градациях серого. Посредством фотодатчика и осциллографа регистрировалось время изменения яркости пиксела.

Методика измерения времени реакции пиксела подобна методике измерения Grey-to-Grey (GTG), однако не повторяет ее полностью, поэтому результаты измерения невозможно сопоставить с техническими данными, приводимыми в документации.

Измерение времени реакции пиксела проводилось на откалиброванном по описанной выше методике мониторе. Уровень яркости и контраста выставлялся равным максимальному значению.

В ходе тестирования измерялось время перехода между следующими состояниями полутонов (в координатах R-G-B) пиксела: 0-0-0, 50-50-50, 100-100-100, 150-150-150, 200-200-200, 255-255-255. Под временем перехода понималось время, за которое пиксел изменяет свою яркость от 0 до 90% или от 100 до 10%.

После измерения всех возможных переходов между различными полутонами рассчитывалось усредненное значение времени реакции пиксела. Для этого вычислялось среднегеометрическое время переходов между всеми полутонами. Рассчитанное таким образом значение и является временем реакции пиксела по нашей методике измерения.

Отметим, что процедура измерения времени реакции пиксела на современных ЖК-мониторах может оказаться непростой задачей из-за широтно­импульсной модуляции ламп подсветки, которые мерцают на высокой частоте (это незаметно для глаз). За счет широтно­импульсной модуляции ламп подсветки регулируется яркость монитора, то есть путем изменения скважности мерцания ламп подсветки изменяется средний уровень яркости (под скважностью понимают отношение времени, в течение которого горит лампа, к суммарному времени нахождения лампы во включенном и выключенном состоянии). Для того чтобы измерение времени реакции пиксела оказалось возможным, необходимо избавиться от мерцания ламп подсветки. Именно поэтому при измерении времени реакции пиксела мы устанавливали максимальную яркость монитора, при которой лампы не мерцают.

Результаты измерения времени перехода между различными состояниями пиксела приведены в таблице. Среднее время реакции пиксела, рассчитанное по описанной нами методике, составило 7,3 мс. Если же говорить о времени переключения пиксела с черного на белый цвет, то оно равно 20 мс, а время выключения — 0,6 мс.

Тестирование показало, что время переключения пиксела в этом мониторе довольно большое. Переходы с темных оттенков на светлые занимают от 16 до 20 мс.

Выводы

Подводя итоги тестирования монитора ENVISION P2373dL, отметим, что он производит впечатление бюджетной модели с весьма стандартными характеристиками. К минусам этого решения можно отнести низкую максимальную яркость, относительно большое время реакции пиксела и не очень удобную, на наш взгляд, навигацию по меню настроек.

Однако монитор поддерживает 3D-режим и обладает хорошей цветопередачей, а его цена на российском рынке в среднем составляет от 7 до 9 тыс. руб.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 04'2012


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует