Рынок ПК в 2012 году

Падение спроса на компьютеры и ноутбуки в 2012 году негативно отразилось как на производителях, так и на продавцах. Данные аналитических агентств разнятся, однако все они сходятся во мнении, что 2012 год был очень непростым для производителей ноутбуков и ПК. Причин тому две: во-первых, это последствия экономического кризиса, а во-вторых, набирающие популярность планшеты и смартфоны, которые отъедают всё более существенную долю рынка ПК.

Аналитики полагают, что 2011 год стал переломным для рынка пользовательских устройств и опыт использования приложений электронной почты, социальных сетей и Интернета заставил потребителей пересмотреть их подход к выбору компьютерной техники. Сегодня большинство потребителей оценивают компьютерную технику с точки зрения тех задач, которые необходимо будет решать. Они преимущественно ориентированы не на создание контента, а на его потребление, и оптимальным выбором для них являются планшет и смартфон, объемы продаж которых растут лавинообразно.

Для примера отметим, что в апреле 2012 года аналитическое агентство Gartner опубликовало прогноз по мировому рынку планшетных ПК. По мнению Gartner, в 2012 году общее количество проданных планшетов должно было составить примерно 119 млн штук, что почти в два раза больше, чем в 2011 году (60 млн штук).

Лидером рынка планшетов с долей примерно 61% осталась компания Apple, а на долю операционной системы Android приходится примерно 32% планшетов.

Впрочем, вернемся к рынку ПК, под которыми понимаются как десктопные компьютеры, так и ноутбуки во всех вариациях (ультрабуки, нетбуки).

Как мы уже говорили, данные аналитических агентств несколько разнятся. Так, по информации агентства IHS iSuppli, мировой рынок ПК в 2012 году составил 376 млн единиц техники по сравнению с 399 млн в 2011-м, то есть рынок упал на 5,8%.

По данным IDC, опубликованным 10 января 2013 года, мировой рынок ПК в 2012-м сократился на 3,2% и составил 352 млн единиц техники против 364 млн, проданных в 2011 году (табл. 1).

Лидерами рынка ПК в порядке убывания были компании HP (доля рынка 16,5%), Lenovo (14,9%), Dell (11%), Acer (9,5%) и ASUS (6,8%). Причем увеличить объемы поставок на рынок удалось только компаниям Lenovo и ASUS, а все остальные игроки продемонстрировали отрицательный рост.

Наиболее проблемным для производителей оказался IV квартал 2012 года (табл. 2). В сравнении с аналогичным периодом 2011 года падение рынка ПК составило 6,4%.

Напомним, что под ПК подразумеваются как дестопы, так и ноутбуки. Данных отдельно по ноутбукам и десктопам у нас нет, однако совершенно очевидно, что наиболее существенное падение рынка наблюдалось именно в сегменте десктопов.

Если говорить о российском рынке ПК, то, по данным всё той же компании IDC, за II квартал 2012 годa в Россию было поставлено около 3,95 млн настольных и портативных ПК, что на 40,6% больше, чем за аналогичный период 2011 года, а за III квартал 2012-го — около 3,9 млн, что на 0,5% меньше, чем за аналогичный период 2011 года.

Во II квартале 2012 года в пятерку лидеров по объемам поставок вошли следующие компании: Acer (доля рынка 19,3%), ASUS (19,1%), HP (13,1%), Lenovo (11%) и Samsung (8,7%). В III квартале 2012 года места в пятерке лидеров распределились следующим образом: Lenovo (доля рынка 14,1%), Samsung (14%), Acer Group (13%), ASUS (12,5%), HP (12,2%).

Сегмент десктопов во II квартале показал отрицательную динамику, окончательно уступив мобильным устройствам. Поставки десктопов сократились на 13,2% — до 855 тыс. штук. Лидером этого сегмента по-прежнему остается компания НР, основную конкуренцию которой составляют российские фирмы DNS и DEPO Computers, а также международные вендоры Acer Group и Lenovo. Доля десктопов интернациональных брендов продолжала расти, составив во II квартале 27,4 против 19,8% годом ранее. Исключением из общей тенденции по десктопам являются моноблоки. Поставки этих устройств выросли за год на 45,8% — до 75 тыс. штук.

Поставки десктопов в III квартале сократились почти на 15% относительно прошлого года — до 1,06 млн штук. Единственным растущим сегментом рынка настольных ПК остаются моноблоки. Доля этих устройств в III квартале выросла до 12% от количества поставленных десктопов. Интернациональные бренды продолжали в III квартале теснить локальных сборщиков ПК, доля которых сократилась до 70,3 с 78,1% годом ранее.

Сегмент ноутбуков увеличился во II квартале на 69,6% по сравнению с показателями II квартала 2011 года и достиг значения 3,09 млн штук.

В III квартале сегмент ноутбуков вырос на 6,2% по сравнению с III кварталом 2011 года, а поставки достигли 2,84 млн штук. Отгрузки во II и III кварталах при незначительном росте продаж создали на рынке ноутбуков довольно сложную ситуацию со складами. Огромное количество товара лежало нераспроданным, заставляя компании торговать в убыток, только чтобы устранить затоваривание. По словам старшего аналитика IDC Россия Зарины Камытбаевой, данная ситуация существенно повлияла и на показатели IV квартала. Количество ноутбуков, скопившееся на складах дистрибьюторов в III квартале 2012 года, было достаточным, чтобы удовлетворить спрос вплоть до апреля 2013 года. В связи с этим дистрибьюторы ожидали, что общий объем отгрузок ноутбуков в IV квартале не превысит 700 тыс. единиц.

Интересно отметить, что, по данным IDC, планшетов в Россию было поставлено примерно 716 тыс. во II квартале и 1,17 млн в III квартале 2012 года. В III квартале рынок планшетов в России вырос на 209,5% относительно аналогичного периода прошлого года. Крупнейшим поставщиком на нем стала компания Samsung, сумевшая обойти Apple. Этим двум фирмам принадлежит больше половины рынка планшетов.

Итак, приведенные данные свидетельствуют о довольно плачевном состоянии рынка ПК как в мире, так и в России. И если рынок ноутбуков еще продолжает расти и оплакивать его явно преждевременно, то рынок десктопов постепенно сокращается. В такой ситуации многие компании, занимающиеся производством комплектующих для ПК, будут вынуждены уйти с рынка. Вот лишь несколько примеров. Компания AMD, которая в течение многих лет конкурировала с Intel, сейчас находится на грани дефолта, и увидим ли мы через год процессоры AMD — это еще вопрос. А ведь уход AMD с рынка приведет к весьма негативным последствиям для производителей комплектующих, компьютеров и ноутбуков, которые и без того плохо представляют, что делать в сложившихся условиях.

Другой пример — уход компании Intel с рынка десктопных материнских плат. Конечно, доля Intel в сегменте материнских плат для настольных ПК была мизерной, а качество самих плат, мягко говоря, оставляло желать лучшего, да и собственных заводов по производству материнских плат у Intel никогда не было. Так что ухода Intel с этого рынка никто и не заметит. Однако не стоит забывать, что Intel является ориентиром для многих других фирм и, перефразируя Пушкина, ее пример другим наука. В сегменте материнских плат и так уже остались фактически только три компании — ASUS, Gigabyte и ASRock. Некогда на нем присутствовали также фирмы Biostar, ECS, MSI и Foxconn, о которых уже давно ничего не слышно, и, по большому счету, в сложившейся ситуации о них можно просто забыть. Так что пользователям, приобретающим материнские платы для самостоятельной сборки ПК, остается выбирать из продукции только трех производителей.

Безусловно, рынок десктопных ПК не исчезнет, но тот факт, что он сократится, не вызывает сомнения. Скорее всего, настольные компьютеры останутся востребованными у пользователей, которым важна производительность, а также у тех, кто проводит весь свой рабочий день за экраном монитора и для кого большое значение имеет удобство работы.

Безусловно, ноутбуки (ультрабуки, нетбуки) по функциональности и стоимости соответствуют потребностям и возможностям большинства пользователей. Однако по производительности и удобству работы они уступают настольным ПК. Так было и будет всегда. В этом плане ноутбуки (не говоря уже о планшетах) их заменить не смогут. Вследствие этого рынок десктопов будет продолжать развиваться, хоть и не столь динамично, как раньше, — просто он станет в большей степени профессионально ориентированным.

Что касается бурно развивающегося рынка планшетов, то пока еще рано заявлять, что планшеты теснят ноутбуки. Большинство пользователей покупает планшет не как основное устройство, а как дополнение к ноутбуку или стационарному ПК. В частности, популярными планшетами iPad вообще невозможно пользоваться без ноутбука или стационарного ПК с установленным iTunes. Да и Android-планшеты (как и смартфоны) для наполнения контентом требуют периодического подключения к нормальному компьютеру. Так что если рынок планшетов и будет превосходить рынок ПК по объему продаж, то лишь временно, пока количество планшетов и ПК у пользователей не сравняется. Всё же не стоит забывать, что планшеты — это гаджеты для потребления контента, а ноутбуки и десктопные ПК — устройства, которые позволяют как потреблять, так и создавать контент.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 02'2013

Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует