Размышления о будущем цифровых фотоаппаратов

Сергей Асмаков

Под натиском смартфонов

Мысли о будущем

Заключение

 

Существуют различные мнения о том, как будет развиваться сегмент компактных фотоаппаратов в будущем. Однако точный прогноз пока не могут дать даже стратеги ведущих производителей.

Под натиском смартфонов

Аналитики единодушно признают, что сегмент компактных фотоаппаратов начинает заметно сокращаться и темпы снижения спроса с каждым годом будут всё более заметными. Одна из главных причин — повсеместное распространение многофункциональных мобильных устройств (смартфонов, планшетов и т.д.), оснащенных встроенными камерами.

Чем дальше, тем более многочисленной становится категория пользователей, которые предпочитают фотографировать и снимать видео на встроенные камеры своих смартфонов и других устройств. Неудивительно, что спрос на недорогие фотоаппараты и видеокамеры резко пошел на убыль. Впрочем, отчасти в этом виноваты производители, действия которых привели к замедлению качественного развития компактных фотоаппаратов и, как следствие, к снижению интереса покупателей к новым моделям. Этот тезис требует развернутого пояснения.

 

В последнее время увеличивается доля пользователей,
предпочитающих фотографировать на встроенные камеры смартфонов

Очевидно, что потенциал развития бюджетных устройств, к которым относится большинство компактных фотоаппаратов, ограничен множеством факторов. Один из наиболее существенных — строгие ценовые рамки. В условиях жесточайшей конкуренции невозможно рассчитывать на успешные продажи дорогого продукта при наличии множества более доступных по цене альтернативных вариантов с аналогичными характеристиками, предлагаемыми другими производителями. В то же время в рамках ограниченного бюджета крайне сложно обеспечить качественное развитие продуктов самым простым и эффективным способом — за счет установки более качественных (но при этом и более дорогих) компонентов.

Существует и другая проблема. Чем дальше, тем сложнее объяснить пользователям, в чем заключается преимущество новых моделей по сравнению с прошлогодними и позапрошлогодними. Ведь если разница в детальности 2- и 5-мегапиксельных изображений еще более или менее очевидна (в буквальном смысле этого слова), то обнаружить ее при сравнении 14- и 16-мегапиксельных кадров сумеет разве что специалист (не факт, что передача мелких деталей будет лучше у снимка с более высоким разрешением).

По большому счету после того, как разрешение сенсоров компактных фотоаппаратов превысило 5-6 мегапикселов, технологическая гонка с целью дальнейшего увеличения этого параметра превратилась в полнейший абсурд, так как для бытовых задач (печати на фотокарточках формата 10×15 см, просмотра на экране телевизора или компьютерного монитора и т.д.) вполне достаточно разрешения в три мегапиксела. Чтобы это утверждение не выглядело голословным, произведем несложные подсчеты.

Разрешение экрана Full HD (1920×1080) составляет чуть больше двух мегапикселов (если быть точным, то 2 073 600 пикселов). Для печати фотографии формата 10×15 см (то есть 4×6 дюймов) с разрешением 300 ppi (например, на сублимационном принтере) достаточно изображения размером 1200×1800 пикселов (то есть 2,16 мегапиксела). Таким образом, для подавляющего большинства бытовых задач, включая просмотр изображений на экране телевизора и монитора, а также печати фотокарточек, — вполне достаточно трехмегапиксельного снимка. А это значит, что истинной причиной продолжения пресловутой «гонки мегапикселов» были исключительно маркетинговые соображения — то есть возможность написать на коробке и в спецификации нового продукта «впечатляющие» числа, превосходящие соответствующие параметры предшествующих и конкурирующих моделей (или, как минимум, не уступающие им).

Когда в середине минувшего десятилетия «гонка мегапикселов» начала пробуксовывать, ведущие производители предпочли сместить вектор развития компактных фотоаппаратов в сторону развития встроенных функций. Компактные модели стали снабжать различными системами помощи фотографу (включая продвинутые авторежимы с распознаванием типа сцены, функции коррекции настроек с учетом распознанных в кадре лиц, «интеллектуальный» автоспуск и т.п.), средствами обработки снимков и видео внутри камеры и т.д. Это позволило производителям, образно говоря, убить двух зайцев. С одной стороны — реализация подобных функций не приводила к заметному увеличению себестоимости продуктов: установка новых микропроцессоров и совершенствование программного обеспечения требовали значительно меньших затрат, нежели оснащение фотоаппаратов более качественными светочувствительными сенсорами и оптикой. А с другой стороны, такой подход позволил не ломать голову над способами продвижения новых моделей: их преимущества можно было продемонстрировать максимально наглядно.

Однако движение в этом направлении завело индустрию в очередной тупик — по той причине, что подавляющее большинство новых функций оказались бесполезными. И это было вполне закономерно, потому что внедрение встроенных функций было не реакцией на реальные потребности пользователей, а лишь способом выделить очередной продукт на фоне множества конкурентов.

По­видимому, происходило это примерно так. Порывшись в кладовках и столах, инженеры и программисты доставали оттуда различные идеи относительно новых функций, которые можно реализовать. Затем руководители соответствующих подразделений выбирали наиболее интересные (на их взгляд) разработки, не требующие больших бюджетов на НИОКР, и давали «добро» на их внедрение в серийных моделях. Следом к процессу подключались маркетологи: их задача состояла в том, чтобы сочинить достаточно убедительное и понятное людям неискушенным объяснение, каким именно образом камера с новой функцией изменит жизнь к лучшему и выведет на качественно новый уровень фотографии.

Возможно, такое описание процесса чересчур примитивно, однако сути дела это не меняет. Производители владели инициативой, что позволяло им навязывать рынку наиболее выгодный путь развития. Многие годы эта схема исправно работала — до тех пор, пока на сцену не вышли конвергентные устройства с полноценной ОС, позволяющей устанавливать приложения, инновационным пользовательским интерфейсом и встроенными средствами беспроводных коммуникаций. Идея заменить несколько специализированных устройств одним универсальным быстро овладела массами: сначала смартфоны, а затем и планшеты стали быстро завоевывать симпатии покупателей.

Кроме того, произошли и качественные изменения в отношении массового пользователя к процессу фотографирования. Многие новички, покупавшие цифровой фотоаппарат в надежде, что он способен автоматически делать хорошие снимки, были разочарованы. Довольно быстро становилось ясно, что сделать хороший снимок — как на пленочную, так и на цифровую камеру — можно лишь при наличии соответствующего опыта и практических навыков. И неудивительно, что с распространением широкополосного доступа в Интернет и ростом популярности социальных сетей расцвел жанр казуальной фотографии. Его незамысловатая философия заключается в том, чтобы сделать снимок владельца фотоаппарата на фоне тех или иных достопримечательностей (как вариант — в компании друзей или известных личностей) и попутно зафиксировать интересные события, случайно попавшие в поле зрения. Главное — успеть запечатлеть актуальный сюжет и как можно быстрее выложить снимок в Интернет. Художественная ценность и техническое качество изображения в данном случае не имеют большого значения, поскольку жизненный цикл большинства подобных снимков ограничен несколькими днями, в лучшем случае — неделями. Естественно, что для подобных задач смартфон гораздо удобнее, нежели отдельный фотоаппарат.

Как метко выразился Джин Накаяма (Jin Nakayama), возглавляющий подразделение цифровых фотоаппаратов компании Casio, «значительная часть фотографий, сделанных на смартфоны, являются в большей мере графическими заметками, нежели произведениями искусства». Именно поэтому в последние годы так быстро растет количество снимков, запечатленных на встроенные камеры мобильных устройств. По мнению г­на Накаяма, для многих пользователей решающим аргументом в пользу смартфонов является простота получения изображений со встроенной камеры и загрузки их в Интернет.

Мысли о будущем

Изменения на рынке портативных электронных устройств произошли столь глубокие, что прежняя стратегия просто перестала работать. Производителям компактных цифровых фотоаппаратов, которые хотят остаться на этом рынке, приходится кардинально менять подход к созданию новых моделей и прежде всего уделять более пристальное внимание развитию тех функций и возможностей, которые действительно необходимы покупателям. Тем более что их численность заметно уменьшится — а следовательно, конкуренция обострится до предела.

В ходе выставки CP+ 2013, которая прошла в начале февраля в Йокогаме (Япония), один из идеологов компании Canon в сфере развития фототехники Масая Маеда (Masaya Maeda) высказался по этому поводу вполне определенно: «Для развития сегмента компактных фотоаппаратов необходима новая концепция, и выпуск модели PowerShot N является частью нашей реакции на происходящие изменения. Конечно, мы работаем и над другими вещами, но пока я не могу говорить о них». В то же время г­н Маеда считает, что разница между компактными фотоаппаратами и встроенными камерами смартфонов по-прежнему велика и вряд ли исчезнет в будущем. «Снимать с больших дистанций и получать хорошие фотографии при слабом освещении — вот что действительно нужно пользователям. И в этом смысле всегда будет дистанция между смартфонами и компактными фотоаппаратами».

 

Представленная в начале 2013 года модель PowerShot N
создана в соответствии с новой концепцией развития компактных
фотоаппаратов компании Canon

Любопытно, что Масая Маеда весьма скептически относится к выпуску компактных моделей, оснащенных сенсорами «промежуточных» форматов — таких как 1/1,7 или 1 дюйм. По его мнению, на данном этапе развития технологий производства полупроводниковых компонентов сенсоры формата 1/2,3 дюйма являются оптимальным вариантом для компактных моделей. Что касается более серьезной техники, то здесь г­н Маеда отдает предпочтение формату APS-C. «Если необходимо увеличить размер [сенсора], вы выбираете APS-C. Это архитектура, обеспечивающая получение хорошего результата в условиях слабой освещенности. И это аргумент в пользу того, почему я выбрал сенсор такого формата для моделей PowerShot G1 X и EOS M». Впрочем, он признал, что продажи модели EOS M пока не оправдывают ожиданий. Определенных успехов удалось достичь лишь в некоторых регионах — в частности в Японии и ряде стран Юго-Восточной Азии.

Тоши Терада (Toshi Terada), менеджер компании Olympus по планированию SLR-продуктов, согласен с тем, что смартфоны нанесли ощутимый удар по продажам компактных фотоаппаратов. В то же время он отмечает, что современные цифровые фотоаппараты имеют ряд принципиальных отличий от встроенных камер смартфонов — более высокий уровень качества изображения, а также значительно лучшие характеристики оптики и более гибкие возможности по управлению настройками. Отвечая на вопрос о перспективах сегмента компактных фотоаппаратов, г­н Терада заявил: «Мы смещаемся в сторону продуктов с явно выраженными преимуществами — в частности с мощной оптикой, всепогодным исполнением и компактными камерами для энтузиастов. Модели каждой из этих категорий имеют характерные особенности, позволяющие четко дифференцировать их от смартфонов».

Компания Casio планирует продолжить разработку и выпуск компактных фотоаппаратов. По словам Джина Накаяма (Jin Nakayama), возглавляющего подразделение цифровых фотоаппаратов Casio, «стратегия компании заключается в том, чтобы создавать камеры, обеспечивающие лучшее качество изображения, которые при этом были бы простыми в использовании для всех фотографов. Посмотрите на зеркальные и незеркальные камеры со сменной оптикой: они привлекают тех же пользователей, что и пленочные камеры. Вы получаете высокое качество и производительность, однако для этого требуется хорошее знание техники и наличие соответствующих навыков. Мы же стремимся выпускать продукты, которые позволяют людям получать прекрасные снимки простым нажатием на спусковую кнопку».

 

Компактные модели во всепогодном исполнении
по-прежнему пользуются спросом

При этом г­н Накаяма отмечает, что между фотоаппаратами и встроенными камерами по-прежнему существует значительная дистанция: «Качество изображения существенно отличается — возможно, это не столь заметно при хорошем освещении, однако если снимать в темных условиях, разница огромна. Смартфоны совершенствуются, однако если ставить задачу получения изображений, по уровню качества не уступающих зеркальным камерам, то сенсоры должны быть значительно больше, а объективы — гораздо светлее по сравнению с теми, которые используются сегодня».

По мнению г­на Накаяма, фокус на компактных фотоаппаратах поможет компании получить определенное преимущество перед конкурентами. «Другие производители фотоаппаратов пытаются выпускать модели в каждом из сегментов рынка, чтобы иметь полную линейку, но для этого им приходится распылять силы и средства на несколько направлений. Мы концентрируемся на развитии одного направления, поэтому можем разрабатывать новые продукты быстрее».

Новые идеи: концепт Leica X3

Рынок компактных фотоаппаратов уже вступил в стадию зрелости, однако это вовсе не означает, что конструкция этих устройств в будущем не претерпит заметных изменений. Во всяком случае недостатка в оригинальных идеях нет. Например, недавно дизайнер Винсент Солл (Vincent Sall) представил на суд публики описание весьма новаторского варианта конструкции, отражающего его видение будущего фотоаппарата Leica X3.

Основные идеи, воплощенные в этом проекте — сочетание компактного размера и встроенных средств подключения к мобильным устройствам (смартфонам, планшетам и т.д.), позволяющие быстро и с минимальными усилиями передавать изображения и публиковать их в Интернете. Как поясняет Винсент Солл, «этот проект предназначен для заполнения промежутка между большими фотоаппаратами с отличным качеством изображения и встроенными камерами смартфонов с ограниченными возможностями качества и управления».

 

Корпус в форме шайбы состоит из двух частей, соединенных шарниром. В рабочем положении одна из частей поворачивается на 180°, и очертания камеры напоминают форму цифры 8. Питание включается автоматически при раскладывании корпуса, а тонкая его часть в походном положении выполняет функции защитной крышки объектива. Предусмотрено даже отверстие с резьбой для крепления на штативе, которое заодно используется для присоединения ремня.

Органов управления у камеры немного: спусковая кнопка, вращающийся селектор для выбора времени экспонирования кадра, пара небольших кнопок («+» и «–») для управления диафрагмой и выбора чувствительности (выбор того или иного параметра осуществляется при помощи ползункового переключателя).

 

В конструкции не предусмотрено ни встроенного дисплея, ни электронного видоискателя. Для визирования используется оптический видоискатель (с проецируемой поверх «живой» картинки информацией об основных настройках), расположенный непосредственно за объективом. Идея весьма интересная, однако ее практическая реализация является серьезной проблемой — в первую очередь потому, что разместить светочувствительный сенсор в столь стесненном пространстве крайне сложно. Впрочем, предусмотрен и альтернативный вариант: трансляция изображения на смартфон или другое имеющееся под рукой мобильное устройство по беспроводному соединению (кстати, подобные возможности уже реализованы в ряде серийно выпускаемых устройств). Это же устройство можно задействовать для кадрирования и обработки полученных снимков.

 

Следуя новейшим тенденциям, для подзарядки встроенного аккумулятора камеры Винсент Солл предлагает использовать беспроводное бесконтактное зарядное устройство.

Заключение

Нетрудно заметить, что все без исключения представители производителей компактных фотоаппаратов говорят о серьезном давлении, которое оказывает быстро развивающийся сегмент мобильных устройств со встроенными камерами. Но при этом все в один голос утверждают, что разница в качестве изображений по-прежнему огромна. Можно ли из этого сделать вывод, что повышение качества снимков (не количества мегапикселов, а таких показателей, как четкость, детальность, точность цветопередачи и т.д.) станет одним из приоритетных направлений при создании компактных фотоаппаратов следующих поколений? Во всяком случае, очень хотелось бы на это надеяться.

Еще один резерв качественного развития компактных моделей — повышение быстродействия, и в первую очередь — скорости работы автофокуса. Определенный задел для этого уже создан: быстродействующая система автоматической фокусировки методом фазовой детекции перестала быть исключительной привилегией зеркальных камер. Полтора года тому назад данное решение было впервые внедрено в незеркальных камерах со сменной оптикой, а теперь доступно и владельцам ряда моделей компактных цифровых фотоаппаратов с несменными объективами (в частности, Fujifilm FinePix F900EXR).

 

Ультразумы — одно из наиболее перспективных направлений
в сегменте компактных фотоаппаратов

Судя по всему, в ближайшие годы в сильно сократившемся сегменте компактных фотоаппаратов будут править бал модели, обладающие той или иной специфической особенностью, например мощным телеобъективом, всепогодным корпусом и т.п. Не случайно в течение пары последних лет заметно увеличилось количество компактных фотоаппаратов во всепогодном исполнении. Продолжается активное развитие и в классе ультразумов: лишь за несколько месяцев были выпущены сразу три модели с 50-кратной оптикой (Canon PowerShot SX50 HS, Fujifilm FinePix SL1000 и Sony Cyber-shot DSC-HX300).

Еще одним направлением развития компактных фотоаппаратов является внедрение встроенных средств беспроводных коммуникаций для взаимодействия с другими устройствами (как мобильными, так и стационарными) и онлайновыми сервисами. Это позволит владельцу камеры решать целый ряд актуальных задач. Во­первых, загружать отснятый материал (снимки и видеоролики) в «облачные» хранилища, социальные сети и т.д. либо с использованием встроенных средств коммуникаций, либо через расположенные поблизости внешние устройства (мобильный телефон, смартфон и т.п.). Во­вторых, передавать файлы и транслировать медиапоток на бытовые устройства с поддержкой DLNA через домашнюю беспроводную сеть, а также загружать отснятый материал на ПК без подключения кабеля. И в­третьих, осуществлять дистанционное управление камерой посредством специального приложения, работающего на мобильном устройстве. Подобные возможности уже реализованы в ряде серийно выпускаемых фотоаппаратов, в частности Fujifilm FinePix F900EXR, Lumix DMC-FT5 и ряде других.

Несмотря на объективные трудности, которые переживает в настоящее время индустрия, завершить эту статью хочется на оптимистичной ноте. Ведь в истории автоиндустрии можно найти немало примеров того, когда именно в кризисные периоды удавалось создавать настоящие шедевры. Так почему же нечто подобное не может произойти в сегменте компактных фотоаппаратов? Тем более что в прошлом и нынешнем году было выпущено несколько уникальных (без преувеличения) моделей, которым посвящена другая публикация этого спецвыпуска — «Аристократы среди компактов».

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 04'2013