Мобильный Интернет в России

Технологии

Тенденции

Перспективы

 

Несмотря на многочисленные проблемы, российский рынок услуг мобильного доступа в Интернет продолжает развиваться. Эта публикация посвящена рассмотрению его текущего состояния и ближайших перспектив.

Технологии

На протяжении многих лет наиболее популярным и востребованным в России способом беспроводного подключения конечных пользователей к Интернету в мобильных условиях является соединение через сотовые сети. Одно из важнейших преимуществ данного решения заключается в большой зоне покрытия, что позволяет подключаться к Интернету практически в любом месте. Кроме того, в продаже представлен широкий ассортимент устройств с функцией подключения к Интернету через сотовые сети — мобильные телефоны, смартфоны, портативные модемы и маршрутизаторы, планшетные ПК и т.д.

Характерными особенностями нашей страны являются крайне неоднородная зона покрытия, а также параллельное сосуществование сотовых сетей нескольких поколений и стандартов: GSM (с поддержкой протоколов передачи данных GPRS и EDGE), UMTS (HSPA), CDMA2000 (EV-DO), LTE и ряда других. При этом покрытие сетей третьего и четвертого поколений, обеспечивающих наиболее высокую скорость доступа, пока ограничено густонаселенными районами крупных городов и их ближайших окрестностей, в то время как на многих территориях доступна лишь сеть стандарта GSM с поддержкой GPRS. Таким образом, даже наличие самого современного клиентского оборудования отнюдь не гарантирует стабильно высокую скорость соединения в мобильных условиях: важно учитывать, в каком месте вы собираетесь его эксплуатировать.

 

Воспользоваться бесплатной услугой беспроводного доступа в Интернет
по Wi-Fi, предоставляемой оператором «Мегафон», могут посетители
ряда столичных парков: «Петровский», «Бабушкинский», «Измайловский» (на фото),
«Сокольники», «Лианозовский», «Таганский», «Красная Пресня»,
«Сад имени Н.Э. Баумана», «Кузьминки — Люблино», «Фили»,
а также усадьбы-заповедника «Коломенское»

Вторая по популярности технология мобильного беспроводного доступа в Интернет — Wi-Fi. Десять лет тому назад (в начале 2003 года) с подачи Intel стартовала масштабная кампания по популяризации технологии Wi-Fi, приуроченная к выпуску первых ноутбуков на базе платформы Centrino. Одновременно началось развертывание публичных зон беспроводного доступа Wi-Fi (так называемых хот­спотов) для обеспечения возможности подключения клиентских устройств к Интернету в общественных местах.

Сначала казалось, что в скором времени Wi-Fi станет доминирующей технологией беспроводного доступа в Интернет с мобильных устройств, во всяком случае в крупных населенных пунктах. Но спустя пару лет стало очевидно, что данная идея утопична. Дело в том, что технология Wi-Fi хорошо подходит для организации беспроводных локальных сетей на относительно небольшой площади (в пределах квартиры, офиса, магазина), однако для создания сплошной зоны покрытия на больших территориях оказалась малопригодной. Один из принципиальных недостатков Wi-Fi — малый радиус действия точек доступа, вследствие чего для покрытия большой площади требуется устанавливать огромное количество оборудования. Естественно, это соответствующим образом отражается на стоимости развертывания и обслуживания той или иной инфраструктуры. Именно по этой причине городская беспроводная сеть, базирующаяся на технологии Wi-Fi, вряд ли будет успешным в коммерческом плане предприятием. Наглядным подтверждением тому стал печальный опыт компании «Голден Телеком», которая так и не сумела разработать эффективную бизнес-модель по продаже услуг беспроводного доступа через Wi-Fi в Москве и несколько лет тому назад была поглощена «Вымпелкомом».

Сегодня технология Wi-Fi на отечественном рынке мобильного доступа в Интернет, по сути, является нишевым решением, которое наиболее эффективно для обслуживания многочисленных групп абонентов, сосредоточенных на небольшой площади. Зоны беспроводного доступа на базе Wi-Fi сейчас функционируют во многих магазинах, торговых центрах, гостиницах, предприятиях общественного питания, вокзалах, аэропортах и т.д. В последнее время запущен ряд проектов для пассажиров общественного транспорта (см. врезку). Однако необходимо отметить, что во многих случаях услуги беспроводного доступа в Интернет предоставляются бесплатно, так что говорить о коммерческой эффективности подобных проектов не приходится.

Помимо сотовых сетей и Wi-Fi существуют и другие технологии беспроводного подключения к Интернету в мобильных условиях (например, через спутниковый канал), однако в настоящее время их доля исчезающе мала.

Таким образом, сейчас у российских пользователей нет реального выбора между разными технологиями доступа. Для эпизодического подключения к Интернету можно (с определенными оговорками) довольствоваться бесплатными хот­спотами. Однако если необходимо обеспечить постоянное подключение устройства к Интернету на улице, в автомобиле и т.д., то в большинстве случаев сделать это позволяет только сотовая сеть. Так что задача пользователя сводится к выбору оператора сотовой связи с наиболее привлекательным тарифным планом и приемлемой зоной покрытия.

Тенденции

Чтобы проиллюстрировать текущую ситуацию на российском рынке мобильного Интернета, приведем результаты исследования, проведенного сотрудниками компании J’son & Partners Consulting. В минувшем году численность россиян, получающих доступ к Интернету через сотовые сети, достигла 40 млн человек. Аналитики отмечают, что в распоряжении некоторых абонентов имеется более одного мобильного устройства, и если выражать емкость рынка в количестве активных SIM-карт, владельцы которых хотя бы изредка пользуются услугами мобильного доступа в Интернет, то она составит порядка 65,5 млн.

Согласно результатам исследований, наиболее популярным среди россиян устройством для подключения к Интернету в мобильных условиях по-прежнему является сотовый телефон. В минувшем году в России насчитывалось 40,5 млн владельцев устройств этого типа, которые хотя бы изредка пользовались услугами мобильного доступа в Интернет. При этом аудитория активных пользователей смартфонов составила 22,5 млн абонентов, а планшетов — всего 2,5 млн.

 

Доля смартфонов
в структуре парка мобильных
устройств быстро растет

Впрочем, что касается планшетов, то здесь вести подсчеты достаточно сложно. Дело в том, что далеко не у всех представленных в продаже моделей предусмотрен встроенный модуль сотовой связи, а следоватеьно, подключение к Интернету в мобильных условиях осуществляется через другие устройства — мобильные телефоны, смартфоны, портативные маршрутизаторы и т.д.

Одной из устойчивых тенденций развития российского рынка является быстрый рост доли смартфонов: по сравнению с показателями 2011 года она увеличилась почти вдвое — на 88%. Столь же высокими темпами растет и аудитория пользователей планшетов. Важным фактором, способствующим росту популярности смартфонов и планшетов, эксперты считают быстрое развитие онлайновых сервисов и приложений (включая средства доступа к информации в социальных сетях, поиска в Интернете, навигации, воспроизведения потокового медиаконтента и т.д.), создаваемых специально для мобильных устройств, в основном базирующихся на ОС Android и iOS.

 

Пользователи планшетов потребляют
значительно больше трафика по сравнению
с владельцами мобильных телефонов

Кроме того, имеет значение размер и разрешение экрана: чем больше эти показатели, тем больше возможностей получает владелец устройства. Например, обладатели планшетов с экраном, имеющим разрешение 1024×768 пикселов и более, могут комфортно пользоваться полными версиями веб­сайтов, в то время как владельцы устройств с небольшими экранами меньшего разрешения вынуждены довольствоваться лишь мобильными версиями. Кроме того, чем больше размер экрана, тем чаще устройство используется для воспроизведения видео, в том числе и потокового, которое обеспечивает значительное увеличение трафика.

Что касается объемов потребляемого трафика, то этот показатель напрямую зависит от функциональных возможностей и технологического уровня имеющегося устройства. Данный тезис в полной мере подтверждается статистическими данными. Так, средний объем потребления трафика владельцами мобильных телефонов составил 50 Мбайт в месяц. В то же время аналогичный показатель среди пользователей смартфонов достиг 303 Мбайт, а наиболее высокий показатель вполне ожидаемо зафиксирован среди обладателей планшетных ПК — 450 Мбайт в месяц.

Wi-Fi в общественном транспорте

В последнее время в России реализован ряд проектов по развертыванию зон беспроводного доступа в общественном транспорте. Например, в Москве беспроводными точками доступа оборудованы автобусы, курсирующие по маршрутам 400К и 400 (от ост. «Северная» в Зеленограде до ст. метро «Речной вокзал» и «Митино»).

В начале апреля нынешнего года компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) совместно с СПб ГУП «Горэлектротранс» запустили в Санкт-Петербурге проект «Трамвай, полный Wi-Fi», в рамках которого пассажирам городского электрического транспорта предоставляется бесплатная услуга беспроводного доступа в Интернет. Клиентские устройства соединяются по Wi-Fi с установленным в трамвае беспроводным маршрутизатором, который, в свою очередь, подключается к Интернету через сотовую сеть третьего поколения. На первом этапе компания МТС установила беспроводные маршрутизаторы в десяти трамваях, курсирующих по маршрутам № 43 (ст. м. «Купчино» — ст. м. «Московские ворота»), № 45 (пр-т Ю. Гагарина — ст. м. «Купчино») и № 100 (остановка Придорожная аллея — остановка «Ручьи»). Узнать трамваи, оборудованные зонами беспроводного доступа, можно по специальной раскраске вагонов (см. фото).

 

ОАО «Российские железные дороги» совместно с оператором «Мегафон» оснастили беспроводными точками доступа фирменные поезда «Сапсан» (курсирующие из Москвы в Санкт-Петербург и Нижний Новгород) и Allegro (Санкт-Петербург – Хельсинки).

Перспективы

Как утверждают аналитики, в минувшем году примерно 83% российских пользователей Интернета хотя бы изредка подключались к Всемирной сети по беспроводному каналу (в том числе через сотовые сети, публичные зоны доступа Wi-Fi и пр.). Тем не менее основным способом доступа по-прежнему остается фиксированное подключение по проводным линиям связи. Лишь 8% российских пользователей Интернета задействуют беспроводное подключение чаще фиксированного, и только 4% используют исключительно беспроводное подключение.

Можно выделить несколько факторов, сдерживающих развитие рынка мобильного доступа в Интернет в нашей стране. Во­первых, это достаточно высокая стоимость услуг мобильного доступа. Кроме того, тарифная политика ведущих операторов не отличается прозрачностью: условия большинства так называемых безлимитных тарифов на деле имеют множество ограничений и оговорок.

Во­вторых, зона покрытия сотовых сетей на территории нашей страны крайне неоднородна. По этой причине абоненты нередко испытывают серьезные неудобства, возникающие вследствие низкой скорости соединения. Воспользоваться преимуществом широко разрекламированных технологий сотовой связи третьего и четвертого поколений пока можно только в крупных городах.

В-третьих, — это высокая стоимость мобильных устройств с развитой функциональностью. Как уже было упомянуто, объем потребляемого трафика напрямую зависит от технологического уровня и функциональных возможностей устройства. Соответственно росту доли дорогих устройств будут увеличиваться и объемы потребляемого трафика. Однако в современной экономической ситуации далеко не у всех абонентов есть возможность приобретать дорогие устройства с поддержкой новейших технологий.

Тем не менее эксперты прогнозируют значительный рост российского рынка мобильного доступа в Интернет в текущем году. Он будет происходить как вследствие качественных изменений структуры парка клиентских устройств (в первую очередь заметного увеличения доли смартфонов и планшетных ПК), так и благодаря постепенному снижению тарифов на услуги мобильного доступа в Интернет.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 05'2013

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует