Хроники «зазеркалья»: под знаком Micro Four Thirds

Сергей Асмаков

Премьера Olympus

Новинки Panasonic

Черная магия видео

Новая оптика

 

Главными ньюсмейкерами апреля стали компаньоны по альянсу Micro Four Thirds — Olympus и Panasonic. Именно их новинкам посвящена большая часть этого выпуска. Кроме того, мы расскажем о компактной видеокамере от Blackmagic Design и новых объективах для незеркальных камер разных систем.

Премьера Olympus

В большинстве случаев новости на страницах журнала по вполне понятным причинам отстают от публикаций в онлайновых СМИ. Однако на этот раз у нас появилась уникальная возможность рассказать о новинке практически одновременно с интернет-изданиями.

Итак, 11 мая состоялся официальный анонс фотоаппарата Olympus PEN E-P5. В дизайне этой камеры прослеживаются модные ныне ретро­мотивы, удачно сочетающиеся с продуманной эргономикой и современными качественными материалами. Прямой доступ к управлению некоторыми параметрами (величиной чувствительности, коррекцией экспозиции и т.д.) обеспечивают два колесика: одно расположено непосредственно под спусковой кнопкой, другое — в верхнем правом углу задней панели. При помощи небольшого рычажка можно быстро переключать пары функций, ассоциированных с этими органами управления.

Что касается техники, то аппарат оборудован 16-мегапиксельным КМОП-сенсором Live MOS формата 4/3 дюйма, процессором TruePic Turbo V и байонетом для установки сменных объективов системы Micro Four Thirds. В камере применена пятиосевая система стабилизации изображения, работающая по принципу сдвига платформы со светочувствительным сенсором относительно оптической оси объектива. Она способна не только компенсировать смещение корпуса камеры по вертикальной и горизонтальной осям, но и столь же эффективно реагировать на вращательное движение. Кроме того, предусмотрены специальные режимы стабилизации по одной оси (вертикальной или горизонтальной), что весьма удобно при съемке движущихся объектов с проводкой.

Одна из уникальных особенностей Olympus PEN E-P5 — новый затвор, позволяющий делать снимки с временем экспозиции до 1/8000 с (у конкурирующих аппаратов минимальная величина этого параметра составляет 1/4000 с). Это обеспечивает большую гибкость в выборе настроек при использовании светосильной оптики.

 

Фотоаппарат Olympus PEN E-P5 с объективом M.Zuiko Digital 17mm 1:1.8

Для съемки в условиях недостаточной освещенности у Olympus PEN E-P5 имеется выдвигающаяся встроенная вспышка. Кроме того, в центре верхней плоскости корпуса предусмотрен «горячий башмак» для установки внешней вспышки и других аксессуаров.

Аппарат оснащен ЖК-дисплеем высокого разрешения (1,04 млн пикселов) с 3-дюймовым сенсорным экраном, который обеспечивает управление настройками и различными функциями, в том числе возможностью выбора точки фокусировки путем прикосновения к соответствующей области изображения. Дисплей установлен на платформе с изменяемым углом наклона, которая позволяет направить экран вверх либо вниз. В качестве опции доступен съемный электронный видоискатель VF-4, оборудованный ЖК-панелью высокого разрешения (2,36 млн пикселов). Конструкция позволяет изменять угол наклона видоискателя в пределах 90°. Специальный сенсор обеспечивает автоматическое переключение изображения с дисплея камеры на видоискатель и обратно.

В Olympus PEN E-P5 применена быстродействующая система автоматической фокусировки FAST AF (Frequency Acceleration Sensor Technology) — такая же, как и в фотоаппарате Olympus OM-D E-M5, и реализована функция Focus Piking, при активации которой на экране выделяется черным или белым цветом участок изображения, находящийся в фокусе.

Как и многие модели этого года, Olympus PEN E-P5 оборудована встроенным беспроводным адаптером Wi-Fi. Для максимально простой и быстрой настройки соединения с мобильными устройствами реализовано весьма оригинальное решение. На дисплей камеры можно вывести изображение QR-кода, содержащего параметры соединения. Для установления связи достаточно считать этот QR-код при помощи встроенной камеры мобильного устройства.

Специальное приложение, устанавливаемое на мобильные устройства, обеспечивает доступ к целому ряду функций. В частности, можно оперативно передавать снимки и видеоролики с фотоаппарата на планшет или смартфон. Кроме того, реализована возможность дистанционного управления работой камеры и трансляции «живой» картинки на экран мобильного устройства. При подключении к устройству, оборудованному GPS-приемником, приложение позволяет внести записи о месте съемки в тэги графических файлов, хранящихся на карте памяти фотоаппарата.

Модель Olympus PEN E-P5 будет доступна в трех различных вариантах оформления.

Новинки Panasonic

В апреле компания Panasonic анонсировала сразу две модели системы Micro Four Thirds нового, уже пятого по счету поколения. Правда, в индексах новинок фигурирует цифра 6 — по той причине, что Panasonic по каким­то соображениям предпочла в нумерации пропустить четверку. Младшая из представленных моделей — Lumix DMC-GF6 — по дизайну и габаритам тяготеет к компактным фотоаппаратам, в то время как старшая Lumix DMC-G6 больше похожа на уменьшенную зеркалку.

Оба аппарата предназначены для использования со сменными объективами системы Micro Four Thirds. Оснащение включает 16-мегапиксельный КМОП-сенсор Live MOS формата 4/3 дюйма и новый процессор Venus Engine.

Модель Lumix DMC-GF6 оборудована 3-дюймовым ЖК-дисплеем высокого разрешения (1 млн пикселов) с сенсорной панелью на базе проекционно­емкостной технологии. Он установлен на платформе с изменяемым углом наклона, причем конструкция подвижного сочленения позволяет наклонять дисплейную панель вниз, а также поднимать ее вертикально вверх — таким образом, что экран видно со стороны объектива. Это значительно упрощает компоновку кадра при съемке автопортретов.

 

Фотоаппарат Lumix DMC-GF6 с зум-объективом
Lumix G X Vario PZ 14-42mm F3.5-5.6 Asph. POWER O.I.S.

Фотоаппарат Lumix DMC-G6 оснащен ЖК-дисплеем с аналогичными характеристиками, но иным способом крепления. В данном случае это поворотная платформа, обеспечивающая две степени свободы и широкий диапазон возможных положений экрана. Помимо дисплея в этой модели установлен электронный видоискатель на базе OLED-панели (1,44 млн пикселов) с диоптрийной коррекцией. Датчик приближения обеспечивает автоматическое переключение изображения с дисплея на видоискатель и обратно.

Обе камеры оборудованы выдвигающейся встроенной вспышкой. У Lumix DMC-G6 также предусмотрен «горячий башмак» для подключения внешней вспышки и различных аксессуаров.

В обеих новинках применена быстродействующая система автоматической фокусировки по контрасту Light Speed AF. Как утверждают разработчики, она способна обеспечить высокую точность фокусировки даже в условиях слабой освещенности. Есть режим следящего автофокуса и функция выбора точки фокусировки путем прикосновения к соответствующей области изображения на экране встроенного дисплея.

Еще одна технологическая новинка, реализованная в моделях пятого поколения, — улучшенный алгоритм шумоподавления, позволяющий более эффективно справляться с характерными артефактами изображения, которые возникают при съемке с высокой чувствительностью.

Следуя в русле актуальных тенденций, разработчики оснастили оба аппарата встроенными средствами беспроводных коммуникаций. Адаптер Wi-Fi (IEEE 802.11b/g/n) позволяет подключать камеру к беспроводной локальной сети либо непосредственно к другим устройствам. Функция Wi-Fi Direct обеспечивает трансляцию медиапотока на DLNA-совместимое оборудование.

Бесплатное приложение Panasonic Image App, доступное для устройств с ОС Android и iOS, позволяет загружать снимки и видеоролики с камеры на смартфон или планшет. Кроме того, с мобильного устройства можно управлять фотоаппаратом, в том числе спуском затвора, фокусировкой, величиной коррекции экспозиции, настройками диафрагмы и выдержки (в творческих режимах). При этом на экран мобильного устройства в режиме реального времени с частотой 30 кадров в секунду транслируется изображение, воспринимаемое сенсором камеры.

Помимо адаптера Wi-Fi в обеих камерах также имеется трансивер NFC, обеспечивающий максимально простую настройку беспроводного соединения при взаимодействии с мобильными устройствами, оснащенными данной опцией.

На верхней панели корпуса Lumix DMC-GF6 установлен вращающийся селектор выбора основных режимов, а также рычажок управления приводом трансфокатора, выполненный в виде кольца, опоясывающего спусковую кнопку. Он позволяет изменять фокусное расстояние при установке на фотоаппарат зум­объективов, оборудованных моторизованным приводом трансфокатора. Кроме того, при выборе соответствующей настройки в меню этот орган управления можно задействовать для оперативного изменения величины коррекции экспозиции.

 

Органы управления на верхней панели фотоаппарата Lumix DMC-GF6

У Lumix DMC-G6 также имеется вращающийся селектор выбора основных режимов, а для управления моторизованным приводом трансфокатора предусмотрен вертикальный качающийся рычажок, установленный перед спусковой кнопкой.

Обе камеры позволяют сохранять статичные изображения в виде файлов JPEG и/или RAW, а также стереофотографии в формате MPO. Максимальный размер снимков — 4592×3448 пикселов для модели Lumix DMC-GF6 и 4608×3456 пикселов для Lumix DMC-G6. В настройках можно выбрать желаемое соотношение сторон кадра из четырех вариантов — 4:3, 3:2, 16:9 либо 1:1.

В распоряжении фотографа имеется набор сюжетных программ и полный комплект творческих режимов (P/A/S/M); предусмотрена функция блокировки настроек фокусировки и экспозиции (AE/AF Lock). Для новичков реализован «интеллектуальный» режим iA+ (Intelligent Auto Plus), при активации которого задействуются автоматические функции оптимизации динамического диапазона, определения типа сцены, распознавания лиц и выбора настройки чувствительности.

По сравнению с моделями четвертого поколения расширен набор художественных фильтров и специальных режимов (Creative Control). Одна из новинок — режим Stop Motion Animation, позволяющий составить видеоролик из последовательности снятых кадров (например, чтобы создать эффект движения зрителя вокруг какого-либо объекта). Функция Clear Retouch предназначена для удаления со снимка нежелательных объектов. Пользователю достаточно лишь прикоснуться к изображению этого объекта на экране.

Помимо фотографий обе камеры позволяют снимать видео стандартной и высокой четкости (до 1080 линий) с частотой 30 и 60 кадров в секунду с прогрессивной и чересстрочной разверткой соответственно. Формат видеофайлов — MPEG-4 или AVCHD. Предусмотрен набор художественных фильтров для видео.

Оба аппарата оснащены полноразмерным SD-слотом и поддерживают работу со сменными носителями SD, SDHC и SDXC (в том числе класса UHS-I). Для подключения к ПК и внешнему оборудованию имеются аналоговый AV-выход, интерфейс USB и порт HDMI. У модели Lumix DMC-G6 помимо этого предусмотрены разъемы для подключения проводного пульта ДУ и внешнего микрофона (2,5-мм и 3,5-мм mini-jack соответственно).

Источниками автономного питания камер служат съемные литий­ионные аккумуляторы.

 

Фотоаппарат Lumix DMC-G6 с зум-объективом
Lumix G X Vario PZ 14-42mm F3.5-5.6 Asph. POWER O.I.S.

Размеры корпуса Lumix DMC-GF6 (без объектива) — 111,2×64,8×38,4 мм; вес — 323 г. Данная модель будет доступна в корпусе черного, белого, коричневого и красного цвета.

Размеры фотоаппарата Lumix DMC-G6 (без объектива) – 122,45×84,6×71,4 мм; вес — 390 г. Цветовая гамма включает три варианта: черный, белый и серебристый.

В комплект поставки камер входит фирменное ПО PHOTOfunSTUDIO 9.2 и RAW-конвертер Silkypix Developer Studio 3.1 SE.

 

Зум-объектив Lumix G Vario 14-140mm F3.5-5.6 ASPH Power O.I.S.

Новые фотоаппараты можно будет приобрести как отдельно, так и в составе kit-комплектов с объективами Lumix G Vario 14-42mm F3.5-5.6 II Asph. MEGA O.I.S., Lumix G Vario 45-150mm F4.0-5.6 Asph. MEGA O.I.S. и Lumix G X Vario PZ 14-42mm F3.5-5.6 Asph. POWER O.I.S.

Помимо пары фотокамер компания Panasonic представила в апреле и новый объектив системы Micro Four Thirds — 10-кратный зум Lumix G Vario 14-140mm F3.5-5.6 ASPH Power O.I.S. (экв. 28-280 мм). Он оснащен механическим приводом трансфокатора, семилепестковой диафрагмой и встроенной системой оптической стабилизации изображения. Конструкция оптического тракта включает 14 элементов в 12 группах, в том числе три асферические линзы и две из стекла со сверхнизкой дисперсией.

Минимальная дистанция фокусировки составляет 30 см независимо от положения трансфокатора. На тубусе объектива имеется кольцо ручного управления фокусировкой и ползунок для включения и отключения системы стабилизации изображения. Конструкция предусматривает возможность установки светофильтров с резьбой диаметром 58 мм. Объектив выполнен в корпусе черного цвета длиной 75 и диаметром 67 мм.

Черная магия видео

Парк оборудования, совместимого с оптикой наиболее популярных незеркальных систем, пополняется не только фотоаппаратами, но и видеокамерами. В начале апреля компания Blackmagic Design объявила о выпуске модели с простым и незатейливым названием Pocket Cinema Camera (дословно — «карманная кинокамера»). Эта камера оснащена 2-мегапиксельным светочувствительным сенсором формата Super 16 (физический размер рабочей области — 12,5×7,4 мм; соотношение сторон 16:9) и рассчитана на использование сменных объективов системы Micro Four Thirds. Одной из особенностей данной модели является возможность записи несжатого видео с разрешением 1080 линий с прогрессивной разверткой в формате 4:2:2 ProRes с разрядностью 10 бит и битрейтом 220 Мбит/с. На 64-гигабайтный носитель SDXC уместится примерно 50 минут видео в таком формате. Как утверждают разработчики, динамический диапазон записываемого видеосигнала достигает 13 EV. Позже производитель обещает реализовать возможность записи видео в 12-битном формате CinemaDNG (данная функция появится после обновления микропрограммы).

 

Видеокамера Blackmagic Pocket Cinema Camera
с объективом Lumix G 14mm F2.5 Asph

Камера оборудована 3,5-дюймовым ЖК-дисплеем (480 тыс. пикселов), встроенными стереомикрофоном и монофоническим динамиком, аналоговыми линейным и микрофонным входами, а также выходом для подключения наушников. Предусмотрен и разъем LANC для дистанционного управления фокусировкой, диафрагмой, а также запуском и приостановкой записи. В камере имеется выход HDMI, через который можно транслировать «живую» картинку на внешний монитор.

Для работы в автономном режиме предусмотрена аккумуляторная батарея, емкости которой хватит примерно на час видеосъемки. При работе в студии пригодится разъем для подключения внешнего источника питания (12 В постоянного тока). На верхней и нижней панелях корпуса камеры имеются стандартные отверстия с резьбой для крепления на штативе.

Размеры корпуса Pocket Cinema Camera — 128х38х66 мм; вес — 355 г. В продаже эта модель появится в июле текущего года по цене порядка 1000 долл.

Новая оптика

В заключительной части обзора мы собрали новости, касающиеся новой оптики для незеркальных систем.

В середине апреля компания Fujifilm официально представила новый телеобъектив серии XF, а также обнародовала планы по расширению линейки оптики для аппаратов с байонетом X mount. Телезум Fujinon XF 55-200mm F3.5-F4.8 R LM OIS (экв. 83-300 мм) выполнен в корпусе диаметром 75 и длиной 118 мм, оснащен оптической системой стабилизации изображения, механическим приводом трансфокатора и семилепестковой диафрагмой. Данная модель разработана специально для фотоаппаратов, оснащенных сенсором формата APS-C, что позволило сделать корпус максимально компактным. В приводе системы автоматической фокусировки установлены два линейных электродвигателя, благодаря которым удалось сократить время его срабатывания до 0,28 с. Как утверждают разработчики, высокая эффективность оптической системы стабилизации изображения позволяет в 4,5 раза увеличить время экспозиции кадра без заметного увеличения риска смазывания снимка.

Оптический тракт объектива, включающий 14 элементов в десяти группах, в том числе линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией — две ED (Extra-low Dispersion) и одна Super ED, обеспечивает низкий уровень хроматических аберраций. Фирменное многослойное покрытие HT-EBC снижает риск появления на снимках таких нежелательных артефактов, как отражения, блики и фантомные объекты.

 

Объектив Fujinon XF 55-200mm F3.5-F4.8 R LM OIS

На корпусе объектива имеются кольца для ручного управления фокусировкой и диафрагмой, а также переключатели для активации системы стабилизации изображения и режима ручного управления диафрагмой.

Минимальная дистанция фокусировки составляет 1,1 м во всем диапазоне фокусных расстояний. Максимальное увеличение — 0,18х. Конструкция предусматривает возможность установки светофильтров с резьбой диаметром 62 мм. Весит объектив 580 г.

В конце текущего года Fujifilm планирует представить еще три модели. Первым будет выпущен компактный штатный объектив Fujinon XF 27mm F2.8 с фиксированным фокусным расстоянием (экв. 41 мм; 1:2,8). Затем линейку сменной оптики XF пополнят сверхширокоугольный зум Fujinon XF 10-24mm F4 R OIS (экв. 15-36 мм; 1:4,0), оснащенный оптической системой стабилизации изображения, а также светосильный объектив с фиксированным фокусным расстоянием Fujinon XF 23mm F1.4 R (экв. 35 мм; 1:1,4). В начале 2014 года Fujifilm намерена выпустить светосильный портретный объектив с фиксированным фокусным расстоянием Fujinon XF XF 56mm F1.2 R (экв. 84 мм; 1:1,2).

В ближайшие недели ожидается выпуск двух объективов Carl Zeiss с фиксированным фокусным расстоянием: 32mm f/1.8 Planar и 12mm f/2.8 Distagon. Каждая из моделей будет представлена в двух вариантах исполнения: для камер с байонетом X mount и E mount. Согласно предварительной информации, эти объективы поступят в продажу уже в июне.

И наконец, в середине мая ожидается анонс светосильного объектива Nikkor с фиксированным фокусным расстоянием 32 мм (экв. 86 мм; 1:1,2) для камер системы Nikon 1.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 05'2013