Гаджеты в автомобиле

Сергей Асмаков

Добро пожаловать в прошлое

Проблема выбора: прогресс или прибыль

Новая концепция

Заключение

 

Долгое время встроенные информационно-развлекательные системы автомобилей были вещью в себе. Однако в нынешних условиях такой подход выглядит явным анахронизмом. Не имея возможности поспевать за технологической гонкой в сегменте мобильных устройств, автопроизводители вынуждены в корне менять подход к созданию бортовых электронных систем.

Добро пожаловать в прошлое

Сложившаяся ситуация со стороны выглядит полнейшим абсурдом. Имея при себе современный и мощный мини-компьютер, автовладельцы вынуждены во время поездок пользоваться устаревшей электроникой с примитивным (и даже не всегда локализованным) интерфейсом и весьма ограниченными функциональными возможностями.

Нередко создается впечатление, что сотрудники пресс­служб автопроизводителей безнадежно застряли в 1990-х годах. Они с неподдельной гордостью сообщают в пресс­релизах, посвященных выпуску очередной модели, о внедрении таких функций, как беспроводное подключение к Интернету, голосовое управление и т.п. Возможно, это производит впечатление на неосведомленных покупателей, проживающих в уединенных местах, где еще нет электричества, Интернета и сотовой связи. Однако любой, кто имеет в своем распоряжении даже недорогой (ценой в 5-6 тыс. руб.) смартфон, лишь недоуменно пожмет плечами: а что, собственно, в этом удивительного? Пользователям современных мобильных устройств доступны и не такие «чудеса». Голосовой ввод на множестве языков, автоматическое обновление программного обеспечения, навигация с отображением дорожной ситуации в режиме реального времени, картографические сервисы с возможностью просмотра спутниковых снимков и панорам — всё это уже стало привычным и обыденным не только для технически продвинутых пользователей.

 

Многие водители предпочитают использовать для навигации
и ряда других задач смартфон, так как бортовые системы
имеют ограниченную функциональность и непривычный интерфейс

Конечно, есть объективные причины, в силу которых технологический уровень встраиваемых в автомобили информационно­развлекательных систем заметно отстает от мобильных устройств. На нынешнем этапе развития смена поколений аппаратных платформ смартфонов и планшетов происходит с поистине калейдоскопической скоростью. Даже флагманские устройства всего через год­полтора после начала выпуска оказываются устаревшими. Проблема заключается в том, что цикл разработки смартфона или планшета длится несколько месяцев, а современного автомобиля — несколько лет. И пока идет проектирование, доводка, испытания и сертификация новой модели, установленная в ней электроника уже безнадежно устареет. Таким образом, в современных условиях у автопроизводителей просто нет возможности поддерживать уровень бортовых электронных систем на должном уровне.

Естественно, возникает вопрос: имеет ли смысл делать информационно­развлекательную систему неотъемлемой частью автомобиля? Ведь даже у только что поступившей в автосалоны модели она будет заведомо устаревшей и не соответствующей ожиданиям требовательных пользователей. В конце концов у большинства покупателей уже имеются куда более современные (на момент покупки автомобиля) гаджеты, способные справиться с самыми разными задачами. Казалось бы, дело за малым: производителям необходимо лишь договориться о создании единого интерфейса, который обеспечил бы двустороннюю связь между мобильными устройствами и бортовым компьютером.

Такой подход позволит решить сразу несколько задач. Во­первых, исключить дублирование одних и тех же функций во встроенной системе и в мобильном устройстве, что дает возможность упростить конструкцию бортовой системы и снизить ее стоимость. Во­вторых, пользователь сможет самостоятельно устанавливать новые приложения, а при необходимости приобрести более современную модель мобильного устройства, то есть реализовать новые функции, не обращаясь на фирменный сервис и не меняя автомобиль.

Представим, как это должно выглядеть. Вы садитесь в автомобиль и подключаете свой смартфон или планшет к бортовой системе посредством кабеля либо беспроводного интерфейса. Интегрировав устройство в бортовую информационно­развлекательную систему, можно убрать его в специальную нишу или даже перчаточной ящик — доступ к приложениям и данным теперь осуществляется через интерфейс бортовой системы. Приложения, в свою очередь, получают доступ к данным бортовой системы контроля (таким как текущий уровень топлива в баке, средний расход горючего, расчетный пробег на остатке топлива и т.д.) и другого оборудования, например к показаниям термометра или изображениям, транслируемым со встроенных камер. Это позволяет реализовать различные функции (в частности, GPS-навигатор, видеорегистратор и т.д.) при помощи приложений, установленных на смартфоне.

На самом деле ничего фантастического в описанной ситуации нет. Технологии, необходимые для реализации подобных решений, уже созданы и широко применяются в серийно выпускаемых устройствах. Так что по большому счету всё упирается в позицию автопроизводителей. К сожалению, есть причины, в силу которых они в течение долгого времени предпочитали этого не делать.

Проблема выбора: прогресс или прибыль

Одной из главных причин являются сверхприбыли, которые автопроизводители получают от продажи опций и дополнительного оборудования. Не секрет, что себестоимость электронных компонентов, используемых во встраиваемых информационно­развлекательных системах, даже по самым скромным подсчетам в разы (а то и в десятки раз) меньше той цены, которую выкладывают за них покупатели новых машин. Например, доплата за установку информационно­развлекательной системы с функциями GPS-навигации и сотовой связи во многих моделях премиум­класса превышает 100 тыс. руб. А теперь подсчитайте, сколько новейших моделей смартфонов или планшетных ПК (каждый из которых, кстати, обладает гораздо большей вычислительной мощностью и куда более гибкими возможностями персонализации и программного апгрейда) можно приобрести на эту сумму. Мы даже не учитываем то обстоятельство, что к моменту поступления автомобиля в продажу аппаратная часть его бортовой электронной системы окажется уже безнадежно устаревшей.

Еще одна причина, тесно переплетающаяся с изложенной, заключается в том, что на нынешнем этапе развития мирового автопрома одним из главных направлений развития, обеспечивающих качественный рост и очевидность конкурентных преимуществ, является совершенствование бортовых электронных систем. Конечно, конструкторы автомобильных концернов по-прежнему уделяют внимание разработке двигателей, трансмиссии, подвески и т.д. Однако технологический уровень этих компонентов уже достиг той точки, когда плоды дальнейшей эволюции становятся практически незаметными для подавляющего большинства покупателей. А если они не увидят и не ощутят разницу, то как побудить их приобрести новую модель взамен имеющейся, которая еще вполне исправна?

Это задачу позволяет решить встраиваемая электроника. Рассмотрим простой пример. Появление на консоли розетки USB, обеспечивающей возможность воспроизводить на встроенной магнитоле музыку с любой флэшки, подзаряжать в дороге мобильные устройства от бортовой сети и т.д., заметит и оценит большинство покупателей. Но многие ли из них обратят внимание на сниженный на несколько процентов по сравнению с предыдущей моделью расход топлива или выброс двуокиси углерода? Ответ очевиден, как и то, что покупка пары метров кабеля и установка розетки USB обойдется производителю значительно дешевле разработки современного двигателя.

Именно поэтому развитие встроенной электроники в современных условиях является для автопроизводителей без преувеличения краеугольным камнем прогресса. При помощи относительно недорогих электронных компонентов можно реализовать огромное количество новых функций, на которые обратят внимание даже неискушенные покупатели. Неважно, что далеко не все имеющиеся возможности будут востребованы в повседневной жизни. Их внедрение крайне необходимо для продвижения новых моделей на рынке в условиях постоянно обостряющейся конкуренции. Кроме того, внедрение новых функций является эффективным инструментом для мотивации покупателей чаще менять автомобили.

Однако долго такая ситуация сохранятся не может. Владельцы смартфонов и планшетов, избалованные чуть ли не ежеквартальными сменами поколений мобильных устройств, хотели бы иметь такие же возможности и в бортовом информационно­развлекательном комплексе своего автомобиля. Желание вполне обоснованное, учитывая стоимость фирменных бортовых систем. Чем дальше, тем больше становится людей, осознавших тот факт, что им под видом новинки пытаются всучить устаревшую технику, да к тому же еще по многократно завышенной цене. И вполне закономерно, что покупатели новых автомобилей всё чаще отказываются от установки дорогих встроенных систем, предпочитая использовать вместо них уже имеющийся смартфон или планшет, установленный на специальном кронштейне.

Новая концепция

Не имея возможности угнаться за прогрессом в области мобильных устройств, автопроизводители вынуждены искать компромиссное решение. Чтобы не потерять доходы от продаж дорогих встраиваемых систем, необходимо кардинально изменить подход к их созданию, обеспечив возможность полноценного взаимодействия с мобильными устройствами.

В феврале 2011 года была основана организация Car Connectivity Consortium (CCC). Главным направлением ее деятельности стала разработка глобальных стандартов для интеграции портативных устройств и автомобильной электроники. В настоящее время членами консорциума стали уже более 90 компаний, включая мировых лидеров в области автомобилестроения (Daimler, General Motors, Hyundai Motor Company, Toyota и Volkswagen), а также производителей средств мобильных коммуникаций и бытовой электроники (Alpine, Clarion, Garmin, HTC, LG Electronics, Mitsubishi Electric, Motorola, Nokia, Panasonic, Samsung и Sony).

 

Для ряда моделей Chevrolet доступна информационно-развлекательная система
MyLink с поддержкой стандарта MirrorLink

Усилиями членов CCC был разработан стандарт Terminal Mode, впоследствии получивший коммерческое название MirrorLink. В феврале текущего года члены CCC утвердили спецификацию MirrorLink версии 1.0 (текст этого документа доступен для свободной загрузки на веб­сайте консорциума). MirrorLink позволяет получить доступ к хранящимся на смартфоне приложениям и данным со встроенного в автомобиль головного устройства. Работает данное решение аналогично функции удаленного доступа к рабочему столу другого ПК. Для трансляции изображения со смартфона на экран головного устройства и передачи управляющих команд в обратном направлении используется технология VNC (Virtual Network Computing). Двусторонняя связь осуществляется по протоколу TCP/IP, который не привязан к какому-либо физическому интерфейсу. Таким образом, соединение обеспечивается как по проводным (USB), так и по беспроводным интерфейсам (Wi-Fi, Bluetooth и т.д.).

Конечно, текущая спецификация MirrorLink далека от совершенства. В частности, при подключении к бортовой системе пользователь может запускать только те приложения, которые одобрены производителем автомобиля. Таким образом, при подключении одного и того же смартфона в моделях разных марок будет доступен разный набор возможностей. Чтобы расширить список «разрешенных» приложений, необходимо обновить ПО бортового компьютера, а сделать это можно только в авторизованном сервисе. Кроме того, из соображений безопасности заблокирован доступ к данным бортового компьютера для внешних приложений.

Некоторые эксперты также отмечают, что в текущей версии MirrorLink имеются существенные ограничения максимальной ширины полосы пропускания канала, который задействуется для передачи видеосигнала от смартфона к экрану бортовой системы. Это может негативно отразиться на качестве картинки при запуске мультимедийных приложений.

 

Для автомобиля Opel Adam можно заказать информационно-развлекательную
систему IntelliLink с поддержкой стандарта MirrorLink

Тем не менее отрадно, что процесс внедрения технологии MirrorLink в серийно выпускаемые автомобили постепенно набирает обороты. Еще в 2011 году Toyota представила информационно­развлекательную систему Touch Life с поддержкой технологии MirrorLink. Правда изначально в ней была предусмотрена возможность интеграции только смартфонов Nokia с ОС Symbian.

Большое количество анонсов ожидается в нынешнем году. Концерн General Motors уже предлагает в качестве опций к некоторым из своих автомобилей 2013 модельного года информационно­развлекательные системы с поддержкой MirrorLink. Например, новый компактный автомобиль Opel Adam можно оснастить бортовой системой IntelliLink. Она снабжена встроенным в центральную консоль цветным ЖК-дисплеем с 7-дюймовым сенсорным экраном и позволяет управлять настройками бортового компьютера и штатной аудиосистемой. При подключении к IntelliLink мобильного устройства с ОС Android и iOS 6 набор функций будет расширен. Пользователь в этом случае может задействовать дисплей встроенной системы для управления некоторыми приложениями, запускаемыми на подключенном устройстве (например, навигационной системой BringGo), получить доступ к сохраненным в его памяти медиафайлам, адресной книге и т.д. Соединение с мобильными устройствами возможно либо по Bluetooth, либо посредством USB-кабеля.

В IntelliLink также реализована поддержка системы помощи водителю Siri Eyes Free, созданной разработчиками Apple. Идея данного решения заключается в использовании голосовых команд для управления различными функциями и получения информации. Режим распознавания речи активируется специальной кнопкой на рулевом колесе. Таким способом можно совершать звонки и отправлять текстовые сообщения абонентам, внесенным в адресную книгу мобильного устройства, а также управлять воспроизведением звуковых записей. Ответы на вопросы водителя (например, о расчетном времени выполнения проложенного маршрута) система выводит в виде голосовых сообщений, транслируемых через аудиосистему автомобиля.

Схожая система под названием MyLink доступна и для ряда моделей Chevrolet, в частности для нового Spark.

Заключение

Выпуск информационно­развлекательных систем с поддержкой стандарта MirrorLink стал важным шагом автопроизводителей в сфере интеграции бортовой электроники с внешними устройствами. Пока что у подобных решений есть немало недостатков и ограничений, да и заказать их можно лишь для считанных моделей. Однако движение в этом направлении внушает оптимизм, и можно не сомневаться, что выявленные в ходе эксплуатации недостатки будут устранены в последующих версиях стандарта.

 

Система Volvo On Call обеспечивает удаленный доступ
к бортовой системе автомобиля со смартфона

Не исключено, что в перспективе интеграция мобильных устройств с бортовыми системами автомобиля не будет ограничена лишь локальным подключением. Немало полезных функций можно реализовать, воспользовавшись удаленным соединением через Интернет. Одним из прообразов подобных решений является система Volvo On Call, которую уже можно заказать для ряда моделей Volvo. При помощи одноименного приложения, доступного для мобильных устройств с ОС Android и iOS, владелец может проверить со своего смартфона или планшета, закрыты ли окна и заперты ли замки дверей автомобиля и при необходимости выполнить соответствующие действия. Кроме того, система позволяет получить данные о количестве топлива в баке и совершенных поездках, вывести сообщение о необходимости замены перегоревших ламп, найти автомобиль на парковке или включить обогрев салона в заданное время.

В общем, перспективы открываются поистине грандиозные. Осталось лишь дождаться внедрения новых технологий в массовые модели.

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 08'2013


Наш канал на Youtube

1999 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2000 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2001 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2002 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2004 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2005 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2006 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2007 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2008 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2010 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2011 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2012 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2013 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Популярные статьи
КомпьютерПресс использует