oldi

Российский рынок проекторов: островок благополучия

Сергей Асмаков

Статистика внушает оптимизм

Национальные особенности

Направления развития

Взгляд в будущее

 

На фоне заметного сокращения поставок ПК и многих видов периферийных устройств российский рынок проекторов выглядит вполне благополучно.

Статистика внушает оптимизм

По данным аналитической компании ITResearch, в течение I квартала текущего года в России было продано порядка 35 тыс. проекторов, что на 4,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012-го. А благодаря увеличению средневзвешенной стоимости устройств прибавка в денежном выражении оказалась еще больше — целых 14%.

Согласно информации агентства Future Source, по итогам минувшего года российский рынок проекторов поднялся на шестое место в мире по объему продаж. Сейчас наша страна в этом рейтинге уступает лишь Китаю, США, Германии, Индии и Франции. И это при том, что еще три года назад Россия фигурировала лишь в середине второго десятка.

Таким образом, ситуацию можно назвать вполне благополучной — особенно на фоне значительного снижения объемов продаж в сегментах ПК, мониторов, а также многих типов комплектующих и периферийных устройств. Тем не менее эксперты отмечают обозначившуюся в начале нынешнего года тенденцию к замедлению темпов роста российского рынка проекторов, причиной которого является ухудшение экономической ситуации.

Национальные особенности

Российский рынок проекторов во многом отличается от мирового. Одна из его характерных особенностей заключается в том, что конъюнктуру в нашей стране главным образом определяют корпоративные и государственные заказчики. По оценке специалистов российского представительства компании Epson, в 2012 году лишь каждый десятый проданный в нашей стране проектор был приобретен для использования в домашних условиях. Для сравнения: в Германии доля продаж проекторов для дома достигает 30%.

Значительную часть проданных в России проекторов по-прежнему составляют недорогие модели начального уровня. По итогам минувшего года доля таких устройств составила порядка 70% в количественном выражении. Это можно объяснить тем, что в 2012 году был отмечен значительный рост продаж проекторов в образовательные учреждения. Наиболее востребованными в 2012 году были модели с разрешением XGA с обычной и короткофокусной оптикой (последние сейчас наиболее востребованы как раз в сфере образования).

 

Значительную часть проданных в России проекторов
по-прежнему составляют недорогие модели начального уровня

Продажи специализированных моделей для домашнего кинотеатра пока невелики. Тем не менее эксперты отмечают, что в последнее время интерес конечных пользователей к этим продуктам возрос. Отчасти это вызвано некоторым застоем в сегменте телевизоров и дисплейных панелей. Модели с функцией отображения стереоскопической картинки в силу ряда объективных причин так и не получили широкого распространения, а аппараты с разрешением Ultra HD только-только начинают появляться в продаже и пока чересчур дороги (да и смотреть на них, по большому счету, еще нечего). Это в полной мере и подтверждает статистика продаж: и в минувшем году, и в начале нынешнего спрос на телевизоры (как в нашей стране, так и во всем мире) неуклонно снижался.

В такой ситуации пользователи начинают внимательно присматриваться к проекторам как к альтернативе телевизору с большим размером экрана. При сопоставимой цене проектор позволяет получить изображение гораздо большего размера, а кроме того, помогает создать дома атмосферу настоящего кинотеатра.

Направления развития

Конкуренция на мировом рынке проекторов становится всё более жесткой, что неизбежно влечет за собой обострение соперничества в технологической сфере. Разработчики трудятся над увеличением разрешающей способности, повышением яркости и контрастности изображения.

Наметилось и несколько новых тенденций. Так, в течение пары последних лет значительно увеличилась доля моделей, оснащенных короткофокусной и ультракороткофокусной оптикой. Такая конструкция позволяет размещать проектор в непосредственной близости от экрана, что весьма актуально при эксплуатации в небольших помещениях.

 

Объем продаж специализированных проекторов
для домашнего кинотеатра в России пока невелик

Еще одна тенденция — развитие функций интерактивного ввода. Подобные возможности востребованы главным образом в бизнес-сегменте и в моделях, поставляемых для образовательных учреждений.

Меняется и набор встроенных средств коммуникации. В последнее время в проекторах получают всё более широкое распространение беспроводные интерфейсы, а также функция трансляции изображения с мобильных устройств. В ряде моделей реализована возможность воспроизведения медиаконтента (в частности, графических и видеофайлов) с внешних USB-накопителей без подключения к ПК.

Взгляд в будущее

По мнению специалистов, у российского рынка проекторов еще есть потенциал для дальнейшего роста. Один из резервов — увеличение объемов продаж проекторов домашним пользователям. Однако на этом пути имеются объективные трудности: людям неискушенным сейчас крайне сложно разобраться в многообразии представленных на рынке моделей. Тем более что в условиях ужесточающейся конкуренции цикл обновления продуктовых линеек сокращается и уследить за всеми новинками становится всё сложнее. Кроме того, в современных проекторах используются различные технологии формирования изображения, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Однако в отличие от телевизоров, которые десятками выставлены на витринах практически всех крупных магазинов бытовой электроники, увидеть в действии проекторы можно лишь в немногих торговых точках.

 

Модели с ультракороткофокусной оптикой и функцией
интерактивного ввода наиболее востребованы в сфере образования

Таким образом, для увеличения продаж проекторов в домашний сегмент дистрибьюторам необходимо взять на себя просветительскую функцию. В частности, регулярно организовывать различные мероприятия и информационные кампании, которые позволили бы потенциальным покупателям узнать в доступной для неспециалистов форме о преимуществах и особенностях проекционной техники, ключевых характеристиках, принципиальных отличиях разных моделей и т.д. Разумеется, необходимо обеспечить возможность как можно большему числу желающих опробовать проекционную технику в действии — ведь, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Особенно когда дело касается принятия решения о покупке устройства ценой порядка 1000 долл. и выше.

На данный момент ситуация на российском рынке проекторов выглядит более­менее стабильной — особенно в сравнении с драматическим снижением продаж ПК, мониторов и компьютерных комплектующих. Однако не стоит забывать о том, что фундаментом, на котором зиждется нынешнее благополучие, являются государственные заказы, финансируемые в рамках ряда федеральных и региональных программ. Это означает, что в случае резкого ухудшения экономической ситуации и изменения приоритетов бюджетной политики спрос на проекционную технику в нашей стране может существенно уменьшиться.?

 

В начало В начало

КомпьютерПресс 09'2013